Научная статья на тему 'Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны'

Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
490
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Острякова Аида Фильгатовна

В статье рассмотрена роль инноваций в устойчивом развитии и экономической безопасности страны. Проведен анализ инновационного состояния страны, предложены основные направления по совершенствованию функционирования инновационной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ECONOMIC SECURITY

The article considers the role of innovation in sustainable development and economic security of the country. The analysis of innovative state of the country, the main directions for improvement of the functioning of the innovation

Текст научной работы на тему «Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны»

20.2. ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Острякова Аида Фильгатовна, старший преподаватель кафедры экономических дисциплин Место работы: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Уфа, Россия

Аннотация: В статье рассмотрена роль инноваций в устойчивом развитии и экономической безопасности страны. Проведен анализ инновационного состояния страны, предложены основные направления по совершенствованию функционирования инновационной деятельности

Ключевые слова: Инновации, инновационное развитие, инновационная деятельность, устойчивое развитие, экономическая безопасность

INNOVATION AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND ECONOMIC SECURITY

Ostryakova Aida F., senior lecturer Department of Economic Disciplines

Work place: Federal state public educational establishment of higher professional education "Ufa law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation", Ufa, Russia

Annotation: The article considers the role of innovation in sustainable development and economic security of the country. The analysis of innovative state of the country, the main directions for improvement of the functioning of the innovation

Keywords: Innovation, innovative development, innovative activity, sustainable development, economic security

Обеспечение экономической безопасности в частности для Российской Федерации предполагает такое определенное состояние экономики, которое поддерживает определенный (достаточный) уровень социального, политического, оборонного существования и инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Способность к саморазвитию и прогрессу означает способность самостоятельно реализовывать и защищать национальные интересы, создавать благоприятный инвестиционно-инновационный климат, развивать интеллектуальный потенциал. Экономика, которая постоянно развивается, способна противостоять внутренним и внешним угрозам.

Влияние инноваций на устойчивое развитие и экономическую безопасность не вызывает сомнения. Инновации вносят огромный вклад в формирование материальной основы благосостояния и устойчивое развитие страны. В свою очередь можно отметить, что устойчивое развитие - это равномерное развитие представляющий собой процесс изменений, в котором направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом.

В настоящее время современное производство немыслимо без нововведений. Научно-техническая гибкость

инноваций обуславливает высокий инновационный потенциал экономики страны в реализации новых идей, позволяющий реагировать на требования рынка.

Инновации, как важнейший фактор устойчивого и эффективного развития экономики - следует рассматривать в широком смысле, поскольку они охватывают национальную и мировую экономику, распространяются на экономические, социальные и экологические аспекты деятельности мирового сообщества.

Однако, учитывая сравнительную новизну и недостаточную изученность феномена инноваций, целесообразно всесторонне проанализировать эту категорию и определить ее место в системе устойчивого развития и экономической безопасности страны.

В экономической литературе существует достаточно большое количество определений «инновации»; приведем основные из них (табл.1).

Таблица 1

Д ефиниция термина «инновации»

Автор Основное содержание термина

В.К. Сенчагов Инновации - конечный результат инновационной деятельности, прогрессивное новшество, которое проявляется либо в виде продукта, либо в виде технологических процессов, новых методов организации

И.Т. Балабанов Инновации - это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, неиспользуемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

С.Д. Ильенкова Инновации - связано с созданием, освоением и распространением инноваций, чья деятельность направлена на то, чтобы превзойти конкурентов и признание его уникальным в определенной области.

В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар Сущность инноваций проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция).

А.И. Пригожин Инновации - это целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу - организацию, общество, группу - новые, относительно стабильные элементы. Таким образом, автор рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности лю-дей-инноваторов.

Несмотря на наличие различных определений понятий «инновация», требуется их уточнение, чтобы рассматривать эту категорию в системе устойчивого развития общества. В связи с этим инновация как экономическая категория может быть определена как органическая совокупность результата, процесса и эффекта, связанных с созданием и распространением новшеств в различных сферах человеческой деятельности, способствующая повышению социально-экономической эффективности и формированию системы устойчивого развития общества.

В большинстве представленных выше определений присутствует несколько особенностей, характеризующих сущность инноваций:

- новизна идеи;

- коммерческая направленность (ориентация на рынок);

- практическая значимость (способность удовлетворить какую-то конкретную потребность);

- коммерческая значимость (воплощение идеи должно приводить к изменениям, гарантирующим прирост экономических эффектов, нежели в первоначальном состоянии).

Таким образом, инновации имеют различную направленность и осуществляются в разных отраслях экономи-

Острякова А. Ф. ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ки с присущими им особенностями и способами организации производства.

В период плановой экономики наука в России было представлена преимущественно крупным научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими организациями. Полученные в результате фундаментальных исследований знания в плановом порядке передавались на опытные заводы для организации производства новой продукции. Отсутствие права частной собственности на интеллектуальный продукт не позволяло использовать рыночные рычаги для мотивации научных исследований. Но такая модель имела и важные преимущества [Дежи-на, 2008, с.430]: концентрация значительных интеллектуальных и материальных ресурсов для решения крупномасштабных научно-технических задач; благоприятные для научных работников условия для развития фундаментальных и поисковых исследований; возможность решать отдельные сложные задачи скромными средствами за счет дешевых интеллектуальных ресур-сов(табл.2).

Таблица 2

динамика развития предприятий, выполняющих научные исследования и разработки, имела тенденцию к снижению (рис. 1).

Показатель 1991 2001 2003 2005 2007 2008 2009 2010

Ассигнования на

науку из средств федерального бюджета, % к 1,85 0,25 0,31 0,36 0,4 0,39 0,56 0,57

ВВП

Суммарные

расходы на науку из всех 0,72 1,15 1,28 1,07 1,12 1,04 1,25 1,16

источников, % к

ВВП

Доля средств

частного сектора

в суммарных расходах на 0,0 24,8 22,8 20,7 20,9 20,9 19,4 16,4

исследования и

разработки, %

Число исследо-

вателей на 10 000 населения, 108 60 59 58 56 54 52 51

чел.

Переход к экономическим реформам сопровождался кризисом в сфере науки, значительно сократилась доля государственных расходов в ВВП. По объему финансирования НИОКР в расчете на душу населения Россия оказалась позади большинства ведущих стран мира. Это повлекло за собой и отток научных кадров

В России в период 2010-2013 гг. отмечается негативная тенденция сокращения численности работников, выполняющих научные исследования, на фоне незначительного роста числа организаций, имеющих службы НИОКР, и числа подразделений, выполняющих НИОКР. В целом, по сравнению с 2000 годом, инновационная активность российских компаний даже несколько снизилась (примерно на 2%).

Общая численность работников, выполнявших научные исследования за период с 2000 по 2012 гг., сократилась почти на 10 тыс. человек, или на 10%. Структуру инвестиций российских компаний в технологические инновации подразделяют на 4 вида затрат (затраты на НИОКР, на покупку оборудования, новых технологий и на маркетинговые исследования), из них основная часть приходится на маркетинговые исследования - это 10% всего объёма инвестиций. В европейских странах этот показатель составляет от 50 % и выше. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, работ, услуг, выполненных российскими компаниями, составляет всего 5,5%. Начиная с 2000 года

-^2000

2005-2006-200Т-2008-2009-2010-2012-2013"

Рис.1. Динамика развития числа предприятий, выполнявших исследования и разработки в 2000-2013 гг.

Исходя из представленных данных, российское предпринимательство не демонстрирует явной инновационной активности в период с 2007 по 2010 гг. Экономический кризис 2008-2010 гг. ещё более усугубил проблемы инновационного развития российских компаний. Такая же ситуация характерна и для регионов страны. Наибольшее количество предприятий, занимающихся исследованиями и разработками, находится в Центральном федеральном округе (рис.2).

■ Центральный федеральный округ

■ Северо-Западный федеральный округ

■ Южный федеральный округ

■ Северо-Кавказский федеральный округ

■ Приволжский федеральный округ

■ Уральский федеральный округ

Количество предприятий

Рис. 2. Соотношение численности предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, по федеральным округам за 2012 г.

Несмотря на то, что количество предприятий, занимающихся научными исследованиями, из года в год сокращается, затраты на технологические инновации растут [3] (рис.3).

2005 2008 2009 2011 2013

Рис. 3. Затраты на технологические инновации по видам инновационной и экономической деятельности за 2005, 2008-2013 гг. (млн руб.)

Только с 2010 года общее число инновационных предприятий начало свой рост, но все равно на 2012 год их общее число составляет около 4000 предприятий.

В настоящее время Россия, практически отсутствует на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Ее доля оценивается в 0,2% (6-8 млрд. долл. США). Для расширения всей доли на мировом рынке высоких технологий российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти на рубеж 2020 года на уровень не ниже 60-100 млрд. долл.

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что появляется возможность систематизации положительно-

го и негативного опыта организации инновационной деятельности в России (табл.2).

Таблица 2

Сильные и слабые стороны научно-технологического комплекса России

Судя по таблице, диспропорция сырьевой экономики и отсутствие стимула для научных организаций в распространении и коммерциализации знаний является первоочередной проблемой к созданию инноваций. Данные проблемы склоняет производство снизить или даже снять свое участие в инновационных проектах, поскольку в условиях неопределенности деловой среды наблюдается достаточно высокий уровень инвестиционного и кредитного рисков. При этом интенсивное развитие большинства отраслей экономики страны напрямую зависит от состояния инновационного потенциала, что соответственно влияет на экономическую безопасность страны [Юдаев, 2010, с.6].

По данным опроса, проведенного «Российским экономическим барометром» и Центром промышленных и инвестиционных исследований, более 80% руководителей российских компаний считают свою продукцию вполне конкурентоспособной. По мнению же зарубежных экспертов, на рынках Западной Европы конкурентоспособно лишь 5 % российской продукции, а в государствах Северной Америки - всего 3%.

По данным исследования 8-гоежегодного Вос^ «1000 глобальных лидеров инноваций», опубликованного 30 октября 2012 г., около половины компаний (в исследовании принимали участие 28 российских компаний) относится к энергетическим и финансовым секторам. Сами

компании признаются, что основные усилия исследователей были направлены на процесс зарождения идей и трансформации их в проекты или продукты. Более 50% компаний-участниц глобального исследования признали свои попытки генерировать новые идеи и превращать их в продукты, которые востребованы рынком, неэффективными. Но четверть компаний, признавших свои инновационные процессы и продукты эффективными, превосходили других участников по прибыли и росту капитализации.

Стимулирование инновационной восприимчивости частного бизнеса, привлечение инновационных технологий и инвестиций в регион является достаточно перспективным инструментом укрепления экономической безопасности, однако, в настоящее время он имеет серьезные ограничения как социально-экономического, так и административного характера, что серьезно снижает инновационные перспективы.

Особую озабоченность в инновационной деятельности регионов вызывает позиция бизнес-сообщества, которое в условиях неустойчивой деловой среды, а также отсутствия реальной конкуренции старается уклониться от участия в высокорискованных инновационных проектах. Также стоит обратить внимание на вклад самого изобретателя и размер его вознаграждения, это представляется весьма трудным из-за временного лага между моментом изобретения и затрат на производство инновационной продукции. По мнению экспертов, коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых инновационных проектов [Сенчагов , 2013, с.670].

Таким образом, изобретатель идеи - наиболее важный субъект инновационной деятельности - оказывается наименее защищенным в условиях свободного рынка. Получается, что и государство не в силах обеспечить безопасность субъектам инновационной деятельности, учитывая, что его участие в осуществлении инноваций играет не последнюю роль. Эта роль в основном включает в себя непосредственную финансовую поддержку как централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование).

Финансирование инновационной деятельности может также осуществляться из так называемых бюджетных и внебюджетных фондов финансирования НИР и ОКР. При этом существуют и альтернативные способы финансирования. К примеру, привлечение венчурного капитала в стратегически важные области российского технологического сектора способно стать необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Но российские высокотехнологические инновационные компании на ранней фазе не вызывают интереса у профессиональных российских и зарубежных прямых инвесторов и венчурных фондов, это характеризуется недостаточным присутствием венчурных фондов в регионах России. Так же стоит отметить, что инвесторы, финансирующие инновационную деятельность, могут иметь проблемы, связанные с длительным периодом возврата инвестиций и неопределенностью результата. И пока целью инвестиций является гарантированное и быстрое получение прибыли, ситуация с финансированием инноваций вряд ли сдвинется с мертвой точки.

Это говорит о том, что все участники инновационного процесса имеют значительные риски. В силу отсутствия интереса инвесторов инновационное развитие характеризуется сильным отставанием от ведущих стран мира.

«+» «-»

Конкурентная борьба вынуждает предприятия осуществлять инновации Осуществлению инноваций препятствует диспропорция сырьевой экономики и недостаточность ресурсов

Инвестиционная политика, направленная на стимулирование капиталовложений, одновременно стимулирует и инновации, путем их материализации, финансового обеспечения Инновационная политика тесно связана с научно-технической политикой и научно-техническим развитием

В условиях экономического подъема относительная величина затрат на ИР начала расти (20102013 гг.) Отсутствие стимула для научных организаций в распространении и коммерциализации знаний, что практически блокирует их участие в инновационной политике России

Несколько возросли инновационная активность предприятий промышленности, затраты на технологические инновации, объемы инновационной продукции и ее экспорта (2001-2007 гг.) Низкая инновационная активность отечественной промышленности, спрос которой на результаты отечественных исследований и разработок в целом незначителен

Права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет государства, могут быть закреплены за исполнителем Научно-технологический комплекс страны не в состоянии удовлетворить потребности экономики в новых технологиях

Создание нового типа государственных учреждений, отличающихся от бюджетных большей самостоятельностью в распоряжении финансовыми ресурсами, имуществом и др. Если разработчик осуществляет свою деятельность в организационно-правовой форме государственного (бюджетного) учреждения, то его возможности по коммерциализации полученных результатов (через создание малых наукоемких фирм или участие в них и др.) весьма жестко ограничены бюджетным законодательством

Не устранены основные барьеры и ограничения на пути интеграции образования и науки

Наделение университетов правами и свободами не дало достаточной интеграции образования и науки

Активный выезд из страны российских ученых и специалистов из-за низкой заработной платы, отсутствия

Острякова А. Ф.

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Как показывает нам мировая практика обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможно лишь при условии становление экономики страны на путь инновационного развития [Николаева, 2013, с. 43].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на существенные ухудшения ситуации в сфере науки, постепенно стали появляться положительные тенденции: исчезли идеологические барьеры, возросла вовлеченность отечественной науки в мировую, появились новые сектора науки, в частности сектор малого инновационного предпринимательства.

В настоящее время руководство страны начинает реформу научно-исследовательского сектора, которая должна увеличить его эффективность и усилить интеграцию в национальную инновационную систему.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, инновационное развитие как основа экономического роста является приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности, а развитие национальной инновационной системы и высокотехнологичных секторов экономики полагается важным фактором противодействия угрозам экономической безопасности страны. В связи с этим все более актуальное и важное значение приобретает инновационная активность предпринимательства, которая отражают характер и степень влияния инноваций на устойчивое развитие и, соответственно, на экономическую безопасность страны.

Совершенствование функционирования инновационной деятельности должно осуществляться по следующим основным направлениям:

1. Развитие законодательной базы. Речь идет о разработке вопросов охраны интеллектуальной собственности, совершенствование правовой основы инновационной экономики, усиление государственно-частного партнерства в инновационной сфере.

2. Развитие инновационного предпринимательства. Необходима поддержка инновационного малого предпринимательства. Путем такой поддержки формируется средний класс собственников, обеспечивается занятость населения путем создания новых предприятий, рынок насыщается новыми товарами и услугами.

3. Стимулирование фундаментальной и прикладной науки. Поддержка научного потенциала играет важную роль в устойчивом развитии страны. Необходимо увеличить бюджетное финансирование НИОКР, инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств, обеспечение научными знаниями путем поддержки высококвалифицированных кадров, особенно молодых специалистов.

4. Развитие человеческого капитала. Создание необходимых институтов гражданского общества содействует совершенствованию инновационной системы.

Переход экономики страны на инновационный путь развития позволит резко повысить ее конкурентоспособность за счет наращивания сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Реализация данной стратегии будет происходить в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей. Становится очевидным, что инновационный прорыв экономики будет являться, главным звеном в обеспечении устойчивого развития страны, а инновационная активность предприятий будет сопутствовать созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности предприятий, что

способствует усилению экономической безопасности как самих предприятий, так всей страны в целом.

Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создадут новые возможности и риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.

Список литературы:

1. Дежина И.Г. Государственное регулирование науки в России. - М.: Магистр, 2008. - 430 с.

2. Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации — основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий // Креативная экономика: Электронный научный журнал. -2013. - № 11 (83) .- С. 42-45.

3. Сенчагов В.К. Инновационные преобразования как императив устойчивого развития и экономической безопасности России / В. К. Сенчагов. - М.: 2013.- 670 с.

4. Солдатов А.А. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий / А.А. Солдатов // Инновационные процессы и социально-экономическое развитие. -2004. - Вып. 2. - С. 281-291.

5. Юдаев И.Г. Инновационное предпринимательство, как основа стратегического развития региона / И.Г. Юдаев // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. - 2010. - № 24(24). - С. 6, 277.

6. Сафин У.З. О продовольственной безопасности России.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 281285.

7. Тимченко В.А. Особенности функционирования теневой экономики// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2007. № 2. С. 64-57.

8. Эминов Р.Т. Оценка теневого бизнеса в предпринимательстве. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 2. С. 352-355.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью к.э.н. Остряковой А. Ф. «Инновации как фактор устойчивого развития и экономической безопасности страны»

В настоящее время особую значимость имеет решение проблемы обеспечения устойчивого развития и экономической безопасности страны. В России приоритетность инноваций как направление государственной политики возникло сравнительно недавно. Инновационное развитие страны осуществляется крайне медленно. По оценкам независимых экспертов, Россия на сегодняшней день обладает одним из лучших в мире научно-технологическим потенциалом. Однако российские научные разработки зачастую либо за бесценок уходят за рубеж, либо остаются невостребованными.

Автором использован собственный подход рассмотрения проблемы инновационного развития как составляющей экономической безопасности страны, проведен анализ инновационного состояния страны, определены основные направления, по которым должна осуществляться инновационная деятельность способствующая устойчивому развитию страны.

Теоретическая значимость заключается в выработке собственного подхода рассмотрения проблемы инновационного развития в системе устойчивого развития и экономической безопасности страны.

Практическая значимость научной статьи заключается в разработке основных направлений по совершенствованию функционирования инновационной деятельности страны поддерживающей устойчивое развитие экономики и создающей основу для противостояния внутренним и внешним угрозам.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не опубликовывалась. Рецензент:

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»

Р.И. Маликов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.