Научная статья на тему '«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПУЗЫРЬ» И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ'

«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПУЗЫРЬ» И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
40
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационный пузырь / контент / персонализация информации / агрегаторы новостей / information bubble / content / information personalization / news aggregators

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — П.Н. Новокшонова, Т.В. Тарасенко

Описана специфика такого явления как «информационный пузырь», которое было проанализировано на ответах студентов 1 курса направления «Реклама и связи с общественностью», приведены мнения экспертов в области медиа об этом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«INFORMATION BUBBLE» AND MEDIA CONSUMPTION

The article describes the specifics of such a phenomenon as the "information bubble", which was analyzed on the answers of 1st-year students of the direction "Advertising and Public Relations", and provides the opinions of media experts on this.

Текст научной работы на тему ««ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПУЗЫРЬ» И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ»

УДК 070

«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПУЗЫРЬ» И МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ

П. Н. Новокшонова Научный руководитель - Т.В. Тарасенко

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. имени газеты «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: novoksonovapolina@gmail.ru

Описана специфика такого явления как «информационный пузырь», которое было проанализировано на ответах студентов 1 курса направления «Реклама и связи с общественностью», приведены мнения экспертов в области медиа об этом.

Ключевые слова: информационный пузырь, контент, персонализация информации, агрегаторы новостей.

«INFORMATION BUBBLE» AND MEDIA CONSUMPTION

P. N. Novokshonova Scientific supervisor - T.V. Tarasenko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: novoksonovapolina@gmail.com

The article describes the specifics of such a phenomenon as the "information bubble", which was analyzed on the answers of 1st-year students of the direction "Advertising and Public Relations", and provides the opinions of media experts on this.

Keywords: information bubble, content, information personalization, news aggregators.

В современном мире медиаконтент стал персонализированным. С появлением Интернета и присущих ему платформ (браузеров, социальных сетей) человек остался жить в своём информационном поле и не стремится преодолеть его границы.

«Информационный пузырь» - негативная сторона персонализированного поиска -явления, при котором веб-сайты определяют, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его «цифровом следе»: месторасположение, прошлые поисковые запросы, предпочтениях и т.п.[1].

В связи с этим люди стали ограничены в потреблении контента. В особенности это явление нашло отражение среди молодой категории населения, так называемого «Поколения Y», выросшего в эпоху Интернета.

Термин «информационный пузырь» или «пузырь фильтров» впервые упомянут Илаем Парайзером в книге «За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас?» [2]. Книга открыла глаза миллионам пользователей сети на их ограниченность в потреблении контента.

Отразим проблему «информационного пузыря» на примере поколения миллениалов. Для этого был проведён опрос среди студентов 1 курса направления «Реклама и связи с общественностью» (42 человека; от 18 до 20 лет), в котором были заданы вопросы о специфике потребляемых сверстниками новостей.

Секция «Теория и практика коммуникаций»

На вопрос: «Новости из каких сфер общества вас интересуют?» 26 опрошенных ответили «Политика», оставшиеся выбрали - «Музыка».

Приоритетными новостями для студентов стали «Социальные новости», за ними следят 30 человек (70% от общего числа опрошенных студентов).

4 опрошенных студента указали сферу самостоятельно, что доказывает очевидную общность интересов данного поколения.

На вопрос «Откуда вы чаще всего получаете информацию?» 41 человек указл источником социальные сети.

Стоит отметить, что социальные сети требует от пользователя персонализации информации, поэтому в них остается цифровой след: мнения и отзывы (лайки, репосты, просмотры, комментарии). «Цифровой след подобен отпечаткам пальцев, его уникальный для каждого пользователя рисунок определяет, какой контент ему будут показывать, какие сервисы ему будут доступны. Цифровой след - это ключ к отфильтрованной специально для конкретного пользователя версии интернета» [1].

30 студентов, кроме социальных сетей, просматривают интернет-СМИ.

Большинство отвечающих узнает новости на следующих интернет-площадках: «Яндекс Новости», в социальной сети «ВКонтакте» (группы «NR», «Рифмы и панчи»), новостные аккаунты в «Instagram» (например, krsk.news и др.), в интернет-СМИ (BBC, «Медуза», Lenta.ru), а также в мессенджерах.

Из-за разнообразия информационных ресурсов может сложиться впечатление, что существует разнообразие получаемой информации, как и каналов, по которым она доступна. Однако проблема потребления персонализированной информации очевидна.

В опросе был вопрос с просьбой указать 1 - 2 источника новостей из информационного потока, новости которого им интересны. 5 человек указали 3 (и более) информационных ресурса. Большинство опрошенных ответило на данный вопрос так: «Группы «ВКонтакте», новости в «Instagram»». Развёрнутый ответ дали несколько студентов, упомянув тот факт, что они просматривают только те новости, которые всплывают в новостных лентах социальных сетей.

Персонализированная информация пользователя сети Интернет - отличная возможность изучать интересующие сферы жизни. Однако в социальных сетях как приоритетном информационном ресурсе студентов вместе с интересующими пользователя новостями есть и большое количество информационного шума. Благодаря анализу запросов, групп, информационных аккаунтов и новостной ленте социальных сетей появляется возможность всегда быть в курсе значимой для пользователя информации. Информационный шум наглядно представлен в социальной сети «ВКонтакте», где в ленте новостей раздела «Может быть интересно» регулярно попадаются не актуальные для пользователя предложения, шутки и реклама. С. Жданов дал этому явлению имя «тоннель реальности»: «это тот узкий спектр явлений и мнений, которые мы видим, находясь внутри сформированной алгоритмами реальности. Мы перестаем воспринимать сложность и взаимосвязанность в мире и видим только то, что находится на цифровом «блюдце» перед нашим носом» [1].

Выйти из «информационного пузыря» студенту, по нашему мнению, может помочь чтение различных СМИ и критический анализ медиапотока. Это необходимо для создания стереоскопической картины мира, понимания актуальной повестки дня, того, что происходит вокруг. За последнее время (феврали и март 2021 года) 30 опрошенных студентов чаще стали просматривать новости, находящиеся вне их информационного поля.

Проблема «информационного пузыря» - ограничение в потреблении информации. Человек разучился сравнивать получаемые новости, искать достоверные источники, расширять кругозор, анализировать информацию. Он привык потреблять только актуальные, по мнению браузера его социальной сети, новости, что искажает восприятие реальности, или, по мнению Л. Мановича, презентирует по своему [3].

«Информационный пузырь» - явление, избежать которого возможно только при личном и целенаправленном желании потребителя контента видеть больше и дальше, чем это предлагают социальные сети, с одной стороны. Оно также связано с желанием человека потреблять только комплементарную информацию, не выходя из зоны своего «информационного комфорта», с другой.

«Пузырь фильтров» ограничивает реальность пользователя, а пользователь, в свою очередь, не стремится выходить из комфортного информационного пространства.

Библиографические ссылки

1. Жданов С. Тоннель реальности: как соцсети вызывают «ожирение» мозга и продают нас корпорациям // НОЖ. 2 октября 2018. [Электронный ресурс] URL: https://knife.media/dark-social/ (дата обращения: 10.03.2021).

2. Паризер, Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? / Эли Паризер ; пер.с англ. А. Ширикова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 304 с.

3. Манович Л. О цифровом будущем // COLTA. 6 апреля 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.colta.ru/articles/media/24004-videobesedy-s-mediaekspertami-lev-manovich-o-tsifrovom-buduschem (дата обращения: 10.03.2021).

© Новокшонова П.Н., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.