ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК
Д. А. ПЕРШИН
Любое современное «производство» в виде сферы, системы или комплекса, которое производит товары, выполняет работы или оказывает услуги, обслуживается инфраструктурой. Каждая инфраструктура включает в себя: совокупность участников производственного процесса, сформированное исключительно для этого производства информационное и правовое пространство, а также возможный дополнительный специфический компонент. Данная статья направлена на определение инфраструктуры в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации. В процессе написания статьи было рассмотрено общее понятие термина «инфраструктура», проведено исследование на соответствие термина из 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок» на роль инфраструктуры государственных и муниципальных закупок. В результате исследования было определено, что термин «контрактная система в сфере закупок» не раскрывает полностью содержание инфраструктуры государственных и муниципальных закупок. Кроме того, в процессе рассмотрения компонентов контрактной системы в сфере закупок были сформулированы составляющие для инфраструктуры государственных и муниципальных закупок. Окончанием статьи стало формулирование понятия «инфраструктура государственных и муниципальных закупок».
Ключевые слова: инфраструктура, закупки, государственные закупки, муниципальные закупки, закупочный процесс.
Термин «инфраструктура» появился в экономической литературе в конце 40-х гг. ХХ в. Данный термин обозначал комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство дорог, связь, водоснабжение, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. д.).
Инфраструктура делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: дороги, водоснабжение, канализация и т. д. Во вторую группу включаются отрасли, косвенно связанные с процессом производства: подготовка кадров, образование, здравоохранение и т. д.
При этом хозяйственно-отраслевая инфраструктура имеет двойственный характер. С одной стороны, без развития инфраструктурных отраслей невозможно существование промышленности и сельскохозяйственных предприятий, где производятся товары. В условиях научно-технической революции четко обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития отраслей инфраструктуры. С другой стороны, создание инфраструктурных отраслей и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает прибыли промышленных и сельскохозяйственных компаний. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требуют отрасли инфраструктуры (рис. 1) [8].
Стимул для капиталовложений
Рост и эффективное развитие
Рис. 1. Взаимосвязь инфраструктуры и производства
Инфраструктура способствует достижению производством конечной цели - товара, работы, услуги. Инфраструктура состоит из совокупности участников производственного процесса. Эти участники функционируют в специализированном сегменте производства товаров, работ, услуг, значит: имеет место сложившаяся единая информационная база и (или) единое информационное пространство; обозначено законодательство, регламентирующее деятельность участников производственного процесса. Кроме того, в зависимости от специализации производства возможно наличие уникальных компонентов в инфраструктуре.
На современном этапе развития экономики инфраструктура обеспечивает функционирование не только промышленного и сельскохозяйственного производства. Формируются инфраструктуры рынка труда, рынка ценных бумаг, рынка недвижимости, инновационной деятельности, туризма и т. д. При этом в экономике большинства стран выделился крупный сегмент «производства», результатом которого являются товары, работы, услуги - государственные закупки.
В Российской Федерации сфера закупок регламентируется 94-ФЗ до 31 декабря 2013 г. [5]. С 1 января 2014 г. эту функцию будет выполнять 44-ФЗ. Сферой применения данного закона является регулирование отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [6].
Получается, есть сфера закупок с конечным «продуктом», который представляет собой обеспечение (удовлетворение) государственных и муниципальных нужд. Следовательно, должна существовать инфраструктура, которая обслуживает данный процесс (далее закупочный процесс). Назовем такую инфраструктуру - инфраструктура государственных и муниципальных закупок (ИГМЗ). В нее должны входить минимум три составляющие: совокупность участников закупочного процесса, единое информационное и правовое пространство.
В 44-ФЗ есть понятие «контрактная система в сфере закупок». Согласно закону, контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - это совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [6].
С первого взгляда контрактная система в сфере закупок подходит на роль ИГМЗ. Рассмотрим подробнее соответствие компонентов контрактной системы в сфере закупок на роль составляющих ИГМЗ.
Начнем с участников контрактной системы в сфере закупок. К ним относятся:
- государственные и муниципальные заказчики;
- уполномоченные органы, уполномоченные учреждения;
- специализированные организации;
- органы исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок;
- контрольные органы в сфере закупок;
- операторы электронных площадок;
- поставщики (подрядчики, исполнители) [6].
В рассмотренный перечень необходимо добавить следующих участников закупочного процесса:
- эксперты, экспертные организации.
К ним относятся обладающие специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, либо юридические лица, которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам [6];
- банки.
Это банки, предоставляющие безотзывную банковскую гарантию. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации перечень банков [2; 6].
- комиссии по осуществлению закупок.
- суды.
Стоит уточнить, что кроме арбитражного суда, судебную деятельность в сфере закупок могут осуществлять третейские суды [1; 4].
Получается, что понятие контрактной системы в сфере закупок охватывает не полный перечень участников закупочного процесса. Сформированная совокупность участников закупочного процесса представлена на рисунке 2.
Следующим рассмотрим компонент контрактной системы в сфере закупок - единую информационную систему.
Единая информационная система - это совокупность информации, информационных техно-
логий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использо-
ванием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [6].
Рис. 2. Совокупность участников закупочного процесса
Согласно 44-ФЗ, допускается обмен электронными документами, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы [6]. Значит, электронный документооборот необходимо выделить в отдельную часть единого информационного пространства закупочного процесса.
Следовательно, единое информационное пространство закупочного процесса можно представить в виде совокупности единой информационной системы и электронного документооборота (рис. 3).
Теперь рассмотрим третий компонент контрактной системы в сфере закупок - законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Рис. 3. Единое информационное пространство закупочного процесса
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из
44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать 44-ФЗ (рис. 4) [6].
Рис. 4. Единое правовое пространство закупочного процесса
Осталось выяснить, что могло быть упущено в определении контрактной системы в сфере закупок. Важным вопросом в достижении конечного результата в сфере закупок - удовлетворение государственных и муниципальных нужд - является вопрос кадров. Ответом на этот вопрос является один из принципов контрактной системы в сфере закупок -принцип профессионализма заказчика. Данный принцип устанавливает, что:
1) контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок;
2) заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок [6].
Необходимо не забывать, что в закупочном процессе участвуют не только государственные и муниципальные органы, а также поставщики, подрядчики, исполнители, иные коммерческие организации и некоммерческие организации, предоставляющие услуги в качестве специализированных организаций, третейских судов (торгово-промышленная палата [3; 7]. Для эффективного ведения своей деятельности, связанной с государственными и муниципальными контрактами на поставки това-
ров, выполнение работ, оказание услуг, в рабочем коллективе всех участников закупочного процесса должны быть грамотные люди с соответствующей профессиональной подготовкой в сфере закупок.
Следовательно, квалифицированные кадры в сфере закупок востребованы: на государственной и муниципальной службе; в коммерческих организациях; в некоммерческих организациях.
Для осуществления функционирования закупочного процесса необходимо, чтобы работу каждой его «шестеренки» обслуживали квалифицированные в сфере закупок люди (рис. 5).
Рис. 5. Участие квалифицированных в сфере закупок специалистов в функционировании закупочного процесса
В описании контрактной системы в сфере закупок акцент на необходимость кадрового обеспечении функционирования закупочного процесса отсутствует.
Вернемся теперь к самому понятию контрактной системы в сфере закупок. Данный термин появился в сфере закупок Российской Федерации только с принятием 44-ФЗ. До этого подобного понятия не было. Но уже до разработки 44-ФЗ формировалась ИГМЗ - взаимодействовали заказчики, исполнители, специализированные организации, банки, сформировалась потребность в электронных площадках для проведения открытых аукционов в электронной форме, в результате чего к участникам закупочного процесса добавились операторы электронных площадок.
Существовали сайты, на которых размещалась информация по закупкам, отношения в сфере закупок регламентировались 94-ФЗ и иными ФЗ. В будущем 44-ФЗ может замениться новым законом, в котором уже может не быть термина «контрактная система в сфере закупок». Но ИГМЗ будет существовать дальше, пока функционирует «производство», направленное на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. Следо-
вательно, контрактная система в сфере закупок не может раскрыть всей сущности ИГМЗ.
По результатам проделанной работы, мы предлагаем следующую трактовку понятия «инфраструктуры государственных и муниципальных закупок» - это совокупность участников закупоч-
ного процесса, функционирующих в едином информационном и правовом пространстве, обслуживаемые квалифицированными специалистами в сфере закупок, деятельность которых направлена на удовлетворение государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах (рис. 6).
Рис. 6. Инфраструктура государственных и муниципальных закупок
Дальнейшее изучение ИГМЗ актуально и необходимо. Детальное раскрытие особенностей функционирования компонентов ИГМЗ сформирует четкую картину для инвестирования в развитие ИГМЗ. Это, в свою очередь, прямой путь к отладке и совершенствованию закупочного процесса, конечным «продуктом» которого является удовлетворение государственных и муниципальных нужд.
Литература
1. Кравцов А. В. Особенности применения третейского судопроизводства при необходимости быстрого судебного разрешения споров по исполнению госу-
дарственных контрактов // ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. М., 2013. Вып. 32. С. 131.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. II. Раздел VIII. Гл. 21. Ст. 176.1. Федеральный закон № 117 от 05 авг. 2000 г. // Российская газета. 2000. 10 авг.
3. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Федеральный закон № 5340-1 от 07 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 августа.
4. О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон № 102 от 24 июля 2002 г. // Российская газета. 2002. 27 июля.
5. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 94 от 21 июля 2005 г. // Российская газета. 2005. 28 июля.
6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 44 от 05 апреля 2013 г. // Российская газета. 2013. 12 апр.
INFRASTRUCTURE OF THE GOVERNMENT AND MUNICIPAL PROCUREMENTS
* * *
7. URL: http://www.totpp.ru
8. URL: http://slovari.yandex.ru
D. A. Pershin
Any modern «production» in the form of the sphere, system or complex which makes goods, performs works or renders services, is served by infrastructure. Each infrastructure includes: set of participants of the production, the created only for this production information and legal space, and also possible additional specific component. This article is directed on infrastructure definition in the sphere of the government and municipal procurements in the Russian Federation. In the course of article writing, the general concept of the term «infrastructure» was considered, research on compliance of the term from 44-FL «contract system in the sphere of purchases» for a role of infrastructure of the government and municipal procurements is conducted. As a result of research it was defined that the term «contract system in the sphere of purchases» doesn't open completely the maintenance of infrastructure of the government and municipal procurements. Besides, in the course of consideration of components of contract system in the sphere of purchases components for infrastructure of the government and municipal procurements were formulated. The formulation of the concept «infrastructure of the government and municipal procurements» became the end of article.
Key words: infrastructure, purchases, government procurements, municipal purchases, purchasing process.