УДК 159.9:316.6
И.Л. Лукашкова ЕЮ. Садикова
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОГО КИБЕРБУЛЛИНГА
AWARENESS OF TEACHERS AND PARENTS ABOUT THE PROBLEM OF TEENAGE CYBERBULLYING
331 ГЪстатье представлен анализ результатов эмпирического исследова- 331 ^Эния осведомленности родителей и педагогов о проблеме кибербул-линга в подростковой среде. Выявлена недостаточная компетентность родителей в оценке распространенности кибербуллинга, его негативных последствий для подростков и способах защиты. Обозначена значимость информированности педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга в целях организации эффективной профилактической работы.
Ключевые слова: кибербуллинг, подростки, информированность родителей и педагогов, проблема, актуальное состояние.
Для цитирования: Лукашкова И.Л, Садикова Е.Ю. Информированность педагогов и родителей о проблеме подросткового кибербуллинга // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. Т. 6, № 2 (12). C. 331-336.
The article presents an analysis of the results of an empirical study of the awareness of parents and teachers about the problem of cyberbullying in adolescents. insufficient parental competence in assessing the prevalence of cyberbullying, its negative consequences for adolescents and ways of protection was identified. The importance of the awareness of teachers and parents about the problem of teenage cyberbullying for effective preventive work is outlined.
Keywords: cyberbullying, teenagers, awareness of parents and teachers, problem, current state.
For citation: Lukashkova i.L, Sadikova J.Y. Awareness of Teachers and Parents About the Problem of Teenage Cyberbullying // Scientific Notes of the Kazan Law institute of MiA of Russia. 2021. V. 6, No 2 (12). Pp. 331-336.
Стремительно развиваясь и встраиваясь во многие сферы жизнедеятельности, информационно-коммуникационные технологии способствуют существенной трансформации социального пространства. Массовая интернетизация, размывание границ между «реальным» и «виртуальным» миром, специфика самой сетевой коммуникации создают благоприятные условия для реализации негативных эмоций и проявления различных форм агрессии в киберпространстве [1, с. 90], вовлечения в деструктивное взаимодействие детей и подростков.
В настоящее время наибольшую тревогу вызывают риски, связанные с масштабным распространением феномена кибербуллинга в подростковой среде. Кибербуллинг как форма проявления киберагрессии представляет собой намеренное, повторяющееся, враждебное 332 поведение лица или группы лиц, включающее оскорбление, запугивание, унижение, бойкотирование, хулиганство, совершаемое с помощью интернет-технологий в виртуальной среде [2, с. 62; 3, с. 19]. Высокая социальная опасность кибербуллинга обусловлена серьезностью и глубиной его негативных последствий, среди которых школьная неуспеваемость, заниженная самооценка, психические расстройства, делинквент-ность, суицидальные мысли и намерения [2, с. 63]. Доступность Интернета и его активное использование несовершеннолетними повышает вероятность угрозы их физическому и психологическому здоровью, а следовательно, подчеркивает значимость профилактики подросткового кибербуллинга.
В системе профилактической работы с детьми и подростками ключевая роль принадлежит родителям и педагогам как субъектам профилактики. Поэтому одним из важнейших условий, определяющих эффективность реализации профилактических мер в отношении кибербуллинга, является информированность педагогов и родителей об актуальном состоянии
данной проблемы в подростковой среде, знание специфики феномена интернет-травли и его последствий.
В связи с этим нами был проведен анкетный опрос родителей и педагогов, направленный на изучение их осведомленности о феномене кибербуллинга, его распространенности в подростковой среде, негативных последствиях, наличия у подростков опыта участия в кибертравле, определение компетентности родителей и педагогов в вопросах обеспечения защиты детей от кибербуллинга.
В опросе приняли участие родители (п=240) учащихся 6-8 классов и педагоги (п=60) учреждений общего среднего образования г. Могилева и г. Гомеля. Общий объем выборки составил 300 человек.
В ходе проведенного анкетного опроса были получены следующие результаты. Из ответов родителей следует, что их дети активно пользуются Интернетом. 332 По мнению родителей, чаще всего подростки используют интернет-ресурсы для поиска информации, необходимой для учебы (29%), общения в соцсетях «ВКон-такте», «Одноклассники», Instagram и др. (24%) и для онлайн-игр (28%). Респонденты считают, что реже подростки используют Интернет для просмотра и обмена личными фото, видео (5%), общения в мессенджерах (4%).
Родители полагают, что наибольшую опасность для несовершеннолетних представляют такие формы кибербул-линга, как открытые угрозы физической расправы (20%); размещение обидных, оскорбительных комментариев о ребенке (19%); размещение оскорбительного видео с участием ребенка и/или его фото (16%); использование имени подростка для рассылки негативной информации его знакомым (14%); размещение грубых, оскорбительных картинок (13%). Наименьшую опасность для несовершеннолетних, по мнению родителей, представляют такие формы кибербуллинга, как удаление из группы, из списка друзей, отказ в общении, распространение слухов
и сплетен. Тем самым родители недооценивают роль общения со сверстниками в подростковом возрасте и то, что деструктивное взаимодействие может привести к деформации развития личности несовершеннолетнего.
К наиболее распространенным последствиям для ребенка, ставшего жертвой кибербуллинга, родители отнесли снижение самооценки подростка и уверенности в себе (28%); депрессивные состояния (22%) и повышенную тревожность (17%). Такие последствия, как замкнутость, уход от общения с друзьями и родными; снижение успеваемости; развитие хронических заболеваний; суицидальные мысли и намерения отметили только 7% родителей, что указывает на недооценку с их стороны кибербуллинга как фактора угрозы безопасности несовершеннолетних.
333 Возможность того, что их ребенок может быть кибербуллером, исключили 63% родителей. Более половины родителей (52%) допускают незначительную возможность того, что их дети могут стать свидетелями ситуаций кибербуллинга, а 30% - вообще ее отрицают. Только 6% родителей допускают возможность того, что их ребенок может стать жертвой ки-бертравли. Такая оценка родителями возможности участия их детей в различных ролевых позициях в кибертравле является свидетельством низкой степени информированности о распространенности подросткового кибербуллинга и неосведомленности о поведении их ребенка в Интернете.
Вызывает тревогу то, что 48% родителей считают, что их ребенок не являлся свидетелем проявлений кибербуллинга, а 54% полагают, что их дети не оказывались в позиции жертвы, тогда как в результате опроса подростков было установлено, что 78% из них являлись свидетелями проявлений кибербуллинга несколько раз или постоянно, 75% в ролевой структуре кибертравли занимали позицию жертвы, причем 13% несо-
вершеннолетних постоянно испытывают на себе негативное воздействие кибе-рагрессоров [4]. Это в очередной раз подтверждает необъективность оценки родителями актуального состояния кибербуллинга в подростковой среде.
Родители используют разнообразные способы защиты своих детей от кибербуллинга. Наиболее предпочитаемыми способами являются: просьбы о сообщении им о случаях плохого обращения в Интернете (22%); запрет на использование ребенком грубых (нецензурных слов) в интернет-общении (12%); запрет на предоставление ребенком личной информации о себе в Интернете (7%); информирование об ответственности, предусмотренной за угрозы, грубые и оскорбительные действия, совершаемые в Интернете (7%); информирование ребенка о способах защиты, если он станет жертвой 333 кибербуллинга (6%); информирование ребенка о том, как следует поступить, если он станет свидетелем кибербуллинга (5%). Незначительная часть родителей (8%) рассказывает своим детям о формах кибербуллинга и способах защиты от них, а также об ответственности, предусмотренной за угрозы, грубые и оскорбительные действия, совершаемые в Интернете. Следовательно, родители, осуществляя профилактику подросткового кибербуллинга, в большей степени делают упор на меры запретительного и информационного характера.
Опрос педагогов свидетельствует, что они, в отличие от родителей, более компетентны в оценке негативных последствий для ребенка, пережившего опыт жертвы кибербуллинга. К наиболее серьезным последствиям кибертравли они отнесли суицидальные мысли и намерения (30%); депрессивные состояния (24%); снижение самооценки подростка и уверенности в себе (18%); замкнутость, уход от общения с друзьями и родными (18%).
Значительная часть педагогов (87%) допускает возможность того, что их подопечные могут стать свидетелями ситуаций кибербуллинга. Более половины педагогов (60%) высоко оценили вероятность того, что учащиеся могут стать жертвой кибербуллинга, а 53% подтвердили возможность участия подростков в кибертравле в качестве буллеров. Кроме того, педагогам известны факты участия учеников в ситуациях кибербуллинга: 20% - в позиции жертвы и 20% - как свидетели.
Наиболее предпочитаемыми способами защиты несовершеннолетних от кибербуллинга среди педагогов являются предупреждение об опасности размещения личной информации о себе в Интернете (25%); информирование об этических правилах интернет-общения и последствиях использования в нем гру-334 бых (нецензурных слов) (19%); просьбы о сообщении им о случаях плохого обращения с детьми в Интернете (14%); информирование о том, как следует поступить, если они станут свидетелями ки-бербуллинга (14%). Педагоги, в отличие от родителей, в большей степени ориентированы на просветительскую и информационную работу с подростками.
Свою компетентность в вопросах защиты детей от кибербуллинга удовлетворительно оценили 61% родителей и 90% педагогов, однако масштабы распространенности данного феномена в подростковой среде и вовлеченность в него несовершеннолетних указывают на недостатки профилактической работы.
Обобщая результаты анкетирования, можно констатировать, что большинство родителей осознают существование проблемы кибербуллинга, однако неадекватно оценивают ее актуальное состояние. Педагоги в большей степени, чем родители, осознают опасность кибербуллинга для несовершеннолетних. Они проявляют компетентность в комплексной оценке негативных последствий кибертравли для ребенка, имею-
щего опыт жертвы, достаточно хорошо осведомлены о масштабах распространенности кибербуллинга в подростковой среде, вовлеченности учащихся в ситуации кибербуллинга в различных ролевых позициях, о наиболее распространенных формах кибертравли среди подростков, глубине и серьезности последствий такого деструктивного взаимодействия для несовершеннолетних. Предпринимая действия по защите учащихся от кибербуллинга, педагоги, в отличие от родителей, в большей степени ориентированы на просвещение и информирование подростков, чем на запретительные меры.
Все педагоги и родители, участвовавшие в анкетном опросе, указали на значимость и необходимость проведения профилактической работы с несовершеннолетними. При этом большинство респондентов полагает, что деятельность по профилактике кибербуллинга должна 334 осуществляться в триаде «родители -представители правоохранительных органов - педагоги».
Несмотря на то, что значительная часть педагогов и родителей удовлетворительно оценили свою компетентность в вопросах защиты детей от кибербул-линга, они выразили желание развивать свои компетенции по данной проблеме. Респонденты отметили, что нуждаются в помощи представителей правоохранительных органов для проведения профилактической работы с учащимися по вопросам предупреждения подросткового кибербуллинга и получения информации о мерах защиты несовершеннолетних от кибертравли.
С учетом актуальности проблемы подросткового кибербуллинга и серьезности его последствий, одним из важнейших направлений профилактики должно стать повышение уровня цифровой компетентности подростков, родителей и педагогов. Также деятельность по предупреждению и пресечению этого негативного явления в подростковой среде должна базироваться на систематическом сборе и ана-
лизе информации о сетевой активности профилактики - учащихся, родителей, несовершеннолетних, предусматривать педагогов, сотрудников правоохранитель-активное взаимодействие всех субъектов ных органов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукашкова И.Л., Сулимова М.Н. Феномен агрессии в интернет-коммуникации: причины и особенности проявления // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве: сб. науч. статей. Могилев: Могилевский институт МВД, 2020. С. 89 - 95.
2. Баранов А.А., Рожина С.В. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 62 - 66.
3. Шевко Н.Р., Исхаков И.И. Особенности проявления кибербуллинга в социальных сетях // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2017. Т. 2 (3). С. 19 - 22.
4. Лукашкова И.Л., Сулимова М.Н. Кибербуллинг в подростковой среде: актуальное состояние проблемы // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 6 (184). С. 451 - 457.
REFERENCES
1. Lukashkova I.L., Sulimova M.N. Fenomen agressii v internet-kommunikacii: prichiny i 335 osobennosti proyavleniya // Mediasfera i mediaobrazovanie: specifika vzaimodejstviya v 335
sovremennom sociokul'turnom prostranstve: sb. nauch. statej. Mogilev: Mogilevskij institut MVD, 2020. S. 89 - 95.
2. Baranov A.A., Rozhina S.V. Kiberbulling - novaya forma ugrozy bezopasnosti lichnosti podrostka // Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. 2015. Vyp. 11. S. 62 - 66.
3. SHevko N.R., Iskhakov I.I. Osobennosti proyavleniya kiberbullinga v social'nyh setyah // Uchenye zapiski Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017. T. 2 (3). S. 19 -22. postavit' v tekste ssylku
4. Lukashkova I.L., Sulimova M.N. Kiberbulling v podrostkovoj srede: aktual'noe sostoyanie problemy // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2020. № 6 (184).
5. 451 - 457.
Об авторах:
Лукашкова Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Могилевского института МВД Республики Беларусь e-mail: [email protected]
Садикова Екатерина Юрьевна, курсант факультета милиции Могилевского института МВД Республики Беларусь e-mail: [email protected]
About the authors:
Lukashova Irina L., Candidate of Pedagogy (Research doctorate), Docent, Docent of Socal Disciplines and Humanities of Mogilev Institute of MIA of the Republic of Belarus e-mail: [email protected]
Sadikova Jekaterina Y., Cadet of Mogilev Institute of MIA of the Republic of Belarus e-mail: [email protected]
Заявленный вклад авторов:
Лукашкова Ирина Леонидовна - формулировка выводов и практических рекомендаций; проведение критического осмысления и структурирование собранных материалов; доработка текста исследования.
Садикова Екатерина Юрьевна - разработка концептуальных подходов исследования, сбор и анализ данных; подготовка первоначального варианта текста; формулировка выводов.
Статья получена: 18.10.2021.
Статья принята к публикации: 27.10.2021.
Статья опубликована онлайн: 26.11.2021.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.
336
336