Научная статья на тему 'Инклюзия, адаптация, интеграция взаимная обусловленность и единство социокультурных механизмов'

Инклюзия, адаптация, интеграция взаимная обусловленность и единство социокультурных механизмов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзия / инклюзивная среда / адаптация / интеграция / интегрированное общество / открытое общество / inclusion / inclusive environment / adaptation / integration / integrated society / open society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Н.В.

В статье анализируется сущность инклюзии, адаптации и интеграции как механизмов социокультурного развития, предлагается модель их динамической взаимосвязи. Отправной точкой анализа являются системная сущность и идейно-аксиологические основания данных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusion, adaptation, integration interconditionality and cohesion of the sociocultural mechanisms

The article analyzes the essence of inclusion, adaptation and integration as the mechanisms of sociocultural evolution, proposes the model of their dynamic interaction. The starting point of the analysis is to identify the system essence, as well as value, conceptual and ideological basis of the process.

Текст научной работы на тему «Инклюзия, адаптация, интеграция взаимная обусловленность и единство социокультурных механизмов»

DOI: 10.24412/2226-0773-2023-12-1-59-64

EDN: RFIHGC

Инклюзия, адаптация, интеграция - взаимная обусловленность и единство социокультурных механизмов

Н.В. Михайлова

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

600000, г. Владимир, ул. Горького, 87

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

Gorky str. 87, Vladimir 600000 Russia

e-mail: cnadezhda@yahoo.com

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивная среда, адаптация, интеграция, интегрированное общество, открытое общество.

Key words: inclusion, inclusive environment, adaptation, integration, integrated society, open society.

Резюме: В статье анализируется сущность инклюзии, адаптации и интеграции как механизмов социокультурного развития, предлагается модель их динамической взаимосвязи. Отправной точкой анализа являются системная сущность и идейно-аксиологические основания данных процессов.

Abstract: The article analyzes the essence of inclusion, adaptation and integration as the mechanisms of sociocultural evolution, proposes the model of their dynamic interaction. The starting point of the analysis is to identify the system essence, as well as value, conceptual and ideological basis of the process.

[Mihailova N.V. Inclusion, adaptation, integration - interconditionality and cohesion of the sociocultural mechanisms]

Цель данной работы - сформулировав системное представление о таких социальных и социокультурных процессах, как инклюзия, адаптация и интеграция, выявить функциональность и значимость каждого из них в развитии общества и процессов социального взаимодействия, а также характер их взаимной связи и обусловленности.

Взаимную связь процессов инклюзии, адаптации и интеграции мы предлагаем рассмотреть в рамках парадигмы становления «открытого общества». Опираясь на концепцию «открытого общества» философа Анри Бергсона, мы можем говорить о процессах «открывающегося» (динамизирующегося) общества (Петросян, 2009), то есть общества, в котором осуществляются процессы и реализуются черты, позволяющие ему прийти к «искомому» открытому формату. Для выявления сущностных оснований рассматриваемых процессов как социокультурных мы предлагаем опираться на потенциал аксиологического и системного подходов.

Схематично место и взаимосвязь инклюзии, адаптации и интеграции в контексте социального и социокультурного развития можно представить следующим образом: формирование идеи инклюзивного общества (1) → адаптация к идее инклюзивного общества (2а) + формирование инклюзивной среды (2б) → сформированность инклюзивной среды (3) → адаптация индивидов к обществу через инклюзивную среду (4) → формирование интегрированного общества (5).

1. Социальная инженерия становится неотъемлемой частью западной культуры и образа мысли, начиная с проекта Просвещения. Идеи как главная движущая сила исторического развития - один из основных духовных маркеров современной цивилизации, сменивших в этой роли религию. Поэтому, не игнорируя социально-экономические предпосылки и факторы, мы говорим о том, что большинство феноменов и процессов современности начинается с формирования и популяризации соответствующей идеи.

Зачем нужно интегрированное общество, инклюзивное общество, открытое общество, почему важно способствовать его формированию? Эти вопросы ценностно-смыслового характера опираются не столько на научные, сколько на философские и мировоззренческие основания. Однозначная рационально обоснованная прагматика здесь не выявляется. Как сказал М. Вебер, «если наука что и может сделать, так это скорее убить веру в то, будто вообще существует нечто такое, как «смысл» мира» (Вебер, 1990: 717-718). Такой формат общества - своего рода ценностная предпосылка нашего восприятия мира и наших действий, которая либо принимается, либо нет, исходя из внутренних побуждений, потребностей, осознания последствий и «конечного смысла собственной деятельности» (Вебер, 1990: 730).

2. Усвоение идеи инклюзивного общества происходит в двух плоскостях - ментальной и практической, синергийно усиливающих друг друга. С одной стороны, общество, как в лице так называемого большинства, так и в лице так называемых меньшинств, проходит через процесс адаптации к идее инклюзии. Под адаптацией мы здесь понимаем процесс активного приспособления: общество в целом усваивает соответствующую новацию с её ценностными и нормативными измерениями, претерпевая определённые трансформации. Вместе с тем как следствие активного характера процесса адаптации в общество приходят дискуссии, противоречия, поиск; становясь инновацией, идея инклюзивного общества продолжает уточняться и быть предметом обсуждений - что является нормальной характеристикой адаптационных процессов в социуме.

С другой, практической, стороны, формируется инклюзивная форма культурной среды, то есть совокупность искусственной предметно-пространственной среды жизнедеятельности и социально-информационной среды взаимодействия, базирующаяся на принципах включения групп и индивидов в единую систему реализации социальных и культурных возможностей и удовлетворения социальных и культурных потребностей.

3. Говорить о базовой сформированности инклюзивной среды мы, соответственно, можем тогда, когда наличествуют среда, обладающая соответствующими предметно-пространственными и социально-информационными характеристиками, с одной стороны, и предполагающий плодотворное функционирование и развитие данной среды комплекс ментальных особенностей и ценностных установок общества, с другой.

4. Через инклюзивную среду, среду нового типа, все индивиды и группы адаптируются и переадаптируются к обществу. И вновь мы обращаем внимание на то, что адаптация как процесс творческий в той или иной степени охватывает как субъект, так и объект адаптации - как индивидов и группы, так и среду. Потому данный этап и соответствующие ему процессы способствуют дальнейшей регуляции и настройке инклюзивной среды, как в идейно-теоретической, так и в материально-практической плоскостях.

5. Охват всех категорий населения едиными (с точки зрения общности глобальной цели) процессами адаптации к инклюзивному обществу приводит к формированию общества интегрированного в смысле латинского integratio - соединение. Это общество, в котором многочисленными цепочками, связями, рядами соединены, охвачены все группы населения. То есть это общество ценностно, идейно и практически анти-эксклюзивное. Обращаясь к терминологической триаде «Свой» - «Чужой» - «Другой», можно с определённой долей условности сказать, что это общество, где нет Чужих, а культурные Другие являются в то же время социальными Своими в соответствии с принципом единства в многообразии.

Общество интегрированное, так же, как и инклюзивное, предполагает непрерывность процессов адаптации, и не только к естественному ходу исторической социокультурной динамики, но и к высокому градусу конфликтогенности такого типа обществ. Умение управлять конфликтом и действовать в (потенциально) конфликтной ситуации, навыки медиации и переговоров становятся ключевыми качествами личности и инструментами адаптации.

Немецкий социолог А. Эль-Мафаалани, изучая пути и сложности построения интегрированного общества, отмечает следующее: «Даже если интеграция, или инклюзия, или равенство возможностей будут успешно достигнуты, общество не станет более гомогенным, гармоничным и свободным от конфликтов. Гораздо вероятнее как раз обратное: удачная интеграция обязательно ведёт к росту конфликтного потенциала» (Эль-Мафаалани, 2020: 40) Прибегая к метафоре «общего стола», Эль-Мафаалани объясняет рост конфликтности увеличением участников процессов распределения (ограниченных) мест и ресурсов и, со временем, формированием у этих новых участников совместной трапезы желания изменять правила застолья. Изменения социальных правил - процедура болезненная, а порой и травматичная.

Терапию и профилактику таких травм являет «реванш» «закрытого» общества. Так как в рамках «закрытого» общества стабильность, предсказуемость, строгая нормативность - ценности и социальные основы, индивиды и группы, представляющие угрозу данным основаниям, будут обесцениваться, их важность, значимость будет занижаться, по отношению к ним будут задействоваться механизмы системного вытеснения (социального, культурного, экономического и т.д.). То есть здесь речь идёт о реализации механизмов эксклюзии и формировании эксклюзивной среды - среды, идейно и практически ориентированной на избранные группы. Целью данных процедур будет являться стабилизация через понижение конфликтного потенциала (речь идёт о конфликтах нормативностей, нормальностей, интересов).

Можно сказать, что, с этой точки зрения, инклюзия ведёт к росту конфликтного потенциала, а эксклюзия - к его снижению через подавление. Но конфликтный потенциал - это ещё не конфликт. И здесь, как было отмечено выше, важную роль играют механизмы адаптации. Адаптация снимает противоречие между инклюзией и интеграцией, проблемами большинства и проблемами меньшинств, будучи общей глобальной задачей современных обществ и каждой личности.

Адаптация есть форма гомеостаза, саморегуляция и самонастройка социального организма, подразумевающая динамику, с одной стороны, и стремление к достижению баланса, с другой. Уход от последнего превращает динамические процессы в обществе в дезадаптивные. Индивиды и группы теряют возможности приспособления к условиям социальной среды, в том числе потому что единая система под названием «социальная среда» разрушается, отсутствует объект адаптации. «Открывающееся», инклюзивное общество, забывающее о приоритете достижения баланса обречено на уход в эксклюзию в том или ином виде через утверждение узко определённой нормативности как противовеса процессам социального распада.

Итак, необходимо обратить внимание на то, что процессы инклюзии, адаптации, интеграции - это процессы изменения, в том числе трансформации системы ценностей. Важно рассматривать инклюзию, адаптацию, интеграцию именно как процессы, имеющие ценностные измерения. Аксиологическая призма помогает понимать роль формирования (в том числе целенаправленного выстраивания) определённых ценностных иерархий, которые являются общим знаменателем для рассматриваемых процессов. Как мы показали, процессы инклюзии, адаптации и интеграции синергийно работают в рамках единого системного процесса формирования, разворачивания, воплощения «открытого» общества. Мы можем мыслить интеграцию как своего рода перспективное устремление, направляющую общества, в основе которой ценность сотрудничества; инклюзию - как одновременно средство конструирования социального маршрута и контроля движения по нему, в основе которого ценность гуманности; адаптацию - как инструментальную силу, своего рода технологию жизни, в основе которой ценность творческой самопреобразующей силы человека.

ЛИТЕРАТУРА

Бергсон А. 1994. Два источника морали и религии. М.: Канон. 384 с.

Вебер М. 1990. Наука как призвание и профессия. C. 707-735. - В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 808 с.

Петросян В.П. 2009. Компаративистский анализ концепций «Открытого общества» А. Бергсона и К. Поппера. - Социологический журнал. 3: 118-131.

Эль-Мафаалани А. 2020. Парадокс интеграции. Почему успешная адаптация мигрантов приводит к новым конфликтам. М.: Новое литературное обозрение. 216 с.

Поступила / Received: 11.06.2022

Принята / Accepted: 02.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.