ответственности каждого преподавателя за качественную подготовку будущих сотрудников ГПС МЧС России в вузе, а также негативное отношение преподавателей к общему подбору средств обучения.
На основе проведенного исследования были намечены следующие пути улучшения качества обучения в вузах МЧС России:
- повышение уровня профессиональной компетентности преподавательского состава в вопросах качественного отбора средств обучения;
- совершенствование разных элементов планирования организации и проведения обучения в вузах МЧС России, с учетом особенностей пожаротушения на различных объектах;
- определение объективных критериев оценки качества обучения на основе дифференцированного подхода к отбору средств обучения.
ВЫВОД. Результаты исследования свидетельствуют, что в процессе своей профессиональной деятельности выпускники вузов МЧС России занимаются ликвидацией ландшафтных пожаров, газовых и нефтяных фонтанов, пожаров в гаражах, в больницах, детских учреждениях, школах и т.д. Вместе с тем, ликвидация пожаров в зданиях, на энергетических предприятиях и в помещениях с электроустановками, на предприятиях текстильной промышленности и в складах волокнистых материалов имеет свои особенности. Это требует дифференцированного подхода к отбору средств обучения. Учет выявленных факторов в процессе отбора средств обучения позволит в значительной степени улучшить качество подготовки сотрудников в вузах МЧС России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическая подготовка и прикладной спорт в системе МЧС России : учебник / под ред. О.М. Латышева ; С.-Петерб. ун-т Гос. противопожар. службы М-ва по чрезвычайным ситуациям. -СПб. : [б.и.], 2015. - 579 с.
REFERENCES
1. Ed. Latyshev O.M. (2015), Physical training and applied sport in system of Emercom of Russia: textbook, GPS SPb Un-ta publishing house of Emercom of Russia, St. Petersburg.
Контактная информация: s_aganov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.03.2016
УДК 796.011
ИНКЛЮЗИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Андрей Владимирович Аксенов, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлена методика инклюзивного физического воспитания, позволяющая создать условия для эффективного личностного и физического развития как детей с поражением опорно-двигательного аппарата, так и их здоровых сверстников. Компоненты методики инклюзивного физического воспитания включают в себя: общеразвивающие и коррекционные упражнения, прикладные двигательные действия, подвижные игры и другие.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное физическое воспитание, младший школьный возраст, детский церебральный паралич, компоненты методики инклюзивного физического воспитания, методические приемы обеспечения равных возможностей.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p17-21
INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Andrey Vladimirovich Aksenov, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the method of inclusive physical education allowing creating the conditions for the effective personal and physical development of the children with lesions of the musculoskeletal system, as well as their healthy peers. Components of a technique of inclusive physical training include: the all-developing and correctional exercises, applied physical actions, outdoor games and others.
Keywords: inclusive education and inclusive physical education, primary school age, cerebral palsy, components, methods of inclusive physical education, teaching methods to ensure equal opportunities.
Проблема совместного обучения двигательным действиям, развития физических способностей и воспитания личностных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников в системе инклюзивного физического воспитания в нашей стране изучена пока недостаточно; отсутствуют теоретически обоснованные концептуальные и технологические подходы к решению данной проблемы.
В этой связи для определения и обоснования средств, методов и организационных форм инклюзивного физического воспитания детей младшего школьного возраста были сформированы контрольная и экспериментальная группы. В I экспериментальную группу входили учащиеся 3 класса из коррекционной школы VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (n=5), во II экспериментальную группу учащиеся 3 класса с ПОДА из школы № 593 (инклюзивного класса) (n=5). Контрольную группу составили здоровые дети, ученики инклюзивного класса школы № 593 (n=5). По уровню физической подготовленности дети с ПОДА I и II экспериментальной группы достоверно не отличались друг от друга.
Основной педагогический эксперимент был проведен на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением английского языка № 593 Невского района, СПб.
Для разрешения трудностей по внедрению инклюзивного образования в процесс физического воспитания детей нами разработана методика инклюзивного физического воспитания.
Предлагаемая методика основана на основополагающих концепциях воспитания: личностно-ориентированной, сотрудничества, гуманизма. В основе ее компонентов лежит самоутверждение личности детей-инвалидов в окружающем обществе. Индивидуальный подход к занимающимся, имеющим ограниченные возможности здоровья, реализуется за счет выбора методических приемов обучения и воспитания с учетом особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих или вторичных нарушений, возраста, физического развития.
Компоненты методики инклюзивного физического воспитания включают в себя: общеразвивающие и коррекционные упражнения, прикладные двигательные действия, подвижные игры и другие.
Для эффективного использования компонентов инклюзивного физического воспитания были разработаны методические приемы обучения и воспитания:
Основным является блок методических приемов обеспечения равных возможностей для физической подготовки здоровых детей и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместных занятий.
Блок методических приемов обеспечения равных возможностей для всех участников инклюзивного физического воспитания объединяет в себе три группы приемов:
1) выполнение различных ролевых функций, учитывающих функциональное состояние каждого участника;
2) выполнение различных заданий при проведении эстафет;
3) выполнение упражнений с форой (гандикапом), для этого использовались разные дозировки, исходные и конечные положения.
В качестве примеров, при подборе заданий, подвижных игр и элементов спортивных игр дети в зависимости от своих двигательных возможностей, выполняют различные ролевые функции: нападающего, защитника, вратаря, судьи, водящего и др.
При выполнении различных заданий во время проведения эстафет, здоровые дети должны были пробежать с мячом и передать его в руки партнеру с ПОДА, который должен выполнить бросок в цель. Ученики делились по командам и строились по колонам для проведения эстафеты, напротив каждой команды на расстояние 15^20 метров располагалось по одному ученику с церебральным параличом. Задача здоровых детей была как можно быстрей передать мяч ученику с последствием ЦП, а его задача была попасть в кольцо, лежащее на полу на расстоянии 2-3 метров. Затем здоровый ученик подбирал мяч и возвращал его следующему здоровому партнеру по команде;
Для выполнения упражнений с форой (гандикапом) могут служить следующие примеры:
- применение здоровыми детьми различных вариантов отягощения (во время проведения ОРУ здоровые дети использовали утяжелители (гимнастические палки) а дети с ЦП выполняют ОРУ без предметов);
- выполнение упражнений с форой (гандикапом) в виде форы по времени, форы по дистанции (во время проведения упражнений в движении), форы по высоте баскетбольного щита. Кроме того в качестве форы дети с последствием ЦП перемещались по малому кругу спортивного зала, а их здоровые сверстники перемещались по большому кругу;
- при выполнении эстафет гандикап заключался в том, что здоровые дети выполняли задания на фоне утомления, а дети с ЦП после отдыха;
- здоровые дети выполняли сгибание разгибание рук, в упоре лежа, а дети с ЦП выполняли то же упражнение с опорой на колени.
Кроме основного блока методических приемов использовался блок методических приемов по активизации межличностных взаимоотношений внутри класса в процессе занятий и блок методических приемов, направленных на выработку умений самостоятельной организации и проведения инклюзивных мероприятий по физической культуре.
Таким образом, разработанная нами экспериментальная методика включает в себя: общеразвивающие и корригирующие упражнения, прикладные двигательные действия и задания, подвижные игры, эстафеты, креативные телесно-ориентированные (художественно-музыкальные) практики, элементы психогимнастики, катарсические игровые упражнения, кооперативные подвижные игры, двигательные действия, основанные на ассоциациях и др. Методика предусматривает интеграцию как урочных, так и вне урочных форм занятий: утренняя гигиеническая гимнастика (гимнастика до уроков); «физкультминутка», подвижные перемены, занятия во время прогулки, общешкольные физкультурно-оздоровительные мероприятия, дни здоровья, секционные занятия (плавание, танцы).
В таблице 1 представлены результаты тестирования уровня физической подготовленности детей с церебральным параличом школы №593 и коррекционной школы VI вида до и после педагогического эксперимента.
Как показали результаты тестирования детей с ПОДА после завершения педагогического эксперимента, все результаты имеют положительную динамику, причем как у детей школы-центра «Динамика», так и у их сверстников из школы № 593. Однако прирост результатов физической подготовленности детей с ПОДА в подавляющем количестве тестов не достигает достоверных границ. Исключением является тест на длительность сохранения равновесия в стойке на ногах без опоры руками (с) у детей школы №
593, участвующих в занятиях инклюзивным физическим воспитанием. Можно предположить, что инклюзивное физическое воспитание способствовало улучшению именно этого показателя, так как стимулировало у детей с ПОДА самостоятельность и нахождение в стойке на двух ногах без опоры руками. Однако это предположение нуждается в дополнительной проверке на большем контингенте детей.
Таблица1
Показатели уровня физической подготовленности детей с ПОДА в школе № 593 и
№ Показатели Группа
Дети с ДЦП школы №593 (п=5) Дети с ДЦП «Динамика» (п=5)
х±а г Р х±а г Р
До После До После
1 Переход из И.П. лежа в положение сидя (количество раз) 10,0±4,6 10,2±4,6 0,53 >0,05 18,6±4,1 20,0±4,4 2,74 >0,05
2 Длительность выполнения упражнения «Крылышки», с 17, 0±7,0 21,0±8 4,0 <0,05 40,6±5,6 42,8±5,3 2,99 >0,05
3 Длительность стойки на четвереньках, с 56±21 57±20 1,0 >0,05 82±8 83±7 1,0 >0,05
4 Длительность стойки на трех точках опоры, с 8,0±3,0 9,4±3,8 1,24 >0,05 20±6 21±6 2,13 >0,05
5 Длительность стойки на ногах без опоры руками, с 55±22 75±31 2,27 <0,05 54±22 55±21 1,0 >0,05
6 Длительность стойки на одной ноге без опоры руками, с 2,0±1,0 3,0±1,4 2,23 >0,05 1,0±0,45 1,4±0,6 1,63 >0,05
7 Ловля большого мяча двумя руками с расстояния 3 м (из пяти попыток) 3,6±0,7 3,8±0,5 0, 53 >0,05 3,6±0,5 4,0±0,3 1,0 >0,05
8 Попадание большим мячом в кольцо диаметром 50см с расстояния 3 м (из пяти попыток) 2,4±0,7 2,8±0,7 1,63 >0,05 3,2±0,3 3,80±0,3 2,44 >0,05
Анализ результатов тестирования уровня физической подготовленности здоровых детей до и после педагогического эксперимента показал, что произошло улучшение показателей по всем тестам (таблица 2).
Таблица 2
Показатели уровня физической подготовленности здоровых детей до и после
Показатели Группа здоровых детей (п=5)
х±о г Р
До После
Челночный бег 3x10 м, с 9,93±0,19 9,69±0,24 3,29 <0,05
Прыжок в длину с места, см 148±9 152±8 2,80 <0,05
6-минутный бег, м 830±60 880±80 2,53 >0,05
Наклон вперед из положения сидя, см 1,2±4,0 2,6±4,1 2,74 >0,05
Статистическая обработка эмпирических результатов, представленных в таблице 2, позволяет констатировать, что достоверных результатов дети достигли в двух тестах -челночном беге (3 x10м) и прыжке в длину с места. В 6 - минутном беге и наклоне вперед из положения сидя результаты не достигли достоверного уровня.
Это подтверждает тот факт, что занятия в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья не сказались отрицательно на физической подготовленности здоровых детей. Уровень их физической подготовленности соответствует возрастной норме.
Обобщая результаты проверки эффективности использования методики инклюзивного физического воспитания детей младшего школьного возраста, можно сделать ряд обобщений:
Во-первых, инклюзивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников возможно.
Во-вторых, для обеспечения условий для эффективного физического и личностного развития детей с ПОДА и их здоровых сверстников необходимо использовать разработанные методические приемы обеспечения равных возможностей всех участников инклюзивного физического воспитания, а так же задействовать не только урочные, но и различные внеурочные формы занятий.
В-третьих, при соблюдении перечисленных условий инклюзивное физическое воспитание оказывается не только возможным, но и эффективным как для здоровых детей, так и для детей с отклонениями в состоянии здоровья.
В-четвертых, проведенное исследование показало исключительную сложность рассматриваемой проблемы, решение которой еще очень далеко от завершения и находится в самом начале пути.
Контактная информация: afk_lesgaft@mail.ru
Статья поступила в редакцию 08.03.2016
УДК 796.077.4
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Сергеевич Королев, преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В данной статье отражен анализ современного состояния социально-активной позиции учителя исходя из основных положений психолого-педагогического подхода. В процессе исследования выяснилось, какую важную роль играет социально-активная позиция учителя физической культуры в педагогической деятельности. Мы полагаем, что социально-пассивный педагог не сможет сформировать социально-активную позицию своих воспитанников, даже обладая глубокими теоретическими знаниями, профессиональными навыками и богатым жизненным опытом.
Ключевые слова: социальная активность, трудовая активность, жизненная позиция, субъектная позиция, социальная компетентность, социальная среда.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p21-26
ANALYSIS OF CURRENT STATE SOCIALLY - ACTIVE POSITION TEACHER
PHYSICAL EDUCATION
Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Sergeevich Korolev, the lecturer, Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The analysis of a current state of a social active position of the teacher proceeding from basic provisions of psychology and pedagogical approach is reflected in this article. In the course of research it has become clear what important role is played by a social active position of the teacher of physical culture in pedagogical activity. We believe that the social and passive teacher won't be able to create a social active position of the pupils, even having profound theoretical knowledge, professional skills and rich life experience.
Keywords: social activity, labor activity, position in life, subject position, social competence, inner position.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существенно возрастает роль физической культуры, как фактора совершенствования личности и общества. Здоровый образ жизни, физическая куль-