А. А. Богданова
инклюзивнoE обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальной образовательной программе
Дети с ограниченными возможностями здоровья — очень неоднородная по своему составу группа школьников. Диапазон различий в развитии и возможностях обучения этих детей чрезвычайно велик. Часть из них нуждается в специальных и адаптированных к их возможностям программах обучения, особым образом организованном учебном процессе; другие способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.
Традиционная система дифференцированного коррекционного образования, существующая сегодня в России, создает максимально благоприятные условия для развития личности учащихся, получения ими допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом индивидуальных возможностей.
В настоящее время система образования детей с ОВЗ находится на пороге изменений. Отношение к детям заметно изменилось: мало кто возражает, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения, основой вопрос в том, как это сделать, чтобы ребенок получил не только богатый социальный опыт, но и были бы в полной мере реализованы его образовательные потребности, чтобы участие ребенка не снизило общий уровень образования других детей.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская Школа 2020» одним из направлений развития системы образования является направление «Равные и разные», основополагающим принципом которого является обеспечение равных прав на образование и включение детей в социокультурную среду.
Таким образом, одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с проблемами в развитии становится организация их обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях совместно с другими детьми.
Для школьников с ограниченными возможностями развития, способных освоить общеобразовательную программу, может быть предложено обучение в одном классе с нормально развивающимися сверстниками — инклюзивное обучение.
Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. Отдельные регионы (Москва, Самара, Архангельск) значительно продвинулись в решении этого вопроса, в других регионах эта практика только начинает складываться.
Одним из вариантов инклюзивного образования является организация обучения школьников с ОВЗ по индивидуальной образовательной программе (ИОП).
Несомненным достоинством использования ИОП в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение вариативности образования, выбора собственного образовательного маршрута в соответствии с профессиональными намерениями, интересами, индивидуальными особенностями развития каждого ребенка.
Индивидуальная образовательная программа дает возможность:
• учащемуся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
• педагогу отобрать содержание образования, формы и способы образовательной деятельности, построить график образовательного процесса в соответствии с потребностями и профессиональными запросами ребенка;
Universum: Вестник Герценовского университета. 3/2012
• осуществить профессиональное самоопределение учащегося и выбор им дальнейшего жизненного пути, расширить возможности социализации;
• реализовать коррекционную медико-психолого-педагогическую помощь учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития;
Специфика ИОП учащегося с ОВЗ раскрывается, во-первых, в ее содержательной части, в которой помимо традиционных образовательного и воспитательного компонентов, должен быть отражен коррекционный компонент (излагаются направления коррекци-онной работы с учащимся, ее приемы, методы и формы, предусматриваются задачи, реализуемые дефектологом, логопедом, психологом, учителем).
Содержание учебных программ должно обеспечивать возможность корректировки этих программ учителем в зависимости от психофизических особенностей учащегося и хода образовательного процесса. Корректировка может затрагивать основные компоненты содержания программы, касаться темпа и последовательности изучения учебного содержания.
Во-вторых, важнейшим показателем индивидуализации обучения учащегося с ОВЗ является учебный план (ИУП). ИУП предполагает наличие изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса.
Структура ИУП традиционно представляет собой единство инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (федеральный компонент) содержит перечень учебных предметов, обязательных для изучения и направленных на общеобразовательную подготовку учащегося.
Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) создает условия для углубленного изучения предметов, обозначенных в образовательных областях, для изучения дополнительных предметов, что обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с ОВЗ с учетом их состояния здоровья, личных интересов и склонностей, интересов субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования. Например, организуя обучение школьников с нарушением речи, можно рекомендовать увеличение количества часов русского языка по сравнению с базовой программой, что объясняется необходимостью организации работы по коррекции нарушений звукопроиз-носительной стороны речи, общего недоразвития речи разной степени выраженности.
Учитывая трудности при изучении художественных произведений большого объема слабовидящими учащимися, а также гуманитарную направленность при выборе высшего учебного заведения большинством выпускников, рекомендуется увеличение количества часов на изучение литературы (на 1 час) и русского языка (на 1 час) за счет вариативной части.
Важным условием реализации ИОП является осуществление комплексного сопровождения учебного процесса. Ответственным за эту деятельность является тьютор — человек, который проводит работу, не схожую с рабой воспитателя, психолога, социального педагога и т. д., но совмещающий функции их всех.
Среди основных функций тьютора можно отметить, во-первых, помощь учащемуся в преодолении учебных трудностей, проблем с выбором образовательного маршрута, проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями.
Во-вторых, тьютор участвует в разработке, реализации и коррекции ИОП и индивидуального учебного плана совместно с учащимся, его родителями и педагогами.
В-третьих, тьютор участвует в реализации психолого-медико-педагогического сопровождения учащегося с целью коррекции недостатков его психофизического развития.
Наконец, тьютор осуществляет консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ОВЗ, информирует педагогов об особенностях психофизического
состояния и перспективах развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает профориентационную и профконсультационную помощь учащемуся.
Тьютор, сопровождающий обучение учащегося с ОВЗ, должен знать основы коррек-ционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое преставление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса данной категории детей.
Однако при всей кажущейся эффективности и привлекательности инклюзивного обучения детей с ОВР по индивидуальной образовательной программе есть множество препятствий для реализации этой модели.
Во-первых, недостаточные организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИОП. Прежде всего, отсутствие достаточной нормативной базы как на федеральном, региональном, так и на школьном уровнях. В частности, должны быть внесены изменения в устав образовательного учреждения (необходимо указать, что в образовательном учреждении предусматривается разработка и реализация индивидуальных учебных планов, должны быть прописаны особенности, порядок оценивания, требования и формы проведения промежуточной и итоговой аттестации при обучении по ИУП; порядок разработки, утверждения и периодической корректировки ИУП учащихся; порядок учета образовательных результатов учащегося, полученных в иной форме обучения или на базе иного образовательного учреждения).
Во-вторых, отсутствие достаточного кадрового обеспечения — недостаточная профессиональная подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ, отсутствие ставки тьютора в образовательном учреждении, часто отсутствие дефектологов, логопедов. Педагоги общеобразовательной школы зачастую не готовы организационно и методически к осуществлению совместного обучения детей. В этой связи можно отметить практически полное отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей. Педагог оказывается обезоруженным, не имеющим в своем арсенале методических и дидактических разработок, технологий, адекватных задачам инклюзивного обучения.
В-третьих, недостаточные материально-технические и средовые условия, соответствующие особенностям детей с ОВЗ.
Подводя итог, следует отметить, что проблемы организации инклюзивного образования в современной школе в первую очередь связаны с тем, что общеобразовательная школа ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном общеобразовательной программой. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса, которые позволят сделать его максимально пластичным и адаптивным. Модернизация системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья не означает отказ от лучших достижений российской системы специального образования. Необходимо сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных учреждений. Более того, для части детей целесообразным является обучение именно в коррекционном учреждении. Такое учреждение на современном этапе может выполнять функции учебно-методического центра, оказывающего методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям с особыми потребностями и их родителям.