Научная статья на тему 'Инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса'

Инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / КРУПНЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Е. В.

Современное предпринимательство является стратегическим ресурсом и внутренним источником развития страны. При этом оно выступает реальным фактором, обеспечивающим устойчивое конкурентное преимущество в развитых странах мира, где созданы общие условия, то есть соответствующая инфраструктура для полноценного функционирования. Инфраструктурный подход как система обеспечения конкурентоспособности предпринимательской деятельности требует постоянного глубокого изучения и является одним из элементов методического инструментария методологии обеспечения конкурентоспособности. В этой связи разработка методического инструментария обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса является актуальной задачей, отвечающей потребностям обеспечения устойчивого роста экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса»

УДК 332.1:658.5.011(075)

ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА

Симонова Е.В.

INFRASTRUCTURE APPROACH TO COMPETITIVE BUSINESS OF INNOVATION SMALL AND LARGE BUSINESSES

Simonova B.V.

Simonova E.V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of History, Philosophy, Advertising and Public Relations, Orel State Institute of Economy and Trade, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]

Modern business is a strategic resource and a source of internal development of the country. At the same time it serves as a real factor in ensuring the sustainable competitive advantage in the developed world, where the general conditions are created, that is, the appropriate infrastructure for proper operation. Infrastructure approach, as an ensuring system for competitiveness of business, requires constant and deep research; it is one of the elements of methodological tools to ensure competitiveness. In this regard, the development of methodological tools to ensure the competitiveness of small innovative and large businesses is an urgent task that meets the needs of sustainable economic growth in Russia.

Keywords: infrastructure approach, ensuring competitiveness, business structures, innovative small business, large business.

Инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур обеспечивает сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного малого бизнеса во взаимодействии с крупными предпринимательскими структурами, с защитой экономических интересов потребителей, с установлением минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих вместе с тем долгосрочную конкурентоспособность (рисунок 1). Институты, формирующие условия для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса, представлены в виде рисунка 2.

Экономические институты представлены следующей группой: институт кредитно-финансовой системы; институт рынка; институт прав собственности; институт фирмы. Политические институты включают в себя набор политических (законодательных, юридических) правил, экономические правила и

контракты. Представленные на рисунке 2 институты формируют условия для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур и являются так называемым возрастающим процессом, в ходе которого они осуществляют взаимную экспансию друг в друга и создают сложную иерархическую структуру, в которой пересекаются как по вертикали, так и по горизонтали. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что в качестве основополагающих институтов, формирующих условия конкурентоспособности, следует рассматривать весь комплекс политических и экономических институтов, так или иначе способствующих или препятствующих становлению конкурентных преимуществ малого инновационного и крупного бизнеса.

Набор функций можно разделить на две группы: сопутствующих и поддерживающих конкурентоспособность. К сопутствующим функциям автор относит: выбор дистрибьюторов, формирование и эксплуатацию каналов товародвижения; научную организацию

бизнес-процессов; научную организацию сервиса; организацию конкурентной борьбы; организация каналов коммуникаций; разработку жизненного цикла.

В качестве поддерживающих функций выделяем следующие: разработку конкурент-

ной стратегии; формирование конкурентной политики; маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка); контроллинг; разработку и осуществление ценовой стратегии; организацию сбыта и продажи товаров.

Рисунок 1 - Схема инфраструктурного подхода к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса

Экономические институты представлены следующей группой: институт кредитно-финансовой системы; институт рынка; институт прав собственности; институт фирмы. Политические институты включают в себя набор политических (законодательных, юри-

дических) правил, экономические правила и контракты. Представленные на рисунке институты формируют условия для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур и являются так называемым возрастающим процессом, в ходе которого

они осуществляют взаимную экспансию друг в друга и создают сложную иерархическую структуру, в которой пересекаются как по вертикали, так и по горизонтали. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что в качестве основополагающих институтов, формирующих условия конкурентоспособности, следует рассматривать весь комплекс политических и экономических институтов, так или иначе способствующих или препятствующих становлению конкурентных преимуществ малого инновационного и крупного бизнеса.

Набор функций можно разделить на две группы: сопутствующих и поддерживающих конкурентоспособность. К сопутствующим функциям автор относит: выбор дистрибьюторов, формирование и эксплуатацию каналов товародвижения; научную организацию бизнес-процессов; научную организацию сервиса; организацию конкурентной борьбы; организацию каналов коммуникаций; разработку жизненного цикла.

В качестве поддерживающих функций выделяем следующие: разработка конкурент-

ной стратегии; формирование конкурентной политики; маркетинговое исследование (сбор и анализ информации, прогнозирование рынка); контроллинг; разработка и осуществление ценовой стратегии; организация сбыта и продажи товаров.

Данные группы представляют собой определенную систему, обеспечивающую конкурентоспособность. Значение каждой отдельной функции различно как для малого инновационного бизнеса и крупного бизнеса и зависит от рынка, характера конкуренции, стадии жизненного цикла и др. При этом следует отметить наличие определенного си-нергического эффекта взаимовлияния рассматриваемых функций. Оказывая влияние на конкурентоспособность, функции приводят к изменению друг друга, а при различных формах взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса еще и формируют качественно новую архитектуру обеспечения конкурентоспособности.

Рисунок 2 - Институты, формирующие условия для повышения конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса

Данные группы представляют собой определенную систему, обеспечивающую конкурентоспособность. Значение каждой отдельной функции различно для малого инновационного бизнеса и крупного бизнеса и зависит от рынка, характера конкуренции, стадии жизненного цикла и др. При этом следует отметить наличие определенного синергического эффекта взаимовлияния рассматриваемых функций. Оказывая влияние на конкурентоспособность, функции приводят к изменению друг друга, а при различных формах взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса еще и формируют качественно новую архитектуру обеспечения конкурентоспособности.

Архитектура обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур наряду с характеристиками, описывающими состав, структуру и назначение компонент конкурентоспособности, ее реальный эффект во многом будет определяться объективными и субъективными аспектами восприятия со стороны малого инновационного и крупного бизнеса. Она помогает компаниям находить тот неуловимый баланс путем применения инфраструктурного подхода и комбинации масштабируемых программных решений. Говоря кратко, она помогает организациям совершать правильные шаги (поступки) в процессе обеспечения конкурен-

тоспособности и совершать их правильным образом123.

Компенсаторный механизм обеспечения конкурентоспособности бизнеса (компенсаторные институты - нормы, правила, традиции, сглаживающие и нивелирующие «провалы» и недостатки в функционировании базовых институтов)4 выступает как процесс государственного регулирования через следующие компоненты инфраструктурного подхода:

1) Фонд национального благосостояния. Государство определяет «Правила размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов», которые влияют на процесс обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса.

2) Государственно-частное партнерство. Благодаря соглашению о государственно-частном партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйственных субъектов - государства, которое обладает огромным потенциалом собственности, и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффективные методы хозяйствования, соответственно должны быть разработаны основы правового регулирования, порядок, условия и формы обеспечения конкурентоспособности крупного бизнеса с включением вектора конкуренции на малый бизнес. Такое «объединение» развивает конкурентные отношения в сфере производства об-

1 Получение максимальной эффективности за счет архитектуры управления бизнесом. - URL: http:// antirek.narod.ru/doc/ Roluchenie_maksimalAnoj_ schffektivnosti_za_schet_arhitektury_upravlenija_ biznesom.doc (Дата обращения: 11.09.2014 г)

2 Сибирская Е.В. Использование методов оценки деятельности в сфере промышленной политики на макроуровне // Вестник ОрелГИЭТ - 2010. -№ 1. - С. 17-21.

3 Симонова Е.В. Управление малым бизнесом как составной частью экономической системы // Вестник ОрелГИЭТ - 2009. - №3. - С. 62-64

4 Бессонова О.Э. Институциональное развитие раздаточной экономики России: структу-

ра и принципы. - URL: http://razdatok. narod.ru/

BESS0N0VA/b08/3_2008_Education.doc (Дата об-

ращения: 11.09.2014 г.).

щественных благ, позволяет применить современные технологии в управлении конкурентоспособностью и повысить конкурентные преимущества.

Институционально-организационная среда взаимодействия может быть охарактеризована на основе «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.» (Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http:// www.fas.gov.ru по состоянию на 23.07.2013)5. Развитие конкуренции на рынках требует устранения институциональных и инфраструктурных барьеров ведения бизнеса. В условиях вступления России в ВТО указанное направление приобретает особую актуальность и должно рассматриваться в качестве основного стратегического приоритета экономической государственной политики в процессе обеспечения конкурентоспособ-ности6. Реализация данного направления требует последовательного осуществления мер по снижению присутствия государства в экономике, устранению избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков.

Важнейшее значение имеет также развитие функциональной нагрузки обеспечения конкурентоспособности бизнеса как активной составляющей конкурентной политики, которая требует разработки и реализации мер экономического стимулирования развития рынков для малого инновационного и крупного бизнеса, введения в различные сферы законодательства Российской Федерации норм проконкурентного характера7.

5 Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013). - URL: http://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 149768 / ?frame=1 (Дата обращения: 12.12.2014 г.)

6 Старцева О.А., Авакумова Н.Н. Инфраструктурные проблемы и региональные аспекты развития инновационной сферы в России // Вестник ОрелГИЭТ - 2008. - №2. - С. 30-33.

7 Строева О.А. Методологические аспекты формирования и развития инновационных систем // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. -№4. - С. 134-144.

Еще одной компонентой инфраструктурного подхода является «Управление параметрами оценки и показателями конкурентоспособности», определяемая как «уровень конкурентоспособности». Любой оценочный показатель предполагает наличие субъекта, объекта, цели и технологии оценки. Основными задачами, решаемыми при управлении параметрами оценки и показателями конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса, являются:

- определение уровня конкурентоспособности на настоящий момент времени;

- выявление тенденций и закономерностей в повышении конкурентоспособности за исследуемый период;

- определение «узких» мест, отрицательно влияющих на конкурентоспособность организации;

- выявление резервов, которые организация может использовать для повышения своей конкурентоспособности8.

В процессе оценки конкурентоспособности показатели конкурентоспособности можно классифицировать по группам, характерным для малого инновационного и крупного бизнеса (таблица 1).

8 Замураева Л.Е. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности организации. -URL: http://perspectives.utmn.ru/2008_8/2.1 .htm (Дата обращения: 12.12.2014 г)

Таблица 1 - Классификация показателей конкурентоспособности

Группы Показатели Малый инно-вац-ный бизнес Крупный бизнес

отражают прогрессивность коммерческой идеи товара патентная чистота + +

количество полученных патентов + +

количество потенциальн. потребителей + +

рациональность формы + +

технические, экономические и коммерческие показатели, характеризующие качество продукта технические показатели:

функциональное назначение + +

надежность + +

экономические показатели:

удельный расход сырья и материалов + +

экономичность энергопотребления, трудовых ресурсов + +

коммерческие показатели:

цена товара на рынке + +

затраты на упаковку и хранение, транспортировку + +

текущие затраты потребителя + +

характеризующие условия сбыта скидки с цены при продаже продукции + +

сезонные скидки + +

функциональные скидки + +

количество и структура оптовых закупщиков + +

акцизы + +

наличие сертификатов соответствия на продукцию + +

наличие и открытость информации о продукции + +

Продолжение таблицы 1

характеризующие условия эксплуатации условия монтажа + +

гарантийные обязательства + +

послегарантийное обслуживание + +

показатели технологичности ремонта и обслуживания + +

трудоемкость ремонта + +

затраты при эксплуатации + +

коэффициент технологичности при утилизации и др. + +

характеризующие социально - психологическое восприятие продукта потребителем известность торговой марки (бренда) + +

количество постоянных покупателей + +

репутация продукции + +

экологичность продукции + +

В развитие принципов конкурентоспособности оценку конкурентоспособности следует осуществлять на основе: принципа комплексности, предполагающего выявление различных составляющих конкурентоспособности, и факторов, оказывающих на нее влияние; принципа диалектичности, подразумевающего рассмотрение совокупности факторов в развитии; принципа инте-гральности, обеспечивающего углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности.

Целью обеспечения конкурентоспособности малого инновационного и крупного бизнеса является формирование обоснованной, жестко и регулярно проводимой политики наращивания конкурентных преимуществ.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: формирование и развитие рыночной инфраструктуры, банковской сети и рынка ценных бумаг, страхования, консалтинговых и инвестиционных услуг, которые выступают необходимыми условиями эффективного развития малого инновационного и крупного бизнеса и их интеграции в систему общероссийских и международных экономических связей; опережающие темпы развития производства в области высокотехнологичных товаров и услуг, продукции с высокой добавленной стоимостью позволят сохранить и расширить экспорт-

ный потенциал предприятий крупного бизнеса; поддержка индустриального роста инновационными сегментами и точками роста упростит задачу привлечения квалифицированной рабочей силы; создание сети малых инновационных предприятий в области прорывных технологий, что обеспечивает формирование нового технологического уклада; догоняющих технологий путем заимствования крупными предприятиями существующих прогрессивных технологических решений; переход на новый уровень технологического развития в кооперации с ведущими вузами и научными организациями.

Для решения поставленных задач государство, экономика, наука, бизнес, население, образование, рынок, система безопасности государства разрабатывают основные мероприятия по развитию малого инновационного бизнеса, создают условия для их выполнения во взаимодействии с крупным бизнесом и гражданским обществом; определяют контрольные значения показателей развития малого инновационного бизнеса и крупных предприятий в Российской Федерации; обеспечивают развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики; создают благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких технологий.

Система организации взаимодействия осуществляется на основе регламента, который определяет:

а) перечень органов государственной власти, осуществляющих реализацию функций государственно-частного партнерства;

б) виды деятельности в рамках взаимодействия малого инновационного и крупного бизнеса;

в) порядок и формы взаимодействия;

г) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме, между государством, малым инновационным и крупным бизнесом;

д) механизм реализации мероприятий по сопровождению, в том числе порядок привлечения вузов и научных организаций к его осуществлению;

е) порядок осуществления контроля и оценки результатов взаимодействия между малыми инновационными и крупными предприятиями.

Таким образом, инфраструктурный подход к обеспечению конкурентоспособности предпринимательских структур малого инновационного и крупного бизнеса связан с исследованием содержания развивающихся элементов, с анализом их причинно-следственных связей и используется как подготовительный этап к содержательному рассмотрению методологии. Он также может быть доведен до составления экономико-математических моделей. Подход анализирует множество разнокачественных элементов - предприятия малого и среднего бизнеса (в различных организационно-правовых формах), крупного бизнеса (в различных организационно-правовых формах и концерны, холдинги, корпорации, тресты, синдикаты, консорциумы и конгломераты), взятых не обязательно в полном их составе. Данный подход доводит до предложений, рекомендаций, в конечном счете - до реализации целей.

Библиография/References

Бессонова О.Э. Институциональное развитие раздаточной экономики России: структура и принципы. - URL: http://razdatok. narod.ru/BESSONOVA/b08/3_2008_Education. doc (Дата обращения: 11.09.2014 г).

Замураева Л.Е. Методологические аспекты оценки конкурентоспособности организации. - URL: http://perspectives. utmn.ru/2008_8/2.1.htm (Дата обращения: 12.12.2014 г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сибирская Е.В. Использование методов оценки деятельности в сфере промышленной политики на макроуровне // Вестник ОрелГИЭТ - 2010. - № 1. - С. 17-21.

Симонова Е.В. Управление малым бизнесом как составной частью экономической системы // Вестник ОрелГИЭТ. - 2009. - №3. - С. 62-64

Старцева О.А., Авакумова Н.Н. Инфраструктурные проблемы и региональные аспекты развития инновационной сферы в России // Вестник ОрелГИЭТ - 2008. - №2. - С. 30-33 Строева О.А. Методологические аспекты формирования и развития инновационных систем // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг - 2012. -№4. - С. 134-144

Sibirskaja, E.V. (2010)Ispol'zovanie met-odov ocenki dejatel'nosti v sfere promyshlennoj politiki na makrourovne // Vestnik OrelGlJeT № 1. - р. 17-21. (In Russ.)

Simonova, E.V. (2009)Upravlenie malym biznesom kak sostavnoj chast'ju jekonomich-eskoj sistemy // Vestnik OrelGlJeT., №3.- р. 62-64. (In Russ.)

Starceva, O.A., Avakumova, N.N. (2008)ln-frastrukturnye problemy i regional'nye aspekty razvitija innovacionnoj sfery v Rossii // Vestnik OrelGlJeT. №2. - р. 30-33. (In Russ.)

Stroeva, O.A. (2012) Metodologicheskie aspekty formirovanija i razvitija innovacionnyh sistem // Teoreticheskie i prikladnye voprosy jekonomiki i sfery uslug. №4. - р. 134-144. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.