Научная статья на тему 'Innovative didactic conceptsand methodological approaches in vocational education'

Innovative didactic conceptsand methodological approaches in vocational education Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ЛИЧНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / MODERN VOCATIONAL EDUCATION / METHODOLOGICAL APPROACHES / PERSONALITY / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Анастасия Игоревна, Дайнова Гузель Закуановна

В настоящее время отечественная методология профессионального обучения рассматривает собственно саму систему обучения в качестве сложной, открытой, многоуровневой иерархически организованной многокомпонентной структуры, функциональность и содержание которой определяются общественным социальным заказом, обусловленным современным этапом социально-экономического и культурного развития. В научной и специальной педагогической литературе понятие«подходов» имеет различные трактовки. Оно рассматривается и как некий суммарный дидактико-методологический опыт, который нужно передать в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности посредством выбранных путей с целью достижения определенных задач, и как «совокупность знаний и способов деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность человека в различных сферах самоопределения личности, таких как человек, общество, природа, ноосфера» [2; 6]. Методология обучения рассматривается так же, как информация, которая составляет ориентировочную основу результатов образовательной деятельности, включающей особенности, принципы, методологическую основу, свойства, правила, методы и т.д. Сюда относят и культурные практики, которые в свою очередь, позволяют оптимально освоить определенные способы деятельности (например, деятельность в хореографическом коллективе). В более узком понимании методология обучения рассматривают как совокупность путей, способов, действий, выполняемых участниками образовательного процесса с целью эффективного достижения субъектами образовательного процесса образовательного результата [5]. Тем не менее, различные взгляды на сущность методологических подходов к профессиональному обучению сходны в том, что определяются процессуально, исходя из дидактических концепций, деятельностной концепции в обучении, отражением чего являются деятельность педагога и познавательно-практическая деятельность обучающихся, обусловленные влиянием специфики профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Innovative didactic conceptsand methodological approaches in vocational education»

Инновационные дидактические концепции и методологические подходы в профессиональном образовании

Васильева Анастасия Игоревна,

аспирант, Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы E-mail: belo4ka-anastasia@rambler.ru

Дайнова Гузель Закуановна,

кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы

E-mail: dainovagz@yandex.ru

В настоящее время отечественная методология профессионального обучения рассматривает собственно саму систему обучения в качестве сложной, открытой, многоуровневой иерархически организованной многокомпонентной структуры, функциональность и содержание которой определяются общественным социальным заказом, обусловленным современным этапом социально-экономического и культурного развития. В научной и специальной педагогической литературе понятие «подходов» имеет различные трактовки. Оно рассматривается и как некий суммарный дидактико-методологический опыт, который нужно передать в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности посредством выбранных путей с целью достижения определенных задач, и как «совокупность знаний и способов деятельности, обеспечивающих жизнедеятельность человека в различных сферах самоопределения личности, таких как человек, общество, природа, ноосфера» [2; 6]. Методология обучения рассматривается так же, как информация, которая составляет ориентировочную основу результатов образовательной деятельности, включающей особенности, принципы, методологическую основу, свойства, правила, методы и т.д. Сюда относят и культурные практики, которые в свою очередь, позволяют оптимально освоить определенные способы деятельности (например, деятельность в хореографическом коллективе). В более узком понимании методология обучения рассматривают как совокупность путей, способов, действий, выполняемых участниками образовательного процесса с целью эффективного достижения субъектами образовательного процесса образовательного результата [5]. Тем не менее, различные взгляды на сущность методологических подходов к профессиональному обучению сходны в том, что определяются процессуально, исходя из дидактических концепций, деятельностной концепции в обучении, отражением чего являются деятельность педагога и познавательно-практическая деятельность обучающихся, обусловленные влиянием специфики профессиональной направленности.

Ключевые слова: современное профессиональное образование, методологические подходы, личность, воспитательно-образовательный процесс, педагогические проблемы.

о с

U

сэ см о см

Настоящий этап современного профессионального образования характеризуется необходимостью в формировании совершенно новых технологических и методологических подходов обеспечения успешной профессиональной готовности обучающихся. Сегодняшний социум нуждается в личности, которая характеризуется высоким профессиональным потенциалом, развитостью критического мышления, высоким уровнем самоактуализации и имеющимся практическим творческим опытом [3]. Новые требования социокультурного развития и тенденции формирования информационного общества ставят систему образования перед необходимостью переосмысления образовательных целей и задач, содержательной стороны и операционального теоретико-методологического и технологического инструментария. В связи с этим отечественное педагогическое сообщество видит смыслом и целью общей теории и методологии образования курс на развитие личности обучающегося, методическая стратегия которого должна быть раскрыта в контексте стимулирования их активности и развития познавательной активности, в связи с чем новые дидактические концепции в сфере профессиональной подготовки всецело становятся ориентированными на самостоятельный синтез обучающимися нового знания и профессионально ориентированную самореализацию в рамках самостоятельного приобретения творческого практического опыта [1].

Именно для реализации данной концепции и современных целей образования разработано новое поколение государственных образовательных стандартов, которые предполагают радикальную перестройку теоретико-методологических оснований образования, служащих формированию фундаментального представления у обучающихся интегративного знания, полученного в результате приобретения личностного опыта и реализующегося в контексте самоактуализации личности в социокультурном пространстве. Интегративные технологии и подходы в профессиональном образовании, а также специфика тематического планирования образовательных дисциплин и модулей предполагают последовательность, постепенность и стадийное усложнение процесса профессиональной подготовки (в том числе и в области сценического искусства). Это достигается за счет способностей интегрируемых дисциплин формировать фундаментальные основы познавательного развития обучающихся, прогрессивное движение которому в этом процессе со временем начинает задавать развиваемая междисциплинарная

познавательная активность. Именно эти аспекты в интеграции позволяют значительно расширить возможности процесса профессиональной подготовки и определить концепты управления им [4].

Если рассматривать инновационные идеи образования, то можно сказать, что достаточно большое количество новых решений для профессионального развития личности и ее дальнейшего профессионального совершенствования предлагается в контексте разработки методологических решений, в центр которых помещается личностный концепт.

С этих позиций профессиональное образование реализует в настоящее время следующие методологические подходы:

- деятельностный подход (П. Гальперин, Л. Зан-ков, В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); данный подход предполагает то, что приобретение профессиональных знаний должно быть результатом практической творческой деятельности будущего профессионала, в результате которой формируется личностный опыт, который впоследствии может быть положен в решение любых профессиональных задач. Основными аспектами деятельностно-го методологического подхода стали такие концепт-следствия как умение самостоятельно добывать знания, включаться в любой управленческий аспект деятельности, в связи с чем современная педагогическая наука стала ориентировать научную мысль на активную дея-тельностную позицию, формирование психических функций, а также создание условий для их развития в процессе обучения; реализация де-ятельностного подхода в подготовке профессионалов сценического танцевального искусства имеет объемную практико-ориентированную область, в которой ее результатом является показатель сложности движений, проявленной во времени, отведенном на овладение хореографическими навыками до состояния «готовности»;

- личностно-ориентированный подход (Л.С. Выготский, Л. Лурия, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысен-кова, И.П. Волков и др.), характеризующий деятельность субъектов образовательного процесса и отражающий качество преподавания, уровень педагогического мастерства и профессионального опыта преподавателей, а также методологический базис, технологии реализации и учет индивидуальных особенностей обучающихся, что говорит о готовности субъектов образовательного процесса к реализации данной педагогической системы; данный подход направлен на формирование самореализующейся в профессиональной деятельности личности, способной к достижению усложняющихся профессиональных целей и задач; в рамках хореографического образования актуализирующийся личностный и профессиональный опыт в социальной и трудовой сферах жизнедеятельности специалиста высокого

класса рассматривается как личностный потенциал субъекта, интегрированного в систему национальной и мировой культуры, поскольку для специалиста сценических видов профессий особо важны связи с культурной средой; сочетание же системности и детерминизма в реализации данного методологического подхода призвано обогатить компонентами новизны и творчества процесс профессиональной подготовки будущих хореографов, поликультурностью и новыми современными формами взаимодействия в процессе образовательной деятельности, сформировав востребованность национальной культуры и качество соответствующей системы профессиональной подготовки; компетентностно-ориентированный подход (А.В. Хуторской, Б.Д. Эльконин, С.Е. Шишов, Е.Я. Коган и др.), предполагающий подготовку принципиально нового компетентного в профессиональной сфере специалиста, а также акцентирующий пристальное внимание профессионального сообщества на результате образования; данный подход основана, прежде всего на формировании потребностно-мотивационной сферы студентов и своевременном оказании педагогической поддержки в выборе индивидуальных образовательных маршрутов, реализующихся через комплексную программу педагогических условий и мероприятий; помимо этого компетентностно-ориентированный методологический подход включает деятельностно-технологический компонент, подразумевающий выбор технологий обучения с масштабным использованием дифференцированного подхода в ходе академических занятий, учебной и производственной практик, а также внеучебной деятельности обучающихся; основным итогом успешной реализации данного подхода рассматривают рефлексивно-результирующую составляющую, которая отражает результативность системы подготовки профессионала, эффективность оценивания результатов образовательной деятельности в условиях конкуренториентированного рынка труда, а также эффективность предлагаемых моделей подготовки специалистов, в связи с чем научная деятельность, посвященная исследованию системной детерминации учебной деятельности, определению факторов, обусловливающих ее успешность в новых условиях, способна возродить педагогическую концепцию профессионального развития и становления личности, которая, возможно, сможет преодолеть разрыв желаемой и реальной действительности, обусловленной компетентностно- и личностно-ориентированной парадигмой образования; в контексте профессионального хореографического образования компетентностно- и личностно-ориентированный подход будет обеспечивать мотивированность и формирование механизмов национально-и интегративно-культурной самодетерминации, самореализации и саморазвития личности; помимо этого данный методологические

сз о со "О

1=1 а

—i

о

сз т; о т о от

з

и о со

о с

U

подходы актуализируют принцип сознательной познавательно-двигательной активности, обеспечивающей как эффективность профессиональной подготовки с точки зрения образовательной деятельности, так и культуроформирую-щей, обеспечивающий тесную взаимосвязь между личностью и национальной культурой, между личностью и ее принадлежностью к международной культуре, интериоризации культурных ценностей в жизни и профессиональной деятельности и т.д., что обеспечивает разноплановость хореографического образования, его мультидисци-плинарность, которые наряду с формированием культурных ценностей обусловливают одновременный синтез осознания национальной культурной самоидентичности профессионала и его культурообразующей толерантности; это определяет интегративную сущность гуманистического подхода в образовании [7]; гуманистический подход (П.Г. Редькин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.), основанный на наличии определенных требований к уровню подготовки педагога: учет принципов универсального направления педагогики гуманизма в профессиональном образовании влечет за собой высокий уровень профессиональной квалификации педагога, так как именно, обладая должным уровнем подготовки, будущий специалист способен реализовать идеи свободы творчества и познавательной активности, что важно в сфере сценического искусства; с позиций методологии гуманистического подхода, все методы и средства ставятся на «служение» ценностному воспитанию на основе этических принципов, предполагающих совершенствование личностного начала человека на основе самостоятельного осмысления и соблюдения норм и правил, что обусловливается путем исключения обычной трансляции знания к развитию интереса и творческой пытливости и влечет за собой особую готовность педагога осуществить в воспитательно-образовательном процессе основные гуманистические идеи; по отношению к личности профессионала гуманистический подход исторически сформулировал принципы его собственной профессиональной деятельности, среди которых на первом месте рассматриваются такие как объективность, непредвзятость, научность, а с точки зрения методологического отношения - принципы саморегуляции, самодетерминации и предлагающего объяснения;

контекстный подход в профессиональной подготовке (А.А. Вербицикй, А.В. Райцев, Б.А. Та-хохов и др.), который предполагает своеобразное «погружение» обучающегося в поле профессии; данный подход непосредственно связан с решением профессиональных задач на основе плюралистического подхода, что выражается в формировании индивидуального маршрута решения ситуации или задачи на ос-

нове имеющихся знаний, умений, навыков, компетенций и практического опыта; данный подход предопределяет формирование профессионального портфолио обучающихся уже на стадии начального профессионального самоопределения и позволяет специалисту быть востребованным в условиях высокой конкуренции на международном и отечественном рынках труда и услуг; учебная деятельность при этом приобретает динамичность, альтернативность и вариабельность, которые являются для новшеством не только продиктованным востребованностью в новых социокультурных условиях реализации профессионального образования, но и утверждается личностью самого обучающегося в процессе его учебной деятельности как профессионально контекстной [3]. Методологические подходы в профессиональном образовании актуализированы в плане личностной репрезентации будущего профессионала, что еще раз доказывает значимость в успешной профессиональной деятельности индивидуальности и творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей. Данная концепция пронизывает все современные теории профессионального образования, не исключая и тех, которые в своей практике еще нередко апеллируют к историческим традициям педагогического наследия.

Инновационные методологические подходы в профессиональном образовании имеют достаточно глубокие исторические психолого-педагогические корни, раскрывающие потенциал периодических открытий в педагогике, психологии, социологии и др. смежных науках.

Так, например, психологическая теория деятельности дала огромный потенциал развитию методологии деятельностного подхода в образовании с привлечением личностно-ориентированного аспекта, обеспечивающего успех личности на профессиональном поприще. Область профессионального образования, включающая подготовку специалистов сценического (театрального, танцевального, музыкального и пр.) профиля не является исключением в плане востребования данных методологических подходов, а, напротив, использует их потенциал для ярких культурных открытий в области искусства, которые дают понимание того, что основным движущим элементом прогресса является свободная, творческая, компетентная личность.Современное профессиональное образование, не смотря на огромный научный прорыв в области методологии, имеет богатейшую базу дидактико-методологических традиций, давших миру фундаментальную научно-методологическую базу, сочетающую в себе интеграцию знаний различных областей, обогащающих профессиональную методологию.

Традиционные методологические подходы, хоть и соотносят сегодня с традиционной «знани-евой» парадигмой, возводящей знания в статус результата, а не отправной точки, позволяющей сформироваться новому типу критического мышления современного специалиста (как это опосре-

дует новая образовательная парадигма), все же дали методологии определенный образец, принятие во внимание которого помогает усовершенствовать все инновации фундаментально, с привлечением огромной суммы знаний, которая может быть переосмыслена и применена критически, но, тем не менее, в совокупности с качественными профессиональными преобразованиями и компетенциями будет играть огромную информативную роль, которая не может не рассматриваться положительно относительно профессиональной области деятельности любой направленности.

Применительно к профессиям, связанным со сценическим театральным и танцевальным искусством, традиционные методологические подходы играют качественную базисную роль, позволяя собрать воедино багаж того культурного знания, к которому апеллирует современная методология в условиях поликультурности образовательных сред. Несомненная важность для данный профессий и инновационных методологических подходов, позволяющих личности будущего профессионала раскрыться индивидуально и самобытно, что является важным для сцены и коллектива. Размышления о внесении новизны в классические образцы позволяет профессии искусства создать нечто новое и сделать это настолько изысканно и шедеврально, что позволяет оценивать даже физические и психологические возможности самой личности как возможности более высокого порядка, а интеллектуальная составляющая, выражающаяся в новаторском раскрытии сценических идей, позволяет взглянуть на классические «образцы» глазами нового человечества, преобразующего границы мира искусства и мира жизни в необычных образах, движениях, звуках и их сочетаниях.

По мнению многих ученых и педагогов-практиков, изучающих опыт методологического синтеза, существует незаурядная возможность эффективно помочь найти решение многим педагогическим проблемам современности. Свободное образование, исключающее необдуманное копирование западного опыта, поможет сохранить национальное достояние и менталитет русского народа. Воспитание свободной и высоконравственной творческой личности профессионала обеспечит не только получение фундаментальной системы знаний, но увеличит степень его научности, сформирует достоверные взгляды на окружающую действительность, соединит воспитание и обучение в жизни, труде, совместном творчестве и сотрудничестве людей.

Литература

1. Клещева, И. В. Инноватика в образовании: векторы перемен. Сборник научно- методических статей / И. В. Клещева. - Санкт-Петербург, 2010.

2. Клыбин, А. Ю. Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине «Педагогические технологи» / А. Ю. Клыбин. - М., 2003.145 с.

3. Матюнина, О. Е. Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы / О. Е. Матюнина // Вестник международного института экономики и права.- 2015.- № 2 (19). -С. 106-111.

4. Никонорова, Л. А. Современные и инновационные воспитательные технологии / Л. А. Ни-конорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт».- 2013. - Т. 5. - С. 156-160.

5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.- 672 с.

6. Словарь рабочих терминов по предпрофиль-ной подготовке, проект. Интернет-ресурс: http://www.profile-edu.ru/

7. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. - М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2012.- 73 с.

innovative didactic concepts and methodological approaches in vocational education

Vasilyeva A.I.,

Miftahetdin Akmullah Pedagogical University Dainova G.Z.,

Bashkortostan State Pedagogical University named after Miftahetdin Akmullah

At present, the domestic methodology of vocational training considers the system of training itself as a complex, open, multilevel hierarchical multi-component structure, the functionality and content of which are determined by the public social order due to the modern stage of socio-economic and cultural development. In scientific and special pedagogical literature, the concept of "approaches" has different interpretations. It is considered both as a summary of teaching and methodological experience, which should be transferred in preparation for future professional activity through chosen ways in order to achieve certain tasks, and as "a set of knowledge and methods of activity ensuring human activity in various spheres of self-determination of the person, such as the person, society, nature, noo-sphere" [2; 6]. The metodology of learning is treated in the same way as information that forms the indicative basis of educational activity results, including features, principles, methodological basis, properties, rules, methods, etc. This includes cultural practices, which in turn make it possible to optimally master certain modes of activity (for example, activities in the choreographic collective). In a narrower sense, the teaching methodology is considered as a set of ways, methods, actions performed by the participants of the educational process in order to effectively achieve the educational result of the subjects of the educational process [5]. Nevertheless, different views on the essence of methodological approaches to vocational training are similar in that they are determined by procedure, based on didactic concepts, activity concept in training, which is reflected in the activities of the teacher and cognitive and practical activities of the students, due to the influence of the specifics of the professional orientation.

Keywords: modern vocational education, methodological approaches, personality, educational process, pedagogical problems.

References

1. Kleshcheva, I.V. Innovation in education: vectors of change. Collection of scientific and methodological articles / I.V. Kleshcheva. - St. Petersburg, 2010.

2. Klybin, A. Yu. A set of methodological support for the educational discipline "Pedagogical technologists" / A. Yu. Klybin. - M., 2003. - 145 p.

3. Matyunina, O.E. Modernization of the education system in Russia: problems and prospects / O.E. Matyunina // Bulletin of the

C3

о

CO "O

1=1 а

—i

о

C3 t; о m о от

з

ы о со

International Institute of Economics and Law. - 2015. - No. 2 (19). - P. 106-111.

4. Nikonorova, L.A. Modern and innovative educational technologies / L.A. Nikonorova // Scientific and methodical electronic journal "Concept".- 2013. - T. 5. - P. 156-160.

5. Russian pedagogical encyclopedia: 2t. / Ch. ed. V.V. Davy-dov. - M.: Big Russian Encyclopedia, 1998. - 672 p.

6. Dictionary of working terms for preprofile preparation, project. Internet resource: http://www.profile-edu.ru/

7. Khutorskoy, A.V. The meta-subject approach in teaching: a scientific and methodological manual / A.V. Khutorskoy. - M .: Eidos; Publishing House of the Institute of Human Education, 2012.- 73 p.

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.