Научная статья на тему 'ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ: КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ'

ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ: КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИС / ДЕЛОВОЙ ТУРИЗМ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сикач К. Ю., Ожегова Л. А., Сазонова Г. В.

Для изучения туризма и его отдельных видов, как пространственного явления, требуется современное информационное сопровождение, для решения пространственных задач наиболее эффективным инструментом работы являются ГИС.В статье с целью подготовки к решению конкретных пространственных задач и анализа развития делового туризма в Крыму с помощью инструментов ГИС проведена инвентаризация существующих объектов размещения и их возможностей для реализации делового туризма. Для делового туризма Республики Крым предлагается разработка трехуровневой ГИС, которая включает три основных блока данных: общегеографическая основа ГИС, общетуристическая информация, инфраструктура и возможности территории для делового туризма. На основании ГИС создана карта инфраструктуры делового туризма в Крыму. Определены основные пространственные особенности в размещение объектов инфраструктуры делового туризма на полуострове. Использую полученную систему возможно оптимизировать территориальное размещение объектов делового туризма относительно друг друга, что необходимо для того что бы инфраструктура работала как единая система.В дальнейшем требуется обновление, и дополнение созданной базы с целью поддержания ее в актуальном состоянии как инструмента пространственного анализа делового туризма в регионе. Создание ГИС позволит принимать более взвешенные решения пространственного развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS TOURISM INFRASTRUCTURE IN CRIMEA: CARTOGRAPHIC INTERPRETATION

When studying tourism and its individual types, as a spatial phenomenon, modern information support is required, to solve spatial problems the most effective work tool is GIS.In order to prepare for solving specific spatial problems and analyze the development of business tourism in the Crimea, using the GIS tools, an inventory of existing accommodation facilities and their opportunities for implementing business tourism was carried out. For business tourism of the Republic of Crimea we were developed a three-level GIS is proposed, which includes three main data blocks: the general geographic basis of GIS, general tourism information, infrastructure and the possibilities of the territory for business tourism. Based on the GIS, a map of the business tourism infrastructure in Crimea was created. The main spatial features in the placement of business tourism infrastructure on the peninsula are determined. Using the resulting system, it is possible to optimize the territorial distribution of business tourism facilities relative to each other, which is necessary for the infrastructure to work as a single system.This data can be useful for supporting the activities of the authorities responsible for the development of tourism in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, as well as for other organizations whose activities are related to tourism, attracting business to the Crimea and generally improving the image of the peninsula among potential tourists.In the future, updating and addition of the created base is required in order to keep it up to date as a tool for spatial analysis of business tourism in the region. Creation of GIS will allow making more informed decisions on the spatial development of tourism.

Текст научной работы на тему «ИНФРАСТРУКТУРА ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА В КРЫМУ: КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ»

Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 7 (17). Вып. 1. 2021 г. С. 175-182.

УДК 528.1:379.85

К. Ю. Сикач1, Л. А. Ожегова , Г. В. Сазонова3

3

Инфраструктура делового туризма в Крыму: картографическая интерпретация

1,2,3 Таврическая академия (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»,

г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация е-таП:^1касИ89@^аП.сот

1,2,3

Аннотация. Для изучения туризма и его отдельных видов, как пространственного явления, требуется современное информационное сопровождение, для решения пространственных задач наиболее эффективным инструментом работы являются ГИС.

В статье с целью подготовки к решению конкретных пространственных задач и анализа развития делового туризма в Крыму с помощью инструментов ГИС проведена инвентаризация существующих объектов размещения и их возможностей для реализации делового туризма. Для делового туризма Республики Крым предлагается разработка трехуровневой ГИС, которая включает три основных блока данных: общегеографическая основа ГИС, общетуристическая информация, инфраструктура и возможности территории для делового туризма. На основании ГИС создана карта инфраструктуры делового туризма в Крыму. Определены основные пространственные особенности в размещение объектов инфраструктуры делового туризма на полуострове. Использую полученную систему возможно оптимизировать территориальное размещение объектов делового туризма относительно друг друга, что необходимо для того что бы инфраструктура работала как единая система.

В дальнейшем требуется обновление, и дополнение созданной базы с целью поддержания ее в актуальном состоянии как инструмента пространственного анализа делового туризма в регионе. Создание ГИС позволит принимать более взвешенные решения пространственного развития туризма.

Ключевые слова: ГИС, деловой туризм, Крым.

Деловой туризм — один из наиболее динамично растущих секторов мирового туризма. Однако в России и многих её регионах данный вид туризма до сих пор остается слабо востребованным. При этом деловой туризм как вид въездного туризма — потенциально важный имеджеформирующий фактор и фактор экономического развития многих регионов страны. Помимо получения доходов, деловой туризм ведет к увеличению торговых потоков, способствуя тем самым экономическому росту [11].

Исследование экономических, туристических и инфраструктурных факторов, определяющих развитие делового туризма, — важная задача при формировании стратегий его развития. Картографическая интерпретация получаемых данных с помощью ГИС является актуальным направлением. Но

Введение

деловой туризм в России пока не имеет собственных ГИС и пользоваться его участники могут только общетуристическими данными.

Первоочередным вопросом в построении ГИС для делового туризма является отображение его инфраструктуры.

Инфраструктура делового туризма разнообразна. К ней можно отнести как элементы, присущие большинству видов туризма, так и специфичные для делового туризма. К специфичным можно отнести наличие в местах размещения (или туристских дестинациях) конференц-залов, выставочных залов и т. п. Для выполнения инфраструктурой туризма своих функций в полном объеме очень важна правильная организация объектов размещения, питания и обслуживания туристов и сооружений относительно туристических объектов и друг друга [3].

Территория Крыма, одного из ключевых туристских регионов страны, является удачной полигоном для построения ГИС делового туризма.

Материалы и методы исследования

Картографическая интерпретация в туризме — важная прикладная задача. Увеличение турпотока и его трансформация — причина актуализации данного направления. И если общетуристические вопросы уже достаточно хорошо освещены и подкреплены картографическими сервисами и ресурсами, то в развитии ГИС-картографирования более узких секторов турбизнеса остается достаточно много неохваченных территорий и проблем. В частности, слабо изучены вопросы развития и ресурсообеспеченности делового туризма в Российской Федерации.

Вопрос оценки территории для развития делового туризма первоначально стал объектом научных исследований в приложении к староосвоенным центрам его развития, таким как Швейцария (Тим Баэр, Мартин Эллиот-Вайт, 1999) и др.

Сегодня исследования возможностей территории для развития делового туризма проводятся в малоосвоенных туристских регионах: Судан [9], Малайзия [8], Казахстан [5]. В Российской Федерации исследования делового туризма носят фрагментарный характер, в основном разрабатываются ГИС для туризма в целом или для отдельных территорий.

Районом изучения применения ГИС в развитии делового туризма нами определен Крымский полуостров, а его инфраструктура для развития делового туризма — объектом.

В создании ГИС в туризме существует 5 основных составляющих: данные, аппаратное обеспечение, программное обеспечение, люди и непосредственно процесс создания ГИС для делового туризма [10].

В качестве программного обеспечения нами была выбрана открытая настольная геоинформационная система Quantum GIS. В качестве данных были использована информация Министерства туризма Республики Крым и информация, предоставляемая площадками для реализации делового туризма [12].

Процесс создания ГИС для туризма включает три основных этапа: анализ проектирование и реализацию.

На первом этапе проводятся предпроектные исследования, изучение требований пользователя и функциональных возможностей используемых программных средств ГИС. На этапе проектирования разрабатывается непосредственно ГИС. Реализация ГИС первично тестируется на небольшом

территориальном фрагменте, затем происходит внедрение ГИС, эксплуатация и использование.

Результаты и обсуждение

В 2019 году в Крыму побывало более 7 млн туристов, что на 9,5% выше, чем в 2018 году. Традиционно наибольшее количество туристов отдохнуло на Южном берегу Крыма — 48,7% от общего числа туристов, отдохнувших с начала года в Крыму в целом, на Западном побережье Крыма — 24,8%; на Восточном побережье Крыма - 14,5%; в других регионах (г. Симферополь, Симферопольский и Бахчисарайский районы) — 12% [12].

Несмотря на увеличение общего турпотока в Крым, некоторые виды туризма требуют более пристального внимания, так как их развитие будет способствовать более полному раскрытию сосредоточенного на полуострове туристско-рекреационного потенциала. Среди них деловой туризм.

Деловой туризм — перспективный, во многом влияющий на имидж туристского региона продукт, который требует всестороннего исследования для более активного его продвижения и развития.

В структуре делового туризма выделяют два основных направления — классические деловые поездки и, так называемый, сегмент MICE: Meetings — M (встречи) Incentives — I (инсентив-мероприятия), Conventions — C (конференции), Exhibitions — E (выставки) [5].

Для обеспечения должной организации и обслуживания как корпоративных поездок, так и многочисленных мероприятий в сфере делового туризма необходимо создание качественной индустрии услуг. Инфраструктура делового туризма включает выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиацию, платежные системы, современные технологии и др.

Деловой туризм предполагает размещение в специализированных бизнес-отелях. Как правило, такие гостиницы относятся к категории четырехзвездочных. Бизнес-отели оборудованы всем необходимым для продуктивной работы и полноценного отдыха. Это и комфортные номера, и оборудованные всем необходимым конференц-залы. Одно из главных требований к деловым гостиницам — они должны быть удобно расположены.

Тесное и качественное взаимодействие между субъектами индустрии делового туризма обеспечивается благодаря инновационным решениям, широкому использованию достижений в области информационных технологий и систем связи. Современные информационные технологии и системы связи неодинаково внедрены в разных секторах индустрии делового туризма. Не созданы единые подходы к построению ГИС для делового туризма.

Современные геоинформационные технологии позволяют создавать продукты общего пользования, а тематические карты, как итог функционирования ГИС, помогают ориентироваться в пространстве.

Для делового туризма Республики Крым предлагается разработка трехуровневой ГИС, которая включает три основных блока данных: общегеографическая основа ГИС, общетуристическая информация, инфраструктура и возможности территории для делового туризма.

Слои при создании ГИС для делового туризма:

1. Общегеографическая основа ГИС:

a. Границы (государственные, региональные, муниципальные) — полигональный векторный слой

b. Береговая линия — линейный векторный слой

c. Соседние государства и субъекты Российской Федерации — полигональный векторный слой

d. Реки и моря — линейный векторный слой

e. Крупные населенные пункты — точечный векторный слой

f. Транспортная инфраструктура — линейный векторный слой

2. Общетуристическая информация

a. Туристские ресурсы — точечный векторный слой

b. Средства размещения — точечный векторный слой

3. Инфраструктура и возможности территории для делового туризма

a. Средства размещения предоставляющие услуги для делового туризма — точечный векторный слой (на основании этих данных применены аналитические возможности, был добавлен спектр услуг, представляемых средствами размещения — картодиаграмма; наличие и вместимость конференц-залов — картодиаграмма; перечень предоставляемых услуг — картодиаграмма).

b. Районирование территории согласно особенностям развития делового туризма

В результате разработки ГИС для делового туризма Крыма была получена и визуально интерпретирована ключевая информация о возможностях развития делового туризма в Крыму.

В Крыму услуги для делового туризма предоставляются в 71 одном объекте размещения. Среди них большинство прошли классификацию и имеют от 1 до 5 звезд (5 из них имеют категорию «5 звезд»). Больше всего отелей, предоставляющих услуги конференц-сервиса, расположено на территории Ялты и Алушты. Причем отели Ялты предлагают гораздо больший перечень услуг, среди которых: переводчик, аудиовизуальное оборудование, доступ в Интернет, распечатка и сканирование текстов, секретарь, кофе-брейк, трансфер, флипчарт. Общая вместимость конференц-залов максимальна в Ялте и Алуште. Самыми привлекательными гостиницами для деловых туристов в Ялте и Алуште можно назвать: отель «REVIERA SUNRISE RESORT & SPA, ALUSHTA», ШСТИНЕЧНЫЙ КОМПЛЕКС «ЯЛТА-ИНТУРИСТ», санаторно-курортный комплекс «MRIYA RESORT&SPA», курортный комплекс «GOLDEN» и многие другие, которые не могут ни радовать деловых туристов своими комфортными условиями и достойным обслуживанием.

Также к центрам делового туризма можно отнести Судак, Евпаторию, Симферополь, Саки, Севастополь и Феодосию. Единичные объекты, предоставляющие услуги для делового туризма, размещены в Бахчисарайском, Симферопольском, Ленинском районах и г. Керчь. Остальная территория Крыма, имея богатый туристско-рекреационный потенциал, практически не предоставляет услуги для делового туризма (Рис. 2.).

Рис. 2. Инфраструктура делового туризма в Крыму, 2019 г. Составлено авторами

Выводы

Развитие туризма в Крыму — один из «столпов» социально-экономического развития полуострова в целом. Деловой туризм во многом формирует имидж полуострова, создает необходимые условия для привлечения инвестиций в его территориальное развитие. Процессы, которые запускаются на различных мероприятиях, организуемых на базе инфраструктурных объектов Крыма, зачастую имеют чрезвычайно важное значение не только для региона, но и для России в целом (например, Ялтинский экономический форум).

Развитие делового туризма в Крыму сталкивается с рядом проблем и угроз, среди которых:

- несоответствие инфраструктуры международным требованиям;

- несформированность подходов и политики бизнес-туризма;

- программа подготовки кадров не соответствует реальным потребностям рынка;

- низкий уровень инвестиционной активности;

- формирование негативного образа Крыма для иностранных туристов;

- частое несоответствие цены и качества предоставляемых услуг;

- территориальные диспропорции;

- санкционная политика Запада в отношении России и Крыма

- отмена массовых мероприятий и, как следствие, стагнация сектора делового туризма в 2020 году.

Решение этих проблем во многом зависит от эффективного управления сферой туризма. Управление сферой туризма — сложный и неоднозначный

процесс, требующий разноплановой информации о состоянии различных сред, влияющих на развитие отрасли, в частности, картографического обеспечения в управленческой деятельности. ГИС — это один из инструментов эффективной управленческой деятельности.

Так с её использованием возможна оптимизация территориального размещению объектов делового туризма относительно друг друга, что необходимо для того что бы инфраструктура работала как единая система. В дальнейшем требуется совершенствование и дополнение предлагаемой ГИС дополнительной информацией, например, объектами аттракции и др.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №20-05-00725 А.

Литература

1. Алексеенко О. А. Картографическое обеспечение управления туризмом в Краснодарском крае. Автореф. ... канд.геогр. н. М., 2010. 26 с.

2. Артемьева О. В., Данилова О. И. Геоинформационные системы для целей развития международного туризма // Туризм и рекреация: инновации и ГИС-технологии: материалы X Международной научно-практической конференции. 26-27 мая 2018 г. Астрахань. С. 3-6.

3. Винник А. В. Использование ГИС-технологий для изучения территориальной организации инфраструктуры спортивного туризма// Молодежь в науке — 2016: материалы Международной конференции молодых ученых. 22-25 ноября 2016 г. Минск. С. 370-373.

4. Вишневская Е. В., Климова Т. Б., Зубова И. В. Исследование развития регионального туризма Белгородской области на основе использования геоинформационных технологий // Фундаментальные исследования. № 10 (часть 9).2013. С. 2000-2004.

5. Молдагалиева А. Е., Нуржанова А. М. Современное состояние и развитие делового туризма г. Алмата. Вестник КазНУ. Серия географическая, 2011. № 1 (32). С. 36-41.

6. Мышлявцева С. Э., Рыжова М. А. Пространственный анализ развития туризма в регионе с использованием ГИС. География и туризм, 2019. № 1. С. 69-77.

7. Jovanovic V., Njegus A. The application of GIS and its components in tourism, Yugoslav Journal of Operations Research, 2008. V. 18. No. 2. pp. 261-272. DOI: 10.2298/YUJ0R0802261J.

8. Masron T., Mohamed B. and Marzuki A. GIS base tourism decision support system for Langkawi island, Kedah, Malaysia, Theoretical and Empirical Researches in Urban Management 2015. V. 10. Issue 2. pp. 21-35.

9. Taha Alfadul Taha Ali GIS-based DSS Data Model Business Tourism in Sudan, Sudanese Journal on Computing & Geoinformatics , 2017. Issue No. 1. V. 1. pp. 105-107.

10. Taha Alfadul Taha Ali GIS-based Reality Analysis: Business Hotels Tourism In Khartoum State, Red Sea University Journal of Basic and Applied Science, 2017. V. 2. Special Issue 3. pp. 372-379.

11. Wai Hong Kan Tsui, Faruk Balli, David Tat Wei Tan New Zealand business tourism: Exploring the impact of economic policy uncertainties, Tourism Economics, 2017. V. 24. pp. 386-417. DOI: org/10.1177/1354816617731387.

12. Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/308.

Business tourism infrastructure in Crimea: cartographic interpretation_

1,2,3 V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy,

Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation e-mail:'[email protected]

Abstract. When studying tourism and its individual types, as a spatial phenomenon, modern information support is required, to solve spatial problems the most effective work tool is GIS.

In order to prepare for solving specific spatial problems and analyze the development of business tourism in the Crimea, using the GIS tools, an inventory of existing accommodation facilities and their opportunities for implementing business tourism was carried out. For business tourism of the Republic of Crimea we were developed a three-level GIS is proposed, which includes three main data blocks: the general geographic basis of GIS, general tourism information, infrastructure and the possibilities of the territory for business tourism. Based on the GIS, a map of the business tourism infrastructure in Crimea was created. The main spatial features in the placement of business tourism infrastructure on the peninsula are determined. Using the resulting system, it is possible to optimize the territorial distribution of business tourism facilities relative to each other, which is necessary for the infrastructure to work as a single system.

This data can be useful for supporting the activities of the authorities responsible for the development of tourism in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol, as well as for other organizations whose activities are related to tourism, attracting business to the Crimea and generally improving the image of the peninsula among potential tourists.

In the future, updating and addition of the created base is required in order to keep it up to date as a tool for spatial analysis of business tourism in the region. Creation of GIS will allow making more informed decisions on the spatial development of tourism.

Keywords: GIS, business tourism, Crimea.

References

1. Alekseenko O. A. Kartograficheskoe obespechenie upravleniya turizmom v Krasnodarskom krae. Avtoref. ... kand.geogr. n. M., 2010. 26 p. (in Russian)

2. Artem'eva O. V., Danilova O. I. Geoinformacionnye sistemy dlya celej razvitiya mezhdunarodnogo turizma, Turizm i rekreaciya: innovacii i GIS-tekhnologii: materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 26-27 maya 2018 g. Astrahan'. pp. 3-6. (in Russian)

K. Y. Sikach1,

2

L. A. Ozhegova , G. V. Sazonova3

3. Vinnik A. V. Ispol'zovanie GIS-tekhnologij dlya izucheniya territorial'noj organizacii infrastruktury sportivnogo turizma, Molodezh' v nauke — 2016: materialy Mezhdunarodnoj konferencii molodyh uchenyh. 22-25 noyabrya 2016 g. Minsk. pp. 370-373. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Vishnevskaya E. V., Klimova T. B., Zubova I. V. Issledovanie razvitiya regional'nogo turizma Belgorodskoj oblasti na osnove ispol'zovaniya geoinformacionnyh tekhnologij, Fundamental'nye issledovaniya. No. 10 (chast' 9).2013. pp. 2000-2004. (in Russian)

5. Moldagalieva A. E., Nurzhanova A. M. Sovremennoe sostoyanie i razvitie delovogo turizma g. Almata. Vestnik KazNU. Seriya geograficheskaya, 2011. No. 1 (32). pp. 36-41. (in Russian)

6. Myshlyavceva S. E., Ryzhova M. A. Prostranstvennyj analiz razvitiya turizma v regione s ispol'zovaniem GIS. Geografiya i turizm, 2019. No. 1. pp. 69-77. (in Russian)

7. Taha Alfadul Taha Ali GIS-based DSS Data Model Business Tourism in Sudan, Sudanese Journal on Computing & Geoinformatics , 2017. Issue No. 1. V. 1. pp. 105-107. (in English)

8. Taha Alfadul Taha Ali GIS-based Reality Analysis: Business Hotels Tourism In Khartoum State, Red Sea University Journal of Basic and Applied Science, 2017. V. 2. Special Issue 3. pp. 372-379. (in English)

9. Masron T., Mohamed B. and Marzuki A. GIS base tourism decision support system for Langkawi island, Kedah, Malaysia // Theoretical and Empirical Researches in Urban Management 2015. V. 10. Issue 2. pp. 21-35. (in English)

10. Jovanovic V., Njegus A. The application of GIS and its components in tourism, Yugoslav Journal of Operations Research, 2008. V. 18. No. 2. pp. 261-272. DOI: 10.2298/YUJ0R0802261J. (in English)

11. Wai Hong Kan Tsui, Faruk Balli, David Tat Wei Tan New Zealand business tourism: Exploring the impact of economic policy uncertainties // Tourism Economics, 2017. V. 24. pp. 386-417. DOI: org/10.1177/1354816617731387. (in English)

12. Ministerstvo kurortov i turizma Respubliki Krym. URL: https://mtur.rk.gov.ru/ru/structure/308. (in English).

Поступила в редакцию 05.02.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.