Научная статья на тему 'Понятие "инновация" в международном и национальном законодательстве Российской Федерации'

Понятие "инновация" в международном и национальном законодательстве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1394
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ / РУКОВОДСТВО ОСЛО / РУКОВОДСТВО ФРАСКАТТИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / PRODUCT INNOVATION / OSLO MANUAL / FRASCATI MANUAL / LEGAL REGULATION OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комисарук Роман Валерьевич

Рассматривается понятие инновации в международных актах, опосредующих инновации и инновационную деятельность, таких как Руководство Осло и Руководство Фраскатти, выявляются сильные и слабые стороны определений «инновации», предложенных в данных актах. Проводится анализ определений «инновация» в научных кругах. Автор, опираясь на определения инновации, данные в федеральном и региональном законодательстве Российской Федерации, анализирует свойства инновации. Кроме того, автор анализирует критерии инновационной продукции. В заключение статьи предлагается авторское определение инновационного продукта и инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of "innovation" in the international and national legislation of the Russian Federation

The concept of innovation is considered in international acts that mediate innovation and innovation, such as the Oslo Guide and the Frascati Guide, identify the strengths and weaknesses of the definitions of “innovation” proposed in these acts. The analysis of the definitions of "innovation" in the scientific community is carried out. The author, based on the definitions of innovation, given in the federal and regional legislation of the Russian Federation, analyzes the properties of innovation. In addition, the author analyzes the criteria for innovative products. In conclusion, the author proposes the definition of an innovative product and innovation

Текст научной работы на тему «Понятие "инновация" в международном и национальном законодательстве Российской Федерации»

Понятие «инновация» в международном и национальном законодательстве Российской Федерации

Комисарук Роман Валерьевич

старший преподаватель кафедры экономика и управление, Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, komisarukroman@gmail.ru

Рассматривается понятие инновации в международных актах, опосредующих инновации и инновационную деятельность, таких как Руководство Осло и Руководство Фраскатти, выявляются сильные и слабые стороны определений «инновации», предложенных в данных актах. Проводится анализ определений «инновация» в научных кругах. Автор, опираясь на определения инновации, данные в федеральном и региональном законодательстве Российской Федерации, анализирует свойства инновации. Кроме того, автор анализирует критерии инновационной продукции. В заключение статьи предлагается авторское определение инновационного продукта и инновации.

Ключевые слова: инновация, инновационный продукт, Руководство Осло, Руководство Фраскатти, правовое регулирование инновационной деятельности

X 2 о

о см см

О!

Следует отметить, что почти все авторы, так или иначе писавшие о правовом регулировании инноваций и инновационной деятельности, и касавшиеся терминологических аспектов в данной сфере, отмечают несовершенство используемых дефиниций. При этом они лишь высказывают критику либо указывают на критерии или пути усовершенствования, не предлагая собственных решений[1, с.65, с.68].

Вместе с тем все описанные выше подходы к определению «инновации», не учитывают одного из основных свойств инновации, наряду с новизной и применимостью, а именно наличие «положительного экономического эффекта» от её внедрения. То есть «инновация» становится «инновацией» в тот момент, экономический эффект от её внедрения становится положительным. До этой стадии «инновация» является не чем иным как «инновационным продуктом».

Критерии инновационной и высокотехнологической продукции, раскрываются в Приказе Минобр-науки России от 01 ноября 2012 г.№881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологической продукции для целей формирования плана закупки такой продукции».

К инновационной продукции относятся товары, работы и услуги удовлетворяющие совокупности следующих критериев:

1. Научно-техническая новизна. В отношении товаров данный критерий характеризуется следующими признаками:

- характеристики товаров являются принципиально новыми и существенно отличаются от характеристик ранее произведенного аналогичного товара;

- потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами или, в отсутствие прямых аналогов, имеются качественно новые потребительские характеристики, в том числе повышающие конкурентоспособность товара, или выявлен новый способ применения товара, позволяющий расширить область использования такого товара;

- товар, выпуск которого основан только на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов, позволяющих значительно улучшить технико-

экономические, конкурентоспособные, эргономические, потребительские и иные показатели производимого товара.

В отношении работ критерий научно-технической новизны характеризуется следующими признаками:

- выполнение работ, оказание услуг связаны с существенными изменениями в производственном процессе, использованием нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий;

- работы, услуги являются принципиально новыми, ранее не выполнявшимися, оказывающимися;

- работы, услуги выполняются, оказываются в области, в которой ранее аналогичные работы, услуги не применялись.

2. Внедрение товаров и работ. Данный критерий характеризуется:

- практическим применением товара, работы, услуги;

- внедрением товара, работы, услуги в одной или нескольких отраслях промышленности.

3. Экономический эффект реализации товаров, работ, услуг. Характеристика данного критерия сводится к планируемому положительному экономическому эффекту от реализации товаров, работ, услуг (в сравнении с существующими аналогами) на стадиях жизненного цикла продукции.

4. Наукоёмкость товаров, работ, услуг. Данный критерий характеризуется использованием при производстве товара, выполнении работ, оказании услуг высококвалифицированного интеллектуального труда, результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране и (или) новых (в течение последних трех лет) научно-технических, конструктивных или (и) технологических решений.

Проанализировав критерии отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции, изложенные в Приказе Минобрнауки России от 01 ноября 2012 г.№881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологической продукции для целей формирования плана закупки такой продукции», можно дать определение инновационной продукции, руководствуясь данными критериями.

Исходя из критериев определения «инновационной продукции», предложенных Минобрнауки России, можно предположить, что инновационный продукт и инновация, являются идентичными понятиями, но это не так. Однако, с точки зрения смысла «инновационной деятельности» и понимание её как процесса, результатом которого является инновация, следует ввести разграничение между «инновационным продуктом» и «инновацией», поскольку они возникают на разных стадиях.

Под «инновационной продукцией», руководствуясь предложенными критериями, представляется возможным понимать «товары, работы, услуги, которые получены в результате высококвалифициро-

ванного научного и (или) использования результатов интеллектуально деятельности, являются практически применимыми и при реализации которых, планируется получение экономического эффекта».

Предлагается ограничить изъять из описания инновационного продукта критерий связанный с «экономическим эффектом продукции», поскольку во-первых данный критерий не раскрыт должным образом, поскольку «планируемый» экономический эффект может разительно отличается от «достигнутого» и явно не в положительную сторону, что попросту лишает его всякого смысла. Более того для получения экономического эффекта от реализации инновационного продукта требуется гораздо больше усилий, нежели от других критерий, например «внедрения».

В этой связи предлагается скорректировать Приказ Минобрнауки России от 01 ноября 2012 г.№881 «Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологической продукции для целей формирования плана закупки такой продукции», убрав из него критерий инновационной продукции связанный с получением экономического эффекта.

Таким образом, под инновационным продуктом автор диссертации предлагает понимать «товары, работы, услуги, которые получены в результате высококвалифицированного научного и (или) использования результатов интеллектуально деятельности и являются практически применимыми».

Данное определение является достаточно полным и позволяет отделить инновационную продукцию от продукции, таковой не являющейся.

Следует отметить что, в условиях рыночной экономики открытого типа международные стандарты являются одним из источников методологии системного описания инноваций.

Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), была разработана «Предполагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок» («Руководство Фрас-кати») [2]. Данный документ, носит рекомендательный характер, поскольку периодически подлежит уточнению в виду изменений в стратегии научно-технической политики, как на национальном так и международном уровнях.

Исходя из положений «Руководства Фраскати», под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощении в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

При этом в ст.2.46 «Руководства Фраскати» 2015 года делается отсылка к «Руководству Осло» от 2005 года, связанная с определением инновации. В ст.146 «Руководства Осло» значение термина «инновация» звучит как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного

5

гп

о

а

Н

А У

т; А

X <¡2 о

0 сч сч

01

продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях»[3].

Вместе с тем, в «Руководстве Осло» от 2018 года содержится несколько иное определение инновации. Так, под инновацией понимается: «new or improved product or process (or combination thereof) that differs significantly from the unit's previous products or processes and has been made available to potential users (product) or brought into use by the unit (process)»[4]. «Инновация - это новый или улучшенный продукт или процесс (или их комбинация) который значительно отличается от предыдущих продуктов или процессов подразделения (фирмы) и который стал доступным для потенциальных пользователей (продукта) или введен в эксплуатацию подразделением (процесс)».

Сравнив оба определения инновации, содержащиеся в «Руководствах Осло», можно сделать вывод, о том, что данные определения имеют существенные различия. Во-первых, в «Руководстве Осло» от 2018 года под инновацией понимается некий «результат» - «новый или значительно улучшенный продукт», являющийся итогом инновационной деятельности. Кроме того, в редакции «Руководства Осло» от 2018 года даётся чёткая привязка инновации к фирме (организации), а именно создание и внедрение. Противоположное мнение содержится, в «Руководстве Осло» от 2005 года, где под инновацией предлагается понимать некий «процесс», а именно «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта». Кроме того, в ст.148 и ст.150 «Руководства Осло» от 2005 года содержаться признаки инноваций. В их число входят «новизна» или «значительное улучшение для практики данной фирмы» и «внедрение», то есть «когда усовершенствованный продукт вынесен на рынок».

Вместе с тем, «Руководство Осло» от 2018 года выделяет кроме понятия «инновация», понятие «инновационный продукт». Под «инновационным продуктом» предлагается понимать «new or improved good or service that differs significantly from the firm's previous goods or services and that has been introduced on the market», то есть «новый или улучшенный продукт, который значительно отличается от продукта или услуги фирмы (организации) и был представлен на рынке».

Следовательно, понятие «инновационный продукт» подразумевает вывод «инновации» на рынок. Предыдущее «Руководство Осло», данного термина не содержит и относит «внедрение» или «вынесение на рынок» нового продукта к признакам инновации.

Следует отметить что, термин «инновация», содержащийся в «Руководстве Фраскати» несет в себе неоднозначный смысл связанный прежде всего со словосочетанием «введение в употребление». Под «введением в употребление» в Руководстве Фраскати может пониматься процесс реализации (внедрения) нового продукта на рынке. Данная терминология нуждается в существенном уточне-

нии, поскольку не существует определенной ясности, что подразумевают под «введением в употребление» авторы руководств, и главное, каким образом будет осуществляться реализовываться «введения в употребление»:

в первом случае реализация «введения в употребление» возможна путём реализации технической документации на результат интеллектуальной деятельности на открытом рынке;

во-втором случае «введение в употребление» может быть реализовано путём продажи прав на объект результат интеллектуальной деятельности;

в-третьем случае момент «введение в употребление» может являться моментом заключения лицензионного договора между обладателем права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) и лицензиатом;

в-четвертом случае момент «введения в употребление» может возникать, когда происходит выпуск и реализация (продажа) товара, выпущенного на основании лицензии. Наиболее логичным представляется последний вариант.

Кроме того неоднозначные словосочетания и спорные моменты содержатся в определениях инновации в «Руководстве Осло» от 2018 года. Прежде всего, это касается словосочетания «значительно доступный продукт». Возникает вопрос, касательно однозначной трактовки данного словосочетания, поскольку здесь также возможна много вариантность в понимании. Во-первых, момент «доступа» может определяться как моментом подачи заявки на выдачу охранного документа на результат интеллектуальной деятельности, так и моментом получения охранного документа и опубликовании информации об этом. Кроме того, «доступ» может трактоваться, как возможность и способность «потенциального пользователя» приобрести товар на рынке. Во-вторых, само свойство, характеризующее продукт как «значительно доступный», может подразумевать сравнение продукта с аналогичным продуктом, также доступным для потребителя, но не значительно. Следовательно, возникает объективный вопрос, связанный с определением критерия «значительно доступный». Это может быть, как массовое тиражирование инновации другими участниками рынка, так и непосредственно момент выпуска инновации на открытый рынок.

Вместе с тем, неоднозначное значение может иметь словосочетание «товар, введенный в эксплуатацию подразделением (фирмы)», поскольку оно не описывает саму процедуру введения в эксплуатацию товара.

Следует отметить, что оба «Руководства Осло» направлены оценку инновационной деятельности внутри коммерческих фирм. Что в не полной мере учитывает все аспекты отношений, в которых оно может применяться, в первую очередь с участием государства. Однако основную финансовую нагрузку, связанную с финансирование «инновационной деятельности» берёт на себя государство. В этой связи точность и не двусмысленность в понятийном аппарате, связанным с инновационной деятельностью является крайне важным.

В Российском правовом поле понятие инновация впервые было дано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» [5], в котором под инновацией (нововведением) следует понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Федеральный закон от 23.08.1996 №27-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в ст.2 даёт определение понятия «инновация», как «введенный в употребление новый или значительно улучшенные продукт (товар, услуга или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях)».

Отечественным законодателем так же были предприняты попытки внедрения новых понятий «инновации» и «инновационного продукта» в отечественное законодательство.

В Проекте Федерального закона №344994-5 «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.03.2010) под инновацией понимается конечный результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (экономическом обороте).

В проектах Федерального закона №496139-5 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона №17601-6 «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 08.02.2012) не содержится определения термина «инновация». Здесь законодателем была предпринята попытка введения в правовое поле понятия «инновационный продукт». Под «инновационным продуктом» в обоих проектах законов понимается результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Аналогичное определение инновации содержится в Проекте Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" (подготовлен Мино-брнауки России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2018) [6]. Под инновациями предлагается понимать введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, результат работ, услуга) или процесс, новый метод маркетинга или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест

или во внешних связях, полученный с использованием технологий и иных результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (результатов научной и (или) научно-технической деятельности).

Проанализировав и сравнив термины «инновация» и «инновационной продукт» можно сделать вывод об их идентичности между собой. В тоже время наблюдается определенная схожесть с определением «инновации», предложенном в «Руководстве Осло» от 2018 года. То есть по «инновацией» и «инновационным продуктом» понимается конечный результат инновационной деятельности, который введен в экономический оборот. Однако, в «Руководстве Осло» и проектах законов не ясна процедура и момент введения в оборот продукта, а также его критерии отнесения к новизне.

В целом ситуация, связанная с инновационным законодательством субъектов Российской Федерации идентична федеральному законодательству -практически все субъекты привели региональные законы об инновационной деятельности в соответствие с федеральным законодательством и, следовательно, определения «инновации» и «инновационной деятельности» стало тождественно определениям, содержащимся в законодательстве о науке.

Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, содержится иное определение «инновации», отличной от федерального законодательства. Например, согласно ст.1 Закона Республики Адыгея от 27.12.2007 года № 145 «Об инновационной деятельности в республики Адыгея», под «инновацией (нововведением)» понимается «конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [7].

Вместе с тем, некоторые субъекты Российской Федерации, отказались от определения «инновации» в местном законодательстве и ограничились определением различных вариаций с данным термином.

Например, в законодательстве Санкт-Петербурга содержится определение «инновационной продукции» как «конечного результата инновационной деятельности, получивший практическую реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, работы, услуги, способа производства (технологии) и реализуемый на рынке» [8]. Данное определение является также неоднозначным, поскольку не позволяет должным образом выделить критерии продукции, которая претендует характеризоваться как «инновационная».

Интересным представляется подход, использованный Республикой Татарстан. Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» (с изменениями на 29 апреля 2019 года) вводит понятие «инновационный продукт», который в свою очередь разделяется на два уровня [9].

5

гп

о

а

Н А

У

т; А

X

Q

<j>

0

2 2

01

Инновационный продукт первого уровня представляет собой «не имеющий мировых аналогов конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного серийно выпускаемого продукта (товара, работы, услуги), используемого в серийном производстве производственного процесса, нового маркетингового или организационного метода - в ведении бизнеса, организации рабочего места, внешних связях».

Инновационный продукт второго уровня представляет собой «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного серийно выпускаемого продукта (товара, работы, услуги), используемого в серийном производстве производственного процесса, нового маркетингового или организационного метода - в ведении бизнеса, организации рабочего места, внешних связях, новых для практики предприятия или для рынка страны»

«Инновационные продукты» имеют непосредственное отношение к инновационной деятельности, являясь её конечным результатом. Инновационный продукт первого уровня применяется для обозначения результата инновационной деятельности, который является «инновационного продукта» в мировом масштабе, а инновационный продукт второго служит для обозначения «инновационного продукта» в масштабах предприятия или страны. Выделение двух уровней инновационного продукта вызывает сомнение, связанное в первую очередь с необходимостью такого выделения. Возможно такое разделение, связано с тем, что в основе инновации лежит результат интеллектуальной деятельности, права на который регистрируются как на национальном, так и международном уровне.

Следует отметить, что в виду отсутствия однозначного понятийного аппарата в сфере инноваций и инновационной деятельности и прежде всего связанного с определением самого понятия «инновация». Существует опасность заселения и вытеснения инноваций «квазиинновациями» - удешевленных копий чужих разработок, которые по своей сути как бы являются новыми разработками и даже делают производство эффективнее, но одновременно не имеют долгосрочных перспектив в роста и зависят от «материнской» разработки. Отделить «квазинновацию» от «инновации» поможет внедрение в дефиницию понятия «инновации» отсылок к результатам интеллектуальной деятельности и возможности их охраны, то есть интеллектуальным правам.

Однако только лишь быть способной к правовой охране для «инновации» недостаточно. Получить патент на изобретение или свидетельство на полезную модель это не будет являться «инновацией», в полном понимании этого слова, а будет являться результатом интеллектуальной деятельности. Поскольку «инновация» становиться «инновацией» в момент внедрения в производство и, кроме того, «инновация» должна быть экономически эффективной, а именно приносить прибыль или иной социальный эффект.

Под социальным эффектом понимается абсолютный показатель, характеризующий качественную сторону произошедшего изменения [10]. Примером социального эффекта может являться повышение рождаемости, снижение уровня правового нигилизма среди населения и т.д.

Таким образом, ввиду весьма широкого и неоднозначного представления понятия «инновация» и его видов в законах, международных рекомендациях, а также в научной литературе, где наблюдается многообразие подходов к его смыслу и содержанию представляется изменить трактовку понятия «инновация».

Под инновацией предлагается понимать: «инновационный продукт, введение которого в гражданский оборот приводит к экономическому и (или) социальному эффекту».

Литература

1. Осавелюк Е.А. Развитие системы интерактивного обучения как элемента обеспечения инновационной деятельности вузов: Монография. -СПб.: Издательство «Лань», 2018.- 72 с.; Якунов Н.С. Правовая интерпретация категории «Инновации»: Понятие виды. Журнал Право и экономика. 2016 год №1 стр.65; Сергеев А.В. К вопросу о понятии инновации в Российском законодательстве. Журнал административное право и процесс 2017 г.№8 стр.68;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Экономика знаний в терминах статистики: наука, технологии, инновации, образование, информационное общество : [словарь / Г.И. Абдрахманова, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг]. - Москва : Экономика, 2012. - 240 с.

3. Руководство Осло // Oslo Manual OECD/Eurostat, 2005

4. Руководство Осло // Oslo Manual OECD/Eupean union, 2018

5. СЗ РФ. 1998. №32, ст.3886

6. Проект Федерального закона "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации" (подготовлен Мино-брнауки России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.03.2018) // СПС Консультант Плюс

7. Закон Республики Адыгея от 27.12.2007 года № 145 «Об инновационной деятельности в республики Адыгея» // СПС Консультант плюс

8. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2009 N 41185 (ред. от 11.07.2019) "Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 16.09.2009) // СПС Консультант Плюс

9. Закон Республики Татарстан от 02.08.2010 № 63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан» // СПС Консультант плюс

10.Лавров Н. Что такое «социальные инвестиции»? / Н. Лавров, Н. Кричевский // http://www.apn.ru/publications/comments1776.htm

The concept of "innovation" in the international and national

legislation of the Russian Federation Komisaruk R.V.

Institute of International Law and Economics named after A.S.

Griboedov

The concept of innovation is considered in international acts that mediate innovation and innovation, such as the Oslo Guide and the Frascati Guide, identify the strengths and weaknesses of the definitions of "innovation" proposed in these acts. The analysis of the definitions of "innovation" in the scientific community is carried out. The author, based on the definitions of innovation, given in the federal and regional legislation of the Russian Federation, analyzes the properties of innovation. In addition, the author analyzes the criteria for innovative products. In conclusion, the author proposes the definition of an innovative product and innovation.

Keywords: innovation, product innovation, Oslo manual, Frascati manual, legal regulation of innovation

References

1. Osavelyuk EA Development of an interactive learning system as

an element of ensuring the innovative activity of universities: Monograph. - St. Petersburg: Publishing House "Lan", 2018.- 72 p .; Yakunov N.S. Legal interpretation of the category "Innovation": The concept of species. Journal of Law and Economics. 2016 year No. 1 p. 65; Sergeev A.V. To the question of the concept of innovation in Russian legislation. Journal Administrative Law and Procedure 2017 No. 8 p. 68;

2. The knowledge economy in terms of statistics: science, technology, innovation, education, information society: [dictionary / G.I. Abdrakhmanova, N.V. Gorodnikova, L.M. Gokhberg et al .; scientific ed. L.M. Hochberg]. - Moscow: Economics, 2012 .-- 240 p.

3. Oslo Manual // Oslo Manual OECD / Eurostat, 2005

4. Oslo Manual // Oslo Manual OECD / Eupean union, 2018

5. SZ RF. 1998. No. 32, art. 3886

6. Draft Federal Law "On Scientific, Scientific, Technical, and Innovative Activities in the Russian Federation" (prepared by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation) (not included in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, text as of March 28, 2018) // ATP Consultant Plus

7. Law of the Republic of Adygea dated 12.27.2007 No. 145 "On

innovative activities in the Republic of Adygea" // ATP Consultant Plus

8. The Law of St. Petersburg dated October 12, 2009 N 411-85 (as

amended on July 11, 2019) "On the Basics of the Scientific and Technical Policy of St. Petersburg" (adopted by the AP of St. Petersburg on September 16, 2009) // ATP Consultant Plus

9. Law of the Republic of Tatarstan dated 02.08.2010 No. 63-3PT

"On innovative activity in the Republic of Tatarstan" // ATP Consultant Plus

10. Lavrov N. What is a "social investment"? / N. Lavrov, N. Krichevsky // http://www.apn.ru/publications/comments1776.htm

5 "Ö

-C

m

o

a

H

A y

t; A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.