Научная статья на тему 'Инициативы Казахстана по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии'

Инициативы Казахстана по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3691
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / КАЗАХСТАН / CCCР / США / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / БЕЗЪЯДЕРНАЯ ЗОНА / NUCLEAR POWER / KAZAKHSTAN / USSR / USA / CENTRAL ASIA / NUCLEAR-FREE ZONE / SECURITY / COOPERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фаизова Рената Сергеевна

Статья посвящена исследованию политики Казахстана в сфере нераспространения ядерного оружия. Анализируется вклад Казахстана в создание безъядерной зоны в Центральной Азии, рассматриваются инициативы Астаны относительно создания безъядерного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazakhstan Initiatives in Creation of Weapon Free Area

The article considers Kazakhstan's policy in the field of nuclear nonproliferation. It analyzes Kazakhstan's contribution to creation of nuclear-free zone in Central Asia. It also focuses on Astana initiatives in implementation of nuclear-free world.

Текст научной работы на тему «Инициативы Казахстана по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии»

ИНИЦИАТИВЫ КАЗАХСТАНА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗЪЯДЕРНОЙ ЗОНЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Р.С. Фаизова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена исследованию политики Казахстана в сфере нераспространения ядерного оружия. Анализируется вклад Казахстана в создание безъядерной зоны в Центральной Азии, рассматриваются инициативы Астаны относительно создания безъядерного мира.

Ключевые слова: ядерное оружие, Казахстан, CCCF, США, Центральная Азия, безопасность, внешняя политика, сотрудничество, безъядерная зона.

Знаменательным событием истории современного Казахстана в становлении его внешнеполитической стратегии стал отказ Астаны от ядерного оружия. На момент распада Советского Союза на территории Казахстана находился четвертый в мире по размеру ядерный арсенал. Напомним, что первый ядерный взрыв в СССР был осуществлен 29 августа 1949 г. на Семипалатинском испытательном полигоне (Казахстан). На территории более чем в 18 тысяч квадратных километров, за период с 1949 по 1989 гг., было произведено более 470 взрывов, в том числе 118 наземных и 352 подземных [1].

После распада СССР в Казахстане принимается решение об отказе от унаследованного от Советского Союза ядерного потенциала. Однако этот отказ дался Казахстану не так просто. В наследство от распавшегося Союза ему досталось 104 ракеты СС-18 стационарного базирования с 1400 ядерными боеголовками. Кроме того, на территории Казахстана было размещено 40 стратегических бомбардировщиков ТУ-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами [7. C. 63]. Вместо одной ядерной державы на постсоветском пространстве появилось четыре страны (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан) с огромным ядерным арсеналом военного назначения. Несомненно, что прежде всего США были крайне обеспокоены создавшейся ситуацией. «Еще во время существования Советского Союза, — вспоминает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, — 16 марта 1991 года госсекретарь Дж. Бейкер пригласил меня в посольство США в Москве. Дж. Бейкер интересовался общей ситуацией в стране, но сейчас мне кажется, что уже тогда на Западе искали подходы к решению проблемы ядерного оружия. Этот вопрос был напрямую поставлен во время нашей встречи в Алма-Ате 16 сентября 1991 года» [7. C. 64].

Распад Советского Союза, а также непосредственные экологические и иные последствия ядерных испытаний на территории Казахстана, давление со стороны ведущих мировых держав — все эти факторы привели к тому, что Казахстан провозгласил себя безъядерным государством. После распада Союза, когда на пространстве СНГ царил хаос, в Казахстане имелись сторонники идеи сохранения ядерного оружия в целях обеспечения национальной безопасности за счет поли-

тики сдерживания. Однако с трудом можно представить, как постсоветский Казахстан, которому необходимо было выстраивать внутреннюю и внешнюю политику буквально с нуля, мог справиться с ядерным наследием СССР.

«Ядерная проблема» оказалась в центре внимания и во время первого официального визита Н. Назарбаева в США в мае 1992 года по приглашению президента Дж. Буша-старшего. «После длительных переговоров американцы „пошли на прессинг", — вспоминает Н.А. Назарбаев, — и заявили, что если мы сегодня не подпишем документ по ядерному оружию, завтра не будут подписаны все остальные межгосударственные документы. А там важнейшие вопросы экономического сотрудничества, но никаких гарантий безопасности Казахстана» [7. С. 69]. В тот кризисный период у Казахстана не было выбора, так или иначе Запад настаивал на отказе от ядерного оружия, а взамен — многообещающие инвестиции в экономику страны, поддержка на международном уровне, возможность развивать независимый Казахстан и помощь в «демократизации» страны со стороны Запада. Однако, спустя двадцать лет, становится очевидным, что теми действиями Запад окончательно поставит в зависимость Казахстан, установив контроль над стратегическими объектами Казахстана.

Тогда перед главой государства стояла ключевая задача — обеспечить безопасность Казахстана в труднейших условиях системной нестабильности, охватившей весь мир. Эту позицию он отстаивал и во время встреч с министром иностранных дел Франции Р. Дюма, госсекретарем США У. Кристофером, вице-президентом США А. Гором и другими политиками, которые в 1992 году зачастили в Казахстан. «В конце концов, — пишет Н. Назарбаев, — во время моего следующего визита в США и встречи с Б. Клинтоном были выполнены все наши условия» [7. C. 74]. Таким образом, в основу внешнеполитического курса нового независимого государства были положены принципы движения к безъядерному миру. За прошедшие годы именно этот подход стал своего рода фирменным знаком казахстанской дипломатии, одним из главных элементов активности на международной арене.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отмечал, что закрытие Семипалатинского ядерного полигона в 1991 г. в условиях, когда еще не существовало независимого Казахстана, но был мощный военно-промышленный комплекс СССР, «было вызовом союзному руководству». По его словам, и в Казахстане выдвигались предложения оставить на территории республики ядерные боеголовки к ракетам СС-18 [10. C. 59]. Казахстан испытывал мощное давление центра, однако Н. Назарбаев в большей степени подвергся «давлению народа», испытавшего на себе тяжелейшие последствия ядерных испытаний. При этом Казахстан решил для себя одновременно три проблемы: освободился от ядерной инфраструктуры, демилитаризировал свою территорию, создал миролюбивый имидж страны в современном мире на фоне реальной угрозы самоуничтожения, что нашло поддержку у мирового сообщества [10. C. 60].

Основные этапы реализации казахстанской стратегии безъядерного мира развивались по следующему сценарию. 23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители Казахстана, Беларуси, Украины, России и США поставили подписи под пятисторон-

ним протоколом [9], уточняющим сферу их ответственности за реализацию Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) применительно к тем стратегическим ядерным силам (СЯС), которые размещены на территории четырех республик. В Лиссабонском протоколе также содержались обязательства Беларуси, Украины и Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве стран, не обладающих ядерным оружием. Казахстан, по оценкам министра иностранных дел К. Токаева, принял «историческое решение об отказе от ядерного наследия, что стало важнейшей предпосылкой становления нашего государства как естественной и неотъемлемой части современной цивилизации» [11. С 289]. Историческое значение имеет Меморандум о гарантиях безопасности Казахстана со стороны депозитариев Договора о нераспространении ядерного оружия: Российской Федерации, США и Великобритании, — подписанный во время Будапештского совещания СБСЕ 5 декабря 1994 года [12]. Три страны, подписавшие Меморандум, в соответствии с принципами СБСЕ подтвердили свое движение к независимости, суверенитету и незыблемости существующих границ Казахстана, взяли на себя обязательства о неприменении силы против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, об отказе от экономического принуждения. Впоследствии к Меморандуму присоединились правительства КНР и Франции. Эти гарантии явились адекватным ответом на мирную внешнюю политику Казахстана, в том числе и в области разоружения и, в первую очередь, сокращения и ликвидации средств массового уничтожения.

После ратификации Договора о СНВ и Лиссабонского протокола было осуществлено небывалое в истории человечества уничтожение более девяти тысяч ядерных боеголовок под жестким контролем со стороны мирового сообщества. Президент США Б. Клинтон дал такую оценку успешно проведенной операции: «Мир избавлен от еще одной угрозы ядерного терроризма и распространения ядерного оружия. Я ценю лидерство в этом Президента Н.А. Назарбаева» [5. С 107]. В дальнейшем, правда, Вашингтон во многом воспользовался плодами политики Астаны по созданию безъядерной зоны в Центральной Азии, значительно укрепив в регионе свои позиции.

С февраля 1994 г. Казахстан стал членом МАГАТЭ и передал все свои ядерные объекты под его контроль, а в 2006 г. Казахстан наряду с другими странами Центральной Азии подписал в городе Семипалатинске Договор о создании в регионе зоны, свободной от ядерного оружия — это стало важным вкладом в укрепление региональной безопасности. 21 марта 2009 г. договор вступил в силу. МАГАТЭ охарактеризовало его как реальный вклад в реализацию Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), в глобальный процесс разоружения и ядерного нераспространения [3].

Создание зон, свободных от ядерного оружия, является одним из действенных средств достижения глобальной ядерной безопасности. Впервые зона, свободная от ядерного оружия, появилась вследствие подписания в 1967 г. Договора о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне [4]. На сего-

дняшний день существует пять безъядерных зон, и охватывают они более 100 стран. На наш взгляд, важным фактором успешной реализации инициативы о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО) стало то, что она осуществлялась при активном содействии и под эгидой Организации Объединенных Наций.

Статус безъядерной страны позволил Казахстану избежать нарастания конфликтного потенциала в Евразии, и особенно в Центральной Азии, открыл перспективы для интеграции в мировое сообщество, предоставил возможности для активизации внешней политики в регионе. «Ядерные амбиции вошли бы в противоречие с уставом ООН и с ДНЯО, который подписали почти все страны мира, породили бы неравные партнерские отношения «с открытым забралом» с ближайшими соседями и другими государствами, силовое противостояние и настороженное отношение между Республикой Казахстан и мировым сообществом», — отмечает Н.А. Назарбаев [8. С. 84].

Вместе с тем не стоит переоценивать усилия Казахстана в связи с отказом от ядерного оружия, скорее нужно оценить разумность и дальновидность принятого руководством страны решения, поскольку отказ от ядерного оружия в сложившихся условиях был неизбежен. У Казахстана отсутствовали какие-либо финансовые возможности для содержания ядерного потенциала на своей территории. Он даже не имел возможностей финансировать содержание космодрома «Байконур», вследствие чего он был передан в аренду России. Единственным реальным вариантом сохранения ядерного потенциала на территории Казахстана было привлечение финансовой помощи (что сопровождалось бы и контролем) со стороны США или России. Запад опасался, что Россия может содействовать сохранению ядерного потенциала в Казахстане, однако данный сценарий был маловероятен ввиду того, что в 1990-е гг. Россия, как и все постсоветское пространство, находилась в глубоком кризисе. В данной ситуации только США могли содействовать сохранению ядерного оружия в Казахстане, но это не отвечало их интересам. К тому же Вашингтон отнюдь не предусматривал лидерство Казахстана в регионе, ставка была сделана на Узбекистан.

В книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» американский политолог З. Бжезинский, один из ведущих идеологов внешней политики США, отнес пять среднеазиатских государств, в том числе и Казахстан, к «евразийским Балканам», назвав Казахстан «щитом региона», а Узбекистан — «душой его национального пробуждения», оценивая Узбекистан как «главного кандидата на роль регионального лидера» [2]. Таким образом, США стремились не допустить наличия ядерного оружия на «евразийских Балканах» и предприняли все усилия, а фактически «купили» у Казахстана отказ от ядерного оружия взамен на западные инвестиции в экономику Казахстана. Для США было необходимо «обезопасить» Центральную Азию, а тем самым открыть для себя и рубежи Китая, и России.

В современном мире проблема нераспространения ядерного оружия актуализируется, мир в XXI веке становится многополярным и полиядерным. «Если че-

ловечеству нужен суровый урок, — пишет Президент Казахстана, — то назревает реальная опасность, что он будет преподан» [8. C. 243]. Назрела, по его мнению, насущная необходимость достижения нового универсального Договора о всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия с целью обеспечения более эффективного режима глобальной и региональной безопасности. В 2010 г. Казахстан неоднократно озвучивал данную идею на всех уровнях.

29 августа 2010 г. по инициативе Казахстана, поддержанной Генеральной Ассамблеей ООН, впервые отмечался Международный день действий против ядерных испытаний. 19 лет назад в этот день был подписан указ о закрытии Семипалатинского полигона, второго крупнейшего ядерного полигона в мире, а еще ранее, в апреле 2010 г., в ходе визита в Астану генеральный секретарь ООН поддержал идею Н. Назарбаева о создании безъядерного мира. Пан Ги Мун подчеркнул, что Президент Казахстана как человек, проявивший исключительное лидерство в вопросах нераспространения ядерного оружия, имеет «моральное право и силу в голосе» вынести эту проблему на обсуждение всего международного сообщества и предложил Казахстану воспользоваться своим авторитетом и выступить с инициативой создания «безъядерной зоны» на Ближнем Востоке, так как, по словам Пан Ги Муна, «казахстанский народ почувствовал на себе все ужасы этого оружия» [6].

В апреле того же года на глобальном саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне Н. Назарбаев предложил принять всеобщую декларацию безъядерного мира [3]. Однако, несмотря на миллионы жертв от ядерного оружия во всем мире, от Японии до Семипалатинска, от Чернобыля до Невады, мировое сообщество не руководствуется здравым смыслом, а мировые державы стремятся лишь сохранить баланс сил, поэтому инициативы Казахстана о безъядерном мире кажутся нереальными.

Однако отметим, что вклад Казахстана в создание безъядерного мира и отказ от ядерного оружия значителен. Прежде всего, это благоприятно сказывается на положении населения всех государств региона, однако, с точки зрения безопасности, позиции Казахстана стали уязвимы, так как он оказался в определенной степени в зависимости от ядерных держав, и прежде всего, от США.

Насколько будут перспективны инициативы Н. Назарбаева относительно безъядерного мира, покажет время. На сегодняшний день эти идеи не находят реальной поддержки, но, возможно, спустя некоторое время мировое сообщество вернется к этому вопросу, к вопросу сохранения жизни и безопасности людей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абишев М. Международное антиядерное движение «Невада — Семипалатинск». URL: http://hirosima.scepsis.ru/movement/mov_2.html

[2] Бжезинский З. Великая шахматная доска. URL: http://www.nationalsecurity.ru/library/ 00010/index.htm

[3] Власов А. Безъядерное сдерживание. 19 лет назад Казахстан сделал первый шаг к perfect world. URL: http://www.ng.ru/cis/2010-08-27/6_kazakhstan.html

[4] Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне. URL: http://www.zonazakona.ru/law/abro/717

[5] Казахстан в современном мире: реалии и перспективы / Под ред. А. Султанова. URL: http://www.kisi.kz/img/docs/4236.pdf

[6] Мир требует нового мышления в сфере глобальной безопасности, и Казахстан его озвучил URL: http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=1997&Itemid=2

[7] Назарбаев Н. На пороге XXI века. — Алматы: Онер, 1996.

[8] Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. — Алматы: Кайнар, 2001.

[9] Протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. URL: http://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/start1/lisb-agr.txt

[10] Ретивых А. Испытание независимостью. — Алматы, 2004.

[11] Токаев К. Свет и Тень. — Астана. 2007.

[ 12] Activity of Kazakhstan on strengthening the international regime of non-proliferation of weapon of mass destruction (WMD). URL: http://portal.mfa.kz/portal/page/portal/mfa/en/ content/policy/security/disarmament

KAZAKHSTAN INITIATIVES IN CREATION OF WEAPON FREE AREA

R.S. Faizova

Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198

The article considers Kazakhstan's policy in the field of nuclear nonproliferation. It analyzes Kazakhstan's contribution to creation of nuclear-free zone in Central Asia. It also focuses on Astana initiatives in implementation of nuclear-free world.

Key words: nuclear power, Kazakhstan, USSR, USA, Central Asia, nuclear-free zone, security, cooperation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.