ґ
\
ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
)
Инновации - ресурс развития университета
В 2005 году свой 75-летний юбилей отметил один из ведущих вузов Поволжья -Саратовский государственный технический университет. Три четверти века этот вуз готовит молодые инженерные кадры - автомехаников, транспортников, строителей, энергетиков... И не только. История СГТУ - это история обычного провинциального вуза, которым из узкопрофильного автодорожного института вырос в мощный учебно-научно-инновационный комплекс, включающий в себя, помимо головного вуза, также много других структур: учебно-научные центры, лицеи, колледжи, 4 института, филиалы в других городах и научно-технологический парк «Волга-техника», объединяющий более 30 научно-производственных фирм и предприятий.
Не сразу все устроилось...
Началось все в далеком 1930 году. Молодое советское государство в те годы остро нуждалось в квалифицированных кадрах. По всей стране открывались новые вузы, преимущественно инженерно-технические. В городе Саратове организуется новый - автодорожный - институт (САДИ).
Тогда, в 1930-м, институт состоял все-
го из двух факультетов: автомобильного (для подготовки инженеров-механиков по эксплуатации и ремонту автомобилей) и дорожно-строительного (для подготовки инженеров по строительству дорог и мостов). Директором был назначен работник Орловского губсовнархоза Е.М. Цалихин. 6 октября 1930 г. состоялось торжественное собрание преподавателей и студентов,
на котором Евсей Маркович произнес исторические слова: «Объявляю Поволжский автомобильно-дорожный институт открытым».
Под его руководством в короткие сроки был подобран коллектив преподавателей, проведен набор обучающихся из числа рабочей и сельской молодежи, и уже осенью 1930 г. студенты САДИ (450 человек) приступили к занятиям.
К началу Великой Отечественной войны Саратовский автодорожный институт
Е.М. Цалихин
значительно окреп и расширился. В 1940— 41 учебном году в нем обучается уже свыше 1500 студентов. Он насчитывает 26 кафедр, на которых работают 117 преподавателей.
Была война...
В первые же дни войны от студентов и преподавателей САДИ начали поступать заявления с просьбами о зачислении их в ряды действующей армии. Многие студенты ушли на фронт прямо с мест прохождения практики, не возвращаясь домой.
Это было очень тяжелое время для института. Казалось, вуз опустел. Один за другим студенты продолжали уходить на фронт, а те, что оставались, шли работать на производственные предприятия, собирали хлеб, помогая подшефным колхозам, дежурили в госпиталях у постелей раненых и на крышах домов во время налетов. Осенью 1941 г. весь коллектив института принял участие в создании вокруг города ук-репрайона общей протяженностью около 600 километров. Но благодаря четкой организации и твердой дисциплине даже в таких условиях занятия в вузе продолжались.
Ценным вкладом в оборонную промышленность стали работы ученых САДИ по переводу автомобилей на новые виды топлива (твердое и газообразное) и по маскировке важных военных и промышленных объектов.
Послевоенные годы
Конец 40-х - начало 50-х годов проходят под знаком восстановления народного хозяйства страны. Открываются новые факультеты: в 1946 г. - механико-технологический (ныне машиностроительный) и в 1947 г. - строительный (ныне архитектур-
44
Высшее образование в России • № 6, 2006
но-строительный). Развивается вечерне-за-очная форма обучения. К середине 50-х гг. в составе института работают 30 кафедр, 24 лаборатории, общая площадь учебного корпуса составляет более 30 тыс. кв. м. Растет количество студентов(3700 человек). Педагогический коллектив насчитывает 244 преподавателя.
Конец 50-х ознаменовался созданием в САДИ еще двух факультетов: приборостроительного (1959) и энергетического (1960). Институт явно перерос масштабы автодорожного, превратившись в многопрофильный технический вуз.
Важнейшая роль в становлении института и его послевоенном росте, безусловно, принадлежала директору САДИ профессору И.И. Прокофьеву, который сменил на этомпо-сту Е.М. Цалихина еще в 1937 г. и вместе с которым вуз пережил эту страшную войну. Именно И.И. Прокофьеву было суждено стать первым ректором нового института, в который после объединения со Всесоюзным автодорожнымзаочныминститутомбыл преобразован САДИ. Так в 1960 г. родился Саратовский политехнический институт (СПИ).
Эпоха «политеха»
На 60-80-е годы приходится пора настоящего расцвета вуза. Саратовский «по-
литех» становится одним из самых престижных и уважаемых политехнических вузов не только в Поволжье, но и в стране. Славе института во многом способствовала активная и разноплановая деятельность нового ректора вуза - профессора А.И. Андрющенко, занимавшего эту должность с 1962 по 1988 гг.
Продолжается расширение и реорганизация института. На действующих факультетах открывается много новых кафедр. В 1962 г. на базе приборостроительного факультета и факультета электронной техники создается факультет электронной техники и приборостроения (ФЭТиП), на котором готовят специалистов по наиболее востребованным и на сегодняшний день направлениям: электронике и компьютерным технологиям.
Изобретения и научно-технические разработки сотрудников СПИ участвуют во
всесоюзных выставках, внедряются в производство. Еще больше возрастает интерес к науке со стороны студентов. Одной из форм приобщения молодежи к науч-но-техничес-кому творчеству становятся в те годы организованные на каждом факультете студенческие конструкторские бюро.
Огромное внимание уделяется соци-
И.И. Прокофьев
т
А.И. Андрющенко
альным вопросам: вводятся в эксплуатацию новые общежития, два жилых дома для сотрудников вуза. Построена большая студенческая столовая, лыжная база, бассейн, спортивно-оздоровительный лагерь на берегу Волги. В 1975 г. в СПИ открывается первый в области институтский санаторий-профилакторий. Ни один вуз области еще не имел ничего подобного.
На протяжении 20 с лишним лет Саратовский политехнический институт регулярно занимает первые места среди вузов Поволжья по всем показателям. В 1980 г. к 50-летию вуза многие его сотрудники во главе с А.И. Андрющенко были представлены к правительственным наградам, а сам институт был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С 1988 г. Саратовский политехнический институт возглавил профессор В.В. Петров, который сразу же взял курс на создание на базе института технического университета. В 80-90-е гг. в вузе появляется много кафедр гуманитарного направления, открываются гуманитарные специальности. В начале 90-х гг. в структуре института появляются новые факультеты: инженерно-экономический, объединивший все экономические специальности вуза, и социально-гуманитарный. Расчет на гуманитаризацию техничес-
кого вуза оказался правильным: в 1992 г. СПИ получает статус университета.
Университет — значит «универсальный»
Насыщенным на события стал для Саратовского государственного технического университета (СГТУ) 1993 г. В этом году при СГТУ открывается Лицей, начинает свою работу Школа бизнеса (теперь это самостоятельный институт в структуре СГТУ
- Институт бизнеса и делового администрирования). Однако самым главным событием этого и следующего года стало создание в СГТУ технопарка «Волга-техника», который объединил около 30 малых фирм, занимающихся выпуском наукоемкой продукции. Сегодня технопарк «Волга-техника» выпускает свыше 100 наименований изделий: подшипники качения и скольжения с повышенными эксплуатационными свойствами, станки для суперфинишной обработки поверхностей качения, системы ограничений для автомобильных кранов «Краб», изделия из магнитных материалов, портативные электрокардиометры, электронные микроскопы и т.д.
Поистине эпохальным стал для Саратовского государственного технического уни-
В.В. Петров
46
Высшее образование в России • № 6, 2006
верситета и 1998 г. Столько преобразований, сколько произошло в этом году, вуз не видел, наверное, с момента основания. Преобразования были связаны с приходом нового ректора, доктора технических наук, профессора Ю.В. Чеботаревского.
Ю.В. Чеботаревский
Кардинально меняется структура вуза. Создаются новые подразделения - департаменты, в ведении которых находятся различные стороны жизни СГТУ. Образовано крупное подразделение - Институт социального и производственного менеджмента, в состав которого вошли лингвистический и гуманитарный учебнонаучные центры и два новых факультета: факультет управления производственными системами (создан в 1998 г. на базе инженерно-экономического) и факультет управления социальными системами (выросший из социально-гуманитарного факультета). В декабре 1998 г. для реализации международных образовательных
программ в университете создается международный образовательный центр, который начинает готовить специалистов по компьютерному дизайну и рекламе по совмещенным с международными стандартами учебным планам.
Значимые результаты в рамках международного сотрудничества были достигнуты СГТУ благодаря его успешному участию в программе Европейского союза Тем-пус-Тасис. За 12 лет участия в программе было выиграно 8 проектов с общим финансированием более 2,8 млн. евро. На эти деньги была реконструирована библиотека, реформирована планово-финансовая деятельность вуза, оборудовано несколько компьютерных классов. Кафедра иностранных языков получила лингафонные кабинеты, учебники, десятки сотрудников прошли стажировку за границей. С помощью коллег из западноевропейских универ-ситетов-партнеров кардинально преобразованы многие программы и курсы, особенно в области экономических и социальногуманитарных наук.
Саратовскому государственному техническому университету есть чем гордиться. Он проделал славный путь. На сегодняшний день в нем насчитывается 88 кафедр, на которых работают 1420 человек (из них 220 докторов наук). В университете создано 8 научно-педагогических школ, действуют 13 специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В структурных подразделениях университета обучаются свыше 28 тысяч человек. Обучение ведется по 56 специальностям, 17 направлениям бакалаврской, 10 направлениям магистерской подготовки и по 19 специальностям среднего профессионального образования. За 75 лет существования вуза было выпущено в свет 92119 молодых специалистов в основном технического профиля. Многие стали крупными учеными и руководителями.
Об итогах развития Саратовского государственного технического университета рассказывает ректор СГТУ Юрий Викторович Чеботаревский:
- Мы действительно многого добились. И гордимся своими достижениями. Но останавливаться на достигнутом не собираемся. Планы у нас грандиозные, далеко идущие: это и расширение технопарка, и дальнейшее участие в международных проектах. Следует отметить изменения в учебном процессе: у нас сейчас заметно возросла доля обучающихся на компенсационной основе. Почему-то принято считать, что образование, полученное на основе компенсации затрат на обучение, хуже, чем за государственный счет. Мы придерживаемся другого мнения. В нашем вузе требования ко всем студентам одинаковы независимо от того, за счет каких средств они учатся. А мы действительно даем им знания. Просто сейчас возможность получить их есть у большего числа молодых людей. И, конечно же, эта форма обучения приносит университету дополнительные средства, которые идут на обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, на поддержание санатория-профилактория, спортивно-оздоровительного лагеря. Мы постепенно делаем ремонт учебных корпусов, построили еще один жилой дом для сотрудников университета, возводим здание научно-технической библиотеки СГТУ. Я считаю, что людям, которые в наше нелегкое время развивают науку, надо создать нормальные условия для работы. Много внимания мы уделяем и внеаудиторной работе со студентами. Мы ведь воспитываем новое поколение российской интеллигенции. В нашем вузе все нацелено на то, чтобы современная молодежь оправдала надежды старшего поколения на возрождение и славное будущее России...
- Каким Вы видите университет будущего?
- Вся страна, в том числе и система образования, сегодня живет в рыночной экономике. Поэтому университет будущего должен развиваться не только на базе бюджетных поступлений, но и за счет средств, которые он сам зарабатывает. Здесь я имею в виду новую функцию университета. Кроме традиционных направлений деятельности - образовательной, воспитательной и научной - университет должен вести и предпринимательскую, реализуемую за счет интеллектуального капитала, которым он обладает. Мы должны научиться превращать интеллектуальную собственность в товар, а его реализация и есть предпринимательская функция университета нового типа. Это означает, что университет должен активнее участвовать в инновационно-производственной деятельности. По результатам исследований наших ученых совместно с промышленными предприятиями вуз поставляет на внутренний и внешний рынки наукоемкую продукцию. Это дает возможность не только получать дополнительные к бюджетным средства для проведения фундаментальных и прикладных исследований, но и значительно повышать качество подготовки студентов, которые, участвуя в научно-исследовательских работах по созданию наукоемкой продукции, обретают тем самым компетенции, востребованные в обществе знаний.
Материал подготовлен Н. Шабановой.