Научная статья на тему 'Инфраструктурные услуги в интеграционном процессе регионов'

Инфраструктурные услуги в интеграционном процессе регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
274
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аймешева Жаннат Салаватовна

В статье отмечается, что структура регионального экономического пространства обладает неоднородностью, это объясняется сочетанием факторов и ситуаций в процессе развития, свойственных определенной территории. Это означает разделение пространства на своеобразные территориальные единицы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Интегрирующую функцию выполняет единая региональная инфраструктура, поэтому ее можно отнести к основным принципам формирования экономического пространства региона наряду с единой валютой, единой финансовой, ценовой, налоговой, бюджетной и социальной политикой и централизованного регулирования. Инфраструктура играет особую роль в использовании внутреннего пространства региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные услуги в интеграционном процессе регионов»

УДК 338.26

Аймешева Жаннат Салаватовна

кандидат экономических наук, доцент. Алматинский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов [email protected]

Zhannat S. Aymesheva

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor. Almaty branch of the St. Petersburg humanities university of labor unions [email protected]

Инфраструктурные услуги

в интеграционном процессе регионов

Infrastructure services

in the integration process of the regions

Аннотация. В статье отмечается, что структура регионального экономического пространства обладает неоднородностью, это объясняется сочетанием факторов и ситуаций в процессе развития, свойственных определенной территории. Это означает разделение пространства на своеобразные территориальные единицы, каждая из которых выполняет определенную функцию. Интегрирующую функцию выполняет единая региональная инфраструктура, поэтому ее можно отнести к основным принципам формирования экономического пространства региона наряду с единой валютой, единой финансовой, ценовой, налоговой, бюджетной и социальной политикой и централизованного регулирования. Инфраструктура играет особую роль в использовании внутреннего пространства региона.

Ключевые слова: региональная интеграция, инфраструктурные услуги, многофункциональность, инфраструктурные комплексы, социально-экономического развитие.

Annotation. The regional economic space possesses heterogeneity of the structure caused by a combination of the factors and conditions of development peculiar to the concrete territory. It means division of space into peculiar territorial units, each of which carries out a certain function. The integrating function is carried out by uniform regional infrastructure therefore it can be referred to the basic principles of formation of economic space of the region along with single currency, uniform financial, price, tax, budgetary and social policy and the centralized regulation. The infrastructure plays a special role in use of internal space of the region.

Keywords: regional integration, infrastructure services, multifunctionality, infrastructure complexes, social and economic development.

На сегодняшний день, региональная инфраструктура определяет как собственный потенциал региона, уровень его организации, качество управления и регулирования, так и отношение региона с внешней средой, т.е. его способность гибко адаптироваться и эффективно реагировать на изменение этой среды, обеспечивая экономическую и социальную безопасность, сохранение региональной автономии и культурной идентификации. Таким образом, на устойчивость региона влияет, прежде всего, развитость инфраструктуры и ее способность стимулировать развитие основного производства. Следовательно, от уровня развития инфраструктуры, зависит уровень гибкости всей экономики региона, что способствует более прочному социально-экономическому развитию и процветанию.

Цель исследования, рассмотреть, как формируется новый подход к определению роли инфраструктуры [1, с. 204-211] в процессе стимулирования социально-экономических способов ее организации на уровне региона. Этот подход основывается на обеспечении опережающих действий развития инфраструктурных секторов и методики наилучшего использования регионального пространства и

ресурсов стратегического назначения социально-экономического развития региона. Благодаря опережающему уровню развития объектов инфраструктуры, можно оптимизировать структуру всей региональной воспроизводственной системы.

Для инфраструктуры как подсистемы региона характерны относительная устойчивость во времени и тесная взаимосвязь между элементами подсистемы, видами инфраструктуры. Их расположение образует единое целое. Структура региональной экономики и ее инфраструктура взаимозависимы. В тоже время, соответствие инфраструктуры и региональной структуры относительно, так как между ними существуют противоречия, которые требуют развитие инфраструктуры и вместе с этим изменение инновационного качества всей региональной экономики.

Пространственная и экономическая региональная интеграция, как правило, осуществляется по направлениям:

1. Налаженности сбыта продукции промышленных комплексов в различных территориях внутри региона или в соседних регионах с учетом специфики их предпринимательской сферы.

2. Результативной организации каналов обеспечения региональной экономики ресурсами, расположенные внутри одного региона или за его пределами.

3. Применения системы подготовки кадров внутри региона или других соседствующих регионов (зачастую скопление учебных учреждений в регионах часто не соответствует концентрации промышленного производства).

4. Организации связей между промышленными комплексами, которые используют полуфабрикаты, производимые в одном регионе, для производства конечной продукции на различных территориях внутри региона и за его пределами.

Выше перечисленные направления могут быть реализованы только на основе инфраструктурных

услуг соответствующего уровня развития, которые, вступая друг с другом в горизонтальное и вертикальное взаимодействие, образуют целостную систему региональной инфраструктуры. В последние годы в научной литературе довольно часто встречается понятие «инфраструктурный комплекс региона», т.е. база экономических элементов, которые оказывают влияние на повышение качества жизни населения, обеспечивает, регулирует и поддерживает влияние на комплексный воспроизводственный процесс социально-экономической системы региона в целом. В масштабах национальной экономики инфраструктурные комплексы регионов, взаимодействуя друг с другом, образуют ме-гаинфраструктуру (см. рис. 1).

Каждому элементу региональной инфраструктуры соответствует свой «набор» инфраструктурных услуг (см. табл. 1).

Национальный уровень Комплекс инфраструктуры, обеспечивающий эффективное функционирование национальной экономики

Региональный уровень Система инфраструктурных объектов, обеспечивающих развитие региональной экономики

Уровень предприятия Совокупность различных объекто в инфраструктуры, обслуживающих основное производство

Рис. 1. Взаимодействие по вертикали в рамках мегаинфраструктуры

Элементы региональной инфраструктуры и соответствующие услуги

Таблица 1

Элемент региональной инфраструктуры Общественные услуги

Инженерная инфраструктура (в т.ч. энергетическая) Тепло-, газо-, электро-, водоснабжение

Социальная инфраструктура Медицинские услуги, образовательные услуги, услуги учреждений культуры, спорта и туризма, услуги учреждений социальной защиты населения: услуги ЖКХ

Дорожно-транспортная инфраструктура Грузовые и пассажирские перевозки, таможенные услуги, строительство и ремонт дорог, мостов, туннелей и т.д.

Рыночная (в т.ч. финансовая) и институциональная инфраструктура Финансовые и страховые учреждения, торгово-посреднические услуги, учреждения поддержки развития малого предпринимательства, производственные, оптовые и розничные фирмы, аудиторские, юридические, консалтинговые агентства и т.д.

Информационно-коммуникационная инфраструктура Центры сбора, обработки и передачи информации

Экологическая инфраструктура Охрана природных ресурсов

Инфраструктура региональной безопасности Деятельность оборонных и правоохранительных органов

Концепция инфраструктурных услуг как общественного и опекаемого государством и местным самоуправлением блага приобретает на сегодняшний день все большее значение, т.к. доля общественных услуг, по сравнению с частными услугами, значительно возрастает.

Инфраструктурные услуги имеют многофункциональную ориентированность. Например, услуги

транспорта обслуживают людей (пассажирский транспорт) и производство (грузовой транспорт).

Как отмечалось выше, региональная инфраструктура выполняет обеспечивающую и интеграционную функции, т.к. она носит межотраслевой характер. От уровня развития региональной инфраструктуры региона зависит эффективность производства в территории. Региональная инфраструк-

тура влияет также на социальную и политическую обстановку. Чем выше уровень развития инфраструктуры, тем быстрее в регион приходят инвестиции, прибывает рабочая сила, ускоряется экономическое развитие, улучшаются жизнь и здоровье людей. И наоборот, чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или с большими издержками развивается производство, тем ниже уровень жизни людей. Также, уровень развития инфраструктуры региона играет важную роль в создании имиджа территории, что в свою очередь влияет и на инвестиционную привлекательность региона. Отсюда вытекает особая роль инфраструктурных услуг в процессе социально-экономической интеграции региона.

Развитию инфраструктуры и инфраструктурных услуг как фактору пространственной и экономической интеграции во всем цивилизованном мире уделяется значительное внимание. В Канаде, например, развитие инфраструктуры рассматривается как строительство будущего [3, р.223]. В странах ЕС инфраструктура трактуется как основа создания высоко конкурентных региональных рынков [1]. В США рост вложений в инновационную, дорожно-транспортную, экологическую инфраструктуру выдвинут в качестве главного условия укрепления конкурентоспособности экономики в хХ! веке.

По оценке Всемирного банка, до 2020 г. инвестици в развитие инфраструктуры 50 трлн. долл. В США, Китае, Индии, Бразилии, Южной Корее и др. программа создания постиндустриальной инфраструк-

Литература:

1. Воронов A.A. Проблематика функционирования инфраструктуры современных региональных рынков в западноевропейских странах // Проблемы соврем.экономики. 2011. № 2.

2. Гокжаева Е.Б. Об изменении концепции развития инфраструктурных секторов России // Кондратьевские волны: палитра взглядов. 2013. С. 204-211.

3. Building the future: issues in public infrastructure in Canada / A. Vining, S. Richards (eds.). Toronto, 2001. 223 p.

4. Mayer J. Export Dynamism and marker Access // World Institute for development Economics Research Discussion Paper. 2003. № 2003/42; Redding S. and Venables A. Economic Geography and International Inequality // Journal of International Economics. 2004. Vol. 62. № 1. P. 53-82.

туры стали основой экономической стратегии. Согласно широко признанным расчетам Марка Занди - главного экономиста компании Moody's Economy - государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции: каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл.

Таким образом, из опыта других стран, развитие инфраструктуры имеет благоприятные последствия, среди которых чаще всего указываются следующие: снижение производственных затрат; рост национального производства/ВВП; расширение доступа к трудовым ресурсам; усиление конкуренции; увеличение притока инвестиций; реорганизация землепользования; возможность развития ранее недоступных территорий. Кумулятивным итогом инфраструктурных инвестиций является увеличение производительности. Плохо развитая инфраструктура региона является значительной помехой для развития некоторых производственных процессов (например, международная торговля, в значительной степени зависит от плотности транспортной и коммуникационной инфраструктуры). По утверждению Дж. Майера, инфраструктура лежит в основе процесса промышленной агломерации, при котором новые отрасли концентрируются вокруг уже сложившихся индустриальных систем [4, pp.53-82]. Именно неразвитость инфраструктурных услуг становится одним из следствий недопустимо большого разрыва между наиболее и наименее экономически развитыми регионами страны.

Literature:

1. VoronovA.A. Problematik's ravens of functioning of infrastructure of the modern regional markets in the Western European countries // Problems of modern economy. 2011. № 2.

2. Gokzhayeva E.B. About change of the concept of development of infrastructure sectors of Russia // Kondratyevsky waves: palette of views. 2013. P. 204-211.

3. Building the future: issues in public infrastructure in Canada / A. Vining, S. Richards (eds.). Toronto, 2001. 223 p.

4. Mayer J. Export Dynamism and marker Access // World Institute for development Economics Research Discussion Paper. 2003. № 2003/42; Redding S. and Venables A. Economic Geography and International Inequality // Journal of International Economics. 2004. Vol. 62. № 1. P. 53-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.