Научная статья на тему 'Информированность и удовлетворенность пациентов относительно высокотехнологичной медицинской помощи'

Информированность и удовлетворенность пациентов относительно высокотехнологичной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
286
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ПАЦИЕНТЫ / РЕСПОНДЕНТЫ / HIGH-TECH MEDICAL CARE / AWARENESS / SATISFACTION / PATIENTS / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набережная И.Б., Захаров Д.А., Набережная Ж.Б.

Целью данного исследования явилось изучение информированности и удовлетворенности пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), путем сбора релевантной информации, посредством проведения социологического опроса. Задачами данного исследования явилось: проведение анкетирования, статистическая обработка собранного материала и анализ полученных данных. Результаты, полученные в ходе анализа, позволили отметить не достаточный уровень осведомленности пациентов в отношении ВМП, который на прямую зависит от уровня информированности врачей. А также выявить наиболее критичный уровень удовлетворенности ВМП среди пациентов в возрасте 50 лет и старше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набережная И.Б., Захаров Д.А., Набережная Ж.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AWARENESS AND SATISFACTION OF PATIENTS REGARDING HIGH TECH MEDICAL AID

The aim of this study was to examine the awareness and satisfaction of patients who received high-tech medical aid (H-TMA), by collecting relevant information, with the help of sociological survey. The objectives of this study were: the carrying of a questionnaire, the statistical processing of the collected material and the analysis of the data. The results obtained in the analysis made it possible to note the insufficient level of patientsawareness regarding the H-TMA, which directly depends on the level of awareness of physicians. And to identify the most critical satisfaction level of H-TMA among the patient at the age of 50 years or older.

Текст научной работы на тему «Информированность и удовлетворенность пациентов относительно высокотехнологичной медицинской помощи»

УДК: 616 - 082: 001.895

ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Набережная1 И.Б., Захаров2 Д.А., Набережная1 Ж.Б.

1ФГБОУ ВО «Астраханский ГМУ», г. Астрахань, Российская Федерация

2ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница, г. Астрахань, Российская Федерация

Аннотация. Целью данного исследования явилось изучение информированности и удовлетворенности пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП), путем сбора релевантной информации, посредством проведения социологического опроса. Задачами данного исследования явилось: проведение анкетирования, статистическая обработка собранного материала и анализ полученных данных. Результаты, полученные в ходе анализа, позволили отметить не достаточный уровень осведомленности пациентов в отношении ВМП, который на прямую зависит от уровня информированности врачей. А также выявить наиболее критичный уровень удовлетворенности ВМП среди пациентов в возрасте 50 лет и старше.

Ключевые слова: высокотехнологичная медицинская помощь, информированность, удовлетворенность, пациенты, респонденты.

Одним из направлений в реформировании здравоохранения является улучшение оказания и повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) как одного из индикаторов социально-экономического развития и благополучия страны [1]. Подобные технологии используются российской системой здравоохранения достаточно давно, но до сих пор остается актуальна проблема совершенствования оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) [2]. Эффективное управление ВМП невозможно без формирования и поддержания в рабочем состоянии систем и процессов обратной связи. Мониторинг оказания ВМП должен включать не только отслеживание статистических показателей, но и изучение осведомленности и удовлетворенности потребителей медицинских услуг и других заинтересованных сторон [3,4]. А своевременность оказания ВМП зависит от информационности как врачей, так и пациентов [5,6]. Адекватно разобраться в деятельности различных субъектов, принимающих участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, поможет изучение проблемы также и в категориальном поле социологии медицины.

С целью оценки информированности и удовлетворенности пациентов по вопросам оказания им ВМП, было проведено социологическое исследование путем анкетирования респондентов, получивших данный вид медицинской помощи на базе областной клинической больницы, которая оказывает помощь как жителям города, так и районов области. Предложенная для заполнения анкета включала 30 вопросов и формально состояла из трех блоков. Первый раздел содержал вопросы, посвященные социальному статусу пациентов. Второй блок включал вопросы, касающиеся осведомленности пациентов относительно ВМП и третий блок касался удовлетворенности предоставленной им медицинской помощи.

В анкетировании приняли участие 230 респондентов. Из них 47.4% пришлось на мужчин и 52.6% на женщин. Возрастной состав распределился следующим образом: 20-29 лет - 1.7%, 30-39 лет -4.8%, 40-49 лет - 11.3%, 50-59 лет - 37.0%, 60 и старше - 45.2%. Преобладание пациентов старше трудоспособного возраста обусловлено тем, что данные лица имеют большое количество хронических заболеваний, длительно болеют ими и чаще

—--—

'Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

обращаются за получением медицинской помощи.

Из числа проанкетированных 44.8% приходилось на жителей районов области, 54.8% - города Астрахани и 0.4% на иногородних граждан. Это свидетельствует о том, что данный вид медицинской помощи в равной степени доступен, как для жителей города, так и села. Анализ структуры респондентов по социальному статусу показал, что 44.6% быши пенсионерами, 20.4% - рабочими, 13.0% дали неоднозначный ответ, 11.7% - инвалидами, 7.4% - служащими и только 2.2% - безработными.

Так же респондентам бышо предложено оценить свой уровень материальной обеспеченности: 60.4% считали себя материально не обеспеченными, из 17.0% респондентов, считающих себя материально обеспеченными, лишь 1/3 способна оплачивать свое лечение в полном объеме, 1/2 смогут оплатить частично и 1/5 оплатить свое лечение не смогут. Следует отметить, что из респондентов, считающих себя материально обеспеченными 2/3 приходилось на городских жителей.

Обращает на себя внимание тот факт, что опрос был проведен среди респондентов, получивших ВМП, однако с данным понятием быши знакомы 57.0%, а каждый пятый ничего не знал о данном виде помощи. Структура источников получения информации о ВМП выглядела следующим образом: 56.5% пациентов узнали о ней от своего лечащего врача, 19.6% из средств массовой информации, 10.4% из беседы, 7.8% из интернета, 0.4% -специальной литературы и 5.2% указали на другие источники получения информации.

В конце социологического опроса респондентам было предложено оценить качество оказания ВМП путем ответа на ряд поставленных вопросов. На вопрос «Как вы оцениваете санитарно-гигиенические условия в отделении?» - 87.8% пациентов оценили на «хорошо» и «отлично», остались удовлетворены условиями пребывания в отделениях -10.4% респондентов и только 1.7% считали условия неудовлетворительными. Характеризуя работу вспомогательных диагностических служб - 38.6% респондентов дали высокую оценку, 55.7% оценили на «хорошо» и только 6.1% - «удовлетворительно».

Отношение врачей, среднего и младшего медицинского персонала является одним из важнейших факторов, влияющих на удовлетворенность пациентов. Большинство пациентов, почти 2/3 были довольны этим отношением в полной мере, 1/3 оценили отношение на «хорошо» и лишь 4.0% считали

медицинский персонал не совсем доброжелательным. Практически все респонденты (99.6%) отметили ежедневные обходы своего лечащего врача и только 0.4% опрошенных лечащий врач ежедневно не посещал.

Выразили удовлетворенность лечебным питанием в стационаре 66.5% пациентов. В то же время остается достаточно высокая доля лиц, затруднившихся оценить качество питания - 18.3%, а также неудовлетворенных им - 15.2%.

Оценка, данная респондентами относительно результатов проведенного лечения, отражает высокую результативность данного вида медицинской помощи. Около 70% опрошенных остались довольны результатами проведенного им лечения, хорошую оценку дали 31%, и лишь около 2% остались частично удовлетворены им.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать ряд следующих выводов. Из-за высокой доли опрошенных, с низким уровнем материального благополучия и отсутствием возможности оплатить при возникновении необходимости свое лечение, средства, выделяемые на данный вид медицинской помощи должны быть увеличены, это сыграет значительную роль в повышении ее доступности и качества.

Социологический опрос о качестве проведенного лечения выявил среди пациентов в возрасте 50 лет и старше наиболее критичный настрой. В данной возрастной группе пациентов отмечался низкий уровень удовлетворенности санитарно-гигиеническими условиями отделения, диагностическими службами, общением с лечащим врачом и другим медицинским персоналом, лечебным питанием и результатами лечения.

Уровень информированности пациентов на прямую зависит от осведомленности их лечащих врачей относительно высокотехнологичной медицинской помощи. Следует отметить, что такой источник как средства массовой информации является наиболее доступным и информативным для всех возрастных категорий, и может быть использован с целью повышения осведомленности пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белостоцкий А.В. Основные направления обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью / Белостоцкий А.В. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - N 2. - С. 25-27.

—--—

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

2. Перхов В.И. Современные аспекты обеспечения населения РФ высокотехнологичной медицинской помощью // Здравоохранение. - 2010. - № 2. - С. 29-38.

3. Социологический опрос пациентов, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь / И.Б. Набережная, Д.А. Захаров, Ж.Б. Набережная, Э.Н. Сурхаева // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». - 2016. - Том 18. - № 3. - С. 56-59.

4. Набережная И.Б., Захаров Д.А., Набережная Ж.Б. Уровень информированности врачей относительно оказания высокотехнологичной медицинской

помощи // Врач-аспирант. - ООО Изд-во «Научная книга». - Воронеж. - 2015. - С. 254-258.

5. Ермошина Т.В. Информированность врачей и пациентов о порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи // Материалы научно-практической конференции студентов и молодых ученых ИвГМА. - Иваново. - 2008. - С. 130.

6. Анализ информированности врачей о высокотехнологичной медицинской помощи / И.Б. Набережная, Д.А. Захаров, Ж.Б. Набережная, Э.Н. Сурхаева // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». - 2016. - Том 18. - № 1. - С. 201-204.

THE AWARENESS AND SATISFACTION OF PATIENTS REGARDING HIGH TECH MEDICAL AID

Naberezhnaya11.B., Zakharov2 D.A., Naberezhnaya1 J.B.

Astrakhan state medical University, Astrakhan, Russia" Federation 2Aleksandro-Mariinsky regional clinical hospital, Astrakhan, Russian Federation

Annotation. The aim of this study was to examine the awareness and satisfaction of patients who received high-tech medical aid (H-TMA), by collecting relevant information, with the help of sociological survey. The objectives of this study were: the carrying of a questionnaire, the statistical processing of the collected material and the analysis of the data. The results obtained in the analysis made it possible to note the insufficient level of patients' awareness regarding the H-TMA, which directly depends on the level of awareness of physicians. And to identify the most critical satisfaction level of H-TMA among the patient at the age of 50 years or older.

Key words: high-tech medical care, awareness, satisfaction, patients, respondents.

REFERENCES

1. Belostockij A.V. Osnovnye napravlenija obespechenija naselenija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshh'ju / Belostockij A.V. // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. -2011. - N 2. - S. 25-27.

2. Perhov V.I. Sovremennye aspekty obespechenija naselenija RF vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshh'ju // Zdravoohranenie. - 2010. - № 2. - S. 2938.

3. Sociologicheskij opros pacientov, poluchivshih vysokotehnologichnuju medicinskuju pomoshh' / I.B. Na-berezhnaja, D.A. Zaharov, Zh.B. Naberezhnaja, Je.N. Surhaeva // Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obra-zovanie v XXI veke». - 2016. - Tom 18. - № 3. - S. 5659.

4. Naberezhnaja I.B., Zaharov D.A., Naberezhnaja Zh.B. Uroven' informirovannosti vrachej otnositel'no oka-zanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi // Vrach-aspirant. - OOO Izd-vo «Nauchnaja kniga». - Voronezh. - 2015. - S. 254-258.

5. Ermoshina T.V. Informirovannost' vrachej i pacientov o poijadke okazanija vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi // Materialy nauchno-praktich-eskoj konferencii studentov i molodyh uchenyh IvGMA.-Ivanovo. - 2008. - S. 130.

6. Analiz informirovannosti vrachej o vysokotehnologichnoj medicinskoj pomoshhi / I.B. Naberezhnaja, D.A. Zaharov, Zh.B. Naberezhnaja, Je.N. Surhaeva // Zhurnal nauchnyh statej «Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke». - 2016. - Tom 18. - № 1. - S. 201-204.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.