Научная статья на тему 'Инновации в подготовке будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений'

Инновации в подготовке будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Живолупова Нина Александровна

Обосновывается системообразующая роль инноваций в содержании образования при подготовке будущего специалиста социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений. Описан потенциал практикума профессиональной подготовки, рассмотрены возможности коммуникативных, информационных и художественно-творческих технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Живолупова Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в подготовке будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений»

компетентности руководителя проявляется на внешнепроцессуальном и внутреннесущностном уровнях. На внешнепроцессуальном уровне - как «неосознанная некомпетентность» (JI. Планкэтт, Е. Сибиль и др.), когда объективные изменения во внешней среде, порожденные рассмотренными выше процессами, вызывают профессиональные затруднения у руководителей, которые не всегда ощущают потребность в самостроительстве собственной компетентности. На внутреннесущностном уровне он предстает как «осознанная некомпетентность» (JI. Планкэтт, Е. Сибиль и др.), когда руководитель испытывает ощущение дефицита собственной компетентности и осознает потребность в преодолении профессиональных затруднений, отражающих обновление предмета управленческого труда.

Преодоление кризиса компетентности -предмет специально организуемой культурно-ко мпетентностной подготовки руководителей образовательных учреждений, концепция и методическая система которой разрабатываются в нашем исследовании.

Литература

Белова, С.В. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования: монография / С.В. Белова. М., 2006.

Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2003. №10. С. 8-14.

Видт, И.Е. Эволюция культурных эпох и образовательных моделей / И.Е. Видт / Новые ценности образования: культуросообразная школа. М., 2002. Вып. 11. С. 4 -12.

Гавриков, A.JL Образование взрослых в XXI веке: роль университетов в его развитии /

A.JI. Гавриков, Н.П. Литвинова. М., 2001.

Маркова, А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М., 1996.

Сахарчук, Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография / Е.И. Сахарчук. Волгоград, 2003.

Сериков, В.В. Общая педагогика: избр. лекции / В. В. Сериков. Волгоград, 2004.

Сибиль, Е. От «неосознанной некомпетентности» к «неосознанной компетентности» / Е. Сибиль, И. Гришина // Консультирование в области образования. СПб., 2000. Ч. III. С. 47-55.

H.A. ЖИВОЛУПОВА (Волгоград)

ИННОВАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обосновывается системообразующая роль инноваций в содержании образования при подготовке будущего специалиста социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений. Описан потенциал практикума профессиональной подготовки, рассмотрены возможности коммуникативных, информационных и художественно -творческих технологий.

Современный брак и семья как социальные институты переживают свой переходный период. В их функционировании можно выделить ряд социальных, психологических и педагогических проблем как объективного, так и субъективного характера. С одной стороны, эти проблемы вызваны историческими, социальными и психофизиологическими причинами, а с другой - обусловлены неспособностью современных мужчин и женщин адаптироваться к новым условиям жизни, связанным с общим социальным кризисом в современной России. Решение этих проблем в сфере семейно-брачных отношений требует привлечения специалистов социальной работы, а также психологов, педагогов, врачей и других представителей помогающих профессий. Вследствие этого назрела необходимость специальной подготовки специалистов социальной работы в данном направлении уже в процессе их профессионального обучения.

На современном этапе подготовка специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семей-но-брачных отношений осуществляется в условиях модернизации высшего образования, обусловленной переходом к лич-ностно-гуманитарной парадигме (Е.В. Бон-даревская, В.В. Зайцев, В.И. Данильчук,

В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.), реализацией принципа непрерывного педагогического образования (Н.М. Борытко, Н.К. Сергеев, Е.Н. Шиянов и др.). Эти тенденции обусловливают изменение как

© Живолупова Н. А., 2007

целевых, так и процессуальных характеристик учебного процесса. В их числе -ориентация не только на знаниевые, но и, прежде всего, на развивающие, воспитательные задачи в образовании, включение в содержание образования личностного опыта студента, уменьшение количества времени, отводимого на аудиторную работу, и увеличение доли самостоятельной работы студентов, использование эффективных педагогических технологий -проектных, диалоговых, игровых, компьютерных.

Наше исследование показало, что в современной образовательной практике возможно сфокусировать внимание в процессе подготовки будущих специалистов социальной работы на деятельности в сфере семейно-брачных отношений, которая включает супружеские, детско-родительские, семейно-ориентированные, альтернативные, предбрачные и так называемые «близкие» взаимоотношения (Кутузова Д.А., 2005). Реалии жизни таковы, что разные аспекты данной области человеческих взаимоотношений косвенно или напрямую являются предпосылкой большинства социальных проблем, например таких, как алкоголизм, социальное сиротство и пр. Вследствие этого целесообразно дифференцировать данную область в процессе подготовки студентов, рассмотреть ее с точки зрения системного подхода, что позволяет нам охарактеризовать его структурированность, основанную на междисциплинарных связях.

Анализ государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная работа» и исследований Н.П. Клу-шиной, В.А. Никитина и др. позволил нам выделить системообразующее содержание в процессе подготовки будущего специалиста к деятельности в сфере семейно-брачных отношений. Оно включает предметы из блока гуманитарных и социально-экономических, математических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Логика построения содержания профессиональной подготовки такова, что позволяет поэтапно конструировать и при необходимости корректировать процесс овладения знаниями в области научно-теоретических основ семьи и брака.

Процесс подготовки студентов к деятельности в сфере семейно-брачных отношений представлен нами в виде системы,

состоящей из 4 содержательных блоков. Основой первого блока является учебная дисциплина-практикум профессиональной подготовки «Мой клиент - социальная группа», в рамках которой студент может осуществить интеграцию знаний, полученных по дисциплинам общей профессиональной подготовки («Теория социальной работы», «Психология», «Педагогика», «Социология», «Философия» и др.), и актуализировать личный допрофессиональный опыт и ресурсы. Второй блок строится на базе общекультурных и специальных дисциплин, а также информации, полученной студентом в рамках учебных и производственных практик, что позволяет прослеживать и анализировать межпредметные связи. Это дает студенту возможность рефлексировать свои личные ресурсы и профессиональные возможности при работе с семьей или брачной парой на практике. Основой третьего блока является учебная дисциплина «Семьеведение», в рамках которой студент получает возможность проанализировать комплекс межпредметной интеграции, включающий построение прогноза о вкладе учебных дисциплин, изучаемых на завершающем этапе обучения; создать целостную картину теоретических и практических основ социальной работы в сфере семейно-брач-ных отношений; рефлексировать свой учебный профессиональной опыт в данной области; определить направление самостоятельной работы по углублению теоретических знаний, практических умений и навыков по вопросам семьи и брака. Четвертый блок - практикум профессиональной подготовки «Социальная работа в сфере семейно-брачных отношений». При освоении данного курса происходит активизация межпредметных связей, что способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у будущих специалистов, формированию у них компе-тентностного подхода к решению профессиональных проблем.

В анализируемой нами системе практикум профессиональной подготовки представлен как образовательная ситуация, в которой целевые приоритеты связаны с проектированием и апробацией студентом в учебно-профессиональной деятельности возможных способов профессионального поведения. Потенциал практикума для студента раскрывается за счет следующих ас-

пектов: 1) рассмотрение личной позиции студента, транслирующего свое представление о семье как о группе, о ее современном состоянии, тенденциях изменения, позволяет каждому студенту занимать активную позицию, рефлексировать свое представление о семье, получать запросы на комментарии дискуссионных моментов своей позиции и обратную связь от коллег по учебному сообществу; 2) будущий специалист аккумулирует информацию, полученную от других студентов в процессе дискуссии, ролевой игры, разбора конкретного случая из практики и т. д., это дает возможность зафиксировать свою личную позицию, определить мнение большинства в группе относительно рассматриваемого аспекта семейно-брачных отношений, выработать толерантное отношение к альтернативным точкам зрения, выделить филистерские взгляды на современную (эгалитарную) семью; 3) исследование опыта специалистов-практиков социальной работы позволяет студенту провести сравнительный анализ своего допрофессионального представления, на-учно-теоретического знания и опыта, полученного им в ходе практической деятельности с семьей как специфической малой группой и на этой основе совместно с преподавателем, выступающим в роли супервизора, и коллегами по учебной группе спроектировать свою профессиональную перспективу, возможности ее реализации в социальном пространстве специальных учреждений; 4) участие в минипроектах по полевому обследованию опыта социальных учреждений, занимающихся вопросами брака и семьи, формирует у студента реальное (практическое) представление о деятельности специалиста социальной работы в сфере семейно-брач-ных отношений, корректирует идеалистические взгляды на семью в социуме; студент осмысливает свой новый профессиональный опыт.

Основными формами учебной работы в рамках практикума профессиональной подготовки являются дискуссия, предметом которой может быть мнение и/или личный (семейный) архив студента, материалы и документы из средств массовой информации (газет, журналов, Интернета), а также опыт специалистов помогающих профессий; мозговой штурм по формированию общих позиций; работа с конк-

ретным случаем; ролевая игра; проектная деятельность; специальная социальная акция.

В условиях информатизации образования целесообразно интегрировать информационные и коммуникационные технологии в содержание образования будущих специалистов социальной работы. Данные технологии способствуют усовершенствованию системы подготовки студентов: повышают эффективность обучения за счет нового качества наглядности, интерактивности учебного процесса; оптимизируют темп работы студента; позволяют обеспечивать уровневую дифференциацию обучения, его индивидуализацию, в том числе выбор собственного маршрута; позволяют использовать вариативные источники учебной информации (Данилъчук Е.В., 2003).

Для актуализации знаний и личного опыта будущих специалистов социальной работы в рамках учебных занятий по курсу «Семьеведение» эффективны, как показывает наша опытно-экспериментальная работа, коммуникативные технологии, в частности, создание специального учебного проекта в ресурсах сети «Интернет». Студентам предлагается разработать в сети информационную страницу, включающую информацию о браке и семье, программу дистанционных подготовительных курсов для будущих супругов, форум, консультации. Деятельность студента по реализации учебного проекта в этом случае предполагает сбор информации о браке и семье; определение содержания курсов, составление самостоятельных заданий для будущих супругов, определение форм регистрации участников, вариантов заявок на прохождение курсов, временных рамок дистанционных курсов, установление этапов подготовки, определение возможности организации непрерывных курсов, составление индивидуальных программ обучения с учетом социально-демографиче-ских характеристик виртуальных клиентов; подбор тем для форума; проведение виртуальных консультаций по вопросам брака и семьи по e-mail, в режиме on-line в чате; составление с аннотацией каталога сайтов, содержащих дополнительную информацию.

Результаты нашей опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что подобная самостоятельная работа побуждает будущего специалиста занять про-

фессиональную позицию, составить представление о проблемах людей в сфере се-мейно-брачных отношений, выстроить работу в конкретном случае, определить возможные подходы к решению трудностей клиента через обсуждение в учебной группе.

Компьютерные игровые технологии представляют собой другой дополнительный ресурс в системе подготовки будущего специалиста социальной работы к взаимодействию с семьей, брачной парой. Интеграция в учебное содержание такого рода технологий способна повысить эффективность подготовки: сделать обучение интерактивным, вариативным, привнести в него элементы игры на основе имитационного моделирования процессов и явлений реального мира, сократить время освоения учебной информации, сделать процесс обучения интенсивнее, мобильнее И т. д.

Так, в практикуме «Социальная работа в сфере семейно-брачных отношений» в экспериментальном порядке мы использовали программу имитационного моделирования «The Sims» (разработчик Maxis) в жанре «симулятор жизни». В учебном процессе будущему специалисту социальной работы предлагается научиться использовать игру «The Sims» с целью социальной диагностики, т.е. рассматривается профессиональная ситуация, когда на практике клиенту социальной службы предлагается смоделировать с помощью данной игры свои собственные партнерские или супружеские отношения. Виртуальные персонажи наделяются характеристиками (возраст, пол и т.п.), присущими реальным мужчине и женщине. Далее клиенту предлагается в процессе игры «проиграть» свои супружеские/партнерские отношения. В результате можно увидеть сопровождаемые комментариями клиента взаимоотношения в паре обозначить проблемные зоны взаимодействия, выявить различия в социальных ожиданиях, определить внутренний потенциал партнеров и т.д.

В целом данная компьютерная игра имеет разносторонние возможности для использования ее как в учебном процессе при изучении сферы семейно-брачных отношений, так и для применения в будущей профессиональной деятельности специалиста социальной работы.

Однако, на наш взгляд, применение компьютерных игр в профессиональной

подготовке специалистов социальной работы предусматривает и ряд ограничений:

• использование компьютерных игровых технологий в учебном процессе не должно стать самоцелью, иначе это может привести либо к излишней развлекательности учебного процесса, либо к его чрезмерной технократизации;

• применение компьютерных игровых технологий не целесообразно, если будущий специалист социальной работы не умеет четко определить задачи ее использования в профессиональных целях;

• студент должен понимать, что результаты, полученные в процессе игры, будут носить опосредованный, описательный характер, т.к. это субъективное видение ситуации, при котором невозможно получение абсолютно надежных и достоверных сведений;

•любая компьютерная игра может привести к аддиктивному поведению (не исключается вариант, когда игра трансформируется из учебного ресурса в предмет развлечения студента, что может вызывать компьютерную зависимость от игр вообще) ; необходимо четко определить задачи использования игры в деятельности специалиста и обсудить в учебной группе опасности чрезмерного увлечения компьютерной игрой и виртуальной семейной жизнью.

Подготовка специалистов социальной работы к деятельности в сфере семейнобрачных отношений эффективно реализуется также через содержание дисциплин специализации «Художественно -творче -ские технологии в социальной работе». Данная специализация разработана профессорско-преподавательским коллективом факультета психологии и социальной работы и кафедры педагогики ВГПУ в рамках Международного проекта Tempus/ ТАСЮ JEP 10219 «Развитие учебного плана и программ по специальности “Социальная работа, подготовка и переподготовка преподавателей”» и Tempus/TACIC JEP 22129 «Диссеминация результатов международного сотрудничества». На сегодняшний день художественно-творческие технологии, получившие широкое признание в образовании и практике социальной работы в странах Западной Европы, востребованы в современной России вследствие ассимиляции зарубежного опыта и теоре-тико-практической потребности в новых

формах взаимодействия с клиентом (Милютина Н.Р., Ульянова Е.В., 2004).

Будущему специалисту социальной работы предлагается освоить изобразительные и музыкально-драматические средства. Целью является не ориентация студентов на достижение «ситуации успеха» в ка-ком-либо виде искусства, а инициирование их внутренних ресурсов в процессе овладения креативными технологиями, чтобы на этой основе они могли научиться взаимодействовать с клиентом. Наибольшей ценностью данных занятий является приобретение студентом такого «третьего общего», которое и будет полем совместной деятельности специалиста и клиента в процессе выстраивания работы по преодолению какой-либо трудной жизненной ситуации. Социальная помощь, транслируемая через творчество, позволяет выстраивать диалогические, субъект-субъ-ектные отношения, способствует самоактуализации клиента, формирует толерантное отношение к социуму, к внутреннему Я человека, создает условия равенства.

Таким образом, введение инновационных форм в подготовку специалистов социальной работы к профессиональной деятельности в сфере семейно-брачных отношений обусловливает важные позитивные изменения в целевых, содержательных и процессуальных компонентах учебного процесса в высшей школе. В результате их применение повышает эффективность реализации межпредметных связей в обучении; организации самостоятельной учебной работы студента, ориентации ее на поисковый, исследовательский, креативный характер; усиления мотивации обучения за счет использования нового инструмента учебной деятельности - компьютера; формирования информационной культуры будущего профессионала; овладения новыми способами организации взаимодействия с клиентами социальных служб.

Литература

Данильчук, Е.В. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие / Е.В. Данильчук. Волгоград: Перемена, 2003.

Клушина, Н.П. Профессиональная подготовка специалистов социальной работы в системе высшего профессионального образования. / Н.П. Клушина. Ставрополь: Изд-во Сев.-Кавк. гос. техн. ун-та, 2001.

Кутузова, Д.А. Нарративная работа с парами и много чего еще! Обзор книги Джил Фридман, Джина Комбса / Д.А Кутузова // Постнеклассическая психология. Социальный конструктивизм и нарративный подход. 2005. №1(2). С. 93-117.

Милютина, Н.Р. Специфика художественно-творческих технологий в социальной работе / Н.Р. Милютина, Е.В. Ульянова // Новые инициативы в образовании и практике социальной работы: Диалог российских и европейских университетов: материалы Между -нар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького, 26-28 сент. 2004 г. / под общ. ред. A.B. Старшиновой. Екатеринбург. 2004. С. 160-163.

Никитин, В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В.А. Никитин. М.: Моск. пси-хол.-социал. ин-т, 2002.

Е.П. ПРАВОСЛАВНОВА (Волгоград)

О ПОНИМАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ АУТЕНТИЧНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА

Рассматриваются вопросы понимания и интерпретации иноязычного аутентичного текста, выделяются уровни понимания. В качестве одного из способов, позволяющих активизировать деятельность студентов, направленную на понимание аутентичного текста и в конечном итоге — на освоение иноязычной культуры, обосновывается рефлексия.

Текст является объектом изучения многих наук, в том числе методики обучения иностранным языкам. В лингвистике под текстом понимается целенаправленное произведение, состоящее из неопределенного количества грамматических структур (предложений) и при этом обладающее определенным смыслом. При обучении иностранному языку в школе и вузе текст является одним из необходимых компонентов содержания обучения и рассматривается как единица общения, т. к. выступает средством речевого воздействия на читателя, объектом восприятия и смысловой обработки. Особое значение для обучения ино-

© Православнова Е. П., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.