Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ'

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синестетичность / музыкальная одаренность / слухо-зрительная синестезия / межчувственные ассоциации / synesthetics / musical talent / auditory-visual synesthesia / intersensory associations

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лосева Светлана Николаевна

В статье рассматриваются проблема исследования инклюзивного образования, ее значимость в определении роли изучения синестетичности в структуре музыкальной одаренности на примере творчества композитора Анатолия Иннокентьевича Теплякова. Для более подробного описания исследования раскрывается взаимодействие синестетичности структуры музыкальной одаренности (музыкальность, духовность, креативность, интеллект) и трех уровней музыкального текста (фонический, композиционный и интонационный), которые включают у композитора разного рода межчувственные ассоциации. Отмечается, что первый фонический уровень музыкального текста взаимосвязан с компонентом структуры музыкальной одаренности – креативностью, и на данном уровне отчетливо проявляются синестетические ассоциации. Второй, композиционный уровень музыкального текста коррелирует с интеллектуальными структурными компонентами музыкальной одаренности. Специфичность проявления синестетичности на этом уровне состоит в создании незрячим композитором аудиовизуального синтеза в киномузыке. Музыкальный материал, который использует А.И. Тепляков для документального фильма «Тайный советник», рассматривается как один из рядов политекстовой композиции. Третий, интонационный уровень музыкального текста обусловлен компонентами музыкальной одаренности музыкальностью и духовностью. На данном уровне прослеживается возможность архетипического способа восприятия музыкального произведения. Результаты анализа дают возможность расширить понимание инклюзивного подхода в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности и дополнить сведения о влиянии инклюзивного образования на развитие данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE APPROACH IN THE STUDY OF SYNESTHETICS STRUCTURES OF MUSICAL TALENT

The article deals with the problem of studying inclusive education, its significance in determining the role of studying synesthetics in the structure of musical talent on the example of the work of the composer Anatoly Innokentyevich Teplyakov. For a more detailed description of the study, the interaction of the synesthetic structure of musical talent (musicality, spirituality, creativity, intellect) and three levels of the musical text (phonic, compositional and intonational) are considered, which include various kinds of intersensual associations in the composer. It is noted that the first phonic level of a musical text is interconnected with the component of the structure of musical talent – creativity, and synesthetic associations are clearly manifested at this level. The second, compositional level of the musical text is interconnected with the intellectual structural component of musical talent. The specificity of the manifestation of synestheticity at this level is manifested in the creation of an audiovisual synthesis in film music by a blind composer. The musical material used by A.I. Teplyakov for the documentary film “The Privy Councilor” is considered as one of the series of polytext composition. The third, intonational level of a musical text is associated with the components of musical giftedness – musicality and spirituality. At this level, the possibility of an archetypal way of perceiving a musical work is traced. The results of the analysis provide an opportunity to expand the understanding of the inclusive approach in the study of the synesthetic structure of musical talent and to supplement information about the impact of inclusive education on the development of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ»

© Лосева, С.Н., 2023 УДК 78.01

DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-169-174

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СИНЕСТЕТИЧНОСТИ СТРУКТУРЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

С.Н. Лосева1, 2, 3

1 Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, 630073, Российская Федерация

2 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, 630126, Российская Федерация

3 Детская хоровая школа № 19, Новосибирск, 630064, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются проблема исследования инклюзивного образования, ее значимость в определении роли изучения синестетичности в структуре музыкальной одаренности на примере творчества композитора Анатолия Иннокентьевича Теплякова. Для более подробного описания исследования раскрывается взаимодействие синестетичности структуры музыкальной одаренности (музыкальность, духовность, креативность, интеллект) и трех уровней музыкального текста (фонический, композиционный и интонационный), которые включают у композитора разного рода межчувственные ассоциации. Отмечается, что первый фонический уровень музыкального текста взаимосвязан с компонентом структуры музыкальной одаренности - креативностью, и на данном уровне отчетливо проявляются синестетические ассоциации. Второй, композиционный уровень музыкального текста коррелирует с интеллектуальными структурными компонентами музыкальной одаренности. Специфичность проявления синестетичности на этом уровне состоит в создании незрячим композитором аудиовизуального синтеза в киномузыке. Музыкальный материал, который использует А.И. Тепляков для документального фильма «Тайный советник», рассматривается как один из рядов политекстовой композиции. Третий, интонационный уровень музыкального текста обусловлен компонентами музыкальной одаренности музыкальностью и духовностью. На данном уровне прослеживается возможность архетипического способа восприятия музыкального произведения. Результаты анализа дают возможность расширить понимание инклюзивного подхода в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности и дополнить сведения о влиянии инклюзивного образования на развитие данного феномена. Ключевые слова: синестетичность, музыкальная одаренность, слухо-зрительная синестезия, межчувственные ассоциации

Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лосева С.Н. Инклюзивный подход в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 169-174. DOI: 10.24412/2308-10312023-4-169-174.

INCLUSIVE APPROACH IN THE STUDY OF SYNESTHETICS STRUCTURES OF MUSICAL TALENT

S.N. Loseva1, 2 3

1 Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, 630073, Russian Federation

2 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, 630126, Russian Federation

3 Children's Choral School No. 19, Novosibirsk, 630064, Russian Federation

Abstract. The article deals with the problem of studying inclusive education, its significance in determining the role of studying synesthetics in the structure of musical talent on the example of the work of the composer Anatoly Innokentyevich Teplyakov. For a more detailed description of the study, the interaction of the synesthetic structure of musical talent (musicality, spirituality, creativity, intellect) and three levels of the musical text

(phonic, compositional and intonational) are considered, which include various kinds of intersensual associations in the composer. It is noted that the first phonic level of a musical text is interconnected with the component of the structure of musical talent - creativity, and synesthetic associations are clearly manifested at this level. The second, compositional level of the musical text is interconnected with the intellectual structural component of musical talent. The specificity of the manifestation of synestheticity at this level is manifested in the creation of an audiovisual synthesis in film music by a blind composer. The musical material used by A.I. Teplyakov for the documentary film "The Privy Councilor" is considered as one of the series of polytext composition. The third, intonational level of a musical text is associated with the components of musical giftedness - musicality and spirituality. At this level, the possibility of an archetypal way of perceiving a musical work is traced. The results of the analysis provide an opportunity to expand the understanding of the inclusive approach in the study of the synesthetic structure of musical talent and to supplement information about the impact of inclusive education on the development of this phenomenon.

Keywords: synesthetics, musical talent, auditory-visual synesthesia, intersensory associations Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.

For citation: Loseva, S.N. (2023), "Inclusive approach in the study of synesthetics structures of musical talent", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 4, pp. 169-174. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-169-174.

В последнее десятилетие пристальное внимание общественности приковано к проблемам исследования инклюзивного образования, процесса активного взаимодействия людей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающимися сверстниками. В исследовании рассмотрим вопрос инклюзивного подхода в исследовании синестетичности структуры музыкальной одаренности на примере творчества композитора Анатолия Иннокентьевича Теплякова.

Как указывалось ранее (Лосева С., 2018 а, б; 2020; Позднякова Т., 2020), Анатолий Иннокентьевич учился в Иркутской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, в музыкальном спецучилище для незрячих и слабовидящих музыкантов в Курске, высшее образование получил в Новосибирской государственной консерватории.

На наш взгляд, инклюзивное образование, которое приобрел Тепляков в Новосибирской государственной консерватории, способствовало усилению эффективности мощнейшего роста особых свойств синестезии при нарушении координации отдельных ощущений в сенсорной системе композитора. Творчество А.И. Теплякова может служить показательным материалом для рассмотрения указанного феномена, так как

чувство сопричастности в социализации среди сверстников-музыкантов позволило Анатолию Иннокентьевичу быстро адаптироваться и создать благоприятные условия для развития музыкальной одаренности. Такое развитие не осталось не замеченным, так как музыкальные сочинения композитора, насыщенные ярким содержанием, вызывают визуально-живописные и двигательно-пластические образы, отражают самобытный талант композитора, его уникальное «видение» музыкального материала и специфическую особенность проникновения сине-стетичности в структуру музыкальной одаренности.

Для более подробного описания исследования по вышеуказанной проблематике, необходимо рассмотреть вопросы взаимодействия синестетичности с выявленными структурными компонентами музыкальной одаренности (музыкальность, креативность, духовность, интеллект) и тремя уровнями музыкального текста (интонационный, композиционный, фонический), включающие разнообразные межчувственные ассоциации у композитора.

На первом фоническом уровне музыкального текста нами выявлена взаимосвязь с одним из компонентов структуры музыкальной одаренности - креативно-

стью. Межчувственные ассоциации проявляются очень ярко именно здесь - на фоническом уровне. Поэтому при обращении к восприятию музыкальных сочинений композитора на данном уровне целесообразно применять два этапа, принятых в синестетической трактовке музыкальных текстов.

Отличительной особенностью первого этапа интерпретации музыкальных текстов является наличие визуального образа произведений композитора, позволяющее изобразительно осознать смысл творений А.И. Теплякова. Например, в сочинении А.И. Теплякова «Триптих для органа» у слушателя формируется представление, связанное с фантастическим, нереальным миром, запечатленное в быстрых динамических пассажах, срывающихся на внезапных паузах. Такой первостепенный эффект создает «непосредственные признаки музыкального переживания-представления, которые могут быть отражены в красочно-графическом ракурсе» (Лосева С., 2018а, с. 132).

Трактовка музыкального содержания второго этапа фонического уровня музыкальных текстов связана с вербализацией синестетичности. Точное описание синестетических характеристик творчества композитора можно представить на основании «иномодальных признаков синестетического происхождения» (Ко-ляденко Н., 2005, с. 141), включающих аудиальные, визуальные, кинестетические нюансы и координаты звукопро-странственной среды.

Взаимосвязь интеллектуальной составляющей музыкальной одаренности и второго композиционного уровня музыкального текста проанализируем в следующей части статьи. Исследуя творчество А.И. Теплякова, можно отметить, что логика музыкальных построений в структуре композиционного уровня определяется целостностью мысленных

образов, которые слушатели проживают в процессе осознания композиционных построений автора. Являясь ярким представителем современного авангарда, А.И. Тепляков наиболее часто использует в своих произведениях открытую форму, неоднонаправленность, нелинейность, многомерность звучания, а вербальные композиторские ремарки способствуют регуляции межчувственных связей.

Определяя особенности исследования синестетичности структуры музыкальной одаренности, еще раз подчеркнем значимость инклюзивного образования А.И. Теплякова для развития его таланта. Специфичность проявления синестетич-ности в структуре музыкальной одаренности на втором композиционном уровне музыкального текста обусловлена особой сферой творчества композитора, предполагающей аудиовизуальное исполнение. «Аудиовизуальной синтез» в киномузыке А.И. Теплякова выступает как «уникальный феномен музыкальной одаренности композитора: человек с ограниченными возможностями, будучи незрячим, создает музыкальное сопровождение к визуальному ряду документального фильма» (Лосева С., 2020, с. 212).

Для подробного пояснения данного феномена необходимо обратиться к термину «политексты»1, так как политекст включает «коммуникативные элементы из иной художественной реальности - вербальный ряд, живопись, пластика, хореография, сценография и т.п.» (Мельникова А., 2011, с. 115). И в связи с обозначенной проблематикой отметим, что музыкальный материал, который использует А.И. Тепляков для документального фильма «Тайный советник»2, характеризуется одним из рядов политекстовой композиции.

Проявление синестетичности зависит от согласованности функционирования трех направлений - вербального, визу-

ального и музыкального, когда музыкальный ряд является основополагающим для других компонентов фильма. Примером политекстовой композиции в документальном фильме «Тайный советник» выступает тема-рефрен «Вальс для Марички», пронизывающий тематическим материалом содержательное воплощение фильма. Музыкальный ряд представляет скачкообразные движения мелодической линии с плавным секундовым заполнением светлыми тонами, округлыми и четкими линиями. Тема «музыкальной шкатулки» ненавязчиво проходит на «заднем плане» и создает ощущение светлого фона к визуальному сценическому оформлению и голосу диктора, рассказывающего о стеклянном графине Ивана Хаминова, на дне которого был встроен музыкальный ящик (Лосева С., 2020).

Третий, интонационный уровень музыкального текста связан с такими компонентами музыкальной одаренности, как музыкальность и духовность. Композиторское творчество А.И. Теплякова на данном уровне возможно проанализировать, обращаясь к описанию архети-пического способа восприятия. Исследуя содержание музыкальных произведений автора, можно установить характер музыкального звучания, отсылающий к повелительным, просительным, игровым или медитативным типам коммуникативных архетипов. Специфика архетипов отражена в работе Д.К. Кирнарской (2004; 2006), посвященной исследованию структурных компонентов в музыкальности (аналитического и интонационного слуха), связывающей «музыку с огромным миром жизни и культуры» (2004, с. 71).

В описании архетипического способа восприятия творчества А.И. Теплякова иномодальные ассоциации возникают в процессе синестетической интерпретации музыкального текста. Так, в Вальсе для симфонического оркестра, создан-

ном А.И. Тепляковым, можно услышать коммуникативные архетипы (игровые и медитативные, повелительные и просительные). Комплекс коммуникационных архетипов основан на интонационном развитии в вальсе в виде мотивно-инто-национных преобразований. В создании контрастных образов вальса участвуют архетипы, которые, поочередно сменяя друг друга, образуют единую линию сквозного интонационного развития: повелительные интонации переходят в просительные, а повествовательные рассуждения медитативных архетипов приводят к резкой контрастной смене на игровые. Одновременно архетипы, лежащие в основе мелодических интонаций, фиксированных метроритмически, оснащенных динамическими оттенками, активной артикуляцией, тембровыми характеристиками инструментов симфонического оркестра, становятся проводниками межчувственной энергии в интонационном процессе произведения А.И. Теплякова.

Таким образом, опираясь на вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование явилось мощным толчком в эффективности развития музыкальной одаренности композитора Анатолия Иннокентьевича Теплякова. Синестетичность структуры музыкальной одаренности проявляется в его творчестве на основе взаимосвязи трех уровней музыкального текста. Наиболее ощутимо присутствуя на фоническом уровне, она, являясь интегрирующим фактором, проникает на другие уровни текста и во все компоненты музыкальной одаренности (креативность, музыкальность, духовность, интеллект).

Определяя же особенности творческой личности А.И. Теплякова, необходимо отметить, что в процессе его композиторской деятельности значимое место принадлежит сформированным в процессе интенсивной деятельности компен-

саторным синестезиям ассоциативного происхождения и синестетической эмпа-тии, восполняющим отсутствие у композитора зрения. На проанализированном материале мы стремились показать, что

«синестетичность стала неотъемлемым свойством, присущим музыкальной одаренности композитора и создающим целостность и полноту созданных им музыкальных образов» (Лосева С., 2020, с. 217).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Синтетические художественные тексты в теории интертекстуальности.

2 Премьера документального фильма «Тайный советник» о градоначальнике Иркутска Иване Ха-минове состоялась 16 сентября 2017 г. на канале «Россия 1». Музыку к документальному фильму

об одном из самых влиятельных иркутских купцов XIX в. Иване Степановиче Хаминове (знаменитом как своим предпринимательским талантом, так и щедростью: он потратил на благотворительность, пожалуй, половину своего огромного состояния) предложили написать А. Теплякову.

ЛИТЕРАТУРА

Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М.: Таланты XXI века, 2004. 496 с.

Кирнарская Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. 373 с.

Коляденко Н.П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск, 2005. 392 с.

Лосева С.Н. Инструментальное творчество иркутского композитора А. Теплякова: синестети-ческий аспект исследования // Манускрипт. 2018а. № 8. С. 130-133.

Лосева С.Н. Синестетичность в творчестве иркутского композитора А. Теплякова // Вестник музыкальной науки. 2018б. № 3. С. 146-151.

Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в композиторском творчестве: моногр. Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2020. 245 с.

Мельникова А.Н. Синестетическая интерпретация творчества Эдисона Денисова (на примере инструментальных произведений): дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 2011. 282 с.

Позднякова Т.И., Лосева С.Н. Синестетичность в вокально-хоровом творчестве А.И. Тепляко-ва // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 3. С. 140-146.

REFERENCES

Kirnarskaya, D.K. (2004), Muzykalnye sposobnosti [Musical ability], Talanty XXI veka, Moscow, 496 p. (in Russ.).

Kirnarskaya, D.K. (2006), Teoreticheskie osnovy i metody otsenki muzykal'noi odaryonnosti [Theoretical foundations and methods for assessing musical talent], D. Sc. Thesis, Moscow, 373 p. (in Russ.).

Kolyadenko, N.P. (2005), Sinestetichnost' muzykalno-khudozhestvennogo soznaniya (na materiale iskusstva XX veka) [Synesthetic music and artistic consciousness (based on art of the twentieth century)], Novosibirsk, 392 p. (in Russ.).

Loseva, S.N. (2018a), "Instrumental work of the Irkutsk composer A. Teplyakov: the synesthetic aspect of research]", Manuskript, no. 8, pp. 130-133. (in Russ.).

Loseva, S.N. (2018b), "Synaestheticity in the works of the Irkutsk composer A. Teplyakov", Journal of Musical Science, no. 3, pp. 146-151. (in Russ.).

Loseva, S.N. (2020), Sinestetichnost' v structure muzykal'noi odaryonnosti i ee proyavlenie v kompozitorskom tvorchestve [Synestheticity in the structure of musical talent and its manifestation in composer creativity], Irkutskii gosudarstvennyi universitet, Irkutsk, 245 p. (in Russ.).

Melnikova, A.N. (2011), Sinesteticheskaya interpretatsiya tvorchestva Edisona Denisova (na primere instrumental'nyh proizvedenii) [Synaesthetic interpretation of Edison Denisov's Works (using instrumental works as an example)], Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk, 282 p. (in Russ.).

Pozdnyakova, T.I., Loseva, S.N. (2020), "Synaestheticity in the vocal and choral work of A.I. Teplyakova", Journal of Musical Science, Vol. 8, no. 3, pp. 140-146. (in Russ.).

Сведения об авторе

Лосева Светлана Николаевна, доктор искусствоведения, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, профессор кафедры психологии и педагогики Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, профессор кафедры социальной антропологии, психологии и коммуникаций научно-обрразжо-вательного центра «Антропология личностного и профессионального образования» Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, преподаватель Новосибирской детской хоровой школы № 19 E-mail: loseva@bk.ru

Author Information

Svetlana N. Loseva, D. Sc. (Art Criticism), Cand. Sc. (Psychology), Docent, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy at the Novosibirsk State Technical University, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy Institute of Natural and Socio-Economic Sciences at the Novosibirsk State Pedagogical University, Professor of the Department of Social Anthropology, Psychology and Communications of the Research Center "Anthropology of Personal and Professional Education" at the Siberian Institute of Management - branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, teacher at the Novosibirsk Children's Choir School no. 19 E-mail: loseva@bk.ru

Поступила в редакцию 15.06.2023 После доработки 23.11.2023 Принята к публикации 27.11.2023

Received 15.06.2023 Revised 23.11.2023 Accepted for publication 27.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.