Научная статья на тему 'Инфраструктурное обеспечение деятельности организаций сферы услуг'

Инфраструктурное обеспечение деятельности организаций сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ / SERVICE / INFRASTRUCTURE / INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE / RESOURCES / INFRASTRUCTURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворцова Ульяна Николаевна

В статье анализируется понятие инфраструктуры, предлагается ее расширительное толкование как системы обеспечения основной деятельности предприятий и организаций. Рассматривается влияние особенностей услуг на инфраструктурное обеспечение основных производственных процессов в организациях сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure support activities of service organizations

The article analyzes the concept of infrastructure, it is proposed as a broad interpretation of the core activities of enterprises and organizations. The influence of the characteristics of services in the infrastructure support the basic business processes in service organizations is considered.

Текст научной работы на тему «Инфраструктурное обеспечение деятельности организаций сферы услуг»

У .Н. ДВОРЦОВА

Ульяна Николаевна ДВОРЦОВА — аспирантка кафедры управления и планирования социально-экономических процессов Санкт-Пстсрбургского государственного экономического университета. В 2009 г. окончила СПбГУЭФ. Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — экономика и управление в сфере услуг.

^ ^ -Ф-

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ УСЛУГ*

Одним из основных факторов повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности организаций сферы услуг является эффективное управление их инфраструктурой [2]. В настоящее время нет единого мнения относительно определения понятия инфраструктуры предприятий и организаций. В научной и учебной литературе она часто трактуется как совокупность внутренних подразделений предприятий и организаций, обеспечивающих необходимые условия их деятельности. Одновременно в рамках инфраструктуры выделяют две ее части — производственную и социальную (непроизводственную) инфраструктуры. При этом под производственной инфраструктурой понимается комплекс обслуживающих и вспомогательных подразделений и служб хозяйствующих субъектов, предназначенных для обеспечения эффективного осуществления в них основных производственных процессов [1]. С точки зрения материально-вещественных составляющих производственной инфраструктуры к ней относят: здания (помещения), технические средства, системы обеспечения всеми видами энергии, оборудование, коммуникационные системы и прочие объекты, которые в целом часто определяют как матсриально-тсхнические ресурсы предприятий и организаций.

Социальная инфраструктура предприятий и организаций определяется обычно как совокупность их подразделений, предназначенных для удовлетворения социально-бытовых потребностей работников.

Необходимо подчеркнуть, что в теории и практике при обозначении места инфраструктуры в деятельности хозяйствующих субъектов и разработки мероприятий по ее развитию внимание акцентируется, прежде всего, на производственной составляющей инфраструктуры. При этом отмечается определяющее влияние производственной инфраструктуры на результаты функционирования предприятий и организаций.

В связи с названными выше подходами к определению инфраструктуры и ее частей следует обратить внимание на следующие моменты:

1. На наш взгляд, приведенные определения не в полной мере отражают вариативность и реальную практику оказания инфраструктурных услуг. В частности, ограниченный характер определения инфраструктуры как совокупности относящихся к хозяйственным субъектам внутренних структурных единиц, обеспечивающих условия осуществления основных производственных процессов, заключается в том, что в зарубежной, а в последнее время и в отечественной практике широко используется пе-

ГРНТИ 06.71.47 ©У.Н. Дворцова, 2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. H.H. Иванова.

редача тех или иных функций инфраструктурного обслуживания от внутренних подразделений и служб сторонним структурам (аутсорсерам).

2. В процессах производства продуктов и услуг, наряду с предметами и средствами труда, обозначаемыми часто как материальные и материально-технические ресурсы, участвуют кадровые ресурсы. Причем влияние характеристик кадровых ресурсов на содержание основного производственного процесса и его результаты — качество произведенных товаров и услуг — нередко является определяющим. Это относится, прежде всего, к деятельности организаций сферы услуг в силу специфики услуг как товара. Таким образом, в рамках основного производственного процесса, кадровые ресурсы наряду с материально-техническими можно считать базообразующими. Данное обстоятельство позволяет расширительно трактовать производственную инфраструктуру как совокупность подразделений и служб, обеспечивающих состояние материально-технических и кадровых ресурсов, соответствующее требованиям основного технологического процесса. Здесь необходимо подчеркнуть, что подобное толкование производственной инфраструктуры определяет необходимость и возможность оптимального, с точки зрения результатов основной производственной деятельности, распределения всех видов ресурсов, участвующих в ее инфраструктурном обеспечении.

Указанная неоднозначность существующих в настоящее время определений инфраструктуры и ее производственной составляющей обусловливает целесообразность представления инфраструктуры как более широкого понятия в виде целостной системы обеспечения функционирования предприятий и организаций, в частности условий осуществления в них основных производственных процессов. Элементами этой системы являются как собственные подразделения и службы предприятий и организаций, так и сторонние структуры (аутсорсеры), совместно участвующие в обеспечении условий функционирования названных хозяйствующих субъектов. При выделении основного производственного процесса в качестве объекта исследования его инфраструктура включает те структурные единицы (собственные и сторонние), которые в совокупности и каждая в отдельности функционально отражают содержание требований основного технологического процесса к его инфраструктурному обеспечению. Элементы инфраструктуры образуют ее целостность как системы, имеющей определенное функциональное назначение. С позиции системного подхода инфраструктура отражает единство целей, ресурсов, внутренней и внешней среды. В целостности проявляется новое качество инфраструктуры, ее эмерджентность. В этом смысле исключение любого элемента из инфраструктуры приведет к потере ею тех или иных качественных характеристик. Кроме того, следует подчеркнуть, что анализ составляющих инфраструктуру элементов или частей в отдельности не позволит познать ее синерге-тические свойства в целом.

Данное обстоятельство необходимо иметь в виду как при проведении научных исследований в области инфраструктурного обеспечения предприятий и организаций, так и при разработке практических мероприятий в рамках эффективного управления их инфраструктурой.

Системный подход к пониманию инфраструктуры в полной мере относится к ее функциональному назначению в деятельности организаций сферы услуг. Здесь следует отметить особенности инфраструктурного обеспечения основных производственных процессов в этих организациях, обусловленных спецификой услуг.

Так, неосязаемость услуг, негативно влияющая на готовность к их приобретению, определяет необходимость максимально возможной «материализации» услуг, повышения доверия к ней со стороны потребителей. Этому может способствовать высокая профессиональная квалификация персонала, эффективно функционирующие коммуникации между производителями и потребителями услуг. В свою очередь профессиональная подготовка персонала, а также создание и поддержание информационной системы в работоспособном состоянии представляют содержание инфраструктурной деятельности, соответственно ее социального и материально-технического направлений.

Серьезной проблемой управления в организациях сферы услуг является непостоянство качества услуг как следствие существенной зависимости его от целого ряда субъективных и объективных факторов, в частности от профессиональных характеристик обслуживающего персонала и условий предоставления услуг. И здесь инфраструктурное обеспечение необходимой профессиональной и физической дееспособности кадровых ресурсов и адекватных ожиданиям потребителей характеристик ма-териально-вещественных ресурсов как элементов основного процесса обслуживания существенно

влияет на воспринимаемое качество услуг. Значимость этого влияния возрастает в связи со спецификой значительной части услуг — неразрывностью их производства и потребления [3].

Важной особенностью сферы услуг является присущая ей территориальная сегментация, отражающая зависимость спроса на услуги, а также условий и формы их производства и потребления от характеристик территории. Отсюда вытекает потребность разработки и реализации мероприятий инфраструктурного содержания для каждой конкретной территории, способствующих формированию на ней спроса на рынке услуг, обеспечению условий функционирования оказывающих их предприятий и организаций.

Высокая степень дифференциации услуг, обусловленная диверсификацией и индивидуализацией спроса на них, возможность приспособления услуг к запросам потребителя непосредственно в процессе обслуживания определяют необходимость мобильности участвующих в нем материально-технических и кадровых ресурсов, их гибкой адаптации к изменяющимся условиям. Это, в свою очередь, должно найти соответствующее отражение в характеристиках инфраструктуры как системы, обеспечивающей необходимое состояние указанных ресурсов.

Актуальность мобильности инфраструктуры организаций сферы услуг определяется не только спецификой осуществляемых в них технологических процессов, но и динамичностью окружающей среды. При этом источники перемен находятся как во внешней для организации рыночной среде, так и непосредственно в самих организациях в рамках происходящих в них изменений структурного характера, изменений в ассортиментной политике и т. д.

Особенностью значительной совокупности услуг являются меньшие, чем в материальном производстве, начальные инвестиции, необходимые для организации бизнеса в сфере услуг, а также высокая скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла. Данные стратегические характеристики рынка услуг определяют его преимущества и привлекательность для бизнеса. Вместе с тем названные характеристики обусловливают высокую конкуренцию на этом рынке. Эффективное управление инфраструктурой, способствующее повышению качества услуг и снижению издержек по их производству, является одним из основных факторов повышения конкурентоспособности организаций, функционирующих на рынке услуг.

Инфраструктурное обеспечение представляет собой неотъемлемую часть основного технологического процесса оказания услуг, глубоко проникая в его содержание и тем самым оказывая непосредственное влияние на качество услуг. В этом смысле инфраструктура играет определяющую роль в обеспечении реализации новых технологий в сфере обслуживания, относящихся, в свою очередь, к важнейшим конкурентным преимуществам организаций сферы услуг.

Место, роль и особенности инфраструктуры в деятельности организаций сферы услуг подлежат соответствующему отражению в стратегии развития этих организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болгов И.В., Агарков А.П. Инфраструктура предприятий сервиса: учебник для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.

2. Талонов А.В. Управление инфраструктурой (facility management). URL: http://www.upravdom.nm.ra/facility_ man. html

3. Сфера услуг: менеджмент / под ред. Т.Д. Бурменко. М.: Кнорус, 2007. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.