А. В. Майоров, А. Д. Потапов, А. М. Волкова
Инфраструктура двойного назначения как точка развития региона
Бесспорен тезис, что мир вступил в эпоху кардинальной трансформации городов. Города, которые мы знаем, уходят в прошлое. Мы привыкли видеть в городе пространство для человеческой деятельности, место, где люди производят товары, услуги, знания. Все устройство и организация привычных для нас городов ориентированы на создание условий для деятельности человека и являются ее отпечатком.
Сегодня города все чаще рассматриваются как место для жизни, как место, где можно создать комфортную и дружественную человеку среду. Тому две причины. Во-первых, это наступление постиндустриальной эпохи, по крайней мере в развитом мире. Во-вторых, это глобализация. Наиболее существенное последствие глобализации заключается в том, что никто и ничто сегодня не может спрятаться за национальными границами от глобальной конкуренции. Состояние городов больше не может рассматриваться исключительно как внутренняя проблема той или иной страны - города участвуют в глобальной конкуренции, и это конкуренция за людей, за наиболее квалифицированные и креативные кадры.
Вместе с тем уже сегодня понятно, что формирование и реализация такой политики в нашей стране столкнется с рядом препятствий.
Во-первых, сегодня в России нет четкого и однозначного понимания, какими именно должны быть российские города, в каком направлении они должны развиваться, какие шаги необходимо предпринять для этого в первую очередь. Принятый Градостроительный кодекс, к сожалению, затрагивает лишь узкий круг преимущественно архитектурных вопросов. В результате, подавляющее большинство городов не имеет вообще никаких приоритетов функционирования, а немногочисленные попытки разработать планы развития не предусматривают решения даже элементарных городских проблем. Копирование же или простое следование международным документам малопродуктивно в силу отличий в государственном устройстве и, соответственно, во взаимоотношениях как между городами, так и между городами и центральной властью.
Во-вторых, в отличие от большинства других стран, городские власти в России испытывают жесточайший дефицит информации о деятельности других городов (как российских, так и зарубежных). В сочетании с относительно невысоким уровнем профессиональной
подготовки кадров муниципального управления это парализует работу по внедрению инновационных решений, которые могли бы значительно облегчить и удешевить решение ключевых проблем городского развития.
В-третьих, история и современная мировая практика показывают: ни один город не развивается в строгом соответствии с планами, какими бы разумными и правильными они ни были. Необходимо осознать, что город - это сложнейшая живая саморазвивающаяся система, переплетение множества интересов, судеб, мировоззрений, заблуждений. Жизнь вносит в развитие городов постоянные и порой радикальные коррективы. Самые благие инициативы власти могут стать неэффективными, если они не будут поняты и поддержаны большинством населения. Поэтому городское развитие должно определяться не только архитектурно-планировочными решениями, но и сложнейшей системой договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением. Причем этот процесс согласований и достижения консенсуса должен быть непрерывным.
Урбанизация является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на социальные и демографические процессы в современном мире. Начавшаяся во второй половине прошлого века «городская революция» коренным образом изменила экономический и социальный ландшафт в развитых странах. Сегодня «городской взрыв» переживают развивающиеся страны. Если в 1960 г. в развивающихся странах было лишь 52 мегаполиса, то к 2000 г. - 279, а в 2025 г., как ожидается, их будет 486.
Рост городского населения непосредственно связан с ускорением миграционных процессов как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем эти процессы значимы не только в масштабах отдельных стран, но и как глобальное явление. «Мировая деревня» устремилась в «мировой город» - таково основное направление глобальных миграционных потоков.
В связи с этим отношения между городом и деревней, между мегаполисами и малыми городами приобретают особое значение для устойчивого развития городов. Форсированная урбанизация несет в себе целый ряд серьезных угроз, прежде всего для развивающихся стран, в которых приток сельского населения в города стимулируется не столько расширением промышленного производства и растущей потребностью в трудовых ресурсах, сколько экономической и социальной деградацией «классической» деревни.
Традиционно между городским и деревенским миром и между мегаполисами и малыми городами сложились однонаправленные и неравноправные отношения «потребитель - поставщик ресурсов».
Мегаполисы притягивает к себе основные ресурсы - прежде всего экономически активное население и инвестиции.
Практически везде в отношениях «город - деревня» и «мегаполис - малый город» наблюдается неравенство в развитии здравоохранения, образования, культурной сферы. Наконец, города претендуют на основной актив сельских районов - землю. Неконтролируемый рост городов изменяет характер землепользования, ведет к слому сложившейся структуры занятости и т. д. Особую остроту этот конфликт приобретает в засушливых регионах, где город и деревня конкурируют также и за водные ресурсы. Подобные отношения превращают деревню и малые города в зону «самовоспроизводства» бедности и социальной депрессии.
Рассматривая конкретный пример функционирования агломераций РФ в средне- и долгосрочной перспективе, это приводит к росту социальной напряженности, а также к запустению территорий. Кроме того, ускоренная урбанизация, сопровождаемая деградацией деревни, ведет к упадку сельского хозяйства и ставит под угрозу продовольственную безопасность городского населения.
В свою очередь, города испытывают серьезное миграционное давление со стороны выходцев из сельских регионов, что увеличивает нагрузку на городскую инфраструктуру, городские финансы, ведет к росту социо-политической девиации. Если миграционные процессы выходят из-под контроля, город начинает «обрастать» районами с неудовлетворительным качеством жизни и неблагоприятной социальной обстановкой (трущобами и фавелами). Происходит так называемый «перенос нищеты» из деревни в город. На сегодняшний день в мире численность жителей трущоб и фавел уже превысила 100 млн человек. При этом с точки зрения условий быта, менталитета и образа жизни вновь прибывшие не являются настоящими горожанами.
Таким образом, неравноправные отношения создают угрозу устойчивого развития как города, так и деревни. Очевидно, что успешное развитие городов в долгосрочной перспективе невозможно в отрыве от устойчивого развития деревни. И город, если понимать его как место сосредоточения властных, экономических, финансовых, социальных и иных ресурсов, несет ответственность за это развитие.
Многие государства с динамичной рыночной экономикой уже сейчас стремятся к устойчивому развитию, то есть к экономическому росту, обеспечивающему повышение качества жизни без ущерба для окружающей среды и природных ресурсов. Вместе с тем отсутствие общепринятых методов оценки достигнутых успехов в городах зачастую мешает властям принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.
Определение понятия «устойчивое развитие» охватывает пять составляющих:
1. Основные потребности населения. Доступ к безопасной питьевой воде, наличие достаточных жилых площадей, доступность качественных услуг в области здравоохранения и образования -основные приоритеты в удовлетворении потребностей городского населения.
2. Эффективность использования ресурсов. Эффективность городского хозяйства в таких областях, как потребление воды и электроэнергии, а также утилизация промышленных отходов, напрямую влияет на уровень жизни горожан.
3. Чистота окружающей среды. Ограничение вредного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду играет важную роль в обеспечении пригодности городских территорий для проживания.
4. Городская инфраструктура. Равный доступ жителей к зонам зеленых насаждений, услугам общественного транспорта и качественному, рационально организованному жилому пространству позволяет улучшить качество жизни в городе и повысить эффективность городского хозяйства.
5. Ориентация на устойчивое развитие в будущем. Динамика количества работников и объема финансовых ресурсов в сфере обеспечения устойчивого развития свидетельствует о том, насколько активно городские власти стремятся выполнять общенациональные и местные программы и соблюдать нормативы.
Становится очевидным, что планомерная реализация сформулированных пяти направлений невозможна без поиска новых оптимизирующих механизмов создания эффективного социо-экономического контура агломераций. В этой связи интересным представляется проект использования инфраструктуры двойного назначения.
Объектами инфраструктуры двойного назначения являются гражданские объекты, имеющие важное значение для обеспечения обороноспособности страны. В угрожающий период они могут передаваться в распоряжение вооруженных сил для решения боевых задач. К ним относятся: аэропорты; морские (речные) порты; пути сообщения (железнодорожные и автомобильные дороги с придорожными сообщениями; трубопроводная сеть; воздушные, морские и водные пути сообщения); объекты космической инфраструктуры; объекты связи, энерго-, водоснабжения и добычи сырья; заводы и предприятия, обеспечивающие в мирное и военное время выпуск гражданской и военной продукции; сеть ремонтно-восстановительных заводов и предприятий, объекты гражданской обороны, гражданские лечебные заведения и др.
Важно понимать, что если военное присутствие не обеспечивает гражданские задачи (в первую очередь хозяйственные), оно становится избыточным и бессмысленным с экономической точки зрения. Обеспечивать гражданские функции военная инфраструктура может в двух аспектах. Во-первых, защищать гражданские структуры от внешнего воздействия. Во-вторых, военные объекты могут стать опорными точками для развертывания гражданской инфраструктуры. Таким образом, военные базы необходимо рассматривать как инструмент развития территорий.
Начиная с 2011 г., 130 военных городков в России перестали быть закрытыми. Военные городки, у которых в радиусе 500-1000 км нет ни одного крупного населенного пункта, обладают некоторыми отличительными особенностями: а) доставка товаров, необходимых для жизнеобеспечения, крайне затруднена; б) обеспечить местных жителей какой-то работой практически невозможно. Такие населенные пункты можно называть «умирающими».
Как показывает сложившаяся практика, Министерство обороны как хозяйствующий субъект не обладает достаточным инструментарием эффективного управления собственностью в отношении военных городков. Многие населенные пункты приходят в упадок и уже ненужные отдаются региональным властям. Некоторые поселки расформировываются полностью, а теперь восстанавливаются. Если для одних перевод закрытого военного городка в статус открытого был чуть ли не подарком, то для других - практически бедой, так как возникали юридические коллизии, а также отсутствовало должное сопровождение передачи собственности на региональный уровень.
В качестве примера уместно будет вспомнить алгоритм, выработанный властями Московской области, направленный на активную модернизацию военных городков в качестве приоритетного направления региональной политики субъекта Федерации. Заместитель председателя правительства Московской области Юрий Олейников отметил, что инфраструктура многих городков находится в аварийном или предаварийном состоянии. По словам Олейникова, сейчас проводится инвентаризация имущества военных городков, составляются трехлетние дорожные карты по их восстановлению. Часть городков останется в собственности Минобороны, но их социальные объекты планируют постепенно перевести в муниципальное и областное ведомство.
Аналогичная ситуация складывается с проблемами скоординированного финансирования строительства новых объектов с учетом как военного, так и гражданского назначения, а также мониторинга всех объектов. Учитывая актуальность принятия и осуществления федеральных целевых программ регионального развития, а также выделения для этих целей бюджетных средств, целесообразно изу-
чить возможность разработки и принятия закона, комплексно рассматривающего и решающего проблемы оборудования территории России в интересах федерации в целом. При таком подходе интересы различных министерств и ведомств, регионов и центра, объединяясь, могут дать значительный синергетический эффект за счет кумулятивного использования выделяемых финансовых и материальных ресурсов.
В силу возможного использования различных механизмов создания объектов инфраструктуры двойного назначения на долевых началах, основной набор исходных данных для определения размеров долевого участия сторон должен формироваться в процессе соответствующих переговоров заинтересованных организаций по каждому объекту, который может быть включен в программу для долевого финансирования. При этом целесообразно использовать термины и определения в строительстве, адаптированные к рыночным условиям. Сформированные при этом исходные данные могут быть использованы не только при оценке размеров долевого финансирования, но для организации эффективного управления объектами инфраструктуры двойного назначения после их создания. В силу того, что при создании объектов инфраструктуры двойного назначения на долевых началах предполагается использование государственных бюджетных средств, при расчетах соответствующих долей необходимо использовать основные нормативные документы, регламентирующие порядок подготовки проектно-сметной документации.
Относительно двойного назначения заметим, что, например, в течение многих лет военная космонавтика развивается согласованно с народнохозяйственной и даже коммерческой сферами в рамках действующей в стране нормативно-правовой базы.
С. В. Писаренко
Геополитическое влияние приграничных городов Ленинградской области
Геополитический потенциал приграничных районов России на протяжении многих лет был предметом исследования многих ведущих ученых: П.Я. Бакланова, С.С. Ганзея, Т.И. Герасименко,
B.А. Колосова, Л.Ю. Мажар, А.Г. Манакова, Г.М. Федорова,
C. В. Кузнецова, Н.М. Межевича и др. [2]. В целом исследователи рассматривают приграничное положение как положительный, так и отрицательный фактор регионального развития [4]. При этом редко затрагивается тема геополитического влияния региона.