КИТАЙ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / CHINA IN THE POST-SOVIET AREA
Научная статья /Research article Инициатива «Пояс и путь» и управление глобальной безопасностью КНР
Сюе Вэньцзин
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0009-0009-8691-9416; e-mail: [email protected]
Аннотация. С наступлением XXI века международный политический и экономический обстановка продолжает диверсифицироваться и эволюционировать под воздействием многочисленных волн глобализации. Принятые западным блоком во главе с Соединенными Штатами многосторонние механизмы и подходы глобального управления оказались нефункциональными и неэффективными в борьбе с глобальными рисками. Глобальное управление безопасностью сталкивается с растущими вызовами безопасности. Инициатива «Один пояс и один путь» («ОПОП»), как важный проект, предложенный КНР в условиях беспрецедентных перемен последнего столетия, призван способствовать глобальному экономическому развитию и всеобщему процветанию. В ходе десятилетнего строительства «ОПОП» столкнулся как с традиционными рисками безопасности между странами, так и с нетрадиционными рисками безопасности, которые также нельзя игнорировать. Традиционные риски безопасности, связанные со строительством «ОПОП», включают опасность игры великих держав и геополитические риски, связанные со скептицизмом и мерами сдерживания мировых держав в лице США и региональных держав, как Индии, европейских стран и Японии по отношению к проекту «Пояса и пути»; Политическая обстановка в малых и средних странах, расположенных вдоль «ОПОП», тоже отличается нестабильностью. К нетрадиционным рискам относятся инвестиционные риски, финансовые риски, культурные конфликты, террористические угрозы и киберпреступность и т. д. В ответ на эти риски Китай, стремясь к созданию сообщества человеческой судьбы, придерживается принципа общего дела и совместного участия в строительстве «ОПОП» и способствует высококачественному развитию строительства «ОПОП», выдвигает «Инициативу по глобальному развития», «Инициативу по глобальной безопасности» и «Инициативу глобальной цивилизации», которые стали важной институциональной поддержкой для продвижения глобального управления безопасностью и получили широкое признание международного сообщества. Инициатива «ОПОП» не только стала важной глобальной площадкой для поставки общественных благ, но и обеспечила новый тип дискуссионной платформы для управления глобальной безопасностью, способствуя реализации сообщества человеческой судьбы.
Ключевые слова: Инициатива «Один пояс и один путь», «ОПОП», глобальное управление, традиционная и нетрадиционная безопасность, Три глобальные инициативы.
Для цитирования: Сюе Вэньцзин. Инициатива «Пояс и путь» и управление глобальной безопасностью КНР // Постсоветские исследования. 2024; 3(7):302-318.
The Belt and Road Initiative and Global Security Governance initiatives of PRC
Xue Wenjing
RUDN University named after Patrice Lumumba, Moscow, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0009-0009-8691-9416; e-mail: [email protected]
Abstract. As the 21st century dawns, the international political and economic environment continues to diversify and evolve under the impact of multiple waves of globalization. The multilateral global governance mechanisms and approaches adopted by the Western bloc led by the United States have proven to be impractical and ineffective in dealing with global risks. Global security management is facing increasing security challenges. The Belt and Road Initiative («BRI») is an important development project proposed by China to promote global economic development and shared prosperity. During its decade-long construction, «BRI» has faced both traditional security risks between countries and non-traditional security risks. Traditional security risks associated with the construction of «BRI» include the danger of great power play and geopolitical concerns related to the skepticism and deterrence of world powers represented by the United States and regional powers like India, European countries and Japan towards the Belt and Road project; The political climate in small and medium-sized countries along the «BRI» is unstable. Non-traditional risks include investment risks, financial risks, cultural conflicts, terrorist threats and cybercrime. In response to these risks, PRC, seeking to build a community with a Shared Future for Humanity, adheres to the principle of pursuing shared growth through discussion and collaboration in the construction of «BRI» ,promotes high-quality development, puts forward the «Global Development Initiative», «Global Security Initiative» and «Global Civilization Initiative», which have become an important institutional support for promoting global security governance and have been widely recognized by the international community. The «BRI» has not only become an important global supply platform for public goods, but also provided a new type of discussion base for global security management, promoting the realization of the community with a Shared Future for Humanity.
Keywords: Belt and Road Initiative, «BRI», global governance, traditional and non-traditional security, Three Global Initiatives.
For citation: Xue Wenjing. The Belt and Road Initiative and Global Security Governance initiatives of PRC // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2024; 3(7):302-318 (In Russ.)
Осенью 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул основные инициативы по строительству Экономического пояса Шелкового пути в Казахстане и Морского Шелкового пути XXI века в Индонезии. За последний десятилетие инициатива «Один пояс и один путь» («ОПОП») стала важной платформой международного
сотрудничества, которая отвечает потребностям евразийских стран в совместном развитии и процветании, также на необходимость изменений в системе глобального управления и стала важной практической платформой для Китая в
качестве вкладчика в глобальное развитие. За 10 лет, прошедших с момента выдвижения инициативы «ОПОП», Китай активно участвовал в управлении глобальной безопасностью и стремился продвигать реформу системы глобального управления.
Глобальное управление - исторически новое явление международной жизни, не имеющее сколь-либо близких ему прецедентов. Его возникновение датируется серединой 1970-х гг. - рубежом, на котором было в целом осознано появление и значение глобальных проблем [Косолапов 2015: 1061]. Глобальное управление означает
использование обязательных
международных механизмов для
урегулирования международного
политического и экономического порядка, чтобы решать глобальные проблемы по экологии, праву человека, миграции населения и охране окружающей среде и другим. Глобальное управление изначально базируется на нормативной идее реконструкции мировой политики после окончания холодной войны, направленной на создание более справедливого и рационального международного порядка, основываясь на Организацией
Объединенных Наций.
Необходимость глобального управления обусловлена международной
взаимозависимостью, вызванной
экономической глобализацией, и растущим количеством глобальных проблем. В докладе «Наше глобальное соседство: Доклад Комиссии по глобальному управлению», опубликованный в 1995 году, отражал вышесказуемое утверждение и говорилось о необходимости международного
сотрудничества в деятельности решения глобальных проблем1 . Процесс реализации глобального управления — это взаимодействие и достижение консенсуса в целях сотрудничества, разработки конкретных правил и институтов, и коллективных действий. Авторитет глобального управления должен
основываться на согласии большинства участников, чтобы примирить различные интересы и обеспечить максимальное удовлетворение общественных интересов. В XXI веке на основе нынешнего международного порядка и глобального управления весь мир сталкивается со серьезными проблемами безопасности. Распад СССР в 1991 году положил конец биполярной системе, а США,
доминирующие в мире за счёт своей превосходной национальной совокупной мощности, стараются опираться на систему альянсов для поддержания многостороннего международного порядка, в котором доминирует западные развитые страны, и обеспечения гарантий глобальной безопасности. Тем не менее, в результате волн глобализации международная политическая и экономическая обстановка постоянно меняется и развивается. Различные виды рисков в
постиндустриальном обществе продолжают накапливаться, и появляются
нетрадиционные проблемы безопасности.
Нетрадиционная безопасность — это концепция, появившаяся примерно в 1980-х годах, которая, в отличие от традиционной безопасности, в основном относится к факторам, отличным от традиционных, таких как военные, политические и дипломатические, которые могут
представлять угрозу для суверенных государств или человеческого общества в целом, и которым должны противостоять все страны вместе [Fu Xiaoqiang , Han Liqun 2022]. В общем, к основным элементам традиционной безопасности относятся военная безопасность, безопасность родины и так далее, которые в основном происходят между странами, с очевидными интерактивными отношениями и сильным окрасом военного противостояния и конкуренции национальной мощи. Нетрадиционная безопасность охватывает терроризм, кибербезопасность, ресурсы и энергетику, климат, биологию, экологию, экономику, финансы и многие другие области, причём угрозы исходят из множества источников, а взаимодействовать могут суверенное государство и мир природы, суверенное государство и неправительственные организации (НПО),
1 Commission on Global Governance. Our global Governance. Oxford University Press. 1995. neighborhood: the report of the Commission on Global
суверенное государство и негосударственные акторы и т. д., причем все страны могут стать жертвами менее конфронтационного характера межгосударственного измерения и с более заметным аспектом сотрудничества и координации.
Но существенный многосторонний механизм глобального управления, возглавляемые США и Западные государства, функционировал с низкой способностей в борьбе с глобальными рисками, не только не способны сдержать распространение глобальных рисков, но и не в состоянии устранить дисбаланс в глобальном развитии, когда проблемы безопасности и развития взаимосвязаны, постепенно перерастают в новые геополитические кризисы и конфликты. Под влиянием гегемонистской системы США в мире наблюдаются не только появление локальных войн, но и региональных конфликтов, таких как «Арабская весна», «Цветные революции» и «Израильско-палестинский конфликт». Система глобального управления пока не в состоянии гарантировать глобальную безопасность, а достижение равноправного и справедливого развития между странами оказывается еще менее вероятным.
В связи с этим в ответ на риски и вызовы в сфере безопасности и с целью создания сообщества судьбы человечества Китай прилагает усилия на строение концепции общей, всеобъемлющей, совместной и устойчивой безопасности на основе концепций совместного строительства, совместного использования и
беспроигрышного сотрудничества, чтобы обеспечить общую безопасность для сосуществования человеческого сообщества, всеобъемлющую безопасность в сложной ситуации, совместную безопасность в условиях равноправного диалога и устойчивую безопасность, в которой развитие и безопасность объединены.
Являясь важной поддержкой внешнего
развития КНР, инициатива «ОПОП» стала важной глобальной платформой для предоставления общественных благ при поддержке всех стран. Совместное строительство «ОПОП» привело к сближению экономических связей между заинтересованными странами, а также расширило стратегические границы и интересы стран. Между тем, источники рисков безопасности вдоль «ОПОП» становятся все более
диверсифицированными, а наблюдается тенденция по транснациональному распространению рисков безопасности. В ходе строительства «ОПОП» возникают традиционные риски безопасности между странами, в то время как нетрадиционные риски безопасности не стоит игнорировать.
Риски безопасности для строительства инициативы «Один пояс, один путь»
В настоящее время одной из главных особенностей международной политики является то, что международный порядок в области безопасности и экономики вступил в период глубокой корректировки и реконструкции [Song Dexing 2015: 1-18]. В связи с тем, что в процессе реализации инициативы «ОПОП» КНР укрепляет внешнюю коммуникацию с другими странами, и развивает крупномасштабные инфраструктуры со стратегическим характером [Wei Zongyou 2018], в той или иной степени обострило подозрительность США, Японии, Индии и Европы, что привело к обострению конфликта и конкуренции за интересы крупнейших держав. В то же время под воздействием конкуренции великих держав и внутренней политической нестабильности усилилась политическая неопределенность малых и средних стран вдоль маршрутов и по соседству с Китаем, что причиняет возникновение более серьезных рисков безопасности в процессе строительства «ОПОП».
Реакция мировых держав на инициативу «ОПОП»
С точки зрения США китайская инициатива «ОПОП» рассматривается как более конкурентоспособной. Вашингтон в отношении Пекина с приходом администрации Д. Байдена, на практике наблюдается больше преемственности в американской внешнеполитической
стратегии в отношении Китая, которую можно охарактеризовать как
«всеобъемлющее сдерживание КНР» [Королев 2021: 51]. Многие американские политики считают «ОПОП» стратегическим инструментом для «выхода на запад» Китая по суше и морю с целью разорвать стратегическое окружение США, ослабить стратегическое давление и решить проблемы безопасности. Китай воспользуется этой возможностью в борьбе за геополитические преимущества, реализует свои
«геополитические амбиции по
доминированию в мире», подорвав глобальное лидерство США и вытеснив их из континента Евразии [Luft Gal 2017]. По мере осуществления институционализации
«ОПОП» и широкого участия в ней стран Азии, Европы, Африки, Латинской Америки и южной части Тихого океана в строительстве усилили стратегическое беспокойство США и обострили конкуренцию с Китаем. В ответ на вызов Пекина Вашингтон предприняли ряд мер, чтобы противостоять инициативе «ОПОП», с помощью свои союзников и стран-партнеров. На уровне стратегической безопасности Соединенные Штаты активно продвигают «Индо-Тихоокеанскую стратегию», пытаясь создать дугу от северо-западной части
Тихого океана до северной части Индийского океана, чтобы добиться морского окружения к Китаю, в качестве стратегической защиты от геополитического воздействия «ОПОП»; Что касается области развития экономики, США совместно с союзниками и странами-партнерами предложили целый ряд альтернативных программ против «ОПОП» , таких как «Новый шелковый путь» 1 ,и «Механизм С5+1» 2 , чтобы составить международную конкуренцию инициативе «ОПОП»; В области строительства инфраструктуры США намерены создать конкурентоспособный инфраструктурный альянс, чтобы противостоять инициативе «ОПОП» , путём принуждения страны вдоль маршрута «ОПОП» отказаться или прекратить свое участие в строительстве «ОПОП»; В области инвестиций и финансирования Вашингтон пытается использовать свою финансовую гегемонию для сдерживания строительства «ОПОП»: С одной стороны, США создали специальные международные финансовые институты развития для предоставления финансовой помощи на строительство инфраструктуры, борьбу с бедностью, развитие энергетики, здравоохранение и улучшение экологической обстановки в странах, где строится «ОПОП», чтобы уменьшить зависимость стран, где строится «ОПОП», от Китая, тем самым препятствуя строительству «ОПОП». С другой стороны, США пытались помешать беспрепятственному продвижению проекта «ОПОП», запрещая Всемирному банку, Международному валютному фонду и Азиатскому банку развития, которые они оказывает инвестиционную и финансовую поддержку проекту «ОПОП». Кроме того,
1 Обогнуть шелковый путь. Европа, США и Индия хотят объединить мир без участия Пекина // ИНОСМИ. 2023. URL:
https://inosmi.ru/20230921/transportnyy_koridor-265746869.Мт^сШ=1ихшк1стШ3035062(дата
обращения 21.03.2024)
2 Официально «С5 + 1» — это платформа, созданная Соединенными Штатами для решения совместных проблем с пятью странами Центральной Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан,
Туркменистан и Казахстан).
США прилагают большие усилия для укрепления сотрудничества со своими союзниками в Европе и Японии, чтобы предоставить альтернативные программы инвестиций и финансирования для стран, участвующих в строительстве «Новый шёлковый путь», чтобы уменьшить зависимость стран, участвующих в «ОПОП», от инвестиций и финансирования Китая.
Повышается осторожность Индии в отношении «ОПОП». Индия рассматривает инициативу «ОПОП» как геополитическую стратегию Китая и опасается, что Китай расширит свои стратегические интересы в Южной Азии и регионе Индийского океана за счет своих экономических преимуществ, сузит своё геополитическое пространство в данном регионе, пошатнет свои гегемонистские позиции в Южной Азии и усугубит своё неблагоприятное положение в конкуренции с Китаем. Причина увеличивающего беспокойства Индии заключаются в том, что с одной стороны, проект «Один путь», который соединяет порты Гвадар (Пакистан) - Хамбантота (Шри-Ланка) - Кьяукпхью (Мьянма) в «нить жемчуга»1, опоясывающую Индию, привел к росту обеспокоенности Индии в отношении способности Китая входить и оставаться в Индийском океане; С другой стороны, строительство «Один пояс» с направлений «Китай-Пакистан» и «Китай-Мьянма-Бангладеш» создаёт «блокаду» Индии, что расширяет экономическую и политическую борьбу между Китаем и Индией. В результате отношение Индии к инициативе «ОПОП» постепенно превратилось из осторожного выжидания в пассивное сопротивление [Wang Jinguo 2021; Zhang Lihui 2021]. Исходя из этого, Индия подстраховывается от воздействия «ОПОП»
различными способами. Впервые, негативная реакция на инициативу «ОПОП». Индия дважды отклоняла приглашения на Форум международного сотрудничества «ОПОП», весьма символично, что на сделанном во вторник групповом фото в Доме народных собраний нет представителя этой страны, которая в 2023 году председательствовала в 020 и ШОС2. Индия препятствовала вступлению Китая в многосторонних организациях
сотрудничества в Южной Азии, пассивно бойкотировала строительство
экономического коридора «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма» и обвинила строительство китайско-пакистанского
экономического коридора в вовлечении спорного региона Кашмир. Во-вторых, усиление дипломатической конкуренции с Китаем и конкуренции в сфере безопасности. В последние годы Индия и США укрепляют сотрудничество против Китая, активно участвуя в возглавляемой США «Индо-Тихоокеанской стратегии» и «Группе четырёх», опираясь на альянсе для укрепления сдерживания Китая в военном и дипломатическом плане и препятствуя распространению «ОПОП» на соседние с Индией регионы. Более того, Индия стремится к развитию военно-морской мощи и укреплению контроля над Индийским океаном. Индия пытается втянуть себя в политические споры вокруг Китая с помощью своей «политики движения на Восток», чтобы сдержать Китай. И с помощью стратегии «большого соседства» Индия укрепила свои тесные связи и контроль над соседними странами, а также сжала пространство сотрудничества «ОПОП» как с суши, так и с моря. В-третьих, Нью-Дели активно конкурирует с
1 Танзанийская жемчужина // The Indian Express. 2024. URL:
https://indianexpress.com/article/opinion/columns/tanzan ian-pearl/ (дата обращения 23.03.2024)
2 Пояс верности Китаю-Пекин переустраивает Евразию под себя. Коммерсантъ // 2023. URL: https://www.kommersantru/doc/6282165?yscüd=luyagp rodb628064772 (дата обращения 23.03.2024)
инициативой «ОПОП». Индия взяла на себя инициативу по созданию ряда платформ регионального экономического
сотрудничества, таких как «Экономический круг Индийского океана», чтобы изолировать и исключить Китай из Южной Азии. В то же время Индия выступает за такие инициативы, как «Индо-Тихоокеанский экономический коридор», «Дорога специй», «Программа коридора свободы», «Хлопковый путь», «Азиатско-африканский коридор роста» и другие инициативы, пытающиеся ослабить влияние «ОПОП» в Южную Азию.
Европа с подозрением и настороженностью относится к «ОПОП». Европейские державы склонны размышлять в терминах подхода с нулевой суммой, полагая, что, хотя «ОПОП» может принести Европе экономические выгоды в краткосрочной перспективе, в итоге он ослабит важные позиции Европы в глобальном ландшафте. Более того, ЕС сомневается, что Китай будет использовать средства инвестиции для вмешательства в принятие решений странами ЕС, «ослабляя политическое влияние ЕС на страны Центральной и Восточной Европы» [Choudhury 2021: 64-78]. В Европе также убеждены, что китайская промышленная продукция, продаваемая по низким ценам странам-участницам в Европе строительства «ОПОП» , является путём КНР «демпинг избыточных промышленных мощностей», тем самым создается региональная и даже глобальная промышленная цепочка и сеть цепочек добавленной стоимости, центр которого находится в Китае, что влияет на экономическое и торговое сотрудничество между ЕС и традиционными рынками Индо-Тихоокеанского региона, приводя к бедственному положению промышленного производства в Европе. С другой стороны, создание параллельных систем, правил и
стандартов в рамках «ОПОП» подрывает международное лидерство ЕС в области инфраструктурных проектов и расшатывает мировое господство Запада. К тому же строительство и использование гражданских портов в Средиземноморье, Африке и Индо-Тихоокеанском регионе в рамках инициативы «ОПОП» было признано «потенциально милитаризованным», что вызывает беспокойство в Европе, что Китай использует их для распространения своего военного влияния на Европу, угрожая традиционным морским связям ЕС с Азиатско-Тихоокеанским регионом. По этой причине европейские державы
рассматривают инициативу «ОПОП» как геополитическую стратегию Китая по перестройке миропорядка, а также отказываются от участия и даже бойкотируют строительство инициативы «ОПОП». Европейский союз поддерживает сотрудничество со США, Японией и Индией в области стратегий развития, коммуникаций и финансового сотрудничества, а также конкурирует с инициативой «ОПОП» в Центральной и Восточной Европе и на всем евразийском континенте. Например, ЕС ускорил торговые переговоры с Индией и углубил сотрудничество между двумя сторонами в области инфраструктуры, науки и технологий, в том числе с целью взаимодействия с Индией для разработки альтернатив «ОПОП»1.
Обеспокоенность и осторожность Японии в отношении «ОПОП» возрастают. Япония - «сосед», которого трудно обойти в рамках реализации «ОПОП», которую Япония также предпочитает рассматривать данную инициативу как геоэкономическую и политическую стратегию Китая; В действительности стремительное
расширение влияния Китая в Юго-Восточной Азии, Южной Азии, Центральной
1 Индия и ЕС сблизили позиции по соглашению о https://tass.ru/ekonomika/19781263?ysc1id=1uydn21kd48 свободной торговле. // ТАСС. 2024 URL: 24167583 (дата обращения 27.03.2024)
308
Азии, на Ближнем Востоке, в Африке и других регионах вступает в прямую конкуренцию с зоной влияния Японии в этих регионах. Хотя Япония не претендует на стратегически важный водный путь, 90 процентов ее поставок нефти и газа проходят через него с Ближнего Востока, что вызывает у нее глубокую обеспокоенность действиями Китая в Южно-Китайском море 1 . Япония считает, что строительство «ОПОП» несет в себе «военные мотивы», ускоряя развитие морской мощи Китая и его развертывание за рубежом, что будет серьезно угрожать безопасности торговых путей и внутренней безопасности Японии. В связи с этим Япония пытается использовать Индо-Тихоокеанскую стратегию для укрепления своей дипломатической стратегии и стратегии безопасности, то есть для укрепления сотрудничества с такими странами Индо-Тихоокеанского региона, как США и их западные союзники; В одно время Япония активно поддерживает «восточную» и «индо-тихоокеанскую» стратегии Индии, чтобы сдержать огромное влияние «ОПОП», и попытается конкурировать с Китаем в тендерах на крупные инфраструктурные проекты в странах совместного строительства, строя инфраструктуру высокого уровня. Более того, Япония нацелена на большую военную автономию, активно наращивая вооружение и укрепляя свои вооруженные силы на том основании, что инициатива «ОПОП» создает политические и военные угрозы.
Политическая ситуация в странах, расположенных вдоль маршрута, характеризуется высокой нестабильности.
Вооруженные конфликты по всему миру и локальные войны угрожают маршрутам
«ОПОП». Мьянма, Шри-Ланка, Пакистан и другие страны страдают от межплеменных конфликтов, а на Ближнем Востоке, в Южной Азии, Центральной Азии, Центральной и Восточной Европе продолжают
существовать такие проблемы горячей точки, как израильско-палестинский конфликт, война в Сирии, Афганская проблема и российско-украинский конфликт.
Отношения между странами,
расположенными вдоль «ОПОП», остаются напряженными. Между отдельными странами-соучредителями постоянно
происходят конфликты, ярким примером которых является Ближний Восток. В регионе Персидского залива
продолжающаяся конфронтация между США и Ираном глубоко вовлекла Саудовскую Аравию, Израиль и другие страны, и конфликты и даже войны могут разразиться в любой момент. На Средиземноморском побережье обострение Палестино-Израильского конфликта,
продолжающаяся конфронтация между Турцией и Грецией, а также давняя напряженность между Марокко и Алжиром ухудшили обстановку в сфере региональной безопасности. К тому же концепция «взаимного вражды» между некоторыми странами Ближнего Востока привела к обострению конфликтов в данном регионе.
В частности, Турция активно вмешивается в войны в соседних странах, пользуясь возможностью бороться с враждебными и сепаратистскими силами, такими как Рабочая партия Курдистана. Вместе с тем, что Турция периодически использует тему курдской угрозы для проведения локальных военных операций на территории ослабленных соседних стран
1 Япония играет ключевую роль в плане США сплотить союзников против Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, говорят наблюдатели. // SCMP. 2020 URL:
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.7314abbb-661ad76c-1b15e6c1-
74722d776562/https/www.scmp.com/news/china/diplom
acy/article/3106087/iapan-could-be-stabilising-
influence-us-china-relations-
says?module=hard link&pgtype=article& ya mt enab le static translations=1 (дата обращения 28.03.2024)
Ирака и Сирии 1 , чтобы реализовать свою стратегию «умиротворения внешнего мира»; Израиль намерен разделить арабский мир и применяет силу против Палестины и всех сил, угрожающих его безопасности. Напряженные политические и военные отношения между странами-соустроителями могут стать важным источником турбулентности и точкой риска, способной поставить под угрозу сотрудничество по «ОПОП». Наряду с межгосударственными конфликтами невозможно игнорировать и факторы риска в области внутренней безопасности стран вдоль маршрута «ОПОП». Эти страны, большинство из них являются развивающимися, находятся в процессе демократических преобразований, перехода от старых систем к новым, а также трансформации своего экономического и социального развития, в условиях регулярной политической нестабильности и изменения общественного мнения, что усугубляет риски политизации и безопасности при строительстве «ОПОП».
Нетрадиционные риски безопасности для совместного строительства «ОПОП»
Строительство «ОПОП» сталкивается с повышенными экономическими рисками. Во-первых, некоторые страны,
расположенные вдоль маршрута «ОПОП», установили ряд торговых барьеров из различных соображений, с целью защита национальной промышленности и обеспечение относительно
сбалансированного торгового баланса, что ограничивает экономическое и торговое сотрудничество при поддержке «ОПОП». При этом китайский импорт из стран-соучастниц в основном состоит из энергоносителей и сырья и относительно сосредоточен в странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки. Высокие риски
безопасности в этих регионах и большие расстояния транспортировки до Китая повышают риски безопасности «ОПОП». Кроме того, некоторые страны-соучредители более единообразны в своем экспорте в Китай и больше опасаются чрезмерной зависимости от Китая, поэтому регулярно корректируют свою торговую политику в отношении Китая. Во-вторых, существуют инвестиционные риски внутри стран «ОПОП». Отдельные страны-участницы находятся в состоянии политической нестабильности, имея низкий уровень экономической открытости, разрушенные рыночные механизмы, отстающие и сильно различающиеся правила финансирования, а качество инвестиций не гарантировано, что приводит к высоким инвестиционным затратам и низким показателям доходности проектов. В определенных странах-участницах строительства также существуют проблемы, такие как раздутые государственные учреждения,
неэффективные административные органы, коррумпированные чиновники,
непродуманные законы и жесткий контроль над иностранными инвестициями, которые ограничивают услуги и защиту инвестиций в «ОПОП». Китайские предприятия заинтересованы во многих чувствительных областях, таких как энергетика, ресурсы и высокие технологии, но эти области легко подвергаются ограничениям и
дискриминационному отношению со стороны стран-соучастниц; Также отдельные китайские предприятия, которые
инвестировали слишком много средств в крупные проекты и составляли слишком большую долю акций, что заставило часть стран, расположенных вдоль маршрутов, беспокоиться, что их национальный суверенитет и безопасность будут подорваны,
1 Турция начинает новую локальную войну против lokalnuvu-voinu-protiv-rpk-v-irake/ (дата обращения РПК в Ираке. // NEO. 2024 URL: https://journal- 28.03.2024) neo. su/ru/2024/01/19/turcziva-nachinaet-novuvu-
и они часто ищут всевозможные предлоги для отмены строительства проекта или сокращения масштабов строительства проекта. В-третьих, совместное
строительство «ОПОП» сталкивается с проблемой противостояния культур и цивилизаций между странами. С одной стороны, культуры стран «ОПОП» разнообразны и комплексны. Политические системы, исторические традиции и темпы развития стран, участвующих в совместном строительстве, сильно различаются, и в плюралистических социальных культурах существуют различные логики мышления и способы понимания. Это может привести когнитивное предубеждение и ошибочную интерпретацию к «ОПОП». С другой стороны, Цивилизации стран, разделяющих «ОПОП», значительно отличаются друг от друга, охватывая почти все человеческие цивилизации, включая китайскую, западную, индийскую, исламскую, православную и японскую. Поскольку ряду стран-соучредителей трудно правильно разобраться в отношениях между различными цивилизациями, это еще больше усугубляет разрыв между цивилизациями и взаимное непонимание, что нередко приводит к столкновениям между цивилизациями. В исторической традиции в странах, расположенных вдоль Шелкового пути, происходило множество конфликтов из-за разницы в цивилизациях [Huntington S 2010]. Строительство «ОПОП» сталкивается с угрозой терроризма. Ближний Восток, Западная Азия, Южная Азия и Юго-Восточная Азия, такие регионы подвержены терроризму, и «ОПОП», который проходит прямо через эти регионы, сталкивается с серьезной террористической угрозой. Прежде всего, экономические коридоры «Китай - Центральная Азия - Западная Азия», «Новый континентальный мост Азия -Европа», «Китай - Пакистан», «Бангладеш -Китай - Индия - Мьянма» и «Китай -
Центральная часть Южного полуострова» часто страдают от террористических атак. В последние годы террористические организации на Ближнем Востоке, в Западной Азии и Южной Азии ускоряют распространение своё влияние в глобальный масштаб, что привело к росту террористической деятельности на окраинах евразийского континента, а также на восточном и западном побережьях Африки, что представляет большую угрозу для безопасности торговых путей, проходящих по этим маршрутам. Кроме того, строительство инфраструктуры
характеризуется крупномасштабным
размером. Ближний Восток, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Африка- все эти регионы, где сосредоточено строительство крупных проектов в рамках инициативы «ОПОП», также больше всего страдают от глобальных террористических атак, которые угрожают безопасности строительства инфраструктурных проектов. В-четвертых, наблюдается рост
киберпреступности. С быстрым развитием и распространением интернет-технологий в странах-участницах резко возросло количество киберпреступлений. Рост количества делах хакерских атак, мошенничества, порнографии, диффамации и других незаконных инцидентов в Интернете поставил множество новых проблем в области безопасности перед строительством «ОПОП». Помимо этого, в странах, где ведется строительство «ОПОП», существуют экологические преступления и нарушения прав интеллектуальной собственности, что препятствует
беспрепятственной реализации «ОПОП».
Поэтому на фоне рисков безопасности, с которыми сталкивается строительство «ОПОП». Инициатива «ОПОП», являясь важной опорой внешнего развития Китая, представляет собой новую платформу для Китая по обеспечению глобального
управления безопасностью. На 6-м пленуме ЦК КПК 19-го созыва были рассмотрены и приняты «Решение ЦК КПК по основным достижениям и историческому опыту столетней борьбы партии» 1 , в Решении отметилось, что Инициатива «Один пояс и один путь» основывается на принципе совместного обсуждения, совместного строительства и совместного пользования. Китай содействует высококачественному развитию данной инициативы, продвигает большое количество проектов
сотрудничества, связанных с
экономическим развитием и улучшением обстоятельности жизни людей в странах, расположенных вдоль маршрута, превращая строительство в популярное международное общественное благо и платформу для международного сотрудничества в современном мире. В рамках инициативы «ОПОП» Китай предлагает следующие международные общественные блага, в ответ на риски:
Во-первых, были выдвинуты три глобальные инициативы. Десятилетие, в течение которого реализуется инициатива «ОПОП», также стало десятилетием роста нестабильности и неопределенности в международной обстановке в сфере безопасности, продолжающихся
региональных споров и распространения нетрадиционных угроз безопасности, таких как терроризм, изменение климата, экологическая и природоохранная безопасность, кибербезопасность и продовольственная безопасность. Китай
последовательно выдвинул «Инициативу по глобальному развития», «Инициативу по глобальной безопасности» и «Инициативу глобальной цивилизации», которые стали руководящими принципами для реализации Инициативы «ОПОП». В сентябре 2021 года Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с важной речью на 76-й Генеральной дискуссии Генеральной Ассамблеи ООН,
предложив «Инициативу по глобальному
2
развития» и призвав к созданию глобального сообщества судьбы во имя развития; В апреле 2022 года Си Цзиньпин выступил с программной речью на церемонии открытия ежегодной
конференции Боаоского форума для Азии (БФА)3, в которой глубоко проанализировал вызовы безопасности, стоящие перед современным миром, и торжественно выдвинул «Инициативу по глобальной безопасности» в свете будущей судьбы человечества; В марте 2023 года Си Цзиньпин предложил «Инициативу глобальной цивилизации» в своей речи на Диалоге высокого уровня между Коммунистической партией Китая (КПК) и
4
мировыми политическими партиями , выразив готовность работать вместе с международным сообществом, чтобы создать новую обстановку гуманистических обменов и культурной связи во всех странах мира. В сентябре 2023 года Пресса-канцелярия Госсовета КНР опубликовало белую книгу под названием «Совместно строить сообщество единой судьбы человечества: инициативы и действия
1 Коммюнике 6-го Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Китая 19-го созыва. Принято 6-м пленумом ЦК КПК 19-го созыва 11 ноября 2021 года. URL: https://www.dswxyjy.org.cn/ (дата обращения 28.03.2024)
2В Генконсульстве КНР рассказали о выступлении Си Цзиньпина на 76-й сессии Генассамблеи ООН. // ТАСС. 2021. URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/12475695?ysc1id=1uz7wmvjzn603449596 (дата обращения 29.03.2024)
3 Главные цитаты из выступления Си Цзиньпина на
открытии ежегодного совещания БАФ-2022. // CGTN. 2022. URL: https://russian.cgtn.com/n/BfJIA-BAA-FEA/EcGeIA/index. htm1 (дата обращения 29.03.2024) 4 Си Цзиньпин принял участие в диалоге высокого уровня между КПК и другими политическими партиями мира и выступил с программной речью. // Посольство КНР в РФ. 15.05.2024. URL: http://ru.china-
embassy.gov.cn/rus/zgxw/202303/t20230317_11043732. htm?ysc1id=1uz83ygefj694765626 (дата обращения 29.03.2024)
Китая» 1 , в котором говорится, что международное сообщество считает «Три глобальные инициативы» проявлением глобального мировоззрения и растущего международного влияния Китая, и что они обеспечивают комплексное решение современных проблем, стоящих перед человечеством. Глобальные инициативы в области развития в значительной степени соответствуют Повестке дня в области устойчивого развития ООН на период до 2030 года. Глобальная инициатива по безопасности поддерживает концепцию общей безопасности, придает большое значение всеобъемлющему подходу, придерживается принципа сотрудничества, стремится к устойчивой безопасности и вносит мудрый вклад в решение проблем международной безопасности; Глобальная инициатива по цивилизации выступает за уважение всеми странами разнообразия мировых цивилизаций и способствует развитию обменов и взаимопонимания между различными цивилизациями. В «Трёх инициативах» предлагаются теоретические решения традиционных и нетрадиционных проблем безопасности, возникающих при строительстве «ОПОП».
Во-вторых, создание
институциональных правил: обеспечение институциональной поддержки глобального управления безопасностью. За 10 лет при совместном усилии Китай уже подписал более 200 документов о сотрудничестве со 151 страной и 32 международными организациями. При этом инициатива «ОПОП» является глобальной платформой сотрудничества, которая охватывает две трети стран мира, преодолевает культурные различия и объединяет потребности многих сторон в развитии и безопасности.
Реализация инициативы «ОПОП» способствовала постоянному углублению и расширению глубины и широты международного сотрудничества, а также созданию многодисциплинарного и многомерного механизма сотрудничества, который стал важной институциональной поддержкой для продвижения глобального управления безопасностью. После вспышки пандемии COVID-19 КНР оказала финансовую, техническую,
фармацевтическую и медицинскую помощь и поддержку более чем 150 странам и международным организациям, а также запустил «Инициативу развития отношений сотрудничества и партнерства в области вакцин в рамках «Пояса и пути»»2 с более чем 30 странами, предлагая создать сообщество здоровья человечества.
В области цифрового интеллекта Китай активно содействует строительству «Цифрового шелкового пути»,
стратегической целью ЦШП заявлено сокращение цифрового разрыва и улучшение цифровой связанности стран-участниц [Арсентьева 2024]. И развитию «умной обрабатывающей промышленности»,
стремясь сократить цифровой разрыв, чтобы плоды цифровой экономики приносили пользу жителям стран, в которых она создается; И Китай предложил создать сообщество судьбы в киберпространстве в области кибербезопасности. Пекин также предложил инициативы сотрудничества по безопасности данных между Китаем и арабскими странами и между Китаем и пятью странами Центральной Азии, совместно с Лигой арабских государств и пятью странами Центральной Азии, чтобы помочь в разработке глобальных правил цифрового управления; В области
1 «Совместно строить сообщество единой судьбы 2 Инициатива развития отношений сотрудничества и человечества: инициативы и действия Китая» // партнерства в области вакцин в рамках "Пояса и пути". Пресс-канцелярия Госсовета КНР. URL: // СИНЬХУА Новости. 2021. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/zfbps_2279/202309/t20230 http://russian.news.cn/2021-06/24/c_1310024318.htm 926_771203.html (дата обращения 30.03.2024) (дата обращения 01.04.2024)
313
экологической безопасности и управления Китай содействует строительству «Зеленого шелкового пути» 1 , развитию зеленой энергетики и ускорению строительства зеленой инфраструктуры. В ответ на вопросы управления изменением климата Китай последовательно выдвигает цели создания сообщества жизни между людьми и природой и сообщества жизни на Земле, подписал 46 меморандумов о взаимопонимании по сотрудничеству Юг-Юг в решении проблемы изменения климата с 39 развивающимися странами и объявил о выделении 20 млрд юаней (около 3,1 млрд долларов США) на создание «Фонда сотрудничества Юг-Юг по вопросам изменения климата» начиная с 2015 года2 . В области предупреждения стихийных бедствий и борьбы с ними Китай выступает за создание механизма международного сотрудничества «ОПОП» по
предупреждению и борьбе со стихийными бедствиями и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также принял «Пекинскую декларацию о международном
сотрудничестве по предупреждению и борьбе со стихийными бедствиями и ликвидации чрезвычайных ситуаций» , которая способствует совершенствованию глобальной системы управления
стихийными бедствиями. Китай выступает за создание механизма международного сотрудничества "Пояс и путь" по предупреждению стихийных бедствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В-третьих, Инициатива «ОПОП» создала платформенную структуру, чтобы обеспечить новый тип дискуссионной
площадки для управления глобальной безопасностью. Инициатива «ОПОП» и её основные концепции последовательно документируются, одобряются и
поддерживаются Организацией
Объединенных Наций, Группой двадцати, АТЭС и другими региональными и международными организациями, что доказывает превращение инициативы «ОПОП» из китайской инициативы в глобальное действие. В результате инициативы «Пояс и путь» были созданы множество новых международных площадок для сотрудничества, которые стали важными инструментами для улучшения глобального управления безопасностью.
С точки зрения глобального уровня, Форум международного сотрудничества «Один пояс и одни путь» стал важной платформой для достижения консенсуса по вопросам сотрудничества, изучения механизмов сотрудничества и обсуждения мер и программ управления. Последовательные форумы высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «ОПОП» получили широкий отклик и привели к заключению ряда консенсусов, соглашений и инициатив по созданию платформ международного сотрудничества, таких как зеленые инвестиции и финансирования, устойчивое развитие, обмен информацией, долговая устойчивость и инновационные проекты, которые сыграли важную роль в продвижении глобального инклюзивного и устойчивого развития. Он способствует устойчивому и инклюзивному развитию во всем мире.
Ориентируясь на региональный уровень,
1 Рашид Алимов. «Зеленый Шёлковый путь» именно тот выбор, который может помочь изменить наше будущее к лучшему // 25.09.2020. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2020/0925/c95181-9764123.html (дата обращения 01.04.2024)
2 Сотрудничество «Юг-Юг» в борьбе с изменением климата // Программа по окружающей среде ООН. 2020. URL: https://www.unep.org/ru/novosti-i-
istorii/istoriya/sotrudnichestvo-yug-yug-v-borbe-s-izmeneniem-klimata (дата обращения 01.04.2024) 3 Вадим Синявский принял участие в Международном форуме в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // News. 2021. URL: https ://news.myseldon. com/ru/news/index/2615629 66 (дата обращения 01.04.2024)
в рамках инициативы «ОПОП» Китай содействует созданию «Сообщества судьбы Китай-АСЕАН» и формированию всеобъемлющего стратегического
партнерства Китай-АСЕАН [Забеляла А.А., Каткова Е. Ю. 2020]; В то же время был создан механизм сотрудничества в бассейне реки Ланканг-Меконг 1 , призванный содействовать всестороннему
сотрудничеству стран бассейна реки Ланканг-Меконг в экономической, политической, культурной и социальной сферах, а также способствовать постоянному прогрессу в построении сообщества судьбы для стран Ланканг-Меконга. Китай тоже провел саммит Китай-Центральная Азия, создал механизм для встреч глав государств Китай-Центральная Азия и способствовал созданию сообщества судьбы Шанхайской организации сотрудничества и сообщества судьбы Китай-Центральная Азия. С реализацией инициативы «ОПОП» в 2014 году было объявлено о создании Китайско-латиноамериканского сообщества судьбы, а в 2018 году между Китаем и Африканскими странами решение создании более тесного Китайско-африканского сообщества судьбы было принято. На девятой министерской встрече Форума сотрудничества Китай-Африка в 2020 году обе стороны достигли важного консенсуса по созданию Китайско-африканского сообщества судьбы. С 2015 года Китай проводит Всемирную интернет-конференцию, предлагая совместно создать сообщество судьбы в киберпространстве, и учредил Международную организацию Всемирной интернет-конференции, чтобы способствовать более справедливому и рациональному развитию глобальной
системы управления интернетом в ответ на все более острые проблемы кибербезопасности. В целях обеспечения глобальной продовольственной
безопасности Китай создал Глобальный фонд развития и сотрудничества Юг-Юг2 , выдвинул инициативы по международному сотрудничеству в области
продовольственной безопасности и сотрудничал с Всемирной
продовольственной программой,
Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Программой развития ООН (ПРООН), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международным комитетом Красного Креста (МККК) в реализации проектов по борьбе с бедностью и обеспечению продовольственной безопасности в более чем 60 развивающихся странах в регионах Азии, Африки и Латинской Америки. При проблемах экстремальных бедствий, вызванных изменением климата, утраты биоразнообразия, загрязнения водных ресурсов, эрозии почвы и других проблем экологии и экологической безопасности Китай выдвинул инициативу «совместного построения сообщества жизни между людьми и природой», выступил за «зеленое развитие», развил «зеленую
инфраструктуру», «зеленую энергетику» и «зеленые финансы» в рамках инициативы «ОПОП» и способствовал созданию справедливой, разумной, совместной и беспроигрышной глобальной системы экологического управления.
Заключение
Постоянно меняется и эволюционирует международный политический и
1 Сотрудничество Ланканг -Меконг ^МС) -
многосторонний формат, созданный в 2016 году для сотрудничества между прибрежными государствами реки Ланканг и реки Меконг. Ланьцанг — это часть реки Меконг, протекающая через Китай. Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам и Таиланд - пять стран, расположенных ниже по течению реки Меконг.
2 Си Цзиньпин: Китай выделит $1 млрд Фонду глобального развития и сотрудничества Юг - Юг // ТАСС. 2022. URL:
https://tass.ru/ekonomika/15026279?ysc1id=1uzh7kxej96 55388838 (дата обращения 01.04.2024)
экономический баланс под воздействием многочисленных волн глобализации, а глобальное управление сталкивается с многочисленными рисков и вызовов безопасности. С целью строительства сообщества человеческой судьбы КНР предложил комплексную инициативу «Один пояс и один путь» в качестве плана по устранению рисков.
За прошедшие 10 лет с момента выдвижения инициативы «ОПОП», данная инициатива превратилась в важную глобальную платформу для предоставления общественных благ при поддержке всех стран, участвующих в строительстве «ОПОП», такое сотрудничество также способствовало сближению экономических связей между заинтересованными странами. Тем не менее, источники рисков безопасности вдоль маршрута «ОПОП» стали более диверсифицированными, и очевиднее наблюдается тенденция по взаимосвязанному и транснациональному распространению рисков безопасности, увеличивая возможность потерь в совместном строительстве «ОПОП».
В процессе строительства «ОПОП» приходится преодолевать не только традиционные, но и нетрадиционные риски, и проблемы безопасности приобретает все большее значение для высококачественного развития «ОПОП». В период ускорения глобальных изменений строительство «ОПОП» не только выдерживаются озабоченность, сомнение и сдерживающие действия со стороны влиятельных стран мира. Вместе с тем, вдоль «ОПОП» постоянно идут военные конфликты, и нетрадиционные риски безопасности резко возрастают и демонстрируют тенденцию к чертам диверсификации, усложнения и фрагментации.
Учитывая существующие риски,
совместное строительство «ОПОП» продолжает повышать качество развития, а также разрешать проблемы безопасности путем развития. Инициатива «ОПОП», как китайское предложение по глобальному управлению, не нацелена на свержение, а на инновации и оптимизацию системы на основе существующего механизма, предоставляя новый вариант глобального управления, дополняя новое содержание. Фокусируясь на аспектах развития, безопасности и цивилизации, «три глобальные инициативы» систематически отвечали на традиционные и нетрадиционные вопросы безопасности и уточняли китайскую концепцию по глобальному управлению на концептуальном уровне. При этом, опираясь на инициативу «ОПОП», Китай продолжает реализовывать три инициативы на практике, оказывая институциональную поддержку глобальному управлению безопасностью путем институционализации инициативы «ОПОП». Параллельно с этим он активно продвигает взаимодействие между инициативой «ОПОП» и другими площадками и институтами, создавая новый тип дискуссионной платформы для глобального управления безопасностью.
Концепции открытости и инклюзивности, честности и справедливости, гармоничного сосуществования, разнообразия и взаимопонимания, солидарности и сотрудничества, реализуемые в рамках инициативы «ОПОП», получили
достаточное международное признание и практическую проверку и продолжают способствовать развитию международного политического и экономического порядка в более справедливом и разумном направлении, в будущем с большой долей вероятности, можно продвигать реализацию сообщества судьбы человечества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Арсентьева И. И. Цифровой Шелковый путь КНР: вызовы и возможности для региона Латинской Америки и Карибского бассейна // Вестник Российского университетадружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2024. - Т. 24. - №1. - C. 51-64.
Забелла А. А., Каткова Е. Ю. Об особенностях периферийной дипломатии КНР и Отношениях со странами АСЕАН // ЮВА: актуальные проблемы развития. 2020.№1.
Королев А. С. Индо-Тихоокеанское измерение политики США при Д. Байдене: выводы для АСЕАН// ЮВА: актуальные проблемы развития. 2021. №2 (51).
Косолапое, Н. А., Соловьев Э. Г., Войтоловский Ф. Г. Становление, эволюция и идеологические основы глобального управления. // Глобальное управление: возможности и риски. 2015. 10-61.
Choudhury R G. An overview of the Belt and Road Initiative (BRI): Implications in geo-strategy and geopolitics. // International Journal of Business and Economic Development, Vol.9, No.1, 2021. pp.64-78.
Fu Xiaoqiang, Han Liqun. Impacts of Non-Traditional Security Issues on National Security. //Contemporary International Relations. 2022.
Huntington S, Zhou Q. The Clash of Civilizations and the Reconstruction of the World Order. //Beijing: Xinhua Publishing House. 2010.
Luft Gal. Silk Road 2.0: US Strategy toward China's Belt and Road Initiative. //Atlantic Council.2017.
SongDexing. The Great Global Geopolitical View of the 21st Century and the Geostrategic Concerns of the Great Powers--A Brief Discussion of China's Basic Strategy. 2015: 1-18.
Wang Jinguo, ZhangLihui. The Modi Government's National Identity Construction and Its Impacton the Perception of the "Belt and Road" Initiative. 2021.
Wei Zongyou. Strategic Anxiety and the Evolving Perceptions and Policies of the U.S. towards China's Belt and Road Initiatives. 2018.
REFERENCES
Arsent'eva 1.1. Cifrovoj SHelkovyj put' KNR: vyzovy i vozmozhnosti dlya regiona Latinskoj Ameriki i Karibskogo bassejna // Vestnik Rossijskogo universitetadruzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. - 2024. - T. 24. - №1. - C. 51-64.
Zabella A. A., Katkova E. YU. Ob osobennostyah periferijnoj diplomatii KNR i Otnosheniyah so stranami ASEAN // YUVA: aktual'nye problemy razvitiya. 2020.№1.
Korolev A. S. Indo-Tihookeanskoe izmerenie politiki SSHA pri D. Bajdene: vyvody dlya ASEAN// YUVA: aktual'nye problemy razvitiya. 2021. №2 (51).
Kosolapov, N. A., Solov'ev E. G., Vojtolovskij F. G. Stanovlenie, evolyuciya i ideologicheskie osnovy global'nogo upravleniya. // Global'noe upravlenie: vozmozhnosti i riski. 2015. 10-61.
Choudhury R G. An overview of the Belt and Road Initiative (BRI): Implications in geo-strategy and geopolitics. // International Journal of Business and Economic Development, Vol.9, No.1, 2021. pp.64-78.
Fu Xiaoqiang, Han Liqun. Impacts of Non-Traditional Security Issues on National Security. //Contemporary International Relations. 2022.
Huntington S, Zhou Q. The Clash of Civilizations and the Reconstruction of the World Order. //Beijing: Xinhua Publishing House. 2010.
Luft Gal. Silk Road 2.0: US Strategy toward China's Belt and Road Initiative. //Atlantic Council.2017.
Song Dexing. The Great Global Geopolitical View of the 21st Century and the Geostrategic Concerns of the Great Powers--A Brief Discussion of China's Basic Strategy. 2015.pp. 1-18.
Wang Jinguo, Zhang Lihui. The Modi Government's National Identity Construction and Its Impacton the Perception of the "Belt and Road" Initiative. // South and Southeast Asian studies. 2021.
Wei Zongyou. Strategic Anxiety and the Evolving Perceptions and Policies of the U.S. towards China's Belt and Road Initiatives. // SOUTHEAST ASIAN AFFAIRS. 2018.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ/ IN Сюе Вэньцзин, аспирант кафедры теории и истории международных отношений РУДН имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
RMATION ABOUT THE AUTHOR
Xue Wenjing, postgraduate student of the Department of Theory and History of International Relations of RUDN University named after Patrice Lumumba. Moscow, Russia. E-mail: [email protected]