Научная статья на тему 'ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО'

ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО" / КОММУНИКАЦИИ / INFORMATION-COMMUTATION TECHNOLOGIES / PUBLIC ADMINISTRATION / "ELECTRONIC GOVERNMENT" / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникин А. В.

В статье рассматриваются информационно - коммуникационные технологии в глобальном виде. Рассмотрены причины и функции внедрения ИКТ в систему государственного управления и их взаимодействие с инновациями в обществе. Применение ИКТ в работе органов государственной власти рассматривается как основная возможность увеличения эффективности государственного управления. Изменения в государственном секторе связаны с развитием и использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в сферу государственного управления входит в концепцию «электронного правительства», или «электронного государства». «Электронное правительство» реализует принцип предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, как физическим, так и юридическим лицам в режиме «одного окна». Такая концепция реализуется за счет увеличения роли ИКТ и законами информатизации гражданского общества. Другими словами, это современный образ государственного управления, появившийся в результате повышения понимания и полной возможности реализации информационно-коммуникационных технологий во взаимоотношениях граждан и органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STATE GOVERNANCE AND THEIR INFLUENCE ON MODERN SOCIETY

The article considers information and communication technologies in a global form. The causes and functions of the introduction of ICT into the public administration system and their interaction with innovations in society are considered. The use of ICT in the work of public authorities is considered as the main opportunity to increase the effectiveness of public administration. Changes in the public sector are associated with the development and use of new information and communication technologies. The introduction of ICT in public administration is part of the concept of "electronic government", or "electronic state". "E-government" implements the principle of providing state and municipal services to citizens, both individuals and legal entities in the "single window" mode. Such a concept is realized by increasing the role of ICT and the laws of informatization of civil society. In other words, this is a modern image of public administration, which appeared as a result of increasing understanding and the full possibility of implementing information and communication technologies in the relationship between citizens and government.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО»

УДК 004,354

Аникин А.В. студент магистратуры научный руководитель: Саморуков А.А. к.пед.н.

доцент

кафедра «Государственное и муниципальное управление» Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

ИННОВАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация: В статье рассматриваются информационно -коммуникационные технологии в глобальном виде. Рассмотрены причины и функции внедрения ИКТ в систему государственного управления и их взаимодействие с инновациями в обществе. Применение ИКТ в работе органов государственной власти рассматривается как основная возможность увеличения эффективности государственного управления. Изменения в государственном секторе связаны с развитием и использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в сферу государственного управления входит в концепцию «электронного правительства», или «электронного государства». «Электронное правительство» реализует принцип предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, как физическим, так и юридическим лицам в режиме «одного окна». Такая концепция реализуется за счет увеличения роли ИКТ и законами информатизации гражданского общества. Другими словами, это современный образ государственного управления, появившийся в результате повышения понимания и полной возможности реализации информационно-коммуникационных технологий во взаимоотношениях граждан и органов власти.

Ключевые слова: информационно-коммутационные технологии; государственное управление; «электронное правительство»; коммуникации.

Anikin A. V. master's degree student scientific adviser: Samorukov A.A., Ph.D. of pedagogical

associate professor department of state and municipal administration

Orenburg State University Russia, Orenburg

INNOVATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN STATE GOVERNANCE AND THEIR INFLUENCE ON MODERN SOCIETY

Annotation: The article considers information and communication technologies in a global form. The causes and functions of the introduction of ICT into the public administration system and their interaction with innovations in society are considered. The use of ICT in the work of public authorities is considered as the main opportunity to increase the effectiveness of public administration. Changes in the public sector are associated with the development and use of new information and communication technologies. The introduction of ICT in public administration is part of the concept of "electronic government", or "electronic state". "E-government" implements the principle ofproviding state and municipal services to citizens, both individuals and legal entities in the "single window" mode. Such a concept is realized by increasing the role of ICT and the laws of informatization of civil society. In other words, this is a modern image of public administration, which appeared as a result of increasing understanding and the full possibility of implementing information and communication technologies in the relationship between citizens and government.

Key words: information-commutation technologies; public administration; "electronic government"; communications.

Сегодня во многих странах государства и государственные администрации формируют сеть совместного управления и гибкости для решения проблемы построения и признания взаимосвязи между инновационностью и обществом. Это дало возможность поддержать формулировку и аналитическую строгость решений государственной политики и действовать в соответствии со строгим критерием экономической эффективности и качества при предоставлении государственных услуг. Во многих странах мы видим, что государства стремятся к действиям прозрачности - открытость для доступа к информации и прозрачности в совместном производстве со своими гражданами. Мы рассматриваем их как изменения, которые направлены на повышение эффективности и качества процессов, организационной динамики и потоков информации, коммуникации в сфере государственного управления, государственной политики, государства и гражданских организаций, а также производства и предоставления государственных услуг. Они направлены на достижение общественной ценности, выражаемой удовлетворением людей. Несомненно, эти изменения были бы невозможны без цифровой платформы для совместной работы, основанной на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ), которые позволяет людям объединяться в сети, делиться своими проблемами, создавать группы интересов и, таким образом, пытаться влиять на общественные решения.

Инновации в государственном секторе обычно включают в себя новые методы предоставления государственных услуг. Иногда государственный сектор разрабатывает новые программы, и мы можем думать о них как об аналогах нового продукта частного сектора. Вот почему инновации в этом секторе, либо с точки зрения того, как следует предоставлять

государственные услуги, либо с точки зрения создания социальной инфраструктуры, которая может быть использована в работе, требуют времени, потому что происходят изменения в процессах, воздействиях и результатах.

Рассмотрим три типа инноваций в государственном секторе.

Первый тип - «снизу вверх», который возникает, когда у кого-то есть хорошая идея и помещает ее в поле для предложений, после чего реализует схему организации по обычным каналам.

Второй тип инноваций связан с кризисным реагированием, которое является результатом внешних и порой непредсказуемых факторов.

Третий тип инновации связаны с организационной реструктуризацией, проводимой руководителями учреждений, где реструктуризация является реакцией на организацию государственного сектора, которая просто не соответствует обычным ожиданиям.

С другой стороны, рассмотрим три ключевые причины, по которым инновации требуются в государственном секторе:

1. Размер государственного сектора. Государственный сектор оказывает влияние на многие страны в процентном отношении к ВВП. Инновации в государственном секторе могут повлиять на общий рост производительности за счет снижения затрат на ресурсы и повышения стоимости продукции за счет улучшения организации.

2. Необходимость такой политики, чтобы она соответствовала эволюции экономики в глобальном контексте.

3. Государственный сектор устанавливает правила для инноваций частного сектора.

Тем не менее, важно уточнить, что инновации в государственном секторе (государственные инновации) означают выход за пределы государственного сектора. Он включает гражданское участие, выраженное в сотрудничестве между государственными должностными лицами, частным сектором, гражданами и организациями гражданского общества с целью разработки методов, приемов и навыков с использованием информационных технологий и коммуникации. Стоит отметить, что это нововведение должно быть направлено на создание изменений в ценностях, отношениях, процессах и лидерстве, которые способствуют созданию общественной ценности.

Важно четко заявить, что государственный сектор является стабильным поставщиком государственных услуг. Общественные инновации, тем не менее, ставят отношения сотрудничества между государством и негосударственными организациями для продвижения решений и государственной политики, которые улучшат предложение государственных услуг новыми участниками решений. С этой точки зрения области общественных инноваций в основном охватывают аспекты государственной политики, государственного управления и управления в реляционной перспективе в новой форме совместного управления.

Государственные служащие достигают повсеместных улучшений в управлении и влиянии государственных услуг, в том числе на эффективность, для повышения общественной ценности. Но государственные службы и организационные процессы должны учитывать инновации в управлении. В последние годы такие нововведения включали новые политические договоренности в органах местного самоуправления, а также изменения в формах организации для целей планирования и предоставления услуг. Инновациями также является участие общественности, а также предоставление услуг. Таким образом, в Инновационном Государстве общественная ценность больше не должна обеспечиваться только одним государственным сектором, но она может быть обеспечена посредством совместного производства различных государственных учреждений, частного сектора, общественных групп и граждан. В этом контексте политика на институциональном и общественный уровень сможет в полной мере использовать возможности массового сотрудничества в рамках правовых норм.

Каковы же основные эффекты от инновации в информационных технология для государства и общества? Во-первых, информация обнародована в том смысле, что преобразованные данные выражают общественную ценность. Таким образом, это прозрачные отношения между гражданами и государством, направляющие их работу на то, что важнее всего: включение интерактивных процессов государственных служб. Второй эффект заключается в том, что информационная сеть позволяет гражданам и негосударственными субъектам сотрудничать в процессе принятия политических и общественных решений, позволяя при этом их голосам требовать привлечения к ответственности должностных лиц. Следовательно, граждане все чаще используют интернет-платформы для подотчетности организации.

В этом контексте государственные служащие более бдительны и предсказуемы, чтобы лучше обслуживать граждан. Это может быть достигнуто путем интенсивного использования данных, принадлежащих государствам; он будет экспоненциально расти в ближайшие годы в результате прогресса оцифровки процессов и файлов и Интернета вещей с тысячами разбросанных авторизованных центров как в городских, так и в сельских районах. Таким образом, государство, которое реагирует на государственные инновации, должно иметь следующие возможности:

1. Подключение к инфраструктуре (оптоволокно) с мощными широкополосными сетями, которые обеспечивают циркуляцию больших объемов данных.

2. Открытые данные, как для повышения внутренней эффективности, так и для обеспечения прозрачности и подотчетности.

3. Алгоритмы (модели), которые являются простой моделью большого количества данных, которыми граждане пользуются для анализа и получения знаний.

4. Авторизованные центры. Развертывание авторизованных центров

всех видов в городах и сельской местности для измерения и мониторинга информации, известной как Интернет вещей. Через мобильные устройства люди могут даже выступать в качестве авторизованных центров. Авторизованные центры ядро Интернета вещей, они могут доставлять большие объемы данных любого типа.

5. Терминалы — это не что иное, как приложения, которые позволяют гражданам взаимодействовать (мобильные или стационарные). Смартфоны разрабатывают все больше и больше приложений, открывая новые отношения между гражданами и государством.

Мы можем констатировать, что время доказало, что информационные технологии и коммуникации, превратили закрытую бюрократическую организацию в гибкую. Это также установило импульс различных участников в сети для построения общественных и социальных ценностей; осуществление сотрудничества, рассматриваемого как обмен опытом, знаниями и опытом между различными участниками; и новые способы социального взаимодействия, которые порождают совместное творчество. По мере приближения к концепции общественных инноваций мы можем определить три основных принципа: 1) создание интерактивной ценности (социальной и общественной); 2) распределенное совместное создание; и 3) массовое сотрудничество, чтобы вдохновить общественную сферу.

Таким образом, если целью государственных инноваций является повышение эффективности и качества процессов, организационная динамика и потоки информации при коммуникации в общественных организациях, а также производство и предоставление государственных услуг, направленных на достижение общественной ценности, выраженной в удовлетворении граждане; тогда важно заявить, что эти изменения будут выполняться быстрее с помощью цифровой совместной платформы. Это способствовало бы обмену информацией, функциональной совместимости, пользовательскому дизайну и взаимодействию, позволяющим гражданам объединяться в сети, делиться своими проблемами, создавать группы совместного инноваций и совместного творчества, общественных услуг, общественных решений и совместного производства общественных ценностей.

Поэтому, чтобы общественные инновации добивались воздействия на улучшение процессов и взаимодействия - необходимо увеличивать их влияние на людей. Необходимо адаптировать, тестировать и проверять новые идеи, а также разрабатывать что-то совершенно новое для целей общественных организаций; для этого требуются трехмерные возможности: во-первых, для публичных организаций требуются те, которые касаются управления цифровыми пространствами для профессиональных и квалифицированных государственных служащих с акцентом на соглашениях с другими участниками, принятии решений, пользователями Интернета, информационной архитектурой и гибкой разработкой веб-инструментов. С другой стороны, возможности дают силу удерживать общественные организации с точки зрения культуры, ценностей и убеждений.

Основной целью инноваций в цифровизации государственного управления является совершенствование и развитие сервисов оказания государственных и муниципальных услуг. Однако, пока перспективы перевода этой сферы на аутсорсинг весьма призрачны, поскольку подавляющее большинство МФЦ - это региональные бюджетные организации, они финансируются из бюджетов регионов и находятся под патронажем Минэкономразвития.

Что касается государственных информационных систем (электронных сервисов), то количество ведомственных, разобщённых и в большинстве случаев не совместимых ГИС весьма значительно. Только в эксперименте по переводу информсистем в государственную единую облачную платформу, проводимом Минкомсвязи, должны принять участие55 таких систем.

В ноябре 2019 Минкомсвязь опубликовала для общественного обсуждения проект приказа об утверждении перечня информационных систем (ИС) и информационных ресурсов, подлежащих переводу в государственную единую облачную платформу (ГЕОП).

В список вошли 55 ИС, принадлежащие восьми ведомствам. В эксперименте участвуют Минкомсвязь, Минтруд, Минюст, государственная фельдъегерская служба Российской Федерации, федеральная таможенная служба, федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральная служба войск национальной гвардии РФ, федеральное архивное агентство, федеральное агентство по управлению государственным имуществом, фонд социального страхования Российской Федерации.

Документ разработан в соответствии положением о проведении эксперимента по переводу информационных систем и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в государственную единую облачную платформу, а также по оборудованию автоматизированных рабочих мест в федеральных органах исполнительной власти и государственных внебюджетных фондах.

Эксперимент проходит с 30 августа 2019 года по 30 декабря 2020 года.

Концепцию создания ГЕОП разработала Минкомсвязь, в конце августа 2019 года её правительство России. Документ предусматривает поэтапный перевод информационных систем органов госвласти и местного самоуправления в ГЕОП.

Разработаны технические требования для эксперимента по переводу 1Т-систем в государственную единую облачную платформу.

Перевод в государственную единую облачную платформу, как предполагается, повысит эффективность использования информационных систем, а также информационную безопасность - самих систем, персональных данных российских граждан и значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Кроме того, создание ГЕОП будет способствовать развитию отечественного рынка вычислительного оборудования и программного обеспечения.

Безусловно, сегодня имеются существенные инфраструктурные, технологические и правовые ограничения для цифровой трансформации государственного управления. Необходимы значительные инвестиции в инфраструктуру ИКТ, чтобы можно было использовать преимущества интернета вещей и облачных технологий.

Использование технологий распределенного реестра и искусственного интеллекта потребует увеличения вычислительных мощностей. Применение анализа «больших данных» и интернета вещей для решения различных задач государственного управления потребует внедрения новых технологий защиты персональных данных.

Для использования прорывных цифровых технологий в государственном управлении потребуются совершенствование действующего законодательства и разработка новых нормативных правовых актов.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 29.03.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество».

2. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».

4. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 2017. 253 с.

5. Дрожжинов В. И. Мониторинг услуг электронного правительства / В. И. Дрожжинов // Социс. 2018. № 5. С. 62-66.

6. Павлютенкова М. Ю. Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство» / М. Ю. Павлютенкова, А. А. Сваруп // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2018 г.). Санкт- Петербург : Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2018. С. 193-195.

7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. Москва : Аспект Пресс, 2015. 380 с.

8. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Российская газета. 2010. № 5247. 30 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.