Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕЖПРИЯТИЯ'

ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕЖПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА И БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саночкина Ю.В.

Руководство Осло 2018 г. выделяет функциональные категории для определения инноваций в бизнес-процессах. Аналогичный состав методов и практик приводится в форме № 4-инновация, используемой в государственном статистическом наблюдении. Для целей взаимного перехода от одного документа к другому разработана таблица соответствия функциональных категорий для определения инноваций в бизнес-процессах методам и практикам. Рассмотрены практические примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE BUSINESS PROCESSES OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Oslo Manual 2018 identify functional categories for defining innovations in business processes. A similar composition of methods and practices is given in Form № 4-innovation, used in state statistical observation. For the purposes of mutual transition from one document to another, a table of correspondence of functional categories for determining innovations in business processes to methods and practices has been developed. Practical examples are considered.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕЖПРИЯТИЯ»

ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Ю.В. Саночкина, старший преподаватель Балтийский гуманитарный институт (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-5-3-93-95

Аннотация. Руководство Осло 2018 г. выделяет функциональные категории для определения инноваций в бизнес-процессах. Аналогичный состав методов и практик приводится в форме № 4-инновация, используемой в государственном статистическом наблюдении. Для целей взаимного перехода от одного документа к другому разработана таблица соответствия функциональных категорий для определения инноваций в бизнес-процессах методам и практикам. Рассмотрены практические примеры.

Ключевые слова: процессно-модульный подход, инновационное развитие экономических систем, разработка продукта и бизнес-процессов, определение инноваций в бизнес-процессах.

Одним из важнейших практических применений разработанного нами про-цессно-модульного подхода к управлению инновационным развитием экономических систем [1; 2], в том числе экономической системы промышленного предприятия, является внедрение инноваций в бизнес-процессы.

Руководство Осло 2018 г. выделяет (табл. 1) 6 функциональных категорий для определения инноваций в бизнес-процессах [3]:

1) производство товаров или услуг;

2) дистрибуция и логистика;

3) маркетинг и продажи;

4) информационно-коммуникационные системы;

5) администрирование и управление;

6) разработка продукта и бизнес-

процессов.

Аналогичный состав функциональных категорий приводится в форме № 4-инновация, утверждённой приказом Рос-стата от 29.07.2022 г. № 538 [4].

Вместе с тем, существует практическая потребность в таблице соответствия методов и практик, предусмотренных формой № 4-инновация, функциональным категориям инноваций в бизнес-процессах, предусмотренным Руководством Осло 2018 г.

В таблице 1 приведён один из возможных вариантов такого переходника, являющегося незаменимым инструментом для менеджеров международного бизнеса и специалистов промышленных предприятий, отвечающих за представления статистической отчетности.

Таблица 1. Таблица соответствия методов и практик формы № 4-инновация функциональным категориям Руководства Осло 2018 [3, 4]__

Предусмотрено формой № 4-инновация Руководство Осло 2018 г.

Методы и практики строка формы N° 4-инновации пункты функциональных категорий подпункт

Методы производства и разработки товаров и услуг; ведения и разработки сельскохозяйственного производства 203 1 -

6 -

Методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг 204 2 -

Методы обработки и передачи информации общие для организации 205 4 -

Методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета 206 5 a) b) c)

Практики деловых отношений и внешних связей 207 5 e) f)

Методы управления трудовыми ресурсами 208 5 d)

Маркетинговые методы продвижения, представления и ценообразования товаров 209 3

Правила пользования таблицей перехода поясним на следующих практических примерах.

В [5] автором разработаны «Методические рекомендации по оценке вклада инноваций в экономическое развитие и повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на этапе проектирования станочного оборудования - металлорежущих станков. Вкладом инноваций является снижение технологической энтропии, то есть меры отставания проектируемого оборудования от лучших в мире по критериям производительности и качества выпускаемой продукции аналогов» [5, с. 170]. Данная разработка относится к функциональной категории 1 Руководства Осло 2018 (столбец 3 таблицы 1) и отражается по строке 203 формы 4-инновация государственного статистического наблюдения.

В качестве примера по второй функциональной категории могут быть рассмотрены разработанные автором Методические рекомендации, относящиеся к пункту «с) order processing» (обработка заказа): внедрение инноваций в данный бизнес-процесс оказывает положительное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств, следствием чего является снижение потребности в оборотных средствах, высвобождение ранее иммобилизованных (отвлечённых из оборота) финансовых ресурсов предприятия [6]. Данная инновация отражается по строке 204 формы №4-инновация.

В функциональной категории «Маркетинг и продажи» одно из центральных

мест в настоящее время занимает процесс, именуемый в Руководстве Осло 2018 «a) marketing methods» (маркетинговые процессы). Это связано с импортозамещением и диверсификацией выпускаемой продукции, вызванных карательными мерами в отношении бизнеса в США, ЕС и их сателлитах, уходу зарубежных фирм с российского рынка и необходимостью освоения освобождающихся рыночных ниш отечественными товаропроизводителями. В этом случае целью проводимых маркетинговых исследований является определение потенциала инновационного развития - разности между ёмкостью рынка (потребности в выпускаемой предприятиями отрасли продукции) и фактически освоенным объёмом выпускаемой продукции. Очевидно, что в условиях ограниченных ресурсов потенциал инновационного развития может быть освоен исключительно благодаря инновационной деятельности - мероприятиям технического и организационного развития [1; 2]. В статистической отчётности маркетинговые исследования отражаются по строке 209 формы №4-инновация.

В функциональной категории «Информационно-коммуникационные системы» (строка 205 формы № 4-инновация), по мнению экспертов, ключевым является процесс «b) data processing and database» (обработка данных и база данных). К последним, в частности, относятся формируемые субъектами инновационной деятельности библиотеки паттернов (лучших практик) инновационного развития экономических систем [1; 2].

Библиографический список

1. Саночкина Ю.В. Методы управления инновационным развитием отрасли. - СПб.: ИД «Петрополис», 2021. - 162 с.

2. Саночкина Ю.В. Совершенствование методов управления инновационными процессами в экономических системах. - СПб.: ИД «Петрополис», 2020. - 160 с.

3. OESD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doi.org/10.1787/9789264304604-en (дата обращения: 01.04.2023).

4. Приказ Росстата от 29.07.2022 № 538 (ред. от 21.11.2022) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий».

5. Саночкина Ю.В. Оценка вклада инноваций в экономическое развитие и повышение

конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на этапе проектирования оборудования // Экономика и бизнес: международный научно-практический журнал. - 2023. - № 2. -С. 270-273.

6. Саночкина Ю.В. Оценка эффективности инвестиционных проектов промышленного предприятия с использованием целевого параметра «Влияние инновации на ускорение оборачиваемости оборотных средств»// В сб.: Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей пятой международной научной конференции. 30-31 мая 2020 г. Часть 3. - Казань: ООО «Конверт», 2020. - С. 187-189.

INNOVATIONS IN THE BUSINESS PROCESSES OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Yu.V. Sanochkina, Senior Lecturer Baltic Humanitarian Institute (Russia, St. Petersburg)

Abstract. Oslo Manual 2018 identify functional categories for defining innovations in business processes. A similar composition of methods and practices is given in Form № 4-innovation, used in state statistical observation. For the purposes of mutual transition from one document to another, a table of correspondence offunctional categories for determining innovations in business processes to methods and practices has been developed. Practical examples are considered.

Keywords: process-modular approach, innovative development of economic systems, product and business process development, definition of innovations in business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.