Научная статья на тему 'Инициации как фактор и способ социальной и гендерной идентификации'

Инициации как фактор и способ социальной и гендерной идентификации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
африканские возрастные классы / гендер / запрет женского обрезания / социальная идентичность / инициации / обрезание / обряды перехода / традиционное общество / African age classes / gender / prohibition of female circumcision / social identity / initiation / circumcision / rites of passage / traditional society

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ксенофонтова Наталия Александровна, Гришина Нина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению одного из важнейших институтов традиционного обществаинициациям, которые ученые относят к так называемым обрядам перехода юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин. Авторы на многочисленных примерах различных африканских этносов показывают, что инициации являются значительным культурным явлением как фактор и способ социальной и гендерной идентификации. Несмотря на то, что данный обычай на континенте наблюдается у некоторых племен и народов до сих пор, сохраняя свое культурное и социальное значение, у него много противников не только среди феминистов, но и среди представителей официальных властей и политиков. В статье приводятся статистические данные по распространению этого ритуала в различных странах современной Африки и анализируются документы правительств и международных организаций, призванные бороться с этим архаичным явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ксенофонтова Наталия Александровна, Гришина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initiation as a Factor and the Way of Social and Gender Identitfication

The article is devoted to the consideration of one of the most important institutions of traditional society – the initiatives that scientists refer to the so-called rites of passage of boys and girls in the age class of men and women. The authors show on numerous examples of different African ethnic groups that initiations are a significant cultural phenomenon as a factor and a way of social and gender identification. Despite the fact that this custom on the continent is observed in some tribes and peoples still, while maintaining its cultural and social significance, it has many opponents not only among feminists, but also representatives of the official authorities and politicians. The article provides statistical data on the spread of this ritual in various countries of modern Africa and analyzes the documents of governments and international organizations designed to combat this archaic phenomenon.

Текст научной работы на тему «Инициации как фактор и способ социальной и гендерной идентификации»

Культурная и социальная антропология

ИНИЦИАЦИИ КАК ФАКТОР И СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ И ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

© 2018 Н.А. Ксенофонтова, Н.В. Гришина

КСЕНОФОНТОВА Наталия Александровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: tabul@yandex.ru

ГРИШИНА Нина Владимировна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института Африки РАН. Российская Федерация, 123001, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1, e-mail: eestimaa8@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению одного из важнейших институтов традиционного общества - инициациям, которые ученые относят к так называемым обрядам перехода юношей и девушек в возрастной класс мужчин и женщин. Авторы на многочисленных примерах различных африканских этносов показывают, что инициации являются значительным культурным явлением как фактор и способ социальной и гендерной идентификации. Несмотря на то, что данный обычай на континенте наблюдается у некоторых племен и народов до сих пор, сохраняя свое культурное и социальное значение, у него много противников не только среди феминистов, но и среди представителей официальных властей и политиков. В статье приводятся статистические данные по распространению этого ритуала в различных странах современной Африки и анализируются документы правительств и международных организаций, призванные бороться с этим архаичным явлением.

Ключевые слова: африканские возрастные классы, гендер, запрет женского обрезания, социальная идентичность, инициации, обрезание, обряды перехода, традиционное общество

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-69-82

Антагонизм между мужчинами и женщинами в быту, в сфере половозрастного разделения труда с древнейших времен приобретал и религиозную окраску. У таких народов, как австралийцы, папуасы, огнеземельцы, индейцы Северной и Южной Америки этнологи наблюдали строгую ритуализацию разобщения полов, приуроченную к наступлению половой зрелости: так называемые возрастные инициации юношей и девушек [1, с. 130, 206-224].

Эти обряды в прошлом, а в некоторых районах еще и теперь, также широко распространены в различных культурах Африканского континента и несут на себе огромную социальную смысловую нагрузку. Когда общество намеревается определить место каждого своего члена в строго заданной для него социальной нише, а мужчины и женщины пытаются осознать свой статус и статус другого, они часто прибегают для этого к подчеркиванию их биологических и физиологических особенностей и различий. А инициа-

ция, как верно замечает В. А. Бейлис, «резко расчленяет обобщенного "человека" на две части; человека-мужчину и человека-женщину», подчеркивая половое начало и обозначая со всей определенностью статус, соответствующий половой принадлежности [2, с. 83]. В процессе этого ритуала подрастающую молодежь вводят в курс основных норм жизни родовой группы и деревенской общины; мальчиков-подростков обучают охотничьим навыкам, обычаям, подчинению старейшинам, брачным правилам, этике взаимоотношений в социуме; девушек - принятым основам поведения в различных жизненных ситуациях, порядкам брачно-семейной жизни.

Ритуалы инициаций относятся к категории «обрядов перехода» африканца из детского возраста в состояние взрослого человека; это одно из самых важных жизненных событий, поскольку оно означает включение индивидуума в воспроизводительную, социальную и производственную деятельность, право его стать воином, охотником, отцом, матерью, право на вступление в брак и на ведение собственного хозяйства. Иначе говоря, мужчина и женщина, покидая мир беззаботного детства, принимают на себя новые общественные роли с правами и обязанностями. Важность данного действа подчеркивается еще и тем, что этот обряд затрагивает каждого человека только один раз в его жизни: при его социальном совершеннолетии. Посвятительные церемонии представляют собой дело всей общины. Как отмечал известный религиовед С. А. Токарев, «служат средоточием всех наиболее важных и нередко тайных верований, обрядов и обычаев. Исполняемые более или менее периодически обряды посвящения как бы создают общий ритм религиозной жизни» общества, выражают его «стихийное стремление к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда», помогают объединению всего социума и мешают разобщающим тенденциям [1, с. 208-209].

Как считает известный французский знаток африканских традиционных религий Б. Оля, под «инициацией» следует понимать не индивидуальную подготовку. Этот термин необходимо использовать «для определения коллективного явления, относящегося к религии, но имеющего большое социальное значение: речь идет о гражданской обязанности всех здоровых членов традиционного общества обоего пола» [3, с. 116].

Необходимо подчеркнуть, что данный обряд чрезвычайно многофункционален и по своему значению, и по своей форме, и по своей структуре. Он представляет собой не только механизм включения индивидуума в общество и институт социализации подростков. В процессе инициаций последние познают великие тайны бытия и религиозно-мифологического пространства. И в этом - более глубинный и, вероятно, более древний по своему происхождению философско-мировоззренческий смысл исследуемого явления.

Сформировавшиеся в отдаленном прошлом, принятые и закрепленные обществом социальные нормы, выражающиеся и реализующиеся в форме традиционных обязательных обычаев, этикета, ограничений и табу, зачастую осмысливались индивидуумом как предписания, исходящие от предков. Они подкреплялись религиозно-магическими санкциями, мифами, что придавало этим правилам силу непреложного закона.

С течением времени мифы сами превращались в нормативные регуляторы общественной жизни. Это впервые заметил известный английский этнограф Бронислав Малиновский, проведший много лет среди коренных жителей островов Меланезии. Он отмечал, что мифы - это важная социальная сила, которая обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности, выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности жителей деревни, учит их правилам поведения [4, с. 16]. Это положение было подтверждено и развито в трудах С.А. Токарева, М.И. Стеблин-Каменского, Б. Оля, многих российских, западных и аф-

риканских ученых. Подобные нормативные функции можно обнаружить в мифологии народов различных регионов Африканского континента.

По мнению Б. Оля, «там, где господствует традиционное мышление, подобная близость между этическим типом и живым индивидом приводит к тому, что вся жизнь человека теснейшим образом связана с миром мифов, сливающимся в конечном счете с миром его предков» [3, с. 3-4].

В рассмотренных нами двух сторонах-функциях мифолого-религиозных регуляторов проявляется связь между мировоззренческой и нормативно-регулятивной функцией религии, когда фантастический (отдаленный поколениями) и реальный мир как бы соединились в сознании африканца в одно целое.

При прохождении ритуала посвящения неофит должен был погрузиться в это мифологическое пространство, в мнимую реальность, представляющую собой вневременной сакральный мир предков. Какова же основная цель этого действия? В обыденном сознании африканцев считается, что ребенок с момента своего рождения несовершенен и греховен, а при переходе в стадию половой зрелости теряет свою «непорочность» и становится сексуально нечистым. И чтобы очиститься, обрести новое качество и постепенно достичь степени полноценного человека, индивид должен был принести себя в жертву духам предков. Конечно, эта ритуальная смерть носила символический характер, хотя и сопровождалась настоящими физическими страданиями молодых людей.

У разных народов Африки подобная процедура проводится в строго определенное время и длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Для этого подбираются группы подростков одного возрастного класса. Инициации совершаются хотя и одновременно, но для каждого пола отдельно в различных и тщательно скрываемых местах. Для юношей они очень длительны и сложны, а для девушек - менее тяжелы и протекают не в таких строгих условиях, как у мужчин.

Обычно ритуал происходит следующим образом: подростков поселяют в специальные лагеря, расположенные на краю деревни, у реки или в лесу. Считается, что это священные места свидания живых и мертвых. Там они ведут аскетический образ жизни в совершенной изоляции от внешнего мира, мало едят и пьют, спят на листьях, подвергаются ритуальным увечьям (скарификация кожи на лице и теле, подпиливание или выбивание зубов, татуировки, обрезание, искусственная дефлорация и так далее), бичеваниям и поркам, получают наставления от пожилых членов общины относительно правил поведения в социуме и норм половой морали.

Кульминацией всего действия являются разыгранные ночью жрецами священные мистерии. Одетые в маски духов предков и маски, олицетворяющие силы природных стихий, они под звуки барабанов исполняют агрессивные ритуальные танцы. Проход раскрашенных масок сопровождается криками: «смерть идет!» Из-за леса доносятся трубные голоса мифических ненасытных чудовищ, которые должны принять (поглотить) жертву. «Трещотки имитируют вой всепожирающего существа. Заключительная фаза ритуала - обрезание - осуществляется внезапно во время общей церемонии и проводится без всяких обезболивающих средств. Неофит, истекая кровью, должен терпеть боль и не кричать - ведь рядом присутствуют духи предков и наблюдают за ним. Этот психологический шок, усиленный еще шумовыми эффектами, должен сделать новообращенных другими людьми. Отныне в них поселяется келе - особая жизненная сила, они получают новое имя и могут жить половой жизнью» [3, с. 124].

Инициации девушек во многом отличаются от обрядов, проводимых над юношами. Если для последних одним из главных составляющих ритуала являлось закаливание тела и духа, то для слабого пола основной задачей было духовное и моральное совершенствование. Здесь опять отразился особый, мужской, взгляд на женщину, на ее биологические особенности. Традиционная мораль культивировала идею о первородной нечис-

тоте африканок и связи ее с враждебными силами мифологического пространства [5, с. 20]. Ее «опасность для общества» в первую очередь ассоциировалась с менструальным циклом, начало которого на несколько лет опережает полную телесную зрелость. А в условиях тропического климата Африки он наступает уже на восьмом году жизни. Поэтому здесь обряду очищения подвергаются девочки от восьми до десяти лет. Это ритуальное жертвоприношение имеет очень глубокие корни в первобытнообщинном строе, когда девственниц приносили в дар богам. В результате этих воззрений общество выработало множество табу, которым должна следовать африканка. Так, например, у женщин народов коса и зулу таких предписаний видимо-невидимо [6, с. 23]. Женам запрещается пользоваться предметами, принадлежащими мужу, вроде топора или трубки. Ей не советуют дотрагиваться до бурдюка с молоком. На нее накладывается и множество пищевых запретов. Если женщина во время месячных зашла в загон для скота, то она должна принести жертву в виде нескольких белых бусинок, чтобы буйволы не стали слабосильными. А в собственном доме африканка старается не перешагивать через предметы домашнего обихода, чтобы не осквернить их.

Все это является побудительным мотивом заставить девушек и женщин пройти обряд инициации, чтобы очистить свою сущность и предотвратить их отрицательное воздействие на окружающих. Данный обряд рассматривается как жертвоприношение, осуществляемое в таких формах, которые можно назвать «погребение заживо».

Морально-нравственные и физические испытания африканка должна перенести, поселившись в одинокой хижине, расположенной на отшибе, «взаперти, в уединении, с аскезой, покаянием и молитвой (вместо того, чтобы быть принесенной в жертву)» [7, с. 139]. Она дает обет молчания.

Данные действия были направлены на формирование особого типа личности, вписывающегося в общую систему морально-этических представлений традиционного общества. Изоляция воспитывала в девочке страх и неуверенность. Она должна была отучить ее от своенравия, чувствительности, неуступчивости, упрямства [7, с. 140-141].

Все это связывалось некоторыми исследователями со строгими законами магического цикла плодородия земли [1, с. 206-226; 8, с. 137-142; 9, с. 247-253]. Однако другие ученые, к которым прежде всего относятся этнолог и религиовед Д. Д. Фрэзер и психоаналитик Зигмунд Фрейд, смотрят на эту проблему под другим углом зрения. Они считают, что в данном обряде, как и во всем ритуале инициации, нужно видеть идею подавления агрессивности женщин к мужчине и прежде всего к отцу, то есть преодоление «Эдипова комплекса» [11, с. 773-778]. Иначе говоря, в основе обычая «затворничества» и «очищения» положено отношение полов.

Не во всех культурах Африканского континента женские инициации проходили одинаково. Где-то они носили облегченные формы (в западных и центральных регионах), а где-то по своей сложности не уступали мужским обрядам (в восточных и южных районах). Особенно это наблюдалось в обществах с преобладанием материнского счета родства.

Так, Б. Оля, подробно освещающий инициацию у сенуфо и других народов, живущих на территории государств Мали, Кот-д'Ивуар и Буркина-Фасо, пишет, что там обряды инициации женщин отмечаются более широко и носят более сложный характер, чем соответствующие ритуалы для мужчин, поскольку африканки у гере, вобе, гио, ге, кран и уби играют большую роль в общественной и экономической жизни. Цикл обучения девушек ограничен лунным месяцем, то есть сроком, достаточным для выздоровления после операции эксцизии. Они поселяются в особом лагере, и то, что происходит за его оградой, остается тайной, особенно для мужчин. Церемония начинается ночью: все участники танцуют и поют. Поскольку многим женщинам Тропической Африки запрещено пользоваться масками, они с помощью каолина, охры и других материалов соору-

жают символические костюмы. В зависимости от своих физических данных и своего темперамента они изображают буйвола, слона, пантеру, барана, утку и даже полицейского и автомобиль. Как замечает этнограф, в этом культурном ареале африканки устраивают исключительно красивое хореографическое зрелище. Все присутствующие танцуют и поют непристойные песни, а на заре совершают коллективное купание в реке. Затем матроны - женщины, уже прошедшие обряд посвящения, ведут девушек в огороженное место, охраняемое часовыми, и совершают над ними операцию обрезания. Помощники кладут на рану пластырь из лечебных трав. Затем тело девушки обмазывают пальмовым маслом и пудрят красным порошком, что образует своеобразный панцирь против «дурного глаза». В таком виде она должна вечером того же дня исполнять аллегорические танцы, показывая мимикой, что обретает статус взрослой женщины.

Вступая в лагерь для посвященных, по представлению африканцев, еще неоформленным человеческим существом в состоянии бесстатусности, или по терминологии В. Тэрнера - «лиминальности» (пороговости, переходности), девушка ощущает себя и физически, и духовно в новом качестве, она осознает себя полноправным членом общины и женщиной. Приобретая новую социальную роль, она получает и новое имя.

О вступлении африканки в стадию возмужания говорят и символические знаки, оставленные на ее теле. Так, скарификация (надрезы на коже) лица широко распространена у этносов Кот-д'Ивуара, Буркина-Фасо, Чада и Судана. У некоторых народов в губы продеваются деревянные кружочки. Вообще разрисовка кожи, выполненная различными техническими приемами, практикуется фактически по всей Тропической Африке.

Исследователи выделяют в обряде обрезания несколько основных его значений, как-то: гигиеническое, сексуально-прокреативное, ритуально-религиозное, социальное. Первые три характеристики тесно связаны между собой, и сложно выявить, что из них было первичным, а что - вторичным. Как пишут специалисты в этой области, в культурах Африки упор делается на прокреативное, сакральное значение пола и секса. Поэтому здесь клиторидектомия приобретает особое значение.

Неоперированные половые органы свидетельствовали о детском возрасте, пассивности, потенциальной импотенции. Надрезание или удаление клитора (так же как и обрезание мальчиков) становится символом отхода от детства, вступления в фазу зрелости [12, с. 195].

Все описываемые операции на протяжении веков не вызывали сколько-нибудь бурного протеста со стороны самих африканок. Быть может, причина, которая скрыта за этим, и является основной ценностью и целью данного ритуала?

Завесу над этой загадкой удалось приоткрыть специалистам, изучавшим этот феномен. Как пишет Э. Скиннер в своей работе «Обрезание у женщин в Африке: диалектика равенства», эксцизию у девушек можно считать одним из механизмов, с помощью которого африканки бросают вызов мужскому доминированию в обществе. Автор наблюдал, как гордились представительницы народа моси, исполнив этот ритуал. Совершить клиторидектомию - это значит привести в действие один из рычагов, способных оспорить хваленое превосходство мужчин, достичь с ними равенства.

Короче говоря, практика женского обрезания уходит корнями в гендерное неравенство. Таким способом представители общины стремились контролировать сексуальную активность женщины, поощряя ее к сохранению девственности до брака.

Считается, что женское обрезание отвечает религиозным этическим нормам, но ни в одной из священных книг всех современных мировых религий не говорится о необходимости иссечения женских половых органов. Поэтому исследователи относят возникновение данного культа к дохристианскому и доисламскому периоду.

Еще до нашей эры обрезание было известно древнему населению Африканского континента. В современной Африке его делают многие народы, а не только мусульма-

не. Женское обрезание практиковалось частью арабов еще в доисламское время, но в отличие от мужского, оно не было интегрировано в ислам и продолжало существовать наряду с ним, как терпимый языческий пережиток или обычай.

Образовательный проект о женском обрезании (The Female Genital Cutting Education and Networking Project) утверждает: «... это не исламская практика. Женское обрезание - межкультурный и межрелигиозный ритуал. В Африке и на Ближнем Востоке его исполняют мусульмане, копты-христиане, коренные жители, протестанты, католики, представители традиционных культов» [13].

Операции женского обрезания проводятся по всему миру, но наиболее распространены они среди населения Африки к югу от Сахары, от Сенегала на западе до Сомали на востоке. Почти все женщины в Сомали, Судане, на юге Египта, в большинстве районов Мали, Нигерии, Эритреи и Эфиопии подвергаются инфибуляции (зашиванию влагалища с целью обеспечения целомудрия женщины до брака). В этих обществах обрезание - давняя традиция, и причины проведения операции разнообразны: не прошедшие обрезания женщины считаются нечистыми, необрезанную женщину могут не взять замуж или обвинить в блуде. В некоторых обществах такие женщины становятся изгоями. Если вовремя не провести операцию, семья может лишиться уважения окружающих за нарушение старинного обычая [14].

К этому типу операций прибегают даже образованные африканки, иначе общественное мнение считает их незрелыми и инфантильными.

Клиторидектомия и инфибуляция у женщин Африки много раз были предметом размышлений и споров не только ученых, но и политиков, и феминисток. Возникли следующие вопросы: жестоки ли эти операции, имеют ли они какое-либо отношение к сексу? По мнению ряда авторов, нет прямых указаний на связь полового удовлетворения и обрезания. Во всяком случае, здесь нет идеи унижения женщин. В удалении внешних частей женских гениталий нет цели лишить женщину возможности сексуального удовлетворения (хотя такой эффект и возникает); этим стремятся лишь подчеркнуть и усилить женственность [15, с. 195-210]. Женское обрезание подчеркивает плодородие женщины, которая ценит свое достоинство не как сексуального партнера, но как матери мужчины.

Характерной является реакция африканцев на попытки миссионеров церкви и колониальных властей административными и другими методами ликвидировать этот «варварский обычай». Операции стали производиться подпольно, без соблюдения гигиенических требований, что вело к увеличению смертельных случаев. Более того, такого рода попытки решить проблему клиторидектомии рассматривались как посягательство на культурную жизнь народа. Вопрос об отмене операции обрезания у африканок или о его сохранении неоднократно вставал и на международном уровне, превращаясь в крупные политические акции [15]. В 1929 и 1930 гг. в Англии герцогиня Этолл устроила специальные слушания в Комитете защиты цветных женщин британских колоний с приглашением лидера национально-освободительного движения Кении Джомо Кениа-ты, который резко выступил против радикального изменения данного обычая, пригрозив, что иначе в дело пойдут «копья и щиты».

И сегодня африканские феминистки оказывают активное сопротивление этому на различных международных форумах. Так было, например, на Всемирной конференции ООН, посвященной женщинам, в 1980 г. в Копенгагене. Прогрессивные деятельницы Африки, понимая важность соотнесения с требованиями современного мира, все же настаивали на необходимости уважать местные традиции и не посягать на такие их элементы, как эксцизия и другие подобные операции.

Шум, поднятый вокруг этой проблемы, не случаен. Действительно, с точки зрения современного человека европейской культуры - это «дикарский» обычай, который приносит страдания девушке, нередко калеча ее.

Официальные данные о распространенности различных видов женского обрезания по африканским государствам далеки от реальности. Согласно национальным данным, еще в 2008 г. в 28 африканских странах около 100 млн девочек в возрасте 10 лет и старше жили с последствиями этой операции [16].

Далеко не во всех регионах континента женское обрезание считается социальной нормой. Но там, где эта процедура проводится традиционно, несмотря на запреты властей, количество проведенных операций можно узнать лишь исходя из официальных данных. Большинство операций по-прежнему проводится не в медицинских учреждениях, а за их пределами.

Так, согласно опросам, проводившимся еще в 1989-2002 гг., в Северо-Восточной Африке (Египет, Эритрея, Эфиопия, Джибути и северные районы Судана) распространенность клиторидектомии оценивалась в 80-97%, тогда как в Восточной Африке (Кения и Танзания) варьировалась от 18 до 38%. Однако эти данные значительно отличались у различных этнических групп внутри одной страны [17, с. 252-262].

В наши дни эта процедура без медицинских показаний проводится в 28 африканских странах; в 24 под нажимом международных организаций введен официальный запрет на действия такого рода [18].

Согласно отчету ЮНИСЕФ, с 2013 г. в национальные законодательства статьи против практики обрезания ввели Бенин, Буркина-Фасо, Центральноафриканская Республика, Чад, Кот-д'Ивуар, Джибути, Египет, Эритрея, Эфиопия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кения, Мавритания, Нигер, Нигерия (некоторые провинции), Сенегал, Сомали, Судан (некоторые провинции), Танзания, Того, Уганда, Замбия и Южно-Африканская Республика [19].

Но в действительности ситуация меняется крайне медленно: традиция проведения операций женского обрезания чрезвычайно живуча. Так, Египет, где клиторидектомия законодательно запрещена с 2008 г., до сих пор является страной с одним из самых высоких уровней женского обрезания в мире. Через эту процедуру прошли более 90% женщин в возрасте до 50 лет. Как правило операции подвергаются девочки в возрасте между 9 и 13 годами. Более 70% таких операций в Египте делают квалифицированные врачи.

В Сомали, Египте, Чаде и ЦАР 80% девочек обрезают в возрасте от 5 до 14 лет, в Кении у народа киси - примерно в 10 лет, у народа камба обрезанию подвергаются все шестнадцатилетние девушки [20, с. 47, 51, 183].

У угандийской народности сабини женщины, вовремя не прошедшие через процедуру обрезания, не считаются ни женщинами, ни соплеменницами. Их называют «девочками» вне зависимости от возраста, запрещают участвовать в делах общины даже в качестве слуг. В племени масаи, проживающем в Кении и Танзании, практикуется публичное обрезание, чтобы будущие мужья могли видеть, что берут в жены «качественный товар» [21].

По данным на 2015 г. наибольший процент женщин и девушек в странах Тропической Африки, перенесших операцию, был официально зафиксирован в Сомали - 98%, , в Гвинее - 96%, в Джибути - 93%, в Египте - 91%, в Эритрее - 89%, в Судане, Мали и Сьерра-Леоне - по 88%, в Буркина Фасо и Гамбии -по 76%, в Эфиопии - 74%, в Либерии - 66%, в Гвинее-Бисау - 50%. Менее 50% женского населения прошли через эту процедуру в Чаде (44%), Кот-д'Ивуаре (38%), Нигерии и Кении (по 27%), Сенегале (26%), ЦАР (24%), Танзании (15%). Ситуация, близкая к условно безопасной с точки зрения обрезания для женщин, наблюдалась в Бенине (13%), Гане и Того (по 4% перенесших операцию), Камеруне и Уганде (по 1%) [22].

В 2015 г. с варварскими (на взгляд европейца) традициями прошлого решила расстаться Нигерия. Законопроект о запрете женского обрезания был одобрен местным сенатом и подписан президентом страны Джонатаном Гудлаком. Согласно документу,

женским обрезанием считалось частичное или полное удаление наружных женских гениталий при отсутствии медицинской необходимости. Принятие этого закона получило поддержку среди авторитетных международных организаций, но в народных массах отношение к нему было неоднозначным.

Инициативу нигерийского правительства приветствовал Международный детский фонд ЮНИСЕФ, поскольку Нигерия является одной из самых густонаселенных стран Африки и имеет значительный международный авторитет. Специалисты Фонда ведут обширную разъяснительную кампанию о вреде данной операции: благодаря их деятельности за последние 30 лет удалось на треть снизить риск обрезания несовершеннолетних девушек. Но, по мнению борца за гендерное равноправие и одного из лидеров Международного центра исследований по проблемам женщин Стеллы Мукасы, принятый в Нигерии закон отнюдь не является гарантией прекращения женского обрезания; важно достучаться до сердец местного населения и постараться изменить их культурное восприятие [23].

В конце 2015 г. президент Гамбии Яйя Джамме запретил проведение операций женского обрезания на территории этой страны, а руководитель программ кампании за права женщин Equality Now Мэри Уандиа отметила, что необходимо принятие соответствующего закона. «Государство должно продемонстрировать активную поддержку решения этой проблемы и взять ее под особый контроль, учитывая, что три четверти женщин Гамбии подверглись такой процедуре», - заявила она [24].

Специалисты ВОЗ подчеркивают, что операция клитеридектомии потенциально опасна сепсисом, трудностями с мочеиспусканием, нарушениями цикла, хроническими болями, развитием опухолей, бесплодием, осложнениями во время родов.

Проблемой является и то, что при проведении обрезания вне медицинских учреждений помимо ритуальных ножей доморощенные «хирурги» используют нестерильные инструменты (бритвы, ножницы, стекло, острые камни и даже собственные ногти). Как правило, эта процедура осуществляется местным шаманом или знахарем без всякой анестезии и соблюдения гигиенических норм.

К регионам мира, где женское обрезание является традицией, в последние десятилетия присоединились США, Великобритания, Австралия, Канада, Дания, Франция, Италия, Нидерланды и Швеция, где проживают огромные общины выходцев из африканских стран, не собирающихся отказываться от привычных им социальных норм. Эта проблема характерна почти для всех европейских государств, где мигранты достаточно многочисленны.

С многотысячными потоками мигрантов из африканских и азиатских стран в европейские с этим калечащим женщин процессом столкнулись медицинские и социальные службы Старого света. Так, в Британии женское обрезание было официально запрещено в 1985 г., но многие афроазиатские общины в крупных городах продолжают увечить своих дочерей. По оценочным данным, в 2013 г. проведение процедуры клитеридекто-мии угрожало примерно десяти тысячам дочерей эмигрантов; с каждым годом эта цифра увеличивается, поскольку нарастает и приток «новых европейцев». Точные данные отсутствуют, поскольку большинство операций проводятся тайно (некоторые обрезают дочерей самостоятельно) или за границей.

В начале 2017 г. федеральное министерство по делам семьи Германии обнародовало статистические данные, согласно которым около 50 тыс. живущих в стране женщин уже подверглось этой опасной хирургической операции, а в зоне угрозы находятся от до 5700 девочек. Число обрезаний, признают чиновники, быстро растет в стране пропорционально возрастающей миграции из мусульманских стран.

Большинство пострадавших в Германии женщин и девочек происходят из Эритреи, Ирака, Сомали, Египта и Эфиопии. Исследование показало, что иммиграция из стран,

где женское обрезание особенно распространено, выросла с конца 2014 до середины 2016 г. на 40%. Число пострадавших женщин, соответственно, увеличилось почти на 30%. Для борьбы с женским обрезанием в Германии создана рабочая группа с участием шести федеральных министерств, уполномоченного федерального правительства по делам миграции, беженцев и интеграции, Немецкой медицинской ассоциации и некоммерческой организации Integra.

В Швеции женское обрезание объявлено преступлением в 1982 г. Нарушившим соответствующую статью уголовного кодекса грозит четырехлетний тюремный срок, а в особых случаях наказание может быть увеличено до 10 лет лишения свободы. С 1999 г. уголовному преследованию подвергаются и те, кто совершал обрезание своим дочерям за пределами Швеции. Родителей-иммигрантов предупреждают о грозящей им уголовной ответственности, если у их детей после поездки на родину будут выявлены следы обрезания. Однако предупреждения и профилактические беседы не приносят заметного результата [25].

В начале 2015 г. правительство Испании приняло закон, ставший частью глобальной стратегии профилактики, выявления и лечения последствий операций среди уязвимых групп населения в Испании, то есть мигрантов. К тексту закона прилагается шаблон заявления: «Я обещаю заботиться о здоровье несовершеннолетней, за которую я несу ответственность. Также я обещаю, что ребенок пройдет медицинский осмотр после возвращения из поездки» [26].

Практика женского обрезания уже давно является одной из насущных проблем, находящихся в поле зрения специалистов мирового сообщества. Международные гуманитарные учреждения (Международный комитет Красного Креста, ВОЗ, ЮНИСЕФ и др.) активно выступают против этой процедуры, в которой видят отражение неравенства между полами, нанесение вреда здоровью и демонстрацию неуважения к правам женщин.

Целенаправленная борьба с этим явлением началась в 1997 г. силами Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ. Она заключалась в проведении научных исследований, работе на уровне местных сообществ, в пересмотре правовых механизмов и активизации политической поддержки для искоренения этой практики, а также в создании международных контрольных органов. В 2007 г. Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА, United Nations Population Fund, UNFPA) и ЮНИСЕФ разработали Совместную программу по искоренению калечащих операций на женских половых органах/женского обрезания в целях ускорения отказа от этой практики. В 2010 г. ВОЗ опубликовала «Глобальную стратегию по прекращению проведения медработниками калечащих операций на женских половых органах» в сотрудничестве с Совместной программой ЮНФПА и ЮНИСЕФ.

В декабре 2012 г. Генеральная Ассамблея ООН впервые за всю историю своей деятельности приняла резолюцию об искоренении проведения калечащих операций на женских половых органах. Документ призывает государства осудить все виды оперативного вмешательства, негативно сказывающиеся на здоровье женщин и девочек, независимо от того, совершаются они в медицинских учреждениях или за их пределами. Члены ООН сочли, что женское обрезание отражает глубоко укоренившееся неравенство и представляет собой крайнюю форму дискриминации женщин. Эта практика также нарушает права человека на здоровье, безопасность и телесную неприкосновенность, право быть свободным от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, а также право на жизнь в случае, когда эти операции приводят к смерти [27]. В ноябре 2014 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун инициировал проведение глобальной кампании по искоренению этой практики.

Не остались в стороне от изучения феномена женского обрезания и представители научного сообщества. В 2017 г. антропологи из Бристольского университета Д. Ховард и М. Гибсон предложили эволюционный подход к пониманию женского обрезания и выяснили, что с точки зрения этого подхода там, где эта практика распространена, она, по-видимому, несет определенные выгоды. Ученые пытались разобраться, почему женское обрезание при всех его тяжелых последствиях для здоровья и неочевидных выгодах для самой оперируемой женщины так трудно искоренить, несмотря на все усилия международного сообщества. Для этого был использован научный аппарат поведенческой экологии и культурной эволюции, позволяющий выяснить, как со временем меняются социальные нормы, убеждения и практики.

Чтобы выяснить, как женское обрезание укладывается в логику культурной эволюции, Ховард и Гибсон проанализировали статистику программ USAID (Агентства США по международному развитию) о 61,5 тыс. женщин из 47 этнических групп в Мали, Нигерии, Буркина-Фасо, Сенегале и Кот-д'Ивуаре. В этих странах девочки подвергаются обрезанию в возрасте до пяти лет, и решение об этом обычно принимают их матери. Исследователей интересовало, влияет ли распространенность обрезания в определенной этнической группе на решение матерей подвергать ей своих дочерей, а также есть ли у данной процедуры какие-либо преимущества с точки зрения эволюционного подхода. Оказалось, что в этнических группах, где она распространена, риск обрезания для девочки действительно выше вне зависимости от того, обрезана ли ее мать, и наоборот, он ниже, если практика применяется реже.

Кроме того, там, где обрезание распространено, репродуктивный успех обрезанных женщин (который ученые измеряли количеством живых детей у женщины к ее 40 годам) оказался выше, чем у необрезанных. Обратная картина наблюдалась в обществах, где оно проводится редко. При этом исследователи подчеркнули, что речь не идет о здоровье и благополучии девочек и женщин или их детей, а только об их успешности в строго эволюционном смысле этого понятия.

Ученые предполагают, что принадлежность к меньшинству (с точки зрения обрезания) в своей этнической группе может плохо влиять на брачные перспективы женщины и ее доступ к ресурсам, в том числе и социальному капиталу, из-за стигматизации этого меньшинства. То есть, необрезанная женщина среди обрезанных оказывается лишенной важной в любых сообществах социальной поддержки: например, если такая женщина выходит замуж и попадает в семью с традиционными взглядами, другие женщины будут высмеивать ее, отказываться от приготовленной ею пищи, считать «нечистой» и не будут помогать выжить ее детям.

Кроме того, согласно приведенному исследованию, в сообществах, где доля обрезанных девочек ниже 50%, практика калечащих операций медленно, но отмирает, что согласуется и с выводами ВОЗ. Это значит, что программы, направленные на постепенный и последовательный отказ от нее, могут быть не менее эффективными, чем идеи необходимости полной и единовременной победы над женским обрезанием, которых придерживаются некоторые международные организации [28, с. 91-100].

Специалисты говорят о неожиданной диспропорции между отношением к обрезанию и его практическим осуществлением. Даже в странах, в которых большинство девушек и женщин обрезаны, большая часть жителей не поддерживают эту практику. В Сомали таких женщин 33%, в Гвинее - 19%, в Египте - 35%, в Мали - 20%, в Судане -53%, в Гамбии - 28%, в Эфиопии - 63%, в Гвинее-Бисау - 56%, в Чаде - 36%, в Кении - 86%, в Нигерии - 89%, в Йемене - 48%, в Танзании - 92%, в Бенине - 93%, в Ираке -88%, в Того - 89%, в Камеруне - 84%, в Уганде - 83% [29].

В Мали у 58% девочек, которым выполнили обрезание, матери, тем не менее, не поддерживают эту практику. В Судане женщины и девушки без образования в четыре

раза чаще поддерживают процедуру обрезания, чем образованные; в Эфиопии разница в восемь раз. В Буркина Фасо 76% женщин подвергнуты обрезанию, но только 9% считают, что оно должно продолжаться. В Кении 59% женщин, подвергнутых обрезанию, не видят от этого никакой пользы [30].

Однако этот обычай, несмотря на усилия его противников, не только не исчезает, а наоборот, распространяется по всему миру вместе с потоками мигрантов. По всей вероятности, отказ от практики женского обрезания - дело далекого будущего, поскольку еще живучи социальные и гендерные нормы и традиции, воспроизводящие его побудительные мотивы.

Источники

1. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990, 622 с.

2. Бейлис В.А. Доминантные черты африканских культур - признаки цивилизационной общности. Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3. М., 1991, 250 с.

3. Оля Б. Боги Тропической Африки. М., 1976, 286 с.

4. Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1976, 104 с.

5. Paulme D. Introduction. Femmes d'Afrique Noire. Paris-La Haye, 1960.

6. Корочанцев В. Закон племени. Азия и Африка сегодня. М., 1992. № 10.

7. Вардиман Э. Женщина в древнем мире. М., 1990, 335 с.

8. Традиционные и синкретические религии Африки. М., 1986, 622 с.

9. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982, 343 с.

10. Фрейд З. Тотем и табу. «Я» и «Оно». Книга I. Тбилиси, 1991, 320 с.

11. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980, 800 с.

12. Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М., 1991, 255 с.

13. http://web.amnesty.org/library/Index/ENGACT770061997?open&of=ENG-370 (дата обращения 24.02.2018 г.)

14. Female Genital Cutting (FGC): An Introduction, Marianne Sarkis.http://www.fgmnetwork. org/intro/fgmintro.html (дата обращения 24.02.2018 г.)

15. Skinner E.P. Female Circumcision in Africa: The Dialectics of Equality. Dialectics and Gender, Anthropological Approaches. L., 1988.

16. Eliminating female genital mutilation: an interagency statement. OHCHR, UNAIDS, UNDP, UNECA, UNESCO, UNFPA, UNHCR, UNICEF, UNIFEM, WHO. Geneva, World Health Organization, 2008.

17. Shell-Dunkan B., Herlund Y. Femal genital cutting: Social and Cultural Dimensions of the Practice and the Debats. Encyclopedia of Medical Anthropology. Springer Science and Business Media, 2003, 1071 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Yoder P., Abderrahim N., Zhuzhuni A. Female genital cutting in the Demographic and Health Surveys: a critical and comparative analysis. Calverton, MD, Calverton, Macro International Inc., 2004.

19. Кушнир Е. Жестокие обычаи: женское обрезание. http://vitaportal.ru/ (дата обращения 24.02.2018 г.)

20. Female Genital Mutilation. Cutting: A statistical overview and exploration of the dynamics of change. UNICEF.

21. Женская доля Африки. 28 января 2011 г. https://www.myjane.ru/articles/text/?id=9267 (дата обращения 10.04.2018 г.)

22. Женское обрезание - проблема современного мира. http://medbe.ru/news/ (дата обращения 24.02.2018 г.)

23. African Feminist Forum. Stella Mukasa. http://www.africanfeministforum.com/category/ african-feminists-group (дата обращения 15.05.2018 г.)

24. The Gambia bans female genital mutilation. The Guardian. 25.11.2015.

25. Плоды миграции: 50 тысяч женщин в Германии подверглись обрезанию. https://life.ru/t/религия/969921/ (дата обращения 15.04.2018 г.)

26. Правительство Испании запретило проводить жестокое обрезание дочерям мигрантов из стран Азии и Африки. 7.12.2017. https://amp.newsru.com/world/obrezaniye.html (дата обращения 12.02.2018 г.)

27. Генеральная ассамблея ООН впервые в своей истории приняла резолюцию об искоренении практики калечащих операций на женских половых органах. Центр новостей ООН. http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19042#.VqcVzJ9ohlI (дата обращения 24.02.2018 г.)

28. Howard J.A., Gibson M.A. Frequency-dependent female genital cutting behaviour confers evolutionary fitness benefits. Nature Ecology and Evolution. №1, 2017.

29. Распространение женского обрезания в странах Африки. Доклад ВОЗ/ЮНИСЕФ, Париж, 2016 г.

30. Котова Н. Женщины хотят быть целыми. https://www.gazeta.ru/health/2013/07/28_a_ 5528113.shtml (дата обращения 24.02.2018 г.)

INITIATION AS A FACTOR AND THE WAY

OF SOCIAL AND GENDER IDENTITY

© 2018 Natalia Ksenofontova, Nina Grishina

KSENOFONTOVA Natalia A., Senior Research Fellow of the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. 30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001, Russian Federation, e-mail: tabul@yandex.ru

GRISHINA Nina V., Senior Research Fellow of the Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences. 30/1 Spiridonovka str., Moscow, 123001, Russian Federation, e-mail: eestimaa8@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of one of the most important institutions of traditional society - the initiatives that scientists refer to the so-called rites of passage of boys and girls in the age class of men and women. The authors show on numerous examples of different African ethnic groups that initiations are a significant cultural phenomenon as a factor and a way of social and gender identification. Despite the fact that this custom on the continent is observed in some tribes and peoples still, while maintaining its cultural and social significance, it has many opponents not only among feminists, but also representatives of the official authorities and politicians. The article provides statistical data on the spread of this ritual in various countries of modern Africa and analyzes the documents of governments and international organizations designed to combat this archaic phenomenon.

Keywords: African age classes, gender, prohibition of female circumcision, social identity, initiation, circumcision, rites of passage, traditional society.

DOI: 10.31132/2412-5717-2018-44-3-69-82

References

African Feminist Forum. Stella Mukasa. http://www.africanfeministforum.com/category/african-feminists-group (accessed: 15.05.2018)

Beilis V.A. Dominantnye cherty afrikanskikh cultur - priznaki tsivilizationnoi obshchnosti (Dominant features of African cultures - signs of a civilizational community). Culturnoje nasledie: preemstvennost' Iperemeny (Cultural heritage: continuity and change) Vypusk 3, Moscow, 1991.

Dialectics and Gender, Anthropological Approaches. L., 1988.

Eliminating female genital mutilation: an interagency statement. OHCHR, UNAIDS, UNDP, UNECA, UNESCO, UNFPA, UNHCR, UNICEF, UNIFEM, WHO. Geneva, World Health Organization, 2008.

Female Genital Cutting (FGC): An Introduction, Marianne Sarkis. http://www.fgmnetwork. org/intro/fgmintro.html (accessed: 24.02.2018)

Female Genital Mutilation. Cutting: A statistical overview and exploration of the dynamics of change. UNICEF, 2013.

Freid Z. Totem I tabu (Totem and taboo). «Ja» i «Ono» ("I" and "It"). Kniga I. Tbilisi, 1991.

Frezer D.D. Zolotaja vetv' (Golden branch). Moscow, 1980.

Howard J.A., Gibson M.A. Frequency-dependent female genital cutting behaviour confers evolutionary fitness benefits. Nature Ecology and Evolution. №1. 2017.

Iordanskii V.B. Khaos i garmonia (Chaos and harmony). Moscow, 1982.

Korochantsev V. Zakon plemeni (Tribal law) Asia I Afrika segodnia. Moscow, 1992. № 10.

Kotova N. Zhenschiny hotjat byt' zelymi (Women want to be whole). https://www.gazeta.ru/ health/2013/07/28_a_5528113.shtml (accessed: 24.02.2018)

Kushnir E. Zhestokie obychai: zhenskoe obrezanie (Violent customs: female circumcision). http://vitaportal.ru/ (accessed: 24.02.2018)

Lev-Starovich Z. Seks v kulturach mira (Sex in the Cultures of the World). Moscow, 1991.

Olia B. Bogi Tropicheskoj Afriki (The Gods of Tropical Africa). Moscow.

Paulme D. Introduction. Femmes dAfrique Noire? P., 1960.

Plody migrazii: 50 tysjach zhenschin v Germanii podverglis' obrezaniju (The fruits of migration: 50,000 women in Germany underwent circumcision). https://life.ru/t/penHraa/969921/ (accessed 15.04.2018)

Pravitel'stvo Ispanii zapretilo provodit' zhestokoe obrezanie docheijam migrantov iz stran Azii I Afriki (The government of Spain has forbidden to conduct cruel circumcision to daughters of migrants from the countries of Asia and Africa). 7.12.2017. https://amp.newsru.com/world/obrezaniye.html (accessed 12.02.2018)

Rasprostranenie zhenskogo obrezanija v stranach Afriki (Distribution of female circumcision in African countries). Doklad UNISEF (UNICEFReport). 2016.

Skinner E.P. Female Circumcision in Africa: The Dialectics of Equality. Dialectics and Gender, Anthropological Approaches. L., 1988.

Steblin-Kamenskii M.I. Miph (Myth). Leningrad, 1976.

The Gambia bans female genital mutilation. The Guardian. 25.11.2015.

Yoder P., Abderrahim N., Zhuzhuni A. Female genital cutting in the Demographic and Health Surveys: a critical and comparative analysis. Calverton, MD, Calverton, Macro International Inc., 2004.

Tokarev S.A. Rannie formy religii (Early forms of religion). Moscow, 1990.

Tradiztsionnye i sinkreticheskie religii Afriki (Traditional and syncretic religions of Africa). Moscow, 1986.

Vardiman E. Zenshchina v drevnem mire (Woman in the ancient world). Moscow, 1990.

Zhenskaja dolja Afriki (Women's share in Africa). 28.01.2011 r. https://www.myjane.ru/ articles/text/?id=9267 (accessed 10.04.2018)

Zhenskoe obrezanie - problema sovremennogo mira (Female circumcision is a problem of the modern world). http://medbe.ru/news/ (accessed: 24.02.2018)

Zentr novostej OON. http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=19042#.VqcVzJ9ohlI (accessed 24.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.