Научная статья на тему 'Будущее начинается сегодня'

Будущее начинается сегодня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее начинается сегодня»

Л.Д. Есина БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

75 лет - для высшего учебного заведения возраст не очень солидный. Однако, если посмотреть на эту дату через призму многих поколений его выпускников, то летопись получается яркой, насыщенной событиями, победами, достижениями. Хотя за время своего существования СГТУ преодолел и немало трудностей. Сложным был путь становления нашей alma mater. В год своего рождения, в 1930 г., во всем вузе насчитывалось всего 17 кафедр, но и их укомплектовать высококвалифицированными кадрами оказалось нелегкой задачей: были кафедры, где числилось всего по одному преподавателю. Но, несмотря ни на что, учебный процесс продолжался.

С 1937 г. согласно решению Совнаркома СССР была введена единая система аттестации научных и педагогических работников, утверждена процедура присвоения ученых степеней и званий, а также предусмотрена защита докторских и кандидатских диссертаций. Это были первые ростки нынешней системы подготовки и аттестации научно-педагогических кадров. Любопытно выглядело штатное расписание Саратовского автодорожного института того времени: профессор - 1, доценты - 34, старшие преподаватели - 5, ассистенты - 38, преподаватели - 19. Обеспечить высокий уровень подготовки инженеров этим составом было нелегко.

Еще более осложнилась работа вуза в период Великой Отечественной войны 19411945 гг., когда многие преподаватели ушли на фронт. Последствия военного времени еще долго сказывались и в послевоенные годы, когда разрушенное хозяйство страны остро нуждалось в молодых инженерных кадрах. И плечом к плечу с преподавателями встали рядом вчерашние выпускники - А.И. Клочков, А.С. Еленович, Д.А. Лозовой, Г. А. Ромаданов и многие другие, непосредственно в студенческих аудиториях осваивавшие азы педагогического мастерства. Первые поколения преподавателей четко осознавали целесообразность гармоничного сочетания активной научной работы и педагогической деятельности. Это стало приносить свои плоды: институт начал бурно развиваться, были созданы новые кафедры и лаборатории, расширялась тематика научных исследований, увеличился контингент студентов. Все это требовало притока новых молодых преподавателей, подготовку которых начали осуществлять через аспирантуру собственного института. Кроме наиболее соответствующих профилю вуза специальностей: по строительству дорог, мостов и транспортных сооружений, эксплуатации автомобильного транспорта и др., были открыты и новые, наиболее актуальные для народного хозяйства специальности: по теплоэнергетике, приборостроению, машиностроению, гидравлике, механике, оптике и т.д.

Активизации проведения научных исследований и подготовки научно-педагогических кадров в САДИ во многом способствовал и приход в институт в качестве заместителя директора по научной работе доктора технических наук, профессора А.И. Андрющенко, направленного в 1955 г. в институт Минвузом СССР для укрепления кадрового состава. Молодой талантливый ученый и организатор А.И. Андрющенко создает в вузе необходимые условия для развития научных школ таких крупных ученых института, как профессора А.А. Мила-шечкин, А.М. Трухлов, П.И. Гаврилов, К.П. Севров, С.Г. Редько, Г.Г. Иноземцев, А.С. Еле-нович, Л.М. Свердлов и многие другие. Подтверждением признания высокого уровня подготовки научно-педагогических кадров в САДИ в тот период является направление в институт большой группы граждан Китайской народной республики для обучения в аспирантуре в рамках международных соглашений.

Однако, несмотря на явные успехи, подготовка кандидатов наук в институте остается «штучным процессом». В 1955-1956 гг. были защищены всего 6 кандидатских диссертаций. Остро назрела необходимость количественного и качественного прорыва в этом процессе. Результаты активной работы в САДИ по подготовке докторов и кандидатов наук не заставили себя ждать. К началу семидесятых годов в институте уже работало 15 профессоров и докторов наук, 276 доцентов и кандидатов наук. Наиболее результативно в тот период велась подготовка научно-педагогических кадров в коллективах, возглавляемых докторами наук, профессорами В.М. Рассудовым, А.Д. Дмитриевым, Н.Н. Грязевым, С.И. Вольвичем, В.Г. Каширским, А.И. Андрющенко и т.д.

В 60-е годы можно было наблюдать заметное развитие аспирантуры САДИ («молодежь потянулась в науку»). В 1960-1961 гг. аспирантура была открыта уже на 22 кафедрах. Ежегодно, в среднем, защищалась 1 докторская диссертация. Увеличилось число защитивших кандидатские диссертации. Так, если в 1960 г. были защищены 5 кандидатских диссертаций, то в 1961 г. - 10, в 1963 г. - 12, а в 1964 - 25 кандидатских диссертаций.

Динамика подготовки научно-педагогических кадров следующего десятилетия впечатляет еще больше. Так, если в 1970 г. к тому времени уже в Саратовском политехническом институте на 11 факультетах работали 15 докторов наук, профессоров, 276 кандидатов наук, доцентов, то в 1980 г. число докторов наук, профессоров возросло более чем в 2,5 раза и достигло 583 человек.

Аспирантура того периода насчитывала уже 134 человека, из них 64 чел. - очники. Подготовка аспирантов велась на 37 кафедрах по 30 специальностям. В вузе активно работали 4 диссертационных совета по 8 специальностям. В достигнутых результатах значителен вклад проректора по научной работе СПИ того периода, самого молодого доктора наук, про-

фессора В.В. Петрова, разработавшего целую систему оказания помощи и стимулирования молодых ученых на пути к защите ими диссертаций. Воодушевляя личным примером (а школа по строительной механике проф. В.В. Петрова насчитывает более 10 докторов наук и около 60 кандидатов наук), молодой проректор по научной работе привлек к научному руководству аспирантами и консультированию докторантов талантливых ученых различных факультетов и кафедр, профессоров В.А. Крысько, Л.И. Высоцкого, А.В. Королева, В.Б. Байбу-рина, В.Г. Куранова, Б.М. Бржозовского, Е.Р. Ярскую-Смирнову, Ю.С. Архангельского, В.Н. Лясникова, А.М. Михайлову, С.Е. Артеменко, С.С. Попову, П.К. Плотникова, Н.М. Со-ветова, Ф.Н. Авдонькина и других.

Новые задачи, стоящие в 90-х годах перед вузом, преобразованным в технический университет, требовали нового качества работы системы послевузовского образования СГТУ, которая объединила в себе на этом этапе процесс подготовки и аттестации научнопедагогических кадров через сеть открытых дополнительно диссертационных советов. Результаты не замедлили сказаться. Так, если в 1995 г. в очной аспирантуре по 54 специальностям обучалось 296 человек, то в 1999 г. их число почти удвоилось и превысило 500 человек. Как следствие этого, произошла активизация защит диссертаций сотрудниками университета. В 1996-1998 гг., например, ими было защищено 25 докторских и 94 кандидатских диссертаций. Число диссертационных советов возросло до 10.

Возглавляемый нынешним ректором, доктором технических наук, профессором Ю.В. Чеботаревским Саратовский государственный технический университет вновь в пути к покорению новых творческих вершин. И главной опорой, питательной средой для формирования новых научных творческих коллективов является аспирантская среда вуза. Более 700 человек обучается в аспирантуре СГТУ в настоящее время. Около 140 молодых кандидатов наук работают над докторскими диссертациями, более 400 человек являются соискателями вуза. Оптимистичной можно признать тенденцию по возникновению в университете научных династий. Бок о бок развивают «семейные» научные направления профессора отец и сын Королевы, Крысько, Андрейченко, мать и сын Артеменко, мать и дочь Ярские-Смирновы.

Многие нынешние докторанты и аспиранты, молодые кандидаты наук продолжают дело своих родителей, многие годы жизни отдавшие родному университету. Значит, традиция верного и преданного служения науке и университету жива.

В 2004 г. докторантами, аспирантами и сотрудниками университета были защищены 19 докторских и 136 кандидатских диссертаций. Активно работают 13 диссертационных советов СГТУ, обеспечивая качественную экспертизу представляемых диссертационных работ.

Более 250 претендентов в аспирантуру в 2005 г. штурмуют конкурсные высоты, чтобы завоевать право быть в числе 150 счастливчиков, которые могут назвать себя аспирантами СГТУ. И они вновь, как их деды 75 лет назад, пойдут по трудному пути поиска, открытий, побед и поражений. В этом движении - их жизнь, будущее Саратовского государственного технического университета, которое начинается сегодня.

Есина Лариса Даниловна -

начальник управления послевузовского образования Саратовского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.