Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, РИСКИ НЕВРОТИЗАЦИИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, РИСКИ НЕВРОТИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
508
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС / НЕВРОЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / ЯТРОГЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРЕСС ФАКТОРЫ / СТРЕСС У СТУДЕНТОВ / ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ / РАБОЧАЯ НАГРУЗКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королев Андрей Александрович

Проблема информационного воздействия заявлена как весьма актуальная и значимая в современной клинической психологии и медицине в контексте риска возникновения невротических расстройств. Информация рассматривается как один из ключевых факторов неврозогенеза отечественными и зарубежными авторами. В современном научном обиходе общепринятым термином, обозначающим патогенное воздействие информации, является информационный стресс (информационная перегрузка). Выделено содержание понятие, описаны причины (стресс-факторы) его возникновения. При этом обнаруживается дефицит исследований, в которых рассматривается проблема взаимосвязи информационных стресс-факторов и личностного реагирования. Не выделено конкретных личностных характеристик, определяющих чувствительность / резистентность индивида к конкретным причинам информационного стресса. Объектом исследования является воздействие информационных стресс-факторов на личность. Предметом исследования является взаимосвязь между личностными особенностями и спецификой воздействия информационных стресс-факторов. В исследование были включены студенты медики как респонденты, которые в силу специфики своей деятельности постоянно сталкиваются с основными информационными стресс-факторами. Для достижения цели был использован пятифакторный личностный опросник 5PFQ, опросник BMS II (утомление - монотония - пресыщение - стресс), на основе классификаций причин информационного стресса В.А. Бодрова была сформирована анкета, в которую вошли «непосредственные информационные» факторы. Была установлена весьма высокая значимость оцениваемых причин информационного стресса у респондентов. С помощью корреляционного анализа были установлены достоверные взаимосвязи между особенностями личности и спецификой воздействия информационных стресс-факторов, что позволило выделить личностные характеристики, указывающие на чувствительность индивида к конкретным информационным стрессорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION OVERLOAD IN THE EDUCATIONAL PROCESS: THE PROBLEM OF PERSONAL RESPONSE AND RISKS OF NEUROTICISM

The problem of information impact is extremely relevant and significant in modern clinical psychology and medicine in the context of the emergence of risk of neurotic disorders. Russian and foreign authors view information is viewed as one of the key factors of neurogenesis. In modern scientific circulation, the generally accepted term that denotes pathogenic effect of information is the information overload. The author outlines the content of the concept and stress factors of its occurrence. There is lack of research dedicated to interdependence between the information stress factors and personal response. No specific personality characteristics that determine the sensitivity or resistance of an individual to particular causes of information overload are revealed. The object of this research is the impact of the factors of information overload upon the individual. The subject is the interrelation between personal peculiarities and specificity of the impact of information stress factors. The study involved medical students as the respondents who constantly deal with the key information stress factors due to specificity of their activity. The article is based on the 5PFQ five-factor personality survey, BMS II survey (fatigue-monotony-satiety-overload). V. A. Bodrov’s classification of the factors of information overload allowed developing the questionnaire that indicated the “direct information” factors. The author establishes acute significance of the estimated causes of information overload among the respondents. The use of correlation analysis allows establishing the dependence between personality characteristics and specific impact of the information stress factors, which reveals individual sensitivity to the particular information stressors.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ, РИСКИ НЕВРОТИЗАЦИИ»

Психология и Психотехника

Правильная ссылка на статью:

Королев А.А. — Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски невротизации // Психология и Психотехника. - 2021. - № 4. DOI: 10.7256/2454-0722.2021.4.36540 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36540

Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски невротизации

Королев Андрей Александрович

кандидат психологических наук

Доцент кафедры клинической психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Пр. Ленина, 40, каб. 338

И [email protected]

Статья из рубрики "Клиническая психология"

DOI:

10.7256/2454-0722.2021.4.36540

Дата направления статьи в редакцию:

28-09-2021

Дата публикации:

05-10-2021

Аннотация: Проблема информационного воздействия заявлена как весьма актуальная и значимая в современной клинической психологии и медицине в контексте риска возникновения невротических расстройств. Информация рассматривается как один из ключевых факторов неврозогенеза отечественными и зарубежными авторами. В современном научном обиходе общепринятым термином, обозначающим патогенное воздействие информации, является информационный стресс (информационная перегрузка). Выделено содержание понятие, описаны причины (стресс-факторы) его возникновения. При этом обнаруживается дефицит исследований, в которых рассматривается проблема взаимосвязи информационных стресс-факторов и личностного реагирования. Не выделено конкретных личностных характеристик, определяющих чувствительность / резистентность индивида к конкретным причинам информационного стресса. Объектом исследования является воздействие информационных стресс-факторов на личность. Предметом исследования является взаимосвязь между личностными особенностями и спецификой воздействия информационных стресс-факторов. В исследование были включены студенты медики как респонденты, которые в силу специфики своей деятельности постоянно сталкиваются с основными информационными стресс-факторами. Для достижения цели был использован

пятифакторный личностный опросник 5PFQ, опросник II (утомление - монотония -

пресыщение - стресс), на основе классификаций причин информационного стресса В.А. Бодрова была сформирована анкета, в которую вошли «непосредственные информационные» факторы. Была установлена весьма высокая значимость оцениваемых причин информационного стресса у респондентов. С помощью корреляционного анализа были установлены достоверные взаимосвязи между особенностями личности и спецификой воздействия информационных стресс-факторов, что позволило выделить личностные характеристики, указывающие на чувствительность индивида к конкретным информационным стрессорам.

Ключевые слова: Информационный стресс, Невроз, Информационные угрозы, Личностные черты, Ятрогенность информации, Информационные стресс факторы, Стресс у студентов, Дефицит информации, Рабочая нагрузка, Эффективность деятельности

Информация, традиционно рассматриваемая как объект изучения технических наук, в частности кибернетики, в ходе развития научной мысли в XX веке приобрела статус междисциплинарной проблемы с расширением области научных исследований её предметного поля. Повышенный интерес к информационному воздействию проявлен в

психиатрии, нейромедицине и клинической психологии—Учеными активно разрабатывается ряд вопросов, посвященных проблеме негативного влияния информации на психику человека. В настоящее время создан ряд концепций и теорий, рассматривающих связь информации с психическим неблагополучием личности. Большинство авторов, несмотря на различие в методологических подходах, отмечают важную роль информации в развитии расстройств невротического спектра. Среди наиболее известных отечественных научных взглядов на природу невротических расстройств, сопряженных с информационным воздействием, можно выделить работы

А.М. Свядощ ^ в которых автор формулирует информационную концепцию неврозов, делая основной акцент на неврозогенезе за счет смысловой стороны получаемой

информации. В трудах Б.Н. Пивень-^5 описаны негативные для личности последствия от получаемой информации, что в частности выражается в авторском концепте «тотального негативного психологического воздействия». В теории «социально-стрессовых

расстройств» А.Ю. Александровского информационное воздействие на личность имеет важнейшее значение в развитии неврозов за счет нарушения адаптационных механизмов, преодоления барьера психической адаптации. Отмеченные концепции и теории являются достаточно популярными в клинической психологии, однако в качестве весьма важного их дополнения необходимо указать и на работы авторов, рассматривающих проблему информационного неврозогенеза с психофизиологических

позиций 7].

Несмотря на широту взглядов на проблему влияния информации на психическое здоровье человека, на настоящее время как в нашей стране, так и за рубежом выделяется и активно рассматривается ряд конкретных информационных угроз.

Прежде всего, это ятрогенный характер самой информации, что связано с содержательной стороной получаемых сведений из различных источников, когда

семантическая нагрузка является травматичной для личности Наряду с

ятрогенностью выделяется и повышенная зависимость человека от информации. В условиях современного мира отсутствие источников информации может вызывать чувство тревоги у человека, а потеря возможности обратиться к гаджету, который часто

выступает в роли проводника в мире, предоставляя владельцу практически безграничное получение разнообразных сведений, приводит к ощущению беспомощности у личности -Ш1.

Все выше отмеченные угрозы, так или иначе связаны с более обобщенным феноменом негативного информационного воздействия - информационным стрессом («информационной перегрузкой»). В западных странах наиболее принятым

обозначением феномена является термин «information overload» Также выделены различные варианты его проявления «information anxiety» (тревога, обусловленная

информацией) и «infobesity» (пресыщение информацией) i11!.

И в России, и в западных странах феномен информационной перегрузки рассматривается как продолжительное негативное влияние информационного воздействия на человека, в результате которого у личности проявляются когнитивные, вегетативные и эмоциональные нарушения. Специфика самого информационного стресса имеет достаточно структурированное описание через установление его основных причин

(стресс-факторов), выделенных В.А. Бодровым-3!. Так, автором выделяются непосредственные (информационные), главные (субъектные), сопутствующие (средовые) причины развития информационного стресса. Указанные причины были выделены на основании анализа литературных данных и собственных исследований автора. Обобщение причин информационных стрессоров является важным шагом для лучшего понимания обсуждаемой проблемы и возможности её преодоления.

Так, информационный стресс представляет наибольшую опасность для здоровья человека в процессе его ведущей деятельности, прежде всего трудовой и учебной, из-за вполне естественной причины - невозможности избежать информационное в оз де йс тв ие .

Само стрессовое воздействие ведет к развитию невротических расстройств у личности. Однако выделение причин развития информационного стресса не до конца дает представление о возникновении невротических расстройств у конкретного индивида, что связано с его индивидуально-психологическими особенностями, спецификой личностного реагирования на информационные факторы. Признавая достаточную обоснованность выделенных причин развития информационного стресса, важной проблемой в понимании возникновения невротического расстройства становится установление взаимосвязи между личностными особенностями реципиента и самим характером информационного воздействия. Высказанное положение подтверждается многолетними исследованиями в дисциплинах, занимающихся изучением и охраной психического здоровья. Психиатрия и клиническая психология отводят личности пациента ведущую роль в возникновении заболевания, что отражается в крылатой фразе, восходящей к античности: «Лечить нужно не болезнь, а больного».

На основании изложенного возникает необходимость в изучении значения личностного реагирования индивида, а именно его чувствительности / резистентности к основным причинам, влияющим на развитие информационной перегрузки, которая выступает источником невротизации. Учитывая многообразие индивидуально-психологических особенностей, а также специфику структурных компонентов личности, предлагаемое исследование в рамках данной статьи не может претендовать на полноту сведений, удовлетворяющих озвученную потребность. Приведенное в статье исследование является лишь частью комплексной работы автора, нацеленной на изучение проблемы функционирования личности в информационной среде. Однако предлагаемый и

реализуемый дизайн исследования позволяет получить результаты, способствующие расширению представлений о взаимосвязи личности с основными причинами информационной перегрузки.

Научная новизна исследования заключается в возможности установления взаимосвязи между характером информационных стресс-факторов и личностными чертами индивида. Установленные взаимосвязи способствуют пониманию неврозогенеза в процессе учебной деятельности от специфики воздействия информационной перегрузки на личность.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты-медики 5-го курса (N=85) Алтайского государственного медицинского университета. Средний возраст реципиентов составил 24,5 ± 2,1 (23-28). Настоящая выборка представляется достаточно релевантной для достижения цели исследования: установить взаимосвязь между личностными особенностями реципиента и спецификой воздействия информационного стресс-фактора, что может способствовать расширению представлений об угрозах информационного воздействия. Гипотеза исследования - чувствительность / резистентность реципиента к специфике воздействия информационного стрессора имеет взаимосвязь с его личностными особенностями.

Выбранная категория респондентов включена как в учебную, так и в профессиональную деятельность за счет специфики программы обучения вуза, то есть участники исследования напрямую связаны с воздействием группы «непосредственных информационных» стрессоров выделенных В.А. Бодровым. Сама концепция автора об информационной перегрузки является методологической основой исследования. Признавая ориентацию работы автора на сферу инженерной психологии, использование её в качестве методологии для данного исследования представляется целесообразным за счет достаточной универсальности выделенных факторов и возможности их экстраполяции на различные виды деятельности. Для подтверждения данного тезиса в ходе исследования сопоставлялись стресс-факторы выделенные по анкете составленной на основании классификации В.А. Бодрова и стресс-факторов на которые в свободной форме указывали реципиенты в ходе неформализованной беседы.

Так, был составлен список наиболее значимых для участников исследования причин (стресс-факторов) информационной перегрузки, выделенных В.А. Бодровым, в который вошли «непосредственные (информационные)» факторы как стрессоры, которые возможно оценить субъективно с помощью разработанной анкеты. Сами «непосредственные (информационные)» факторы по авторской классификации разделены на три группы подфакторов: семантические, операциональные и временные. Респондентам предлагалось с помощью субъективного шкалирования оценить степень значимости для них факторов информационного воздействия при реализации деятельности. Каждый из стресс-факторов оценивался по 5-бальной шкале значимости фактора: 0 - абсолютно нет; 1 - скорее нет; 2 - не всегда; 3 - скорее да; 4 - одна из основных причин.

До заполнения анкеты с респондентами проводилась беседа, в которой им предлагалось в свободной форме назвать основные причины, затрудняющие их учебную и трудовую деятельность. Результаты беседы способствовали проведению анкетирования, так как стресс-факторы, озвученные студентами самостоятельно, в большинстве случаев пересекались с стресс-факторами, заданными в анкете, что подчеркивает достаточную актуальность исследуемых параметров.

Также в исследовании были использованы опросники II (утомление - монотония -

пресыщение - стресс), направленный на оценку функционального состояния респондентов. Для оценки личности был использован пятифакторный опросник

исследования личности (5PFQ)[10], который включает следующие дихотомические шкалы: экстраверсия - интроверсия; привязанность - отдаленность; контролирование -естественность; эмоциональность - эмоциональная сдержанность; игривость -практичность.

Для статистической обработки данных был использован корреляционный анализ Ч. Спирмена, также были использованы методы дескриптивной статистики.

Анализ результатов:

На начальном этапе исследования были использованы методы дескриптивной статистики. Анализировались средние значения оцениваемых показателей, что позволило установить выраженность значимости для респондентов непосредственных информационных факторов (табл.1), а также определить их основные личностные характеристики с позиции психологии черт (рис. 1), степень выраженности проявления стресса в группе (табл.2).

Таблица 1

Средние значения групповых данных по анкете

Непосредственные (информационные) причины М

^^^^Семантически^смысловые

высокая субъективная сложность задачи 2,1

высокая ответственность задания 2,3

непредсказуемость развития ситуации 2,1

частичный или полный неуспех в деятельности 1,9

противоречивость информации 2,2

дефицит информации 2

избыточность информации 1,9

большой объем информации 2,4

нарушения ритма поступления информации 2,1

дефицит времени 3

большая длительность воздействия рабочей на груз ки 2,4

высокий темп предъявления информации 2,3

неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала 1,9

Средние значения, представленные в таблице, указывают на различную значимость факторов информационного стресса для реципиентов в их деятельности, в целом установленные значения подчеркивают достаточную выраженность показателей в группе. Наиболее значимым стресс-фактором в группе студентов является «дефицит времени». Также в числе наиболее значимых причин информационной перегрузки ими актуализированы «большая длительность воздействия рабочей нагрузки», «высокий темп

предъявления информации», «высокая ответственность задания» и «большая длительность воздействия рабочей нагрузки». Отмеченные факторы информационной перегрузки были весьма часто заявлены в предтестовой беседе. Большинство студентов в неформализованной беседе ссылались именно на данные причины, которые расценивали в качестве основных, оказывающих негативное влияющие на эффективность деятельности.

N-35

90 № 70 <50 50 40 30 20 10 0

Э-И

ПО

■ Низкие баллы

20 25 2В

33

51

50 43 54

м 10 9 13 .1

К-Е ПЭ-ЭС

| Средние баллы ■ Высокие башы

И-П

Рисунок 1. Средние значения групповых данных по опроснику 5PFQ

Анализ средних групповых значений по методике пятифакторной модели 5PFQ позволил установить наличие различий личностных характеристик среди респондентов. Так, диапазон значений по шкалам опросника у участников группы распределился неравномерно, что является весьма значимым для настоящего исследования, так как подобное распределение способствует возможности оценки большего количества переменных. Однако, несмотря на разное распределение значений по шкалам, усредненный групповой профиль дает возможность выделить наиболее общие закономерности, характерные для данной группы реципиентов, что может быть обусловлено спецификой их специальности, которая требует от человека определенного набора личностных качеств. У достаточно большого количества студентов проявились такие черты личности, как практичность, контролирование и привязанность.

Таблица 2

Средние значения групповых данных по опроснику II

N = 85 Компонент не выражен Выражен Сильная степень в ыра ж е нно сти

Стресс 13 69 3

Утомление 10 72 3

Монотония 25 60 0

Пресыщение 19 66 0

Из результатов, представленных в таблице, следует, что для подавляющей части респондентов - 81,1% - характерно проявление выраженного стресса, также у незначительной части выборки проявлена сильная степень выраженности стресса -3,5%. Приблизительно схожее проявление в процентном соотношении было установлено при диагностике негативных функциональных состояний. У большинства респондентов по дополнительным шкалам опросника диагностировалась значения, соответствующие

в ыра ж е нно й с те пе ни.

Получив первичные сведения, указывающие на различную степень выраженности свойств и качеств по интересующим нас переменным в исследуемой группе, для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы был проведен корреляционный анализ между исследуемыми в группе параметрами. Для установления взаимосвязи между факторами информационного воздействия и проявлением стресса была просчитана корреляция между анкетными данными и результатами по методике BMS II (табл. 3.).

Таблица 3

Взаимосвязь между проявлением стресса и спецификой

инфо рма ционно г о в о з де йс тв ия

Утомление Монотония Пресыщение Стресс

Семантически<\(смысловые

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высокая субъективная сложность задачи 0,15 0,06 -0,04 -0,01

высокая ответственность задания 0,03 -0,12 -0,00 0,09

непредсказуемость развития ситуации 0,21* -0,00 0,12 0,26*

частичный или полный неуспех в деятельности 0,23* 0,06 0,10 0,23*

противоречивость информации 0,19 0,10 0,11 0,11

дефицит информации 0,15 0,06 0,03 0,23*

избыточность информации 0,21* 0,14 0,12 0,14

большой объем информации 0,36* 0,16 0,17 0,12

нарушения ритма поступления информации 0,21* 0,04 0,03 0,17

дефицит времени 0,20 0,20 0,18 0,42*

большая длительность воздействия рабочей нагрузки 0,17 0,09 -0,05 0,22*

высокий темп предъявления информации 0,17 0,26* 0,13 0,15

не о пре де ле нно с ть в ре ме ни (неожиданность) поступления сигнала 0,15 0,06 0,14 0,11

Символом «*» обозначены связи для р<0,05

Результаты проведенного корреляционного анализа позволяют рассматривать причины непосредственного информационного воздействия в качестве стрессовых для респондентов данной группы. Были установлены положительные корреляции между рядом показателей всех подфакторов и проявлением стресса. Также положительная корреляция была установлена между большинством стресс-факторов и проявлением

такого физиологического состояния, как утомление.

Важно указать, что, несмотря на то что в большинстве значимых корреляций сила связи была слабой, характер полученных связей согласуется с прямыми высказываниями студентов на этапе беседы предваряющей исследование. Вместе с этим получены значимые корреляции, соответствующие средней силе связи между показателем анкеты «большой объем информации» и шкалой опросника II «Утомление» (г =0,36), а

также показателем анкеты «дефицит времени» и шкалой опросника II «Стресс»

(г=0,42). Наличие и проявленность данных взаимосвязей дополнительно указывает на вес информационного фактора в развитии стресса у студентов, что подтверждается результатами дескриптивного анализа, именно по этим анкетным параметрам были получены наиболее высокие средние групповые значения.

Таким образом, непосредственные информационные факторы являются весьма значимыми в деятельности студентов-медиков, варианты их проявления несут разную весовую нагрузку для развития стрессовых расстройств. Для более расширенного понимания стрессогенного воздействия непосредственных информационных факторов на индивида был проведен корреляционный анализ между показателями личностного опросника и оцениваемыми анкетными данными (табл. 4).

Таблица 4

Взаимосвязь между шкалами личностного опросника 5PFQ и непосредственными

информационными факторами

высокая субъективная сложность задачи -0,28* 0,07 0,05 0,14 -0,15

высокая ответственность задания -0,06 0,18 0,06 0,31* 0,05

непредсказуемость развития ситуации -0,13 0,09 0,09 0,38* 0,02

частичный или полный неуспех в деятельности -0,13 0,03 -0,07 0,31* 0,04

противоречивость информации -0,15 -0,06 -0,09 0,18 0,13

дефицит информации -0,17 0,05 -0,08 0,11 -0,08

избыточность информации 0,09 0,03 -0,04 0,06 0,18

большой объем информации -0,15 -0,08 -0,08 0,17 0,03

нарушения ритма поступления информации -0,15 -0,16 0,24* 0,13 -0,01

дефицит времени -0,06 -0,12 0,03 0,20 -0,03

большая длительность воздействия рабочей нагрузки 0,00 0,03 -0,04 0,16 -0,01

высокий темп предъявления информации -0,06 -0,04 -0,16 0,26* 0,04

не о пре де ле ннос ть в ре ме ни (неожиданность) поступления сигнала -0,14 -0,06 -0,07 0,11 -0,11

Символом «*» обозначены связи для р<0,05

Установленные взаимосвязи дают представление о чувствительности индивида с определенными личностными чертами к воздействию конкретных факторов информационного стресса. Так, лицам со свойственной повышенной эмоциональностью в процессе их деятельности наиболее сложно выполнять задания, в которых присутствует высокая ответственность (г=0,31), непредсказуемость развития ситуации (г=0,38), а также задания, которые несут риск, связанный с возможным неуспехом (г=0,31). Высокий темп предъявления информации для индивидов с данной личностью особенностью также представляет значительную трудность в организации деятельности (г=0,26). Сила связи последней личностной характеристики с факторами информационного стресса достаточно слабая, однако она позволяет сделать озвученный вывод в силу самой специфики проявлений свойственных для данной черты личности: недостаточная способность контролировать свои эмоции, импульсивность влечений, редукция чувства ответственности, повышенная обидчивость.

Важно выделить, несмотря на слабую силу связи, установленные отрицательные корреляции между другими шкалами личностного опросника и факторами информационного стресса. Факт самой статистической связи, равно как и факт её рациональной обоснованности между оцениваемыми переменными подчеркивает важность её наличия в контексте решаемого вопроса. Выраженность у индивида такой личностной черты, как экстраверсия, способствует при выполнении деятельности преодолению трудностей связанных с высокой субъективностью сложности задания. То есть экстравертированным студентам менее свойственно воспринимать какую-либо информацию как субъективно сложную, тогда как для студентов с выраженной интровертивной направленностью профессиональная деятельность может затрудняться из-за необходимости смантического осмысления задания.

Установленная взаимосвязь между фактором «нарушение ритма поступления информации» и личностной дихотомией «контролирование-естественность» указывает на наибольшие трудности с данным информационным фактором для контролирующего типа личности, что представляется весьма логичным и обоснованным в силу самих характеристик, присущих данной черте: склонность к упорядоченной деятельности, порядку, комфорту.

Выводы:

По результатам проведенного исследования, представляется возможным выделить следующие основные моменты:

- Оцениваемые причины информационного стресса являются весьма значимыми в реализации деятельности. Так, значимость оцениваемой группой «непосредственных (информационных) факторов подтвердилась при анализе анкетных данных. Наличие в деятельности информационных факторов, включенных в эту группу, влияет на развитие стресса, а также схожих отрицательных для организма физиологических состояний (утомление), что усиливает риск невротизации личности.

- У респондентов исследуемой группы проявилась различная степень личностного реагирования к конкретным стресс-фактором в зависимости от их личностного склада. При этом установленные взаимосвязи вполне объяснимы за счет самих характеристик ч е рт.

Таким образом, гипотеза исследования о наличии взаимосвязи между чувствительностью

/ резистентностью к специфике воздействия информационного стрессора у реципиента и его личностными особенностями подтвердилась.

- Полученные данные в определенной мере можно экстраполировать на другие крупные выборки, однако из-за достаточно слабой силы связи, установленной в большинстве достоверно значимых корреляций, представляется необходимым проведение дальнейшего исследования на выборке с большим количеством респондентов, что позволит получить статистически более значимые сведения, которые позволят расширить представление о взаимосвязи специфики факторов информационного стресса и личностных особенностей индивидов.

Заключение. Оценка риска воздействия информационного стресса в учебном процесе является важной практической задачей клинической психологии. Стресс-факторы информационной перегрузки с которыми сталкиваются студенты в процессе своей деятельности представляют опасность с позицииневротизации личности. При этом специфика самого информационного воздействия должна рассматриваться через призму личностной предрасположенности индивида. В представленном в статье исследовании установлены личностные черты, делающие индивида наиболее уязвимым к конкретным информационным факторам. Полученный в исследовании материал способствует разработке моделей профилактики невротических расстройств за счет понимания чувствительности личности к конкретным информационным стресс-факторам.

Библиография

1. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. М. Изд-во: Литтера. 2010. - 264 с.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. -447 с.

3. Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

4. Кальбитцер Ян. Цифровая паранойя: оставайтесь онлайн, не теряя рассудка. пер. с нем. Ирины Герасимович.-Минск : Дискурс, 2018 - 191 с.

5. Пивень Б.Н. Экологическая психиатрия. Барнаул : АГМУ, 2001.-134 с.

6. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение-2-е изд., перераб. и доп.-М.: МЕДИЦИНА, 1971. 456 с.

7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981. - 216 с.

8. Федотов И.А., Кукушкин С.В., Доровская В.А., Антошкин Я.А. i-Disorders - новые виды психических расстройств, связанные с использованием современных информационных технологий. Омский психиатрический журнал. 2015. № 4 (6). С. 16-19.

9. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. Л : Медицина, 1978. - 144 с.

10. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000.-23 с.

11. Bawden D., Robinson L. The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies. Journal of Information Science, XX (X) 2008, pp. 1-12.

12. Misra S., Stokols D. Psychological and health outcomes of perceived information overload. Environment and Behavior 44(6) November 2012: P.737-759.

13. Yang H.J., Lay Y.L. Factors affecting smart phone web-dependence anxiety for the travelers. International Journal of Information and Communication Technology. 2016. Vol. 8 (4). P. 389-404.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Данная статья выполнена на интересную в научно-теоретическом отношении тему. Влияние на человека информационного стресса представляет собой актуальность в отношении специальных видов деятельности. Прежде всего, такой деятельности, в структуре которой оператор работает с потоком информации в условиях дефицита времени и осознания ответственности за ошибочные действия. В.А. Бодров занимался авиационной психофизиологией и поэтому закономерно пришел к выводу, что не каждый летчик легко и просто может перерабатывать информацию, значимую по своему содержанию для безопасности летной деятельности, прежде всего.

Автор статьи по аналогии с В.А. Бодровым считает, что учебный процесс в Алтайском государственном медицинском университете тоже стрессовый для студентов-медиков. Но это не совсем так. Тот, кто хорошо знаком с учебным процессом в современном университете, согласится, что к информационному стрессу он имеет весьма отдаленное отношение.

Поэтому автору следует убедительно обосновать актуальность своего исследования применительно к конкретным условиям деятельности (учебная). Соответственно, следует определить предмет исследования, что очень важно. Учитывая при этом, что объектом я в ля е тс я о б ра з ов а те льная с ре да .

После этого целесообразно обосновать научную новизну исследования применительно к его предмету. Цель исследования автором сформулирована правильно - установить взаимосвязь между личностными особенностями реципиента и спецификой воздействия информационного стресс-фактора, что может способствовать расширению представлений об угрозах информационного воздействия. Такая формулировка цели каких-либо в о з ра ж е ний не в ыз ыв ае т.

Но гипотеза исследования сформулирована некорректно -

чувствительность/резистентность реципиента к специфике воздействия информационного стрессора вероятно имеет взаимосвязь с его личностными особенностями. Это не предположение, поскольку сам посыл в этом отношении никаких сомнений не вызывает. Никто не возражает, что чувствительность/резистентность реципиента к специфике воздействия информационного стрессора имеет взаимосвязь с его личностными особенностями.

Вызывает некоторые сомнения методология исследования (Бодров В.А.). Дело в том, что этот исследователь занимался принципиально другими аспектами информационных перегрузок, о чем выше сказано. Поэтому автору необходимо более убедительно обосновать корректность использования этой методологии по отношению к цели и предмету своего исследования.

Стиль изложения текста научно-исследовательский. Автор достаточно уверенно и логично излагает литературные данные, делает необходимые сравнения и умозаключения, проводит соответствующие аналогии.

Структура работы также соответствует требованиям, которые предъявляются к научным статьям. Необходимо только учесть те замечания, которые изложены выше. Содержание статьи свидетельствует о большом объеме проделанной работы. На основании анализа литературных данных автор верно пишет о том, что само стрессовое воздействие ведет к развитию невротических расстройств у личности. Однако выделение причин развития информационного стресса не до конца дает представление

о возникновении невротических расстройств у конкретного индивида, что связано с его индивидуально-психологическими особенностями, спецификой личностного реагирования на информационные факторы. Признавая достаточную обоснованность выделенных причин развития информационного стресса, важной проблемой в понимании возникновения невротического расстройства становится установление взаимосвязи между личностными особенностями реципиента и самим характером информационного воздействия. То есть, в данном случае имеет место научная новизна. Это следует сформулировать более конкретно и определить по тексту самостоятельным фрагментом (научная новизна).

Автор подобрал правильные методы исследования при обследовании 85 студентов-медиков и обработал полученные данные с помощью статистических методов. По тексту имеются четыре таблицы и один рисунок, которые наглядным образом иллюстрируют полученные факты. Это только положительно сказывается на восприятии текста. Автор установил, что наличие в деятельности информационных факторов, включенных в эту группу, влияет на развитие стресса, а также схожих отрицательных для организма физиологических состояний (утомление), что усиливает риск невротизации личности. Показано, что у респондентов исследуемой группы проявилась различная степень личностного реагирования к конкретным стресс-фактором в зависимости от их личностного склада. При этом установленные взаимосвязи вполне объяснимы за счет самих характеристик черт.

Достоинством данной статьи можно считать то обстоятельство, что автор обратил внимание на необходимость выявления рисков невротизации в среде студентов-медиков. Такие риски должны быть в дальнейшем исследованы более детально, поскольку они негативным образом сказываются на психическом здоровье в целом. В статье имеются выводы. Заключение отсутствует, но его следует написать, кратко отразив суть проделанной работы и ее перспективу.

Библиографический список содержит источники по теме исследования. Если автору удастся, то желательно исключить из списка учебные пособия (это не научные источники), заменив их на другие тех-же авторов.

После доработки текста, данная статья может быть рекомендована к опубликованию в научном журнале как представляющая интерес для читающей аудитории.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Рецензия на статью «Информационный стресс в учебном процессе: проблема личностного реагирования, риски невротизации»

Предмет исследования - анализ специфики информационного стресса в учебном процессе. Предмет исследования отражен в теме статьи и достаточно содержательно пре дс та в ле н в о писа нии ма те р иа л о в .

Методология исследования построена на традиционных методах психологического исследования, которые отвечают цели обобщения и систематизации наработанных исследований по относительно новой тематике.

Автором применены метод обобщения литературных данных, ретроспективный анализ. В качестве основного метода применен метод сравнительного анализа литературных источников с последующим синтезом выявленной информации.

Следует отметить высокое качество литературного обзора с представлением терминологического аппарата и описанием причинно-следственных связей при

появлении невротических расстройств, связанных с информационными стрессами. Респондентами выступили студенты-медики 5-го курса в количестве 85 человек, что вполне достаточно, т.к. исследование имеет пилотный характер и планируется его продолжение. Выборка сформирована по социальным и возрастным критериям, является репрезентативной.

Методологическую базу исследования составила группа психодиагностических методов, которые раскрывают описание психологических состояний студентов и их личностных особенностей:

1. беседа, в которой студенты в свободной форме назвать основные причины, затрудняющие их учебную и трудовую деятельность,

2. сопоставление стресс-факторов, выделенных по анкете составленной на основании классификации В.А. Бодрова и стресс-факторов на которые в свободной форме указывали реципиенты в ходе неформализованной беседы,

3. опросник II, направленный на оценку функционального состояния респондентов,

4. пятифакторный опросник исследования личности (5PFQ).

Также применены методы математической статистики - анализ средних значений, расчет процентов, корреляционный анализ.

В целом представленная методология исследования соответствует заявленным целям и гипотезе.

Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Увеличение источников информационного воздействия и частоты этих воздействий требуют серьезного исслдлевания изменений личности, которые они за собой влекут.

Не вызывает сомнений необходимость в изучении значения личностного реагирования индивида к основным причинам, влияющим на развитие информационной перегрузки. А она, в свою очередь, выступает источником невротизации.

Изучение информационного стресса является очень важной задачей психологической науки, учитывая увеличение числа стрессовых факторов, воздействующих на современного человека. Важно рассматривать психологический феномен с разных сторон - причины, диагностика и психотерапия.

Научная новизна прослеживается в том, что представлено аналитическое исследование сравнительного характера в отношении малоисследованного феномена. Оно позволяет установить взаимосвязи между характером информационных стресс-факторов и личностными чертами индивида. Стиль, структура, содержание

Статья имеет традиционную структуру - вводная, основная и заключительная части. Во вводной части автор проводит обоснование выбранной темы, описывает проблему, организацию и методы исследования. Также обобщены отечественные и зарубежные исследований по заявленной тематике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В эмпирической части исследованы три группы подфакторов: семантические, операциональные и временные. Автор представляет материалы в виде таблиц и грамотно интерпретирует их. Замечание касается оформления таблиц - необходимо исключить заливки черным цветом, которые затрудняют чтение материала. Выводы по результатам исследования структурированные, в целом они отражают суть работы. Гипотеза исследования о наличии взаимосвязи между чувствительностью / резистентностью к специфике воздействия информационного стрессора у реципиента и его личностными особенностями подтвердилась.

Стиль изложения материала соответствует требованиям научности, вполне доступен для

восприятия.

Библиография

Насчитывает 12 источников, в том числе на английском языке. Представлены монографии, статьи из журналов, методические пособия. Учитывая специфичность и малоизученности заявленной темы. 12 источников является вполне достаточным количеством. Список литературы оформлен в соответствии с требованиями ГОСТа. Апелляция к оппонентам - статья может быть рекомендована к публикации, в ней представлен авторский подход и интересные результаты сравнительного исследования, выполненного на самых новых исследовательских данных. Важно, что исследование является лишь частью комплексной работы автора, нацеленной на изучение проблемы функционирования личности в информационной среде.

Выводы, интерес читательской аудитории - статья вызовет интерес широкой читательской аудитории. Она может быть полезна психологам, психодиагностам, психотерапевтам, преподавателям психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.