Научная статья на тему 'Инклюзивное обучение детей с ДЦП на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в реабилитационном центре'

Инклюзивное обучение детей с ДЦП на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в реабилитационном центре Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ДЕТИ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / ВЕРТИКАЛИЗАТОРЫ И АППАРАТ ГРОССА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мороз Анна Александровна

Целевой аудиторией статьи являются педагоги реабилитационных центров и общеобразовательных школ, работающие с детьми с ДЦП, статья также может быть интересна руководителям общеобразовательных учреждений, планирующим переоборудование учреждения для приема детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата. В статье раскрывается опыт инклюзивного обучения детей с ДЦП на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в реабилитационном центре с применением вертикализаторов и аппарата Гросса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мороз Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное обучение детей с ДЦП на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в реабилитационном центре»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ Мороз А.А.

Мороз Анна Александровна - инструктор по физической культуре и ЛФК, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

Аннотация: целевой аудиторией статьи являются педагоги реабилитационных центров и общеобразовательных школ, работающие с детьми с ДЦП, статья также может быть интересна руководителям общеобразовательных учреждений, планирующим переоборудование учреждения для приема детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата. В статье раскрывается опыт инклюзивного обучения детей с ДЦП на физкультурно-оздоровительных мероприятиях в реабилитационном центре с применением вертикализаторов и аппарата Гросса.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные мероприятия, дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата, вертикализаторы и аппарат Гросса, инклюзивное образование.

В последнее время проводится много исследований в области инклюзивного обучения детей с ОВЗ. В ГКУ СО МО «Зарайский СРЦН» инклюзия осуществляется с 2007 г. В центре совместно проходят реабилитацию дети с ОВЗ и практически здоровые дети, оставшиеся без попечения родителей. В июне 2015 года в спортивном зале центра были установлены вертикализаторы и Аппарат Гросса, обеспечивающие вертикальное положение тела больного с тяжелыми нарушениями функции опорно-двигательного аппарата.

Аппарат Гросса состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук. Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе, позволяя осуществлять вдоль него свободное перемещение. Если ребенок не держит голову, предусмотрен шлем, который эластичным жгутом крепится к трапеции. Ребенок, находящийся в страховочном поясе, может перемещаться вдоль троса. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении длительное время, стимулируя функции ослабленных мышц, формируя двигательные акты и баланс [1, 9].

Вертикализатор - это вспомогательное устройство, позволяющее детям инвалидам и пациентам в период реабилитации после травмы принимать вертикальное положение.

Тренажеры дали возможность привлекать к активному участию детей с ДЦП в общих физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Они позволили выполнять физические нагрузки, которые не всегда могут быть доступны ребенку. При этом тренажеры позволили корректировать технику выполнения упражнения, менять характер усилия, учитывать реакцию организма на выполняемую нагрузку, выполнять целостное движение, как самим ребенком, так и с помощью инструктора [1, 10].

В ГКУ СО МО «Зарайский СРЦН» проводятся следующие формы совместной деятельности детей: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, праздники, конкурсы и соревнования. Благодаря использованию вертикализаторов и Аппарата Гросса, дети с ДЦП являются полноценными участниками данных мероприятий. Занятия имеют яркую эмоциональную окраску: ходьба, прыжки, раскачивания, вращения, упражнения на фитболе, т. е. упражнения, позволяющие свободно перемещаться даже тем детям, которые не владеют двигательными навыками или имеют серьезные нарушения координации движения. Дозированное включение таких упражнений снижает общую скованность ребенка, страх перед различными препятствиями и пространством, развивает большую подвижность. На занятиях используются также упражнения, принятые в методике

спортивной тренировки, но редко применяемые в практике лечебной физической культуры при средней и тяжелой формах поражения двигательной системы, это: прыжки, бег, элементы подвижных и спортивных игр, упражнения с сопротивлением и использованием утяжелителей [1, 11]. Если графически изобразить физическую нагрузку для детей с ДЦП на таких мероприятиях, то она будет соответствовать физической нагрузке детей без заболевания опорно-двигательного аппарата.

В результате совместного участия детей с ДЦП и детей без заболевания опорно-двигательного аппарата в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ГКУ СО МО «Зарайский СРЦН», осуществляется социальная адаптация детей и приобщение их к окружающему миру, меняется их самосознание, формируется уверенность себе и своих силах, а также меняется общественное отношение к проблеме инвалидности.

Список литературы

1. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно -двигательного аппарата / под общей редакцией Н.А. Гросс. М.: Советский спорт, 2005. 235 с. С. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.