Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ'

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОДУКТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / «УМНАЯ ЕДА» / ИНФОРМИРОВАННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Лесовская М.И., Брагина К.В.

В ходе исследования, проведенного на основе методов онлайн- и офлайн-анкетирования, авторы выявили, что в двух группах респондентов, контрастно различающихся по уровню информированности в области специализированных и функциональных продуктов питания, потребительский выбор определялся противоположным образом. При отсутствии достаточной информированности определяющими критериями выбора являются удобство фасовки и декларированные производителем свойства. Информация на упаковке не мотивирует потребителя ни к осознанному выбору, ни к верификации предоставленных утверждений. Наличие базовых знаний в области специализированных и функциональных продуктов питания позволяет потребителю обеспечить осознанный выбор нутриента как наиболее физиологичного фактора управления собственным здоровьем. При наличии достаточной информированности определяющими критериями выбора нутриентов являются их компонентный состав и функциональные свойства. Валовое и ассортиментное расширение рынка специализированной пищевой продукции является необходимым, но недостаточным условием противодействия пищевым дисбалансам. Эффективность применения специализированных и функциональных продуктов питания неразрывно связана с потребительской грамотностью и стремлением к ее повышению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Лесовская М.И., Брагина К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER AWARENESS AS A NECESSARY CONDITION FOR OPTIMAL CHOICE OF FUNCTIONAL FOOD PRODUCTS

In the course of the study, conducted on the basis of online and offline survey methods, the authors found that in two groups of respondents who differ in contrast in the level of awareness in the field of specialized and functional food products, consumer choice was determined in the opposite way. In the absence of sufficient information, the determining criteria for selection are the convenience of packaging and the properties declared by the manufacturer. The information on the packaging does not motivate the consumer either to make an informed choice of a product or to verify claims. The presence of basic knowledge in the field of specialized and functional food products allows the consumer to ensure an informed choice of a nutrient as a physiological factor in managing their own health. For the informed consumer, the determining criteria for the choice of nutrients are their component composition and functional properties. Expanding the market for specialty foods is necessary, but not sufficient, to eliminate the causes of food imbalances. The effectiveness of the use of specialized and functional food products is inextricably linked with consumer literacy and the desire to improve it.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ»

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-8 УДК 316.334.2

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

М.И. Лесовская, К.В. Брагина

В ходе исследования, проведенного на основе методов онлайн- и офлайн-анкетирования, авторы выявили, что в двух группах респондентов, контрастно различающихся по уровню информированности в области специализированных и функциональных продуктов питания, потребительский выбор определялся противоположным образом. При отсутствии достаточной информированности определяющими критериями выбора являются удобство фасовки и декларированные производителем свойства. Информация на упаковке не мотивирует потребителя ни к осознанному выбору, ни к верификации предоставленных утверждений. Наличие базовых знаний в области специализированных и функциональных продуктов питания позволяет потребителю обеспечить осознанный выбор нутриента как наиболее физиологичного фактора управления собственным здоровьем. При наличии достаточной информированности определяющими критериями выбора нутриентов являются их компонентный состав и функциональные свойства. Валовое и ассортиментное расширение рынка специализированной пищевой продукции является необходимым, но недостаточным условием противодействия пищевым дисбалансам. Эффективность применения специализированных и функциональных продуктов питания неразрывно связана с потребительской грамотностью и стремлением к ее повышению.

Ключевые слова: специализированные продукты; функциональное питание; «умная еда»; информированный потребитель; потребительский выбор.

M.I. Lesovskaya, K.V. Bragina. CONSUMER AWARENESS AS A NECESSARY CONDITION FOR OPTIMAL CHOICE OF FUNCTIONAL FOOD PRODUCTS

In the course of the study, conducted on the basis of online and offline survey methods, the authors found that in two groups of respondents who differ in contrast in the level of awareness in the field of specialized and functional food products, consumer choice was determined in the opposite way. In the absence of sufficient information, the determining criteria for selection are the convenience of packaging and the properties declared by the manufacturer. The information on the packaging does not motivate the consumer either to make an informed choice of a product or to verify claims. The presence of basic knowledge in the field of specialized and functional food products allows the consumer to ensure an informed choice of a nutrient as a physiological factor in managing their own health. For the informed consumer, the determining criteria for the choice of nutrients are their component composition and functional properties. Expanding the market for specialty foods is necessary, but not sufficient, to eliminate the causes of food imbalances. The effectiveness of the use of specialized and functional food products is inextricably linked with consumer literacy and the desire to improve it.

Keywords: specialized products; functional nutrition; smart food; informed consumer; consumer choice.

Теории сбалансированного и функционального питания, возникшие многие десятилетия назад, не теряют своей актуальности. Активно развиваются концепции А.А. Покровского, А.М. Уголева, И.И. Брехмана; возникло новое направление индивидуализированной диетологии (М.Н. Волгарев, В.А. Тутельян) [5]. В настоящее время эти теории приобрели повышенную актуальность, так как перечень неблагоприятных экологических факторов постоянно расширяется. К таким традиционным стрессорам, как загрязнение среды обитания, социальная напряженность, гиподинамия, де-

синхронизация биоритмов, зависимость от гаджетов, добавляются режимные ограничения в связи с COVID-пандемией и многие другие. Вынужденное ограничение социальной мобильности приводит к возрастанию роли фастфуд-предприятий (например, рестораны KFC, Burger King, McDonald's) и повышению потребительской мотивации к выбору инновационных продуктов питания.

Несмотря на успехи нутрициологии, пищевые дисбалансы остаются одной из основных причин нарушений здоровья, поскольку их возникновение является результатом множест-

44

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2021. № 2(44)

ва биологических, медицинских, социальных и экономических факторов [2]. Магистральным направлением оптимизации питания в современных условиях является разработка высокотехнологичных функциональных нутриентов [6]. В то же время, согласно закону Мэрфи, всякое решение порождает новые проблемы. Действительно, расширение ассортимента продуктов питания осложняет потребительский выбор и формирует запрос на информированного потребителя, способного управлять своими предпочтениями. Для этого необходима полная и верифицированная информация о продукте, позиционирование которого под брендом «#умнаяеда» вовсе не гарантирует потребителю однозначного позитивного эффекта и не отменяет обязанности делать осознанный и ответственный выбор.

Одним из новых объектов сбалансированного питания является продукт от компании NL International (СНГ) [8]. Компания с 2003 г. продвигала специализированные продукты в виде сухих смесей для приготовления супов и коктейлей. Продукция быстро набрала популярность в России. В январе 2019 г. на продовольственный рынок была выпущена линейка белковых коктейлей Energy Diet Smart (#умнаяеда) [7]. Сухие смеси представлены в порционном варианте (саше массой 30 г), в их составе обеспечено сбалансированное соотношение ряда базовых нутриентов - белков, пищевых волокон, растительного лецитина, а также минеральных, витаминных и полифе-нольных комплексов [4]. Особенностью данной продукции является направленность на фитнес-эффект посредством регуляции метаболических процессов в организме человека. В дизайне белковых коктейлей от NL International целевые функции заданы исходя из двух принципов: низкая калорийность интегрального продукта и наличие в его составе природных биологически активных комплексов с высокой катаболической активностью.

Можно предположить, что при использовании данных продуктов большое значение имеют специальные знания. Они необходимы не только для распознавания функциональных соединений в перечне ингредиентов, но и для обеспечения информированного выбора, сделанного с учетом функционального состояния организма конкретного потребителя. Чтобы избежать ошибок, ведущих к незапланированным физиологическим экспериментам над своим организмом, необходимо ориентироваться не только на декларации производителя и призывные бренды, но и на базовые знания по качеству и безопасности пищевой продукции. Для проверки такого

предположения представлялось необходимым сравнить оценочные суждения о продукте в целевых группах, контрастно различающихся по уровню исходной информированности.

Целью нашего исследования было выявление зависимости потребительских предпочтений от степени информированности покупателей. В работе использованы методы онлайн- и офлайн-анкетирования, проведенного в двух фокус-группах общей численностью 117 чел., различающихся по уровню исходной информированности по вопросам теории и практики диетологии.

Первая группа (А, сайт-резиденты) включала потребителей продукции Energy Diet Smart, предоставивших свои отзывы на сайте компании otzovik.com [3]. Объем выборки составлял 87 чел. (69 женщин, 18 мужчин, возраст 18-44 лет) различной профессиональной принадлежности без специальных диетологических знаний.

Вторая фокус-группа (Б, студенты) включала 30 студентов Института пищевых производств Красноярского государственного аграрного университета (20 женщин, 10 мужчин возраст 18-24 лет), обладающих специальными знаниями по производству, составу и свойствам продуктов питания, в том числе специализированных видов.

Стимульным материалом служила анкета, включавшая два блока вопросов. Первый блок был направлен на обобщенную оценку привлекательности продукции, для чего было предложено оценить по пятибалльной шкале следующие показатели: 1) эффект; 2) удобство; 3) качество; 4) безопасность.

Второй блок анкеты содержал более подробные вопросы открытого и закрытого типа:

1. Являетесь ли вы потребителем продукции Energy Diet Smart?

2. С какой целью вы использовали (используете) продукцию Energy Diet Smart - как обычный продукт питания или компонент фит-нес-диеты?

3. Каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки Energy Diet Smart?

4. Считаете ли вы, что продукция Energy Diet Smart имеет натуральное происхождение или в ее составе присутствуют синтетические соединения?

Статистическую обработку результатов осуществляли общепринятыми методами вариационной статистики. Оценку достоверности межвыборочных различий осуществляли с помощью непараметрического U-критерия Вилкоксона-Манна-Уитни для несвязанных

а б

Рис. 1. Результаты общей оценки и рейтинг показателей продукции в группе А

выборок, достоверность различий учитывали при выполнении критериального условия и < и (0,05).

эмп крч ' ^

Результаты анализа потребительских предпочтений группы А приведены на рис. 1, где отражены выраженные в баллах оценки удовлетворенности товаром в целом, а также рейтинг основных потребительских качеств продукции. Из рис. 1а следует, что у подавляющей доли выборки (62 %) продукция получила максимальную оценку, причем доминирующим критерием служило удобство использования (рис. 1б). Действительно, саше представляет собой практичный способ упаковки, тогда как оценить эффект, качество и

безопасность данной продукции респонденты вряд ли могли при отсутствии надлежащей информированности.

В ходе обобщения развернутых ответов в группе А на второй блок анкеты было установлено, что сайт-резиденты используют данную продукцию исключительно в фитнес-целях, поскольку ее вкусовые качества не столь высоки, чтобы использовать коктейль в повседневном рационе.

Были проанализированы суждения о преимуществах и недостатках продукции Energy Diet Smart. Мнение, что продукт безусловно полезен для здоровья, преобладало в группе (60 %) и было аргументировано наличием бо-

Рис. 2. Распределение оценок для выбора продукта Energy Diet Smart в группах неинформированных (А) и информированных (Б) потребителей

* U < U (0,05)

эмп крч 7 '

гатого витаминно-минерального комплекса в его составе, в связи с чем эти респонденты характеризовали продукт как «полностью натуральный». В то же время 16 % респондентов, напротив, выразили мнение, что продукт не является натуральным, хотя информация о его составе размещена на сайте компании и частично - на упаковке. При этом в тексте на упаковке указано, что продукт торговой марки Energy Diet Smart не содержит искусственных и синтетических соединений. Однако, судя по опубликованной на сайте информации, можно понять, что в составе присутствуют добавки, полученные посредством химической модификации (например, камедь целлюлозы, камедь тары), а также химические соединения-консерванты (цитрат калия и др.). Налицо противоречие, рассчитанное на низкую информированность потребителя, его образовательную инертность и отсутствие стремления к расширению потребительского кругозора.

В подавляющей части отзывов (80 %) потребители продукции и сайт-резиденты рекомендуют к использованию продукцию Energy Diet Smart, отмечая следующие преимущества: удобство использования (преимущественно), а также (в убывающем порядке) фитнес-эффективность, вкус, общая польза для здоровья. Им оппонировали остальные 20 % респондентов, которые не рекомендовали продукцию своим последователям и указывали, что продукт «не натуральный», дорогой, невкусный и его применение не гарантирует фитнес-ре-зультатов.

Результаты сравнения полученных данных с ответами группы Б (информированные потребители, студенты Института пищевых производств) приведены на рис. 2. Результаты по обеим группам представлены в процентном отношении, каждый респондент мог выбрать несколько вариантов ответов, поэтому сумма закономерно превышает 100 %.

Судя по данным рис. 2, по пяти из восьми пунктов опроса мнения групп различались противоположным образом. Наиболее очевидным и ожидаемым было расхождение по вопросу цены продукта, тогда как контрастное распределение ответов по остальным пунктам можно с высокой степенью уверенности связать с различным уровнем информированности респондентов.

Группа А (сайт-резиденты) высоко оценила натуральность и полезность продукта, а также его вкусовые свойства. Напротив, группа Б (студенты) выразила противоположное мнение, без труда сопоставив рекламные слоганы «натуральный», «без химии» и «без консер-

вантов» с актуальным перечнем ингредиентов и убедившись в присутствии искусственных соединений в составе коктейля. Ознакомление с продуктом не ограничивалось чтением этикеток, и 6,5 % студентов сообщили о наличии побочных эффектов (диарея, отравление, боль в животе) вследствие употребления продукта. Продукт, перед применением которого желательно проконсультироваться с врачом, вряд ли войдет в ежедневный рацион информированного потребителя даже при повышении его экономической доступности и удобства вследствие изменения объема фасовки. Действительно, производитель заменил прежнюю большую упаковку (500 г) на компактные саше [1]. Порция массой 30 г позволяет более точно фиксировать калорийность употребляемой порции (при условии, если продукт будет разбавлен водой, а не молоком). Это преимущество имело значение для группы сайт-респондентов, но не студентов, которые акцентировали внимание на качестве самого продукта.

Что касается фитнес-эффективности, то респонденты более платежеспособной группы А в большей степени тестировали этот продукт, однако значимые изменения зафиксировали только 13 % потребителей, а остальные сообщили о незначительном изменении массы тела. В группе студентов фитнес-эффект зафиксировали 27 % участников. Межгрупповые различия при этом не были статистически значимыми.

На основе проведенного исследования сделаем следующие выводы.

1. В группе респондентов, контрастно различающихся по уровню информированности в области специализированных и функциональных продуктов питания, потребительский выбор определялся противоположным образом.

2. При отсутствии достаточной информированности определяющими критериями выбора являются удобство фасовки и декларированные производителем свойства. Информация на упаковке не мотивирует потребителя ни к осознанному выбору, ни к верификации представленных утверждений.

3. Наличие базовых знаний в области специализированных и функциональных продуктов питания позволяет потребителю обеспечить осознанный выбор нутриента как наиболее физиологичного фактора управления собственным здоровьем.

4. При наличии достаточной информированности определяющими критериями выбора нутриентов являются их компонентный состав и функциональные свойства.

5. Валовое и ассортиментное расширение рынка специализированной пищевой продукции является необходимым, но недостаточным условием противодействия пищевым дисбалансам. Эффективность применения специализированных и функциональных продуктов питания неразрывно связана с потребительской грамотностью и стремлением к ее повышению.

Список литературы

1. Информация об упаковке Energy Diet Smart второго поколения // NL International: интернет-сайт. 08.02.2019. URL: https://www.nlstar.com/ru/news/5785.

2. Лесовская М.И. Резистентность организма: параметры оценки и способы коррекции: монография. Красноярск: Красноярский ГАУ, 2018. 180 с.

3. Сбалансированное питание Energy Diet Smart - отзывы // Отзовик: интернет-сайт. URL: https://otzovik.com/reviews.

4. Теория сбалансированного питания. URL: https://lektsii.com/1-52350.html.

5. Тутельян В.А. Нутрициология и клиническая диетология. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. 656 с.

6. Шендеров Б.А., Захарченко ММ., Синица А.В. Приемы и технологии восстановления нарушений пищевого поведения и дисбаланса питания у современного человека // Донозология и здоровый образ жизни. 2018. № 1 (22). С. 76-88. URL: http ://propionix. ru.

7. Energy Diet Smart - функциональное питание // NL-int.ru. Все о NL International. 19.02.2017. URL: https://nl-int.ru/products.

8. NL International. Полный каталог продукции: интернет-сайт. URL: http://nl-product.ru.

References

1. Informatsiya ob upakovke Energy Diet Smart vtorogo pokoleniya // NL International: internet-sajt. 08.02.2019. URL: https://www.nlstar.com/ru/ news/5785.

2. Lesovskaya M.I. Rezistentnost organizma: parametry otsenki i sposoby korrektsii [Body resistance: assessment parameters and correction methods]: monografiya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij GAU, 2018. 180 s.

3. Sbalansirovannoe pitanie Energy Diet Smart -otzyvy // Otzovik: internet-sajt. URL: https://ot-zovik.com/reviews.

4. Teoriya sbalansirovannogo pitaniya. URL: https://lektsii.com/1-52350.html.

5. Tutelyan V.A. Nutritsiologiya i klinicheskaya dietologiya [Nutrition and clinical dietetics]. M.: GEOTAR-Media, 2020. 656 s.

6. Shenderov B.A., Zakharchenko M.M., Sini-tsa A.V. Priemy i tekhnologii vosstanovleniya na-rushenij pishchevogo povedeniya i disbalansa pi-taniya u sovremennogo cheloveka [Techniques and technologies for restoring eating disorders and nutritional imbalances in a modern person] // Dono-zologiya i zdorovyj obraz zhizni. 2018. № 1 (22). S. 76-88. URL: http://propionix.ru.

7. Energy Diet Smart - funktsionalnoe pitanie // NL-int.ru. Vsyo o NL International. 19.02.2017. URL: https://nl-int.ru/products.

8. NL International. Polnyj katalog produktsii: internet-sajt. URL: http://nl-product.ru.

ЛЕСОВСКАЯ Марина Игоревна - доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры товароведения и управления качеством продукции АПК. Институт пищевых производств Красноярского государственного аграрного университета. Россия. Красноярск. E-mail: lesmari@ rambler.ru.

БРАГИНА Кристина Витальевна - студент. Красноярский государственный аграрный университет. Россия. Красноярск. E-mail: lesmari@rambler.ru.

LESOVSKAYA, Marina Igorevna - Doctor of Biological Sciences, Professor, Professor of the Department of Commodity Science and Quality Management of Agricultural Products. Institute of Food Production of the Krasnoyarsk State Agrarian University. Russia. Krasnoyarsk. E-mail: lesmari@ram-bler.ru.

BRAGINA, Kristina Vitalyevna - Student. Krasnoyarsk State Agrarian University. Russia. Krasnoyarsk. E-mail: lesmari@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.