Научная статья на тему 'Инфраструктурные риски экономического развития региона'

Инфраструктурные риски экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / INFRASTRUCTURE CONSTRAINTS / ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РИСКИ / INFRASTRUCTURE RISKS / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФРАСТРУКТРЫ / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б., Дагданова С.Ж.

Рассматриваются проблемы формирования и развития инфраструктуры региона. Особое внимание уделено инфраструктурным ограничениям и рискам экономического развития региона. В условиях глобализации, когда усиливаются интеграционные процессы в обществе и во всех секторах экономики, возрастает международная и межрегиональная конкуренция на рынках товаров и услуг, актуализируется исследование проблем снижения инфраструктурных рисков. В статье дан анализ теоретических подходов к определению содержания инфраструктуры и инфраструктурных рисков региона. Авторы определяют инфраструктурные риски как потери, обусловленные инфраструктурными ограничениями. Для оценки инфраструктуры региона разработана методика на основе интегрального показателя эффективности развития инфраструктуры, включающего группы показателей транспорта, связи, электроэнергетики, финансово-кредитной сферы, образования, здравоохранения, а также показателей, характеризующих жилищно-коммунальную сферу. Выявлено, что наиболее существенным ограничением экономического развития региона является недостаточное развитие транспортной системы, тесно связанной со всеми отраслями экономики и социальной сферы. Обоснованы выводы о необходимости формирования на государственном и региональном уровнях системы мер по совершенствованию нормативно-правовых механизмов финансирования, отбору инфраструктурных проектов, а также мониторингу инфраструктурных ограничений и рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б., Дагданова С.Ж.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The infrastructure risks of economic development of the region

The article investigates the formation and development of infrastructure in the region. Particular attention is paid to the analysis of infrastructure limitations and risks of economic development of the region. In the context of globalization, when the enhanced integration processes in the society and in all sectors of the economy, and increasing international competition and inter-regional markets for goods and services, the study of problems reduce infrastructure risks becomes relevant. The paper analyzes the theoretical approaches to the definition of infrastructure maintenance and infrastructure risks in the region. The infrastructure risks are defined authors as losses due to infrastructure constraints. The method to evaluate the effectiveness of the region’s infrastructure was developed based on the integral indicator of the effectiveness of infrastructure development, including a set of indicators of transport, communications, power, financial and credit sector, education, health care, as well as indicators that characterize the housing and utilities sector. The authors determined that the most significant constraint on economic development of the region is the lack of development of the transport system, which has close ties with all sectors of the economy and social sphere. The conclusions on the necessity of creating a system of measures both at national and regional levels, to improve the regulatory mechanisms of funding, selection of infrastructure projects, as well as monitoring.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурные риски экономического развития региона»

Л. М. Хандажапова1, Н. Б. Лубсанова2, С. Ж. Дагданова3

ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ РИСКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

В условиях глобализации, когда усиливаются интеграционные процессы в обществе и во всех секторах экономики, возрастает международная и межрегиональная конкуренция на рынках товаров и услуг, особую актуальность приобретают вопросы формирования и развития инфраструктуры, снижения инфраструктурных рисков экономического развития регионов.

В настоящее время в понятие «инфраструктура» включают совокупность условий эффективного развития не только материального производства, но и других сфер общественной жизни. Традиционно к инфраструктуре относят отрасли, обеспечивающие инфраструктурные услуги. При этом рассматриваются не только промышленная и социальная, но и другие виды инфраструктуры (банковская, рыночная, инвестиционная и др.). Так, О. В. Гладких включает в инфраструктуру объекты и структуры, обеспечивающие «экономический оборот ресурсов» [1]. О. С. Пчелинцев представляет инфраструктуру как объекты, обеспечивающие «ресурсные предпосылки экономического роста» [2]. Ю. А. Жаравина считает, что инфраструктура обеспечивает «воспроизводство материальных благ и социальное развитие человека» [3]. По мнению А. И. Кузнецовой, инфраструктура подразделяется на отраслевую и специализированную.

В нашей работе под инфраструктурой понимаются отрасли, обеспечивающие функционирование общественного производства и условия жизнедеятельности общества: производственная, социальная, рыночная, финансовая, научная, информационная и экологическая инфраструктуры, входящие в инфраструктурную систему региона. Как известно, инфраструктура региона обеспечивает движение материальных средств (природных ресурсов, энергии, товаров, трудовых ресурсов, информации, связи) между предприятиями отрасли, создание рабочих мест, рост потребительского спроса и способствует росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Оценить влияние инфраструктурных подсистем на экономическое развитие региона можно на основе инфраструктурных рисков. В. С. Антонюк и Г. В. Эрлих под инфраструктурным риском понимают «возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе деятельности предприятий инфраструктуры» [4]. Е. К. Симакова и П. С. Голубкин предлагают при оценке инфраструктурных рисков учитывать последствия не только для предприятий инфраструктуры, но и для третьих лиц и соответственно снижать отрицательные эффекты путем страхования [5]. Е. В. Хечиев инфраструктурные риски определяет как «вероятные потери ресурсов или недополученные доходы в результате негативных последствий» [6].

Мы в своей работе под инфраструктурным риском понимаем вероятные потери ресурсов или недополучение прибыли в результате возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе деятельности предприятий инфраструктуры (табл. 1).

Инфраструктурные ограничения обусловливают потери и инфраструктурные риски. На основе анализа инфраструктурных ограничений определяются факторы, ограничивающие полу-

1 Любовь Михайловна Хандажапова, старший научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, канд. экон. наук.

2 Наталья Борисовна Лубсанова, ведущий инженер Байкальского института природопользования СО РАН.

3 Сэлмэг Жамьяндоржиевна Дагданова, ведущий инженер Байкальского института природопользования СО РАН.

Таблица 1

Инфраструктурные риски региона

Инфраструктурные подсистемы региона Инфраструктурные ограничения Инфраструктурные риски

Транспорт Высокие тарифы транспортных услуг, износ основных фондов Риски при строительстве дорог и их эксплуатации, потери, связанные с высокими ценами на транспорт, сырье, материалы, топливо и др.

Связь Низкий уровень доступности тарифов на услуги, износ основных фондов Потери, обусловленные дороговизной технологического оборудования, материалов и др.

Электроэнергетика Нехватка сырья, материалов, технологического оборудования Потери, обусловленные высокими ценами на топливо, сырье, материалы и др.

Финансово-кредитная сфера Низкий уровень кредитования реального сектора экономики, малочисленность лизинговых компаний, фондов поддержки предпринимательства и др. Потери, обусловленные высокими процентными ставками, страховыми взносами, невыгодными условиями лизинговых контрактов, неплатежеспособностью предприятий и населения

Образование Износ основных фондов системы образования Потери, обусловленные недостатком мощности (доступности) инфраструктуры; риски, связанные с обеспечением финансирования, риски снижения качества жизни

Здравоохранение Износ основных фондов системы здравоохранения Потери, обусловленные недостатком мощности (доступности) инфраструктуры; риски, связанные с обеспечением финансирования, риски снижения качества жизни

Жилищно-коммунальная сфера Износ жилищного фонда, низкий уровень благоустройства жилищного фонда, высокая стоимость жилья, низкие доходы населения Потери, обусловленные недостатком мощности (доступности) инфраструктуры; риски, связанные с обеспечением финансирования, риски снижения качества жизни

чение прибыли предприятиями региона при потреблении инфраструктурных услуг. Как известно, развитие инфраструктуры является одним из значимых факторов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществ любого региона.

Как показали расчеты, Республика Бурятия отстает по уровню развития инфраструктуры от регионов СФО (11-е место) (рис. 1). Оценка выполнялась на основе интегрального показателя эффективности развития инфраструктуры, включающего группы показателей (табл. 2).

Как показывает анализ, наиболее существенным ограничением экономического развития региона является недостаточное развитие транспортной системы, тесно связанной со всеми отраслями экономики и социальной сферы. Объемные и качественные показатели транспортной инфраструктуры не способствуют эффективному развитию региональной экономики. Так, показатель грузоемкости экономики Республики Бурятия составляет 8,8 т-км/ долл., что превышает среднероссийский показатель в 3 раза, тогда как в развитых странах данный показатель составляет 1,5.. .2 т-км/ долл. (рис. 2). При этом доля транспортных издержек в себестоимости продукции, произведенной крупными и средними предприятиями, составляет по России в целом

Инвестиции в основной капитал

2,1 п

1,9 1,7 -1,5 -1,3 1Д -0,9 0,7 -0,5 -

Ж

X

+

▲ ■

ж ▲

■ Республика Алтай А. Республика Бурятия X Республика Тыва Ж Республика Хакасия

• Алтайский край

- Забайкальский край

- Красноярский край Иркутская область

♦ Кемеровская область Новосибирская область Омская область Томская область

10,0 15,0 20,0 25,0 30,0

Интегральный показатель эффективности функционирования инфраструктуры

Рис. 1. Оценка эффективности функционирования инфраструктуры регионов СФО

7,85%, в Республике Бурятия — 3,15%. Доля затрат грузоперевозок магистральными железными дорогами в Бурятии составляет 0,74%, промышленными железнодорожными путями — 1,39%, автомобильным транспортом — 0,88%.

Таблица 2

Оценка эффективности функционирования инфраструктуры региона

Группа показателей Показатели

Транспорт Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием, км дорог на 1000 км 2 территории; отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в расчете на 1000 населения, тыс. чел; пассажирооборот автобусами общего пользования, млн т-км; наличие собственных легковых автомобилей на 1000 чел. населения, шт.

Связь Число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи, шт./1000 чел. населения; число квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 чел. населения

Электроэнергетика Производство электроэнергии на душу населения

Финансово-кредитная сфера Число банковских учреждений на 100 тыс. км 2, на 100 тыс. чел. населения; число местных банковских учреждений на 100 тыс. чел. населения

Образование Количество выпускников средних специальных учебных заведений в расчете на количество лиц в трудоспособном возрасте; численность учащихся в общеобразовательных учреждениях на количество лиц до трудоспособного возраста; ввод в действие ученических мест на 10 000 детей школьного возраста

Здравоохранение Коэффициент младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми); численность врачей на 10 000 чел. населения; среднего медицинского персонала на 10 000 чел. населения; число больничных коек на 10 000 чел. населения, шт.

Жилищно-коммунальная сфера Площадь жилья, м 2 на одного жителя; ввод в действие жилых домов, м 2 на 1000 чел.; доля жилья, оборудованного горячим водоснабжением,%

2008 2009 2010 2011 2012

■ грузоемкость ВВП РФ, т-км/долл. ^ грузоемкость ВРП Республика Бурятия, т-км/долл.

Рис. 2. Грузоемкость РФ и Республики Бурятия (в ценах 2008 г.)

Для повышения эффективности экономики региона требуется снижение грузоемкости ВРП за счет уменьшения длины перевозок путем передачи короткопробежных перевозок — до 250 км (в России — 150 км) с железной дороги на автотранспорт. Для повышения эффективности инфраструктуры необходима реализация инфраструктурных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) как инструмента привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры.

В Республике Бурятия действуют Концепция развития государственно-частного партнерства на 2011-2015 годы, принятая в 2011 г., а также закон РБ «О государственно-частном партнерстве в Республике Бурятия». На основе ГЧП в регионе реализуются инфраструктурные проекты в рамках особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», региональных зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного и промыш-ленно-производственного типа; проекты, входящие в программу развития моногородов, и др.

В современных условиях особую значимость приобретают проблемы финансирования социальной инфраструктуры, поскольку инвестирование данной сферы не превышает 1,5% [7]. Модернизация социальной инфраструктуры должна способствовать накоплению человеческого капитала и в конечном счете — повышению эффективности смежных отраслей экономики. Во многих странах мира проблема приведения инфраструктуры к стандартам XXI в. находится на контроле правительств. При этом наряду с поиском новых инновационных способов сохраняется механизм финансирования инфраструктурных проектов на основе ГЧП с тенденцией роста финансирования акциями.

С учетом макроэкономической ситуации стратегия финансирования инфраструктурных проектов за счет повышения тарифов на инфраструктурные услуги, наблюдавшаяся в России в последнее десятилетие, является неэффективной. Для повышения эффективности инфраструктуры, доступности ее услуг для населения и субъектов экономики необходимо формирование системы мер (на государственном и региональном уровнях) по совершенствованию нормативно-правовых механизмов финансирования, отбору инфраструктурных проектов, а также мониторингу инфраструктурных ограничений и рисков.

Список литературы

1.Гладких, О. В. Инфраструктура рынка средств производства региона: дис. ... канд. экон. наук / О. В. Гладких. — Иркутск, 1999.

2. Пчелинцев, О. С. Проблемы региональной инфраструктуры как источник экономических и социальных угроз / О. С. Пчелинцев // Проблемы прогнозирования. — 2006. — № 6. — С. 26.

3. Жаравина, Ю. А. Производственная инфраструктура как фактор повышения конкурентоспособности национального хозяйства: дис. ... канд. экон. наук / Ю. А. Жаравина. — СПб., 2006.

4. Антонюк, В. С. Методы оценки риска инфраструктурных подсистем муниципального образования / В. С. Антонюк, Г. В. Эрлих // Вестник Тюменского государственного университета. — 2011. — № 11. — C. 205-211.

5. Симакова, Е. К. Страхование ответственности как инструмент снижения инфраструктурных рисков: отечественный и зарубежный опыт /Е. К. Симакова, П. С. Голубкин // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. — 2013. — № 4 (21). — C. 96-100.

6. Хечиев, Е. В. Типология инфраструктурных ограничений развития бизнеса / Е. В. Хечиев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. — 2009. — Т. 56, № 9. — С. 238-245.

7. Киселев, С. В. Теоретические подходы к оценке взаимосвязи социальной инфраструктуры и параметров экономического роста региона / С. В. Киселев, С. В. Ткачев // Вестник Казанского технологического университета. — 2014. — Т. 17, № 2. — С. 330-335.

8. Дагданова, С. Ж. Оценка эффективности функционирования инфраструктуры региона (на примере Республики Бурятия) / С. Ж. Дагданова // Материалы XIX Международной науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012» (9-13 апреля 2012 г.). — М.: МГУ, 2012. URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2012/ structure_32_1945.htm (дата обращения: 15.09.2014)

9. Дагданова, С. Ж. Проблемы формирования и развития инфраструктуры региона / С. Ж. Дагданова // Материалы XV международной науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». — М.: МГУ, 2008. — С. 46-47. URL: http://lomonosov-msu.ru/ archive/ Lomonosov_2008/27.htm (дата обращения: 15.09.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.