Научная статья на тему 'Инфраструктура как объект государственно-частного партнёрства'

Инфраструктура как объект государственно-частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭКСТЕРНАЛИИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ECONOMIC SYSTEM / INFRASTRUCTURE / POSITIVE EXTERNALITIES / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинова Людмила Владимировна

В статье изложены теоретические подходы к исследованию инфраструктуры как объекта государственно-частного партнёрства, для чего обоснованы место и роль инфраструктуры в экономической системе, показано значение инфраструктуры как фактора экономического роста, обладающего положительными эктерналиями и способствующего интеграции национальной экономики в глобальную экономику. Рассматривается функционирование инфраструктуры в условиях трансформации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFRASTRUCTURE AS AN OBJECT OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

The article describes theoretical approaches to the study of infrastructure as an object of public private partnership. The place and the role of infrastructure in the economic system are substantiated. The importance of infrastructure as a factor in economic growth, which has positive externalities and promotes the integration of national economy into the global economy is represented. A functioning of the infrastructure in the conditions of transformation of economy is considered.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура как объект государственно-частного партнёрства»

ИНФРАСТРУКТУРА КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА

УДК.330.117

Людмила Владимировна Горяинова,

к.э.н., доц., доцент кафедры Экономической теории и инвестирования, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Тел.: (916) 359-48-08

Эл. почта: lvgoryainova@mail.ru

В статье изложены теоретические подходы к исследованию инфраструктуры как объекта государственно-частного партнёрства, для чего обоснованы место и роль инфраструктуры в экономической системе, показано значение инфраструктуры как фактора экономического роста, обладающего положительными эктерна-лиями и способствующего интеграции национальной экономики в глобальную экономику. Рассматривается функционирование инфраструктуры в условиях трансформации экономики.

Ключевые слова: экономическая система, инфраструктура, положительные экстерналии, государственно-частное партнёрство.

Ludmila V. Goryainov3,

PhD in Economics, Associate Professor, the Department of Economic Theory and Investment,

Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (916) 359-48-08 E-mail: lvgoryainova@mail.ru

INFRASTRUCTURE AS AN OBJECT OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP

The article describes theoretical approaches to the study of infrastructure as an object of public private partnership. The place and the role of infrastructure in the economic system are substantiated. The importance of infrastructure as a factor in economic growth, which has positive externalities and promotes the integration of national economy into the global economy is represented. A functioning of the infrastructure in the conditions of transformation of economy is considered.

Keywords: economic system, infrastructure, positive externalities, public private partnership.

1. Введение

Происходящие в обществе процессы трансформации экономических систем проявляются, в том числе, в трансформации и возникновении партнёрских отношений между государством и бизнесом. Мировой опыт свидетельствует о появлении различных форм государственно - частного партнёрства, прежде всего, по поводу создания и развития объектов инфраструктуры. Препятствием для входа частного капитала в инфраструктурную сферу является высокий пороговый барьер, длительные сроки окупаемости, поэтому только взаимовыгодные условия партнёрства государства и бизнеса могут способствовать развитию этой сферы. Дефиниции авторов, характеризующих сущностно-содержатель-ные особенности инфраструктуры, различаются, что требует уточнения этого понятия, учитывая, что элементы экономической системы являются элементами хозяйственной структуры.

2. Место и роль инфраструктуры в экономической системе

Экономика как система воспроизводства состоит из структурных элементов. Структура - стабильная, фундаментальная связь составных частей системы, её базовое устройство, то есть структура связана с понятием целого и его частей. Понятие структуры важно для раскрытия места и роли инфраструктуры в системе воспроизводства. Инфраструктура - от лат. infra - ниже, под и structure - строение, расположение. Инфраструктура выступает обязательным компонентом любой целостной экономической системы.

Элементы структуры экономической системы имеют фундаментальное значение в хозяйственной жизни общества, поскольку характеризуют основные функциональные экономические связи. Воспроизводственный и устойчивый характер взаимодействия фирм, домохозяйств и государства позволяет трактовать их как системообразующие структурные единицы экономики и субъекты экономической теории.

Исследование экономики как системы приводит к выделению следующих её структур: субъектной (фирмы, домохозяйства, государство, иностранцы); ресурсной( природные, трудовые, капитальные, информационные ресурсы); воспроизводственной (производство, распределение, обмен, потребление); собственности (частная, государственная, смешанная); по видам деятельности (первичные, вторичные, третичные, четвертичные) [1]. Каждая из этих структур характеризует свою сторону экономической системы.

Наиболее значимой является воспроизводственная структура. Поскольку человечество никогда не прекратит потребления, то производство должно быть также непрерывным и обеспечивающим экономический рост. Сфера производства в свою очередь может быть разделена на материальное и нематериальное производство, которое подразделяется на отрасли. До 2003 г. в РФ существовала отраслевая структура производства, которая была в соответствии с международными стандартами заменена на структуру видов экономической деятельности. В РФ введён в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, включающий 17 разделов. Эта структура экономики реализует систему разделения труда, которая обеспечивает повышение эффективности производства, обмена и распределения благ.

В соответствии с воспроизводственной структурой экономика условно может быть разделена на две части: элементы одной части системы производят продукт, а другой - создают условия для этого. Это обстоятельство важно для понимания сущности инфраструктуры. Большинство авторов, исследующих инфраструктуру, обращают внимание на эту черту инфраструктуры.

Рассмотрение воспроизводственной структуры экономики подводит к пониманию того, что инфраструктура, с одной стороны, является фактором развития общественного разделения труда и, следовательно, фактором, снижающим общественные издержки производства, а с другой стороны, выступает как результат общественного разделения труда. Влияние инфраструктуры на воспроизводственный процесс и экономический рост может рассматриваться

по нескольким направлениям: в виде фактора производства, в виде основы для аккумуляции других факторов производства, в виде фактора, стимулирующего совокупный спрос и в виде инструмента промышленной политики.

Непрерывность процесса производства через последовательное прохождение стадий распределения, обмена и потребления обеспечивается следующими факторами экономического роста. Во-первых, рост сбережений в экономике способствует инвестированию в производственное оборудование и машины, в результате чего происходит накопление запаса капитала. Во-вторых, увеличение численности рабочей силы. В-третьих, технологический прогресс, являющийся следствием появлением новых знаний и инноваций, в результате чего работники и машины становятся более производительными. В-четвёртых, уровень развития институтов и поведение хозяйствующих субъектов.

Техническую результативность производства в экономической теории описывают с помощью производственной функции. Одной из наиболее распространённых производственных функции является функция Кобба-Дугласа, в которую Ян Тинберген ввёл фактор технологического прогресса. Ян Тинберген показал, что параметр, характеризующий технологию производства, меняется во времени, поэтому целесообразно рассматривать производственную функцию, компоненты которой зависят от фактора времени:

8к 81

о=лттмъ

(1)

где Л(Г)

т

L(í)

- показатель технологического прогресса;

- капитал;

- труд;

- время.

= ё

А

' Ь

ёд

где 80 - темп прироста выпуска;

ёь , (2)

Е}

Е

/

- темп прироста капитала;

- темп прироста труда;

- эластичность выпуска по капиталу;

- эластичность выпуска по труду.

Для нахождения динамики продукта с течением времени находим производную выпуска по времени, умножаем и делим первое слагаемое правой части на А, а второе слагаемое - наК,Ь). Найдём производную функцииДК,£) по времени. Подставим это выражение в исходную формулу и разделим обе части на 0. После преобразований получаем формулу [2]:

+ Е{ х ёк + Е[

0

8л - темп технологического прогресса;

Формула(2) связывает динамику различных факторов производственной функции и темп технологического прогресса. В экономической теории представленные преобразования называют разложением Р. Солоу. Необходимо объяснить фактор технологического прогресса и рассмотреть некоторые подходы к объяснению. Первое объяснение связано с изменениями человеческого капитала, который включает в себя образование, профессиональную подготовку и опыт работы. Человеческий капитал можно рассматривать как ещё один производственный фактор наряду с капиталом и трудом. Для формирования человеческого капитала требуется развитая система образования, здравоохранения и объектов культуры. Объекты, необходимые для функционирования этих сфер, образуют понятие социальной инфраструктуры и объясняют её роль в воспроизводственном процессе.

Второе объяснение возникает в связи с функционированием производственной инфраструктуры. Подобно человеческому капиталу, производственную инфраструктуру можно включить в совокупную производственную функцию и благодаря этому находить объяснение остатку Р. Солоу. Аналогично социальной инфраструктуре, производственная инфраструктура является общественным благом, обладает положительными экстерналиями, финансируется за счет государственного бюджета и не является предметом торговли на мировых рынках. Поэтому может иметь место недостаточное вложение средств в инфраструктуру, что приводит к отставанию в её развитии.

Развитая инфраструктура является дополнением к другим факторам производства, то есть способствует получению выгод от положительных экстерналий. Экстерналии возникают тогда, когда действия одного хозяйствующего субъекта влияют, положительно или отрицательно, на благосостояние и поведение других субъектов, и при этом отсутствует вознаграждение в виде изменения в рыночной цене.

Образование и производственная инфраструктура - примеры положительных экстерналий, которые имеют

значение для воспроизводственного процесса и обеспечения экономического роста. Субъекты, осуществляющие капиталовложения в них, как правило не получают прибыли, но создают условия для получения прибыли фирмам, которые этим пользуются. Высокоразвитая инфраструктура, особенно для такой огромной страны как Россия, снижает эффект удалённости регионов, объединяет регионы, создавая национальный рынок, снижает стоимость перевозок и стоимость товаров, способствует перемещению трудовых ресурсов к месту работы. Развитие внутренней и международной торговли вообще было бы невозможным, если бы отсутствовала транспортная система: аэропорты, взлётные полосы, автомобильные дороги, морские и речные порты.

Примером положительных экстер-налий также является формирование и распространение знаний. Знания отличаются от человеческого капитала, так как не связаны с конкретным человеком или поколением и не исчезают с уходом того, кто их создал. Пока существует цивилизация, накопленные идеи, решения и разработки сохраняются. Хотя отдельные инновации являются экзогенными - они возникают незапланировано, часто случайно - инвестиции в научно - исследовательский сектор очень близки к инвестициям в производственные мощности.

Современная инфраструктура является необходимым условием формирования промышленных кластеров, как это происходит, например, в индустриальных парках - специально организованных для размещения новых производств на территориях, обеспеченных энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями и управляемая специализированной компанией [3]. Инфраструктура может способствовать аккумуляции других факторов производства: труда, капитала, предпринимательских способностей, информации, выступает важным фактором выбора места размещения экономической деятельности.

Инвестиции в инфраструктуру выступают важным фактором повышения совокупного спроса, что также может использовать правительство для стимулирования экономического роста и обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса. Реализация

№6, 2012

32

инфраструктурных проектов сопровождается инвестициями в строительство, их эксплуатация вызывает затраты на реконструкцию и содержание объектов, всё это повышает занятость в экономике, активизирует инвестиции в частный бизнес и сопровождается мультипликативным эффектом в экономике, способствуя экономическому росту. Согласно расчетам Марка За-нди - главного экономиста компании Moody's Economy, инвестиции в инфраструктуру характеризуются коэффициентом мультипликации, равным 1,59[4].

3. Теоретическое подходы к определению понятия «инфраструктура».

В марксистской политэкономии, уделяющей большое внимание сфере производства, термин «инфраструктура» отсутствует, К. Маркс говорил об «общественных условиях труда»[5]. А. Маршалл употреблял термин «внешняя экономия», которая возникает в результате безвозмездного присвоения полезного эффекта, создаваемого объектами, которые современным языком называются «инфраструктурой» [6].

А. Хиршман использовал термин «общественный накладной капитал» [7]. Впервые термин «инфраструктура» ввёл в употребление в 50-е годы ХХ в. австрийский экономист польского происхождения Пауль Розенш-тейн-Родан.

Если в этот период существовало понимание затрат на инфраструктурные объекты как некий «накладной капитал», то в настоящее время инфраструктурные расходы рассматриваются в качестве расходов частного и государственного секторов в категории капитальных вложений. В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» (№ ВК 477, утверждены 21 июня 1999 г. Минэкономики, Минфином и Госстроем РФ) к оттокам от инвестиционной деятельности помимо капитальных вложений, затрат на пуско-наладоч-ные работы, на ликвидацию проекта, на увеличение оборотного капитала относятся расходы на строительство объектов внешней инфраструктуры. Это обстоятельство повышает значение инвестиций в инфраструктуру.

После появления этого термина происходила и происходит по настоящее время постоянная трансформация его содержания, а порой предлагаются

совершенно новые трактовки понятия и возникают его новые виды. Несмотря на то, что термин «инфраструктура» широко вошёл в общественный оборот, в том числе и в России, единого определения данного понятия нет. В экономической литературе встречается множество определений термина « инфраструктура», обратимся к определениям, предложенным разными авторами, и на их основе выявим ключевые черты инфраструктуры. Представленные ниже определения наиболее репрезентативны.

Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей (Азрилиян. А.Н.) [8]; комплекс элементов (сооружений) отраслей общественного и коллективного пользования, составляющих часть экономической территории (Гольц Г.А.) [9]; совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли видов их деятельности (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.) [10]; сфера поставок (Юданов Ю.А.) [11]; комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие капитала в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребностям всего населения (Суслова Ю.Ю.) [12]; это сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ (Алаев Э.Б.) [13].

Производственная инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства( Прохоров A.M.) [14]; отрасли и сферы хозяйственной деятельности, обеспечивающие общие условия развития производства (транспорт, связь, энергосистемы, материально-техническое и информационное обеспечение (Селезнев А.З.) [15].Социальная инфраструктура - устойчивая совокупность материально-вещественных элементов создания условий для рациональной организации основных видов деятельности человеческого труда, социально-политических, культурных и семейно-бытовых (Осипов Г.В.) [16].

Анализ представленных в научной литературе понятий позволяет отметить, что: во-первых, все авторы в качестве признаков инфраструктуры выделяют создание общих условий для производства и его продолжения в сфере обращения, то есть условий воспроизводства; во-вторых, объекты

инфраструктуры характеризуются как общественные блага, обладающие положительными экстерналиями и свойством неделимости; в-третьих, ряд авторов: Азрилиян А.Н., Райзберг Б.А. и Лозовский Л.Ш., Юданов Ю.А. обосновывает, что инфраструктура -это совокупность отраслей, обслуживающих производство, в то время как другая группа авторов: Осипов Г.М., Алаев Е.Б. отмечает, что инфраструктура- это объекты, материально - вещественные элементы, входящие в эти отрасли производства.

Представленные определения позволили выявить основные черты, отражающие сущность понятия « инфраструктура». Наиболее рациональным представляется решение объединить эти подходы.

На основании данных критериев становится возможным уточнить понятие «инфраструктура» и дать его авторское определение. Инфраструктура - это комплекс объектов и видов деятельности, обслуживающих производственную и непроизводственную сферы в целях обеспечения воспроизводственного процесса, социальных, политических, культурных и семейно- бытовых условий жизнедеятельности общества, формирования национального рынка и имплантации его в глобальную экономику.

Поскольку отрасли и объекты инфраструктуры обслуживают производство, то они должны изменяться с изменением самого производства. В условиях индустриальной экономики повышенное внимание уделялось развитию транспортной системы: каналам, мостам, туннелям, железным и автомобильным дорогам, а также складским помещениям, освещением улиц, утилизацией промышленных отходов. Развитие промышленности требовало инвестиций, поэтому получали развитие некоторые элементы рыночной инфраструктуры: банки, биржи.

Постиндустриальная экономика выдвигает повышенные требования к новым видам инфраструктуры: рыночной и инновационной. Рыночная инфраструктура образуется учреждениями кредитно-банковского сектора, инвестиционными компаниями, информационными и консалтинговыми фирмами, то есть организациями, обеспечивающими непрерывность воспроизводственного процесса на основе равновесия спроса и пред-

ложения на товарном и финансовом рынках. Инновационная инфраструктура - организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.

Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных системах в настоящее время поддерживает информацию о 688 организациях инновационной инфраструктуры [17]. Именно элементы этой инфраструктуры обеспечивают продвижение продукта интеллектуального труда в сферу производства и потребление, способствуя этим изменению производства и социальной сферы.

Постиндустриальная экономика с её возрастающим интересом и требовательностью к человеку повышает значение социальной инфраструктуры: этот термин стал применяться для обозначения основы, способствующей развитию видов деятельности в этой сфере. Например, инфраструктура гастрольной деятельности [18].

4. Партнёрство государства и бизнеса как механизм воспроизводства объектов инфраструктуры.

Неразвитость инфраструктуры превращается в фактор, сдерживающий экономический рост, что иллюстрирует одну из проблем, с которой столкнулся современный мир, - потребность общества в услугах, за поставку которых несет ответственность государство, растет быстрее, чем возможности государственного бюджета, финансирующего эти объекты. Ответом этому вызову времени стало распространение государственно-частных партнерств (ГЧП) в отраслях, традиционно находящихся в государственной собственности или в государственном управлении, - электроэнергетике, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре, науке, жилищном строительстве.

Государственно-частное партнёрство - это система сотрудничества между государственной властью и частным сектором с соответствующими этой системе формами и механизмами конкретных организационно-экономических и имущественно-хозяйствен-

ных отношений, осуществляемых в общественных интересах на условиях, экономически и социально выгодных для всех участников таких отношений.

[19]

Разработанные и апробированные во многих странах подходы позволили государствам привлечь интеллектуальные и финансовые ресурсы партнеров-частников, оставив за собой право регулировать и контролировать их деятельность.

Следует отметить тот факт, что государству и бизнесу удается совместить интересы, когда речь идет о дорогостоящих инфраструктурных проектах. Не столь крупные проекты ГЧП в сферах не менее социально значимых реализуются труднее и реже.

Достигаемая в рамках государственно-частных партнерств экономия бюджетных средств, а также привлечение частных инвестиций к решению общественно значимых задач имеют большое значение. Но не менее важными становятся и другие возможные эффекты: привлечение в публичный сектор экономики предпринимательского опыта и традиций эффективного управления. В каких сферах деятельности, и по поводу создания и функционирования каких объектов в мировой практике, как правило, применяются формы и механизмы государственно-частного партнерства?

Объекты, по поводу которых может иметь место государственно-частное партнерство, как правило, обладают комплексом свойств, делающих их экономически привлекательными для частного сектора при сохранении возможности и обеспечении приемлемой эффективности контроля и управляющих воздействий со стороны государства. Чем более развиты объекты, чем сильнее и рациональнее проявляются их свойства, тем менее они нуждаются в государственном воздействии, а само воздействие может быть мягче и сводиться лишь к макроэкономическому регулированию и институциональной координации.

Объекты, являющиеся общественными благами, связаны с потреблением и производством общественных ценностей, нуждаются в своевременном и полном юридическом сопровождении процедур их формирования, определения общественного статуса, отчетности и контроля, что позволяет им занять должное место в экономической системе, придать публичность целям,

направлениям, содержанию и формам деятельности, установить пределы саморегулирования и, соответственно, характер и структуру взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления.

Если рассматривать предметное определение сфер применения ГЧП, то в международной практике основными сферами государственно-частного партнерства являются:

- природные ресурсы,

- объекты производственной инфраструктуры,

- объекты в сфере общественных

услуг.

Приведенный перечень объектов государственной и муниципальной собственности, планируемый к использованию на условиях ГЧП, включает в себя категории имуществ, которые можно отнести к публично-правовым имуществам (общественному достоянию), либо соотнести с частно-правовыми имуществами государства, хотя основная их часть ограниченно оборотоспособна или вообще изъята из гражданского оборота в соответствии с законодательством РФ.

5. Заключение

Инфраструктура представляет собой комплекс объектов и видов деятельности, обслуживающих производственную и непроизводственную сферы в целях обеспечения воспроизводственного процесса, социальных, политических, культурных и семейно-бытовых условий жизнедеятельности общества, а также формирование национального рынка и имплантацию его в глобальную экономику.

Наиболее часто взаимодействие бизнеса и государства встречается в таких сферах, как управление государственной собственностью, региональное развитие, рынок недвижимости, инфраструктура поддержки технологического развития, транспортная инфраструктура, коммунальное хозяйство, медицинские и образовательные услуги. Но в большей степени государственно-частное партнерство, особенно в форме концессии, применяется в сфере транспорта и непосредственно в дорожном строительстве. Однако все более явно наблюдается привлечение механизмов государственно-частного партнерства в социальную сферу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если бюджетные средства недостаточны, то привлечение необходимого

№6, 2012

34

объема денежных средств, который нужен для развития той или иной общественно значимой сферы, без привлечения ресурсов и предпринимательского потенциала частного бизнеса обойтись невозможно. Этим вызван всемирный интерес к механизмам государственно-частного партнерства.

В то же время, формы ГЧП и схемы их реализации в той или иной сфере, весьма многообразны. Это указывает на то, что цель государственного управления экономикой в том состоит, чтобы, используя формы, методы и инструменты государственного управления, обеспечить в обществе, состоящем из различных социальных групп, согласованность действий, достойный уровень жизни, удовлетворение интересов, гармонизацию отношений, сбалансированное и пропорциональное развитие отдельных сфер и всего общества в целом.

Литература

1. Гродский, В.С. Что даёт исследование экономических учений. 10 очерков конструктивной ретроэкономикс / В.С. Гродский. - Самара: Русское эхо,2009. - С.24.

2. Розанова, Н.М. Микроэкономика. Руководство для будущих профессионалов: учебник для бакалавров / Н.М. Розанова. - М.: Юрайт, 2012. - С. 376.

3. Сайт Ассоциации индустриальных парков России - www.indparks.ru

4. Кондратьев В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста -Сайт Перспективы. Фонд исторической перспективы. - http//perspektivy-info/rus/ekob/i

5. Маркс, К. и Энгельс, Ф. /Экономические рукописи 1857-1859 годов. Часть первая. Собрание сочинений т.46. часть II. К.Маркс./М.: Издательство политической литературы. - 19681969.

6. Маршалл, А. Принципы экономической науки. Т1. / А. Маршалл. -М.: Прогресс,1993. - С. 256-270.

7. Hirshman A.O. The Strategy of Economic Development. The 2nd Ed. New Haven, 1961.

8. Азрилиян, А.Н. Большой экономический словарь, 5-е издание / Азрилиян А.Н. - М.: Институт новой экономики. - 2002. - 1280 с.

9. Гольц, Г.А. Инфраструктура и общество: принципы стратегии определяющего развития России /Гольц Г.А. // Экономическая наука современной России. - М. - 2002. №2. - С. 5-21.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Словарь современных экономических терминов // М.: Айрис-Пресс. - 2008.

- 480 с.

11. Юданов Ю.А. // Микроэкономика: практический подход: Учебник под ред. Грязновой А.Г. и Юданова А.Ю.: М.: Кнорус. - 2004. - С. 170.

12. Суслова, Ю.Ю. Методические подходы к исследованию рыночной инфраструктуры как фактора общественного разделения труда.//Проблемы современной экономики. - 2007. - №3.

13. Алаев, Э.Б. Экономико-географическая терминология. /М.: Мысль 1977.

14. Прохоров, A.M. Российский энциклопедический словарь / Прохоров A.M.// - М.: Большая российская энциклопедия, 2001, кн.1: А-Н, - 1023 С.

15. Селезнев, А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России/ Селезнев А.З.//. - М.:Юрист.

- 1999. - 448С

16. Осипов, Г.В. Социологический энциклопедический словарь/ Осипов Г.В.//. - М.: Инфра-М - Норма. - 1998.

- 448 с.

17. Сайт НИАЦ МИИРИС- http:// www.miiris.ru/

18. Циркулярное письмо Минкуль-туры России от 21.12.2010, №109-01-39/02-АА

19. Горяинова, Л.В. К вопросу о сущности государственно-частного партнёрства как механизма реализации интересов государства и бизнеса// Научно-практический журнал Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2011. - №1.

References

1. Grodsky, V.S. Chto allows the study of economic essays ucheniy.10 constructive retroekonomiks/VS.Grodsky.

- Samara Russian Echo, 2009. P. 24.

2. Rozanova, NM Microeconomics. Guidelines for future professionals: a textbook for undergraduate/ NM Rozanov. - M. Yurait, 2012. - S. 376.

3. Sayt Association of Industrial Parks Russia-www.indparks.ru

4. Kondratev VB Infrastructure as a factor in economic growth - Site

Perspectives. Fund historical perspective.-http//perspektivy-info/rus/ekob/i

5. Marks, K. and Engels, F. / Economic Manuscripts 1857 - 1859 period. Part one. Collected Works v.46. Part II. Karl Marx. / Moscow: Publishing House of the politicallliteratury. - 1968-1969.

6. Marshall, A. Principles of Economic nauki.T1./A. Marshall. - Moscow: Progress Publishers, 1993. S.256-270.

7. Hirshman A.O. The Strategy of Economic Development. The 2nd Ed. New Haven,1961.

8. Azriliyan, AN Great Dictionary of Economics - 5th Edition. / Azriliyan AN // - M.: Institute for the new economy. -2002. - 1280 S.

9. Golts, GA Infrastructure and Society: The Strategy defines the principles for the development of Russia / Goltz, GA / / Economics of contemporary Russia. - M-2002. Number 2. - S. 5-21.

10. Rayzberg BA, LS Lozovsky Dictionary of modern economic terms / / M.: Iris Press. - 2008. - 480 S

11. Yudanov Y. // Microeconomics: A Practical Approach: Textbook, ed. Gryaznova A Gand Yudanova A.: M.: Kno Rus. - 2004. - p. 170.

12. Suslova, Y. Methodological approaches to the study of market infrastructure as a factor in the social division of labor. // Problems of the modern economy. - 2007. - №3

13. Alaev, EB Economic and geographic terminology. / M. The idea of 1977

14. Prohorov, A.M. The Russian Encyclopedic Dictionary / Prokhorov AM //. - M.: The Great Russian Encyclopedia, 2001, Book 1: A-H, - 1023 S.

15. Seleznev, AZ Competitive to -zitsii and infrastructure market in Russia / Seleznev, AZ//. - M. Yurist. - 1999. - 448 S

16. Osipov, GV Encyclopedic Dictionary of Sociology / Osipov GV //. - Moscow: Infra-theM-norm. - 1998. - 448 S.

17. S aytNIACMIIRI S -http: //www. miiris.ru/

18. Tsirkulyarnoe a letter from the Ministry of Culture of Russia 21.12.2010, № 109-01-39

19. Goryainova, L. On the nature of public - private partnerships as a mechanism to promote the interests of government and business / / Scientific -Practical Journal of Economics, Statistics and Computer Science. Journal of UMO. - 2011. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.