Научная статья на тему 'Инновации, конкурентоспособность и стратегия развития предприятий'

Инновации, конкурентоспособность и стратегия развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТОВАРА / INNOVATIONS / STRATEGY / INNOVATIVE ACTIVITY / COMPETITIVENESS / LIFE CYCLE OF A GOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машевская Оксана Владимировна

Осуществлен обзор и краткий анализ существующих концепций к определению инноваций в традиционном подходе и в рамках информационного общества, т. е. информационном подходе. В результате исследования была предпринята попытка определить форму, которая в полной мере отражала бы содержание категории «инновации», поскольку отмечено отсутствие однозначного понятийного аппарата в части определения исследуемой категории. Инновации выделены в обособленную категорию с функциями результирующего показателя «узловой линии мер», т. е. показателя, позволяющего на базе количественных изменений оценить результатив­ность качественных сдвигов, что дает основания утверждать, что инновации это индикатор не только количественных, но и ка­чественных критериев социально-экономического функционирования предприятия. На основе S-образной кривой предложена модификация графика, отражающего зависимость роста дохода от скорости внедряемых инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations, competitiveness and strategy of development of the enterprises

The article gives a review and a short analysis of the existing concepts to definition of innovations in traditional approach and within information society, i.e. information approach is carried out. As a result of research there is made an attempt to define a form which would fully reflect the content of the category “innovations”. Innovations are highlighted in a separate category with the functions of the result indicator “nodal line measures”, i.e. indicators are based on quantitative changes to evaluate the impact of quality changes. That allowed the author to claim legally that innovations are not only quantitative, but also qualitative criteria of social and economic functioning of the enterprise. There is proposed a modification of the schedule on the basis of a S-shaped curve reflecting dependence of growth of the income on the speed of the introduced innovations.

Текст научной работы на тему «Инновации, конкурентоспособность и стратегия развития предприятий»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 4. С. 149-155.

УДК 001.895

ИННОВАЦИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ INNOVATIONS, COMPETITIVENESS AND STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES

О.В. Машевская O.V. Mashevskaya

Самарский государственный технический университет Samara State Technical University

Статья поступила в редакцию 26 июня 2015 г.

Осуществлен обзор и краткий анализ существующих концепций к определению инноваций в традиционном подходе и в рамках информационного общества, т. е. информационном подходе. В результате исследования была предпринята попытка определить форму, которая в полной мере отражала бы содержание категории «инновации», поскольку отмечено отсутствие однозначного понятийного аппарата в части определения исследуемой категории. Инновации выделены в обособленную категорию с функциями результирующего показателя «узловой линии мер», т. е. показателя, позволяющего на базе количественных изменений оценить результативность качественных сдвигов, - что дает основания утверждать, что инновации - это индикатор не только количественных, но и качественных критериев социально-экономического функционирования предприятия.

На основе S-образной кривой предложена модификация графика, отражающего зависимость роста дохода от скорости внедряемых инноваций.

The article gives a review and a short analysis of the existing concepts to definition of innovations in traditional approach and within information society, i.e. information approach is carried out. As a result of research there is made an attempt to define a form which would fully reflect the content of the category "innovations". Innovations are highlighted in a separate category with the functions of the result indicator "nodal line measures", i.e. indicators are based on quantitative changes to evaluate the impact of quality changes. That allowed the author to claim legally that innovations are not only quantitative, but also qualitative criteria of social and economic functioning of the enterprise.

There is proposed a modification of the schedule on the basis of a S-shaped curve reflecting dependence of growth of the income on the speed of the introduced innovations.

Ключевые слова: инновации, стратегия, инновационная активность, конкурентоспособность, жизненный цикл товара.

Key words: innovations, strategy, innovative activity, competitiveness, life cycle of a good.

Введение. Формирование и укрепление рыночных отношений стимулирует предприятия с выраженным акцентом инновационного развития применять новые подходы и формы в управлении, менять характер решаемых задач и методы их достижения, а иногда и выработку стратегии развития предприятия. Этим требованиям подчинены хозяйствующие субъекты современной экономики. Выработка четко сформулированной стратегии, базирующейся на инновационном подходе, является следствием проявления внешних условий существования предприятия.

Поэтому задачи социально-экономического развития предприятия заключаются в количественном накоплении «положительных» результатов эффективности, способности продуцирования, создании возможности к изменениям, в появлении нового.

Благодаря инновациям процесс производства становится динамичным, творческим, интересным и удовлетворяющим потребности.

Все вышеперечисленное и обусловливает актуальность темы исследования.

Целью исследования являются анализ и особенности оценки применения инноваций, основанные на дифференциальных уравнениях и линейной модели регрессии, что должно найти отражение в управлении предприятием и позволит увеличить показатели эффективной деятельности, расширить границы предприятия как минимум на внутреннем рынке и уйти от сырьевой зависимости.

Обзор литературы. Категория «инновации» не имеет четко определенных рамок и границ в определении. Для конкретизации данного понятия проанализируем некоторые определения.

Например, П. Друкер возводит инновации до уровня функций предприятия, отмечая: «...у любого предприятия две и только две функции: маркетинг и инновации. Только инновации и маркетинг производят результат, все остальное - издержки» [1].

© О.В. Машевская, 2015

А.М. Жемчугов рассматривает инновации шире, как основу любого бизнеса, и связывает инновации с человеческими ресурсами, утверждая, что:

1) без идей человека не может быть и инноваций;

2) потенциал рабочей силы как фактора производства раскрывается только при условии создания инноваций, иначе он может быть заменен либо роботом, либо другой производительной машиной [2].

Интересно, но в конце XIX в., когда впервые появилась в научном обороте категория «инновации», под ней понимали введение некоторых элементов одной культуры в другую. И только к началу XX в. этот термин стали употреблять как закономерность технических нововведений.

Например, Герхард О. Менш закономерность технических нововведений соотносил с базовыми инновациями, рассматривая их в рамках цикличности и связывая с ростом экономики. Промышленное развитие, по его мнению, - это переход от одного «технологического пата» к другому [3]. Базовой инновацией Герхард О. Менш считал основополагающее технологическое новшество с его промышленной реализацией. Он также указывал на существование инновации усовершенствования (инновации, которые усовершенствуют имеющиеся новшества) и кажущиеся инновации (инновации, не приносящие экономической пользы).

Смысл категории «инновация» в лингвистическом определении сегодня подразумевает распространяемое новшество.

В соответствии с последней, пятой редакцией «Руководства Фраскати», принятой ОЭСР в 1993 г., инновация - это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедряемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [4].

Таким образом, современный спектр трактовок «инновация», в зависимости от объекта и предмета исследования, подразумевает: процесс (В.Л. Макаров, А. Койре), изменение (Ф. Валент, Ю.В. Яковец), результат (А. Ле-винсон, Ф.Г. Гурвич) [5, с. 30-31].

Гипотезы и методы исследования. Построение причинно-следственных цепочек начнем с отдельных стратегических целей перспективы «Инновации». Цели данной перспективы сначала рассмотрим на предмет связи со все-

ми целями предприятия, т. е. проведем парный анализ, и сравним с целями перспектив «Экономика и финансы», «Внутренние бизнес-процессы», «Человеческий капитал», «Внешнее окружение» и «Клиенты-потребители». Вопрос при этом будет ставиться следующим образом: «Если мы достигли цели, относящейся к перспективе "Клиенты-потребители", или к перспективе "Человеческий капитал", или другим, будет выполнение данных целей способствовать достижению цели перспективы "Инновации"»?

Далее, используя метод «снизу-вверх», проведем анализ связи целей перспективы «Инновации» со стратегическими целями «Экономика и финансы». Вопрос при этом ставится следующим образом: «Если мы достигли цели, относящейся к перспективе "Инновации", то какое влияние это окажет на перспективы "Экономика и финансы"»? Представленный алгоритм свидетельствует о значимости целей «Инновации» для стратегического успеха предприятия.

Можно так же представить взаимосвязь между отдельными целями с помощью матрицы «причина-следствие». Данная матрица описывает многовариантные взаимосвязи между отдельными стратегическими целями предприятия, т. е. это своеобразная мультивариантная корреляция, позволяющая проанализировать отношения одной управленческой величины с другими. По осям, как горизонтальной, так и вертикальной, откладываются все стратегические цели предприятия. При этом для каждой комбинации целей определяются направления действий и интенсивность, в соответствии с которыми фокусируются связи между целями.

Метод «причина-следствие» можно представить в виде матрицы и использовать как вспомогательный инструмент при работе с другими методами. Позитивным в использовании данного метода является то, что этот метод является методологически мощным, но с дугой стороны - не информационно-ценным с точки зрения многоуровневой системы оценки эффективности деятельности, поскольку в стратегическую карту представляются только избранные значимые связи между целями предприятия. Еще одним недостатком данного метода является сложность. Мы в исследовании при формировании причинно-следственных связей будем использовать индуктивный метод, основанный на рассмотрении перспективы «Инновации».

Результаты исследования. В ходе исследования мы приходим к выводу, что под инно-

вациями следует понимать производственно-организационный процесс, инициированный специализированными научно-исследовательскими институтами, с универсальными методами и набором инструментов, развивающийся по объективным законам, характеризующийся своеобразным жизненным циклом, последовательностью и кризисными точками бифуркации, направленный на создание и освоение новых технологий, новых подходов к управлению, новых видов продуктов / услуг, заключающих в себе качественно новую экономическую полезность.

Ключевыми характеристиками инноваций являются цель, механизм и направления реализации.

Цель инноваций - достижение максимальной производительности труда и интеллектуализации производства при минимуме человеческого и вещественного капитала.

Механизм инноваций опосредуется через стратегическое управление инновационной деятельностью по средствам организационной,

Внедрение инноваций требует определенного уровня технологий на предприятии. Степень связи технологии с научными исследованиями и разработками (далее - ИР) выражается в количественном показателе - наукоемкости.

Наукоемкой считается продукция, в себестоимости и добавленной стоимости которой затраты на ИР выше, чем в среднем по изделиям отраслей данной сферы хозяйствования.

контролирующей, координирующей и мотива-ционной функции с учетом кадровой, финансовой, производственной, инвестиционной компонент в рамках упорядоченных бизнес-процессов.

Направления реализации инноваций: горизонтальный аспект и вертикальный аспект.

В рамках горизонтального аспекта инновации отличаются статическим характером, движением от создания и малой распространенности единичного нововведения до полного насыщения рынка. Вертикальный аспект инноваций заключается в движении от базовых инноваций к менее важным инновациям, т. е. псевдоинновациям.

Сегодня, в эпоху информационной экономики, происходит пересмотр содержания инноваций в их традиционном смысле, поскольку все инновации основаны на новых знаниях, которые надо накапливать, обрабатывать, анализировать и передавать [6, с. 3]. Проследим разницу между традиционным пониманием инноваций и информационным (табл.).

Оценочные показатели наукоемкости имеют различные функциональные значения. Так, размер показателя в 0,4-0,5 % будет свидетельствовать, что исследования на предприятии носят социально-культурную функцию; 0,6-0,9 % - на предприятии поддерживается сложившийся технологический потенциал; 0,91,0 % - обеспечивается технико-экономическое развитие.

Разница между традиционным пониманием инноваций и информационным

Традиционный подход Информационный подход

Линейная зависимость от разработки инновации до ее внедрения. Наличие удовлетворительной обратной связи Нелинейный процесс. Хотя обратная связь и достаточно хорошая, но она уже не всегда адекватна современной экономике, где технологический прогресс носит непрерывный характер

«Закрытый подход» к инновациям: основная ставка делается на НИОКР, отдельные предприятия и отрасли промышленности «Открытый подход», т. е. инновация превращается в социальный процесс. Информация поступает из разных источников, в том числе из инновационных услуг

В основе инноваций материальная составляющая: разработка, оборудование, проектная документация Преимущество принадлежит нематериальной составляющей: коммуникации, инновационной стратегии

Инновации, осуществляемые на уровне структурных подразделений, носят периодический характер Инновации являются постоянным процессом, управляемым на корпоративном уровне, и являются составной частью стратегического управления - базисом конкурентных преимуществ предприятия, наравне с его экономико-финансовой, организационной и кадровой составляющей

Классический подход применяется для наиболее сложных и масштабных проектов, он предусматривает последовательный и детерминированный порядок выполнения задач Деятельность предприятия основывается на принципе ревитализации, т. е. принципе, позволяющем раскрыть и показать новые возможности, или оживить старые методы управления с учетом их функций, но при новых возможностях

Модель наукоемкости выпущенной продукции на предприятии можно представить укрупненно:

Ki = Pki + Ps,t + Adfm + Dd, (1)

где Ki - наукоемкость выпущенной на предприятии продукции (knowledge intensity); Pki -потенциальная наукоемкость продукции данного предприятия (potential knowledge intensity); Ps,t - фактическое использование научно-технического потенциала (scientific and technical potential); Adfin - прирост выпуска продукции при дополнительном финансировании (additional financing); Dd - поправка, обусловленная внутренним спросом на научные исследования и разработки (domestic demand for scientific researches).

Для расчета вышеуказанного показателя необходимо рассчитать показатель научно-технического потенциала предприятия:

S + Wsd ^ r AS Т7-

Pki = K x-enL + K2 х т + K3 х ^ Fi , (2)

Ss

Wsdp

asf

pl Fipl

где К - коэффициент весомости персонала в научной сфере; Sent - доля персонала в науке от численности работающих на предприятии; ^^ - доля персонала (индикативный показатель), занятого в научной сфере на предприятии; К2 -коэффициент весомости имеющих научную степень (магистр, кандидат наук и др.), занятых разработкой и внедрением инноваций на предприятии; Wsd - удельный вес специалистов, имеющих ученую степень, от численности персонала и занятых в научной сфере на предприятии; Wsdp¡ - удельный вес специалистов, имеющих ученую степень, от плановой численности работающих на предприятии; К3 - коэффициент весомости основных средств, занятых в научной сфере на предприятии; ASFi - оснащенность основными средствами персонала, занятого научной деятельностью на предприятии; ASFipl -плановый показатель оснащенности основными средствами персонала, занятого научной деятельностью на предприятии.

Проведенный анализ показывает, что в основе инноваций лежат внутренние структурно-организационные противоречия. С одной стороны, инновации способствуют конкурентно-эффективному развитию предприятия, а с другой - в некоторый момент времени требуют отвлечения факторов производства на разработку и внедрение. Но вместе факторы производства и инновации образуют экономически функциональное единство, способствующее развитию конкурентоспособности предприятия, формируют потенциал предприятия. Такой подход позволяет нам утверждать, что инновации являются бинарным показателем.

Математически процесс развития инновации в общем виде можно описать логистической кривой, графически имеющей вид S-образной кривой и определяемой дифференциальным уравнением:

dx x 2 dx = V (x - —), dt In

(3)

где t - затраты времени на внедрение инновации; x(t) - результат от внедрения инноваций; V - параметр, характеризующий скорость роста инноваций; 1п - параметр, характеризующий технологически значимый результат функционирования данных инноваций.

Пусть x0 - начальная стадия жизненного цикла инновации, тогда решение математически будет описываться следующим образом:

x(t) =-

Inx0eu

(4)

1п + х0(еи -1)' где х^) = i.п.

Из формулы видно, что если х(0 < 1п, функция имеет тенденцию к увеличению, т. е. растет экспоненциально. Математически это можно представить следующим образом:

=_^_. (5)

х0еи 1п + хй(вы -1)

Ситуация роста инноваций не может длиться постоянно, инновации характеризуются предельным циклом, в основе которого лежат внутренние структурно-организационные противоречия [7, с. 51]. Достигнув максимума, исходя из жизненного цикла (разность (1п - х(0), точка А), инновации убывают.

Кривая на рис. 1 показывает кумулятивный рост с насыщением, т. е. скорость роста инноваций, согласно уравнению (1), пропорциональна отрыву этой величины от ее начального состояния. И можно говорить о зависимости между скоростью внедряемых инноваций и ростом результата от внедрения инноваций. От скорости реализации нововведений, от их соответствия начальным условиям и скорости общих трансформационных изменений на предприятии зависит общее социально-экономическое развитие предприятия и, в частности, показатели производственной эффективности. Если скорость внедрения инноваций опережает ход технологических преобразований на предприятии, это не может не вызывать снижения темпов роста доходности, вплоть до абсолютного их падения. Графически это представлено на рис. 2. Однако если процесс внедрения инноваций идет пропорционально технологическим преобразованиям, то ситуация отражает положительную динамику роста и дохода и остальных показателей эффективности.

х(1)

О

1, лет

Рис. 1. Логистическая кривая, описывающая жизненный цикл инноваций

Я

Рис. 2. Зависимость роста дохода от скорости внедряемых инноваций

Ось ординат показывает темпы роста дохода (Л), а ось абсцисс - скорость нововведений (£и). Отрезок кривой ВА показывает, что при данной скорости инновационных преобразований обеспечивается нарастающий объем производства и осуществляется рост показателей производственной эффективности, в том числе и дохода.

Итак, из перечисленных выше показателей оценки мы видим, что первоначально целевая функция предприятия была функцией одной переменной, такой как прибыль (рентабельность). Сегодня она превратилась в набор показателей нескольких переменных (стали оцениваться риск и конкурентоспособность, доля занимаемого рынка, технологический рост и др.). Следовательно, для оценки инновационной активности предприятий России мы попытаемся представить комплексную методику, позволяющую установить причинно-следственную закономерность инновационного развития предприятий.

Сгруппируем и структурируем показатели, определяющие эффективность функционирования инновационно-активных предприятий, исключая взаимоподчиненность.

Для описания зависимости между признаками будем использовать линейные модели

в силу их логической доступности и смысловой простоты экономической интерпретации. В линейной регрессии зависимости принимают следующий вид:

У = Ь0 + ЬХ + Ь0 Х2 + ЬХз + ... + ЪкХк + е. (6) Представленные параметры уравнения показывают связь перспективы «Инновации» (обозначим его У) с остальными перспективами. В нашем случае эти перспективы представлены переменными Хь Х2, Х3, Х4, Хк. Для получения параметров уравнения регрессии Ь0, ..., Ьк используется метод наименьших квадратов.

Параметр е - ошибка, представляющая совокупное влияние неучтенных переменных, которые также могут воздействовать на У (перспективы «Инновации»), т. е. ошибка предполагается ненаблюдаемой.

Проверка достоверности модели может быть выполнена путем расчета средней ошибки аппроксимации (е):

£ = 1 у п \Ук - ук|

п 1 Ук

где ук - фактическое к-е значение результативного показателя; ук - теоретические значения, полученные по уравнению регрессии.

Модель считается пригодной для практического использования, если средняя ошиб-

-х 100 %,

(7)

ка аппроксимации колеблется в пределах 1215 %.

Значение результирующего показателя «инновации» (в нашем случае это У) устанавливается руководителем (топ-менеджерами), применяя методы прогнозирования, а также учитывая цели и результаты стратегического анализа. Далее устанавливается планируемый процент изменения результирующего показателя, т. е. ДУ.

Целевые значения факторных показателей рассчитываются через их плановые изменения, способствующие достижению целевого значения У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛХ' ■ (8)

Хк=XI 1 + ■

100

где Хк - целевое значение показателя; ДХк - необходимое плановое изменение показателя, %.

Для расчета определим плановое изменение. Но для этого прежде найдем частные коэффициенты эластичности с целью определить, на сколько процентов в среднем изменяется результативный показатель «Инновации» (У) при изменении компетенций Хк на один процент. Формула расчета выглядит следующим образом:

Ек = ьХ-,

(9)

где Ек - коэффициент эластичности фактора Хк; Ьк - коэффициент множественной линейной регрессии; Хк - среднее значение факторного показателя исходя из накопленной статистики; У - среднее значение результирующего показателя исходя из накопленной статистики. Таким образом, получаем: У = ДХ1 хЕ1 +ЛХ2 хЕ2 + ... + АХк хЕк. (10) С точки зрения экономии ресурсов и экономической рациональности факторные показатели должны изменяться в соответствии со степенью их влияния на результирующий показатель.

Процентное изменение факторного показателя рассчитаем:

1. Переводим уравнение регрессии в стандартизированный вид:

^ =в х ^ + в2 X t2 + ... + в,}„ . (11) Коэффициенты регрессии связаны между собой с помощью дисперсий следующими отношениями:

" " " (12)

Ь = У -ЬX1-...-ь.ХП,

У - У

^ ь =

_ Хк^-Х, Ьк =вк хО (13) оУ оХ ак

^-коэффициенты позволяют провести сравнительный анализ значимости факторов: чем

(14)

больше значение ^-коэффициента, тем более значим фактор с позиции его влияния на результирующий показатель. Следовательно, мы будем использовать ^-коэффициенты для расчета степени изменения факторного показателя.

В ходе анализы мы будем соотносить факторные показатели так же, как и у5-коэффици-енты, т. е.

А = АХ1

в к лхк

Как видно из тождества, каждое изменение факторного показателя можно выразить через изменение, в данном случае, последнего показателя и отношения соответствующих ^-коэффициентов. Итак, подставив последнее равенство из уравнения (14) в уравнение (10), мы можем рассчитать изменения всех интересующих нас показателей, в том числе учитывая отрицательные изменения факторного показателя:

ЛУ Ы

— х^. (15)

ДХк =

А вк

х е

+... +

А

к -1

А

х е

к-1

+ \е,г

Рассматриваемые нами параметры многоуровневой системы оценки эффективности устанавливаются на ряд периодов - это период стратегического планирования, соответствующий минимально трем годам и максимально - пяти. Но поскольку анализ проводится и в настоящее время, т. е. в отчетном периоде, то необходимо, чтобы целевые значения показателей первого года были идентичны детализированным плановым значениям будущего периода (года). Итак, целевые значения показателей устанавливаются в привязке на весь период стратегического планирования, а целевые значения анализируемых показателей устанавливаются, как правило, на год.

Анализируемые целевые показатели мы будем рассматривать в динамике, что позволит нам определить уровень их влияния на показатель «Инновации». Влияние может происходить либо скачкообразно, либо постепенно, и позволит оценить, улучшатся или нет характеристики изучаемого показателя.

Что касается тенденции развития целевого показателя, то рост может происходить по одному из следующих вариантов:

1) скачкообразный первоначальный рост целевого показателя за счет имеющихся ресурсов, далее рост будет стимулироваться за счет эффективных стратегических мероприятий;

2) постепенный рост за счет эффективных стратегических мероприятий, а далее возможен скачкообразный рост целевого показателя за счет аккумуляции имеющихся ресурсов;

3) вариант, направленный повсеместно на реализацию стратегических мероприятий в разрез целям роста (т. е. первоначально возможен отрицательный эффект), но в дальнейшем проведенные мероприятия позволят увеличить в значительных размерах анализируемый целевой показатель.

Дополним наше исследование, используя коэффициент детерминации, характеризующий долю вариации зависимой переменной У (инновации), объясняемой действием включенных в модель факторных признаков:

В = Л2, (16)

где В2 - коэффициент множественной корреляции, который математически можно описать следующей формулой: Л2 =в х

ГУХ1 х ГУХ 2 +... + в х ГУХк, (17) где гУХк - коэффициент корреляции между У и Хк.

По результатам расчета коэффициента детерминации делаем вывод о том, что В х 100 % вариации объясняется включенными в модель факторами, но (1 - В) х 100 % - мероприятия, направленные на достижение цели, степень достижения которых возможно оценить результирующим показателем У, в нашем случае это «Инновации».

Заключение. Таким образом, целесообразно к имеющейся системе показателей, выражающих стратегические интересы фирм, мотивируя персонал к инициативной работе, добавить систему показателей инноваций, способную создать некоторую оптимальную базу для принятия управленческих решений как на уровне предприятий, так и в целом на макроэкономическом уровне. Позитивным моментом в данном направлении является то, что инновационные индексы развития предприятия пред-

ставляют возможным оценивать в составе интегрально-комплексных индексов конкурентоспособности. Эта система показателей позволит рассчитывать индексы инновационного развития по временным лагам (периодам), наблюдать структурные изменения элементов индекса в динамике и, соответственно, корректировать стратегию предприятия.

1. Brucker P. F. Innovation and Enterpre-neurship: Practices and Principles. - N. Y. : Harper & Pow, 1985.

2. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Инновационный подход к сбалансированной системе показателей // Российское предпринимательство. - 2010. - № 6. - Вып. 2 (161). - С. 86-90. - URL : http://www.creativeconomy.ru/articles/ 10866/ (дата обращения: 10.05.2015).

3. Праслов А. В. Классификация инноваций и их сущность // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2007. - Вып. 37. Т. 14. Общественные и гуманитарные науки. - С. 156161.

4. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязно-ва М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика : учеб. пособие. - М. : Акад. естествознания, 2011. -143 с.

5. Советова О. С. Инновации: трудности и возможности адаптации. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 253 с.

6. Окрепилов В. В. Инновационное развитие региона и управление качеством информационных технологий // Экономика и управление. - 2009. - № 11(49). - С. 3-7.

7. Михалева Е. П., Чинилина К. А. Растекание инноваций // Креативная экономика.-2013. - № 11(83). - С. 46-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.