Научная статья на тему 'Инфраструктурный комплекс как «Точка роста» регионального экономического пространства'

Инфраструктурный комплекс как «Точка роста» регионального экономического пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисова Г. М.

В статье представлены необходимые условия превращения инфраструктурного комплекса в «точку роста» регионального экономического пространства и обоснована типологизация российских регионов, учитывающая особенности пространственной организации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурный комплекс как «Точка роста» регионального экономического пространства»

Инфраструктурный комплекс как «Точка роста» регионального

экономического пространства Complex infrastructure as "growth points” regional economic space

Харисова Г.М. ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и

предпринимательство в строительстве» Казанский государственный архитектурно-строительный университет

[email protected]

Kharisova Guzyal Mansurovna, The senior lecturer of chair of economy and enterprise in construction The Kazan State architecture and building University

Аннотация: В статье представлены необходимые условия

превращения инфраструктурного комплекса в «точку роста» регионального экономического пространства и обоснована типологизация российских регионов, учитывающая особенности пространственной организации экономики.

Abstract: This paper presents the necessary conditions for the

transformation of the complex infrastructure in the "growth point" regional economic space and grounded typology of Russian regions, taking into account the features of the spatial organization of the economy.

Ключевые слова: региональная экономика, инфраструктурный

комплекс, типологизация российских регионов, экономическое пространство, региональная экономическая политика.

Keywords: regional economy, infrastructural complex typology of Russian regions, economic space, a regional economic policy.

В Российской Федерации отсутствует единый подход к определению содержания инфраструктурного комплекса как целостного образования,

тогда как в США инфраструктура трактуется как public works («общественные службы и сооружения»), включающие автомобильные дороги, аэропорты, водный транспорт, водоснабжение и канализацию, удаление твердых отходов (solid waste management) и общественный транспорт (mass transit systems). Отсутствие четкой дефиниции является причиной отсутствия единого методического подхода, используемого официальными статистическими органами при классификации соответствующих объектов, измерении показателей их развития и определения роли инфраструктуры в развитии национальной экономики в целом и ее региональных составляющих. В этой связи для оценки состояния инфраструктурного комплекса используются косвенные данные, что не позволяет подобные индикаторы рассматривать как объективные.

Методологической основой определения содержания

инфраструктурного комплекса в работе использованы принципы теории общественного благосостояния, что позволило определить его элементы как субъектов хозяйствования, обеспечивающих воспроизводство национальных и локальных чистых и смешанных общественных благ, обладающих значительным положительным внешним эффектом. Атрибутивными свойствами объектов инфраструктурного комплекса также выступают: снижение предельных издержек при высоких постоянных издержках, вследствие чего классический рыночный принцип равенства оптимальных цен предельным затратам выступает как требование убыточности; высокие издержки входа на рынок; высокая интенсивность межотраслевого взаимодействия; высокий уровень специфичности активов. При этом в составе инфраструктурного комплекса выделены объекты социальной инфраструктуры, которые производят общественные блага для удовлетворения исключительно личных потребностей, и объекты производственной инфраструктуры, которые производят общественные блага для удовлетворения личных и производительных потребностей. К объектам первой группы относятся организации, предоставляющие услуги

здравоохранения, образования, культуры, коммунальные услуги и др. К объектам второй группы относятся организации, предоставляющие

транспортные и информационные услуги, услуги энерго- и водоснабжение и др. Атрибутивным признаком инфраструктурного комплекса выступает более высокий уровень частоты и интенсивности трансакций. При этом трактовка экономического времени как многомерной системы измерений траектории социально-экономического развития позволила выявить

направления трансформации законов пространственной организации хозяйства (закона территориального разделения труда, закона экономии затрат на преодоление пространственного разрыва между элементами производства, закона агломерации производства) за счет включения в механизм их функционирования трансакционных факторов. Это обусловливает возможность определения роли инфраструктурного комплекса в качестве «точки роста» экономического пространства, что выступает альтернативой его трактовки как следствия развития субъектов основных видов экономической деятельности, традиционно обеспечивающих

относительные конкурентные преимущества территориальных образований. Подобная модель развития обеспечивает становление и развитие постиндустриальной экономики, характеризующейся высокой ролью процессинговых центров. Основой технологических кластеров выступают инфраструктурные комплексы, относящиеся к агломерационным модулям национальной инновационной системы.

Изменение роли инфраструктурного комплекса в экономическом пространстве на постиндустриальном этапе развития общества проявляется в изменении его функций. В индустриальной экономике объекты инфраструктуры выполняли функции воспроизводства основных жилищных фондов, снабженческо-распределительную функцию и функцию транспортировки, функции распределения и обмена материальных благ в социальной сфере, удовлетворения потребительского спроса домохозяйств, охраны здоровья и поддержания экологического равновесия, формирования

научного мировоззрения и общественного сознания, информационноконсультативного обслуживание и обеспечение научной деятельности, производство публичных услуг, обеспечения национальной обороны и охраны общественного порядка. Трансформация экономического пространства привела к изменению содержания и расширению состава функций инфраструктурных объектов, которые обеспечивают оптимальное размещение новых и/или трансформации старых (реконструкция, демонтаж и др.) агентов трансакций и активов на заданной территории с использованием современного геоинформационного подхода; возникновение, усиление, сглаживание и регулирование межрегиональной дифференциации на основе различия между территориальными образованиями по уровню функционального, отраслевого и территориального инфраструктурного обеспечения; интеграцию субъектов хозяйствования на наднациональном (международные транспортные коридоры, всемирная сеть Интернет), межрегиональном (национальная транспортная система, национальная системе газо- и электроснабжения), внутрирегиональном (региональная транспортная система, региональная система публичных услуг), субрегиональном (система тепло- и водоснабжения муниципальных образований) уровнях; создание предпосылок для формирования и реализации относительных конкурентных преимуществ территориальных образований (инфраструктурный потенциал как составляющая ресурсного потенциала территории); инфраструктурное сопровождение выполнения федеральными и региональными органами власти управленческих функций; диффузию нововведений вдоль и помимо осей развития, инициирование качественно новых по содержанию и направлениям реализации трансакций; изменение конфигурации территории.

Подобный методологический подход позволил разработать типологизацию регионов, в основу которой положен классификационный признак пространственной организации. В составе субъектов Федерации выделены регионы, характеризующиеся очаговой и рассеянной

(значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог); равномерно-узловой (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части); агломерационно-узловой пространственной организацией (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири). Согласно предложенному методическому подходу, среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) к числу субъектов Федерации, характеризующихся очаговой и рассеянной пространственной организацией, относятся Республика Мордовия, Республика Марий Эл, Кировская, Пензенская, Пермская области. К числу субъектов Федерации, характеризующихся равномерно-узловой пространственной организацией, относятся Республика Башкортостан, Удмуртская, Чувашская Республики, Оренбургская, Саратовская, Ульяновская области. К числу субъектов Федерации, характеризующихся агломерационно-узловой пространственной организацией, относятся Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области.

Формирование стратегии развития объектов инфраструктуры как «точек роста» регионального экономического пространства включает разработку приоритетов развития, учитывающих общие преимущества регионального образования; стратегических целей, совершенствование системы государственного управления региона и создание долгосрочных конкурентных преимуществ на основе перехода к эксплуатации «нового портфеля» ресурсов; повышение качества жизни населения); механизма реализации стратегии (проблемно-целевого блока). Последний включает определение ключевых проблем, целей, задач, мероприятий.

Алгоритм разработки стратегии, ориентированной на развитие «точек роста» с целью превращения в зоны опережающего развития и опорные территории в экономическом пространстве региона, включает следующие этапы:

1. Выявление «точек роста», активизация которых обеспечивает достижение стратегической цели и реализацию задач социальноэкономического развития регионального образования, что позволяет их рассматривать в качестве объектов поддержки со стороны государства в форме софинансирования на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав собственности Российской Федерации или субъектов Федерации, направления средств в уставные капиталы юридических лиц, предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты; предоставления налоговых и прочих льгот в особых экономических зонах и

др.

2. Анализ внутренней среды (SNW-анализ), оценка абсолютных и относительных конкурентных преимуществ «точек роста» и отдельных субъектов хозяйствования, которые могут быть включены в потенциальную зону опережающего развития и опорную территорию.

3. Анализ внешней среды (PEST-анализ), оценка внешней среды «точек роста», которая включает оценку факторов прямого (состояние субъектов хозяйствования, использующих объекты инфраструктуры; уровень развития производственного, ресурсно-сырьевого, инновационного, инвестиционного, финансового, трудового потенциалов; степени лояльности и объема расходов потребителей; состояние конкурентов территории размещения инфраструктурного комплекса и сопредельных региональных образований, которые находятся в сфере действия возрастающей отдачи от накопления факторов производства и роста внешней для исследуемых объектов экономии масштабов, формирующейся вследствие пространственной концентрации объектов инфраструктуры) и косвенного (уровень развития организационно-управленческого, экологического потенциала территории; состояние институциональной среды, прежде всего, характер спецификации прав собственности; уровень эффективности механизма инфорсмента контрактов; состояние социального капитала территории размещения; уровень коллинеарности интересов государства, предпринимательского

сообщества и социума). При этом внешние для «точек роста» факторы становятся внутренними для зон опережающего развития и опорных территорий в рамках жизненного цикла экономического пространства.

4. Разработка системы агрегированных показателей эффективности функционирования «точек роста», зон опережающего развития и опорных территорий на основе выделения основных, вспомогательных, обслуживающих трансакций и трансакций, препятствующих реализации основных с учетом выполняемого вида экономической деятельности, определение для входящих в их состав субъектов хозяйствования эталонных значений технико-экономической, финансовой и производственной деятельности, достижение которых обеспечивает поступательную динамику мезоэкономических показателей.

5. Выявление отклонения фактических показателей функционирования агрегированных показателей эффективности функционирования «точек роста», зон опережающего развития и опорных территорий от эталонных, определение направлений и целевых ориентиров инвестиционных расходов.

6. Анализ реальных возможностей (SWOT-анализ).

7. Анализ и оценка стратегических альтернатив, выбор стратегии развития. Разработка региональных программ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности территории размещения объектов инфраструктуры с учетом необходимого для активизации субъектов хозяйствования в составе полюсов развития объема государственных расходов; определение содержания форм и методов стимулирования формирования и развития потенциальных «точек роста» (налоговые преференции; таможенное регулирование; механизмы частногосударственного партнерства; трехсторонние соглашения; общественная экспертиза; «сетевой контракт», в соответствии с которым государство определяет свои требования к монополии по состоянию инфраструктуры и гарантированному объему транспортировки грузов и др.).

Библиографический список:

1. Пчелинцев О.С. и др. Региональные аспекты развития социальноэкономической инфраструктуры в России // Сб. научных трудов ИНП РАН. -М.: МАКС Пресс, 2006.

2. Стратегии и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. акад. А.Г.Гранберга и др. - М.: ЗАО “Изд-во “Экономика”, 2002.

3. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и

локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / Колл. авт. под рук. чл.-корр. РАН Н.Ф.Глазовского. -М.: Изд-во КМК, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.