Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"'

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОЛИЧНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАСХОДЫ / БЮДЖЕТ ГОРОДА МОСКВЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПОДПРОГРАММА / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тархов К.Ю., Иванченко Ю.С.

Введение. Ресурсное обеспечение системы столичного здравоохранения в общем и каждой медицинской организации в частности является ведущим структурным компонентом, повышающим доступность и качество медицинской помощи Воспроизводство и поддержание здоровья граждан может рассматриваться с позиции объединения основополагающей триады ресурсов (человеческих, материально-технических и финансовых) с целью достижения конечного продукта - реализации оказания медицинской помощи населению. К одному из самостоятельных видов ресурсного обеспечения в большинстве социально-экономических систем, в том числе здравоохранении, относятся финансовые ресурсы - форма, которая формирует инфраструктуру медицинских организаций (медицинское оборудование, технику, приборы и др.,) которая может использоваться не только для осуществления непосредственно медицинской деятельности, связанной с лечением и профилактикой, но и для проведения научных исследований в различных предметных областях медицинской науки.Материалы и методы. Для проведения исследования использовалась информация Портала Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы» и официального сайта мэра Москвы. После сбора и агрегирования данных для их обработки применялись методы статистического, сравнительного и графического анализа с целью построения динамических временных рядов.Результаты и обсуждение. В ходе исследования проведено изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу здравоохранения на федеральном уровне и на уровне города Москвы. В исследовании приведена характеристика текущего состояния сферы столичного здравоохранения в разрезе нормативно-правовой базы и финансирования, выделяемого на развитие, расширение и модернизацию инфраструктуры столичного здравоохранения, а также рассмотрены особенности и основные результаты закупки медицинского оборудования и техники по контрактам жизненного цикла.Заключение. Сведения о финансировании, закупаемой медицинской технике, приборах и оборудовании, количестве и параметрах функционирования инфраструктуры столичного здравоохранения позволят проанализировать и усовершенствовать работу медицинских организаций, осуществить оперативное и прогностическое управление в целях улучшения качества, результативности и эффективности сферы здравоохранения города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFRASTRUCTURAL POTENTIAL OF THE MOSCOW HEALTHCARE SYSTEM IN THE CONTEXT OF FINANCING THE STATE PROGRAM “DEVELOPMENT OF HEALTHCARE IN MOSCOW”

Introduction. The resource provision of the capital's healthcare system in general and each medical organization in particular is the leading structural component that increases the availability and quality of medical care Reproduction and maintenance of citizens' health can be viewed from the perspective of combining the fundamental triad of resources - human, logistical and financial - in order to achieve the final product - the implementation of medical care to the population. One of the independent types of resource provision in most socio-economic systems, including healthcare, includes financial resources - a form that forms the infrastructure of medical organizations (medical equipment, equipment, devices, etc.) that can be used not only to carry out medical activities directly related to treatment and prevention, but also to conduct scientific research in various subject areas of medical science.Materials and methods. Information from the Moscow Government Portal «Open Budget of the City of Moscow» and the official website of the Mayor of Moscow were used to conduct the study. After data collection and aggregation, statistical, comparative and graphical analysis methods were used for their processing in order to construct dynamic time series.Results and discussion. In the course of the study, the study of the main regulatory documents regulating the healthcare sector at the federal level and at the level of the city of Moscow was carried out. The study describes the current state of the capital's healthcare sector in terms of the regulatory framework and funding allocated for the development, expansion and modernization of the capital's healthcare infrastructure, as well as the features and main results of the purchase of medical equipment and equipment under life cycle contracts.Conclusion. Information on financing, on purchased medical equipment, devices and equipment, on the number and parameters of the functioning of the capital's healthcare infrastructure will allow analyzing and improving the work of medical organizations, implementing operational and predictive management in order to improve the quality, effectiveness and efficiency of the healthcare sector of the city of Moscow.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ"»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2022 УДК 614.2

Тархов К. Ю.1, Иванченко Ю. С.2

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАЗРЕЗЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»

'ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента

здравоохранения города Москвы», ''5088, Москва, Россия; 2ФГАНУ «Центр социологических исследований», ''5998, Москва, Россия

Введение. Ресурсное обеспечение системы столичного здравоохранения в общем и каждой медицинской организации в частности является ведущим структурным компонентом, повышающим доступность и качество медицинской помощи Воспроизводство и поддержание здоровья граждан может рассматриваться с позиции объединения основополагающей триады ресурсов (человеческих, материально-технических и финансовых) с целью достижения конечного продукта — реализации оказания медицинской помощи населению. К одному из самостоятельных видов ресурсного обеспечения в большинстве социально-экономических систем, в том числе здравоохранении, относятся финансовые ресурсы — форма, которая формирует инфраструктуру медицинских организаций (медицинское оборудование, технику, приборы и др.,) которая может использоваться не только для осуществления непосредственно медицинской деятельности, связанной с лечением и профилактикой, но и для проведения научных исследований в различных предметных областях медицинской науки.

Материалы и методы. Для проведения исследования использовалась информация Портала Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы» и официального сайта мэра Москвы. После сбора и агрегирования данных для их обработки применялись методы статистического, сравнительного и графического анализа с целью построения динамических временных рядов.

Результаты и обсуждение. В ходе исследования проведено изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу здравоохранения на федеральном уровне и на уровне города Москвы. В исследовании приведена характеристика текущего состояния сферы столичного здравоохранения в разрезе нормативно-правовой базы и финансирования, выделяемого на развитие, расширение и модернизацию инфраструктуры столичного здравоохранения, а также рассмотрены особенности и основные результаты закупки медицинского оборудования и техники по контрактам жизненного цикла.

Заключение. Сведения о финансировании, закупаемой медицинской технике, приборах и оборудовании, количестве и параметрах функционирования инфраструктуры столичного здравоохранения позволят проанализировать и усовершенствовать работу медицинских организаций, осуществить оперативное и прогностическое управление в целях улучшения качества, результативности и эффективности сферы здравоохранения города Москвы.

Ключевые слова: столичное здравоохранение; финансовое обеспечение; расходы; бюджет города Москвы; национальный проект; подпрограмма; медицинская помощь

Для цитирования: Тархов К. Ю., Иванченко Ю. С. Инфраструктурный потенциал столичного здравоохранения в разрезе финансирования государственной программы «Развитие здравоохранения города Москвы. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(спецвыпуск):1127—1134. DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1127-1134

Для корреспонденции: Тархов Кирилл Юрьевич; е-mail: tarkhovky@zdrav.mos.ru

Tarkhov K. Yu.1, Ivanchenko Yu. S.2 THE INFRASTRUCTURAL POTENTIAL OF THE MOSCOW HEALTHCARE SYSTEM IN THE CONTEXT OF FINANCING THE STATE PROGRAM "DEVELOPMENT OF HEALTHCARE IN MOSCOW"

1Research Institute for Healthcare Organization and Medical Management of Moscow Healthcare Department,

115088, Moscow, Russia;

2State autonomous Sociological Research Center, 115093, Moscow, Russia

Introduction. The resource provision of the capital's healthcare system in general and each medical organization in particular is the leading structural component that increases the availability and quality of medical care Reproduction and maintenance of citizens' health can be viewed from the perspective of combining the fundamental triad of resources — human, logistical and financial — in order to achieve the final product — the implementation of medical care to the population. One of the independent types of resource provision in most socio-economic systems, including healthcare, includes financial resources — a form that forms the infrastructure of medical organizations (medical equipment, equipment, devices, etc.) that can be used not only to carry out medical activities directly related to treatment and prevention, but also to conduct scientific research in various subject areas of medical science.

Materials and methods. Information from the Moscow Government Portal «Open Budget of the City of Moscow» and the official website of the Mayor of Moscow were used to conduct the study. After data collection and aggregation, statistical, comparative and graphical analysis methods were used for their processing in order to construct dynamic time series.

Results and discussion. In the course of the study, the study of the main regulatory documents regulating the healthcare sector at the federal level and at the level of the city of Moscow was carried out. The study describes the current state of the capital's healthcare sector in terms of the regulatory framework and funding allocated for the development, expansion and modernization of the capital's healthcare infrastructure, as well as the features and main results of the purchase of medical equipment and equipment under life cycle contracts.

Conclusion. Information on financing, on purchased medical equipment, devices and equipment, on the number and parameters of the functioning of the capital's healthcare infrastructure will allow analyzing and improving the work of medical organizations, implementing operational and predictive management in order to improve the quality, effectiveness and efficiency of the healthcare sector of the city of Moscow.

Keywords: Moscow healthcare system; financial support; expenses; budget of the city of Moscow; national project; subprogram; medical care

For citation: Tarkhov K. Yu., Ivanchenko J. S. The infrastructural potential of the Moscow healthcare system in the context

of financing the state program «Development of healthcare in Moscow». Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii

meditsini. 2022;30(Special Issue):1127-1134 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-s1-1127-1134

For correspondence: Kirill Yu. Tarkhov; e-mail: tarkhovky@zdrav.mos.ru

Source of funding. The research had no sponsor support.

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.

Received 22.03.2022 Accepted 13.05.2022

Введение

На доступность и качество медицинской помощи в значительной степени оказывает влияние ресурсное обеспечение системы столичного здравоохранения в общем и каждой медицинской организации, в частности. С целью достижения цели, связанной с реализацией оказания медицинской помощи населению, одним из аспектов рассмотрения воспроизводства и поддержания здоровья граждан может служить коллаборация между отдельными элементами фундаментальной триады ресурсов: человеческих, материально-технических и финансовых.

К одной из форм, определяющих инфраструктуру медицинских организаций, относятся материально-технические ресурсы, которые представляют собой отдельную категорию ресурсного оснащения во многих социальных и экономических систем, в частности, здравоохранении. К материально-технической базе могут быть отнесены медицинское оборудование, техника, приборы и др., которые могут использоваться не только для осуществления непосредственно медицинской деятельности, связанной с лечением и профилактикой, но и для проведения научных исследований в различных предметных областях медицинской науки.

В аналитическом докладе, подготовленном ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» (ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ») совместно с компанией «Elsevier», приведены исследовательские фронты за период 2017—2020 гг. для медицинских организаций (категории «Научно-исследовательские институты и научно-практические центры», а также «Больницы») города Москвы (в том числе подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы) в предметных областях «клиническая медицина», «управление здравоохранением» и «общественное здравоохранение, окружающая среда и гигиена труда» [1]. Показано, что публикации организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, относятся к глобальным исследовательским фронтам, которые входят в мировой ТОП-500, а некоторые из них — и в мировой Т0П-50.

В предлагаемом исследовании приводится характеристика текущего состояния сферы столичного здравоохранения в разрезе нормативно-правовой базы и финансирования, выделяемого на развитие, расширение и модернизацию инфраструктуры столичного здравоохранения, рассматриваются осо-

бенности и основные результаты закупки медицинского оборудования и техники по контрактам жизненного цикла.

Материалы и методы

В ходе исследования проводилось изучение основных нормативных правовых документов, регламентирующих сферу здравоохранения на федеральном уровне и на уровне города Москвы. Для проведения исследования использовалась информация Портала Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы» и официального сайта мэра Москвы. После сбора и агрегирования данных для их обработки применялись методы статистического, сравнительного и графического анализа с целью построения динамических временных рядов.

Результаты

Развитию и совершенствованию сферы здравоохранения в целом и существующим в ней разнообразным направлениям в последние годы уделяется огромное внимание. На федеральном уровне это закреплено законодательно Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и запущенным на его основе национальными проектами «Демография» 1 и «Здравоохранение» 2. Национальный проект «Демография» включает в свою структуру 2 федеральных проекта3. В структуру национального проекта «Здравоохранение» входят 8 федеральных проек-

4

тов :

Национальные и федеральные проекты реализуются как на федеральном уровне, так и на региональном — в различных субъектах РФ, особенно в городе федерального значения Москва.

'Паспорт национального проекта «Демография». URL: https:// base.garant.ru/72158122/ (дата обращения: 20.04.2022).

2 Паспорт национального проекта «Здравоохранение». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/72185920/ (дата обращения: 20.04.2022).

3 Укрепление общественного здоровья; Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение».

4 Борьба с онкологическими заболеваниями; Борьба с сердечнососудистыми заболеваниями; Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами; Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям; Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий; Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи; Развитие экспорта медицинских услуг; Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

млрд.руо. /billion rubles

Рис. 1. Расходы бюджета г. Москвы на раздел «Здравоохранение» и его подразделы в 2016 и 2020 г.

Если рассматривать раздел «Здравоохранение» в целом, то расходы на него бюджета Москвы5 с 2016 по 2020 г. 6 (рис. 1) выросли в 2,5 раза (или на 146%) — с 195,8 млрд руб. в 2016 г. до 482,4 млрд руб. в 2020 г. Значительный рост расходов отмечается и в подразделах направления «Здравоохранения»: • в подразделе «Другие вопросы в области здравоохранения» — в 3,1 раза (или на 207%),

5 Портал Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы». URL: https://budget.mos.ru (дата обращения: 20.04.2022).

6 По данным Портала Правительства Москвы «Открытый бюджет города Москвы» на 23.11.2021

с 76,9 млрд руб. в 2016 г. до 236,3 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Скорая медицинская помощь» — в 2,8 раза (или на 185%), с 3,9 млрд руб. в 2016 г. до 11,1 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Стационарная медицинская помощь» — в 2,1 раза (или на 108%), с 62,0 млрд руб. в 2016 г. до 128,8 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Амбулаторная помощь» — почти в 2 раза (или на 97%), с 44,4 млрд руб. в 2016 г. до 87,3 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов» — в 1,6 раза (или

Рис. 2. Расходы бюджета Москвы на государственную программу «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» за 2016—

2020 гг.

Фактические расходы бюджета Москвы с 2016 по 2020 г. 9 (рис. 2) на государственную программу выросли в 2,1 раза (или на 109%) — с 204,7 млрд руб. в 2016 г. до 570,3 млрд руб. в 2020 г.

Доля фактических расходов на государственную программу в программных расходах бюджета Москвы также демонстрирует положительную тенденцию роста: в 2016 г. данный показатель составлял 12,3%, в 2020 г. — 20,0%. В среднем за рассматриваемый пятилетний период она составила 13%.

Наибольший вклад в общие фактические расходы на государственную программу вносят подпрограммы 1, 2 и 3. Фактические расходы бюджета г. Москвы на эти три подпрограммы увеличились в 3 раза (или на 203%) — с 180,8 млрд руб. в 2016 г. до 548,5 млрд руб. в 2020 г. (рис. 3).

на 64%), с 1,4 млрд руб. в 2016 г. до 2,3 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и её компонентов» — в 1,2 раза (или на 17%), с 3,0 млрд руб. в 2016 г. до 3,5 млрд руб. в 2020 г.;

• в подразделе «Сани-тарно-эпидемиологи-ческое благополучие» — в 90 раз, с 0,1 млрд руб. в 2016 г. до 9,0 млрд руб. в 2020 г.

Доля расходов на раздел «Здравоохранение» в общих расходах бюджета Москвы также демонстрирует положительную тенденцию роста: в 2016 г. данный показатель составлял 11,3%, в 2020 г. — 16,0%. В среднем за рассматриваемый пятилетний период она составила 11%.

Основным нормативно-правовым документом, который на законодательном уровне регулирует развитие системы столичного здравоохранения (в целях сохранения и укрепления здоровья населения), является Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП «Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» (далее — Государственная программа) 7. В структуру государственной программы входят 11 подпрограмм 8, которые способствуют достижению вышеуказанной глобальной цели и решению основных программных задач.

Рис. 3. Расходы бюджета Москвы на государственную программу «Развитие здравоохранения». Соотношение расходов бюджета Москвы на всю государственную программу и на подпрограммы 1—3 за 2016—2020 гг.

Доля фактических расходов на подпрограммы 1—3 в общих фактических расходах на государственную программу также демонстрирует устойчивую тенденцию роста: с 88,8% в 2016 г. до 96,2% в 2020 г. (рис. 4).

По подпрограмме 1 фактические расходы бюджета Москвы с 2016 по 2020 г. увеличились в 2,2 раза (или на 122%) — с 40,1 млрд руб. в 2016 г. до 89,1 млрд руб. в 2020 г.; по подпрограмме 2 — в 3,6 раза (или на 257%) — с 78,5 млрд руб. в 2016 г. до 280,5 млрд руб. в 2020 г.; по подпрограмме 3 — в 2,9 раза

7 Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП

«Об утверждении государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)». URL: https://www.mos.ru/eco/documents/normativnye-pravovye-akty/view/63014220/ (дата обращения: 20.04.2022).

0 подпрограммы 1-3 / ЗоЬрго^гяшт; 1-3 □ подпрограммы 4-11 / ЗиЬргопгашш!* 4-11

Рис. 4. Соотношение долей расходов бюджета г. Москвы на подпрограммы 1—3 и 4—11 за 2016—2020 гг.

(или на 188%) — с 62,2 млрд руб. в 2016 г. до 178,9 млрд руб. в 2020 г. (рис. 5).

Обсуждение

Ресурсообеспеченность системы здравоохранения Москвы и её инфраструктурный потенциал в

8 Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи — подпрограмма 1; Формирование эффективной системы организации медицинской помощи. Совершенствование системы территориального планирования — подпрограмма 2; Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также паллиативной помощи» направлена на совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также паллиативной медицинской помощи — подпрограмма 3; Охрана здоровья матери и ребенка — подпрограмма 4; Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения — подпрограмма 5; Кадровое обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы — подпрограмма 6; Создание условий и предпосылок для привлечения внебюджетных источников финансирования государственной системы здравоохранения города Москвы. Развитие государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья граждан — подпрограмма 7; Охрана окружающей среды и улучшение экологической ситуации в городе Москве в целях укрепления здоровья населения — подпрограмма 8; Профилактика зоонозных инфекций, эпизоотическое и ветеринарно-сани-тарное благополучие в городе Москве — подпрограмма 9; Информатизация государственной системы здравоохранения города Москвы — подпрограмма 10; Внедрение цифровых технологий для обеспечения развития здравоохранения города Москвы — подпрограмма 11.

9 По данным Портала Правительств Москвы «Открытый бюджет города Москвы» на 23.11.2021.

основном можно отнести к подпрограмме 3, для реализации которой необходимо осуществлять закупки медицинского оборудования и техники.

С декабря 2019 г. в Москве кардинально изменился способ закупки медицинского оборудования. Сегодня закупку медицинской техники и оборудования в городские клинические больницы и поликлиники производят по контрактам жизненного цикла (далее — КЖЦ), в рамках которых осуществляется и поставка оборудования, и его сервисное обслуживание на протяжении всего срока (периода) его эксплуатации. Таким образом, наилучшее соотношение цены и качества оборудования (а также его обслуживания), равномерное и прогнозируемое распределение расходов бюджета достигается за счёт долгосрочного характера сделки КЖЦ.

Москва является первым городом в России, который начал осуществлять закупки тяжёлой медтех-ники в формате КЖЦ. Взаимная выгода заключается в следующем: сам город получает высокотехнологичное оборудование и гарантию его исправности, а производители медицинской техники и оборудования обеспечивают свои производственные мощности и получают устойчивый доход в течение всего срока договора.

Формат КЖЦ гарантирует не только регулярное обслуживание техники, но и участие в торгах только непосредственных производителей, что позволяет серьёзно снизить цену.

млрд. руб. / ЫШоп гиЫез

Рис. 5. Фактические расходы бюджета Москвы на подпрограммы 1—3 за 2016—2020 гг.

В 2019 г. в рамках заключения КЖЦ закуплено 42 ангиографа на сумму 2,9 млрд руб., 101 аппарат для магнитно-резонансной томографии (МРТ) на сумму 11 млрд руб. и 116 аппаратов для компьютерной томографии (КТ) по общей цене в 5,5 млрд руб.

В 2019 г. стоимость оборудования при проведении конкурсных торгов снизилась в среднем на 42% от начальной цены. Например, в конкурсе на поставку ангиографов цена снизилась на 46% (экономия составила 2,6 млрд руб.). При закупке аппаратов МРТ и КТ экономия средств составила 7,5 и 3,9 млрд руб. соответственно, при этом в каждом случае удалось сэкономить 41%.

На 2020—2023 гг. произведена закупка более 5000 ед. сложного высокотехнологичного медицинского оборудования: 41 аппарат-ангиограф, 146 аппаратов для КТ, 101 аппарат МРТ, 235 аппаратов-маммографов, 2984 УЗИ-аппаратов, 193 аппарата типа и-дуга для рентгенографических исследований, 830 ед. оборудования различного типа для эндоскопии, рентгенодиагностические аппараты и многое другое.

В начале 2021 г. в Москве 1300 различных цифровых устройств, среди которых маммографы, денситометры, флюорографы и ангиографы, аппараты КТ и МРТ, рентгенографические комплексы, были объединены в единую цифровую сеть путём подключения к Единому радиологическому информа-

ционному сервису (ЕРИС) ЕМИАС. Большая часть из этих 1300 устройств приходится на рентгенографические аппараты — это свыше 580 единиц.

Отметим некоторые ключевые результаты, достигнутые на сегодняшний момент, связанные с закупкой медицинского оборудования по контрактам жизненного цикла в течение 2021 г.:

• для московских больниц закуплен 31 современный аппарат МРТ;

• в более чем 40 московских стационаров поступило 613 ед. высокотехнологичного оборудования, среди которых 595 УЗИ-аппаратов, 400 из которых уже применяются специалистами на практике для обследования пациентов, 17 ед. компьютерных томографов, 1 аппарат МРТ с уникальной технологией микроциркулярного охлаждения магнита;

• для московских онкоцентров приобретено 415 единиц современной медтехники;

• для поликлиник закуплено около 2000 единиц нового оборудования, среди которых 1360 УЗИ-аппаратов и 589 ед. крупной диагностической техники: 216 аппаратов-маммографов, 199 аппаратов для рентгенодиагностики и 174 аппарата типа «и-дуга» для рентгенографических исследований;

• в специализированные отделения городских клинических больниц и поликлиники закупле-

Рис. 6. Изменение количества медицинского оборудования некоторых видов в медицинских организациях,

подведомственных ДЗМ, за 2016—2020 гг.

но 834 единицы эндоскопического и лапароскопического оборудования различного типа, 529 единиц которого относятся к гибкой эндоскопии;

• полностью закуплено оборудование для 10 больниц;

• для 29 стационаров закуплено более 90% от запланированного оборудования, для ещё 11 — свыше 80%. Более половины из приобретённого оборудования уже поставлено в стационары.

Статистические данные подтверждают положительную тенденцию роста количества медицинского оборудования некоторых видов в медицинских организациях, подведомственных ДЗМ, за 2016— 2020 гг. (рис. 6). Например, число магнитно-резонансных томографов за этот период увеличилось на 66,7% (с 3 шт. в 2016 г. до 5 шт. в 2020 г.), число передвижных рентгенотелевизионных установок типа С-дуга — на 46,6% (с 147 шт. в 2016 г. до 218 шт. в 2020 г.), оборудования для клинической дозиметрии — на 30,0% (с 10 шт. в 2016 г. до 13 шт. в 2020 г.), систем дозиметрического планирования — на 28,6% (с 7 шт. в 2016 г. до 9 шт. в 2020 г.), рентге-нурологических аппаратов — на 25,0% (с 8 шт. в 2016 г. до 10 шт. в 2020 г.), стационарных ангиогра-фических аппаратов — на 18,8% (с 48 шт. в 2016 г. до 57 шт. в 2020 г.), компьютерных томографов — на 15,2% (с 171 шт. в 2016 г. до 197 шт. в 2020 г.) и т. д.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённое исследование показывает, что система столичного здравоохранения располагает всеми необходимыми ресурсами (материально-техническими, финансовыми, информационными, технологическими и др.) не только для осуществления функций различных медицинских организаций и

служб, которые принимают активное участие в мероприятиях, направленных на охрану, восстановление и поддержание здоровья населения страны, но и для проведения научных исследований на мировом уровне.

Москва претендует на лидерство в научно-технологическом развитии здравоохранения. Уровень развития медицинской инфраструктуры города находится на уровне мировых лидеров: Нью-Йорка, Сеула, Сингапура. За 3 последних года в столичном здравоохранении произошли кардинальные изменения. Наряду с масштабным строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом поликлиник, клинических больниц, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров идёт переоснащение и модернизация их инфраструктуры. Это свидетельствует об актуальной роли материально-технических ресурсов, которые как вид системного обеспечения находят своё отражение в новом оборудовании и технике, модернизации приборно-технологической базы и др.

Наряду с созданием современной материально-технической базы в московских стационарах происходит последовательное внедрение современных методов и стандартов лечения, обеспечение пациентов не только качественным лечением в стационаре, но и необходимым уходом, долечиванием и реабилитацией, что свидетельствует о создании всех необходимых условий для качественного улучшения медицинской помощи москвичам и реализации глобальной цели преобразований, проводимых в московском здравоохранении, — улучшения здоровья москвичей, их активного долголетия и увеличения продолжительности жизни.

Сведения о финансировании, закупаемом медицинской технике, приборах и оборудовании, количестве и параметрах функционирования инфра-

структуры столичного здравоохранения позволят проанализировать, оптимизировать и трансформировать работу медицинских организаций с целью осуществления своевременного управления для улучшения показателей, характеризующих качество, результативность и эффективность работы сферы здравоохранения Москвы.

Источник финансирования. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова Е. И., Горбатов С. Ю., Елагина Л. А. и др. Тренды развития медицинской науки: мир, Россия, Москва. Аналитический доклад. М.; 2021. 168 с.

Поступила 22.03.2022 Принята в печать 13.05.2022

REFERENCES

1. Aksenova E. I., GorbatovS. Yu., Elagina L. A. et al. Trends in the development of medical science: the world, Russia, Moscow. Moscow; 2021. 168 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.