ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
ГАДЖИЕВА А.Г.
ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕГИОНА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье дан анализ состояния инфраструктуры финансового рынка Республики Дагестан. Раскрываются основные предложения по её реконструкции на базе существующих блоков финансового рынка, а также включения новых для полноценного его функционирования.
Ключевые слова: финансовый рынок, коммерческие банки, рынок ценных бумаг, инфраструктура рынка, региональный рынок.
GADZIEVA А^.
INFRASTRUCTURE OF THE FINANCIAL MARKET OF THE REGION: REALITIES AND DEVELOPMENT PROSPECTS
The paper analyzes the state of the financial market infrastructure of the Republic of Dagestan. Reveals the basic proposals for its reconstruction on the basis of the existing units of the financial market, as well as adding new function for its full functionality.
Keywords: financial markets, commercial banks, securities markets, the infrastructure market, regional market.
Инфраструктура финансового рынка Республики Дагестан характеризуется доминированием банков и отсутствием других важных её составляющих. Требует решения проблема равномерного распределения кредитных учреждений по городам и районам. В столице республики сосредоточено около 40 % от общего числа зарегистрированных банковских учреждений. На территории Дагестана, по информации на 2011 год, располагались 32 кредитные организации, 75 филиалов и 26 рассчётно-кассовых центров. Цунтинский район не имеет на своей территории организаций, предоставляющих банковские услуги [1].
Состояние и динамика банковских структур далеко не устойчивы. За последние десять лет численность кредитных организаций сократилась в 3,2 раза. У 43% действующих кредитных организаций размер уставного капитала колеблется от 150 до 300 млн рублей, свыше 300 млн руб. имеют лишь 8 % организаций [2, с. 256]. Острой проблемой на сегодняшний день является недокапитализация кредитных организаций. В соответствии с федеральным законом от 28.02.2009 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"» [3] установлено, что если размер уставного капитала банка по состоянию на 01.01.2007 был менее 90 млн руб., то банк обязан довести размер собственных средств до указанного размера к 1 января 2010 года, а к 1 января 2012 года — до 180 млн руб. [4, а 258].
Данное решение пагубно скажется на большинстве региональных банков России, капитал которых будет менее 180 млн руб. к 1 января 2012 года. Это означает их принудительную ликвидацию.
Ограниченный размер уставного капитала кредитных организаций Дагестана ставит преграды для проводимых банковских операций и снижает их конкурентоспособность с филиалами крупных российских банков. Банковский сектор республики представлен в большей части средними и малыми банками.
К наиболее крупным региональным банкам можно отнести: «Дагэнергобанк», «Эльбин», «Дагестан», «Месед» и др. Крупными филиалами и отделениями российских банков, действующими в Республике Дагестан, являются: отделение Сбербанка России, филиалы банка «Возрождение», Газпромбанка, Россельхозбанка, Метракомбанка, банка «Витас» и др.
Из проведённого анализа инфраструктуры финансового рынка можно сделать следующие выводы:
- кредитно-финансовая сфера, представленная в республике широким спектром банков,
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
стала одним из первых и преобладающих элементов инфраструктуры рынка республики;
- выступая наиболее многочисленным элементом инфраструктуры рынка, банковский сектор характеризуется неравномерностью распределения его учреждений по республике;
- банковская система республики формируется сетью мелких банков, капитальная база которых незначительна, что не позволяет обеспечивать инвестирование в экономику региона;
- практически не развиты другие элементы инфраструктуры финансового рынка Республики Дагестан.
Данная ситуация свидетельствует о неразвитости инфраструктуры финансового рынка республики или вообще об её отсутствии. Преобладание в данной структуре банковского сектора, сконцентрированного в основном в столице республики, позволяет сделать вывод о зачаточном её состоянии.
Реализация следующих рекомендаций по оздоровлению и реконструкции финансовой инфраструктуры, на наш взгляд, позволит финансовому рынку региона заработать в полной мере. В числе этих рекомендаций можно выделить:
• создание комитета при правительстве Республики Дагестан по развитию инфраструктуры финансового рынка. Для стимулирования развития того или иного сектора экономики большую роль играют институциональные преобразования, что бывает иногда эффективнее рыночных методов. Поддержка государства является важной составляющей создания инструментов и методов, непосредственно стимулирующих развитие инфраструктурных институтов в зависимости от их необходимости на текущий момент.
На данный момент в республике отсутствует орган, занимающийся разработкой мер по развитию инфраструктуры финансового рынка.
Учитывая важность инфраструктуры финансового рынка, назрела необходимость создания специализированного органа, комитета, совета (название не имеет значения) развития инфраструктуры финансового рынка Республики Дагестан, в функции которого будет входить разработка комплекса мер по развитию региональной инфраструктуры финансового рынка;
• развитие территориального распределения банковских услуг. Для развития региональных банков необходимо увеличение их филиальной сети по районам республики. Несомненно, создание и обслуживание филиальной сети в районах обусловлено высокими издержками, но сосредоточение почти всего банковского сектора в столице республики чревато дефицитом предложения банковских услуг в районах и сёлах.
Решение данной проблемы нам видится в дистанционном банковском обслуживании (ДБО), т. е. осуществлении банковских операций и сделок для клиентов кредитных организаций с использованием телекоммуникационных систем. Одним из таких видов обслуживания является интернет-банкинг.
Открытие подобного виртуального банка позволит дистанционно обслуживать клиентов через Интернет, а также сократит издержки открытия новых филиалов региональных банков.
Предлагаемое физическим лицам банковское обслуживание клиентов получило название Homebanking. Данная система предоставляет такие функции, как: покупка и продажа валюты, оплата коммунальных услуг, осуществление внутри- и межбанковских переводов, открытие депозита, пополнение карточных счетов и др. Это не требует специальных навыков и знаний. У системы простой, удобный и понятный интерфейс. Пользоваться ей также легко, как и любым сайтом, мобильным телефоном.
Применение подобной практики позволит региональным банкам расширить свой круг клиентов, а также решить проблему с дефицитом предоставления банковских услуг в районах и сёлах республики;
• создание условий для развития региональной банковской системы. Меры, предпринимаемые региональными органами государственной власти и управления по развитию и регулированию системы банков и других кредитно-финансовых учреждений, расположенных на территории региона, должны быть направлены на решение таких задач, как: во-первых, поддержка инициатив субъектов рыночной экономики по созданию кредитно-финансовых учреждений в регионе, а во-вторых, повышение качества оказываемых услуг, включая и повышение надёжности самих банков, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и т. п. Таким образом, данное направление предполагает и развитие форм государственного контроля за деятельностью организаций этого сектора. Здесь предполагается проверка соответствия параметров деятельности этих учреждений нормативам Центрального банка России, другим нормативно-правовым актам.
Региональная банковская система является кровеносной системой региональной экономики, от функционирования и развития которой зависит развитие экономики региона в целом. Опыт развития банковской системы страны показывает, что в её структуре преобладают малые банки.
Региональные банки необходимы для развития и финансирования малого и среднего бизнеса в регионе. Преимущество мелких банков заключается в отсутствии внешних долгов, знании
Гаджиева А.Г.
ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕГИОНА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
местного рынка, информированности о деловой репутации хозяйствующих субъектов, небольшой клиентской базе. Это позволяет малым банкам индивидуально реструктуризировать долги заёмщиков и др.
В связи с бурным развитием малого и среднего бизнеса в республике для предпринимателей превалирующими причинами предпочтения работать с региональными банками выступают: большая доступность, доверие, имидж и возможность проверить безупречность репутации.
Вся деятельность региональных банков сосредоточена непосредственно в регионе, соответственно, привлечённые средства используют для выполнения операций на территории региона, что позволяет расти ресурсной базе региона, а не выводить средства за её пределы, как осуществляют это филиалы иных банков.
Несомненно, для развития региональных банков необходимо не только разработать и занять своё место на рынке, но и принять меры как со стороны государства, так и стратегию развития самих банков, направленные на увеличение капитализации и повышение надёжности.
Развитие региональной банковской системы должно быть взаимоувязано с наиболее развивающимися секторами экономики — в данном случае это поддержка малого бизнеса. В связи с этим необходимо разработать нормативно-правовые акты, упрощающие доступ малых предприятий к банковским продуктам. Приоритетным направлением может выступить оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов малого и среднего бизнеса.
Для развития региональной банковской системы необходимо совершенствование налогового законодательства, а именно освобождение от налога на прибыль средств, направленных на увеличение собственных средств.
На наш взгляд, банки, уставной капитал которых не достигает предусмотренного в законе уровня, не должны ликвидироваться. Необходимо ввести щадящие требования для региональных банков;
• развитие институтов рынка ценных бумаг. Состояние фондового рынка региона в настоящее время не отвечает потребностям экономики. В определённой степени это связано с тем, что федеральные и региональные органы власти уделяют недостаточное внимание нормативно-правовой и технологической составляющим;
• функционирование и развитие фондового рынка. Регулирование фондового рынка является чрезвычайно актуальной и в то же время непростой задачей для региональных органов управления. Предстоит создать организационные структуры рынка, специальные органы, которые будут его контролировать, а также выработать способы управления биржевым и внебиржевым оборотом ценных бумаг. От того, насколько успешно удастся решить эту задачу, зависит скорость перехода к развитым рыночным отношениям, результативность внедрения экономических методов хозяйствования, уменьшение регламентационных функций государства и переориентация инвестиций на направления, определяемые реальным спросом на них.
Рынок ценных бумаг республики нуждается в совершенствовании регулятивной стороны инфраструктуры, которая рассматривалась бы как подсистема инфраструктуры и регулировалась из единого центра. Совершенствование регулятивной системы подразумевает законодательное укрепление распределения функций контроля над участниками фондового рынка. При этом следует придерживаться главного принципа создания механизма регулирования рынка ценных бумаг под надзором государства. Прямое участие государства в создании инфраструктуры финансового рынка, несомненно, должно быть временным и по мере её становления сведено к минимуму.
Путём организации инфраструктуры фондового рынка возможно добиться решения таких задач, как: мобилизация финансовых ресурсов, преобразование финансовых ресурсов в инвестиционные потоки, распределение инвестиционных ресурсов между субъектами в экономике, минимизация рисков по операциям на фондовом рынке, направление инвестиционных ресурсов для решения первоочередных экономических задач.
Развитие рынка ценных бумаг является приоритетной задачей не только для республики, но и для страны в целом. Совершенствование инфраструктуры финансового рынка в первую очередь подразумевает создание той учётно-расчётной системы (регистраторов, депозитариев и т. д.), при функционировании которой риски, связанные с ненадёжностью вложений, будут сведены к минимуму.
Основной проблемой привлечения инвестиций в экономику региона посредством использования фондового рынка выступает неразвитость инфраструктуры рынка ценных бумаг. С этим связана слабая активность регистраторов, депозитариев, клиринговых организаций и т. д.
Несмотря на значимость деятельности данных организаций, их совершенствованию не уделяется должного внимания. Причина отсутствия надлежащего внимания заключается в том, что депозитарная и регистраторская деятельность не приносит значительной прибыли, но именно эти организации несут ответственность за сохранность собственности владельцев цен-
208
www.rppe.ru
_Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2013_
ных бумаг. Эффективность данных организаций свидетельствует недавно открывшийся (в 2007 году) депозитарный центр республики, который наглядно показывает сдвиг с мёртвой точки в развитии рынка ценных бумаг.
Для развития рынка ценных бумаг в республике необходимо решить следующие задачи:
- создание учётно-расчётной системы, отвечающей всем нормам фондового рынка;
- формирование благоприятной среды, где происходило бы взаимодействия участников фондового рынка;
- минимизация рисков, которым подвергаются участники рынка ценных бумаг;
- ужесточение мер наказания за нарушение законодательства.
Для стимулирования развития рынка ценных бумаг в республике необходимо становление институтов, непосредственно осуществляющих все операции, связанные с ценными бумагами. Подобным институтом должен выступить инвестиционный банк.
Инвестиционные банки первого типа проводят операции с ценными бумагами. Они выступают посредниками для получения денежных средств предприятиями промышленности, торговли и т. д. Они также являются мощными финансовыми институтами, без договорённости с которыми (например, в ряде стран — Канада, Англия, США, Япония и др.) о размещении ценных бумаг компании не могут образовываться.
На территории России функционируют филиалы зарубежных инвестиционных банков. Например, «Дойче Банк» (Deutsche Bank) является ведущим международным инвестиционным банком с сильной розничной составляющей. Банк занимает лидирующую позицию в Германии и в целом в Европе, расширяя сферу влияния в Северной Америке, Азии и основных странах с развивающимися рынками. То же можно сказать об ООО «Ю Би Эс Банк» (UBS Bank). Для многих инвестиционных банков развитых стран характерно слияние и поглощение нескольких банков. Российский финансовый рынок ещё не вышел на тот уровень развития, когда появляется потребность в услугах инвестиционного банка по проведению слияний и поглощений.
Главной отличительной чертой данной категории банков, на наш взгляд, является то, что они выступают инфраструктурным институтом для развития рынка ценных бумаг, без существования которого во всех развитых странах не обходилось становление фондового рынка. На наш взгляд, создание данного сегмента финансового рынка будет способствовать развитию рынка ценных бумаг в республике.
Главной проблемой развития рыночной инфраструктуры в Республике Дагестан является отсутствие взаимоувязанного функционирования всех её составляющих в комплексе. Действие отдельных её частей, как в данный момент, не удовлетворяет потребности рынков. Именно отсутствие такого комплексного развития влечёт за собой застой в развитии крупных рынков в регионе, а успешное функционирование рынка является важнейшим условием эффективной экономики не только региона, но и страны. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры экономика региона упускает возможность получения дополнительных средств в бюджет республики, так как необеспеченность структурами, способствующими продвижению товара, влечёт за собой отсутствие стимула для его производства.
Литература
1. Дагестан в цифрах, 2010 год: краткий статистический сборник. — Махачкала, 2010. — С. 256.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2011 год. — С. 854.
3. Закон РФ от 28.02.2009 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"».
4. Бацина С. Ю., Магомедова Х. Х., Маммаева Д. С. Влияние уровня развития региона на банковскую систему //Деньги и кредит. — № 12. — М., 2009.