Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение социального развития региона в условиях бюджетных ограничений'

Инфраструктурное обеспечение социального развития региона в условиях бюджетных ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / INFRASTRUCTURE / SOCIAL DEVELOPMENT / BUDGET LIMITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дагданова Сэлмэг Жамьяндоржиевна

Определена роль социальной инфраструктуры в экономическом развитии регионов в условиях бюджетных ограничений. Приведены результаты оценки социальной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона на основе сопоставления интегральных индексов инфраструктурной обеспеченности и бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION UNDER CONDITIONS OF BUDGET LIMITS

The article determines the role of social infrastructure in the regional economic development under conditions of budget limits, and shows the results of estimation of social infrastructure in the Russian Far East and Baikal region based on the comparison of integral indexes of infrastructural availability and budget expenses.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение социального развития региона в условиях бюджетных ограничений»

УДК 332 ББК У65

С.Ж. Дагданова

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

Определена роль социальной инфраструктуры в экономическом развитии регионов в условиях бюджетных ограничений. Приведены результаты оценки социальной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона на основе сопоставления интегральных индексов инфраструктурной обеспеченности и бюджетных расходов.

Ключевые слова: инфраструктура, социальное развитие, бюджетные ограничения.

S.Zh. Dagdanova

INFRASTRUCTURAL SUPPORT OF SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION UNDER CONDITIONS OF BUDGET LIMITS

ssi

Zsl

Д s =

is1

H5i

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

1

S V I

8s! ИН 25 о

СнО!

£мц

МО I £И4

нее

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

The article determines the role of social infrastructure in the regional economic development under conditions of budget limits, and shows the results of estimation of social infrastructure in the Russian Far East and Baikal region based on the comparison of integral indexes of infrastructural availability and budget expenses.

Keywords: infrastructure, social development, budget limits.

В современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает, переход к эффективному социально-экономическому росту требует обеспечения соответствующих территориальных условий. Проблемы социального развития регионов становятся одним из главных объектов государственного регулирования. Инфраструктура обеспечивает взаимодействие основных территориальных подсистем, именно от формирования инфраструктурных условий в регионах зависит повышение качества жизни населения и обеспечение эффективного экономического роста на территории региона. Учитывая, что сложившаяся в настоящее время в России бюджетная система не обеспечивает достаточных возможностей для развития территорий (в том числе в сфере социальной инфраструктуры), и как показывает практика финансирования из федерального бюджета объектов региональной и муниципальной собственности приводит к распылению бюджетных средств и размыванию ответственности за развитие региональной инфраструктуры. В этой связи исследования проблем, связанные с повышением уровня развития социальной инфраструктуры с учетом особенностей действующей бюджетной системы является важнейшей ресурсной основой развития инфраструктуры. Бюджетная система рассматривается как важнейший элемент системы общественных расходов и ключевой экономический механизм государственного регулирования регионального развития [1].

Одним из факторов развития социальной инфраструктуры является финансовое состояние, как региональных бюджетов, так и бюджетов муниципальных образований, так как государственное управление объ-

© СЖ. Дагданова, 2011

«К1

2нё Д 5 =

Вції

Н£ї

Н51

Ен^ і

ой-

%<ї ^ і

«Л*

ё§!

^1

I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

МО I £И4

Н®Є

И

н

н

о

н

м

со

Н

ектами социальной сферы обеспечивается с распределением предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, властями субъектов РФ и местным самоуправлением.

Для оценки уровня инфраструктурного развития региона нами было использовано построение интегральных индексов инфраструктурной обеспеченности социального развития, в основе которых жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение, рассчитанные методом линейного масштабирования по показателям, характеризующим обеспеченность регионов: жилищно-коммунальными условиями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и медицинским персоналом. С другой стороны, учитываются различия в бюджетных расходах субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона по статьям «Жилищное — коммунальное хозяйство», «Образование» и «Здравоохранение». На основе сопоставления интегральных индексов инфраструктурной обеспеченности и бюджетных расходов выполнен график (рис.).

« « О О X Л Л ^

§ 2 ВЦ

° о рв а

о £ я * я у с о м ю О

0,14 -

0,11

0,08-

^Республика Бурятия

Иркутская область

ж д

Забайкальский край

д республика Саха

(Якутия)

0,05-

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7

Бюджетные расходы

О Республика Бурятия О Иркутская область Д Камчатский край Д Хабаровский край Ж Магаданская область X Еврейская автономная область

о Забайкальский край

□ Республика Саха (Якутия) о Приморский край

□ Амурская область

О Сахалинская область + Чукотский автономный округ

Распределение субъектов Дальнего Востока и Байкальского региона по обеспеченности социальной инфраструктуры

Как показывает оценка, одной из основных проблем является межрегиональная дифференциация по уровню обеспеченности инфраструктурными услугами. Среди восточных регионов Республика Бурятия занимает второе место по уровню инфраструктурной обеспеченности социального развития. По обеспеченности жилищно-коммунальной инфраструктуры лидируют Иркутская область, Магаданская область, Хабаровский и Камчатский край. В части обеспеченности образовательными учреждениями ведущие позиции занимают Республика Бурятия и Иркутская область, сфере здравоохранения Еврейская автономная область. В то же время отмечено, что большинство регионов с низкими бюджетными расходами и с низкими показателями инфраструктурной обеспеченности социальной сферы. Это демонстрирует на региональном и местном уровнях недостаточного ресурсного потенциала для обеспечения функционирования и развития инфраструктурной сферы.

В Республике Бурятия происходит сокращение доли выделяемых средств на содержание жилищно-коммунального хозяйства в общем объеме консолидируемого бюджета (с 28,5% — в 2000 г. до 7,6% в 2008 г.).

SS1

2нё Д 5 =

&ц&|

«31

Ен А оК %<s ^ 1

1

^ Л £ ё§! ^1

I

8s! Й§ о

УЛ*

ЕнО а

£мц

МО I £И4

нее

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

н

о

н

PQ

со

Н

В 2008 г. в Бурятии на ЖКХ выделено 2 565,8 млн р. (7,6%) из средств бюджета. В Чукотке доля ЖКХ составила (25,7%), в Магаданской области (25,1%), в Приморском крае (21,6%), в Сахалинской области (16,8%), в Хабаровском крае (15,3%) и др. Наименьшая доля в Забайкальском крае (6,9%) [2]. Нехватка финансового обеспечения приводит к снижению объемов нового строительства и увеличению износа основных фондов в отраслях социальной инфраструктуры.

Бюджетная стратегия, принятая на 2008-2010 гг. на дальнейшую перспективу ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. В качестве главной задачи данной стратегии является реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен [1].

Главными проблемами, сдерживающими реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Байкальского региона, в том числе Республики Бурятия является экономическая и инфраструктурная изоляция от развитых российских рынков, низкая внутренняя транспортная связь территории, низкая плотность населения и др. Именно неразвитость отраслей инфраструктуры являются основными ограничителями осуществления любых видов деятельности в регионе, причиной низкой конкурентоспособности произведенных продукции, товаров и услуг.

В стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. предусматривается модернизация инфраструктурных отраслей, направленная на преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов [3]. В условиях дотационности и дефицитности большинства регионов инвестиционная составляющая социальной инфраструктуры имеет незначительную долю в бюджетах. Финансовое обеспечение данных мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения объемов финансирования из бюджетов, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Необходимо на практике задействовать эффективные механизмы государственно-частного партнерства. При этом использование инфраструктурного потенциала региона должно быть сориентировано на взаимодействие в системе жизнеобеспечения территории, включая жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, связь, транспорт, обеспечение энергией и другими жизненно важными ресурсами. Необходимо создание институциональной среды, благоприятной для реализации инфраструктурного потенциала за счет адаптации федеральных законодательных и нормативных актов к специфическим условиям региона.

Список использованной литературы

1. Бюджетное послание Федеральному собранию РФ о бюджетной политике в 2008-2010 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.flm.su/?actions=main_ content&id=509.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — 990 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http:// www.minpromtorg.gov.ru/reposit/docs/projects/0190/Strategiya.dot.

Bibliography (transliterated)

1. Byudzhetnoe poslanie Federal’nomu sobraniyu RF o byudzhetnoi politike v 2008-2010 gg. [Elektronnyi resurs]. http://www.flm.su/?actions=main_ content&id=509.

2. Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskie pokazateli. 2009: stat. sb. / Rosstat. — M., 2009. — 990 s.

3. Strategiya sotsial’noe-konomicheskogo razvitiya Dal’nego Vostoka i Baikal’skogo regiona na period do 2025 goda [Elektronnyi resurs]. URL: http:// www.minpromtorg.gov.ru/reposit/docs/projects/0190/Strategiya.dot.

SSI

Zsl

Sg г

MhSI

HSS

H3l

ой-

%<s ^ 1

1

S V I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§|

E40 I Sffle

H

H

о

H

pq

CO

H

Информация об авторе

Дагданова Сэлмэг Жамьяндоржиевна — ведущий инженер, Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: selmega@mail.ru.

Author

Dagdanova Selmeg Zhamyandorzhiyevna — Lead Engineer, Baikal Institute of Nature Management SB RAS, Ulan-Ude, e-mail: selmega@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.