Научная статья на тему 'Информированность населения как фактор развития местного самоуправления'

Информированность населения как фактор развития местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3306
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / KEEPING THE POPULATION INFORMED / THE LEVEL OF KEEPING INFORMED / RECOURSES OF THE INFORMATION / MASS MEDIA / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шатаева Галина Владимировна

В статье исследуется уровень информированности населения Московской области о деятельности органов местного самоуправления, выявляются причины, которые влияют на уровень информированности населения, предлагаются конкретные шаги по его повышению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шатаева Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEPING THE POPULATION INFORMED AS A FACTOR OF DEVELOPMENT THE LOCAL GOVERNMENTS

The level of keeping informed the population of the Moscow Region about the local governments' activities is researched in this article. The article exposes the causes which have an influence on the keeping the population informed; the concrete proposals for improvement keeping the population informed are suggested

Текст научной работы на тему «Информированность населения как фактор развития местного самоуправления»

Г.В. Шатаева

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ШАТАЕВА Галина Владимировна - первый заместитель министра по делам территориальных образований Московской области Правительства Московской области (email: nikgalina@yandex.ru)

Аннотация. В статье исследуется уровень информированности населения Московской области о деятельности органов местного самоуправления, выявляются причины, которые влияют на уровень информированности населения, предлагаются конкретные шаги по его повышению. Ключевые слова: информированность населения, уровень информированности населения, источники информации, средства массовой информации, органы местного самоуправления.

Качество работы органов местного самоуправления в значительной степени определяется составом, объемом и достоверностью той информации, которая используется ими в работе и генерируется как результат их деятельности. Во многом от того, как и какую информацию получает население, зависит оценка работы органов муниципальной власти и местного самоуправления в целом.

В настоящее время на федеральном, региональном и местном уровне проводится значительная работа по информационному обеспечению деятельности органов исполнительной и представительной власти. Правовую основу данной работы составляют федеральные законы, нормативно-правовые акты субъектов Федерации, муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 от 06.10.2003 года практически во всех муниципальных образованиях Московской области созданы официальные источники информации - это электронные и печатные СМИ. Федеральным законом №8-ФЗ от 9 февраля 2009 года закреплены: основные требования к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, исчерпывающий перечень предоставляемой информации, формы размещения информации о работе органов власти, порядок предоставления информации. Необходимо отметить, что очень многие сайты и порталы органов власти Московской области, еще до вступления в силу этого закона (1 января 2010 года) полностью соответствовали выдвигаемым тре-

бованиям. Еще одним значительным правовым шагом стал подписанный Президентом Российской Федерации Указ № 607 от 28 апреля 2008 года «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в котором, одним из показателей является показатель «удовлетворенность населения уровнем информационной открытости деятельности органов местного самоуправления». В развитие Указа было подготовлено Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года №1313-р., а также нормативные акты субъектов Федерации. В частности, в Московской области было подготовлено Постановление Губернатора Московской области от 03.04.2009 №36-ПГ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», а также Распоряжение Губернатора Московской области № 118-ПГ от 01.09.2009 года «Об утверждении порядка проведения социологических опросов населения по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Московской области». Принятие этих документов послужило дополнительным шагом к проведению более интенсивной информационной работы.

Помимо правовой базы необходимым условием повышения информированности населения является работа с источниками информации. От того насколько многообразны эти источники, насколько эффективно они способны донести информацию до людей зависит уровень их информированности о работе органов власти, о содержании важнейших программ реализуемых на территории муниципального образования. По данным социологических исследований1 основными источниками получения информации в Московской области респонденты назвали телевидение (просмотр телепрограмм 87,7%), чтение - 66%, компьютер - 23,2%.

Расширение базы информационных источников проходило по многим направлениям, в частности жители Московской области получили возможность смотреть большее количество телеканалов, так как значительно изменилась зона охвата телевидения территории Подмосковья. Если раньше значительная часть населения области получало информацию только из центральных федеральных каналов, то сейчас практически во всех му-

1 Здесь и далее приводятся данные социологических исследований, осуществленных по инициативе Министерства по делам территориальных образований Московской области. В качестве основного метода получения первичной информации был использованы опросы населения муниципальных районов и городских округов, которые проводились по квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации. Объем выборки 2000 респондентов, представляющих все социально-профессиональные группы населения Московской области.

ниципальных образованиях появилась возможность трансляции местных каналов, кабельного телевидения. Начал трансляцию телевизионный подмосковный канал « Подмосковье».

В Интернете создан портал Правительства Московской области, на котором представлены все Министерства и ведомства, значительное количество общественных организаций Подмосковья, а также действует сайт «Реформа местного самоуправления». Необходимо отметить, что сайты или разделы, посвященные вопросам местного самоуправления, созданы и действуют во всех городских округах и муниципальных районах Московской области.

Возросла роль местных СМИ, по оценке проводимой экспертами это наиболее доступный и читаемый печатный вариант средств массовой информации. Каждое муниципальное образование выпускает свои информационные материалы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления.

Циклы печатных статей о деятельности органов исполнительной власти, интервью первых лиц Подмосковья, прямые теле и радио эфиры, циклы теле и радиопередач по актуальным проблемам области, создание портала Правительства Московской области - это лишь незначительная часть проведенной работы. С начала 2005 года выполняются планы информационной поддержки реализации реформы местного самоуправления в Подмосковье. В передачах, проводимых на областном телевидении и радио, принимают участие руководители профильных министерств, руководители местных органов власти, депутаты, ученые.

Проведена значительная работа, но достаточно ли этого для жителей области, или необходимо предусмотреть дополнительные меры по повышению информированности населения?

В ходе исследования, проводимого на территории Московской области в течение 2004-2009 годов, определялся уровень информированности населения Московской области о планах и действиях властей муниципального уровня, уточнялось, имеют ли респонденты возможность при желании получать всю необходимую информацию, а также определялись источники информации.

Уровень информированности населения о деятельности органов МСУ не отличался стабильностью. Например, максимальное значение он имел в 2004 г. (34,3% опрошенных указали на достаточность получаемой ими информации). Минимальное значение этого показателя было зафиксировано в 2007 г. (15,2%). Несмотря на усиление информационной работы, более половины опрошенных (56%) считают себя слабо информированными о планах и действиях органов местного самоуправления.

Таблица 1

Распределение мнений о возможности получать полную и правдивую информацию о деятельности органов местного самоуправления

(в % от количества опрошенных в июне 2008 г.)

Варианты ответа Городской Муниципальный В целом

округ район по выборке

Да 8,7 10,1 9,6

Отчасти 32,6 24,7 27,5

Нет 33,5 25,7 28,5

Не нуждаюсь в такого рода информации 15,6 21,3 19,2

Приведенные в таблице данные опроса показывают, что работа по повышению информированности населения нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наименее информированными оказались респонденты в возрастном диапазоне от 31 до 41 года, на что указали 14,9% опрошенных в этой возрастной группе. Наиболее информированными, по полученным самооценкам, являются респонденты в возрасте от 41 до 60 лет. Доля считающих себя достаточно информированными среди них достигает 39,8%. В числе молодых людей более трети опрошенных выразили полное отсутствие заинтересованности в информации о деятельности органов местного самоуправления.

Эти и другие данные свидетельствуют о неравномерном восприятии информации о местном самоуправлении представителями разных социальных групп, что необходимо учитывать при разработке программ информационного обеспечения населения.

Основными причинами своей не информированности подмосковные жители считают то, что:

Таблица 2

Линейное распределение ответов на вопрос: «Если Вы недостаточно информированы о деятельности властных структур, то с чем это связано?»

Вариант ответа 2009 2004

Власть не предоставляет населению информацию о своей

деятельности 20,1 33,1

Информирован о деятельности всех уровней власти 18,6 12,5

Нет времени, чтобы вникать в их деятельность 18,1 17,1

Не налажена система, позволяющая вести диалог с населением 16,5 17,0

Меня не интересует деятельность органов власти 14,2 11,6

Другое 0,9 0,9

Затрудняюсь ответить 11,6 7,8

Такие проблемы, как «власть не представляет населению информацию о своей деятельности», и «не налажена система, позволяющая вести диалог с населением» говорит о пробелах в информационном обеспечении органов местного самоуправления, о необходимости поиска новых форм донесения информации и расширении источников информации.

Проблема информированности населения актуальна не только для Московской области, но и для всей России в целом. На эффективность информационной работы, связанную с развитием местного самоуправления влияет одна из главных причин - глубокое политическое отчуждение между властями и населением, сформировавшееся в течение многих лет. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты общероссийского социологического опроса, представленные в таблице 31.

Таблица 3

Реакция в группах разных видов деятельности на действия властей в повседневной жизни (в %)

Варианты ответа

Обычно одобряю, поддерживаю 15,0

Обычно вынужден приспосабливаться 35,8

Обычно стараюсь держаться от властей в стороне 30,5

С неприязнью, когда возможно, противодействую им 7,3

Затруднились ответить 11,4

Масштаб социально-психологического отчуждения народа от власти характеризует также то, что 54,2% опрошенных в октябре 2009 г. заявили о полном непонимании действий властей и 70,3% сочли, что власти мало заботятся о «простых» гражданах.

Не менее существенной причиной является зафиксированная в общероссийском социологическом опросе утрата желания большинством рос-

1 Приведены данные опроса населения в возрасте 18 лет и старше (объем выборочной совокупности - 2400 человек), осуществленные Социологическим центром РАГС в период с 26 августа по 7 сентября 2009 г. в 24 субъектах Российской Федерации. Выборочная совокупность опрашиваемого населения репрезентирует его социальную и демографическую структуру, территориальное размещение, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.

сиян участвовать в управлении общественными процессами. Это наглядно показано в таблице 4.

Таблица 4

Наличие желания участвовать в управлении общественными делами в своем поселении (в %)

Варианты ответа на вопрос «Хотели бы Вы участвовать в управлении общественными делами в своем селе, поселке или районе Вашего города?

Да 12,6

Скорее да 17,6

Скорее нет 25,4

Нет 37,5

Затруднились ответить 6,9

Несмотря на значительную работу по повышению уровня информированности населения в Московской области и в стране в целом она далека от совершенства и требует разработки новых направлений. Помимо существующих программ информационного сопровождения органов местного самоуправления целесообразно разработать методические рекомендации по информированию населения о деятельности органов МСУ, провести обучающие семинары с представителями муниципальных образований, ответственными за информационное сопровождение, ориентировать руководителей муниципальных образований на стимулирование диалога между обществом и властью. Необходимо в большей степени привлекать общественность к решению проблем местной жизни, в большей степени поддерживать инициативы населения. На уровне районов и городских округов, а также крупных городских поселений существенную роль в этом процессе может сыграть создание консультативных и совещательных органов.

В этом плане интересен пример Люберецкого района Московской области, в котором в целях совершенствования работы по информированию населения о деятельности органов местного самоуправления создан общественный совет представителей средств массовой информации муниципального образования. В состав совета входят представители средств массовой информации района, администрации района. Основными задачами Совета являются:

- разработка предложений и рекомендаций главе муниципального образования по планированию, подготовке и проведению мероприятий, направленных на реализации политики администрации района в сфере средств массовой информации;

- участие в разработке предложений, проектов, программ, направленных на создание условий для наиболее полной реализации прав жителей

Люберецкого муниципального района на объективную, достоверную, и своевременную информацию;

- участие в разработке проектов и программ, направленных на поддержку средств массовой информации, осуществляющих деятельность на территории Люберецкого муниципального района.

- проведение экспертной оценки предложений, проектов, программ в сфере средств массовой информации и книгоиздания, поступающих от физических и юридических лиц, инициативных групп и иных объединений граждан.

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

3. Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

© Шатаева Г. В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.