ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РЕГИОНОВ
А.М. Зулпуева, канд. экон. наук, доцент М.Т. Зикираев, канд. экон. наук, доцент
Ошский технологический университет имени М.М. Адышева (Киргизия, г. Ош)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10565
Аннотация. Развитие объектов инфраструктуры, определяющей уровень инвестиционной активности регионов, наиболее эффективно осуществляется посредством совместных партнерских проектов. В экономике региональные проекты ГЧП реализуются преимущественно в социальной и коммунальной инфраструктуре, их численность активно растет в информационно-коммуникационной инфраструктуре. Определены факторы, сдерживающие ведение инновационных проектов регионов, являющейся важнейшей предпосылкой формирования санаритизации и механизмы их финансирования.
Ключевые слова: инвестиционные объекты, инфраструктурные проекты, проекты государственно-частного партнерства, механизмы финансирования.
За последние годы в Кыргызстане (КР) приняты существенные меры по повышению потенциала регионов, особенно в части развития инфраструктуры. В связи с чем, 2018 год был объявлен годом развития регионов и основная деятельность была направлена на их развитие, открытие новых рабочих мест, создание благоприятных условий для развития предпринимательство в сельской местности. Результатами всех усилий за год были достигнуты следующее показатели - созданы более 2,5 тысяч рабочих мест, открыто более 200 новых предприятий, занимающихся переработкой, хранением и сортировкой сельхозпродукции, а также в сфере текстильно-швейного и строительного производства. Как отметил глава государства развитие регионов не остановится, а будет усилена и в последующие годы останется приоритетным направлением государственной политики. Практика показывает реализация этих идей без инвестиционной поддержки, не мыслима.
Дифференцировать уровень инвестиционной активности регионов КР является важнейшей задачей государственной политики и структур бизнеса. Решение этой задачи делает необходимым ускоренное развитие объектов инфраструктуры посредством значительного прироста инве-
стиций в данный сектор региональной экономики. Вместе с тем, реальные расходы государственного бюджета на объекты инфраструктуры за последние годы постоянно снижаются, а финансовые возможности большинства регионов ограничены. Предполагается, что такая тенденция сохранится и в будущем. В таких условиях необходимо использование новых механизмов привлечения частных инвестиций для создания объектов инфраструктуры, которые оказывают непосредственное влияние на уровень инвестиционной и деловой активности регионов КР, обеспечение их конкурентоспособности. Одним из таких механизмов является разработка и реализация инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), муниципально-частного партнерства (МЧП). Мировой опыт показывает, что инфраструктурные проекты ГЧП/МЧП представляют одну из эффективных форм привлечения инвестиционных ресурсов на региональном уровне. Особую актуальность данная проблема приобретает в нынешних условиях, когда необходимо одновременно обеспечивать развитие региональной инфраструктуры в соответствии с потребностями цифровой экономики и диверсифицировать экономику отдаленных территорий с труднодос-
тупными, климатическими и природными условиями повышенного риска.
Инфраструктура играет определяющую роль в развитии регионов, их взаимодействии с отечественными рынками и выход в дальнейшем на международные рынки. Недостаточный уровень развития объектов инфраструктуры замедляет темпы экономического роста, снижает конкурентоспособность, деловую активность и инвестиционную привлекательность регионов. Ныне экономика регионов КР значительно отстает по уровню развития инфраструктуры от стран СНГ близких по экономическому развитию потребностей современного общества, использующего передовые информационные и цифровые технологии.
В условиях ограниченности возможностей государственного бюджета, требуется поиск новых механизмов привлечения долгосрочных инвестиционных ресурсов. Одним из наиболее эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в регионы является реализация инфраструктурных проектов на принципах ГЧП/МЧП. Следует отметить, что данный механизм позволяет не только привлечь необходимые финансовые ресурсы, но и повысить эффективность использования бюджетных средств, применить передовые производственные, информационные и управленческие технологии, профессиональные компетенции и навыки специалистов частных партнеров.
ГЧП/МЧП как форма взаимодействия между частными партнерами получила широкое признание во многих странах. Анализ имеющихся научных публикаций показывает, что в большинстве случаев под ГЧП/МЧП понимается совокупность отношений представителей местного самоуправления и частного сектора, образованных на взаимной заинтересованности.
Таким образом, проекты на принципах ГЧП позволяют привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы, необходимые в основном для строительства, модернизации, управления или содержания объектов инфраструктуры или предоставления услуг.
Региональные инфраструктурные проекты ГЧП: структура и финансирование
Для проектов ГЧП/МЧП характерны следующие основные признаки:
- сторонами отношений выступают публичные и частные участники, взаимодействие которых имеет равноправный характер, приносит преимущества всем участникам соглашения и осуществляются на юридической основе;
- общественная направленность совместно реализуемых проектов;
- частная сторона принимает участие в полном или частичном финансировании создания объекта соглашения;
- определение, разделение рисков и ответственности посредством участия частного партнера, как в создании объекта соглашения, так и в его последующей эксплуатации и (или) техническом обслуживании.
Хотелось бы изучить мировой опыт. Практика показывает, что в настоящее время разработка и реализация проектов на принципах ГЧП/МЧП осуществляется во многих странах. Наиболее успешно такие проекты реализуются в США, Великобритании, Франции и Германии. Данные, публикуемые европейским центром ГЧП (European PPP Expertise Centre - EPEC), показывают, что в 2016 году 69 проектов ГЧП, достигли коммерческого закрытия, совокупная стоимость которых составила 12 млрд евро, что на 22% меньше чем в 2015 году (15,6 млрд. евро) (рис. 1).
140 1Z0 100 BD 60 4D 20 D
11S
■
04 ВО 82 СО
■ 66 ■ ла _
m
16 19 1S 13 20 19 is 12
■ ■ ■ щ ■ ш ■ Ш
2 СКВ 2010 2011
■ Количество проектов ГЧП
2012 2013 2014 2015 2016
■ Совокупная стоимость проектов ГЧП, гллрд. евро
Рис. 1. Количество проектов ГЧП, прошедших коммерческое закрытие, и их сово-
купная стоимость в странах ЕС в 2009-2016 годах
Источник: European PPP Expertise Centre
Средняя стоимость проекта ГЧП в странах ЕС в 2016 году составила 174 млрд. евро (319 млрд. евро в 2015 году). Среди стран ЕС лидером по количеству и стоимости проектов ГЧП является Великобритания. Наиболее крупные проекты (свыше 500 млн. евро) выполняются в таких странах как Великобритания, Франция, Герма-
2016 ■■
2015
2014 ■■
J3
■Ï
£ 2013
2012 ■■
0 Б 10 15 20 25 30
Количество проектов ГЧП
■ Транспорт ■ Здравоохранение ■ Образование
Рис. 2. Количество проектов, прошедших коммерческое закрытие, в основных секторах ГЧП в странах ЕС в 2012-2016 годах
Источник: European PPP Expertise Centre ЧП
ния и Словакия. Анализ совокупной стоимости проектов ГЧП показывает, что основная ее часть (почти 31%) создана в сфере транспортной инфраструктуры. По количеству проектов ГЧП наиболее активными секторами экономики является социальная инфраструктура (образование и здравоохранение) (рис. 2).
По данным Нацстаткомитета КР за по- следующим образом: государственные ин-следние 5 лет динамика освоения инвести- вестиции выросли на 20%, муниципальные ций по формам собственности выглядит на 15% и частные на 22% (табл. 1).
Таблица 1. Динамика освоенных инвестиций КР в нефинансовые активы по фор-
мам собственности за 2013-17 гг. i млн. сом)
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Всего в том числе: 1C1 174.6 122 13C.6 165 279.7 164 21C.5 212 224.1
Государственные 13 174.7 22 652.6 28 594.5 25 754.7 27 124.3
Муниципальные 4 451.6 3 711.3 7 899.7 6 321.2 6 795.5
Частные 83 226.5 94 754.6 127 263.3 129 889.5 178 3C4.3
Иные 321.8 1 C12.1 1 522.2 2 248.1 -
Источник: данные Нацстаткома КР, 2013-2017 гг.
Исследования показали, что общий объем привлеченных инвестиций выросли за последние пять лет на 20%, составив 212 224.1 млн. сомов. Из них наибольшая часть составляют частные инвестиции, достигнув отметки 178 304.3 млн. сомов. На низком уровне остаются государственные и муниципальные инвестиции, достигнув 27 124.3 и 6 795.5 млн. сомов соответственно. Это снижает качественные показатели их инвестиционного потенциала, что отражается в реальной жизни.
В данной приведенной таблице показывает, что за исследуемый период, из общей суммы инвестиций наибольший удельный вес привлечения инвестиций занимает Араванский, Карасуйский и Чон-Алайские районы, которые по территории и численности населения также занимают большой удельный вес. Отдача инвестиций выявляется в основных показателях этих регионов. Араванский, Карасуйский и Чон-Алайские регионы вносят вносимый вклад в производстве ВВП, созданы рабочие места, дан импульс развитию субъектам малого и среднего бизнеса, развивается инфраструктура в частности многие центральные улицы освещены, отремонтированы дороги, построены спортивно-оздоровительные комплексы, возрождаются семеноводческие хозяйства, оживляется перерабатывающая сфера и т.д.
Каждый инвестор ставит цель - максимальное увеличение прибыли. Задача местным органам власти должны содействовать развитию инвестиционной активности, создавая привлекательные условия для инвесторов. С целью благоприятного
Реализация региональных проектов требует кардинальных изменений.
Одной из основных форм, которого является инвестирование на условиях ГЧП. Отраслевой анализ региональных проектов ГЧП показывает, что их наибольшая доля сосредоточена в социальной и коммунально-энергетической инфраструктуре.
Определенный интерес представляет анализ инвестиции поступивших по районам республики, рассмотрим это на примере Ошской области. (Табл.2)
инвестиционного климата, регионы должны всемерно поддерживать инвесторов по таким направлениям, как налоговое стимулирование, обеспечение благоприятной среды для инвестирования, без рисков.
Наличие современной инфраструктуры оказывает существенное влияние на формирование инвестиционного потенциала регионов. Уровень развития инфраструктуры многих регионов все еще не соответствует потребностям современной экономики, основанной на инновациях, передовых информационных и цифровых технологиях. Кроме того, часть наши регионы, все еще классифицируются как кризисные территории. В условиях ограниченности ресурсов государственного бюджета, институтов развития необходимо более активно привлекать частных инвесторов для формирования и развития современной региональной инфраструктуры. В этой связи рекомендуется более активно использовать механизм ГЧП, позволяющий не только привлекать дополнительные финансовые ресурсы, но и повышать эффек-
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал по районам Ошской области 2013-2017 гг.
(табл. 2)
Районы 2013 2014 2015 2016 2017 2017к 2013 г. ( %)
Ошская область, в том числе: 3 549.8 2 933.7 3 095.0 3 082.4 4 814.5 26
Алай Í26.G 2iG.4 295.б б42.7 294.9 42
Араван 32i.7 67G.9 2 84i.5 i 328.7 i G92.2 29
Каракулжа 43.i i85.7 i93.4 141.6 88.2 48
Карасуу 39i.8 5i4.i 62Í.5 55i.2 i 163.9 33
Ноокат 26G.Í 44б.5 5i9.4 393.7 533.8 49
Узген i24.7 24G.2 4Í6.4 373.7 487.2 25
Чоналай 39.i ^5.7 i i4G.G 465.9 i 113.1 4
Источник: данные Облстаткомитета 2013-2017 гг.
тивность
использования
бюджетных средств, применять передовые технологии.
В развитии экономики КР преобладающая часть проектов ГЧП реализуется на региональном и муниципальном уровнях преимущественно в социальной и коммунально-энергетической инфраструктуре, все больше таких проектов создается в информационно-коммуникационной сфере. В тоже время недостаточно активно ведутся проекты ГЧП. Это во многом объясняется тем, что нынешнее законодательство запрещает создавать соглашения в отношении информационных систем. В связи с этим рекомендуется расширить объекты ГЧП/МЧП за счет включения информационных систем, внести соответствующие поправки в наше законодательство. Кроме того, при создании проектов ГЧП/МЧП в инфраструктуре необходимо ориентироваться в качестве частных парт-
неров не только на крупный, но и на средний и малый бизнес.
Рекомендуется в процессе привлечения инвестиций для региональных проектов ГЧП применять метод проектного финансирования, позволяющий наиболее полно учесть, оценить и распределить риски проекта, а также определить наиболее эффективную форму возмещения инвестиций его частным инвесторам.
Эффективное управление региональными проектами ГЧП невозможно без наличия специалистов, обладающих современными компетенциями в области управления проектами, государственно-частного партнерства, проектного финансирования и др. Особое значение наличие таких специалистов имеет при управлении инфраструктурными проектами ГЧП в кризисных регионах, в условиях повышенного риска и недостаточной развитости инсти-
туциональной среды.
Библиографический список
1. Албанова Н.Т. Роль иностранных инвестиций в развитии села // Материалы республиканской научно-практической конференции. - Бишкек, 2013.
2. Кыргызстан в цифрах: стат. сб. Бишкек: Национальный статистический комитет, 2014.
3. Омурканов Ы.К. Особенности формирования инвестиционных потоков в период углубления экономических преобразований. - Бишкек, 2009.
4. Сыдыков К.С., Тологонова А.М. Экономическая оценка инвестиционных проектов в условиях становления рыночных отношений. - Бишкек, 2005.
5. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции. - М., 2011.
INFRASTRUCTURAL OBJECTS AS A FACTOR OF OPTIMIZING
THE INVESTMENT PROCESSES OF THE REGIONS
A.M. Zulpueva, candidate of economic sciences, associate professor M.T. Zikiraev, candidate of economic sciences, associate professor Osh technological university named after M.M. Adysheva (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The development of the infrastructure, is determines level of investment activity of regions, in the most effectively realized with partnership projects. In economy regional projects of public private partnership is realize mainly in social and utility infrastructure and their population actively grows in informational utility infrastructure. Determined factors which deterrent conduct innovative projects where an essential prerequisite formation to sanitation an d funding mechanisms.
Keywords: investment objects, infrastructure projects, projects of public private partnership, funding mechanisms.