УДК 026+376
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ИГРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА СПЕЦИАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
Ганжала Галина Петровна
психолог филиала ГАУК ТОНБ «Специальная библиотека для слепых»,
г. Тюмень
E-mail: [email protected]
Малярчук Наталья Николаевна
доктор педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,
г. Тюмень
E-mail: [email protected]
Криницына Галина Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной физиологии,
специального и инклюзивного образования, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,
г. Тюмень
E-mail: [email protected]
INCLUSIVE GAMES AS AN ELEMENT OF THE UNIVERSAL DESIGN
FOR A SPECIAL LIBRARY
Ganzhala Galina Petrovna
psychologist of the «Special Library for the Blind»,
Tyumen
E-mail: [email protected]
Malyarchuk Natalyja Nikolaevna
Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Age Physiology, Special
and Inclusive Education, Tyumen State University, Tyumen
E-mail: [email protected]
Krinitzyna Galina Mihailovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Age
Physiology, Special and Inclusive Education,
Tyumen State University, Tyumen
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражены миссия и задачи специальной библиотеки, раскрыты основные особенности универсального дизайна с точки зрения учета возможностей разных категорий посетителей библиотеки к восприятию информации. Описаны характеристики инклюзивной игры как элемента универсального дизайна. Инклюзивные игры рассмотрены как фактор, стимулирующий читательскую активность лиц с глубокими нарушениями зрения. Описан алгоритм по созданию игровых инклюзивных пособий для лиц с нарушением зрения.
Abstract. The article reflects the mission and tasks of a special library. Author reveals the main features of universal design in terms of taking into account the possibilities of different categories of library visitors to perceive information. The characteristics of an inclusive game as an element of universal design are described. Inclusive games are considered as a factor stimulating the reading activity of people with severe visual impairments. An algorithm for creating gaming inclusive manuals for persons with visual impairments is described.
Ключевые слова, специальная библиотека, универсальный дизайн, инклюзивная игра, нарушение зрения, система Брайля.
Keywords: special library, universal design, inclusive game, visual impairment, Braille system.
Одним из направлений Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года является расширение свободного и равного доступа граждан к информации [7, с. 1].
Библиотеки входят в число ключевых учреждений, которые обеспечивают возможность обращения граждан к качественной и разнообразной информации, приобщения лиц разных групп к регулярному чтению книг.
Сделаем акцент на том, что специальная библиотека в России сегодня не только центр информационный, создающий уникальные ресурсы, но и социокультурный. Здесь посетитель и знакомится с культурным наследием, и реализует свой потенциал, получая возможность личностного развития.
Среди задач специальной библиотеки - информационное обеспечение производственной, образовательной и досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями на основе современных информационных технологий и средств адаптации. Привлекая внимание общества к проблемам инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), библиотека формирует заинтересованное к ним отношение, способствует принятию важных решений на государственном уровне.
Специальная библиотека хранит в своих фондах литературу разнообразную по своему содержанию и форматам, от художественной, периодической до профессиональной литературы по проблемам слепоты и слабовидения, дефектологии, реабилитологии, инвалидности [8, с. 62]; от плоскопечатной литературы (в т. ч. укрупненным шрифтом) до изданий специальных форматов («говорящих книг», изданий рельефно -точечным
шрифтом, рельефно-графических пособий и тактильных рукодельных книг).
Следует отметить важную роль специальных библиотек (обеспечивающих библиотечное обслуживание инвалидов и лиц с проблемами чтения плоскопечатных текстов как активных участников формирования и реализации социальной политики), как гаранта прав лиц с ОВЗ на беспрепятственный доступ к информации и знаниям [5, с. 15].
Современная библиотечная среда стремится соответствовать запросам времени, максимально учитывая потребности читателей. Так в течение последнего десятилетия специальные технологии начинают обогащаться средствами и методами, связанными с инклюзивной средой, с равным доступом к различным услугам библиотеки, с созданием «универсального дизайна» разных событийных мероприятий.
Согласно формулировке Лори Рингерт, универсальным дизайном, или «дизайном для всех», следует считать «дизайн среды, средств коммуникации, продуктов и услуг, способствующий их применяемости всеми людьми, вне зависимости от возраста, размера тела или способностей последних» [6, с. 4].
Технология создания универсального дизайна в специальной библиотеке учитывает возможности различных категорий посетителей. Универсальный дизайн предметов, обстановки, программ и услуг призван сделать их пригодными к пользованию для всех людей в максимально возможной степени без необходимости адаптации или специального дизайна. Так мероприятия и занятия, организованные с учетом принципов универсального дизайна, позволяют участникам использовать весь спектр ресурсов восприятия [2, с. 135].
Применительно к пространству специальной библиотеки и мероприятий, проводимых для разных, зачастую смешанных групп пользователей, стоит задуматься о создании специальных стимульных материалов универсального дизайна. Они должны быть интересны пользователям разного возраста, доступны к применению для максимального числа посетителей и созвучны с основной миссией библиотеки - продвижение чтения, привлечение разных
категорий читателей к книгам.
Данные стимульные материалы необходимы для организации инклюзивной игры. Это такая игра, реквизит, правила и содержание которой одинаково доступны для людей вне зависимости от возраста, особенностей сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой или интеллектуальной сферы. В ходе подобной игры участникам не нужно специально адаптировать элементы игрового реквизита, а все участники приступают к игре в примерно одинаковых условиях.
Отличительной особенностью инклюзивной игры в специальной библиотеке является переключение акцента с познавательного аспекта (который при знакомстве с тактильной книгой стоит на первом месте) на игровую деятельность. Для того чтобы инклюзивное игровое пособие выполняло свою игровую функцию, оно должно быть хорошо сбалансированным: правила игры довольно просты и понятны участникам любого возраста, игра повторяема вновь, игровой реквизит привлекает внимание и обладает разнообразными свойствами, которые помогают человеку с ограничением сенсорной сферы полноценно включиться в игровое взаимодействие.
Особо отметим, что инклюзивные игры в специальной библиотеке - это важный этап подготовки к освоению Брайля. Повышение интереса к чтению для незрячего тесно связано с его способностью бегло справляться с потоком тактильной информации, и той нагрузкой, которую дает система Брайля. Освоение системы Брайля осложняется не только зрительной патологией, вторичными нарушениями развития, но еще и спецификой самого процесса письма и чтения брайлевского шрифта. Это связано в первую очередь с тем, что специфика обучения незрячих детей письму предполагает сформированность у них ряда моторных навыков и достаточного развития высших психических функций, способности к аналитико-синтетической деятельности, произвольных форм внимания и способности к узнаванию формы, величины, пространственной соотнесенности предметов [4, с. 92].
При недостаточном уровне сформированности пространственных представлений и низком уровнем ориентировки в микропространстве стола, листа или магнитной доски, незрячий допускает большое количество ошибок в попытке распознать буквы рельефно-точечного шрифта. Во многих случаях недостаточно развиты еще и осязательные навыки, нет опыта тонкой дифференцировки выпуклых точек при обследовании листа пальцами.
В связи с этим расширение опыта обследования и различения разнофактурных поверхностей перед или в процессе освоения шрифта Брайля просто необходимо. Сделать это можно через настольные игры. Стол задает пространство игры, которое в большей степени ограниченно по сравнению с пространством игр подвижных. На игровой площадке, организованной при помощи стола, есть определенный «центр», на котором сосредотачивается внимание игроков. Все события происходят именно на столе или в непосредственной близости от него. Встречаются дети, для которых распределение внимания даже на небольшой площади является сложной задачей, но и для них сосредоточиться на том, что происходит прямо перед ними, несравненно легче, чем заметить движение всех в большом пространстве [1, с. 171].
Наличие игрового «центра» определяет и поведение игроков: настраивает их на внимание к действиям других участников игры, формирует навыки самоконтроля в момент ожидания своего хода. Чтобы ориентироваться на игровом поле, незрячему необходимо задействовать свое внимание и память. Зрячий воспринимает положение карт или игрового реквизита в процессе игры как само собой разумеющиеся данные, и может в любой момент удостовериться в правильности своего восприятия, только бросив взгляд на игровое поле.
Человек с глубокими нарушениями зрения должен удерживать огромное количество информации в памяти (положение игрового реквизита, последовательность ходов и т. д.) и усилием воли управлять своим вниманием, при этом еще продумывать по возможности свою стратегию игры. В процессе
игры незрячий приобретает различный опыт: знакомится с новым видом активности, преодолевает трудности тактильного обследования, учится ориентировке на плоскости, расширяет репертуар взаимодействия с предметным миром, формирует эталонные представления.
Специалисты филиала ГАУК ТОНБ «Специальная библиотека для слепых» (г. Тюмень) занимаются разработкой инклюзивных игр и дидактических пособий с 2021 года.
На что же обращается внимание при разработке инклюзивной игры, в соответствии с принципам универсального дизайна?
Участники инклюзивных игр ориентированы на тактильное взаимодействие с игровыми предметами. Многие элементы игрового реквизита разрабатываются с точки зрения тактильного доступа и помогают сделать настольную игру для незрячего максимально приближенной к игре зрячего человека. При их изготовлении учитываются требования к осязательному восприятию рельефно-графических изображений, доступности размера, полной передачи цвета и разнообразия фактур. При разработке инклюзивных игр в соответствии с принципами универсального дизайна помимо яркого разнообразного цветового решения добавляется еще и разнофактурность игрового реквизита, которая помогает идентифицировать те или иные игровые элементы.
Изготовление инклюзивной игры - это трудоемкий процесс, создать инклюзивную игру не «кустарным» способом, а при помощи технологических решений пока не представляется возможным. Это связано с тем, что большая часть деталей изготавливается вручную: разрабатываются лекала, выкраиваются, шьются, склеиваются детали, подбираются специальные материалы, разрабатываются инструкции и игровой реквизит, на котором зачастую присутствует и рельефно-графическое изображение и Брайлевский текст.
В процессе создания инклюзивных игр используются следующие методы игрового моделирования: 1) метод оптимального соотношения формы и
содержания; 2) метод повышения уровня сложности [3, с. 8].
Форма игры - это своего рода «оболочка» игры, представляющая в описательном виде некую формулу, в которой в определённом соотношении (последовательность, взаимосвязь, возможный и необходимый объём игрового материала и т. п.) выстроены основные и дополнительные составляющие игры. Говоря об играх, которые были бы доступны для незрячих пользователей, необходимо исходить из основных принципов получения информации при помощи осязания. То есть большое внимание уделяется форме, размеру и фактуре игровых элементов, которые должны быть удобными и нести определенную смысловую информацию для незрячего. При глубоких нарушениях зрения и слепоте другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета и те же его качества, что и зрение. Так, осязание помогает определить форму, величину, иные свойства предмета и сформировать его достаточно четкий образ.
Содержание игры - это то, чем наполнена игра, её внутренние составляющие. Содержание может быть наполнено различной тематикой, но чаще всего несет образовательный и развивающий потенциал и помогает человеку с сенсорными нарушениями расширять знания о мире и формировать эталонные представления об объектах окружающей среды.
При разработке инклюзивных игр используется метод повышения уровня сложности: на каждом очередном уровне сложность игры повышается. Повышение уровня сложности держит игроков «в тонусе» - им приходится всё больше и больше повышать «градус напряжения» для того, чтобы решать игровую задачу, заявленную на очередном уровне.
Хорошая игра увлекает - в ней игрока захватывает желание дойти до следующего уровня, преодолевая всё более трудные испытания. В хорошей игре всегда есть разумное соотношение между интересной задачей и сложностью её решения. Отработав какой-либо игровой навык на определённом уровне сложности, игрок должен перейти на следующий уровень, где ему снова придётся сначала хорошенько постараться, напрягая свои возможности, чтобы
решить очередную задачу. На новом уровне его ждут множественные -количественные и качественные - изменения различных элементов игры [3, с. 73].
На базе «Специальной библиотеки для слепых» разработан следующий алгоритм разработки инклюзивной игры:
1. Подбор настольной игры среди игр, выпущенных в массовое производство. Анализ игры с точки зрения доступности для лиц с нарушениями зрения или трудностями восприятия цветных изображений и плоскопечатного текста.
2. Определение развивающего потенциала игры, цели игрового взаимодействия и основных игровых задач. Работа с инструкцией к игре, анализ доступности и ясности формулировок. Оценка игры на возможность ее применения педагогом или родителем с нарушением зрения. Определение возрастного ограничения игры.
3. Формирование представлений о необходимых изменениях игрового реквизита: укрупненное, высококонтрастное изображение, нанесение необходимых меток для определения нижнего края карточки, нанесение брайлевского шрифта на карточки, изготовление изображений на рельефообразующей бумаге, определение оптимального размера игровых элементов и т. д.
4. Подбор расходных материалов для создания игрового поля и игровых элементов.
5. Создание макета элементов (предварительный набросок, эскиз из бумаги с соблюдением размеров, компьютерная графика в программах Paint, Microsoft Word).
6. Создание пробного варианта игры (изготовление отдельных элементов в зависимости от выбранных материалов и игровых задач).
7. Апробация игры в мини-группе детей с глубокими нарушениями зрения. Анализ игрового взаимодействия на предмет увлеченности игрой, простоты и доступности правил, наличия у участников желания повторить игру
и т. д. Формирование представлений о необходимости тифлокомментария в момент игрового взаимодействия. Уточнение и внесение изменений в инструкцию при необходимости. Сбор предложений от участников игры по улучшению элементов игры с точки зрения доступности.
8. Апробация игры в мини-группе детей с сохранным зрением, в мини-группе детей с иными особенностями развития. Уточнение инструкции для лиц с сохранным зрением, либо при варианте участия в игре участников с разной возможностью визуального контроля.
9. Итоговое оформление игры с внесением всех необходимых изменений и дополнений. Разработка и печать инструкций в укрупненном варианте и шрифтом Брайля. Изготовление коробки для игрового пособия.
В процессе проведения регионального конкурса «Добрых рук мастерство», организаторами которого являются специалисты филиала ГАУК ТОНБ «Специальная библиотека для слепых», помимо традиционных тактильных рукодельных книг в 2021 году была введена номинация «Тактильные рукодельные дидактические издания».
В процессе подготовки к конкурсу инициативной группой родителей под руководством сотрудников учреждения были созданы 10 тактильных рукодельных пособий, позже их число было увеличено до 25 видов.
Пособия создавались с учетом методических рекомендаций по изготовлению тактильных рукодельных изданий, разработанных ведущими специальными библиотеками, а также в соответствии с принципами универсального дизайна. Именно эти пособия и стали первыми инклюзивными играми, апробированными на разновозрастной аудитории с различными сенсорными нарушениями и участниками без патологий развития.
Заключение.
Специальные библиотеки для слепых имеют разнообразную читательскую аудиторию, которая включает в себя не только незрячих и слабовидящих, но и инвалидов других категорий, включая детей с различными видами нарушений здоровья и их родителей, пожилых граждан, лиц, с
проблемами восприятия плоскопечатного текста, а также специалистов, занимающихся проблемами инвалидов и лиц с ОВЗ с учетом особенностей их реабилитации, абилитации, развития, обучения и сопровождения.
Важно разрабатывать универсальный дизайн специальных библиотек, цель которого - создание равных возможностей для участия всех людей в социокультурной жизни общества. Разработка мероприятий и услуг в соответствии с принципами универсального дизайна позволяет сместить акцент с представлений об ограниченности или неполноценности человека к представлениям о несовершенстве окружающей среды и наличии в ней разнообразных препятствий и барьеров.
Универсальный дизайн специальной библиотеки включает использование инклюзивных игр, ориентированных, в том числе, на тактильный анализатор, что позволяет создать условия для формирования готовности человека с глубокими нарушениями зрения к письму и чтению по шрифту Брайля.
Инклюзивные игры в специальной библиотеке дополняют традиционную работу с читателями новыми методами. Игры расширяют способы воздействия на познавательную и эмоционально-волевую сферы посетителей библиотеки, стимулируя рост читательского интереса.
Использование инклюзивных игровых пособий как элемента универсальной среды позволяет проводить мероприятия как для детей и взрослых без сенсорных нарушений, так и для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Именно универсальный дизайн позволяет расширить возможности привычного пространства и с большей эффективностью привлекать к взаимодействию разные категории пользователей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горина Е.Ю., Константинова И.С., Мальцева Н.А. Настольные игры в нейропсихологической практике / Особый ребенок. Исследование и опыт помощи. Вып. 9: науч.-практ. сб. - М.: Теревинф, 2017. - С. 170-194.
2. Донина И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. -№ 166. - С. 133-143.
3. Кудашов Г.Н. Игровое конструирование 2. - Тюмень: ООО «Печатник», 2018. - 102 с.
4. Куканова Е.В. Формирование у незрячих детей пространственных представлений и навыков ориентировки в микропространстве как пропедевтика обучению письму // Коррекционная педагогика. - 2016. - № 3. - С. 92-96.
5. Перспективы развития специализированных подразделений по обслуживанию инвалидов в структуре областных и других библиотек / сост. Е.В. Захарова. - М.: Российская государственная библиотека для слепых, 2022. - 44 с.
6. Рингерт Лори. Введение в универсальный дизайн: Канадско-российская программа по инвалидности. 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1457375-pall.html.
7. Российская Федерация. Распоряжения. Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение № 608-р: принят Правительством Российской Федерации 13 марта 2021 года [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950.
8. Стаугис И.А. Специальные библиотеки для слепых как центры информации, образования, реабилитации и досуга для инвалидов: основные функции, социальные ориентиры // НТБ. - 2001. - № 3. - С. 61-64.