Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ИННОВАЦИИ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чжан Цзисюань

В начале ХХI века о Китае заговорили как о стране с богатым инновационным потенциалом. Однако, как показывает опыт Китайской Народной Республики, которая за довольно короткий срок смогла добиться значительных успехов на мировой экономической арене, свидетельствует о том, что наличие высокого инновационного потенциала, являющегося необходимым фактором экономического развития, влечет за собой реорганизацию системы государственного управления. В данной статье представлен краткий обзор становления этой системы, которая создается благодаря правительству КНР, внедряющем инновации в реорганизацию институтов государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S INNOVATIONS IN THE FORMATION OF AN EFFECTIVE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

At the beginning of the XXI century, China was talked about as a country with a rich innovative potential. However, as the experience of the People's Republic of China shows, which has been able to achieve significant success in the world economic arena in a fairly short period of time, indicates that the presence of high innovative potential, which is a necessary factor of economic development, entails the reorganization of the public administration system. This article provides a brief overview of the formation of the public administration system in China, which is being created due to the Government which introduces innovations in the reorganiza-tion of public administration institutions.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ КИТАЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 316

DOI 10.23672/r8144-4071 -7138-x

Чжан Цзисюань

магистрант,

факультет космических исследований, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова achou7@qq.com

Zhang Ji Quan

Master's Student, Faculty of Space Studies, Moscow State University named after M.V. Lomonosov achou7@qq.com

Инновации китая

в формировании эффективной системы государственного управления

China's innovations

in the formation of an effective public administration system

Аннотация. В начале ХХ! века о Китае заговорили как о стране с богатым инновационным потенциалом. Однако, как показывает опыт Китайской Народной Республики, которая за довольно короткий срок смогла добиться значительных успехов на мировой экономической арене, свидетельствует о том, что наличие высокого инновационного потенциала, являющегося необходимым фактором экономического развития, влечет за собой реорганизацию системы государственного управления. В данной статье представлен краткий обзор становления этой системы, которая создается благодаря правительству КНР, внедряющем инновации в реорганизацию институтов государственного управления.

Ключевые слова: Китайская народная республика, государственное управление, инновации, административная реформа.

Annotation. At the beginning of the XXI century, China was talked about as a country with a rich innovative potential. However, as the experience of the People's Republic of China shows, which has been able to achieve significant success in the world economic arena in a fairly short period of time, indicates that the presence of high innovative potential, which is a necessary factor of economic development, entails the reorganization of the public administration system. This article provides a brief overview of the formation of the public administration system in China, which is being created due to the Government which introduces innovations in the reorganization of public administration institutions.

Keywords: People's Republic of China, public administration, innovation, administrative reform.

В Китайской Народной Республике система государственного управления рассматривается как важный элемент решения экономических и социальных задач развития общества. Ее цель -сплочение нации на фоне проблем и вызовов, с которыми сталкивается страна, окруженная недоброжелателями в лице США и других стран западного мира. И инновационная политика Китая в процессе формирования системы государственного управления играет не последнюю роль, поскольку инновации являются первой движущей силой развития и стратегической поддержкой построения общественной и социально-экономической системы страны [2, с. 333]. Всеобъемлющие реформы, которые постепенно перевели бывшую плановую экономику в экономику, обозначенную китайскими лидерами как «социалистическая рыночная экономика», Китай проводит с 1978 года. До этих реформ экономическая деятельность в КНР жестко контролировалась, причем государственному контролю подвергались не только все виды производимой продукции, но и ее количество, ценообразование, распределение. Обеспечение сырьем, распределение средств, укомплектование техническим персоналом, сельскохозяйственное производство, распределение зерна, текстиля и даже бумаги контролировались государством [5, с. 12]. Переход Китая к новому типу

управления экономикой обоснован концепцией «четырех модернизаций», объявленной Чжоу Эньлаем в середине 1960-х годов и возрожденной Дэн Сяопином для запуска экономических реформ в 1978 году. Эта концепция предусматривала развитие и подъем китайской экономики до середины XXI века путем модернизации сельского хозяйства, промышленности, национальной обороны, науки и техники. В середине 1980-х годов Дэн Сяопин разработал стратегию развития страны, взяв курс на ее инновационное развитие. В этот период времени активно импортировались технологии и привлекался иностранный капитал. В начале XXI в. в Китае был запущен процесс перехода от стратегии заимствования к стратегии собственных инноваций, позволивших обеспечить гармоничное сосуществование с новой экономической системой и достаточную поддержку для нее. В настоящее время правительство Китая заявляет о своем намерении создать полномасштабную высокоэффективную национальную инновационную систему и построение в Китае инновационно-ориентированного общества, что позволит превратить Китай в мировую инновационную экономическую державу. Текущие меры государственной политики сфокусированы на создании новой инновационной модели, позволившей Китаю достичь поставленных целей в области

экономического развития, увеличить темпы роста среднего класса и ускорить прогресс в укреплении инновационного потенциала, чтобы перейти в разряд глобальных инновационных лидеров [1, с. 10].

Новая инновационная политика требовала изменений в системе управления. До реформ структура власти была сильно централизована, поскольку местные органы власти, предприятия, учреждения и общественные организации не имели автономии и де-факто являлись ветвями правительства, находящегося в Пекине. Эти организации выполняли план под руководством Государственной комиссии по планированию (ныне именуемой Национальной комиссией по развитию и реформам), а центральное правительство контролировало распределение людских и финансовых ресурсов. Результатом стала обширная и раздутая бюрократическая структура с чрезмерной укомплектованностью персоналом, функциональным дублированием и низкой эффективностью [3]. С переходом на новые рыночные отношения реформа государственного управления пошла несколько иным путем. Ослабление государственного контроля, введение рынка, реорганизация государственных учреждений, а также реорганизация государственных предприятий, изменение операционных процедур, повышение подотчетности, улучшение предоставления услуг стали нормой.

В конце 1990-х годов в Китае была проведена новая серия административных реформ, которые внесли свой вклад в систему государственного управления. В ходе этих реформ китайское правительство решило отказаться от прямого вмешательства в экономическую и социальную жизнь, чтобы, в целях развития страны и общества, создать административный потенциал для надлежащего регулирования рыночной экономикой и поддержки рыночных реформ. В связи с этим, правительство решило уйти из экономической и социальной сфер, открыв пусть частным инвесторам. На повестке дня также стояли:

- модернизация экономики;

- сокращение штатов;

- слияние административных структур;

- реструктуризация государственных предприятий.

В 1998 году число административных учреждений было сокращено с 99 до 82-х. На местном уровне были упрощены некоторые административно-

бюрократические процедуры, а сторонним лицам путем приватизации и заключения контрактов открылась дорога к управлению. В стране также поя вил ись учреждения, занимающиеся социальной работой [6]. Политика наращивания правительственного потенциала осуществляется на различных уровнях государственного управления. Эта политика включает: укрепление системы регулирования рынка, укрепление системы управления государственными активами, улучшение контроля за макроэкономикой и повышение эффективности государственной службы.

В 2008 году, чтобы избежать дублирования обязанностей и «несоответствия полномочий обязанностям», упорядочить функции правительственных ведомств и усилить макроэкономическое регулирование, было предложено провести работу по созданию «суперминистерств». Проект обсуждался на проходящей в Пекине сессии Всекитайского собрания народных представителей, высшего органа государственной власти Китая. Как надеются авторы документа, реформа позволит повысить эффективность работы правительства. В число этих «суперминистерств» вошли министерства промышленности и информации, человеческих ресурсов и социальной защиты, окружающей среды, жилищного строительства и городских сооружений, а также министерство транспорта. До этого времени за эти направления работы отвечали отдельные агентства [6]. Появление системы «суперминистерств» не только отвечает требованиям экономического и социального развития государственного управления, но и необходимо для эффективной работы правительства, поскольку:

- во-первых, смежные предприятия стали подчиняться одному министерству и получать эффективную координацию;

- во-вторых, централизованное управление помогло уменьшить количество споров между отдельными департаментами, проблемы которых могут быть легко решены;

- в-третьих, количество сотрудников департаментов сократилось, а человеческие ресурсы переданы «головному» предприятию [4, с. 86].

Формирование системы государственного управления в Китае еще не закончено. Но стремительный рост экономики создает благоприятные условия для эффективного внедрения инноваций в систему государственного управления. Ближайшие годы станут определяющими для страны и покажут целесообразность принятых мер проводимой административной реформы.

Литература:

1. Россия и Китай: инновации и предпринимательство. Аналитический отчет. М., 2016. 94 с.

2. Фань Доунань. Инновационная политика Китая: этапы формирования / Фань Доунань // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 1. С. 331-344.

3. AlbertiA. Replicating Innovations in Governance: An Overview / A. Alberti & Bertucci G. // Innovations in Governance and Public Administration: Replicating

Literature:

1. Russia and China: innovation and entrepreneur-ship. Analytical report. M., 2016. 94 p.

2. Fang Donang. China's Innovation Policy: stages of formation / Fang Donang // Creative economy. 2022. Vol. 16. № 1. P. 331-344.

3. Alberti A. Replicating Innovations in Governance: An Overview / A. Alberti & Bertucci G. // Innovations in Governance and Public Administration: Replicating

what works. New-York : United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2006. Р. 1-21.

4. Fangcheng Yuan. A Study on Characteristics of China's Government Reform in Different Stages since the Reform and Opening-Up and Its Prospects / Fangcheng Yuan // Joutnal of Politics and Law. 2010. Vol. 3. № 3. Р. 85-90.

5. Governance in China. Paris : OECD, 2005. 574 р.

6. Wei Li. Public Administration in China - Evolution and Current Challenge / Wei Liu, Wenzhao Li // Asian Journal of Political Science. 2013. Vol. 21. № 1. P. 1-20.

what works. New-York : United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2006. Р. 1-21.

4. Fangcheng Yuan. A Study on Characteristics of China's Government Reform in Different Stages since the Reform and Opening-Up and Its Prospects / Fangcheng Yuan // Joutnal of Politics and Law. 2010. Vol. 3. № 3. Р. 85-90.

5. Governance in China. Paris : OECD, 2005. 574 р.

6. Wei Li. Public Administration in China - Evolution and Current Challenge / Wei Liu, Wenzhao Li // Asian Journal of Political Science. 2013. Vol. 21. № 1. P. 1-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.