Научная статья на тему 'Инновации в образовании через интеграцию онтологического и аксиологического подходов'

Инновации в образовании через интеграцию онтологического и аксиологического подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОНТОЛОГИЯ / АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / БЫТИЕ / ОБРА6 ЗОВАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / СО-БЫТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровикова Лариса Валентиновна

В статье рассматривается проблема влияния философии постмодернизма на современное образование, связанная с процессуальностью, исторической изменчивостью, плюральностью систем и явлений, расшатывающих устои бытия человека. Прослеживаются инновационные пути развития образования через интеграцию онтологического и аксиологического подходов, обес6 печивающих такое его качество при котором, человеческие ценности становятся неотъемлемой составной частью бытия человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в образовании через интеграцию онтологического и аксиологического подходов»

Боровикова Л.В.

Ленинградский областной институт развития образования E-mail: borovikovalv@mail.ru

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО И АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

В статье рассматривается проблема влияния философии постмодернизма на современное образование, связанная с процессуальностью, исторической изменчивостью, плюральностью систем и явлений, расшатывающих устои бытия человека. Прослеживаются инновационные пути развития образования через интеграцию онтологического и аксиологического подходов, обеспечивающих такое его качество при котором, человеческие ценности становятся неотъемлемой составной частью бытия человека.

Ключевые слова: инновация, модернизация, онтология, аксиология, ценности, бытие, образование, понимание, экзистенция, духовность, со-бытие.

Основное, постоянно обостряющееся противоречие образования лежит в диалектической взаимосвязи его основных сторон

- между обновляющимся содержанием образования, предложенным усложняющейся общественной жизнью и его имеющейся формой, уже не удовлетворяющей растущие потребности общества. Это противоречие выражая, прежде всего процессы изменений, тесно связано с пониманием процессуально-сти, исторической изменчивости систем и явлений, которое разрешается посредством модернизации образования, внедрения новых форм его организации и новых образовательных технологий.

Инновациии в системе образования отражают процесс ее развития, их спектр огромен, и в потоке этих изменений важно не упустить главную цель образования - человека, а потому для того, чтобы преобразования были действительно эффективными, они должны соответствовать не только интересам образовательной системы, но и человеческим потребностям, каждому конкретному человеку, включенному в нее.

Современная философия постмодернизма вытесняет онтологию с ее опытом бытия, с ее идеей единой общности и универсализма, заменяя понятиями становления, плю-ральности, разнородности и отдельности. Становление определяется как момент, сторона всеобщего изменения, развития явлений, промежуточное состояние между возможностью и действительностью, переход из одной определенности бытия к другой [11, с. 410]. Идея возможности плюрального моделирования

мира, а не поиска смысла в предзаданном «истинной» природой онтологии, разрушает бытие человека, он теряет точку данного мгновения, свое временное наличие, а отсюда и наличие самому себе, своему сознанию, своей субъективности.

Стремительный процесс модернизации образования, требующей быстроты преобразований, смены взглядов, подходов, изменения бытия в целом, вступает в противоречие с его ментальностью человека, которая «впитывается» и создается годами, бытует на основе традиций и не может меняться мгновенно имманентно изменяющейся реальности. Переориентация человека от бытия к становлению затрудняет возможность построения концептуальной модели в образовании, ограничивает познание человека как экспликацию глубинного смысла и ценности бытия, расшатывает его устои.

Стремление общества XXI века к устойчивому развитию человечества по своей сути онтологично, оно определяет возможности выживания человечества, меры по сохранению жизни в условиях нарастающих угроз духовного, биологического вырождения и гибели человечества. Этот процесс сегодня немыслим без образования, ориентированного на закон опережающего развития качества человека, качество образовательных и педагогических систем, общественного интеллекта и общечеловеческих ценностей. Неустойчивость, противоречивость ценностей порождает такую же противоречивую личность, а их неразвитость приводит к инфантилизму, когда внешние стимулы господствуют над внут-

ренней структурой личности, лишая ее глубины и жизненной опоры.

В традициях наступившего постмодернизма формируется метафилософия или философия универсализма - новое философское мышление, в котором наиболее важным элементам человеческого опыта, таким как творчество, диалог, гуманизм придаются общечеловеческое значение как отражению все-планетарных общечеловеческих ценностей. Новое мышление связано с гуманистическим обществом, где человек будет ощущать себя свободным, ответственным перед обществом и перед людьми существом, стремящимся к знаниям.

Именно качество изменений объектов, появление новых форм бытия, инновации и нововведения, сопряженные с преобразованием их внутренних и внешних связей характеризует развитие. Устойчивость качества проявляется в необратимости этого процесса, сохранении приобретенного человеком вне зависимости от настигших изменений, что и обеспечивает уже качество развития [волков]. Современные требования к качеству образования несут в себе аксиологическую составляющую, ведь стандарты образования, по сути, отражают ценности современной реальности, включают в себя оценку качества человека - человеческого, личностного, профессионального и т.д. В обществе система ценности всегда выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, по емкому определению Г. Риккерта «Ценности -это идеальное бытие нормы» [7, с.11], в них отражаются критерии системы нормативного контроля социальных систем и институтов.

Поток инноваций и рост инновационного потенциала, направляется в ту сторону развития, где наблюдается наибольшая напряженность в потребностях и потенциал расширения области возможного (А.И. Субетто). Проблема образовательных инновационных процессов в том, что ценности современных образовательных институтов часто не совпадают с ценностями человеческого бытия, создавая таким образом «разлом» бытия человека, множество экзистенциальных проблем. Именно потребность в соединении качества образования с качеством и ценностями бытия особенно ярко проявляется в нашей реальности.

Качества человека выражают его ценностное бытие. Но ценности образовательных институтов, реальной действительности и человека могут разойтись, так происходит размежевание аксиологии - ценности и онтологии - истины, и тогда даже гуманистические ценности могут не совпадать. Будущее бытие современного человека не будет полным, если критерии истины не будут соединены с критериями ценности. Возникает необходимость возврата к философской мысли периода Платона - Гегеля, когда ценности рассматривались как неотъемлемая составная часть бытия. Современное определение аксиологии дается в тесной связи с онтологией, это «...философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам» [2, с.21].

Образование человека в современном мире становиться фактически неотделимо от его бытия. Оно начинается в утробе матери (пренатальная педагогика) и осуществляется непрерывно на протяжении всей жизни. Но для того, чтобы оно реально стало формой человеческого бытия, исторической мерой и «границей» человеческого образа жизни, оно должно давать человеку смысл, ценностные ориентиры, право выбора, возможность реализовать потенциал и развить свою личность, обучаться новому в стремительно изменяющемся мире.

Методология современного образования, интегрируя онтологический и аксиологические подходы, сможет дополнить функцию развития человека, функцией службы деятельности человека, в которой ценность станет ее целью и средством, общественно и лич-ностно значимой, наполненной смыслом бытия. В чем суть этой интеграции, этого «онто

- аксиологического подхода»?

Во - первых, в отборе содержания образования, которое приобретает ценностную характеристику лишь в той мере, в какой они вовлекаются в сферу человеческой деятельности, отношений, составляющих сущность человеческого бытия. В содержании образования с точки зрения философской онтологии обозначено стремление найти устойчивое,

всеобъемлющее обоснование для всего существующего или «бывающего». Оно дает человеку критерии выбора между глубинным и поверхностным, устойчивым и проходящим, истинным и мнимым, искренним и фальшивым, необходимым и случайным, сущностью и явлением, причиной и следствием. Онтология выделила то общее, сущностное, что необходимо человеку, аксиология определила его как общечеловеческие ценности, но их необходимо сделать еще и ценностями каждого человека. Это дается в образовании только с учетом природы человека, временного периода его бытия, проявляющего его временное и частичное сущее и личных потребностей, начиная с самого начала жизни.

Исходным источником воспитания и обучения человека служит содержательность самой жизни, она уже сама по - себе является содержанием образования и органично вплетается в целостную ткань проживания человеком своей индивидуальной жизни среди других людей, в своем времени. Такая организация жизни в образовательном пространстве названа И. А. Колесниковой «стратегией пребывания в содержании», а В.И. Слобод-чиковым - «со - бытием». На наш взгляд, эти технологии сходны по своей сути осмыслением образовательного процесса как сферы совместного творчества, мировоззренческого (смысложизненного) самоопределения, наполнения смыслом человеческих интересов, приданием существованию общечеловеческую форму - жизнелюбие и подлинную причастность к миру, единение, гуманизм. Для «вживания» образовательного содержания в бытие необходимы инновационные технологии, возможно, это будет «обучающее бытие».

Во - вторых, образование может дать ценностные ориентиры, только обеспечив совокупность индивидуальных переживаний бытия и образовательной реальности человека, объединяя и отграничивая значимое, существенное для всего человечества и для данного человека. Необходима организация образовательной деятельности, которая бы порождала ценностное бытие для каждого и формировала субъективную способность, с помощью которой выражается ценность. Здесь особую роль играет оценка деятельности, которая является средством осознания ценности,

в ней раскрывается единство значения и смысла содержания образования и индивидуального бытия. Соотнесение имеющихся и обретение новых ценностных смыслов, на основе общечеловеческих нормативов, человеческой деятельности, помогает человеку приобрести свою аутентичность так, как ценности в определенном объеме усваиваются (присваиваются) индивидом в ходе образования.

Обретение человеком своей аутентичности является очень сложной задачей образования так, как аутентичность существования человека исходит из возможности быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями, иметь мужество быть несовершенным и ошибаться, а социальные ценностные нормы часто навязывают чуждые ему роли и поведение. Главным способом разрешения этой проблемы может быть в понимании, не просто мыслительной процедуре, в таком способе бытия.

Понимание человека заключается в том, чтобы осознать способ его существования, его бытия. Главное понять в какой мере и как он участвует в создании своей жизни, как он переживает тот или иной момент своего существования. Такой подход, являясь по сути своей гуманистическим, подразумевает отказ от взглядов, игнорирующих субъективно - личностную основу бытия человека во всей ее сложности, противоречивости и неисчерпаемости и признает в человеке мощный потенциал, зачастую скрытых и нереализованных возможностей. Понимание позволяет снять экзистенциальный дефицит у современного человека, проникнуть глубже в его ценностную, когнитивно - волевую сферы, охватить переживание, настроение и витальную (жизненную) силу, то есть всего человека в его целостности.

В - третьих, ценности человека существуют на уровне сознания и подсознания. Сознанию даны только носители ценности вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой - либо вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Поэтому образовательные технологии нужно строить как на рациональном, так и на иррациональном уровне. Необходимо признание трасцендентности бытия, возможности образования и развития в виртуальной реальнос-

ти - особом типе онтологически самостоятельной реальности, которая существует только «здесь» и «теперь» и создают человеку видимости включенности в событие. Виртуальность как силу, стремящуюся реализоваться, определяют как синоним возможности: «То, что наличествует в «возможности», противостоит тому, что актуально или наличествует в реальности, но виртуальность как склонность к реализации предполагает нечто большее, чем просто логическая возмож-ность»[5, с. 62].

По мнению Дж. Лили, виртуальный мир является потребностью современности, это еще неизведанные пространства психики, характеризующиеся высоким уровнем, запредельным сознанием и состоянием: « . опыт высоких состояний сознания необходим для выживания человеческого вида»[3, с. 497]. Виртуальные реальности способствуют самоактуализации человека, высвечивают новые грани человеческого опыта и осознания, являются способом обнаружить смысл его собственной экзистенции.

В - четвертых, образование должно опираться на базовый человеческий экзистенци-ал - духовность. Она является отличительным способом его существования, и предполагает наличие системы высших потребностей, идеалов, интересов, ценностных ориентаций. Устойчивая духовная связь между членами образовательной общности, когда нормы, ценности, смыслы общения создаются совместными усилиями ее участников, максимально возможна в бытийной представленности, противоположной по сути социальной, формальной организованности людей. Для того чтобы эта связь состоялась, образовательное пространство необходимо дополнить пространством душевного и духовного развития, неструктурированной неформальной общностью [8].

Духовность не может передаваться знаниями, это, в первую очередь, объективно существующие отношения между людьми, их взаимодействие и сотрудничество в сфере совместного бытия, поиске способов со - бытия, которые ведут к качественному изменению всех субъектов этих отношений.

В со - бытии проявляются экзистенциальные смыслы образования с позиции самого человека, ускоренного в бытии, это итог его

собственных усилий в творческой жизни, как отмечал В.С. Библер: « . для мысли насущна интенция на осмысление и перерешение начал бытия, начал индивидуальной ответственности (и свободы) по отношению к своему бытию и к своей, но не уклончиво «всехней» мысли» [1, с.76].

Образование человека не может не затрагивать экзистенциональные проблемы «бытие - для - других» как главную ценность бытия. Человек по самой своей природе есть бытие с другими (М. Хайдеггер), для других, быть собой с другими. Рождаясь, человек постоянно пребывает в разнообразных формах общности. В ходе образования они социально формализуются, но для решения личност-но - смысловых задач человека, необходимо, чтобы эти формы, находились в постоянном развитии, сменялись, все более обогащались, приобретая ценностную окраску. Как отмечает А.И. Субетто, чтобы в них человек приобрел «ноосферно-этические основания, осознал фундаментальную функцию «МЫ-онто-логии» человека для его «Я-онтологии», смог разорвать границы своего индивидуального бытия и, оставаясь собой, обогатить свою духовность через диалог с миром [9].

Пребывание человека в различных по культуре, способам общения и нормам общностях, позволит решить еще одну образовательную задачу - приобретения им особого принципа существования, который с позиций экзистенционально - личностного подхода является толерантностью. Образование, построенное на принятии множественности и многообразия бытия, неизбежности сосуществования различий, на основе расширения собственного опыта человека путем приобщения его к иным культурам взглядам, окружающей среде, самому себе неизбежно приводит его к толерантности к миру.

Современная онтологическая ситуация и реальная педагогическая обстановка приводит к пониманию того, что качество образования соотносится для человека с качеством жизни, при полном его соответствии с его бытийной сущностью и личностными ценностями. Повышение качества образования видится в разрешении существующей сегодня проблемы расхождения образования с гуманистическими ценностями путем «установки

на бытие» (Э. Фромм) в образовании, через его связь с собственно человеческими проблемами, поиском ценностей и смыслов его бытия, как писал М. Хайдеггер: « Бытие все еще ждет, пока Оно само станет делом человеческой мысли».

Интеграция онтологического и аксиологического подходов, как инновация в образо-

вании, способна дать прочную теоретическую основу для укрепления причинно - следственных связей между общечеловеческими и индивидуально - личностными ценностями, для сближения образования к бытию, объединения их смыслов, преодоления отрыва ценностей от бытия.

10.01.2011

Список литературы:

1. Библер, В.С. Итоги и замыслы (конспект философской логики культуры) / В.С. Библер // Вопросы психологии. -1993. - №5. - С.75-93.

2. Всемирная энциклопедия: Философия XX века. - М., 2002.

3. Волков, Ю.Г. Человек: Энциклопедический словарь / Ю.Г. Волков, В.С. Поликарпов. - М., 1999.

4. Горшкова, В.В. Базисные идеи философско - педагогического исследования образования взрослых / В.В. Горшкова // Развитие научных школ в исследовании образования взрослых: Материалы научной конференции. года, СПб.: ИОВ РАО. - 2001.

5. Дидье Жюлиа. Философский словарь. - М., 2000.

6. Колесникова, И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования / И.А. Колесникова. - СПб.: Дрофа, 2003.

7. Краткий философский словарь.- М.: Проспект, 1997.

8. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 1995.

9. Субетто, А.И. Этика педагогических инноваций, «Академия Тринитаризма» / А.И. Субетто. - М.: 2004.

10. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме / М. Хайдеггер // Проблема человека в западной философии. - М., 1988.

11. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. - СПб., 1999.

Сведения об авторе: Боровикова Лариса Валентиновна, доцент кафедры психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования, кандидат педагогических наук 197136, Санкт-Петербург, Чкаловский пр.,25а, тел. 89217453693, е-таіі: borovikovalv@mail.ru

UDC 378 Borovikova L.V.

INNOVATIONS IN EDUCATION TROUGH INTEGRATION OF ONTOLOGICAL AND AXIOLOGICAL APPROACHES

The article deals with the problem of post-modern philosophy’s influence over contemporary education. This problem arises from historical changeability, plurality of systems and phenomena, which are rocking the cornerstones of humanity. We can outline the innovative trends in education, driven by the integration of ontological and axiological approaches. The quality of such education ensures humanitarian values to be an essential part of a person.

Key words: innovation, modernization, ontology, axiology, values, being, education, understanding, existence, spirituality, co-being.

Bibliography

1. Bibler V. Outcomes and intentions. Voprosy Psychologii. 1993. 5, pages 75-93.

2. Universal encyclopedia: 20th century philosophy. - Moscow, 2002.

3. Volkov U., Polikarpov V. Man: encyclopedic dictionary. Moscow,1999.

4. Gorshkova V. Basic ideas of philosophical and pedagogical research of education of adults. Article for scientific conference. St-Petersburg, 2001.

5. Didier Julia. Dictionnaire de la philosophie. Moscow, 2000.

6. Kolesnikova I. The basis for the educator’s technological culture. - St-Petersburg. 2003.

7. Short philosophical dictionary. - Moscow, 1997.

8. Slobodshikov B., Isaev E. Psychological anthropology. Human psychology: introduction to subjective psychology. - Moscow, 1995.

9. Subetto A. Ethics of pedagogical innovations. - Moscow, 2004.

10. Haidegger, M. Letter on ‘Humanism’. The problem of human in West philosophy. - Moscow, 1988.

11. Yatsenko N. Explanatory dictionary of social science terms. St -Petersburg, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.