Научная статья на тему 'Информация, знания, интеллект: свойства и отношения. Модель преобразования информации в знания'

Информация, знания, интеллект: свойства и отношения. Модель преобразования информации в знания Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1475
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATION RESOURCES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дресвянников Владимир Александрович

Актуальность и цели. В современной информационной экономике (экономике знаний) информация и знания рассматриваются как особые ресурсы, умелое использование которых в деятельности человека, группы людей обеспечивает им неоспоримые конкурентные преимущества высокого порядка. Инструментом работы с информационными ресурсами является интеллект, который имеет сложную структуру и вступает в определенные отношения с информацией и знаниями в процессе интеллектуальной деятельности. Целью данного теоретического исследования является уточнение базовых понятий «информация, «знания», «интеллект», раскрытие их основных свойств, связей и отношений, представление общей схемы преобразования информации в знания. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы системный подход, общенаучные методы, методы описания и структурирования данных, формальной логики. Результаты. Построена теоретическая модель предметной области исследования, которая является основой для осуществления эмпирической и практической деятельности человека по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов. Выводы. Работа с информационными ресурсами требует сознательного использования системных составляющих индивидуального и группового интеллекта, что позволяет осуществлять их последовательную трансформацию и приращение ценности с конечным получением требуемого экономического результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION, KNOWLEDGE, INTELLIGENCE: PROPERTIES AND RELATIONS. MODEL TRANSFORMING INFORMATION INTO KNOWLEDGE

Background. In today's information economy (knowledge economy), information and knowledge are seen as special resources, skillful use of which human activities, a group of people gives them undeniable competitive advantages of a high order. Tools to work with information resources is intelligence that is complex and takes a certain relationship with the information and knowledge in the process of intellectual activity. The purpose of this theoretical study is to clarify the basic concepts «information», «knowledge», «intelligence», the disclosure of their basic properties, connections and relationships represented by the general scheme of transforming information into knowledge. Materials and methods. A theoretical model of the subject area of research, which is the basis for the empirical and practical human activity on the development and effective use of information resources. Results. A theoretical model of the subject area of research, which is the basis for the empirical and practical human activity, a group of people on the creation and effective use of information resources. Conclusions. Work with information resources requires conscious use of system components of individual and group intelligence that enables them consistent transformation and increment values to obtain the desired final economic result.

Текст научной работы на тему «Информация, знания, интеллект: свойства и отношения. Модель преобразования информации в знания»

УДК 658(075.8)

ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТ: СВОЙСТВА И ОТНОШЕНИЯ. МОДЕЛЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЗНАНИЯ

В. А. Дресвянников

INFORMATION, KNOWLEDGE, INTELLIGENCE: PROPERTIES AND RELATIONS. MODEL TRANSFORMING INFORMATION INTO KNOWLEDGE

V. A. Dresvyannikov

Аннотация. Актуальность и цели. В современной информационной экономике (экономике знаний) информация и знания рассматриваются как особые ресурсы, умелое использование которых в деятельности человека, группы людей обеспечивает им неоспоримые конкурентные преимущества высокого порядка. Инструментом работы с информационными ресурсами является интеллект, который имеет сложную структуру и вступает в определенные отношения с информацией и знаниями в процессе интеллектуальной деятельности. Целью данного теоретического исследования является уточнение базовых понятий - «информация, «знания», «интеллект», раскрытие их основных свойств, связей и отношений, представление общей схемы преобразования информации в знания. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы системный подход, общенаучные методы, методы описания и структурирования данных, формальной логики. Результаты. Построена теоретическая модель предметной области исследования, которая является основой для осуществления эмпирической и практической деятельности человека по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов. Выводы. Работа с информационными ресурсами требует сознательного использования системных составляющих индивидуального и группового интеллекта, что позволяет осуществлять их последовательную трансформацию и приращение ценности с конечным получением требуемого экономического результата.

Ключевые слова: информация, знания, интеллект, информационные ресурсы.

Abstract. Background. In today's information economy (knowledge economy), information and knowledge are seen as special resources, skillful use of which human activities, a group of people gives them undeniable competitive advantages of a high order. Tools to work with information resources is intelligence that is complex and takes a certain relationship with the information and knowledge in the process of intellectual activity. The purpose of this theoretical study is to clarify the basic concepts - «information», «knowledge», «intelligence», the disclosure of their basic properties, connections and relationships represented by the general scheme of transforming information into knowledge. Materials and methods. A theoretical model of the subject area of research, which is the basis for the empirical and practical human activity on the development and effective use of information resources. Results. A theoretical model of the subject area of research, which is the basis for the empirical and practical human activity, a group of people on the creation and effective use of information resources. Conclusions. Work with information resources requires conscious use of system components of individual and group intelligence that enables them consistent transformation and increment values to obtain the desired final economic result.

Key words: information, knowledge, intelligence, information resources.

Введение

Информация и знания отличаются от финансовых, природных, трудовых и технических ресурсов. Экономисты называют их «общественным благом». Это означает, что информация и знания не убывают по мере их передачи другим людям и использования в практической деятельности. Однако следует отметить, что при этом они теряют свою ценность, что недопустимо в конкурентной экономике. Следовательно, в организациях необходимо создать систему управления информационными ресурсами, используя современные теории менеджмента.

1. Понятия «информация», «знания», «интеллект»

При построении теоретической модели предметной области исследования, прежде всего, следует разделить понятия «информация» и «знание» и показать их взаимосвязь.

Известный американский ученый-кибернетик Н. Винер определил информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [1].

В своей работе «Передача информации» (1928) американский ученый Р. Хартли указал на то, что информация представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями, имеющими определенный смысл для корреспондентов. Другой американский ученый К. Шеннон развил теорию Хартли и указал, что информация должна уменьшать меру неопределенности (энтропию) для ее получателя.

Дальнейшие попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар-Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е. К. Войшвилло и др.). В них информация также рассматривается как уменьшение или устранение неопределенности.

В прагматических подходах к определению информации (например в бихевиористской модели Акоффа-Майлса) выделяют ее ценность, полезность для человека. Те сведения, что не приносят пользу, не интересны, не обеспечивают достижения поставленных целей, не являются информацией.

С точки зрения философии информация (от лат. information - разъяснение, изложение) - это набор некоторых сведений, совокупность каких-то данных, знаний [2]. Таким образом, информация - это родовое понятие по отношению к знаниям.

Российский ученый А. И. Демин [3] выделяет три формы информации:

- первичная - непосредственно материя, вещество, существующее в определенной форме;

- вторичная - наши представления о материи, выраженные определенными символами, кодами;

- простая (примитивная) информация - направленность движения на преобразование первичной информации на основе вторичной.

Можно предположить, что здесь вторичная информация рассматривается как теоретические знания, а простая - как практические, преобразующие

знания. Под первичной информацией, возможно, ученый понимает неискаженную в нашем сознании информационную модель, находящуюся в основе материи и неотрывную от нее.

По нашему мнению, более точным будет следующее определение информации.

Информация (от лат. т/огтаНо - разъяснение, изложение) - это продукт исследовательско-поисковой интеллектуальной деятельности человека (группы людей, организации), представляющий собой изложение смыслового содержания элемента реальной действительности - сущности, явления, объекта, процесса - в определенной нематериальной форме, ценность которого для пользователя заключается в повышении содержательности отраженной в сознании действительности и в снижении неопределенности конкретной ситуации с учетом контекста деятельности.

Ключевые свойства информации:

- является результатом (продуктом) исследовательско-поисковой деятельности человека;

- имеет содержание, отражающее отдельные аспекты объективной реальности;

- нематериальна;

- формализована, т.е. представлена на определенном языке и определенном носителе;

- требует интеллектуальной деятельности для практического применения;

- обладает ценностью для пользователя;

- дискретна и быстро устаревает;

- имеет пассивный характер;

- является внешней по отношению к человеку, имеет определенный источник;

- является объектом коммуникации, т.е. безгранично и свободно распространяется в информационной среде;

- является «сырьем» для создания знаний.

Рассмотрим также содержание понятия «знания» в нескольких трактовках.

С философской точки зрения знания - это продукт общественно-трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеальное воспроизведение в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира [2]. Здесь выделяются абстрактный характер знаний, их идеальность и возможность использования этих идеальных знаний, являющихся результатом познавательной деятельности человека в его практической деятельности.

Американский ученый Питер Друкер определяет знания как информацию, которая служит изменению чего-либо или кого-то, создавая базу для определенных действий и побуждая личность (или институт) к другим, более эффективным действиям [4]. В содержание этого понятия П. Друкер включил направляющую, стимулирующую роль знаний, что определяет их экономическое назначение.

С точки зрения информатики знание - это формализованная информация, на которую ссылаются и которую используют в процессе решения задачи [5]. Вопрос формализации информации и знаний, безусловно, является од-

ним из важнейших, и ему будет уделено внимание в представленном исследовании.

Перейдем к авторской формулировке понятия «знания».

Знания - это продукт познавательно-созидательной интеллектуальной деятельности человека (группы людей), на основе полученной информации системно отражающий реальную действительность и позволяющий ему более эффективно выполнять определенную практическую деятельность, т.е. формирующий его экономический потенциал.

Основные свойства знаний:

- являются результатом (продуктом) познавательно-созидательной (исследовательско-аналитической и проектной) деятельности человека;

- системно отражают объективную действительность;

- нематериальны;

- могут быть в определенной мере формализованы;

- обладают возможностью безграничного распространения в социальной среде;

- подчиняются закону развития (жизненный цикл, онтогенез знаний);

- имеют экономическое значение, практическое применение и вследствие этого обладают ценностью для человека, принося ему пользу (благо);

- становятся неотъемлемой частью человека, трансформируясь в его интеллект;

- возможность создания знаний и эффективность их использования определяются социально-психологическими характеристиками их владельца.

Поскольку информация, как отмечалось выше, является внешней по отношению к человеку, то для ее восприятия она должна быть формализована. Знания же могут быть формализованы (эксплицитные (явные) знания) и не формализованы (имплицитные (неявные) знания).

Интересным представляется вопрос формализации информации. Здесь возможны две ситуации и, соответственно, два вида информации:

1. Информация создана, формализована, тиражирована, социализирована кем-либо. Например, это информация, представленная в СМИ, в системе Интернет. Назовем ее искусственной информацией или информацией второго (II) рода.

2. Информация, которая воспринимается человеком с помощью его ре-цепторной системы (органов чувств), - природная информация или информация первого (I) рода. Например, эта информация о наблюдаемом объекте, процессе, явлении. Она может быть предназначена только для внутреннего использования как элемент последовательной мыслительной деятельности без последующего ее тиражирования.

Отметим несколько моментов относительно информации I рода.

1. Ее предварительная (промежуточная) формализация может осуществляться в форме зафиксированных в памяти ощущений, представлений, образов.

2. Она неотрывна от сознания человека, поскольку является отражением в сознании вещей, объектов, явлений, ситуаций - всего того, на что направлено внимание человека. При этом в интеллектуальной деятельности упор делается на исследования с последующим анализом полученных сведений, их обработкой.

Информация I рода предварительно формализуется как зафиксированные в памяти ощущения, представления, образы, мыслеформы. Затем, в зависимости от поставленных целей исследования, она может быть трансформирована в информацию II рода для социализации либо участвовать как «сырье» в процессе получения новых знаний.

Говоря о соотношении информации и знаний, можно также отметить следующее:

1. При преобразовании информации в знания целесообразна и, как правило, характерна избыточность информации по объему, так как информация отрывочна, отражает отдельные элементы реальности, дублирует друг друга, может не относиться к контексту решаемой задачи. В связи с этим целесообразно выделить такие подвиды (или предвиды) информации, как сведения и данные, которые отражают разную степень качественных характеристик информации.

2. Не вся информация, получаемая человеком, служит целям преобразования ее в знания. Особенностью психики человека является то, что потребность постоянного получения информации является для него одной из важнейших - «информация как воздух», поэтому ее получение является фоном всей его жизни, так называемая фоновая информация. Например, это может быть непрерывное прослушивание музыки, чтение прессы без разбора, просмотр всех подряд телепередач или даже «прощелкивание» каналов ТВ и пр.

3. Существует информация, которая связана с эмоциями, чувствами человека. Удовлетворение чувственных потребностей доставляет человеку удовольствие, но, кроме того, он может полученный чувственный опыт преобразовать в ментальный. Например, получив удовольствие от игры актера, в последующем перенять его стиль поведения.

4. Полученные человеком знания могут послужить информацией для получения новых знаний более высокого порядка. Например, практические знания о поведении потребителей на рынке, которые позволяют менеджеру по продажам принимать текущие решения, могут быть трансформированы в методики принятия подобных решений. В процессе обучения наблюдается обратный по отношению к указанному процесс - теоретические знания являются входной информацией, которая позволяет при их осмыслении и освоении с приложением к реальному контексту перейти к практическим знаниям.

5. При получении информации I рода в интеллектуальной деятельности человека в основном задействована и доминирует его сенсорная система: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильная чувствительность. При этом внимание человека распределено между внешним миром (на реальный объект) и внутренним ментальным полем человека и его памятью (установлена параллель между ними), но здесь внимание преимущественно обращено вовне (экстра-внимание). При получении знаний работают участки головного мозга, отвечающие за логическое, вербальное и другие виды мышления, и внимание преимущественно обращено вовнутрь - в ментальное поле человека и в его память. Возможна еще одна ситуация, когда вторичная информация записана не на материальном носителе, а в памяти человека и извлекается по мере надобности из нее - ментальная операция припоминания. Простейший пример - это припоминание телефонных номеров. В этом случае память ис-

пользуется как хранилище информации, она должна быть долговременной (при восприятии информации достаточно иконической и кратковременной памяти), хорошо организованной, и человек должен уметь использовать мнемонические технологии запоминания и припоминания.

6. Необходимо выделить еще одну существенную особенность взаимоотношения информации и знаний - сама по себе информация не является ценной, и ее невозможно трансформировать в знания, если не приложить к ней другие знания, связанные с использованием этой информации. Например, сотрудник организации получил информацию о характеристиках клиентов, но если он не знает теорию сегментации рынка и потребительского поведения, то эта информация не является для него полезной и не снимает рыночной неопределенности.

2. Понятие «интеллект». Структура интеллекта

Такая физиологическая конструкция, как мозг человека, предоставляет ему поистине удивительные возможности, отсутствующие у других живых существ. Эти возможности реализуются через интеллектуальную деятельность, т.е. работу с мозгом как с «верстаком» по созданию информации и знаний, позволяющих как отражать, так и преобразовать реальную действительность.

Интеллект - это совокупность способностей человека (группы людей) к созданию информации и знаний с последующим их экономическим использованием для получения выгоды (пользы, блага).

Интеллект человека имеет сложную структуру, представленную на рис. 1. Остановимся на этом подробнее.

1. Интеллект восприятия мира - это, главным образом, психические процессы внимания, сосредоточения, распознавания объектов окружающего мира и себя как индивидуума (личности), их отображения и запоминания.

2. Эмоциональный (художественный) интеллект - это эмоциональные реакции человека при восприятии реального мира; возможность осознавать свой внутренний эмоциональный мир и управлять им, ощущать и переживать внешние эмоциональные воздействия; эстетические способности человека; способности к созданию наглядных образов - воображение, фантазия.

3. Интеллект мышления, содержащий психические процессы логического, системного, каузального мышления, обеспечивающие нейронные операции обработки информации, основанные на цепочках ассоциаций.

4. Креативный (творческий) интеллект, который определяется степенью природно-заданной интеллектуальной активности и мощности, гибкости, подвижности, ассоциативности мышления и поведения человека, способностью не только воспроизводить в своем сознании окружающий мир, но и понимать его нестандартно, видеть скрытые проблемы и возможности, что позволяет создавать новую информацию и знания, принимать эффективные решения в условиях неопределенности, обучаться и изменяться.

5. Социально-культурный интеллект - это развитые вербальные способности человека, экстравертный тип его характера, способность к эффективному общению и взаимодействию с людьми, умение определять свой социальный статус и общественное предназначение - миссию.

6. Экономический (предпринимательский, хозяйственный) интеллект -это, прежде всего, способности к самомотивации, волевые качества человека, целеполагание, а также практическая сметка, смекалка и предприимчивость, способность видеть в окружающем мире возможность создания экономического результата и извлечения из него выгоды [6].

Восприятия

(информационного

пространства)

Эмоциональный (чувственный)

Мышления (продукционный}

Творческий ___(креативный)

Социально-культурный

Экономический __(предпринимательский)

Рис. 1. Системное представление структуры интеллекта человека

Представленный перечень видов интеллекта расположен в определенной процессной последовательности: от восприятия реального мира до его хозяйственного использования и преобразования. Однако фактически имеет место сложное взаимодействие различных видов интеллекта, изменение порядка их следования. В частности, креативный интеллект, безусловно, определяется не только состоянием восприятия, эмоционального переживания и мышления, но и социальной составляющей интеллектуальной и реальной деятельности человека, его культурой, социальным статусом и пр.

3. Интеллектуальная деятельность как процесс преобразования информации

Рассмотрев базовые понятия и отношения предметной области исследования, перейдем к модели работы интеллекта по использованию информации для создания знаний, представленной на рис. 2.

1. Получение информации в виде сведений, т.е. нераспознанной, неструктурированной, необработанной информации I рода, которая проявляется, прежде всего, как определенные признаки объекта, «следы» события, симптомы определенного явления. Например, в качестве признаков при получении информации о реальном объекте выступают его внешние проявления; в частности, если это материальный объект, то геометрическая форма. Здесь человек использует свой интеллект восприятия информации - определенную сенсорную систему, внимание, иконическую и кратковременную па-

мять. Если человек обладает значительным эмоциональным интеллектом, то он использует эмоциональное восприятие реального объекта, эмпатирует с ним. Некоторые люди дополнительно используют интуитивные способы восприятия информации.

Рис. 2. Общая схема трансформации сведений в данные и знания с получением экономического результата

2. Распознавание сведений посредством ранее созданных объектных знаний и трансформация их в данные. При этом признаки объекта сопоставляются с объектными знаниями, определяется его принадлежность к определенному классу, роду, виду, подвиду, группе и пр. Так осуществляется логическая операция перехода от общего к частному. Понятно, что человек должен обладать этими объектными знаниями в явной или неявной их форме. При трансформации сведений в данные, кроме распознавания по необходимости, осуществляются ментальные операции их структурирования (упорядоченности), объединения и разъединения, стирания (ликвидации), организации хранения с помощью кратковременной и долговременной памяти или искусственных систем. На этом этапе основная работа осуществляется интеллектом мышления.

3. Полученные данные проходят проверку на качество. Прежде всего, это проверка на достоверность - являются ли данные фактами. Факты можно рассматривать не просто как вид информации, а как иное проявление элемента реального мира, его неотъемлемое свойство. И то, насколько точно мы отображаем в своем сознании это свойство, определяется внешними и внутренними условиями, прежде всего качеством интеллекта восприятия человека. Затем выполняется проверка на полноту, и если данных недостаточно для решения задачи, то цикл повторяется. Если же данные не проходят проверку на контекст решаемой задачи, то они либо уточняются (циклы итерации), либо передаются в хранилище, либо ликвидируются. Важной является проверка на своевременность, так как информация быстро устаревает.

4. Полученная таким образом информация в форме релевантных данных является входным материалом, сырьем для получения новых знаний, привязанных к конкретному объекту реальной действительности.

Для создания новых знаний необходимо использовать процедуры принятия решений:

- анализ критериев и ограничений на решение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- генерация альтернатив;

- выбор одного варианта решения или определенного их набора.

Приятое решение есть процессуальные знания, предписывающие необходимые действия человека в данном контексте реальной действительности. На этом этапе существенное значение имеет креативный интеллект.

5. Еще один этап связан с социализацией полученной информации и знаний в том случае, конечно, если человек не хочет их сделать своим «ноу-хау». Здесь вступает в действие социально-культурный интеллект.

6. Последние интеллектуальные решения связаны с применением полученных знаний, например, для решения определенной проблемы, достижения поставленной цели. Эту работу выполняет экономический интеллект.

Заключение

Теоретическое и методологическое моделирование интеллектуальной деятельности человека, безусловно, имеет практическое назначение. Прежде всего, это необходимо для создания технологий этой деятельности и повышения ее эффективности. Кроме того, такие модели могут быть использованы при создании систем искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер ; пер. с англ. И. В. Соловьева, Г. Н. Поварова ; под ред. Г. Н. Поварова. - 2-е изд. -М. : Наука ; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.

2. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. - 3-е изд. - М. : Политиздат, 1975. - 496 с.

3. Демин, А. И. Информация как всеобщее свойство материи / А. И. Демин. - URL: http://prvinform.narod.ru/index.html (дата обращения: 03.11.2010).

4. Друкер, П. Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении / П. Ф. Друкер ; пер. с англ. - М. : СП «Бук Ин-тернейшил», 1994. - 377 с.

5. Гаврилова, Т. А. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем / Т. А. Гаврилова, К. Р. Червинская. - М. : Радио и связь, 1992.

6. Дресвянников, В. А. Организационное развитие и элементы структуры интеллектуального капитала / В. А. Дресвянников, С. С. Гаврина // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 2. - URL: http://dom-hors.ru/

Дресвянников Владимир Александрович доктор экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и маркетинга, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве РФ E-mail: dva5508@yandex.ru

Dresvyannikov Vladimir Aleksandrovich doctor of economic sciences, associate professor, sub-department of management and marketing,

Penza branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

УДК 658(075.8) Дресвянников, В. А.

Информация, знания, интеллект: свойства и отношения. Модель преобразования информации в знания / В. А. Дресвянников // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 3 (15). - С. 214-223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.