DOI: 10.24411/9999-043A-2020-10022
Л.В. Томайчук
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ КИТАЯ В ИНИЦИАТИВУ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Аннотация. В статье анализируются перспективы и сложности интеграции регионов Китая в глобальную инициативу «Один пояс-один путь» (далее — ОПОП). Выделяются особенности регионального деления Китая и социально-экономическая специфика регионов. Сегодня не все территории Китая включены в интеграционные проекты по линии ОПОП, что связано с недостаточным потенциалом и ресурсами для регулирования внешнеэкономической деятельности, движения капитала, связей между людьми. Особое внимание уделено анализу региональных проектов в рамках ОПОП, рассматриваются источники финансирования проектов. Автор делает вывод о последовательном курсе Китая по продвижению инициативы ОПОП и сопряжению с ней планов национального развития, технических стандартов, скоординированного регионального развития; лейтмотивом выступают «всестороннее построение сред-незажиточного общества», строительство сильного и модернизированного социалистического государства, формирование положительного образа Китая в мире.
Ключевые слова: инициатива «Один пояс, один путь», стратегия «пять точек на одной линии», регионы Китая, интеграция, региональные проекты.
Автор: Томайчук Лилия Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Северо-Западного института управления РАНХиГС (г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected]
L.V. Tomaichuk
Prospects of Integration of China's Regions into the "Belt and Road" Initiative
Abstract. The article analyzes the prospects and difficulties of integrating the regions of China into the global Initiative "Belt and Road" / "One belt, one road" (hereinafter — the BRI). The features of the regional division of China and the socio-economic specifics of the regions are highlighted. Today, not all territories of China are included in the integration projects within the BRI, due to actual insufficient capacity and resources of regions to regulate foreign economic activity, capital flow, and relations between people. Particular attention is paid to the analysis of regional projects in the framework of the BRI, the sources of project financing are considered. The author concludes that China is conducting consistent course on promoting the BRI Initiative and combining it with national development plans, technical standards, coordinated regional development; the keynote of which is the "comprehensive building of a prosperous society", the construction of a powerful and modernized socialist state, and the formation of a positive image of China in the world.
Keywords: "Belt and Road" Initiative, BRI, "Five Points, One Line" strategy, China's regions, integration, regional projects.
Author: Lilia V. TOMAICHUK, PhD in Political Sciences, Associate Professor, Department of International Relations, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-West Institute of Management, Saint Petersburg (e-mail: [email protected]).
C начала периода «реформ и открытости» Китай планомерно реализует политику социально-экономического развития внутренних регионов. С 1979 по 2002 гг. создана сеть специальных экономических зон. В 2003 г. утверждена стратегия развития экономических регионов Китая и ряд программ. В 2016 г. руководство страны утвердило 13-ый пятилетний план социально-экономического развития КНР, лейтмотивом которого выступает «всестороннее построение среднезажиточного общества». В плане обозначена важность продвижения инициативы «Один пояс, один путь» (далее — ОПОП) и сопряжение с ней планов национального развития и технических стандартов [13-ый пятилетний план...]. В 2017 г. на 19 Всекитайском съезде КПК Си Цзиньпин поставил задачу более скоординирован-
ного регионального развития посредством совершенствования механизмов сотрудничества, взаимопомощи и всесторонней поддержки [Доклад Си Цзиньпина...].
Глобальная инициатива «Один пояс, один путь» выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. и предлагает реализацию Нового экономического пояса Шёлкового пути для соединения регионов Китая с Европой через Центральную и Западную Азию, и Морского Шёлкового пути 21 века, связывающего Китай со странами ЮВА, Африки, Европы. Проект предполагает заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве с государствами, расположенными на пути транспортных маршрутов, вдоль которых будут выстраиваться «экономические коридоры развития». В процессе интеграции с Инициативой регионам поставлена задача придерживаться направлений, которые были обозначены в стратегии «пяти точек на одной линии»: координация политики, финансовая интеграция, развитие инфраструктуры, беспрепятственная торговля, более тесные связи между людьми.
Особенности регионального деления и развития Китая
Одной из проблем современного Китая является внутренняя неравномерность социально-экономического развития, которая проявляется в диспропорции развития отраслей экономики, социальной дифференциации общества, инвестиционной привлекательности регионов.
По административно-территориальному принципу Китай делится на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения, 2 специальных административных района [China Statistical Yearbook]. Деление же страны на регионы осуществляется по географическому, административному и экономическому принципам, это деление не является постоянным, поскольку регионы развиваются. В научной практике региональное экономическое развитие Китая подразделяется на три этапа, а именно: 1953—1978 гг., 1979—1999 гг. и новый этап с 2000 г. [Экономическое развитие регионов, С. 38].
В настоящее время, согласно новым задачам развития, Восточный (Прибрежный) Китай охватывает города Пекин, Тяньцзинь и Шанхай, провинции Хэбэй, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь, Шаньдун, Гуандун и Хайнань; Центральный (Средний) Китай включает провинции Шаньси, Аньхой, Цзянси, Хэнань, Хубэй и Хунань; Западный Китай включает автономный район Внутренняя Монголия и Гуанси-Чжуанский автономный район, город центрального подчинения Чунцин, провинции Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань, Тибетский автономный район, провинции Шэньси, Ганьсу, Цинхай, Нин-ся-Хуэйский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы; Северо-Восточный Китай охватывает провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян [Экономическое развитие регионов, С.25]. В рамках других подходов предлагается выделять Северо-Западный и Юго-Западный регионы [Zhengyun Sun, P. 44]. С 2000 г. реализуется политика «сосредоточения на справедливом и гармоничном развитии» регионов, постепенного перехода от стратегии преимущественного развития Восточного Китая к стратегии комплексного и скоординированного развития Восточного, Центрального и Западного Китая.
Реализация региональных проектов в рамках «Пояса и пути»
Официально не все территории Китая включены в интеграционные проекты по линии ОПОП, поскольку не все из них обладают достаточным потенциалом и ресурсами для регулирования внешнеэкономической деятельности, потоков капитала, связей между людьми. Так, среди наиболее «подготовленных» центров Китая для интеграции в проекты ОПОП Всемирный Банк выделяет следующие: Баотоу (Внутренняя Монголия), Чжэнчжоу (Хэнань), Сиань (Шааньси), Ланьчжоу (Ганьсу), Урумчи (Синьцзян), Куньмин (Юньнань), Цюйцзин (Юньнань). Эти районы имеют высокую степень централизации власти и регулирования крупного бизнеса, что позволяет им быть «посредником» в процессах интеграции и взаимодействии с партнерами Китая по ОПОП [Connectivity along Overland Corridors, P.5]. Так, принципиальная задача Китая — сба-
лансировать и модернизировать территории страны для эффективной интеграции в проекты ОПОП.
В качестве приоритетных направлений по развитию регионов и интеграции с проектами ОПОП можно выделить следующие.
1. Строительство транспортной инфраструктуры и «стыковка» с проектами шести трансрегиональных экономических коридоров ОПОП.
Наиболее успешным проектом является Экономический коридор Китай—Пакистан (СРЕС), который связывает Синьцзян-Уйгур-ский автономный район с Пакистаном. Объем инвестиций оценивается в 50 млрд долл. США и расходуется на строительство сети дорог протяженностью 3000 км в Синьцзяне и через Гималаи и территорию провинции Азад Кашмир в Пакистане, строительство трансграничного нефтепровода, модернизацию пакистанского порта Гвадар, строительство гидроэлектростанций, установку солнечных батарей.
Экономический коридор Китай—Монголия—Россия реализуется с 2014 г. в рамках трехстороннего межгосударственного соглашения. Это маршрут, который проходит через автономный район Внутренняя Монголия и напрямую связывает рынки Китая с Россией и Европой. В 2015 г. страны договорились о трансграничных железнодорожных перевозках, дорожном и портовом строительстве, экологических проектах.
Проект Нового Евразийского сухопутного моста предусматривает железнодорожное сообщение через восточный, центральный и западный Китай в Европу, а именно, из провинции Цзянсу (Лянь-юньган) через Синьцзян (Алашанькоу), крупные промышленные и транспортные центры КНР — Чжэнчжоу, Сиань, Ланьчжоу, Урумчи, — территории Казахстана, России, Беларуси, Польши в Голландию (Роттердам).
Коридор Китай—Центральная Азия—Западная Азия пройдет из Синьцзяна (Алашанькоу) через Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и Афганистан, а также Иран и Турцию.
Проект экономического коридора Китай—Индокитай (С1СРЕС) — должен связать провинцию Юньнань и Гуанси-Чжуан-ский автономный район с пятью странами реки Меконг (Мьянма, Камбоджа, Лаос, Вьетнам, Таиланд). Предполагается, что проект
получит финансирование по программам Азиатского банка развития [PRC: ABD Country Partnership Strategy], АСЕАН — в рамках Генерального плана по соединению АСЕАН [Master Plan on ASEAN Connectivity]. В 2015 г. запущен формат Сотрудничества Лан-канг-Меконг [Lancang-Mekong Cooperation], как новый механизм сотрудничества для данного экономического коридора. В регионе предполагается развивать туризм, агропромышленный кластер. Таким образом, параллельно с ОПОП происходит интеграция регионов КНР с запада на восток по линии проектов АБР, АСЕАН, Комиссии на реке Меконг.
Проект экономического коридора Бангладеш—Китай—Индия— Мьянма (BCIMEC) предполагает связать провинции Юньнань, Синьцзян-Уйгурский и Тибетский автономные районы. Затрудняют реализацию проекта политические разногласия между КНР и Индией. Проект предполагает строительство высокоскоростной железной дороги между городами Куньмин и Калькутта через Мандалай и Дакку; налаживание авиа и водного сообщения, строительство линий электропередач и нефтепроводов.
2. Развитие центральных и западных провинций, модернизация «старых революционных районов», перенос промышленных производств из прибрежных районов. Западный Китай включает в себя обширные территории — около 70 % общей площади Китая. Большинство районов Запада являются малонаселенными со слаборазвитой экономикой. С 2001 г. реализуется Генеральный план по развитию Западного Китая на период до 2050 г. Построены Цинхай-тибетская железная дорога, реализуется транзит газа и электроэнергии с запада на восток. Осуществляются проекты поддержки автономных районов — Тибета и Синьцзяна, которые включают сельское хозяйство, животноводство, транспорт, энергетику, культуру и образование, реконструкцию жилья в сельской местности, подготовку кадров.
3. Модернизация промышленных объектов в северных и северо-восточных провинциях. Северо-Восточный Китай — это регион, в котором расположены старые промышленные базы, регион внес существенный вклад в создание промышленной системы нового Китая. В рамках 13-го плана развития поставлена задача по созданию высокотехнологичных производств, например, в районе Бохайского
кольца (BR.EC), регионе Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй и экономическом поясе вдоль Янцзы.
4. Интеграция провинций в международные энергетические проекты. В 2000 г. Государственный Совет одобрил запуск проекта по транспортировке природного газа с запада на восток. Проект является знаковым в развитии Западного Китая. Снабжение регионов будет также происходить за счет транспортировки энергоресурсов из России («Сила Сибири», Ямал СПГ, др.), Центральной Азии, Ближнего Востока.
5. Развитие сельского хозяйства и региональной кооперации. В 2006 г. ЦК КПК и Государственный Совет издали «Предложения о содействии развитию Среднего Китая». Средний Китай должен стать интегрированным коммуникационным и транспортным узлом, соединяющим восток и запад и обладающим преимуществами промышленного развития. Развивается агломерация города Ухань, городская агломерация Чанша-Чжучжоу-Сянтань в провинции Ху-нань. Эколого-Экономическая Зона Озера Поянху в провинции Цзянси. Шаньси является важной энергетической и сырьевой базой Китая.
Источники финансирования региональных проектов
Для финансирования проектов в рамках Инициативы на территории регионов Китая и в других странах привлекаются средства Фонда Шелкового пути (65 % — средства Государственного управления валютного контроля при Народном Банке КНР, 15 % — Китайская инвестиционная корпорация, 15 % — Экспортно-импортный Банк Китая, 5 % — Банк развития Китая), Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Нового банка развития БРИКС. Для развития транспортных коридоров привлекаются средства АБР (подписана Стратегия партнерства АБР с КНР на 2016—2020 гг.), АСЕАН, Фонда инвестиционного сотрудничества КНР—АСЕАН, Комиссии по реке Меконг, а также Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка и других финансовых институтов стран-участниц.
Сложности интеграции регионов в глобальную Инициативу
На пути реализации поставленных задач Китай сталкивается с рядом сложностей. Так, потребуются дополнительные ресурсы для решения проблемы региональной социально-экономической неравномерности; более комплексная система финансирования региональных стратегий развития и ОПОП в целом (о чем было заявлено на Втором Форуме ОПОП); решение проблемы трудовой миграции и оттока трудоспособного населения в восточные провинции; «ржавый пояс» на севере потребует средства для утилизации и модернизации; требуется совершенствование законодательства для иностранных инвесторов в Китае; учитывать внутрикультурный компонент и вести работу с населением этнически разнообразного Западного региона; учитывать фактор безопасности (в частности, в Тибетском и Синьцзян-Уйгурском автономных районах); решать внутриполитические проблемы (Гонконг, Тайвань).
Библиографический список
Видение стратегического партнерства АСЕАН—КНР до 2030 года. URL: https://asean.org/storage/2018/11/ASEAN-China-Strategic-Partnership-Vision-2030.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
Доклад Си Цзиньпина на 19-м Съезде КПК (полный текст). Пекин, 3 ноября. Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 05.10.2019).
Официальный сайт Фонда Шёлкового пути. URL: http://www.silkroadfund. com.cn/enweb/23775/23767/index.html (дата обращения: 05.10.2019).
Экономическое развитие регионов: опыт России и Китая [Текст]: монография / под науч. рук. В.А. Ильина, А.А. Шабуновой, К.А. Гулина, Д. Мао. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2017. 402 с.
China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/ indexeh.htm (дата обращения: 05.10.2019).
Connectivity along Overland Corridors of the Belt and Road Initiative // World Bank Discussion Paper. October 2018. No. 6. Р. 5. URL: http://documents.worldban
k.org/curated/en/264651538637972468/pdf/Connectivity-Along-Overland-Corridors-of-the-Belt-and-Road-Initiative.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
Lancang-Mekong Cooperation framework. URL: http://www.lmcchina.org/eng/ gylmhz_1/jj/t1519110.htm (дата обращения: 05.11.2019).
Master Plan on ASEAN Connectivity — 2025. URL: https://asean.org/storage/20 16/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf (дата обращения: 05.11.2019).
People's Republic of China: ABD Country Partnership Strategy (2016—2020). URL: https://www.adb.org/documents/peoples-republic-china-country-partnership-strategy-2016-2020 (дата обращения: 05.10.2019).
Zhengyun Sun. Explaining Regional Disparities of China's Economic Growth: Geography, Policy and Infrastructure. URL: https://www.econ.berkeley.edu/sites/defa ult/files/Thesis_ZhengyunSun.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
«Шисаньу» гуйхуа (13-й пятилетний План развития) // Госсовет КНР // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018-02/11/content_5265853.htm (дата обращения: 10.10.2019).
References
ASEAN-China Strategic Partnership Vision 2030. URL: https://asean.org/stora ge/2018/11/ASEAN-China-Strategic-Partnership-Vision-2030.pdf (accessed: 01 October, 2019).
China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/ indexeh.htm (accessed: 05 October, 2019).
Connectivity along Overland Corridors of the Belt and Road Initiative // World Bank Discussion Paper. October 2018. No. 6. P. 5. URL: http://documents.worldbank. org/curated/en/264651538637972468/pdf/Connectivity-Along-Overland-Corridors-of -the-Belt-and-Road-Initiative.pdf (accessed: 01 November, 2019).
Constitution of the PRC (full text as amended in 2018) // National People's Congress // URL: https://npcobserver.files.wordpress.com/2018/12/PRC-Constitutio n-2018.pdf (accessed: 01 October, 2019).
Economic Development of Regions: the Experience of Russia and China [Text] // V.A. Ilyin, A.A. Shabunova, K.A. Gulin, D. Mao. Vologda: ISEDT RAS, 2017. 402 p.
Lancang-Mekong Cooperation framework. URL: http://www.lmcchina.org/eng/ gylmhz_1/jj/t1519110.htm (accessed: 05 November, 2019).
Master Plan on ASEAN Connectivity — 2025. URL: https://asean.org/storage/ 2016/09/Master-Plan-on-ASEAN-Connectivity-20251.pdf (accessed: 05 November, 2019).
People's Republic of China: ABD Country Partnership Strategy (2016—2020). URL: https://www.adb.org/documents/peoples-republic-china-country-partnership-strategy-2016-2020 (accessed: 05 November, 2019).
Report of Xi Jinping at the 19th CCP Congress (full text) // Beijing, November 3 / Xinhua. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (accessed: 05 October 2019).
The official website of the Silk Road Foundation. URL: http://www.silkroadf und.com.cn/enweb/23775/23767/index.html (accessed: 05 October, 2019).
Zhengyun Sun. Explaining Regional Disparities of China's Economic Growth: Geography, Policy and Infrastructure. URL: https://www.econ.berkeley.edu/sites/defa ult/files/Thesis_ZhengyunSun.pdf (accessed: 01 November, 2019).
"Shisanwu"guihua (13 Five-year Development Plan) // PRC State Council. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2018-02/11/content_5265853.htm (accessed: 10 October, 2019).