Научная статья на тему 'Информация с ограниченным доступом как объект уголовно-правовой охраны'

Информация с ограниченным доступом как объект уголовно-правовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1285
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / СВЕДЕНИЯ / СООБЩЕНИЕ / ДАННЫЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремова М. А.

В статье рассматриваются виды информации, которая имеет ограниченный доступ, с указанием на недостатки в обеспечении ее охраны уголовно-правовыми средствами. Делается вывод о несовершенстве действующего законодательства, регламентирующего данный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информация с ограниченным доступом как объект уголовно-правовой охраны»

М.А. Ефремова

кандидат юридических наук (Ульяновский государственный университет)

Информация с ограниченным доступом как объект уголовно-правовой охраны

В статье рассматриваются виды информации, которая имеет ограниченный доступ, с указанием на недостатки в обеспечении ее охраны уголовно-правовыми средствами. Делается вывод о несовершенстве действующего законодательства, регламентирующего данный институт.

Ключевые слова: информация; информация с ограниченным доступом; конфиденциальная информация; государственная тайна; сведения; сообщение; данные.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности не только во внутриполитической, экономической, социальной сферах, но и в информационной сфере. Это обусловлено тем, что в Российской Федерации активно идет процесс формирования информационного общества. Как отмечается в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [1], информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Там же указывается, что составной частью реализации Стратегии в области противодействия использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России является обеспечение неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, соблюдение требований по обеспечению безопасности информации ограниченного доступа. Одним из инструментов обеспечения безопасности информации с ограниченным доступом является законодательство, в том числе и уголовное. Информация с ограниченным доступом не выделена в отечественном законодательстве в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны. Информационный объект преступлений прослеживается прямо или косвенно в ряде статей УК РФ, но все они расположены в разных разделах и главах. При этом для обозначения информации законодатель пользуется различной, хотя иногда и сходной по своему содержанию терминологией. Анализ, проведенный Букалеровой Л.А. и Пикуровым Н.И., показал, что в 13 нормах предусмотрены незаконные деяния с понятием «информация», по 16 составам Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за противоправные деяния со «сведениями» и в 13 нормах охраняются «тайны» [2].

Представляется, что такой подход себя исчерпал. Информация с ограниченным доступом должна быть выделена в качестве самостоятельного объекта уголовноправовой охраны не только в доктрине уголовного права, но и в уголовном законодательстве. Следует выработать и определенное единство относительно определения понятий, используемых для определения информации. При этом следует опираться на легальное определение информации как сведений, сообщений, данных независимо от формы их представления [3].

По мнению А.А. Турышева, наличие информации в том или ином составе преступления позволяет относить его к преступлению информационного характера (информационному преступлению). Информационное преступление находит свое выражение

в особенностях характеристики информации в объективных и субъективных при -знаках составов преступлений. В системе объект — предмет информация служит интегрирующим элементом. С одной стороны, она выступает частью объекта преступления, с другой — неотъемлемым свойством предмета преступления[4. С.6]. Среди преступлений информационного характера особо следует выделить преступления, посягающие на информацию с ограниченным доступом. По мнению И.С. Салихова, к информации с ограниченным доступом следует отнести государственную тайну, межгосударственные секреты и конфиденциальную информацию[5. С.12]. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации[6]. Под конфиденциальной информацией понимается любая информация с ограниченным доступом, не обладающая признаками государственной тайны либо межгосударственных секретов [5. С.12]. Закон под конфиденциальностью информации понимает обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя[3]. Межгосударственные секреты, в силу своей природы и значимости, должны регулироваться международными правовыми актами, отдельные положения которых в дальнейшем могут быть имплементированы в отечественное законодательство. Как отмечает С.И. Суслова, уголовная ответственность в случаях нарушения правил обращения может наступить лишь для 12 из 40 видов информации ограниченного доступа, а административная ответственность - только в одном случае, что также свидетельствует о декларативности действующих законов в области защиты информационных объектов и делает маловероятным реализуемость данных законов[7, с.64].

Уголовно-правовой охране государственной тайны посвящены пять статей главы 29 УК РФ (ст. 275; 276; 283; 283.1; 284). Что касается уголовно-правовой охраны конфиденциальной информации, то ответственность за посягательства на ее неприкосновенность расссматривается в разных главах. Так, ст. 137 УК РФ, расположенная в главе 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина», предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Объективная сторона выражается альтернативно в одном из трех действий: незаконном собирании сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица; распространении этих сведений; распространении таких сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или в средствах массовой информации, а также в последствии в виде вреда правам и законным интересам потерпевшего и причинной связи между любым из указанных действий и наступившим последствием. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [8]. Законодательно понятия «частная жизнь», «личная тайна» и «семейная тайна» не закреплены. Представляется, что личная и семейная тайны являются составными элементами частной жизни лица, которая лишь этим не исчерпывается. Что же касается разграничения самих понятий «личная тайна» и «семейная тайна», то оно должно проводиться по кругу субъектов, этой тайной обладающих. Ст. 138 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан. Она имеет место в случае незаконного ознакомления с перепиской, почтовыми и телеграфными сообщениями, прослушивания чужих переговоров, а также ознакомле-

ния с информацией, поступившей по телетайпу, телефаксу и другим телекоммуникациям. В соответствии с уже упомянутой ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения [8]. Ст.155 УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения). В соответствии со ст.139 СК РФ тайна усыновления охраняется законом [9]. Какие именно сведения составляют тайну усыновления (удочерения), Семейный кодекс не раскрывает. В ст. 139 СК РФ лишь определяется перечень субъектов, обязанных хранить тайну усыновления: судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении. В то время как в диспозиции ст.155 УК РФ в качестве субъекта указаны лица, обязанные хранить факт усыновления (удочерения), как служебную или профессиональную тайну, а также иные лица, действующие из корыстных или иных низменных побуждений.

В соответствии с положениями ст.183 УК РФ уголовно наказуемыми являются незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну. В соответствии со ст.3 ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [10]. Понятие налоговой тайны закреплено ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой к налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике [11]. В соответствии со ст.26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону [12]. При этом понятие банковской тайны содержит и ст.857 ГК РФ, в соответствии с которой банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о кли-енте[13].

Как особый вид конфиденциальной информации с ограниченным доступом следует отметить профессиональную и служебную тайны. Действующее законодательство не содержит определения этих видов тайн, хотя эти понятия упоминаются в ряде нормативных правовых актов. И профессиональную, и служебную тайну составляет конфиденциальная информация, ставшая известной лицу при осуществлении им своих профессиональных обязанностей, распространение которой может повлечь причине-

ние вреда правам и законным интересам собственника такой информации, но с тем лишь отличием, что в случае со служебной тайной информация становится известной лицу в связи с государственной или муниципальной службой. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1233 от 3.11.1994 г. «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью[14]. А.И. Алексенцев считает, что по смыслу служебную тайну составляют, хотя и не названы ею, "сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан", которые госслужащие не должны разглашать [15,с.68]. Таким образом, можно говорить о служебной тайне, обеспечение сохранности которой вызвано непосредственно интересами службы, а также о служебной тайне, необходимость сохранности которой обусловлена наличием иных видов тайн (личной, семейной). На наш взгляд, такой подход применим и к профессиональной тайне. Эти два вида тайн нельзя противопоставлять друг другу, скорее, они могут дополнять друг друга. Уголовный закон не содержит специальной нормы, предусматривающей ответственность за разглашение профессиональной и служебной тайн. И если в ряде случаев лицо можно привлечь к уголовной ответственности, например, за нарушение неприкосновенности частной жизни или за превышение должностных полномочий, то возможны и ситуации, когда лицо, совершившее общественно-опасное деяние, остается безнаказанным ввиду отсутствия специального состава. В связи с этим необходимо дополнить УК РФ специальным составом, предусматривающим ответственность за разглашение профессиональной или служебной тайн.

Еще одним из видов информации с ограниченным доступом является компьютерная информация, весьма неудачное определение которой дано в примечании к ст.272 УК РФ. Поэтому под ней предлагается понимать сведения (сообщения, данные), представленные в электронно-цифровой форме, независимо от средств их хранения, обработки и передачи.

Информационная составляющая усматривается и в объектах таких преступлений, как ст. 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» (в части нарушения тайны голосования), ст. 310 УК РФ «Разглашение данных предварительного расследования», ст. 311 УК РФ «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса», ст. 320 УК РФ «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа».

Таким образом, следует поддержать позицию В.М. Елина, который считает, что, несмотря на многообразие и разностороннюю направленность составов преступлений, направленных на уголовно - правовую защиту сведений конфиденциального характера, в настоящее время указанные нормы практически не применяются, в том числе и в связи с неоднозначностью определения сведений конфиденциального характера как предмета преступления, а также недостаточной регламентацией правомерной деятельности в отношении данных информационных объектов [16, С.177]. Очевидно, что институт информации с ограниченным доступом нуждается в переосмыслении и доработке, направленной на формирование единого понятийного аппарата, устранение не-

точностей в формулировках, несогласованности между различными отраслями права. Лишь по достижении этих результатов, необходимо совершенствовать уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за посягательства на неприкосновенность информации с ограниченным доступом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212 URL: http://base.consultant.ru

2. Букалерова Л.А., Пикуров Н.И. Уголовно-правовая охрана оборота официальной информации // Правовые вопросы связи.- 2005. -№1.

3. Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006г. №149-ФЗ URL: http://base.consultant.ru

4. Турышев А.А. Информация как признак составов преступлений в сфере экономической деятельности: автореф. дис. канд...юрид. наук. - Омск, 2006.

5.Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений: автореф. дис. канд.юрид. наук. - Казань, 2004.

6. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5485-1 URL: http://base.consultant.ru

7. Суслова С.И. Тайна в праве России: цивилистический аспект: дис.канд.юрид.наук. - Иркутск, 2003.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) URL: http://base.consultant.ru

9.Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995г. № 223-Ф3 URL: http: //base.consultant.ru

10. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ URL: http: //base.consultant.ru

11. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. №146-ФЗ URL: http: //base.consultant.ru

12. О банках и банковской деятельности Федеральный закон от 02.12. 1990г. № 395-1 URL: http://base.consultant.ru

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01. 1996 г. №14-ФЗ URL: http://base.consultant.ru

14. Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии Постановление Правительства Российской Федерации № 1233 от 3.11.94 г. URL: http://base.consultant.ru

15. Алексенцев А.И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны // Безопасность информационных технологий. - 1999. - № 3.

16. Елин В.М. Уголовно-правовая охрана некоторых категорий информации ограниченного доступа. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.