Научная статья на тему 'Инициативное бюджетирование в странах БРИКС'

Инициативное бюджетирование в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
355
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / INITIATIVE BUDGETING / ПАРТИСИПАТОРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PARTICIPATORY BUDGETING / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TERRITORIAL DEVELOPMENT / РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / DEVELOPMENT OF PUBLIC INFRASTRUCTURE / БРИКС / BRICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вагин Владимир Владимирович, Романов Сергей Владимирович

Статья посвящена практикам участия граждан в бюджетных решениях, а также иным практикам вовлечения граждан в вопросы развития общественной инфраструктуры в государствах, входящих в организацию БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Богатый арсенал данных практик в странах БРИКС может послужить действенной основой для расширения долгосрочного сотрудничества стран, входящих в международную организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Вагин Владимир Владимирович, Романов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Budgeting Initiative in the BRICS Countries

The article is devoted to the practice of citizen participation in budget decisions, as well as other practices of involving citizens in the development of public infrastructure in the countries that make up the BRICS: Brazil, Russia, India, China, South Africa. A rich arsenal of these practices in the BRICS countries can serve as an effective basis for expanding the long-term cooperation of the international organization members.

Текст научной работы на тему «Инициативное бюджетирование в странах БРИКС»

ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

В. В. Вагин, С. В. Романов

Инициативное бюджетирование в странах БРИКС

Аннотация

Статья посвящена практикам участия граждан в бюджетных решениях, а также иным практикам вовлечения граждан в вопросы развития общественной инфраструктуры в государствах, входящих в организацию БРИКС: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Богатый арсенал данных практик в странах БРИКС может послужить действенной основой для расширения долгосрочного сотрудничества стран, входящих в международную организацию.

Ключевые слова:

инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, территориальное развитие, развитие общественной инфраструктуры, БРИКС

JEL ^2, ^6, ^9

частие граждан в бюджетных решениях все чаще входит в повестку работы меж-

дународных организаций [1]. Не является исключением и организация, объеди-

нившая крупные и наиболее динамично развивающиеся государства: Бразилию, Россию, Индию, Китай, Южную Африку (БРИКС). В большинстве государств — членов БРИКС накоплен значительный опыт вовлечения граждан в развитие общественной инфраструктуры поселений. Более того, в Бразилии в 1989 г. зародилась одна из наиболее известных практик такого рода — партисипаторное бюджетирование (ПБ). Оно известно сегодня в большинстве стран мира и активно используется государственными и муниципальными властями как способ вовлечения граждан в процесс принятия совместных с гражданами решений об отборе приоритетных проектов, финансируемых из средств бюджетов разного уровня. Накопленный в странах БРИКС потенциал участия населения нуждается уже не только в изучении, но и тиражировании и использовании в других странах, не входящих в данную организацию. В свою очередь, для стран — участниц БРИКС вовлеченность граждан в развитие общественной инфраструктуры может стать одной из ключевых тем долговременного сотрудничества.

В российской и зарубежной литературе накоплен значительный объем публикаций на эту тему. Наверное наибольшее внимание ученых из разных стран обращено на изучение опыта Бразилии [2-8]. Существенный объем публикаций посвящен опыту Индии [9-11]. Огромный интерес исследователей из разных стран вызывает опыт Китая по экспериментам в области делиберативной демократии [12-16]. Отдельные публикации посвящены опыту вовлечения граждан в бюджетные решения в ЮАР [17]. В последние годы в связи распространением инициативного бюджетирования в России появились публикации, анализирующие и обобщающие региональные практики вовлечения населения в бюджетный процесс [18-20].

бразилия

Бразилия является родиной партисипаторного бюджетирования. В 1989 г. в городе Порту-Алегри впервые был реализован проект участия граждан в управлении бюджетом. Изменения в политической жизни страны, произошедшие в последние несколько лет, привели к существенным изменениям в объемах реализации и распространенности

партисипаторного бюджетирования. Несмотря на отсутствие поддержки на общестрано-вом и региональном уровнях, партисипаторное бюджетирование активно используется во многих крупных муниципалитетах.

Так, в одном из крупнейших бразильских мегаполисов Белу-Оризонти (население 2,5 млн человек) практики участия граждан, появившиеся в 1993 г., продолжаются до сих пор. Город инвестировал свыше 2,4 млрд реалов на реализацию четырех практик: районное ПБ (с 1993 г.); электронное ПБ (с 2006 г.); жилищное ПБ, реализованное в период 1996-2008 гг., и школьное ПБ (с 2014 г.). На март 2016 г. были завершены 1215 проектов, выбранных с участием граждан. Процесс ПБ в Белу-Оризонти организован через администрацию города и гражданские службы. Вся информация о практиках представлена на отдельном портале http://gestaocompartilhada.pbh.gov.br. Особенность партисипаторного бюджетирования в Белу-Оризонти — наличие индекса ^и, который помогает выявить группы населения, нуждающиеся в программе более остальных. Индекс ^и измеряет десять сфер жизнедеятельности по 38 индикаторам (общественная безопасность, доступ к инфраструктуре и услугам и т. д.).

Региональная программа ПБ создавалась по аналогии с программой Порту-Алегри. Сейчас в процессе подготовки и реализации находится 1652 проекта. В год удается реализовать немногим более 50 проектов. Весь перечень проектов доступен на сайте. В силу нехватки ресурсов мэрии не удается в полном объеме реализовать инициативы граждан: отдельные проекты, выбранные в первые годы, до сих пор не реализованы. Новое руководство города во главе с новым мэром продолжило реализацию ранее приостановленных проектов. Всего в городском бюджете на эти цели было выделено 1 млрд реалов, из которых уже использовано 300 млн. В ПБ вовлечены девять районов и 40 территорий в Белу-Оризонти.

Одна из значимых разновидностей ПБ изначально была ориентирована на самые нуждающиеся слои населения и нацелена на формирование инфраструктуры в беднейших районах (дороги, освещение). В программу было вовлечено 322 тыс. участников и выбрано 37 проектов, из которых девять завершены и 28 находятся в процессе реализации. Электронное ПБ началось в 2006 г. с целью расширения участия общественности в управлении городом при помощи новых технологий. В городе появились доступные для населения 152 цифровых центра на уровне местных сообществ, муниципальных центров и школ, служивших избирательными участками. Одним из первых проектов была реконструкция центральной площади Рауль, построенной в 1936 г. и ставшей объектом культурного наследия в 1981 г.

В 2008 г. общегородской темой ПБ стала ситуация с дорожным трафиком. На голосование были поставлены пять дорожных проектов. Объем финансирования этих программ увеличился на 147 %. Предварительный отбор пяти дорожных проектов был основан на исследованиях, проведенных в рамках реализации транспортной программы Белу-Оризонти, в которой приоритет отдан проектам, улучшающим дорожное движение, общественному транспорту и пешеходам. Начиная с 2008 г. жители Белу-Оризонти получили возможность голосовать по бесплатному номеру телефона, что позволило вовлечь в ПБ тысячи граждан, которые не имели доступа к сети Интернет. Интернет-голосование было реализовано через сайт и обеспечивало возможность для обсуждения и организации дискуссий через чаты, форумы и электронную почту. Новаторским решением стал запуск онлайн-игры, которая в увлекательной форме рассказывала и показывала возможности развития города и городских пространств.

В 2011 г. программа опять была обновлена. Для обеспечения верификации в процессе голосования были приняты меры по идентификации участников голосования — через электронную почту и дополнительные вопросы. На голосование было выставлено пять проектов с запланированными инвестициями в размере 5,5 млн реалов для каждого утвержденного проекта.

На странице голосования в 2011 г. была предусмотрена возможность для подачи собственных предложений гражданина, которые организаторы обещали поставить на голосование в следующем цикле. Благодаря этой возможности было получено около 400 предложений. В голосовании за проекты было подано 92 724 голоса, участие в голосовании приняли 25 378 избирателей. Сайт электронного ПБ в 2013 г. в среднем посещали 4109 раз в день. С 2013 г. в программе предусмотрено использование мобильных устройств.

Еще одна городская программа Белу-Оризонти — ОРСА (ПБ для школьников и детей). В программе предусмотрены следующие процедуры: выбор делегатов, обсуждение и подготовка проектов, защита проектов, голосование. Дети имеют возможность голосовать за выбор делегатов, выдвижение идей и за проекты, самостоятельно бюджетируют проекты и осуществляют контроль за их реализацией. Программа ПБ ОРСА для школьников была начата в 2014 г. и является самым новым проектом в линейке реализуемых в Белу-Оризонти программ. Реализуется она в государственных школах и курируется муниципальными отделами образования. Страница проекта: http://planejamentoparticipativo. com.br/opca.

В первый год проект носил пилотный характер. В нем приняли участие более 10 тыс. детей и подростков от 6 до 14 лет, обучающихся в 16 государственных школах. Проект имел бюджет в размере 320 тыс. реалов, разделенных поровну между школами, каждая школа получила по 20 тыс. реалов.

В проекте ОРСА 2015 г. участвовало уже 27 новых школ, благодаря чему в программу были вовлечены 18 тыс. подростков. Общий объем средств, выделенных на школьные проекты, составил 540 тыс. реалов. В 2016 г. параметры не изменились, но для каждого района города было выбрано по три школы.

Все процедуры проекта разделены на три тура.

1. Запуск проекта ОРСА в школах, представление правил участия, информирование школьников.

2. Представление требований и избрание делегатов. Каждая школа организует полноценный процесс выявления потребностей и избрание делегатов под контролем учителя-координатора. Школьники определяют требования, которые они считают приоритетными, а делегаты несут ответственность за организацию рекламных кампаний и защиту проектов на форуме.

3. Скрининг требований. Все требования, представленные учащимися, рассматриваются школьной контрольной группой при участии делегатов. На этом этапе группируются похожие требования и привлекаются технические специалисты проекта ОРСА для консультаций.

4. Подготовка к форуму и второму туру. Школы готовят необходимые материалы для голосования в классах. Школа предоставляет место — так называемую стену участия, где размещаются все требования, получившие поддержку. Делегаты готовят материалы для отдельных требований.

5. Рекламные кампании в поддержку требований и делегатов от школы: школьники готовят плакаты и листовки для продвижения требований и делегатов, выбранных в каждой школе.

6. Форум, в ходе которого все школьники собираются, чтобы выбрать до десяти требований и четыре пары кандидатов от школы для финального голосования.

7. Открытое голосование на сайте ОРСА. Каждый школьник может проголосовать за три требования своей школы и проекты другой школы.

8. Встречи делегатов от разных школ, преподавателей, инженеров и команды ОРСА для оценки процесса.

9. Муниципальное собрание. Встреча школьных делегатов, представителей школ с мэром. Встреча имеет цель представить все требования, которые будут реализованы в каждом участвующем школьном проекте. Проекты включаются в план проекта ОРСА.

10. Мониторинг реализации избранных проектов. Школы несут ответственность за утвержденные заявки и реализацию предложенных проектов.

Целью данной практики являются образование и воспитание будущих молодых горожан. Важнейший эффект проекта в том, что благодаря участию в ПБ дети учатся излагать свои мысли, видеть проблемы и предлагать решения, приоритизировать, составлять структурированные презентации, выступать перед аудиторией, понимать стоимость того или иного проекта и пр. Данная программа рассматривается как метод воспитания гражданственности, а также форма участия в реализации прав, непосредственное включение в политическую жизнь местного самоуправления, с акцентом на социализацию и возможность организовать сотрудничество взрослых и детей. Участие детей в планировании услуг, предоставляемых на муниципальном уровне, образует еще один уровень участия граждан в жизни города.

Методология ПБ, используемая в городском управлении бразильского города Натала с 2005 г., позволяет населению решать, как будут потрачены 1,5 % налоговых поступлений муниципалитета. Данное условие зафиксировано в законе о бюджетном планировании. В процесс реализации ПБ вовлечены два городских департамента. Современная версия программы ПБ сочетает общественные слушания (не только на местном уровне, но и общегородские), а также онлайн-участие (с 2015 г.), призванное увеличить долю участвующего в ПБ населения и вовлечение новых групп жителей в определение направлений развития. Другая инновация — формирование с участием граждан долгосрочного плана, являющегося частью общегородской стратегии развития.

С помощью онлайн-процедур выбираются три основные тематики для каждого района проживания участника. Конкретные решения в рамках этих тем определяются только очно в ходе работы форума делегатов. Онлайн-этап доступен на официальном сайте мэрии. Любой гражданин старше 16 лет может голосовать по трем темам, которые он считает важными для инвестиций в своем административном районе. Эта опция доступна только в период голосования.

Процедура участия в формировании бюджета в сети Интернет очень простая:

Шаг 1. Зайти на сайт мэрии Натала: www.natal.rn.gov.br.

Шаг 2. На главной странице сайта мэрии выбрать раздел «Муниципальное планирование».

Шаг 3. Ввести личные данные и административный район проживания (север, юг, восток или запад).

Шаг 4. На следующей странице выбрать три темы из перечня: социальное обеспечение, гендерная проблематика, культура, спорт, образование, отдых, недвижимость, молодежь, городская мобильность, работа, развитие городов, санитария и здоровье.

Информация из этих форм обрабатывается специалистами, сводится в таблицу и представляется на форумах делегатов от каждого района-участника. На этих форумах, также называемых региональными совещаниями, выбирают те конкретные услуги и мероприятия, которые участники считают приоритетными в каждом районе. Для каждого района выбирается девять мероприятий. За последние четыре года было реализовано только треть проектов. На проекты ПБ ежегодно мэрия тратит около 8 млн реалов, что позволяет реализовать два-три проекта в год. В 2016 г. сумма составила 8,5 млн реалов.

Еще один проект с участием жителей города Натала — «Умный город для людей» (Human Smart City). Проект реализуется с участием городского университета за счет государственных средств и частных инвестиций. Проект направлен на развитие инфраструктуры и распространение научных технологий и инноваций, а также на содействие экономическому и социальному развитию города. Он призван организовать городскую жизнь более разумным способом, через децентрализацию инициатив к реализации последовательных проектов.

россия

В России развитие практик участия граждан началось в 2007 г. с запуском Программы поддержки местных инициатив (ППМИ) Всемирного банка, направленной на развитие муниципальной инфраструктуры при участии местных сообществ. В середине 2017 г. в России реализовано около 10 тыс. проектов, а формирующаяся сеть по развитию программ инициативного бюджетирования (ИБ) включает в себя 47 субъектов Российской Федерации. Особенность российских практик участия граждан — их изначальная встроен-ность в административную и бюджетную системы, софинансирование гражданами проектов, разнообразие. Названные особенности российских практик позволяют говорить о возможности оперирования новым понятием — инициативное бюджетирование (ИБ), которое объединяет совокупность практик вовлечения граждан в бюджетный процесс, объединенных общей идеологией гражданского участия; в то же время это сфера государственного регулирования участия населения в определении и выборе проектов, финансируемых за счет расходов бюджета, и последующем контроле за реализацией отобранных проектов.

Долгосрочными эффектами от реализации программ, основанных на участии сообществ в социально-экономическом развитии, являются укрепление социального капитала и рост взаимного доверия между властью, населением и бизнесом, развитие потенциала сообществ и органов местного самоуправления в решении задач местного значения, повышение адресности и эффективности использования бюджетных средств, развитие механизмов общественного контроля и на основе этого — формирование устойчивых и эффективных механизмов территориального развития.

Нигде в мире практики участия граждан в решении вопросов местного значения не обрели такого размаха, как в Российской Федерации. Объяснением этому феномену являются особенности государственного участия и регулирования процесса вовлечения граждан в бюджетные решения. Координатором этого процесса выступает Министерство финансов Российской Федерации. В настоящее время предметом дискуссии стали вопросы включения понятия «инициативное бюджетирование» в Бюджетный кодекс Российской Федерации и ключевые федеральные законы, регулирующие сферу местного самоуправления, а также разработка подпрограммы в составе государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Активное участие в развитии инициативного бюджетирования принимает верхняя палата российского парламента. В 2017 г. Совет Федерации принял постановления о поддержке социально-экономического развития Ставропольского края и Кировской области, в которых инициативное бюджетирование было названо одной из мер, требующих государственной поддержки. В текущем году состоялось несколько круглых столов и выездных заседаний. Промежуточный итог — конкретные рекомендации расширенного заседания комитета по бюджету и финансовым рынкам «Развитие и нормативное регулирование инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации» в адрес Правительства Российской Федерации.

индия

Во всем мире хорошо известен опыт Индии по развитию партисипаторного бюджетирования. В индийском штате Керала (Kerala) в 1996 г. был запущен один из самых масштабных проектов участия граждан в решении вопросов местного значения. Пожалуй, нигде в мире партисипаторное бюджетирование не становилось каналом такой массовой мобилизации. В планах было вовлечение более 10 % из 31 млн жителей региона, причем минимум одну треть из вовлеченных должны были составлять женщины. ПБ вовлекало

жителей в циклический процесс, поддержку на всех этапах осуществляли 373 государственных инструктора. Процедура в Керале включает в себя пять шагов: серия местных ассамблей, сбор информации и коллективное написание писем в местные органы местного самоуправления (панчаяты), формулирование проектных предложений специальной комиссией на развивающих семинарах, их одобрение региональными комитетами по планированию и, наконец, осуществление, мониторинг и оценка проектов, в которых граждане также принимают участие.

Гибкость керальского эксперимента позволила ему пережить изменения, которые несколько раз меняли политическую окраску государственной власти. Так или иначе, эксперимент внес положительный вклад в такие процессы, как повышение средней продолжительности жизни, понижение уровня детской смертности. Он получил международное признание со стороны ученых и движения антиглобалистов, широко обсуждался на четвертом Всемирном социальном форуме, который проходил в Мумбае в 2004 г.

В Индии была принята 74-я поправка к Конституции и специальный закон (Model Nagar Raj Bill), который предписывает правительствам штатов и городским администрациям создавать совещательные общественные комитеты, состоящие из местных граждан, и готовить в рамках консультаций с ними локальные бюджеты. С принятием данной поправки представители власти начали готовить местные бюджеты, консультируясь с общественными комитетами.

В индийском городе Пуна партисипаторное бюджетирование впервые было внедрено в рамках отдельного муниципалитета. Население Пуны составляет свыше 3,5 млн человек. Запуск состоялся в 2005 г., реальная работа началась в 2006-2007 гг. Эксперимент имел большой отклик среди горожан и городских НКО, включая такие, как Janwani, NSCC, C.E.E, Nagrik Chetna Manch. На определенном этапе проект забуксовал, и именно благодаря настойчивости и усилиям со стороны НКО и граждан его удалось продолжить. Деньги выделялись на каждый prabhag (охватывает территорию двух избирательных участков) в размере 5 млн рупий ($75400) с максимальным лимитом на один проект 500 тыс. рупий ($7540). Граждане могли определять выполнение работ в рамках следующих направлений: тротуары, велодорожки, дороги, уличное освещение, светофоры, автобусные остановки, общественные парковки, общественные туалеты, утилизация твердых бытовых отходов, водоснабжение, отвод дождевой воды, сады, общественные здания, вывески и другое.

Большую роль в реализации проекта сыграли СМИ, в частности печатная пресса и радио. В 2012-2013 гг. было получено 600 заявок от жителей. Организаторы сочли, что интерес к проекту падает, поэтому была развернута кампания по повышению участия. Провайдером выступила НКО Janwani. В частности, было проведено более 60 семинаров по обучению партисипаторному бюджетированию, 20 из которых были ориентированы на женские группы самопомощи. Один из методов обеспечения прозрачности: на специальном сайте ведется геотегинг проектов, и в открытом доступе публикуются ссылки на их месторасположение на карте.

Оператор проекта планирует развивать его по следующим направлениям: подробная отчетность, создание операционного руководства по партисипаторному бюджетированию, фасилитация проекта в 2015-2016 гг. с фокусом на женщин, городскую бедноту и другие маргинализованные группы, расширение партисипаторного бюджетирования, включение других городов.

Заслуживает упоминания масштабный эксперимент в Бангалоре — третьем по численности населения (свыше 4,3 млн человек) и пятой по размерам агломерации Индии, ставший творческим осмыслением бразильского опыта. Инициатором эксперимента выступила организация Джанааграха (Janaagraha).

В ноябре 2016 г. в штате Керала прошло первое международное мероприятие, посвященное участию граждан в вопросах территориального развития в рамках БРИКС.

На нем была поддержана идея регулярного проведения подобных мероприятий в рамках стран БРИКС.

китай

В Китае растущий интерес к ПБ также в основном формируется органами местного самоуправления. С 2005 г. участие граждан в бюджетном процессе рассматривается как один из механизмов повышения бюджетной прозрачности и производительности системы государственного управления. При этом само участие — это не только вовлеченность рядовых граждан в государственную политику, но и расширение межведомственных диалогов с вовлечением депутатов законодательных органов. Многие проекты, которые называются партисипаторным бюджетированием, по факту представляют собой лишь консультации с местным народным конгрессом.

Однако в Китае есть любопытный опыт привлечения средств граждан для финансирования проектов ПБ. В городе Зегуо провинции Джейжанг в 2005 г. были случайным образом отобраны 275 человек для участия в выборе приоритетных проектов местного бюджета. Всего для обсуждения было предложено 30 проектов, но средств для их реализации хватало лишь на одну треть. Отобранные на основании голосов представителей проекты оказались действительно приоритетными для данной провинции. Этот эксперимент был признан плодотворным и воспроизводился в последующие годы.

Оригинальный эксперимент реализуется с 2011 г. в городе Чэнду провинции Сычуань, в котором проживает 14 млн жителей. Его особенность в том, что граждане участвуют в принятии решений о том, куда потратить ссуды, выдаваемые местным сообществам государственным инвестиционным фондом «Инвестиционная компания малых городов Чэнду». Максимальный размер суммы кредита от фонда семикратно превышает первоначальный взнос сообщества. Жители не только самостоятельно отбирают проекты, но и решают, на какую сумму брать кредит и как использовать полученные ресурсы. Кредиты возвращаются в течение семи лет.

южно-африканская республика

Проекты в сфере ПБ реализуются в стране с начала 2000-х годов. Первые пилоты запущены в муниципалитетах Стелленбош и Баффало. В Стелленбоше Акт об управлении муниципальными финансами (Municipal Finance Management Act) от 2003 г. требует, чтобы сразу после того, как годовой бюджет сверстан в муниципальном совете, местное сообщество было приглашено для обсуждения и внесения комментариев по бюджету. Однако на деле большая часть граждан не обладает необходимым уровнем финансовой грамотности, чтобы обсуждать бюджетные вопросы. В Баффало общественное вовлечение в вопросы бюджета формально началось с появления специальных комитетов в 2001 г., хотя эти комитеты больше озадачены выбором приоритетных проблем, нежели вопросами распределения средств.

заключение

Осенью 2017 г. намечено проведение международного форума стран БРИКС на тему «Вовлечение граждан в развитие общественной инфраструктуры». Цель мероприятия — содействие развитию общественной инфраструктуры поселений с участием граждан через изучение и популяризацию лучших российских и зарубежных практик. Предполагаемый состав участников: инициаторы организации проектов партисипаторного бюджетирования стран БРИКС, консультанты, эксперты проектов партисипаторного бюджетирования, руководители и специалисты финансовых органов и иных органов государственной власти и местного самоуправления стран БРИКС.

Основными темами обсуждения на форуме станут: роль проектов развития общественной инфраструктуры с участием граждан в улучшении жизни городских и сельских поселений, основные разновидности практик ПБ, роль институциональной инфраструктуры ПБ, вопросы финансирования проектов ИБ, роль органов государственной власти и местного самоуправления в организации ИБ.

Наиболее приемлемые формы дальнейшей работы в рамках БРИКС: проведение тематических форумов для работников органов государственного и муниципального управления, экспертов и гражданских активистов; включение разделов, посвященных вовлечению граждан, в образовательные программы системы основного и дополнительного образования; исследование комплексных эффектов от реализации проектов с участием граждан; расширение тематических сообществ, поддержка интеграции в тематические сообщества новых участников; подготовка ежегодного доклада о «лучших практиках вовлечения граждан» в странах БРИКС. Результатом проделанной работы станет существенное увеличение вклада территориальных сообществ в вопросы повышения эффективности общественных финансов, выработка элементов новой современной управленческой культуры, рост доверия к власти на всех уровнях в странах, объединенных международной организацией.

Библиография/References

1. Вагин В. В. Инициативное бюджетирование в повестке международных экономических организаций // Проблемы современной экономики. 2016. № 4 (60) [Vagin V. V. Initiative Budgeting in the Agenda of International Economic Organizations. Problems of Modern Economy, 2016, no. 4 (60) (In Russ.)].

2. Avritzer L. Participatory Institutions in Democratic Brazil. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2009.

3. Avritzer L. The Different Designs of Public Participation in Brazil: Deliberation, Power Sharing and Public Ratification. Critical Policy Studies, 2012, vol. 6, no. 2, pp. 113-127.

4. Baiocchi G. Militants and Citizens: the Politics of Participation in Porto Alegre. Stanford University Press, 2005.

5. Coleman S., Sampaio R. C. Sustaining a Democratic Innovation: A Study of Three e-Participatory Budgets in Belo Horizonte. Information, Communication & Society, July 2016.

6. Leubolt B., Novy A., Becker J. Changing Patterns of Participation in Porto Alegre. International Social Science Journal, 2008, vol. 59, no. 193, pp. 435-448.

7. Wampler B. Participatory Budgeting in Brazil: Contestation, Cooperation, and Accountability. Pennsylvania State University Press, 2010.

8. Brazil: Toward a More Inclusive and Effective Participatory Budget in Porto Alegre, vol. I: Main Report. The World Bank, 2008.

9. Гаврилова Н. В. Партисипаторное планирование и бюджетирование на местном уровне в индийском штате Керала // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1 (49). URL: http://eee-region.ru/article/4916 [Gavrilova N. V. Participatory Planning and Budgeting at the Local Level in the Indian State Kerala. Regional Economics and Management Electronic Scientific Journal, 2017, no. 1 (49) (In Russ.)].

10. Isaac T., Heller P. Democracy and Development: Decentralized Planning in Kerala. In: Deepening Democracy, ed. by Erik Olin Wright. London, New Work: Verso, 2003. Available at: https://www.ssc.wisc.edu/~wright/ Deepening.pdf.

11. Jafar K. A Note on Peoples' Planning Initiative — Possible Lessons from the Kerala Experience. Munich Personal RePEc Archive, 2015. Available at: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/65710/.

12. Collins P., Chan H. State Capacity Building in China: an Introduction. Public Administration and Development, 2009, no. 29, pp. 1-8.

13. Fishkin J., He B., Luskin R. C., Siu A. Deliberative Democracy in an Unlikely Place: Deliberative Polling in China. British Journal of Political Science, 2010, no. 40 (2), pp. 435-448.

14. He B. Authoritarian Deliberation. The Deliberative Turn in Chinese Political Development. Perspectives on Politics, 2011, vol. 9, iss. 2, pp. 269-289.

15. Sintomer Y., Traub-Merz R., Zhang J., Herzberg C. (eds.) Participatory Budgeting in Asia and Europe. Key Challenges of Participation. Houndmills: Palgrave Macmillan, 2013.

16. Wu Y., Wang W. Does Participatory Budgeting Improve the Legitimacy of the Local Government? A Comparative Case Study of Two Cities in China. Australian Journal of Public Administration, 2012, vol. 71, no. 2, pp. 122-135.

17. Heller P. Moving the State: The Politics of Democratic Decentralization in Kerala, South Africa, and Porto Alegre. Politics & Society, 2001, vol. 29, no. 1, pp. 131-163.

18. Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38. С. 2-19. [Vagin V. V., Shapovalova N. A. Participatory Budgeting and Related Practices. Financial Analytics: Science and Experience, 2016, no. 38, pp. 2-19 (In Russ.)].

19. Вагин В. В, Шаповалова Н. А., Гаврилова Н. В. Инициативное бюджетирование: международный контекст российской версии // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 117-122. [Vagin V., Shapovalova N., Gavrilova N., Initiative Budgeting: International Context of Russian Version. Financial Journal, 2015, no. 3, pp. 117-122 (In Russ.)].

20. Шульга И., Сухова А., Хачатрян Г. Развитие потенциала общин: программа поддержки местных инициатив в России. Информационный бюллетень Всемирного банка. 2014. Вып. 71. [Shulga I., Sukhova A., Khachatryan G. Community Capacity Building: a Program to Support Local Initiatives in Russia. World Bank Newsletter 2014, vol. 71 (In Russ.)].

Авторы

Вагин Владимир Владимирович, к. филос. н., руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института (e-mail: vagin@nifl.ru)

Романов Сергей Владимирович, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса (e-mail: Sergei.Romanov@minfln.ru)

V. V. Vagin, S. V. Romanov

Budgeting Initiative in the BRICS Countries

Abstract

The article is devoted to the practice of citizen participation in budget decisions, as well as other practices of involving citizens in the development of public infrastructure in the countries that make up the BRICS: Brazil, Russia, India, China, South Africa. A rich arsenal of these practices in the BRICS countries can serve as an effective basis for expanding the long-term cooperation of the international organization members.

Keywords:

initiative budgeting, participatory budgeting, territorial development, development of public infrastructure, BRICS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JEL: H72, H76, H79

Authors' affiliation:

Vagin Vladimir V. (e-mail: vagin@nifi.ru), Financial Research Institute, Moscow 127006, Russian Federation

Romanov Sergey V. (e-mail: Sergei.Romanov@minfin.ru), Ministry of Finance of Russian Federation, Moscow 109097, Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.