Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ПРОТИВ СТЕРЕОТИПОВ В ЭКОНОМИКЕ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ'

ИННОВАЦИИ ПРОТИВ СТЕРЕОТИПОВ В ЭКОНОМИКЕ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КИНОПРОИЗВОДСТВО / КРЕАТИВНАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Конягина М.Н., Дудкина К.А., Липчик А.М.

Современная киноиндустрия представляет собой сложный синтез творчества, маркетинга и инновационных технологий, исполняя при этом важную экономическую и социальную функцию. При этом в России наблюдается кризис производства качественного кино, которое бы пользовалось популярностью у современной отечественной аудитории. При этом государство оказывает активную поддержку российскому кинопроизводству, что однако не помогает улучшить его качество. Как оказать качественную помощь российской киноиндустрии? Есть ли рецепты, позволяющие создать блокбастер? В статье рассматриваются вопросы жанровой сегментации спроса на кинопродукцию, проводится сравнение спроса отечественных любителей кино на отечественные и зарубежные фильмы. Также представлен краткий обзор государственной поддержки российского кинопроизводства. В завершении даны авторские рекомендации, позволяющие повысить качество отечественного кинопроизводства, снизив его зависимость от бюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION VERSUS STEREOTYPES IN THE CREATIVE INDUSTRY ECONOMY

The modern film industry is a complex synthesis of creativity, marketing tools and innovative technologies, while performing an important economic and social function. At the same time, there is a crisis in the production of high-quality cinema in Russia, which would be popular with the modern domestic audience. At the same time, the state provides active support to Russian film production, which, however, does not help to improve its quality. How to provide quality assistance to the Russian film industry? Are there recipes to create a blockbuster? The article discusses the issues of genre segmentation of demand for film products, compares the demand of the Russian film lovers for domestic and foreign films. A brief view of state support for Russian film production is also presented. In conclusion, the author's recommendations are given to improve the quality of domestic film production, reducing its dependence on budget financing.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ПРОТИВ СТЕРЕОТИПОВ В ЭКОНОМИКЕ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ»

EDN: YFNYAR

М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - doctor of economic sciences, professor of the Department of Economics of Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg state marine technical university, Saint-Petersburg;

К.А. Дудкина - студент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, dud-kin a.kseniya 9@yandex. ru,

K.A. Dudkina - student of the Department of Economics of Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg state marine technical university, Saint-Petersburg;

A.M. Липчик - студент кафедры экономики судостроительной промышленности, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, alinalipchik@mail.ru,

A.M. Lipchik - student of the Department of Economics of Shipbuilding Industry, Saint-Petersburg state marine technical university, Saint-Petersburg.

ИННОВАЦИИ ПРОТИВ СТЕРЕОТИПОВ В ЭКОНОМИКЕ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ INNOVATION VERSUS STEREOTYPES IN THE CREATIVE INDUSTRY ECONOMY

Аннотация. Современная киноиндустрия представляет собой сложный синтез творчества, маркетинга и инновационных технологий, исполняя при этом важную экономическую и социальную функцию. При этом в России наблюдается кризис производства качественного кино, которое бы пользовалось популярностью у современной отечественной аудитории. При этом государство оказывает активную поддержку российскому кинопроизводству, что однако не помогает улучшить его качество. Как оказать качественную помощь российской киноиндустрии? Есть ли рецепты, позволяющие создать блокбастер?

В статье рассматриваются вопросы жанровой сегментации спроса на кинопродукцию, проводится сравнение спроса отечественных любителей кино на отечественные и зарубежные фильмы. Также представлен краткий обзор государственной поддержки российского кинопроизводства. В завершении даны авторские рекомендации, позволяющие повысить качество отечественного кинопроизводства, снизив его зависимость от бюджетного финансирования.

Abstract. The modern film industry is a complex synthesis of creativity, marketing tools and innovative technologies, while performing an important economic and social function. At the same time, there is a crisis in the production of high-quality cinema in Russia, which would be popular with the modern domestic audience. At the same time, the state provides active support to Russian film production, which, however, does not help to improve its quality. How to provide quality assistance to the Russian film industry? Are there recipes to create a blockbuster?

The article discusses the issues of genre segmentation of demand for film products, compares the demand of the Russian film lovers for domestic and foreign films. A brief view of state support for Russian film production is also presented. In conclusion, the author's recommendations are given to improve the quality of domestic film production, reducing its dependence on budget financing.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, инновационные технологии, государственная поддержка, кинопроизводство, креативная индустрия.

Keywords: innovations, innovation economy, innovative technologies, government support, film production, creative industry.

Российское кино получило серьезный стимул для развития в 2013 году, когда была запущена масштабная программа ощутимой государственной поддержки. Случилось это после того, как министром культуры Российской Федерации был назначен Владимир Мединский. Это совпало с важным событием - Россия вошла в десятку ведущих мировых кинорынков и «заняла восьмое место в мире по кассовым сборам (после Германии, Южной Кореи и Индии)» [5].

Сегодня «редкий отечественный фильм обходится без поддержки государства: продюсеры получают деньги Фонда кино и Минкульта РФ, компенсируют расходы на съемки из региональных бюджетов, участвуют в кинофестивалях, проводимых на субсидии, продвигают проекты за рубежом» [4]. Так, например, в период пандемии СОУГО-19 к поддержке присоединился Институт развития Интернет, который сосредоточился на финансировании сериалов для онлайн-трансляций и по объему субсидии уже сегодня сопоставим с Фондом кино и Минкультом РФ [4].

Министерство культуры также поддерживает проекты, которые имеют небольшой шанс на успех в прокате, но представляют культурную ценность или обладают фестивальным потенциалом. В зависимости от проекта на игровой фильм можно получить до 70 млн руб., а на неигровой - до 10 млн руб. В 2020 году министерство распределило таким образом 3,51 млрд руб. [4]. Объем на текущий 2022 год там не раскрыт, так как конкурсы еще не завершены. Проекты, претендующие на субсидию, должны отвечать критериям «национального фильма» и соответствовать одной из «приоритетных тем господдержки» [4]. К таким темам Минкультуры РФ относит «Науку России», «Будущее России. Национальные приоритеты. Достижения России», «Герои среди нас. Истории российских медиков, ученых в борьбе с СOVID-19», «Борьбу с терроризмом и его идеологией» и др. [4].

Не без участия Министерства культуры РФ 9 мая 2022 года состоялась премьера очередной части сериала «Диверсант» - «Диверсант 4. Идеальный штурм». Знаковым в этом событии стало использование инновационных технологий. Одну из ключевых ролей этого многосерийного фильма в самом начале играл известный актер Владислав Галкин, который скончался в 2010 году в возрасте 38 лет. Инновационный эксперимент позволил «оживить» героя. Многие люди были весьма удивлены, увидев на экране в четвертой части сериала безвременно погасшую звезду. Таким образом с помощью технологии deepfake Первый канал воссоздал персонажа Григория Калтыгина, тем самым почтив его память. Напомним, что ёеерГаке - это техника обработки образов, заключающаяся в совмещении изображений человеческого лица с помощью искусственного интеллекта, а затем - замене лица на видеозаписи или фотографии. Калтыгин появился в четвертой части сериала на 8 минут.

Однако создание фильма - это всегда творческий поиск. Режиссер и его команда работают над кинопродуктом без четких потребительских качеств, т. к. результат невозможно точно предопределить или задать. Крайне сложно утверждать заранее, будет ли успешен тот или иной фильм. Только время и технологии продвижения расставляют все по своим местам. При этом, как показывают цифры, в России государство активно поддерживает киноиндустрию, и эту поддержку нельзя недооценивать: без нее подавляющего большинства кинокартин и мультипликационных фильмов снято бы не было. В больших коммерческих проектах размер государственного финансирования может доходить до 30-40 % бюджета фильма, оставшуюся часть финансирования продюсеры обеспечивают, обращаясь к инвесторам.

Одновременно никто не может гарантировать результат. В Голливуде бытует подтвержденное практикой мнение, что успешными являются лишь 2 фильма из 10. Именно эти два продукта киноиндустрии приносят чистый доход инвесторам, обеспечивая экономическую эффективность проектов, а авторам и команде разработчиков творческий успех. Остальные 8 фильмов, по статистике, в лучшем случае только окупаются и никто не теряет денег, но чаще оказываются убыточными. Поэтому ни в одной стране мира никто не может сказать точно, что конкретный кинопроект будет экономически выгодным.

Одновременно значение и ценность этих 8 неуспешных фильмов для киноиндустрии не меньше, чем важность 2 успешных фильмов, потому что при отсутствии этих 8 фильмов не будет и 2 успешных. Те самые 8 неудачных, безубыточных или убыточных фильмов дают возможность оценить режиссеров, актёров, продюсеров и всех, кто участвует в создании фильма, понять их промахи и ошибки, а после наконец снять успешный фильм с большой прибылью.

Как утверждают эксперты, показателен так называемый период «малокартинья» - с 1943 по 1953 год, - во время правления И. Сталина. В целях экономии народных денег во-

ждем государства было предложено отказаться от съемок фильмов, которые не найдут своего зрителя. Это привело к тому, что советские режиссеры снимали в среднем по шесть фильмов в год, качественные характеристики которых оцениваются нашими современными экспертами как «не особо выдающиеся картины». Историческое наблюдение косвенно доказывает, что небольшие, в ряде случаев не слишком удачные проекты тем не менее позволяют выделять будущих талантов. «Это тот питательный бульон, который должен кипеть постоянно, чтобы на свет появились и развились новые таланты» [6].

Помимо фабрики талантов кинематограф - это еще и сегмент «индустрии содержания», производящий кроме кинофильмов большой объем контента для современного телевидения, что обеспечивало до начала пандемии коронавируса наряду с динамичным ростом кассовых сборов рост и других показателей отечественной киноиндустрии - производственных и рекламных бюджетов, посещаемости [5].

При посещении кинотеатра подавляющее большинство любителей кино склонно выбирать фильмы зарубежного производства, которые еще недавно находились в показе значительно дольше по сравнению с российскими. Каковы причины такого выбора, и правда ли зарубежный кинематограф занимает лидирующее место в мнениях отечественных любителей кино?

Для ответа на поставленные вопросы проанализируем данные по кассовым сборам на территории России, взятые из открытых источников, публикующих такую информацию по участвовавшим в прокате фильмам. В таблице 1 приведена информация об объемах кассовых сборов на территории РФ.

Таблица 1 - Кассовые сборы российского проката в 2018-2021 гг., в долл. США

(Источник: таблица составлена авторами по данным сайта Кинопоиск и Бюллетень кинопрокатчика)

Производство / год Сумма сборов, в долл. США

2018 2019 2020 2021

Итог за год 338 382 744 427 950 701 143 765 414 318 750 538

Иностранное кино 222 940 307 313 099 345 77 198 150 203 068 487

Отечественное кино 115 442 437 114 851 356 66 567 264 115 682 051

На основе данных таблицы проследим отличия кассовых сборов. Как можно видеть на диаграмме (рисунок 1), доля сборов иностранного кинематографа существенно превалирует над отечественным из года в год. Только в 2020 году ввиду ограничений, связанных с пандемией, сборы отечественного и иностранного кино находятся на близком по значению уровне, при котором иностранная кинопродукция всё же лидирует с минимальным отрывом.

350 ооо ооо 300 000 000 250 000 000 200 000 000 150 000 000 100 000 000 50 000 000

о

Рисунок 1 - Кассовые сборы российского проката в 2018-2021 гг., по годам, в долл. США.

Для того, чтобы понимать причину преобладания желаний россиян смотреть иностранные фильмы, рассмотрим, какие жанры наиболее предпочтительны для аудитории любителей кино. Обратимся к структуре предпочтений, которые лидируют в российских сборах

2018 2019 2020 2021

■ иностранное кнно ■ отечественное кино

(рисунок 2 и рисунок 3), составленным на основе мнений кинолюбителей. Наиболее популярным жанром среди иностранного кино (рисунок 2) выступает фантастика, практически треть популярности забирают мультфильмы, стоит выделить также боевики, чья доля в общем прокате превышает 10 %. Не так популярны среди зрителей мелодрамы, криминальные и биографические сюжеты.

Рисунок 2 - Кассовые сборы иностранного кинематографа в России по жанрам в период с 2018 по 2021 годы (Источник: Составлено авторами по данным сайта Кинопоиск и Бюллетень кинопрокатчика)

Что касается отечественного кино (рисунок 3), то среди зрителей пользуются популярностью комедии, мелодрамы и фэнтези. Менее привлекательными для зрителей являются биография (0,42 % от общей совокупности), семейные фильмы (1 %), боевики, военные драмы и мультфильмы (по 2 % на каждый жанр). Стоит подчеркнуть, что выбор отечественными зрителями жанров российского кино отличается от выбора иностранной кинопродукции.

биография; 0,42% боевик; 2%

фэнтези; 11%______j

———_военный; 2%

семейный; 1%_ приключение; 9%

мультфильм; мелодрама; 15%

.детектив; 4%

_ комедия; 46%

Рисунок 3 - Кассовые сборы отечественного кинематографа в России по жанрам в период с 2018 по 2021 годы (Источник: Составлено авторами по данным сайта Кинопоиск и Бюллетень кинопрокатчика)

Такое наблюдение за приоритетами отечественного кинозрителя в жанрах позволяет сделать вывод о том, что современная массовая киноаудитория склонна выбирать такой жанр, который наиболее понятен и не заставляет человека лишний раз задумываться над тем, что хотел сказать автор. То есть зритель отдает предпочтение фильмам, которые можно назвать массовыми, с предсказуемой линией сюжета, так как они понятны каждому, при их просмотре не нужно проводить дополнительный анализ и додумывать исход событий.

Согласно исследованию «Портрет аудитории российских городских кинотеатров», проводимому в 2017 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом кино [1], в качестве основной аудитории были названы посетители в возрасте от 18 до 24 лет [7]. В соответствии с этим можно предположить, что одним из основных критериев при выборе фильма среди так называемой «молодежной» аудитории является то, что

называют «качеством картинки»: качественные спецэффекты, динамичность сцен, правильно подобранная музыка и прочие факторы, возбуждающие эмоции. Зарубежный кинопроизводитель всем этим критериям прекрасно соответствует, предлагая отличную детализацию объектов, высококачественные спецэффекты и музыку.

Авторские расчеты по собранным и продемонстрированным данным позволили заключить следующее: 22 % фильмов, которые занимают лидирующие позиции в российском прокате по кассовым сборам, не окупаются. То есть, каждый пятый отечественный фильм, снятый в популярных для проката жанрах, является провальным. При этом среди важных факторов, определяющих выбор фильма отечественным зрителем, не последнее место занимают тривиальный юмор в отечественных комедиях, обыденность сценария в некоторых жанрах, стереотипное мышление россиян о том, что «наши снимать не умеют», довольно непрофессиональные попытки производителей снять фильм в новом жанре, который пользуются популярностью в России, и за рубежом (фантастика, фэнтези и мультфильм).

В нашей стране «кинематограф является не только самым любимым искусством, но и самым массовым» [5]. Поэтому зарубежный кинематограф уверенно завладел умами и сердцами отечественного зрителя в российском прокате благодаря созданию нового динамичного, но не слишком интеллектуального контента. Грамотное сочетание факторов успеха, соответствующее массовым потребностям молодого зрителя, его поведенческим предпочтениям, определяют успех иностранных фильмов в российском прокате.

Исследованные материалы помогли сделать выводы о важных факторах, повышающих кассовые сборы: выбор жанра, инновационные технологии создания, качество сценария, актерский состав и продвижение фильма. Безусловно, удовлетворение одновременно всех указанных пунктов не гарантирует полного успеха фильму, но повышает его шансы попасть в те 20 % блокбастеров, или, используя экономическую лексику, коммерчески успешных продуктов креативной индустрии.

Выбор жанра важен, но наивно полагать, что наиболее популярный жанр не попадет в поле зрения конкурентов рынка. Тем самым шансы на успех размываются. Однако на помощь приходят инновационные технологии: качество картинки, наличие высокопрофессиональных спецэффектов, применение последних технологий в визуализации, звуке. Мы помним ряд успешных проектов, где применение инновационных технологий действительно дополнило интерес зрителей к сюжету и обеспечивало наибольший кассовый сбор (например, «Аватар»), когда к аудитории поклонников жанра и творчества знаменитого режиссера присоединились и интересующиеся новыми технологиями. Продвижение фильма и актерский состав также крайне важны. Однако в условиях отечественного кинопроизводства, когда киноиндустрия вовлечена в построение национальной идеологии, как и во многих странах мира, - без государственной поддержки обеспечить выход фильма крайне сложно. За счет него и обеспечивается привлечение звезд, продюсирование и использование инновационных технологий.

Тем не менее нам необходимо разное кино. Стоит помнить, что деньги, которые направляются на развитие киноиндустрии из бюджета, получены от налогоплательщиков, в том числе и населения [6]. Поэтому результат их использования определяет степень удовлетворенности осознанного кинозрителя. В связи с этим в интересах государства должно стать постепенное снятие отечественного кинопроизводителя с «иглы господдержки» на фоне открытия поля для творчества помимо госзаказа и создания условий для развития, чтобы российский кинематограф гармонично развивался в разных направлениях, становился самоокупаемым.

Источники:

1. Бравая А.А. Статистический анализ аудитории российских городских кинотеатров / А. А. Бравая // Проблемы управления - 2018: материалы 26-й Всероссийской студенческой конференции, Москва, 1417 мая 2018 года / Государственный университет управления. - Москва: Государственный университет управления, 2018. - С. 95-97. - EDN GGFHQE.

2. Бюллетень кинопрокатчика: Интерне-ресурс. - URL: https://www.kinometro.ru/ (дата обращения 13.05.2022).

3. Кинопоиск: Интернет-ресурс. - URL: https://www.kinopoisk.ru/ (дата обращения 13.05.2022).

4. Обстоятельное объяснение, как государство поддерживает кино в России. Кинопоиск: Интернет-ресурс. -URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005463/comment/2481010/ (дата обращения 05.07.2022).

5. Ткачева Н. В. Модель государственной поддержки Отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние / Н. В. Ткачева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2015. - № 6. - С. 92-112. - EDN VFZGLL.

6. Толстунов Игорь. Кино и деньги. Как государство распределяет средства на поддержку кинематографа? - URL: http://gorodskoyportal.ru/news/russia/35549141/ (дата обращения 05.07.2022).

7. Кто ты - российский зритель? - Фонд кино: официальный сайт. - URL: http://www.fond-kino.ru/news/ kto-ty-rossijskij-kinozritel/ (дата обращения 13.05.2022).

References:

1. Bravaya A.A. Statistical analysis of the audience of Russian city cinemas / A. A. Bravaya // Problems of management - 2018: materials of the 26th All-Russian student conference, Moscow, May 14-17, 2018 / State University of Management. - Moscow: State University of Management, 2018. - P. 95-97. - EDN GGFHQE.

2. Film distributor's bulletin: Internet resource. - URL: https://www.kinometro.ru/ (accessed 05/13/2022).

3. Kinopoisk: Internet resource. - URL: https://www.kinopoisk.ru/ (accessed 05/13/2022).

4. A detailed explanation of how the state supports cinema in Russia. Kinopoisk: Internet resource. - URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4005463/comment/2481010/ (accessed 07/05/2022).

5. Tkacheva N.V. Model of State Support for Domestic Cinematography: Stages of Development and Current State / N. V. Tkacheva // Bulletin of Moscow University. Series 10: Journalism. - 2015. - No. 6. - P. 92-112. -EDN VFZGLL.

6. Igor Tolstunov. Cinema and money. How does the state allocate funds to support cinema? - URL: http://gorodskoyportal.ru/news/russia/35549141/ (accessed 07/05/2022).

7. Who are you - a Russian viewer? - Film Fund: official site. - URL: http://www.fond-kino.ru/news/kto-ty-rossijskij-kinozritel/ (accessed 05/13/2022).

EDN: YBJELG

С.Н. Косников - к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, snkosnikov@gmail.com,

S.N. Kosnikov - candidate of economics, associate professor of the Department of Economic Cybernetics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.С. Чаленко - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, ^alenko.02@bk.ru,

A.S. Chalenko - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia; Э.Р. Меликов - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, eldar.mklikov@mail.ru,

E.R. Melikov - student, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА BENEFITS AND CHALLENGES OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURE

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена популяризации тенденции к цифровизации процессов деятельности различных сфер общественной жизни. Автоматизация производства, компьютеризация трудового процесса и внедрение дистанционных информационных технологий не обошли стороной и сельское хозяйство. Отечественный агропромышленный комплекс с начала 2000-х претерпевает множество реформ, в том числе и процесс цифровизации, относительно недавно провозглашенный Правительством Российской Федерации. Наше государство следует опыту западных коллег: Соединенных Штатов Америки, Канады и больше части европейских стран, доля цифровизованных хозяйств в которых составляет порядка 70 %. Среди отечественных аграриев не такие внушительные показатели спроса, но они неуклонно растут, что свидетельствует о процветании столь важной отрасли народного хозяйства. Мнения экспертов сходятся в одном, автоматизация производственного цикла в сельском хозяйстве позволит вывести его на качественно новый уровень. В статье рассмотрены преимущества и недостатки цифровизации сельского хозяйства и сформулирован вывод относительно эффективности и необходимости данного процесса.

Abstract. The relevance of the article is due to the popularization of the trend towards digitalization of the processes of various spheres of social life. The automation of production, computerization of the labor process and the introduction of remote information technologies have not bypassed agriculture. Domestic agro-industrial complex since

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.