Геркина Наталь Валерьевна, Загладина Елена Николаевна, Новикова Татьяна Валерьевна ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития инклюзивного подхода в рамках современного образования. Авторы стремятся показать, что именно инклюзивный подход играет решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся без исключения. В статье приводятся правовые основы инклюзивного образования, обосновывается его актуальность на сегодняшний день, а также рассматриваются основные функции. Авторы описывают барьеры, которые могут возникнуть на пути внедрения инклюзии в образовательный процесс и пути их преодоления. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/6-3/57.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 3. C. 193-195. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/6-3/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 37.04
Статья посвящена проблеме развития инклюзивного подхода в рамках современного образования. Авторы стремятся показать, что именно инклюзивный подход играет решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся без исключения. В статье приводятся правовые основы инклюзивного образования, обосновывается его актуальность на сегодняшний день, а также рассматриваются основные функции. Авторы описывают барьеры, которые могут возникнуть на пути внедрения инклюзии в образовательный процесс и пути их преодоления.
Ключевые слова и фразы: инклюзия; интеграция; инклюзивный подход; образовательная среда; особые образовательные потребности.
Геркина Наталь Валерьевна Загладина Елена Николаевна Новикова Татьяна Валерьевна
Казанский (Приволжский) федеральный университет [email protected]; [email protected]; [email protected]
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современный мир переживает коренную трансформацию подходов к образованию - система образования каждого государства все больше ориентируется на мировую образовательную политику, главной задачей которой является достижение качественного образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В этой связи, основой построения многих систем образования во всем мире становится создание в учебных заведениях возможностей для удовлетворения образовательных потребностей всех учащихся, в том числе и с особыми образовательными потребностями (как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья или особенностями развития). Включение таких «особенных» учащихся в систему общего образования - сравнительно новый подход для системы образования. Терминологически данный подход связан с процессом под названием «инклюзия» (от англ. inclusion - включение). Соответственно, образование в контексте этого подхода называется «инклюзивным».
В основе трансформации систем современного образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат масштабные изменения в понимании прав человека, его достоинства, идентичности и неповторимости.
Право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому признаку, закрепляют важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, заключаемые под эгидой Организации Объединенных Наций и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Так, Всемирная декларация по образованию для всех, принятая в Джомтьене, Таиланд (1990 г.), дает общее понимание инклюзии - «обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей, молодежи и взрослых, а также содействие равенству в этой области» [3, с. 8].
Саламанская декларация (1994 г.) о реализации школы инклюзивного типа подтверждает приверженность принципам Образования для всех и признает, что «лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей» [4, с. 8].
Всемирный форум по образованию, проведенный в Дакаре (2000 г.), рекомендует ориентировать процесс образования на предоставление равных шансов на образование всем детям, на участие исключенных и/или изолированных детей в системе общего образования.
Сегодня же понятие инклюзивное (или включающее) образование сузилось до понимания его как совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками.
Актуальность внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику не вызывает сомнений. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в специальной организации для инвалидов, оказывается изолированным от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии и возможности нормальной социализации. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании со сверстниками. Именно инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья посещать обычные школы и учиться вместе со здоровыми детьми. У здоровых детей, обучающихся в системе инклюзивного образования, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся терпимыми, что особенно актуально для современного общества с низким уровнем толерантности.
Помимо удовлетворения образовательных потребностей всех членов общества, инклюзивное образование выполняет и другие функции:
- применение недискриминирующих практик в процессе образования;
- ориентация на переход от адаптации ученика к различным школам к адаптации образования к различиям между учащимися;
- непрерывное совершенствование качества образования.
194
^БЫ 1997-2911. № 6 (60) 2016. Ч. 3
Инклюзивное образование - гибкое, открытое, динамичное, учитывающее потребности всех детей. В процессе инклюзивного образования система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. «Цель инклюзивного образования - создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе» [5, с. 5],
во включении всех детей в школьную систему, достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
Инклюзивное образование, как показывает практика, - процесс длительный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Какие существуют ресурсные барьеры для внедрения инклюзивного образования?
Выделяют 3 основные группы барьеров:
- люди, а именно их отношение к «особенным» детям, недостаток знаний, страх, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;
- денежные и материальные средства, недостаточное финансирование, низкая заработная плата педагогов, отсутствие или нехватка средств и оборудования;
- знания и информация, безграмотность, профессиональная неуверенность педагога, отсутствие доступа к знаниям.
Конечно же, наиболее серьезные барьеры возникают во взаимоотношениях людей. Ребенок с отклонениями попадает в совершенно иную среду, где ему не избежать повышенного внимания со стороны сверстников. Педагоги учреждений, переходящих на инклюзивное образование, должны быть готовы к тому, что нормально развивающиеся дети могут не пойти на контакт со сверстниками, имеющими отклонения в развитии. Если у человека, а особенно у ребенка, нет опыта взаимодействия с людьми, имеющими отклонения -он психически не готов принять их. «Мы привыкли думать о них в ключе нарушений, отклонений - в ключе их несовершенства, тогда как гуманистические идеалы инклюзии предполагают веру в ценность каждого человека» [2, с. 14]. Со стороны педагога основными психологическими барьерами являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса обучения, негативные предубеждения, профессиональная «неуверенность» педагога.
При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо предусмотреть специальную подготовку педагога, поскольку именно грамотный учитель является главным критерием успешной реализации инклюзивного подхода. По-настоящему класс становится инклюзивным с того момента, как его педагог пройдет специальное обучение. В противном случае, класс, где обучается ученик с ограниченными возможностями здоровья или же особенностями развития, будет являться интегрированным, поскольку в нем не будет создана минимальная адаптированная образовательная среда, соответствующая образовательным потребностям и возможностям ребенка.
Здесь следует отметить, что в контексте образования понятия «интеграция» и «инклюзия» не являются тождественными. «Понятия "инклюзия" и "интеграция" характеризуют разную степень включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему» [1, с. 27]. Интеграция предполагает лишь «соприсутствие» детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе и достигается путем перенесения элементов специального образования в систему общего образования. При таком подходе только незначительная группа детей с ограниченными возможностями здоровья может быть полностью включена в обычный образовательный процесс. Основным недостатком интеграции является то, что при этом не происходит изменений в организации системы обучения, в программах, методиках, стратегиях обучения, и учащийся с ограниченными возможностями здоровья вынужден подстраиваться под них сам. В условиях инклюзивного подхода система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальных образовательных программ. Термин «инклюзивное образование» - более современный, он отражает новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе.
Инклюзивное образование - это «долгосрочный курс», поэтому рассматривать его необходимо не как локальный участок работы, а как системный подход в организации всей системы образования по всем направлениям. Инклюзивная форма обучения затрагивает всех участников процесса образования: детей с ограниченными возможностями здоровья или же особыми образовательными потребностями, нормально развивающихся учащихся, родителей, учителей и других специалистов образовательного пространства и администрации. Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания и согласия как между учащимися, так и между педагогами.
Поэтому, инклюзивный подход всегда предполагает организационную и методическую поддержку «основных» педагогов. В штатном расписании должны присутствовать такие специалисты, как педагог-психолог, специальный психолог, дефектолог, логопед, тьютор, координатор по инклюзии, социальный педагог. Они, как и «основные» педагоги, осуществляют процесс воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья или особенностями развития.
На сегодняшний день образование является одним из основных, неотъемлемых прав человека. Понимание того факта, что инклюзивное образование не является второстепенным вопросом, а играет решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся без исключения, безусловно, поможет в достижении социального равенства и более справедливого общества. В то же время следует подчеркнуть, что введение инклюзивного подхода в образование не должно приводить к умалению специального (кор-рекционного) образования. Инклюзивное образование выступает только как одно из возможных направлений
образования, как вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в постоянном взаимодействии со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение. Тогда ребенку необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы с нормально-развивающимися детьми.
Список литературы
1. Инклюзивное образование. М.: Центр «Школьная книга», 2010. Выпуск 1. 272 с.
2. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в различных условиях интеграции:
сб. науч.-метод. материалов / под ред. О. Е. Булановой, Э. И. Леонгард. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 145 с.
3. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования [Электронный ресурс]: опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 2009 г. URL: http://unesdoc. unesco. org/images/0017/001778/177849r.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
4. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: принятые Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания. 7-10 июня 1994 г.). URL: http://www.un.org/ru/documents/ded_conv/dedarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
5. Самсонова Е. В., Дмитриева Т. П., Хотылева Т. Ю. Основные педагогические технологии инклюзивного образования. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 36 с.
6. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 110 с.
INCLUSIVE APPROACH IN THE MODERN EDUCATION
Gerkina Natal' Valer'evna Zagladina Elena Nikolaevna Novikova Tat'yana Valer'evna
Kazan Federal University gerkina2010@yandex. ru; 49enzagladina52@gmail. com; tanyanv@hotmail. com
The article discusses the development of inclusive approach in the modern education. The authors seek to show that it is inclusive approach that is crucial in ensuring the high-quality education for all students without exception. The paper provides the legal basics of inclusive education, substantiates its relevance nowadays, as well as considers its basic functions. The authors describe the barriers that may arise in the way of inclusion introduction into the educational process and the ways to overcome them.
Key words and phrases: inclusion; integration; inclusive approach; educational environment; special educational needs.
УДК 371.321
Статья посвящена использованию современных образовательных технологий в педагогической практике. Рассматриваются примеры использования современных образовательных технологий в обучении информатике. Описаны образовательные технологии, применяемые в урочной и внеурочной деятельности учителя для достижения предметных, метапредметных результатов обучения информатике в условиях Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Рассмотрены технологии, способствующие повышению квалификации учителя. Приводятся примеры из собственного педагогического опыта.
Ключевые слова и фразы: современные педагогические технологии; технология массового открытого обучения; технология «Учимся учиться»; технология динамического оценивания результатов обучения; требования ФГОС основного общего образования; образовательная деятельность учителя информатики.
Копаева Елена Вячеславовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 66 г. Пензы» [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Применение различных образовательных инноваций в общеобразовательной школе стало неотъемлемой частью обучения и воспитания. На практике для реализации требований ФГОС современный учитель должен владеть современными образовательными технологиями.