Научная статья на тему 'Инфраструктура двойного назначения как точка развития региона'

Инфраструктура двойного назначения как точка развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура двойного назначения как точка развития региона»

А. В. Майоров, А. Д. Потапов, А. М. Волкова

Инфраструктура двойного назначения как точка развития региона

Бесспорен тезис, что мир вступил в эпоху кардинальной трансформации городов. Города, которые мы знаем, уходят в прошлое. Мы привыкли видеть в городе пространство для человеческой деятельности, место, где люди производят товары, услуги, знания. Все устройство и организация привычных для нас городов ориентированы на создание условий для деятельности человека и являются ее отпечатком.

Сегодня города все чаще рассматриваются как место для жизни, как место, где можно создать комфортную и дружественную человеку среду. Тому две причины. Во-первых, это наступление постиндустриальной эпохи, по крайней мере в развитом мире. Во-вторых, это глобализация. Наиболее существенное последствие глобализации заключается в том, что никто и ничто сегодня не может спрятаться за национальными границами от глобальной конкуренции. Состояние городов больше не может рассматриваться исключительно как внутренняя проблема той или иной страны - города участвуют в глобальной конкуренции, и это конкуренция за людей, за наиболее квалифицированные и креативные кадры.

Вместе с тем уже сегодня понятно, что формирование и реализация такой политики в нашей стране столкнется с рядом препятствий.

Во-первых, сегодня в России нет четкого и однозначного понимания, какими именно должны быть российские города, в каком направлении они должны развиваться, какие шаги необходимо предпринять для этого в первую очередь. Принятый Градостроительный кодекс, к сожалению, затрагивает лишь узкий круг преимущественно архитектурных вопросов. В результате, подавляющее большинство городов не имеет вообще никаких приоритетов функционирования, а немногочисленные попытки разработать планы развития не предусматривают решения даже элементарных городских проблем. Копирование же или простое следование международным документам малопродуктивно в силу отличий в государственном устройстве и, соответственно, во взаимоотношениях как между городами, так и между городами и центральной властью.

Во-вторых, в отличие от большинства других стран, городские власти в России испытывают жесточайший дефицит информации о деятельности других городов (как российских, так и зарубежных). В сочетании с относительно невысоким уровнем профессиональной

подготовки кадров муниципального управления это парализует работу по внедрению инновационных решений, которые могли бы значительно облегчить и удешевить решение ключевых проблем городского развития.

В-третьих, история и современная мировая практика показывают: ни один город не развивается в строгом соответствии с планами, какими бы разумными и правильными они ни были. Необходимо осознать, что город - это сложнейшая живая саморазвивающаяся система, переплетение множества интересов, судеб, мировоззрений, заблуждений. Жизнь вносит в развитие городов постоянные и порой радикальные коррективы. Самые благие инициативы власти могут стать неэффективными, если они не будут поняты и поддержаны большинством населения. Поэтому городское развитие должно определяться не только архитектурно-планировочными решениями, но и сложнейшей системой договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением. Причем этот процесс согласований и достижения консенсуса должен быть непрерывным.

Урбанизация является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на социальные и демографические процессы в современном мире. Начавшаяся во второй половине прошлого века «городская революция» коренным образом изменила экономический и социальный ландшафт в развитых странах. Сегодня «городской взрыв» переживают развивающиеся страны. Если в 1960 г. в развивающихся странах было лишь 52 мегаполиса, то к 2000 г. - 279, а в 2025 г., как ожидается, их будет 486.

Рост городского населения непосредственно связан с ускорением миграционных процессов как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем эти процессы значимы не только в масштабах отдельных стран, но и как глобальное явление. «Мировая деревня» устремилась в «мировой город» - таково основное направление глобальных миграционных потоков.

В связи с этим отношения между городом и деревней, между мегаполисами и малыми городами приобретают особое значение для устойчивого развития городов. Форсированная урбанизация несет в себе целый ряд серьезных угроз, прежде всего для развивающихся стран, в которых приток сельского населения в города стимулируется не столько расширением промышленного производства и растущей потребностью в трудовых ресурсах, сколько экономической и социальной деградацией «классической» деревни.

Традиционно между городским и деревенским миром и между мегаполисами и малыми городами сложились однонаправленные и неравноправные отношения «потребитель - поставщик ресурсов».

Мегаполисы притягивает к себе основные ресурсы - прежде всего экономически активное население и инвестиции.

Практически везде в отношениях «город - деревня» и «мегаполис - малый город» наблюдается неравенство в развитии здравоохранения, образования, культурной сферы. Наконец, города претендуют на основной актив сельских районов - землю. Неконтролируемый рост городов изменяет характер землепользования, ведет к слому сложившейся структуры занятости и т. д. Особую остроту этот конфликт приобретает в засушливых регионах, где город и деревня конкурируют также и за водные ресурсы. Подобные отношения превращают деревню и малые города в зону «самовоспроизводства» бедности и социальной депрессии.

Рассматривая конкретный пример функционирования агломераций РФ в средне- и долгосрочной перспективе, это приводит к росту социальной напряженности, а также к запустению территорий. Кроме того, ускоренная урбанизация, сопровождаемая деградацией деревни, ведет к упадку сельского хозяйства и ставит под угрозу продовольственную безопасность городского населения.

В свою очередь, города испытывают серьезное миграционное давление со стороны выходцев из сельских регионов, что увеличивает нагрузку на городскую инфраструктуру, городские финансы, ведет к росту социо-политической девиации. Если миграционные процессы выходят из-под контроля, город начинает «обрастать» районами с неудовлетворительным качеством жизни и неблагоприятной социальной обстановкой (трущобами и фавелами). Происходит так называемый «перенос нищеты» из деревни в город. На сегодняшний день в мире численность жителей трущоб и фавел уже превысила 100 млн человек. При этом с точки зрения условий быта, менталитета и образа жизни вновь прибывшие не являются настоящими горожанами.

Таким образом, неравноправные отношения создают угрозу устойчивого развития как города, так и деревни. Очевидно, что успешное развитие городов в долгосрочной перспективе невозможно в отрыве от устойчивого развития деревни. И город, если понимать его как место сосредоточения властных, экономических, финансовых, социальных и иных ресурсов, несет ответственность за это развитие.

Многие государства с динамичной рыночной экономикой уже сейчас стремятся к устойчивому развитию, то есть к экономическому росту, обеспечивающему повышение качества жизни без ущерба для окружающей среды и природных ресурсов. Вместе с тем отсутствие общепринятых методов оценки достигнутых успехов в городах зачастую мешает властям принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.

Определение понятия «устойчивое развитие» охватывает пять составляющих:

1. Основные потребности населения. Доступ к безопасной питьевой воде, наличие достаточных жилых площадей, доступность качественных услуг в области здравоохранения и образования -основные приоритеты в удовлетворении потребностей городского населения.

2. Эффективность использования ресурсов. Эффективность городского хозяйства в таких областях, как потребление воды и электроэнергии, а также утилизация промышленных отходов, напрямую влияет на уровень жизни горожан.

3. Чистота окружающей среды. Ограничение вредного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду играет важную роль в обеспечении пригодности городских территорий для проживания.

4. Городская инфраструктура. Равный доступ жителей к зонам зеленых насаждений, услугам общественного транспорта и качественному, рационально организованному жилому пространству позволяет улучшить качество жизни в городе и повысить эффективность городского хозяйства.

5. Ориентация на устойчивое развитие в будущем. Динамика количества работников и объема финансовых ресурсов в сфере обеспечения устойчивого развития свидетельствует о том, насколько активно городские власти стремятся выполнять общенациональные и местные программы и соблюдать нормативы.

Становится очевидным, что планомерная реализация сформулированных пяти направлений невозможна без поиска новых оптимизирующих механизмов создания эффективного социо-экономического контура агломераций. В этой связи интересным представляется проект использования инфраструктуры двойного назначения.

Объектами инфраструктуры двойного назначения являются гражданские объекты, имеющие важное значение для обеспечения обороноспособности страны. В угрожающий период они могут передаваться в распоряжение вооруженных сил для решения боевых задач. К ним относятся: аэропорты; морские (речные) порты; пути сообщения (железнодорожные и автомобильные дороги с придорожными сообщениями; трубопроводная сеть; воздушные, морские и водные пути сообщения); объекты космической инфраструктуры; объекты связи, энерго-, водоснабжения и добычи сырья; заводы и предприятия, обеспечивающие в мирное и военное время выпуск гражданской и военной продукции; сеть ремонтно-восстановительных заводов и предприятий, объекты гражданской обороны, гражданские лечебные заведения и др.

Важно понимать, что если военное присутствие не обеспечивает гражданские задачи (в первую очередь хозяйственные), оно становится избыточным и бессмысленным с экономической точки зрения. Обеспечивать гражданские функции военная инфраструктура может в двух аспектах. Во-первых, защищать гражданские структуры от внешнего воздействия. Во-вторых, военные объекты могут стать опорными точками для развертывания гражданской инфраструктуры. Таким образом, военные базы необходимо рассматривать как инструмент развития территорий.

Начиная с 2011 г., 130 военных городков в России перестали быть закрытыми. Военные городки, у которых в радиусе 500-1000 км нет ни одного крупного населенного пункта, обладают некоторыми отличительными особенностями: а) доставка товаров, необходимых для жизнеобеспечения, крайне затруднена; б) обеспечить местных жителей какой-то работой практически невозможно. Такие населенные пункты можно называть «умирающими».

Как показывает сложившаяся практика, Министерство обороны как хозяйствующий субъект не обладает достаточным инструментарием эффективного управления собственностью в отношении военных городков. Многие населенные пункты приходят в упадок и уже ненужные отдаются региональным властям. Некоторые поселки расформировываются полностью, а теперь восстанавливаются. Если для одних перевод закрытого военного городка в статус открытого был чуть ли не подарком, то для других - практически бедой, так как возникали юридические коллизии, а также отсутствовало должное сопровождение передачи собственности на региональный уровень.

В качестве примера уместно будет вспомнить алгоритм, выработанный властями Московской области, направленный на активную модернизацию военных городков в качестве приоритетного направления региональной политики субъекта Федерации. Заместитель председателя правительства Московской области Юрий Олейников отметил, что инфраструктура многих городков находится в аварийном или предаварийном состоянии. По словам Олейникова, сейчас проводится инвентаризация имущества военных городков, составляются трехлетние дорожные карты по их восстановлению. Часть городков останется в собственности Минобороны, но их социальные объекты планируют постепенно перевести в муниципальное и областное ведомство.

Аналогичная ситуация складывается с проблемами скоординированного финансирования строительства новых объектов с учетом как военного, так и гражданского назначения, а также мониторинга всех объектов. Учитывая актуальность принятия и осуществления федеральных целевых программ регионального развития, а также выделения для этих целей бюджетных средств, целесообразно изу-

чить возможность разработки и принятия закона, комплексно рассматривающего и решающего проблемы оборудования территории России в интересах федерации в целом. При таком подходе интересы различных министерств и ведомств, регионов и центра, объединяясь, могут дать значительный синергетический эффект за счет кумулятивного использования выделяемых финансовых и материальных ресурсов.

В силу возможного использования различных механизмов создания объектов инфраструктуры двойного назначения на долевых началах, основной набор исходных данных для определения размеров долевого участия сторон должен формироваться в процессе соответствующих переговоров заинтересованных организаций по каждому объекту, который может быть включен в программу для долевого финансирования. При этом целесообразно использовать термины и определения в строительстве, адаптированные к рыночным условиям. Сформированные при этом исходные данные могут быть использованы не только при оценке размеров долевого финансирования, но для организации эффективного управления объектами инфраструктуры двойного назначения после их создания. В силу того, что при создании объектов инфраструктуры двойного назначения на долевых началах предполагается использование государственных бюджетных средств, при расчетах соответствующих долей необходимо использовать основные нормативные документы, регламентирующие порядок подготовки проектно-сметной документации.

Относительно двойного назначения заметим, что, например, в течение многих лет военная космонавтика развивается согласованно с народнохозяйственной и даже коммерческой сферами в рамках действующей в стране нормативно-правовой базы.

С. В. Писаренко

Геополитическое влияние приграничных городов Ленинградской области

Геополитический потенциал приграничных районов России на протяжении многих лет был предметом исследования многих ведущих ученых: П.Я. Бакланова, С.С. Ганзея, Т.И. Герасименко,

B.А. Колосова, Л.Ю. Мажар, А.Г. Манакова, Г.М. Федорова,

C. В. Кузнецова, Н.М. Межевича и др. [2]. В целом исследователи рассматривают приграничное положение как положительный, так и отрицательный фактор регионального развития [4]. При этом редко затрагивается тема геополитического влияния региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.