Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ'

ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тугуш З. Р.

Одним из приоритетных и важных направлений преобразования современной российской образовательной системы считается концепция инклюзивного образования, которая призвана обеспечить качество и доступность образования для всех обучающихся. Инклюзия (от лат. include - заключаю, включаю) - процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь. Актуальность идеи инклюзии в образовании обусловлена тем, что число людей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается с каждым годом как в России, так и во всем мире. По оценкам ВОЗ, почти 15% населения всего мира имеют какую-либо форму инвалидности. В основе предпосылок становления и развития идеи инклюзии лежат существенные изменения в понимании прав человека, его идентичности и уникальности, а также радикальные перемены в социокультурной, политической и экономической сферах жизнедеятельности общества. Это обеспечивает поэтапное изменение отношения общества к людям с ОВЗ (от полного отрицания данной категории людей, изоляции и дискриминации до инклюзии). Понятие «инклюзивное образование» трактуется по-разному, и не всегда раскрываются все его аспекты. В основе инклюзивного образования лежит идея «включающего общества» Эта идея предполагает содействие интересам всех членов общества и обеспечению равенства прав. Инклюзивное образование тесно связано с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с ОВЗ в процесс образования. Существенную роль в этом играет становление инклюзивной культуры как отдельной личности, так и общества в целом. В основе формирования инклюзивной культуры лежит принятие ценностей отдельной личности, терпимость к различиям, сотрудничество. Таким образом, формирование инклюзивной культуры общества является перспективным направлением развития современной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2021. Volume 11. Issue 8

Ю: 2021-08-81-Т-19471 Тезис

Тугуш З.Р.

Инклюзивная культура: современное состояние и тенденции развития

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной

коммуникации

Научный руководитель: Кудашева З.Э.

Одним из приоритетных и важных направлений преобразования современной российской образовательной системы считается концепция инклюзивного образования, которая призвана обеспечить качество и доступность образования для всех обучающихся.

Инклюзия (от лат. include - заключаю, включаю) - процесс включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь.

Актуальность идеи инклюзии в образовании обусловлена тем, что число людей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается с каждым годом как в России, так и во всем мире. По оценкам ВОЗ, почти 15% населения всего мира имеют какую-либо форму инвалидности.

В основе предпосылок становления и развития идеи инклюзии лежат существенные изменения в понимании прав человека, его идентичности и уникальности, а также радикальные перемены в социокультурной, политической и экономической сферах жизнедеятельности общества. Это обеспечивает поэтапное изменение отношения общества к людям с ОВЗ (от полного отрицания данной категории людей, изоляции и дискриминации до инклюзии).

Понятие «инклюзивное образование» трактуется по-разному, и не всегда раскрываются все его аспекты. В основе инклюзивного образования лежит идея «включающего общества» Эта идея предполагает содействие интересам всех членов общества и обеспечению равенства прав.

Инклюзивное образование тесно связано с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с ОВЗ в процесс образования. Существенную роль в этом играет становление инклюзивной культуры как отдельной личности, так и общества в целом. В основе формирования инклюзивной культуры лежит принятие ценностей отдельной личности, терпимость к различиям, сотрудничество.

Таким образом, формирование инклюзивной культуры общества является перспективным направлением развития современной системы образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2C21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.