Научная статья на тему 'ИНФОРМИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

ИНФОРМИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМИРОВАНИЕ / СПРАВОЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / МОБИЛЬНЫЕ СПРАВОЧНИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПРАВОЧНИК СЛЕДОВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бахтеев Дмитрий Валерьевич

Актуальной задачей криминалистики и смежных уголовно-процессуальных дисциплин является информационно-справочное обеспечение следственной деятельности, что предполагает в числе прочего исследование форм донесения результатов научных исследований до адресата - следователя или другого участника уголовного судопроизводства. Цель: формирование теоретической модели информирования следователя и дознавателя путем разработки и внедрения мобильных приложений со справочной информацией, сравнение подходов к структуре криминалистических знаний в России и иностранных государствах. Методы: эмпирические методы сравнения, моделирования, анкетирования. Результаты: в статье выявлены особенности российского подхода к изложению справочно-методической информации (от общего к частному, от большого к малому и т. д.). По мнению автора, мобильные справочники следует организовывать согласно хронологическому подходу: соответственно последовательностям действий адресата таких справочников. Определены основные положительные признаки современных мобильных справочников: мобильность, оперативность, возможность функционирования без подключения к сети Интернет, возможность синтеза разнородных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMING IN CRIMINALISTIC TRAINING AND CRIMINAL INVESTIGATION PRACTICES

An urgent task of criminalistics and related criminal procedure disciplines includes informational and reference support for investigative activities, which involves, among other things, the study of forms of communication of the results of scientific research to the addressee - the investigator or another participant in the criminal proceedings. Purpose: to form a theoretical model for informing the investigator and the interrogator by developing and implementing mobile applications with reference information, to compare approaches to the structure of criminalistic knowledge in Russia and foreign states. Methods: empirical methods of comparison, modeling, questioning. Results: the article reveals features of the Russian approach to the presentation of reference and methodological information (from general to specific, from big to small, etc.). In the author’s view, mobile directories should be organized under a chronological approach: according to sequences of actions of the addressee of such directories. The article identifies main positive signs of modern mobile directories: mobility, efficiency, the ability to function without connection to the Internet, the ability to synthesize heterogeneous sources.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

CRIMINAL LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343

DOI 10.33184/pravgos-2023.2.10

БАХТЕЕВ Дмитрий Валерьевич

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, Екатеринбург, Россия; e-mail: dmitry.bakhteev@gmail.com; https://orcid.org/0000-0002-0869-601X

Original article

BAKHTEEV Dmitry Valerievich

Ural State Law University named after V.F. Yakovlev, Yekaterinburg, Russia.

ИНФОРМИРОВАНИЕ В КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ И ПРАКТИКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

INFORMING IN CRIMINALISTIC TRAINING AND CRIMINAL INVESTIGATION PRACTICES

Аннотация. Актуальной задачей криминалистики и смежных уголовно-процессуальных дисциплин является информационно-справочное обеспечение следственной деятельности, что предполагает в числе прочего исследование форм донесения результатов научных исследований до адресата - следователя или другого участника уголовного судопроизводства. Цель: формирование теоретической модели информирования следователя и дознавателя путем разработки и внедрения мобильных приложений со справочной информацией, сравнение подходов к структуре криминалистических знаний в России и иностранных государствах. Методы: эмпирические методы сравнения, моделирования, анкетирования. Результаты: в статье выявлены особенности российского подхода к изложению справочно-методиче-ской информации (от общего к частному, от большого к малому и т. д.). По мнению автора, мобильные справочники следует организовывать согласно хронологическому подходу: соответственно последовательностям действий адресата таких справочников. Определены основные положительные признаки современных мобильных справочников: мобильность, оперативность, возможность функционирования без подключения к сети Интернет, возможность синтеза разнородных источников.

Ключевые слова: информирование, справочное обеспечение, мобильные приложения, мобильные справочники, информационные технологии, справочник следователя

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева в рамках реализации проекта ведущей научной школы № 0304/23.

Abstract. An urgent task of criminalistics and related criminal procedure disciplines includes informational and reference support for investigative activities, which involves, among other things, the study of forms of communication of the results of scientific research to the addressee - the investigator or another participant in the criminal proceedings. Purpose: to form a theoretical model for informing the investigator and the interrogator by developing and implementing mobile applications with reference information, to compare approaches to the structure of criminalistic knowledge in Russia and foreign states. Methods: empirical methods of comparison, modeling, questioning. Results: the article reveals features of the Russian approach to the presentation of reference and methodological information (from general to specific, from big to small, etc.). In the author's view, mobile directories should be organized under a chronological approach: according to sequences of actions of the addressee of such directories. The article identifies main positive signs of modern mobile directories: mobility, efficiency, the ability to function without connection to the Internet, the ability to synthesize heterogeneous sources.

Keywords: informing, reference support, mobile applications, mobile directories, information technologies, investigator's handbook

Financing. The study is supported by the Ural State Law University named after V.F. Yakovlev within the framework of project of the leading scientific school No. 0304/23.

© Бахтеев Д.В., 2023

80

Для цитирования: Бахтеев Д.В. Информирование в криминалистическом обучении и практике расследования преступлений / Д.В. Бахтеев. - DOI 10.33184/pravgos-2023.2.10 // Правовое государство: теория и практика. - 2023. - № 2. - С. 80-88.

Введение

Профессиональному следователю, по мнению отца-основателя криминалистики -Г. Гросса, «приходится решать вопросы по всем, без исключения, отраслям человеческого знания, он должен знать различные языки, уметь рисовать и должен знать, что ему может ответить судебный врач. Он должен быть знаком с уловками браконьеров, равно как с приемами биржевого спекулянта; он должен ясно представлять себе, каким образом совершен был подлог духовного завещания, как именно произошло железнодорожное крушение, как действовали в известной карточной игре шулера, как произошел взрыв котла и каким образом продавец лошадей обманывал покупателей; он должен быть осведомлен в счетоводстве торговых книг, должен понимать воровской жаргон, уметь разбирать шифрованное и, наконец, понимать работу и орудия всех ремесел. „.Судебному следователю могут пригодиться в его деятельности все знания без исключения, какими удалось ему ранее запастись, и что каждый пробел может иной раз дать себя почувствовать» [1, с. 8-9]. В данной цитате слишком часто встречается слово «должен», однако, на наш взгляд, нельзя требовать от следователей абсолютных, полноценно эйдетических знаний, что при этом не исключает действительной необходимости быть просвещенным в различных областях, так что финальная часть приведенной цитаты по-прежнему справедлива.

А.Н. Першин, расширяя перечень знаний, которыми должен быть вооружен следователь, в качестве объектов познания последнего в системе документов приводит управленческую, правовую, политическую, историческую и криминальную информацию [2]. Аккумулировать разнообразную по своей природе информацию и достичь, казалось бы, противоположных целей - ликвидировать пробелы и недостатки в объеме знаний следователя, при этом не заставляя его хранить весь упомянутый объем в собственной памяти, - возможно за счет использования достижений научно-технического прогресса и криминалистических разработок.

For citation: Bakhteev D.V. Informing in criminalistic training and criminal investigation practices. Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika = The Rule-of-Law State: Theory and Practice, 2023, no. 2, pp. 80-88. (In Russian). DOI 10.33184/pravgos-2023.2.10.

Одновременно с этим необходимо учитывать, что криминалистическая деятельность в первую очередь направлена на обработку информации и преобразование ее в уголовно-процессуальное доказательство. Любая познавательная деятельность, в том числе и следственная, включает в себя процессы накопления, систематизации информационных источников и в конечном счете их применения на практике. Важную часть таких источников составляет справочная информация, которая часто лежит в основе принятия решений следователем, будь то процессуальные, криминалистические решения либо же вопросы квалификации преступления.

В.Я. Колдин еще в 1980-х годах, расширяя определение криминалистики, предложенное Р.С. Белкиным, указывал, что «предметом криминалистики является структура информационно-познавательной деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений и обеспечивающие ее оптимизацию легальные организационные, технические и тактико-методические средства, приемы и технологии» [3, с. 15]. Однако самого существования указанных средств, приемов и технологий недостаточно для их интеграции в практическую деятельность, их следует донести до исполнителя в предельно адаптированной и удобной форме, то есть осуществить информирование. О варианте технологического обеспечения процесса информирования следователя и пойдет речь в настоящей статье.

Отметим, что вопросы криминалистического и правового информирования в процессе расследования преступлений рассматривались в отечественной науке Ю.П. Гар-маевым [4], М.К. Каминским и А.М. Каминским [5], Р.А. Усмановым [6], В.А. Юматовым [7] и другими учеными. Актуальность и существенное значение данной тематики подтверждается ее тесной связью с такими активно развивающимися направлениями в криминалистике, как криминалистические учеты, криминалистические мышление и познание, юридические дидактика и пропедевтика.

А.Е. Хорошева, исследуя информационные процессы, реализуемые в рамках судебного

81

рассмотрения уголовного дела, указывает, что «информация выступает основой для формирования любой частной системы доказывания, которая, в свою очередь, опосредована большим количеством взаимосвязей, как то доказательств между собой, их источников, свойств, пригодности или непригодности их для доказывания ... информация - это любая отображенная в окружающей действительности или сознании субъекта система данных, которая может быть использована с целью установления истины по делу. В данном случае она не тождественна криминалистической характеристике преступления и включает в себя множество элементов (а не только описание преступления), таких как улики поведения обвиняемого и подозреваемого, избранные ими способы защиты, формы собирания новых доказательств в обоснование своей позиции по делу, использование прокурором доказательств для опровержения позиции защиты» [8, с. 310]. В приведенной цитате содержится крайне важное указание на соотношение конкретных знаний, которыми располагает субъект криминалистического познания (в первую очередь - следователь), и сведений, содержащихся в криминалистических характеристиках и иных основанных на статистике источниках криминалистических знаний (к примеру, экспертных методиках или методических указаниях). Ключевая задача криминалистической науки на современном этапе ее развития - не столько бесконечно увеличивать объем знаний следователя, сколько предоставлять ему возможность оперативного и удобного доступа к экспоненциально расширяющимся сведениям о преступлениях и путях их раскрытия и расследования.

ЗНАНИЯ в СТРУКТУРЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Знания как основания для принятия решения или выработки новых подходов к этому процессу в эпоху развития информационных ресурсов могут и должны быть почерпнуты с помощью интернета. Веб-ресурсы, предоставляющие такого рода сведения, могут принимать две основные формы: статичную -в виде справочных правовых систем («Гарант», «КонсультантПлюс» и пр.), энциклопедических и справочных проектов, и динамичную - в виде форумов, чатов, каналов и групп в социальных сетях и мессенджерах. Если

в первом случае получаемая информация характеризуется относительной устойчивостью, но в целом низкой привязкой к меняющимся условиям действительности, то динамичные веб-источники обладают обратными свойствами: их актуальность и ценность крайне высоки в момент публикации сведений, но они могут быстро устаревать.

Согласно проведенному в 2020-2022 гг. анкетированию 47,9 % опрошенных следователей приоритетным источником криминалистических справочных знаний считают печатные материалы, 63,9 % - веб-сайты, 37,4 % используют преимущественно приложения на смартфоне. Разработанное научной школой кафедры криминалистики УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева мобильное приложение сочетает в себе компоненты веб-сайта и мобильного приложения и используется в современной следственной, оперативно-разыскной и экспертной деятельности [9; 10]. Аналогичный проект - Справочник дознавателя МЧС - реализован в системе МЧС России под руководством А.Т. Кужаева при поддержке ГУ МЧС по Челябинской области.

Состояние и перспективы развития

МОБИЛЬНЫХ СПРАВОЧНИКОВ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основными аспектами донесения справочной информации до следователя в формате мобильного приложения являются:

- мобильность: смартфон стал неотъемлемой частью жизни современного человека, размещение на нем источников знаний для следственной деятельности является уже очевидным решением;

- оперативность: доступ к цифровым источникам информации осуществляется намного быстрее, чем к печатным. Разумеется, в данном случае существенную роль играют навыки конкретного пользователя по поиску информации.

- работа без подключения к сети Интернет: в Справочнике дознавателя МЧС все компоненты доступны офлайн, в мобильном приложении «Спт^Шлпйэ - Справочник следователя» подключение к Сети требуется только для загрузки бланков процессуальных документов. Этот аспект стал более актуальным во время проведения специальной военной операции: правила безопасности требуют от следователей военных органов Следственного

82

комитета России работать без подключения к беспроводным сетям, соответственно, интернет-источники исключены, а полевые условия не предполагают доступа к печатной литературе. В такой обстановке офлайновые мобильные приложения со справочной информацией становятся приоритетным источником;

- возможность интеграции разнородных баз данных и сведений в едином приложении, что зачастую невозможно в печатной форме. Так, упомянутый Справочник следователя содержит, помимо криминалистических, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные сведения. Данные сведения, как правильно отмечает Ю.П. Гармаев, должны быть представлены в максимально лаконичной и доступной форме [11, с. 273]. Даже с учетом такого подхода объем сведений в современных мобильных справочниках кратно превышает аналогичный в печатных источниках.

При этом мы полностью солидарны с мнением Ю.П. Гармаева, который указывает на необходимость разработки таких проектов силами научного, а не технического сообщества [11]. Программная оболочка и встроенная поисковая система в настоящее время создаются относительно быстро и не представляют особой сложности; содержание приложения, напротив, требует от коллектива авторов значительной переработки существующих методических рекомендаций.

Последнее приводит нас к вечной задаче обеспечения связи науки и следственной практики. Все уголовно-правовые науки, обслуживающие деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, ориентированы на прикладное внедрение своих разработок. Однако в большинстве случаев адресатом научных публикаций являются представители научного сообщества, а не практики. Основная трудность состоит в сложном языке научных работ и их объеме. Формат текстовых материалов, реализованный в указанных мобильных справочниках, позволяет донести до практического работника (следователя полиции, Следственного комитета, дознавателя МЧС России) результаты современных научных исследований, изложенные в лаконичной форме.

Иерархический и хронологический подходы к справочной информации

Помимо всего сказанного, указанные проекты имеют принципиальное отличие от клас-

сической учебной и методической литературы, заключающееся в способе организации и подачи информации читателю. Цель прикладных мобильных справочников - не обучать читателя, а напомнить ему необходимые сведения. Т.С. Волчецкая отмечает, что «если российская криминалистика базируется на положениях диалектического материализма, то в основе криминалистической науки США и Германии лежит философия прагматизма» [12, с. 40].

В отечественной учебной и методической литературе традиционно используется дедуктивный (иерархический) метод подачи информации: изучение дисциплины идет от общего к частному, логический модус и приводимые примеры в изучаемых темах изменяются соответственно. Мы считаем, что такой подход идеально подходит для современной науки и отдельных форм образовательной деятельности (в частности, при преподавании теоретических дисциплин), но не для практики. Для практико-ориентированных проектов более приоритетной видится хронологическая модель подачи информации, каркасом которой выступает не структура соответствующей науки, а наиболее типичная последовательность действий на практике. Если дедуктивная модель в качестве первой темы заявит общеметодологические вопросы предварительного следствия, то при хронологической это будет описание действий при получении сообщения о преступлении.

В данной связи внимания заслуживает проблема преподавания криминалистики в отечественных вузах. Существующая модель учебного процесса воспроизводит структуру науки, что не согласуется с действительностью - службой в следственных органах. Несмотря на удобство иерархического представления информации, оно имеет следующие недостатки:

1) в процессе обучения редко используются примеры реальной практики раскрытия и расследования преступлений; практические задания направлены на анализ одного аспекта пройденного материала: составление плана расследования, либо подбор технических средств, либо воспроизведение криминалистической характеристики;

2) студенты не обучаются комплексному восприятию, не способны увидеть целостную картину собственных действий и возможных следственных ситуаций с момента получения сообщения о преступлении до передачи материалов дела прокурору;

83

3) студенты неоднородно запоминают те сведения, которые им преподносятся в процессе обучения; так, отдельные первые темы глубже и прочнее откладываются за счет регулярного повторения, тогда как последние развеиваются очень быстро, при этом наибольшую трудность составляют общетеоретические, глобальные вопросы, поскольку они, будучи освещенными на первых занятиях, специально не воспроизводятся впоследствии.

Таким образом, считаем, что традиционный подход к обучению криминалистике -одной из наиболее практико-ориентирован-ных дисциплин в юридическом вузе - должен быть изменен. Если для основных правовых дисциплин иерархическая модель обучения представляется оптимальной, то здесь луч-

ше подойдет именно хронологическая, так как она в большей степени способна воспроизвести в рамках учебного процесса то, с чем столкнется студент после выпуска. Отметим, что такой подход весьма успешно реализуется в отдельных зарубежных странах (в частности, тех, где и в науке систематикой глубоко не занимаются).

В качестве примера представления криминалистики как учебной дисциплины приведем тематические планы пяти учебников: российского, чешского, польского и двух американских (по криминалистике и расследованию преступлений), типовым образом отражающих систему криминалистики и подготовки следователя в соответствующих странах (см. табл.).

Российский учебник по криминалистике [13; 14; 15] Чешский учебник по криминалистике [16] Польский учебник по криминалистике [17] Американский учебник по криминалистике [18] Американский учебник по расследованию преступлений [19]

Введение в науку криминалистику История криминалистики Предмет и структура криминалистики Введение Уголовный закон и расследование

Теория криминалистической идентификации Предмет криминалистики Первичная информация о преступлении Место происшествия Теория доказательств и расследование

Теория следственных ситуаций Система криминалистики Осмотр Материальные следы Предварительные действия при расследовании

Теория криминалистических версий Криминалистические методы Использование судебной медицины. Исследование следов биологического происхождения Реконструкция места происшествия, анализ следов крови Подготовка к осмотру места происшествия

Общие положения криминалистической техники Следы в криминалистике Следственные версии, modus operandi, криминалистический анализ - теоретические основы следствия Расследование смерти Действия при осмотре места происшествия

Криминалистическая трасология Фиксация следов Криминалистическое понимание преступления Следы пальцев Фотографирование места происшествия

Криминалистическое исследование письма Криминалистические исследования Идентификация личности на основе следов памяти - опознание Микроскопические исследования Зарисовка схем места происшествия

Технико-криминалистическое исследование документов Криминалистическая идентификация Выбор тактики действий с участием подозреваемых или свидетелей Огнестрельное оружие, следы орудий и инструментов и другие следы-отображения Обстоятельства, выясняемые при осмотре места происшествия

Криминалистическая баллистика Криминалистическая дактилоскопия Оперативно-разыскные действия Исследование материалов, света и стекла Фиксация результатов осмотра места происшествия

Криминалистическое взрывоведение Криминалистическая антропология Полицейская регистрация Исследование волос и волокон Приемы осмотра

84

Отождествление человека по признакам внешности Криминалистическая трасология Некоторые формы тактико-криминалистических действий Исследование наркотических средств Операции с доказательствами

Криминалистическая фотография и видеосъемка Криминалистическое исследование рукописей Фотография в криминалистике Судебная токсикология Основы криминалистических исследований

Криминалистическая регистрация Криминалистическая фоноскопия Введение в теорию криминалистической идентификации Исследование металла, краски и почвы Исследование следов биологического происхождения

Общие положения криминалистической тактики Криминалистические исследования следов биологического происхождения Применение антропологии в криминалистике Судебная серология Исследование ДНК

Организация, планирование, создание системы взаимодействия Криминалистическая одорология Дактилоскопия Исследование ДНК Исследование волос и волокон

Тактика следственного осмотра Криминалистическая химия Исследование документов Криминалистические аспекты расследования пожаров и взрывов Исследование тканей

Тактика освидетельствования Криминалистическая баллистика Идентификация на основе запаха Исследование документов Исследование стекла и почвы

Тактика обыска и выемки Криминалистическое исследование печатных документов Идентификация инструментов, следов обуви и следов транспорта Компьютерная криминалистика Исследование красящих веществ

Тактика проверки показаний на месте Криминалистическое взрывоведение Исследование огнестрельного оружия и следов его применения Мобильная криминалистика Исследование лекарственных и наркотических средств

Тактико-организационные основы контроля и записи переговоров Технико-криминалистическое исследование документов Физико-химические исследования Биометрические исследования Операции с отсыревшими объектами

Тактика предъявления для опознания Криминалистическая механоскопия Идентификация по эмоциональным следам - Правила упаковки

Тактика следственного эксперимента Криминалистическая фотография Новые методы идентификации и иных исследований - Фиксация и изъятие доказательств

Тактика задержания Криминалистическое исследование письменной речи - - Следы огнестрельного оружия, орудий и инструментов

Организационно-тактические основы использования специальных знаний в расследовании преступлений Осмотр Следы-отображения

Общие положения криминалистической методики Обыск - - Допрос и опрос

Общие положения методики расследования убийств Криминалистические версии - - Свидетельские показания

Методика расследования изнасилований Допрос - - Операции со следами пальцев

85

Расследование бандитизма Проверка показаний на месте - - Наблюдение за объектами

Расследование грабежей и разбоев Криминалистический эксперимент - - Рапорты и отчеты

Методика расследования краж Опознание - - -

Расследование хищений, совершаемых путем присвоения и растраты Криминалистическая реконструкция

Методика расследования мошенничества Очная ставка - - -

Методика расследования хищений в сфере банковского кредитования

Расследование коррупционных преступлений - - - -

Расследование налоговых преступлений - - - -

Расследование незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Расследование пожаров - - - -

Приведенное сопоставление показывает, что едиными для всех являются следующие темы:

- криминалистическая трасология: исследование следов-отображений (в том числе дактилоскопия);

- криминалистическое исследование документов (в том числе исследование почерка и реквизитов документа);

- криминалистическая баллистика - исследование огнестрельного оружия, следов его применения и боеприпасов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- криминалистическая фотография;

- действия при осмотре места происшествия;

- допрос.

Именно они могут считаться ядром современной глобальной криминалистики (как науки и учебной дисциплины), признаваемым в большинстве стран с точки зрения их востребованности и научной обоснованности. Однако укажем, что данное сравнение не является статистическим в силу малой выборки, но дает представление о системах криминалистики и подходах к изложению материала в разных государствах.

Наглядно видно, что блок общетеоретических вопросов в российском учебнике гораздо больше, чем в иных, хотя и в англоязычной литературе встречаются позиции о важности общих положений [20]. Российский и восточно-европейский подход к криминалистике также включает в себя работу с идеальными следами, а американские учебники опираются исключительно на материальные доказательства. Выделяется присутствие раздела, посвященного методике расследования отдельных составов преступлений. Учитывая практико-ориентированный характер американского учебника по расследованию преступлений, неудивительно, что он включает в себя уголовно-правовые и уголовно-процессуальные рекомендации. В России эти темы входят в содержание отдельных дисциплин. Мы не считаем, что следует беспрекословно копировать методику преподавания криминалистики у какого-нибудь другого государства, но предлагаем учесть опыт разных стран, чтобы выработать оптимальный вариант с позиций не только удобства для профессорско-преподавательского состава, но и эффективности для студентов, которым позже придется ис-

86

пользовать полученные знания на практике. Помочь в этом могут уже упоминавшиеся мобильные справочные приложения, которые в первую очередь преследуют цель информирования непосредственных практических сотрудников, но также могут быть использованы и в учебном процессе, что уже имеет положительные эффекты, например в Уральском юридическом институте МВД России.

Заключение

Мобильные приложения со справочной информацией, не вытесняя иные информационные источники, являются важной частью информационного обеспечения процесса раскрытия и расследования преступлений. Их наполнение должно осуществляться си-

лами научного сообщества, с обязательным учетом мнения и приемом обратной связи от сотрудников соответствующих правоохранительных органов. Помимо этого, такие справочники требуют нетрадиционной для России - хронологической - модели представления информации, которая в большей мере соответствует практической деятельности, в связи с чем может быть использована для преподавания практико-ориентированных учебных дисциплин в вузах. Это позволит не только связать науку и практику, но и обеспечить преемственность между классическим академическим образованием и работой, когда приобретенные в процессе обучения знания, умения и навыки будут действительно полезными на протяжении последующей жизни выпускников.

Список источников

1. Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики / Г. Гросс. - Москва : ЛексЭст, 2002. - 1088 с.

2. Першин А.Н. Функциональный подход к классификации документированной информации в криминалистике / А.Н. Першин // Современное право. - 2015. - № 1. - С. 106-111.

3. Колдин ВЯ. Криминалистика: теоретическая наука или прикладная методология? / ВЯ. Колдин // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. - 2000. - № 4. - С. 3-19.

4. Гармаев Ю.П. Правовое просвещение и правовое информирование в уголовном процессе и криминалистике / Ю.П. Гармаев // Библиотека криминалиста. Научный журнал. - 2015. - № 5 (22). - С. 258-270.

5. Каминский М.К. Образование и обучение в криминалистике: проектирование и реализация учебного курса / М.К. Каминский, А.М. Каминский. - DOI 10.35634/2412-95932021-31-1-96-101 // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. - 2021. - Т 31, № 1. - С. 96-101.

6. Усманов Р.А. Криминалистическая теория информации : монография / Ра. Усманов. - Челябинск : ГОУ ВПО ЧЮИ МВД России, 2008. - 314 с.

7. Юматов В.А. Материальные источники криминалистической информации / В.А. Юматов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. -№ 4. - С. 180-188.

8. Хорошева А.Е. О роли моделирования в судебном доказывании: криминалистическое исследование / А.Е. Хо-рошева // Библиотека криминалиста. Научный журнал. -2014. - № 1 (12). - С. 303-316.

9. Бахтеев Д.В. Мобильный справочник следователя: содержание и технические условия разработки / Д.В. Бахтеев, А.А. Беляков // Технологии XXI в юриспруденции : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 24 мая 2019 г.) / отв. ред. Д.В. Бахтеев. - Екатеринбург : Уральский государственный юридический университет, 2019. - С. 23-26.

10. Беляков А.А. Мобильный справочник следователя: состояние и перспективы / А.А. Беляков, Д.В. Бахтеев // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании : сборник материалов международного научно-практического форума, Калининград, 27-31 августа 2020 г. - Калининград, 2021. - С. 279-285.

References

1. Gross G. Guidance for forensic investigators as a system of criminalistics. Moscow, LeksEst Publ., 2002. 1088 p.

2. Pershin A.N. Functional approach to the classification of documentary information in criminalistics. Sovremennoe pravo = Modern Law, 2015, no. 1, pp. 106-111. (In Russian).

3. Koldin V.Ya. Criminalistics: theoretical science or applied methodology? Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11: Pravo = Bulletin of Moscow University. Series 11: Law, 2000, no. 4, pp. 3-19. (In Russian).

4. Garmaev Yu.P. Legal education and legal awareness in the criminal proceedings and forensic science. Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal = Criminologist's Library. Scientific Journal, 2015, no. 5 (22), pp. 258-270. (In Russian).

5. Kaminsky M.K., Kaminsky A.M. Education and training in forensic science: design and implementation of the training course. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Ekonomika i pravo = Bulletin of Udmurt University. Series: Economics and Law, 2021, vol. 31, no. 1, pp. 96-101. (In Russian).

6. Usmanov R.A. Forensic information theory. Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2008. 314 p.

7. Yumatov V.A. Material sources of forensic information. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo = Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2015, no. 4, pp. 180-188. (In Russian).

8. Khorosheva A.E. On the role of modeling in forensic evidence: a forensic study. Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal = Criminologist's Library. Scientific Journal, 2014, no. 1 (12), pp. 303-316. (In Russian).

9. Bakhteev D.V., Belyakov A.A. Mobile directory of the investigator: content and technical conditions for development. Bakhteev D.V. (ed.). Technologies of the XXI century in jurisprudence. Materials of the All-Russian scientific and practical conference (Yekaterinburg, May 24, 2019). Ural State Law University Publ., 2019, pp. 23-26. (In Russian).

10. Belyakov A.A., Bakhteev D.V. Mobile directory of the investigator: status and prospects. Modern technologies and approaches in legal science and education. Collection of materials of the international scientific and practical forum, Kaliningrad, August 27-31, 2020. Immanuel Kant Baltic Federal University Publ., 2021, pp. 279-285. (In Russian).

87

11. Гармаев Ю.П. Мобильные приложения и иные инновационные средства обучения в криминалистике / Ю.П. Гармаев, А.В. Чумаков // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании : сборник материалов международного научно-практического форума, Калининград, 27-31 августа 2020 г. - Калининград : Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. - С. 270-278.

12. Волчецкая ТС. Особенности развития современной криминалистики в Германии и США / ТС. Волчецкая // Союз криминалистов и криминологов. - 2019. - № 1. - С. 39-44.

13. Криминалистика : учебник для вузов : в 3 ч. / Л.Я. Драпкин, А.А. Беляков, Е.В. Шишкина и др. ; отв. ред. Л.Я. Драпкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - Ч. 1. - 246 с.

14. Криминалистика : учебник для вузов : в 3 ч. / Л.Я. Драпкин, А.А. Беляков, Е.В. Шишкина и др. ; отв. ред. Л.Я. Драпкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - Ч. 2. - 230 с.

15. Криминалистика : учебник для вузов : в 3 ч. / Л.Я. Драпкин, А.А. Беляков, Е.В. Шишкина и др. ; отв. ред. Л.Я. Драпкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - Ч. 3. - 391 с.

16. Kriminalistika / I. Svoboda [a kol.]. - Ostrava : KEY Publishing, 2016. - 374 s.

17. Kryminalistyka / J. Widacki (red.). - 3 wyd. -Warszawa : C.H. Beck, 2016. - 462 s.

18. Saferstein R. Criminalistics: An Introduction to Forensic Science. - 12th еd. - Pearson, 2020. - 576 p.

19. McKee A.J. Fundamentals of Criminal Investigation / A.J. McKee. - Middletown, 2019. - 251 p.

20. Schuliar Y. Semiotics, Heuristics, and Inferences Used by Forensic Scientists / Y Schuliar, F. Crispino. - DOI 10.1016/ B978-0-12-382165-2.00198-7 // Encyclopedia of Forensic Sciences / ed. by J.F. Siegel, P.J. Saukko, M.M. Houck. - 2nd ed. -Academic Press Publ., 2013. - P. 310-313.

11. Garmaev Yu.P., Chumakov A.V. Mobile applications and other innovative teaching aids in forensics. Modern technologies and approaches in legal science and education. Collection of materials of the international scientific and practical forum, Kaliningrad, August 27-31, 2020. Immanuel Kant Baltic Federal University Publ., 2021, pp. 270-278. (In Russian).

12. Volchetskaya T.S. Development features of modern criminalistics in Germany and the USA. Soyuz kriminalistov i kriminologov = The Union of Criminalists and Criminologists, 2019, no. 1, pp. 39-44. (In Russian).

13. Drapkin L.Ya., Belyakov A.A., Shishkin E.V. et al.; Drapkin L.Ya. (ed.). Criminalistics. 2nd ed. Moscow, Yurajt Publ., 2020. Pt. 1. 246 p.

14. Drapkin L.Ya., Belyakov A.A., Shishkin E.V. et al.; Drapkin L.Ya. (ed.). Criminalistics. 2nd ed. Moscow, Yurajt Publ., 2020. Pt. 2. 230 p.

15. Drapkin L.Ya., Belyakov A.A., Shishkin E.V. et al.; Drapkin L.Ya. (ed.). Criminalistics. 2nd ed. Moscow, Yurajt Publ., 2020. Pt. 3. 391 p.

16. Svoboda I. et al. Criminalistics. Ostrava, KEY Publ., 2016. 374 p.

17. Widacki J. (ed.). Criminalistics. 3rd ed. Warszawa, C.H. BeckPubl., 2016. 462 p.

18. Saferstein R. Criminalistics: An Introduction to Forensic Science. 12th ed. Pearson, 2020. 576 p.

19. McKee A.J. Fundamentals of Criminal Investigation. Middletown, 2019. 251 p.

20. Schuliar Y., Crispino F. Semiotics, Heuristics, and Inferences Used by Forensic Scientists. Siegel J.F., Saukko P.J., Houck M.M. (eds.). Encyclopedia of Forensic Sciences. 2nd ed. Academic Press Publ., 2013, pp. 310-313. DOI 10.1016/B978-0-12-382165-2.00198-7.

Информация об авторе

Бахтеев Дмитрий Валерьевич - доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики. Information about the Author

Bakhteev Dmitry Valerievich - Doctor of Law, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Criminalistics.

Статья поступила в редакцию 25.04.2023; одобрена после рецензирования 11.05.2023; принята к публикации 11.05.2023. The article was submitted 25.04.2023; approved after reviewing 11.05.2023; accepted for publication 11.05.2023.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.