Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ БИЗНЕС / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорян Ангелина Романовна

Обеспечение устойчивости развития сельских территорий как сложной социально-экономической системы в современных условиях представляет собой актуальную проблему, пути решения которой зачастую не очевидны в силу воздействия на нее большого числа разнообразных факторов. Деструктивные воздействия на исследуемую систему множества разнообразных факторов должны быть нивелированы посредством научно-обоснованного развития аграрного бизнеса, органически согласованного с развитием сельских территорий. Одним из наиболее слабых мест отечественного аграрного бизнеса является несоответствие его инфраструктурного обеспечения современным требованиям и возможностям. Несмотря на то, что к вопросам формирования и развития инфраструктурного обеспечения бизнеса привлечено внимание достаточно большого числа исследователей соответствующее теоретико-методическое обеспечение зачастую не отвечает требованиям практики. Особенно это относится к аграрному бизнесу. Существующие подходы к классификациям основных компонентов инфраструктурного обеспечения бизнеса зачастую продиктованы интересами решаемых конкретных социально-экономических задач и нередко реализуются без учета системности исследуемых явлений. Опираясь на опыт и результаты исследований данной проблематики, в работе предложена типологизация инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса и сельских территорий, основанная на системном подходе и включающая в себя в качестве основных подсистем производственную, социальную и интегрирующую инфраструктуры. Эта классификация основывается на специфике аграрной сферы экономики, заключающейся в неразрывном единстве аграрного бизнеса и сельского социума в рамках территориально-хозяйственных образований. При этом особая роль отводится интегрирующей инфраструктуре, состоящей из институционального, информационного, финансового и торгового компонентов. Именно она объединяет в единую систему производственную и социальную инфраструктуры, а в более общем плане - агропромышленный комплекс и сельские территории. Предложенный подход позволяет развивать сельскую инфраструктуру с системных позиций и предназначен для целенаправленного повышения конкурентоспособности отечественной аграрной экономики.Ensuring the sustainable development of rural areas as a complex socio-economic system in modern conditions is the actual problem; solutions are often not obvious due to the exposure to the large number of different factors. The destructive effects on the system of a variety of different factors have to be offset by the science-based development of the agricultural business, organically coordinated with the development of rural areas. One of the weaknesses of the domestic agricultural business is the disparity of its infrastructural support current requirements and capabilities. Despite the fact that the issues of formation and development of infrastructure to ensure business attracted the attention of quite a large number of researchers appropriate theoretical and methodological support often do not meet the requirements of practice. This applies particularly to the agrarian business. Existing approaches to classification of the main components of the infrastructure support business interests are often dictated to solve specific social and economic problems and are often implemented without systematic study of phenomena. Based on the experience and research of this problem, the proposed typology of infrastructural support of the agricultural business and rural areas, rooted in the systematic approach which includes major sub-systems of industrial, social and integrating infrastructure. This classification is based on the specifics of the agrarian sector of the economy, which consists in the indissoluble unity of the agricultural business and rural society in the framework of territorial and economic entities. With a particular focus on integrating infrastructure, it consists of the institutional, informational, financial and commercial components. It is brought together in a single system and social infrastructure, and in more general terms - agriculture and rural areas. The proposed approach enables the development of rural infrastructure and a system approach for targeted enhance the competitiveness of domestic agricultural economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорян Ангелина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Вестник АПК

Ставрополья

УДК 343.43:346.26

! № 2(18), 2015

Григорян А. Р.

Grigoryan A. R.

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

INFRASTRUCTURAL PROVISION OF AGRICULTURAL BUSINESS

Обеспечение устойчивости развития сельских территорий как сложной социально-экономической системы в современных условиях представляет собой актуальную проблему, пути решения которой зачастую не очевидны в силу воздействия на нее большого числа разнообразных факторов. Деструктивные воздействия на исследуемую систему множества разнообразных факторов должны быть нивелированы посредством научно-обоснованного развития аграрного бизнеса, органически согласованного с развитием сельских территорий. Одним из наиболее слабых мест отечественного аграрного бизнеса является несоответствие его инфраструктурного обеспечения современным требованиям и возможностям. Несмотря на то, что к вопросам формирования и развития инфраструктурного обеспечения бизнеса привлечено внимание достаточно большого числа исследователей соответствующее теоретико-методическое обеспечение зачастую не отвечает требованиям практики. Особенно это относится к аграрному бизнесу. Существующие подходы к классификациям основных компонентов инфраструктурного обеспечения бизнеса зачастую продиктованы интересами решаемых конкретных социально-экономических задач и нередко реализуются без учета системности исследуемых явлений. Опираясь на опыт и результаты исследований данной проблематики, в работе предложена типологиза-ция инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса и сельских территорий, основанная на системном подходе и включающая в себя в качестве основных подсистем производственную, социальную и интегрирующую инфраструктуры. Эта классификация основывается на специфике аграрной сферы экономики, заключающейся в неразрывном единстве аграрного бизнеса и сельского социума в рамках территориально-хозяйственных образований. При этом особая роль отводится интегрирующей инфраструктуре, состоящей из институционального, информационного, финансового и торгового компонентов. Именно она объединяет в единую систему производственную и социальную инфраструктуры, а в более общем плане - агропромышленный комплекс и сельские территории.

Предложенный подход позволяет развивать сельскую инфраструктуру с системных позиций и предназначен для целенаправленного повышения конкурентоспособности отечественной аграрной экономики.

Ключевые слова: инфраструктурное обеспечение, аграрный бизнес, сельские территории

Ensuring the sustainable development of rural areas as a complex socio-economic system in modern conditions is the actual problem; solutions are often not obvious due to the exposure to the large number of different factors. The destructive effects on the system of a variety of different factors have to be offset by the science-based development of the agricultural business, organically coordinated with the development of rural areas. One of the weaknesses of the domestic agricultural business is the disparity of its infrastructural support current requirements and capabilities. Despite the fact that the issues of formation and development of infrastructure to ensure business attracted the attention of quite a large number of researchers appropriate theoretical and methodological support often do not meet the requirements of practice. This applies particularly to the agrarian business. Existing approaches to classification of the main components of the infrastructure support business interests are often dictated to solve specific social and economic problems and are often implemented without systematic study of phenomena. Based on the experience and research of this problem, the proposed typology of infrastructural support of the agricultural business and rural areas, rooted in the systematic approach which includes major sub-systems of industrial, social and integrating infrastructure. This classification is based on the specifics of the agrarian sector of the economy, which consists in the indissoluble unity of the agricultural business and rural society in the framework of territorial and economic entities. With a particular focus on integrating infrastructure, it consists of the institutional, informational, financial and commercial components. It is brought together in a single system and social infrastructure, and in more general terms - agriculture and rural areas.

The proposed approach enables the development of rural infrastructure and a system approach for targeted enhance the competitiveness of domestic agricultural economy.

Key words: infrastructural provision, agricultural business, rural areas.

Григорян Ангелина Романовна - Grigoryan Angelina Romanovna -

ассистент кафедры менеджмента The Assistant at Department of Management

Ставропольский государственный аграрный университет Stavropol State Agrarian University

г. Ставрополь Stavropol

Тел.: 8(961) 499-44-88 Tel.: 8(961) 499-44-88

E-mail: grigoryan.angelina@gmail.com E-mail: grigoryan.angelina@gmail.com

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х годах 20 века для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промыш-

ленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

науку, здравоохранение и т. п.). Термин инфраструктура заимствован из военного лексикона, где он обозначал комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил [1].

Вопросам формирования и развития инфраструктурного обеспечения бизнеса начали уделять внимание в середине ХХ века следующие зарубежные ученые: Д. Кларк, М. Маршалл, Р. Фрэй и др. Среди отечественных специалистов следует выделить И. Майергойза, Э. Алаева и С. Дебабова. Они трактовали инфраструктуру как совокупность отраслей транспорта, связи, материально-технического обеспечения, институциональную сферу и сферу услуг.

В своих научных трудах они выявили и определили основные свойства и особенности инфраструктурного обеспечения бизнеса:

- обслуживающее значение инфраструктуры;

- неравномерность территориального размещения объектов;

- инфраструктурный потенциал региона;

- системность развития;

- инерционность формирования и развития;

- связующее межотраслевое значение инфраструктуры;

- коммуникативность инфраструктуры;

- историчность (связь инфраструктуры с определенным этапом развития общества, т.е. по мере развития общества новым содержанием наполняется и инфраструктура).

Отечественная экономическая наука подразделяет инфраструктуру две обширные группы: производственную и непроизводственную (социальную). К первой группе относятся такие элементы как: транспортная инфраструктура (железные и автомобильные дороги), сети водоснабжения, электросети, каналы связи. Ко второй группе следует отнести отрасли, неявно связанные с процессом производства, но, тем не менее, играющие огромную роль в развитии экономики любого государства: образовательная сфера, здравоохранение и т. д.

И если производственная инфраструктура выступает в качестве равноправного субъекта экономических отношений, то одной из отличительных черт социальной инфраструктуры является её двойственный характер. С одной стороны, без развития непроизводственной инфраструктуры невозможно существование и эффективное развитие производственных систем. С другой стороны, развитие и содержание этих отраслей не приносит прибыли тем, кто инвестирует капитал в эти отрасли в краткосрочной перспективе. В силу этого, на наш взгляд, целесообразно, рассматривая производственную и социальную инфраструктуры аграрного бизнеса в системном единстве, теоретически и методически дифференцировать с целью учета их специфических особенностей, прежде всего, с точки зрения их влияния на результативность ведения бизнеса.

Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин в своем труде «Рыночная инфраструктура регионов как общее условие функционирования предпринимательства» [6] в зависимости от функционального назначения услуг для субъектов бизнес-деятельности, к числу основных компонентов инфраструктуры относят:

финансовая инфраструктура;

коммуникационная;

посредническая.

Хотя в современных условиях данная классификация не является достаточно полной, например, коммуникационная нуждается в дифференциации. Так, на наш взгляд, следует выделить в отдельные составляющие информационную и логистическую инфраструктуру.

К экономическим признакам инфраструктуры можно отнести следующие характерные черты:

- значительный объем инвестиций с продолжительным периодом окупаемости;

- прибыль от капитальных вложений в создание инфраструктурных элементов из-за высоких затрат и длительного оборота капитала носит рисково-неопределенный характер;

- неопределенный характер распределения экономического эффекта.

К техническим признакам инфраструктуры бизнеса можно отнести следующие характерные черты:

- транспортная инертность;

- масштабность и территориальная распределенность инфраструктурных сооружений.

Особо выражены данные характеристики для аграрной сферы экономики.

Инфраструктурное обеспечение АПК можно представить как систему экономических и социальных условий, обеспечивающих развитие процесса сельскохозяйственного производства. Она воедино связывает все сферы агропромышленного комплекса, сокращая время обращения и производства, по сути, формируя его как единую систему. Поэтому эффективное функционирование и развитие инфраструктуры АПК в настоящее время связано: во-первых, с содержательным и структурно-функциональным аспектом инфраструктурной деятельности; во-вторых, с ее современным состоянием; в-третьих, с ролью, которую она играет в аграрной экономике.

В аграрном бизнесе развитие инфраструктуры является обязательным условием эффективного взаимодействия субъектов основного и вспомогательного производства, связывающим спрос и обеспечивающим превращение всех видов ресурсов в факторы производства [12].

Основными признаками формирования, функционирования и развития инфраструктуры аграрного бизнеса являются: производственная обособленность, что усиливает непосредственную связь элементов инфраструктуры и основного производства; дополнительность, как возможность различных комбинационных вариантов

в

естник АПК

Ставрополья

№ 2(18), 2015

структуры элементов инфраструктуры с учетом особенностей развития основного производства; многообразие форм - автономность и единство организационного, информационного, отраслевого и др. построения в зависимости от изменения структуры основного производства [5].

Надо отметить, что функционирование всех инфраструктурных элементов должно быть системно согласовано и упорядочено, поэтому, на наш взгляд, необходимо наряду с двумя крупными блоками инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса (производственная и социальная инфраструктура), выделить особый блок - интегральной инфраструктуры. По нашему мнению, институциональная, информационная, финансовая и торговая инфраструктуры имеют ярко выраженный двойственный характер и составляют в совокупности то самое интегрирующее звено между производственной и социальной инфраструктурами и предприятиями агропромышленного комплекса.

Учитывая опыт исследований данной проблематики, полученный в ходе анализа зон недостаточной изученности, нами предложена следующая типологизация инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса и сельских территорий (рисунок 1), включающая в себя производственную, социальную и интегрирующую инфраструктуру.

Проведенный анализ показал, что для производственной инфраструктуры имеет место следующий компонентный состав:

Энергетическая инфраструктура, к которой следует отнести электростанции и электросети, нефтепроводы, АЗС, газовые сети, другие объекты энергообеспечения.

Логистическая инфраструктура, в которую входят сети автомобильных и железных дорог, элеваторы, порты, логистические центры, склады, хранилища, транспортные средства, организации сервисного обслуживания.

Научно-инновационная инфраструктура включает в себя научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, технопарки.

В состав агрономической инфраструктуры входят сортоиспытательные станции и агрохимические службы.

Экологическая инфраструктура включает в себя организации по экологическому контролю и надзору, а так же службы защиты растений.

Наряду с агрономической и экологической одним из необходимых элементов инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса является ветеринарная инфраструктура (ветеринарные службы, ветеринарные аптеки и ветеринарные лечебницы).

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АГРАРНОГО БИЗНЕСА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ

Энергетическая

Логистическая

Научно-инновационная

Агрономическая

Экологическая

Ветеринарная

ИНТЕГРИРУЮЩАЯ

Институциональная

Финансовая

Информационная

Торговая

СОЦИАЛЬНАЯ

Жилищно-коммунальная

Образовательная

Здравоохранение

Культурно-бытовая

Рисунок 1 - Инфраструктурное обеспечение аграрного бизнеса и сельских территорий

Интегрирующая инфраструктура состоит из следующих элементов:

1. Институциональная инфраструктура, включающая в себя различные органы

государственной власти, собрание законодательных и нормативных актов, судебные инстанции, органы правопорядка.

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

2. Информационная инфраструктура (каналы и средства связи, почтовая связь, компьютерная техника, телекоммуникационные сети, Интернет, информационно-вычислительные и консультационные центры, консалтинговые компании и т. д.).

3. Финансовая инфраструктура (банки, лизинговые компании, страховые компании, инвестиционные компании, кооперативы, микрофинансовые организации).

4. Торговая инфраструктура, к которой можно отнести агропродовольственные рынки, товарные биржи, точки продаж, магазины, рынки, торговые сети и т.п.

Важнейшим условием развития аграрного бизнеса и сельских территорий является наличие объектов не только производственной, но и социальной инфраструктуры, в составе которой можно выделить следующие элементы социальной инфраструктуры сельских территорий:

1. Жилищно-коммунальная инфраструктура, включающая в себя объекты жилой недвижимости, хозяйственные постройки, сети электро и газоснабжения, каналы связи, системы теплоснабжения, водопроводы и системы водоотвода, очистные сооружения, места свалки ТБО и др.

2. Образовательная - детские сады, курсы дополнительного образования, общеобразовательные школы, организации начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения и др.

3. Здравоохранение - амбулатории, поликлиники, частные медицинские кабинеты и клиники, косметологические центры и др.

4. Культурно-бытоваяинфраструктура-дома культуры, клубы, дома быта, салоны красоты, парикмахерские, банно-прачечное хозяйство, организации общественного питания, места рекреации и отдыха, спортивные сооружения и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев выше компоненты инфраструктурного обеспечения аграрного бизнеса и

Литература

1. Байдаков А.Н., Назаренко А. В., Запорожец Д.В. Прогнозные сценарии как необходимый компонент системы риск-менеджмента // Вестник АПК Ставрополья. №3(3). 2011. С 55-58

2. Байдаков А.Н., Запорожец Д.В. Системные аспекты развития предпринимательства в мобильной связи // Региональная экономика: теория и практика. Финансы и кредит. Москва. 2009. №23. С. 2-8.

3. Байдаков А.Н., Назаренко А.В. Прогностическое обеспечение управления аграрными экономическими система-

сельских территорий, приходим к выводу, что оно состоит из множества элементов, имеющих единые характерные признаки, основным среди которых является деятельность, направленная на обеспечение нормального функционирования и развития бизнеса и социума в рамках территориально-хозяйственных образований. В этой связи также следует отметить, что любая социально-экономическая система состоит из большого количества элементов и связей. В аграрной экономике инфраструктурное обеспечение бизнеса может выступать как в роли связующих каналов, так и в роли самостоятельных элементов. Для эффективного ведения бизнеса должен существовать минимально необходимый набор элементов и связей, обеспечивающий нормальное функционирования социально-экономической системы. Именно инфраструктурное обеспечение аграрного бизнеса объединяет в единую систему агропромышленный комплекс и сельские территории.

Одним из препятствий на пути развития отечественного аграрного бизнеса во многих регионах является недостаток или полное отсутствие тех или иных объектов инфраструктуры и их несоответствие современным требованиям и возможностям. Слабое развитие инфраструктуры довольно часто оказывает куда более значимое влияние на развития бизнеса в конкретном экономическом районе, нежели специализированная государственная поддержка бизнес-деятельности.

Таким образом, одним из решающих факторов успешного развития аграрной экономики государства в целом и его регионов в частности становится не столько основное производство, сколько производственная и непроизводственная инфраструктуры, обеспечивающие процессы нормального развития общества. Конкурентоспособность аграрной экономики зачастую оказывается в сильной зависимости от степени развития ее инфраструктурного обеспечения а, следовательно, в контексте успешного развития сельскохозяйственной бизнес-системы на всех уровнях приоритетом является структурно-функциональное наполнение ее инфраструктурной подсистемы.

References

1. Baydakov A.N., Nazarenko А. V., Zaporozhets D.V. Forecast scénario as the main component of the risk-management system // Vest-nik APK Stavropolye . №3(3). 2011. p 55-58

2. Baydakov A.N., Zaporozhets D.V. System aspects of the enterpreunership development in mobile connections // Regional economics: theory and practice. Finances and credit . Moscow . 2009. №23. p. 2-8.

3. Baydakov A.N., Nazarenko А. V., Forecasting provision of management of agrarian economic systems: fractural approach // Vestnik APK Stavropolye . . 2014. № 1 (13). p. 69-75.

№ 2(18), 2015

ми: фрактальный подход// Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 1 (13). С. 69-75.

4. Батралиев Р.К., Шлаев Д.В. Информационные ресурсы // Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона. 2013. с. 20-22.

5. Бинатов Ю.Г., Запорожец Д.В., Запорожец Е.Н. Социо-экологические аспекты формирования экономических систем// в сборнике: Региональная экономика: проблемы и перспективы развития в современных условиях Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции.

2013. С. 424-430.

6. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969—1978

7. Григорян А.Р. Компоненты системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства// В сборнике: Региональная модель развития: Детерминанты экономики и маркетинга. 2014. С. 83-86.

8. Дейнека Л.Н., Проклин А.Н. Рыночная инфраструктура регионов как общее условие функционирования предпринимательства // Известия ЮФУ. Ростов-на Дону. 2013. 6

9. Запорожец Д.В. Показатели развития предпринимательства в мобильной связи // Региональная экономика: теория и практика. Финансы и кредит. Москва. 2009. №37. С. 53-59.

10. Запорожец Д.В. Разработка предпринимательской идеи как фактор успешности ведения бизнеса// В сборнике: Производственные, инновационные и информационные проблемы развития региона.

2014. С. 119-122.

11. Назаренко А.В., Бабкина О.Н. Теоретические основы прогнозирования в социально-экономических системах// Проблемы экономики и менеджмента. 2013. № 12 (28). С. 95-98.

12. Тарчоков Б.А., Фокичев А.А., Хуранова С.М. Производственная инфраструктура АПК: сущность и назначение // Гуманитарные и социальные науки 2007. № 6. С.50-56

13. Шлаев Д.В., Жукова К.И. Классификация информационных систем // Информационные системы и технологии как фактор развития экономики региона// 2013. С. 282-285.

4. Batraliev R.K., Shlaev D.V. Information resources // Information systems and technologies as a factor of development of the regional economy . 2013. p. 20-22.

5. Binatov Y.G. , Zaporozhets D.V. , Zaporo-zhets E.N. Socio- ecological aspects of the formation of economical systems// in the collection: Regional economy : problems and perspectives of development in modern conditions. Set if scientific works on the materials of the international scientific-practical conference . 2013. p. 424-430.

6. Great Soviet encyclopedia . M.: Soviet encyclopedia энциклопедия. 1969—197B

7. Grigoryan A.R. Components of the system of infrustructure provision of enterpreun-ership // In the collection : Regional model of development : Determinants of economy and marketing . 2014. p. B3-B6.

B. Deineka L.N., Proklin А.^ Market infrustructure of regions as the common condition of the enterpreunership functioning // Izvesti-ya SFD . Rostov-on-Don . 2013. 6

9. Zaporozhets D.V. Indicators of development of enterpreunership in the mobile connections // Regional economy : theory and practice. Finances and credit . Moscow . 2009. №37. p. 53-59.

10. Zaporozhets D.V. Development of the enterpreunership idea as a factor of the successful business // In the collection : Production, innovative and information problems of the regional development . 2014. p. 119-122.

11. Nazarenko А. V., Babkina О.^ Theoretical basis of forecasting in socio- economical systems // Problems of economy and management . 2013. № 12 (2B). p. 95-9B.

12. Tarchokov B.A., Fokichev А.А., Khuranova S.M. Industrial infrustructure of APK: facts and purpose/ // Humanities and social sciences 2007. № 6. p. 50-56

13. Shlaev D.V. , Zhukova K.I. Classification of information systems // Information systems and technologies as a factor of development of the regional economy // 2013. p. 2B2-2B5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.