Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
115
• укрепляется ресурсная база ДОУ;
• повышается доверие родителей к эффективности расходования внебюджетных средств;
• усиливается влияние общественности на жизнь дошкольного образовательного учреждения. Анализируя результаты работы на сегодняшний
день, мы определили перспективы работы по проблеме государственно-общественного управления в образовательном учреждении:
• корректировка нормативной базы, регламентирующей деятельность Совета;
• разработка эффективной модели государственно -общественного управления в дошкольном отделении образовательного учреждения;
• проведение обучения членов Совета с целью фор-
мирования мотивации к участию в деятельности совета, понимания сущности и специфики государственно-общественного характера управления
дошкольным образовательным учреждением, понимания состояния и проблем ДОУ, механизмов его финансирования и управления;
• разработка инструментария оценки эффективности работы Совета;
• проведение мониторинга деятельности Совета с целью распространения лучших практик [1,3]. Сегодня для образовательного учреждения на первый план выходит задача обеспечения максимального соответствия образовательной системы потребностям детей, их семей и общества в целом.
Развитие и усиление роли общественной составляющей в управлении дошкольным образовательным учреждением позволяет учитывать общественные запросы на его качество и условия образования детей дошкольного возраста, а также привлекать в дошкольные образовательные учреждения дополнительные ресурсы, одновременно увеличивая общественную прозрачность их использования.
Литература
1. Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие. -Саратов, 2006.
2. Аникеева Н.В.Вовлечение общественности в управление образованием как механизм запуска инноваций в управлении //Нововведения в управлении образованием / под ред. А.М.Моисеева.- М., 2004.
3. Современное качество общего образования: модели образовательных систем и эффективные педагогические механизмы достижения: монография/В. Н. Кеспиков, М.И. Солодкова, Д.Ф Ильясов и др.; науч.ред. : В.Н. Кеспиков, М.И. Солодкова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2012.-240с.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
ИНФОРМАЦИЯ, СИНЕРГЕТИКА, ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ В ОБУЧЕНИИ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Ламзин Сергей Алексеевич
Док. пед. наук, профессор кафедры иностранных языков, г.Рязань
АННОТАЦИЯ
Обучение иностранным языкам на современном этапе должно определяться научными категориями, положениями и явлениями, которые получили большое развитие - 1) информация, 2) синергетика, 3) виртуальная реальность. Обучение иностранным языкам неразрывно связано с информацией. При этом учащиеся являются информационными, кибернетическими и самообучающимися системами. В этой связи к иноязычному обучению применимы положения синергетики. Содержательную сторону дидактического процесса должны определять виртуальные (возможные) миры. А формирование иноязычной речи должно определяться свободным саморазвитием замысла речевого высказывания как идеи, смысловой сферы, по концепции А.Ф.Лосева.
Ключевые слова: синергетика, виртуальная реальность, возможные миры, саморазвитие, самовыражение, самоактуализация ABSTRACT
The foreign language teaching in the modern stage must be determined by scientific categories, theses and phenomena which got great development - 1) information, 2) synergetics, 3) virtual reality. The foreign language teaching is inseparably linked with information. At the same time the students are informational, cybernetic and self-learning systems. In this connection the theses of synergetics are applicable to foreign language teaching. The substantial side of the didactic process must be determined by virtual (possible) worlds. And the development of foreign language speech must be determined by the free selfdevelopment of intention of speech utterance as one of idea, of meaning sphere according to the conception by A.F.Losev.
Keywords: synergetics, virtual reality, possible worlds, self-development, self-expression, self-actualization
Обучение иностранным языкам на современном этапе должно определяться научными категориями, положениями и явлениями, которые получили большое развитие - 1) информация 2) синергетика, 3) виртуальная реальность.
Обучение иностранным языкам как педагогический процесс является вместе с тем и процессом управления. А сам процесс управления, в свою очередь, неразрывно со-
пряжен с понятием информации. С передачей и обработкой информации связано и обучение иностранным языкам.
При характеристике понятия информации как идеального явления мы будем исходить из понятия «идея» в трактовке А.Ф.Лосева: «Идея есть ли нечто или ничто? Идея есть нечто: Идея есть нечто существующее. Если она не существует, тогда не о чем говорить; и тогда никто не имеет права сказать, что она есть нечто. Итак, идея есть
116
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
нечто существующее» [7, с.133]. Идея есть сущее, а материя (меон) - не-сущее.
В чем же заключается становление и развитие идеи, смысловой сферы? В этой связи А.Ф.Лосев писал следующее: «Остается предположить, что мыслимость сама себя создает и двигает, сама собой переходит от одного своего момента к другому. Стало быть, тут не просто переход, но - созидание мыслью свой собственной структуры» [7, с.766]. С этой точки зрения, разъясняет А.Ф.Лосев, должно стать понятным учение Плотина, а именно, что в уме вещь и причина ее слиты в одно и что в уме имеется своя чувственность. В уме содержатся в чрезвычайно большой силе и жизненности все стихии,— растения, земля, огонь, вода, воздух и проч. Ум — прообраз всего, и он сам есть жизнь, содержит в себе живое небо и звезды, растения, живое море, запахи, цвета и звуки. Так что, наш мир — только отображение ума и содержит в себе прообразы всех будущих возможных воплощений. Итак, идея, смысловая сфера как сущее определяет развитие материальных объектов и явлений. Этот вывод представляется нам важным при характеристике информации и процесса обучения иностранным языкам как процесса управления.
Учащиеся как живые организмы (и как все биологические системы) способны использовать информацию для управления своим поведением и являются в этом плане информационными, или кибернетическими. Способность же живых систем (учащихся в том числе), используя информацию, изменять свою внутреннюю структуру посредством поиска оптимальных параметров и определения своего поведения характеризует данные системы как самообучающиеся.
Обучаемого в процессе преподавания иностранного языка следует рассматривать как самоорганизующуюся, самообучающуюся систему, которая реагирует только на информацию, необходимую для нее в данных условиях («здесь») и в данное время («сейчас»). И, следовательно, весь процесс обучения иностранному языку в целом необходимо рассматривать как самообучение учащихся.
Для достижения своих целей система должна сделать выбор, который характеризуется, с одной стороны, как реализация некоторых внутренних состояний, которые возможны для самоуправляемой системы (= обучающегося). С другой стороны, процесс самоорганизации способен реализовывать лишь те потенциальные возможности, которые ему реально предоставляются. Таким образом, процесс самоорганизации, саморазвития как процесс перехода от возможного к действительному неотделим от противоположного процесса порождения новых возможностей. Снятие одной формы неопределенности порождает другую ее форму.
А выбор неустойчивой системой одной линии развития из нескольких возможных связан с такими понятиями, как самоорганизация и точка бифуркации - точка, где происходит потеря устойчивости и выбор одного варианта развития.
Самоорганизация, открытые системы, нелинейность - всеми этими явлениями и категориями занимается синергетика как новая научная парадигма. Синергетика являет собой новое мировидение, новую идеологию. Как полагают Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов, «такой идеологии, которая выводится из знания законов эволюции, самоорганизации и самоуправления сложных систем, явно не хватает человечеству» (выделено мною. - С.Л.) [3, с.18].
Но можно ли синергетику применять для исследования когнитивных систем, одной из которых является преподавание и изучение иностранных языков?
Это является возможным, поскольку синергетика нацелена на то, чтобы раскрывать универсальные механизмы самоорганизации и эволюции сложных (открытых и нелинейных) систем, в том числе и когнитивных систем, системы сознания и подсознания.
Синергетика как новая научная парадигма — парадигма самоорганизации и нелинейности — требует и нового стиля научного мышления — нелинейного мышления. Многовариантность, разнообразие форм активности, случайность, даже хаотичность — все это является характерными чертами творческого мышления. [3].
Любой процесс самоорганизации представляет собой своеобразный компромисс между противоречивыми тенденциями в конфликтной ситуации. Вместе с этим тезисом мы затронули вопрос об источниках и причинах саморазвития. В общем плане самодвижение материи понимается как ее всеобщее свойство, как активность, которая имеет диалектический характер. Источником самодвижения является противоречивость реальности, наличие противоречий в мире. Движущим началом всякого развития и саморазвития является разделение на противоположности, их «борьба» и разрешение. В кибернетических системах действует своеобразный закон - закон сохранения противоречия: в них осуществляется управление через противоречие с целью достижения определенных результатов борьбы и поддержания равновесия системы, т.е. само противоречие служит поддержанию системы.
Чем выше эффективность механизмов обмена энергией, информацией между системой, организмом и окружающей средой, тем интенсивнее идет процесс самоорганизации.
В познавательном процессе наличие противоречий в развивающейся системе (иноязычная способность) связано с созданием проблемных ситуаций. Именно они, их сложность являются необходимым условием прогрессивного развития личности и иноязычной речевой системы, когда возникают новые организационные формы, способные к дальнейшему развитию. По словам В.Н.Пушкина, «уже давно констатирован тот факт, что подлинное самообучение происходит в процессе решения сложных задач, в ходе эвристической деятельности» (выделено мною. -С.Л.) [9, с.223]. Чем больше и сложнее проблемные ситуации, тем интенсивнее происходит развитие.
Из изложенного мы можем заключить, что и прогрессивное развитие в процессе изучения иностранного языка должно быть связано с разрешением постоянно возникающих проблемных ситуаций. Это будет способствовать также повышению интеллектуального потенциала обучаемых, что является одним из показателей прогресса в развитии самоуправляемых систем. В вопросе о соотношении внутренних и внешних факторов в развитии следует признать, что при взаимодействии живых организмов с внешней средой основным является внутренний фактор [1].
Поскольку человек является самоорганизующейся системой, то его саморегуляция позволяет ему изменять собственное внутреннее состояние, а также детерминанты своего поведения и деятельности. И в данном контексте, считает Б.Ф.Ломов, «мы можем говорить о самодетерминации, которая включается в общую систему детерминант как ее важнейший компонент. В ходе психического развития человека его роль возрастает» (выделено мною. -С.Л.) [6, с.12].
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
117
В качестве одних из основных человеку присуща потребность в саморазвитии. С потребностью в саморазвитии и самоактуализации тесно связан рефлекс самовыражения (потребность в самовыражении), который наряду с прочими способами (мимика, жесты) у человека реализуется также в виде осмысленных фраз.
И в этом плане следует отметить, что нервная система человека развивается как самообучающаяся система. Обучаемость является одним из важнейших ее свойств.
В дидактическом аспекте Н.В.Уфимцева также отмечает, что биологические корни усвоения языка следует искать в механизме самоорганизации и саморегуляции [13]. А Е.С.Кубрякова писала, что «рассмотрение детской речи по форме ее осуществления позволяет утверждать приоритет творческого начала в любой нормально протекающей деятельности» [4, с.182].
В научной литературе также констатируется, что «развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка» (выделено мною - С.Л.) [14, с.42].
Ребенок начинает усвоение языка с его целостного восприятия. Это первичное восприятие определяет то, что в мозгу ребенка складываются нервные структуры, на основе которых происходит «саморазвитие» языковой системы. Язык не может быть усвоен ребенком на основе имитации, поскольку ребенок не способен имитировать структуры, которые не может составить сам. Таким образом, все это приводит нас к выводу, что усвоение языка (как и мышление в качестве познавательного процесса) является активной, творческой деятельностью, связанной с механизмами самоорганизации и саморазвития
Такой путь приобретения знаний связан с продуктивным мышлением. В этой связи В.В.Давыдов писал: «Учебная деятельность по сути своей связана именно с продуктивным (или творческим) мышлением школьников» [2, с.162].
Этот путь дает возможность получения новых знаний в самом процессе обработки информации, то есть спонтанно, а не путем заимствования извне. Поэтому можно согласиться с С.Л.Рубинштейном, что ничто не служит таким очевидным показателем умственного развития, как постоянное возникновение у человека новых мыслей [10]. При этом количество идей переходит в качество. Чем больше идей порождает субъект, тем больше шансов, что среди них будут хорошие, наиболее правильные и наилучшие. Необходимым условием увеличения знаний на всех уровнях человеческого сознания является постановка проблемы и ее решение.
Диалектическое понимание детерминизма кратко формулируется в положении: внешние причины действуют через посредство внутренних условий [11]. При такой трактовке детерминации преодолевается ограниченность механистического, линейного, жесткого, однозначного принципа детерминизма, согласно которому всякая причина действует как внешний толчок, непосредственно и однозначно определяющий эффект взаимодействия. В соответствии с такой механистической точкой зрения результат внешнего воздействия на то или иное явление не зависит от внутренних, специфических свойств последнего.
При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия на нее. Таким образом, формирование иноязычной способности нельзя вывести только из
внешних воздействий (заданий, системы языка), при этом необходимо учитывать и все внутренние факторы (психические качества) личности.
Личность формируется лишь во взаимодействии, в которое вступает с окружающим миром. В осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется, развивает внутренние психические свойства. Поэтому вполне справедливо применительно к развитию личности А.Н.Леонтьев предлагает изменить положение, сформулированное С.Л.Рубинштейном («внешние причины действуют через посредство внутренних условий»), и представить его в виде следующего тезиса: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет [5].
Такое развитие личности при обучении иностранным языкам может происходить с использованием виртуальных миров. Понятие виртуального широко применяется в наше время. Развитие компьютерных технологий дает основание утверждать о существовании «кибер-пространства» как некоей целостной реальности, «искусственной реальности», идея которой была выдвинута еще в 1969 г. М. Крюгером.
Возможные (виртуальные) миры могут и, на наш взгляд, должны определять содержательную сторону процесса обучения иностранным языкам.
Возможные миры (создаваемые интенсионалами языковых знаков), есть, во-первых, реальность нашей жизни, поскольку существуют в том же объективном мире, в котором существуем и мы. Во-вторых, с точки зрения творческого воображения, к нашему реальному миру можно подойти как к нереальному (фантастическому), как к мифу. А.Ф.Лосев писал: «Итак, диалектика требует фи-гурности пространства, конечности и превращаемости каждого тела в другое. Абсолютная мифология есть теория актуальной бесконечности всех реальных, возможных и мыслимых объектов. Это теория перспективности бытия и рельефности, выразительности жизни» [8, с.181]. Многое из того, что раньше считалось и сейчас считается нереальным, является или уже реальным (материально воплощенным), или же, в принципе, объективно возможным в действительности.
Мышление может и должно создавать схемы поведения, модели реального мира в соответствии с любым стечением обстоятельств, то есть в бесконечно изменяющихся условиях. В процессе познания, таким образом, необходимо создавать новые понятия, абстракции и идеализации, воображаемые условные ситуации, комбинации и отношения элементов, которых нет, но могут быть. Такое познавательное отражение есть в сущности творческий подход. Развитие воображения, фантазии и образного мышления для человека невозможно переоценить. Без могучего воображения, фантазии невозможна никакая специфическая человеческая деятельность.
Как пишут П.В.Симонов и П.М.Ершов, «вооруженность воображением есть, в сущности, вооруженность интуицией или сверхсознанием» [12, с.45]. Фантазию, воображение, логику они считают универсальными качествами, которые должны входить в квалификацию человека.
Для успешного развития и совершенствования иноязычной способности, необходимо свободное формирование собственных замыслов у обучаемых, чтобы этот процесс исходил из личностно-смысловой, мотивационной сферы их сознания, которая включает в себя потребности и интересы, эмоции и чувства, на основе самодетерминации и саморазвития. И если не будет такого свободного
118
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
творческого формирования замыслов - ядра деятельности, то, следовательно, не будет развития самой речемыслительной деятельности и формирования иноязычной способности.
Такое свободное формирование замысла иноязычного речевого высказывания возможно в творчески-про-блемных (энигматических) ситуациях с использованием виртуальной реальности и возможных миров. На занятиях по иностранному языку такие миры могут быть представлены визуальными изображениями в стиле фантастики и фэнтези.
Итак, обучение иностранным языкам должно быть связано с концепциями синергетики (самоорганизации, самодетерминации) и возможных (виртуальных) миров. Развитие иноязычной речи должно определяться свободным саморазвитием замысла речевого высказывания как идеи, смысловой сферы, по концепции А.Ф.Лосева.
Список литературы
1. Бородкин В.В. Проблемы отрицания и развития. -М.: Наука, 1991. -180 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
3. Князева Е.Н., С. П. Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с.
4. Кубрякова Е.С. Проблема онтогенеза речевой деятельности // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991.- С. 141-185.
5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1983. Т.2. -320 с.
6. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях. - М.: Наука, 1990. - С. 10-18.
7. Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
8. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991. - 525 с.
9. Пушкин В.Н. (11) Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 272 с.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
11. Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. - 1957. N 5. - С.57-66.
12. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 160 с.
13. Уфимцева Н.В. Биологические и социальные факторы в речевом развитии // Этнопсихолингвистика. - М.: Наука, 1988. - С.163-184.
14. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Роль человека в общении. - М.: Наука, 1987. - 172 с.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
УЧЕБНОГО ДНЯ
Меженская Марина Ивановна, Нагорная Татьяна Владимировна
Богатко Николай Олегович
Старшие преподаватели, Севастопольский государственный университет
АННОТАЦИЯ
Рассматривается проблема адаптации студентов первокурсников к учебным нагрузкам в течение учебного дня. В исследовании принимали участие 67 студентов в возрасте 17-18 лет. Установлено, что зрительная сенсорная система является индикатором реагирования организма на различные виды утомления - психического, умственного, физического.
ABSTRACT
The problem of adaptation of students offreshmen is examined to the educational loadings during educational day. In research took part 67 students in the age of 17-18. It is set that the visual sensory system is the indicator of reacting of organism on the different types offatigue - psychical, mental, and physical.
Ключевые слова: студенты, адаптация, функции зрительной сенсорной системы, разностная чувствительность, глубинное зрение.
Keywords: student, adaptation, visual sensory system functions, sensitivity sensibility, dark adaptation, remote vision.
Многочисленные исследования механизма утомления позволили установить, что продолжительная умственная работа отражается на функциях почти всех систем организма [3, с.25]. Длительность, глубина и направленность изменений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и другими причинами. Работоспособность студентов под влиянием учебной деятельности претерпевает изменения, которые наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении учебного года [1, с.97].
Высокий уровень активности зрительной сенсорной системы обеспечивает мгновенную и точную перестройку любой умственной или двигательной деятельности [2, с.27]. Совершенствование функций зрительной
сенсорной системы значительно улучшают тактильное и мышечное восприятие. Таким образом, изменение уровня активности зрительной сенсорной системы, так как и частоты сердечных сокращений, является индикатором восприятия человеком физических и психологических напряжений. Учебные нагрузки в течение дня оказывают воздействие, прежде всего на зрительную сенсорную систему организма студентов. Поэтому исследование влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма студентов и явилось предметом наших исследований.
В результате анкетного опроса установлено следующее: учебное время студентов в среднем составляет 5258 часов в неделю (включая самоподготовку), т. е. ежедневная учебная нагрузка составляет в среднем около 8-9