Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Разинков С.Л., Захаровский Л.В. — Информационный потенциал базы данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (1920-1950-е гг.)» // Историческая информатика. - 2020. - № 3. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33935 URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=33935
Информационный потенциал базы данных « Профессионально-техническое образование Свердловской области (1920-1950-е гг.)»
Разинков Сергей Львович
кандидат исторических наук
доцент кафедры документоведения, истории и правового обеспечения Российского государственного
профессионально-педагогического университета
620012, Россия, Свердловская Обл. область, г. Екатеринбург, ул. Машностроителей, 11, ауд. 509
Захаровский Леонид Владимирович
кандидат исторических наук
доцент, кафедра документоведения, истории и правового обеспечения, Российский государственный
профессионально-педагогический университет
620012, Россия, Свердловская Обл. область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Статья из рубрики "Базы данных и информационно-поисковые системы"
DOI:
10.7256/2585-7797.2020.3.33935
Дата направления статьи в редакцию:
19-09-2020
Аннотация.
В статье описана концептуальная модель и структура базы данных по истории профессионально-технического образования в Свердловской области в 1940-е - первой половине 1950-х гг., целью которой является систематизация и обобщение основных показателей развития профтехобразования в Свердловской области (организационных, производственно-технических, экономических, социально-демографических, ментально-поведенческих) в их динамическом развитии и на основе широкого круга массовых источников. Особое внимание уделяется описанию возможностей базы данных по систематизации, анализу и группировке информации по истории подготовки рабочих кадров в регионе - численности континента учащихся, распределении выпускников, динамике сети учебных заведений и т.д. Научная новизна исследования заключается в
оригинальной структуре БД как информационного продукта многоцелевого использования, который, в первую очередь, обеспечивает эффективную систематизацию первичной информации из различных типов массовых источников и создание модели исторических данных по функционированию системы подготовки рабочих кадров в Свердловской области. В статье авторы предпринимают попытку обобщить опыт цифровизации, систематизации, анализа и синтеза информации архивных документов по истории профессионально-технического образования и сформулировать принципы создания и применения локально-исторической базы данных в контексте Digital Humanities: комплексность, проблемно-ориентированность, интеграция и т.д.
Ключевые слова: база данных, профессионально-техническое образование, Свердловская область, просопография, миграционные потоки, ремесленные училища, школы ФЗО, цифровые гуманитарные науки,трудовые резервы, массовые источники
Постановка проблемы
Компьютерные технологии и методы количественного анализа исторических источников прочно вошли в инструментарий современной исторической науки, сделав компьютер, по меткому выражения Б.Г. Могильницкого, «такой же ее эмблемой, как и древнегреческая
муза Клио» [9, с- 196"". Очевидно, что базы и банки данных занимают важное место в методологическом инструментарии исторической информатики. Так, М. Таллер называет анализ и классификацию извлеченной из разнообразных источников информации на основе технологии баз данных в качестве одной из трех ключевых областей применения
компьютерных методов в гуманитарных науках [12, с- 8". Л.Н. Мазур рассматривает базы данных в качестве эффективного метода систематизации информации, позволяющего, в том числе на уровне микроисторического исследовании, «отразить в совокупности структурно-функциональные и динамические особенности предмета и объекта
исследования» [7, с- 48]. Мы согласны с мнением Люка Кирвана из Международного института прикладного системного анализа о том, что «хорошо структурированная и правильно спроектированная база данных может способствовать развитию всех четырех основных компонентов научной деятельности, определенным Эрнстом Бойером (Ernest Boyer): открытие, интеграция, применение и преподавание». И3".
Таким образом, не вызывает сомнений способность баз данных существенно повысить эффективность и результативность исторического исследования, однако, следует отметить, что их использование связано с некоторыми потенциальными проблемами и негативными тенденциями. Так, например, еще в ходе дискуссии 1990-х гг. Петер Дорн охарактеризовал фразой «я и моя база данных» тенденцию к созданию локальных БД в рамках исследований ограниченного характера, отметив, что ученые, работающие в русле исторической информатики, «все больше и больше ощущают себя в интеллектуальном вакууме, потому что реальная история пишется за пределами нашего
сообщества» ^———Ральф Матисен, имевший большой опыт создания просопографических баз данных, отмечал их «исключительно высокий уровень
истощения» [14, p 99], т.е. невозможность обеспечить стабильно высокую эффективность исследования по сравнению с традиционными методами. Вышеупомянутый Манфред Таллер также подчеркивает сокращение практики использования статистических методов и баз данных (quantitativ/statistischen Verfahren und Datenbanken) в исторических исследованиях последних лет, объясняя указанную тенденцию уменьшением «междисциплинарного интереса к социологическим подходам и, соответственно, к их
эмпирическим методам» [15, Si 14].
В результате, самый популярный до настоящего времени подход к применению компьютерных технологий и количественных методов в исторических исследованиях, связанный с созданием источнико-ориентированных баз данных, основанных на цифровизации и анализе ограниченного количества экземпляров одного типа массового источника (как правило, отложившегося в одном архивном фонде), по нашему мнению не является эффективным в свете современных тенденций развития исторической информатики, направленных на ее интеграцию в область Digital Humanities (цифровых гуманитарных наук), развивающуюся на стыке современных информационных технологий и гуманитарных наук, основной целью которого является обеспечение сохранности культурного наследия посредством цифровых технологий: сохранения и интеллектуального анализа текстов, обработкой нетекстовых медиа, визуализацией данных, коллективными интернет-ресурсами и т.д. [см.: 5; 15].
Одной из возможностей преодолеть отмеченные выше ограничения, по нашему мнению, может выступать проектирование базы данных, как информационного ресурса, изначально ориентированного (как минимум, на уровне структуры таблиц) на обширный комплекс взаимосвязанных массовых источников и многократное многозадачное использование различными коллективами ученых-исследователей.
Концептуальная модель и структура базы данных
Хронологические рамки исследования (1920-е - 1950-е гг.) охватывают период становления советской системы профессионально-технического образования, при этом в работе особое внимание уделяется периоду существования Государственных трудовых резервов (1940 - 1959 гг.), когда сформировалась единая централизованная система подготовки квалифицированных рабочих кадров для основных отраслей экономики на всей территории СССР.
База данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (1920-1950-е гг.)» имеет целью систематизацию и обобщение важнейших показателей деятельности системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в Свердловской области (организационных, социально-экономических, социально-демографических, ментально-поведенческих и т.д.) в их динамическом развитии и на основе различных массовых источников. Модель предметной области базы данных (см. Рис. 1) содержит три уровня обобщения информации, отражающей деятельность системы профессионально-технического образования: 1) уровень агрегированных статистических показателей в масштабе Свердловской области; 2) уровень показателей деятельности образовательной организации; 3) уровень сведений о конкретных учащихся, преподавателях и сотрудниках [см. подробнее: 11].
Рисунок 1. Информационная модель предметной области
Структура базы данных, реализованная в СУБД Microsoft Access 2003, содержит 35 основных, справочных и служебных таблиц, связанных отношениями 1:1, 1:M и, M:N (см. рис. 2).
Рис. 2. Схема данных БД
Основные таблицы базы данных содержат следующие массивы информации:
- в трех таблицах («Организации», «Орг_наименование_изм» и «Базовое предприятие») представлены данные 238 фабрично-заводских ученичествах, школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах Свердловской области, функционировавших в 1920-50-е гг., их базовых предприятих и изменении правового статуса (ввод и извлечение данных осуществляется через систему графических форм, примеры которых представлены на
10.7256/2585-7797.2020.3.33935 Рис. 3-4);
Рис. 3. Форма со сведениями об образовательной организации (Кировградское ремесленное училище №14). Вкладка с информацией об изменении наименования и
статуса организации
" Список организаций : форма
I 3
год ЕЕ
озу |руижу 1 гс |Прс*ые| Список школ
Номер Название школы ^30 Eodoc.cc прсопо.|л-цс Ведомство
1 Алапэермя и*огч N=1 ДяапаеккиЧ зэеод револьвера стылое Н*£таньострой
2 Ний^с ТзгиАьсьар школа 4*30 №2 Ново-Тагильски мета<лпургтеский 5авоа нкчм
3 Дегтярскди школа Ф.30 Н'З Дегтярск^й мщт^ый руок*. (Дегтярскде руцоупре нкцм
Л Б аранчнчская ш»ла Ф 30 Г-М Завад N¡650 [Эпвктромашнносгроитеуъыьй ззбсд НОГ
5 Р ераиг-Сйлд^мхэя ||*Опэ Ф 30 N^5 Завед М=35 нцдп
6 Алапаевкач и^опа ФЗО N=6 Алапаевския метйЧАцртически* эавш. нкчм
1 Ншкнс Тагильской школа №7 ЗдвщИЧК нктп
3 Нввьянская школа ФЗО №9 Н ВВЬЯНСК1-й МВХа№ЧВСК1*4 ООССО [ЗаВЦЦ, '■ 1 -Ё' Ё: 1 НХЕ
9 Свердосеосая ±копэ ФЗО N=9 Уральск^тир^омоторшЬ -завсд М:76 НКТГ
10 БереэокмяшкогщФ.ЗС N=10 трест 'Березовскзопото" НКИМ
11 Ншкнс Тагильская школа №11 Запад №56 НКБ
12 НшкмвТагильсквч школя N'12 Завод №391 НКАП
13 Асйеогсеская иксла 20 №13 трест 'Ссвнасйа от" нкгсм
14 Б огосгческая (1кола Ф*) N'14 трест1 Богословуоль'' НКУгопь
15 I ЩЮША школа N=15 Тавдии^й лбсокоивипат НК.П«
Ьгнсь: 14 и! 1 ЩИМ]м
Запись.; [ I1
1 (¡¡Т) из 1
Рис. 4. Форма с динамическим списком образовательных организаций (за 1943 год),
сгруппированных по типам учреждений
- в двух таблицах данных («Показатели» и «Показатели_регион») представлены 5923 значения ключевых показателей, отражающих как деятельность Свердловского областного управления трудовых резервов в целом, так и работу конкретных образовательных учреждений, в частности, (см. Табл. 1) в определенный временной
период (количество учащихся, объем выпускаемой продукции, организацию рабочих мест, текущую и итоговую успеваемость, количественные данные о приеме и выпуске учеников и т.д.);
Таблица 1. Сведения о составе и распределении значений показателей деятельности региональной системы профетхобразования в БД
Индекс Наименование показателя Кол-во значений показателя
К_гр_ф группы_учащихся_факт 86
К_орг количество учебных заведений 4
Моб_рег_план мобилизация по регионам_план 4
Моб_рег_факт мобилизация по регионам_факт 2
П_рм_маст рабочих мест в мастерских 82
П_рм_маст_др прочие рабочие места 82
П_рм_маст_слес слесарные рабочие места 82
П_рм_маст_стан станочные рабочие места 82
П_рм_цех рабочих мест в цехах 82
П_ст_пр_маст произведено в мастерских 41
П_ст_пр_цех произведено в цехах 41
П_уч_маст учащихся в мастерских 82
П_уч_цех учащихся в цехах 82
П_уч_цех_дубл дублерами 41
П_уч_цех_зон обслуживание агрегатных зон, выделенных училищем 41
П_уч_цех_подр подручными 41
П_уч_цех_раб_бр в бригадах рабочих 41
П_уч_цех_самост на самостоятельных рабочих местах 41
П_уч_ц ех_ уч_ бр в ученических бригадах 41
Усп_1 успеваемость_1 250
Усп_2 успеваемость_2 251
Усп_3 успеваемость_3 251
Усп_4 успеваемость_4 251
Усп_5 успеваемость_5 253
Усп_на успеваемость_не_атт 250
Ч_выб выбытие 315
Ч_выб_бол по болезни 314
Ч_выб_др по другим причинам 248
Ч_выб_отсев отсев 5
Ч_выб_перевод перевод в другие школы 4
Ч_выб_расп нарушение распорядка 72
Ч_выб_РККА мобилизация в РККА 2
Ч_выб_сам самовольный уход 371
Ч_выб_см естественный отсев 1
Ч вы п п выпуск учащихся план 9 1
1_а 1_>11 1_■ 1 1_> 1_) 1 1 1 у IX у —1 СЛ 1 1 1, ИЛЬЛ_млип -/ X
Ч_вып_ф выпуск учащихся_факт 268
Ч_кнт_тах вместимость (возможности школы) 86
Ч_кнт_общ_тах вместимость общежитий 18
Ч_кнт_п контингент учащихся_план 231
Ч_кнт_п_иногор контингент иногородних учащихся_факт 1
Ч_кнт_п_местн контингент местных учащихся_план 42
Ч_кнт_п_местн контингент местных учащихся_факт 1
Ч_кнт_ф контингент учащихся_факт 607
Ч_приб прибытие 313
Ч_прием_план прием_план 236
Ч_прием_факт прием_факт 193
- таблица «Мобилизации» имеет 639 записей, отражающих территориальную локализацию и интенсивность миграционных потоков (мобилизаций) учащихся в учебные заведения в конкретный временной период;
- таблица «Специальности» имеет 2220 записей, отражающих распределение учащихся конкретных школ ФЗО и училищ в разрезе специальностей профессиональной подготовки;
- таблица «Выпуск по предприятиям» имеет 506 записей, отражающих распределение выпускников учебных заведений системы ПТО на предприятиях и организациях Свердловской области и соседних регионов.
Предложенная модель делает базу данных ресурсом многократного применения, обеспечивающим систематизацию информации, содержащихся в различных типах источников по истории развития региональной системы профессионально-технического образования.
Возможности базы данных по систематизации, анализу, синтезу и группировке
информации
Ниже приведен ряд примеров, иллюстрирующих возможности БД по систематизации, анализу и синтезу информации предметной области.
Так, записи базы данных о контингенте учащихся в учебных заведениях системы ПТО Свердловской области (см. Табл. 2), полученные из различных документов центральных и пегиональных архивов (отчеты Свердловского областного управления трудовых резервов [3, ог1,1' д- 44], справки Главного управления трудовых резервов ог1,1' д- 203~ 208' 212], докладные записки уполномоченных Госплана [2, оп. 46, д. ЮТЗ-ЮТ5; оп. 47, д. 979982; оп 48, Д- 1084~ 1089; оп. 49, д. 851-8541), отражают существенное возрастание роли Свердловской области в подготовке квалифицированных рабочих в 1941-1945 гг. При этом наблюдается увеличение не только абсолютных, но и относительных показателей. Так, если в ноябре 1940 г. контингент учащихся школ ФЗО и училищ Свердловской области составлял 2,8% от их общего числа по стране, то в 1941 г. этот показатель увеличился до 3,5%, в 1942 г. - до 4,2%, а в 1943 г. составлял уже 4,9% [1, о^1, д. 2061.
Таблица 2. Агрегированные сведения о количестве учащихся, призванных в ученые заведения профтехобразования Свердловской области в 1940-1949 гг., чел.
Год призыва Призыв в школы ФЗО Призыв в ремесленные и железнодорожные училища
Всего в т.ч . приз в а но из других регионов Всего в т.ч . приз в а но из других регионов
1940 8.200 1.300 8.400 -
1941 12.291 3.449-6.750 11.486 -
1942 33.665-33.881 12.760-13.950 11.700-15.148 2.000-4499
1943 24.015-24.229 8.730-10.511 14.135 600
1944 20.809 5.153 6.813 -
1945 14.305 9.771 8.040 -
1946 13.773 8.354 10.339 -
1947 21.932 9.379 9.385 -
1948 20.539 6174 9.014 -
1949 20.898 16.203 6.462 161
Отмеченная выше тенденция к резкому увеличению количества учебных заведений трудовых резервов и численности их учащихся в Свердловской области в 1941-1943 гг. была отмечена и в докладе начальника ГУТР П.Г. Москатова: «Что произошло в результате эвакуации и перемещения сети наших училищ и школ с запада на восток? Имеем следующую картину - сеть ремесленных училищ и школ ФЗО в восточных районах резко увеличилась. Например, <...> Свердловская область имела 45 единиц, сейчас 43 и контингент составлял 17 тыс., сейчас 54 тыс. <...>» [1, оп-1г Д- 78, л- 23-24].
При этом сведения базы данных позволяют проверить сведения, содержащиеся в источниках. Например, оба показателя развития системы профтехобразования Свердловской области в 1943 году, приведенные в докладе Москатова, такую проверку не проходят. При этом, если в случае с количеством учебных заведений (43) даже из контекста очевидна явная опечатка или ошибка документирования (по данным БД в Свердловской области в начале 1943 года насчитывалось 124 училища и школы ФЗО), то в случае со вторым показателем, речь идет о заблуждении докладчика - численность контингента учащихся (54 тыс. чел.) в сообщении явно завышена, не соответствует действительности и опровергается сведениями БД (при этом каждое атомарное значение БД может быть подтверждено ссылкой на архивный документ). Так, из таблицы 3 следует, что за весь 1943 год в РУ, ЖУ и школы ФЗО было призвано не более 39 тыс. чел, а другой показатель БД показывает, что среднесписочный состав учащихся училищ и школ в 1943 г. составил всего 28.369 чел.
Важным принципом систематизации информации в БД является обеспечение возможности декомпозиции данных, которая авторами рассматривается в рамках методологии структурного анализа и проектирования (SADT), как логическое разделение изучаемого объекта на его структурные части с целью более глубокого и детального
исследования предметной области [8, с—33—59]. Например, декомпозиции данных о призыве молодежи в учреждения профтехобразования Свердловской области в 1941 г. (соответствующая строка Табл. 3) позволяет детализировать структуру призыва молодежи, выделить в ней конкретные потоки и хронологические этапы (см. Рис. 5-6 и Табл. 3)
На рис. 5 и 6 приведен пример декомпозиции данных о призыве молодежи в 1941 году посредством перекрестного запроса к таблице БД «Показатели_регион».
Падиножество|_Копиивство_\_
Показатель
I
Дата
Двта_2
Поток
СССР
СССР
ФЗО
ФЗО
РУ_ЖУ
РУ_ЖУ
ФЗО
СССР
СССР
ФЗО
ФЗО
РУ_ЖУ
РУ_ЖУ
030
СССР
СССР
ФЗО
ФЗО
РУ_ЖУ
РУ_ЖУ
ФЗО
СССР
СССР
ФЗО
ФЗО
РУ_ЖУ
РУ_ЖУ
ФЗО
СССР
СССР
ФЗО
030
РУ ЖУ
50000 контингент учащихся_ппан| Э699В контингент учащнхся_факт 1750 контингент учащихся_план О контингент учащихся_факт О контингент учащихся_плэч О контингент учащнхся_факт 1000 контингент иногородних учащихся_фэкт £1490 контингент учащихся_план 20337 контингент учащихся_факт 1350 контингент учащихся_плзн 1350 контингент учащихся_фа!гт О контингент учащихся_ппэн О контингент учащнхся_факт
Я
1350
35000
3421Э
1200
1200
контингент иногородних учащнхся_факт
контингент учащихея_план
контингент учащнхея_фагт
контингент учащихся_план
контингент учащихся_фагт
О 600 б5аооо 594480 9300 Э741 7900 11486
зеоо
46350 46350 О
контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент контингент
учащнхся_плэн
0 контингент
учащнхся_фэкт
иногородних умдщихся_фзкт
учащихся_план
учэщнхся_фаст
учащихся_плзн
учащнхся_факт
учащихся_план
учащихся_факт
иногородних учащихся_факт
учащихся_плэн
учащихся_фа1гт
учащихся_плэн
уиащиягяфдиг
учащихся план
го 03 1941 20 03 1341
го оз 1341 го оз 1341 го оз 1941
гО 03 1941 20 03 1941 20 03.1941 20.03.1941 20.03.1941 20.03.1941 20.03.1941 20.03.1941
20.03.1941
20.03.1941
20.03.1Э41
20.03.1941
20 ОЗ 1941
20 ОЗ 1341
20 03 1341
20 03 1341 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31.08 1941 31 08 1941 31.08 1941 31.08.1941 31.08.1941 31.08.1941 31.08.1941
31.08.1941
31.08.1941
10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04.1941 10.04.1941 10.(И. 1941 10.04.1941 10.04.1941 10.04.1941
4101 4101 4101 4101 4101 4101
4101
4102 4102 4102 4102 4102 4102
10.04.1941
10.04.1941
4102
4103
10.04.1941
4103
10.04 1Э41
4103
10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 10 04 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31 08 1941 31.08.1941 31 08.1941
31 08.1941
31 08 1941
4103 4103 4103
4103
4104 4104 4104 4104 4104 4104
4104
4105 4105 4105 4105 4105
Рис. 5. Фрагмент таблицы «Показатели_регион», отражающий структуру хранения данных о призывах молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО
Рис. 6. Результаты перекрестного запроса к таблице «Показатели_регион», отражающие декомпозицию данных о призыве молодежи в 1941 году
Таблица 3. Пример декомпозиции данных о призыве учащихся в школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища в 1941 году
Всего призвано на Призвано на территории по
Сведения о призыве территории СССР, Свердловской области , чел.
чел. В РУ и ЖУ В школы ФЗО
План Факт План Факт План Факт
Призыв в школы ФЗО
лесной промышленности 50000 38998 0 0 1750 1000
(20.03-10.04.1941)
Призыв в школы ФЗО
промышленности
строительных ма те риа лов 21490 20337 0 0 1350 1350
(20.03-10.04.1941)
Призыв в школы ФЗО
железнодорожного строительства (20.03-10.04.1941) 35000 34219 0 0 1200 600
II массовый призыв в РУ, ЖУ и школы ФЗО (07-08.1941) 654000 594480 7900 11486 9800 3800
Призыв в РУ, ЖУ и школы ФЗО Латвийской Литовской, Молдавской и Эстонской ССР (0708.1941) 46350 46350 0 0 0 0
Всего призвано в 1941 году 806840 688034 7900 11486 14100 6750
Еще одна возможность по систематизации информации в БД связана с использованием таких математико-статистических методов, как группировка данных, под которой мы, вслед за Т.И. Славко и Л.Н. Мазур, будем понимать процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части по какому-либо значимому для анализа признаку, посредством чего можно получить сведения для
изучения структуры явления или его типологии [7, с 48, 305"1. Механизмы СУБД MS Access (структурированный язык запросов SQL) позволяют реализовать все основные виды группировок - типологические, структурные и аналитические.
Пример возможностей БД по структурной группировке информации приведен в Табл. 5, которая содержит сведения о распределении первого выпуска учащихся школ ФЗО Свердловской области по предприятиям различных наркоматов в июне 1941 г.
Рис. 7. Форма со сводными данными о распределении выпускников образовательных организаций (в 1941 году) по предприятиям ведомств (в данном случае - Наркомата
авиационной промышленности)
Рис. 8. Форма со сведениями об образовательной организации (Серовское ремесленное училище №10). Вкладка с информацией по профессиональной подготовке учащихся
Следует отметить, что формат хранения данных о распределении выпускников в БД (см. Рис. 7-8) существенно отличается от структуры текста бумажного первоисточника, что обеспечивает более гибкие возможности по выборке и группировке данных (см. Табл. 4).
Таблица 4. Сводные сведения о распределении выпускников школ ФЗО Свердловской
области по предприятиям в июне 1941 г.
Наркомат Кол-во предпр. Кол-во спец-те й Кол-во чел. в т.ч. вне Свердловской обл. в т.ч. вне
Кол-во предпр. Кол-во спец-те й Кол-во чел. % Кол-во предпр. Кол-во спец-те й
Наркомат боеприпасов 6 11 863 2 2 80 9,3 1 1
Наркомат путей сообщения 6 3 243 4 1 118 48,6 3 1
Наркомат нефтяной про мышле нно с ти 6 6 147 4 2 68 46,3 4 2
Наркомат вооружения 4 1 105 4 1 105 100,0 2 1
Наркомат тяжелого машиностроения 5 7 557 3 2 82 14,7 2 2
Наркомат лесной про мышле нно с ти 3 2 109 2 1 14 12,8 1 1
Наркомат
речного флота 2 1 100 1 1 50 50,0
Наркомат судостроительной про мышле нно с ти 1 1 15 1 1 15 100,0 1 1
Наркомат угольной про мышле нно с ти 3 8 415
Наркомат электростанций 1 1 105
Наркомат по строительству 12 13 1648
Наркомат среднего машиностроения 2 8 273
Итого 51 4580 21 532 11,6 14
При анализе сведений БД о распределении первого выпуска школ ФЗО Свердловской области обращает на себя внимание значительное колчество выпускников, направленных на предприятия, расположенные далеко за пределами Свердловской области и Урала. При этом, сравнение вышеприведенных данных с информацией БД о распределении выпускников школ ФЗО по предприятиям в 1942-1944 гг. демонстрирует существенное сокращение количества выпускников, направляемых за пределы региона (см. Табл. 5).
Таблица 5. Сводные сведения о распределении выпускников школ ФЗО Свердловской области по предприятиям в 1942-1944 гг.
Период выпуска Всего в т.ч. вне Свердловской обл. в т.ч. вне Урала
Кол-во предпр Кол-во чел. Кол-во предпр. Кол-во чел. % Кол-во предпр. Кол-во чел. %
Январь 1942 (план) 94 8587 17 205 2,4 2 170 2,0
Январь 1942 (факт) 72 9285 0 0 0 0 0 0
Август 1943 95 11425 3 204 1,8 1 72 0,6
Май 1944 74 10916 0 0 0 0 0 0
Возможности БД по аналитической группировке данных иллюстрирует табл. 2, обобщающая информацию о распределении молодежи, призванной из различных районов Свердловской области, по ремесленным и железнодорожным училищам. Данные мобилизационного отдела управления трудовых резервов Свердловской области, сведенные в табл. 3., показывают, что в отличие от школ ФЗО, в ремесленных и железнодорожных училищах доля учащихся, призванных из других регионов, была незначительной. Может показаться, что эти учебные заведения комплектовались преимущественно местной городской молодежью, однако перегруппировка средствами БД (с использованием вспомогательной таблицы и перекрестного запроса, отражающих расстояние между учебными заведениями и районными центрами Свердловской области) сведений, содержащихся в порайонных планах призыва молодежи в Свердловской области оп. 36, д. 92, л. 10-16; оп. 37, д. 66, л. 61-62 и др.1 (см. Рис. 9) позволяет сделать вывод о значительной доле призывников (13-25% численности контингента),
перемещенных в ремесленные училища из отдаленных районов области (см. Табл. 6).
Рис. 9. Форма со сводными данными о количестве призванной в образовательные учреждения молодежи (в 1941 году), сгруппированными по районам Свердловской
области
При этом, расстояние между пунктами определялось исходя из трех типов ситуаций: 1. В случае, если учебное заведение располагалось в том же населенном пункте (горсовете), где проходил призыв, то расстояние принималось в 0 км.; 2. В случае, если учебное заведение располагалось в том же районе (райсовете), где происходил призыв, то расстояние условно принималось за четверть диаметра окружности, соответствующей площади района; 3. В случае, если учебное заведение располагалось в населенном пункте, не относящимся к горсовету или райсовету, в котором осуществлялся призыв, то в качестве значения принималось современное расстояние по автомобильной дороге между населенным пунктом, где располагалось училище и районным центром, где осуществлялся призыв.
Следует отметить, что вывод о значительном количестве в училищах учащихся, призванных из отделенных районов Свердловской области, полученный на основе анализа информации порайонных планов призыва, содержащихся в БД на уровне А), подтверждается также сведениями из книги учета выпускников РУ №1 (размещены в БД на уровне С).
Таблица 6. Удаленность места учебы от региона призыва (для учащихся ремесленных и железнодорожных училищ, призванных в Свердловской области)
по данным порайонных планов призыва (уровень А БД) По данным книги учета выпускников РУ № 1 (уровень С БД)
ноябрь 1940 г. ноябрь 1942 г. 1942-1944 г.
чел. % чел. % чел. %
0 км 6601 78,6 5220 45,0 240 51,2
1-50 км 2360 20,3 36 7,7
51-100 км 722 8,6 1250 10,8 73 15,6
101-200 км 688 8,2 740 6,4 53 11,3
201-300 км 211 2,5 1730 14,9 64 13,6
более 300 км 178 2,1 300 2,6 3 0,6
11600 100,0 8400 100,0 469 100,0
Другой пример группировки сведений БД, иллюстрирующий динамику распределения учебных заведений по населенным пунктам Свердловской области, приведен в Табл 7. Анализ данных БД позволяет выделить основные географические районы учреждений профтехобразования на территории Свердловской области в 1940-1947 гг. и подтвердить тенденцию увеличения количества школ и училищ в годы Великой Отечественной войны, при их широкой локализации на территории области в 1941-1944 гг. и последующей концентрации в крупных промышленных центрах в 1945-49 гг.
Помимо этого Табл. 7 иллюстрирует возможности БД по анализу данных на основе таких методов описательной статистики, как средние величины, показатели разброса значений и т.д. Например, в колонке таблицы St.Dev приведены значения
среднеквадратичного отклонения, который позволяет оценить диспропорции плановой численности контингента учебных заведений профтехобразования в определенные временные периоды. Так, если разброс значений численности контингента ремесленных и железнодорожных училищ с 1940 по 1944 год существенно уменьшился (исключение составляют отдельные города и районы области, такие как Нижний Тагил), что говорит о тенденции к унификации (по крайней мере, численности учащихся) для этого вида учебных заведений, то в случае со школами ФЗО в период Великой Отечественной войны наблюдается максимальная дисперсия, свидетельствующая о наличии, как чрезвычайно крупных (с контингентом около 1000 учащихся), так и очень небольших школ ФЗО (с плановой численностью 100-150 чел.).
Таблица 7. Динамика распределения учреждений профтехобразования на территории
Свердловской области в 1940-1947 гг.
Районы размещения училищ и школ ФЗО Ремесленные и железнодорожные училища Школы ФЗО
01.12.1940 01.01.1944 декабрь 1940 ноябрь 1943 март 1947
Кол-во Числ. конт. St. Dev Кол-во Числ. конт. St. Dev Кол-во Числ. конт. St. Dev Кол-во Числ. конт. St. Dev Кол-во Числ. конт. St De
Свердловск и пригороды 2 2300 636 9 5050 359 4 1650 259 14 2350 114 15 1515 58
Нижний Тагил 3 1550 176 5 3650 303 4 1450 95 10 2700 160 11 2160 17
Каменск-Уральский* 2 550 35 3 1300 231 3 720 36
Первоуральск- Ревда-Дегтярск- Новоуткинск 3 1150 161 5 2650 327 3 900 176 6 1550 92 9 1760 12
Кушва и окрестности 2 700 71 3 2000 115 3 930 165 3 1000 351 3 440 6
Алапаевск и окрестности 1 200 1 450 3 1300 362 5 535 31
Асбест-Богданович-Егоршино-Камышлов 3 700 58 3 1650 50 2 530 92 7 1050 76 5 870 10
В-Серги, Бисерть, Н-Серги 1 275 2 370 21 3 350 104 2 270 21
Кировград-Невьянск 1 300 2 1150 389 1 330 1 100
Красноуфимск, Арти 1 200 3 1150 189 1 100
Нижняя и Верхня Салда 1 350 2 700 71 1 500 1 250 2 350 35
Н-Ляля-Лобва 1 550 2 150 106 1 100
Н-Тура-Ис 2 350 35 1 200
Полевской-Сысерть 1 300 2 800 212 2 380 14 3 600 173 5 400 76
Пышма-Талица 1 30
Серов-Карпинск-Краснотурьинск 2 850 106 2 1500 354 1 260 5 1300 198 8 1050 80
Тавда 2 450 35 2 150 106
Ирбит 1 100
Всего 19 8400 318 38 21875 278 26 8200 148 64 14400 176 74 10700 10
* Каменск-Уральский до 1941 г. входил в состав Челябинской области
Обобщение результатов
В заключении работы авторами предпринимается попытка обобщить собственный опыт цифровизации, систематизации, анализа и синтеза информации архивных документов по истории профтехобразования и сформулировать принципы создания и применения локально-исторической базы данных в контексте Digital Humanities.
1. Комплексность - базы данных должна быть ориентирована на сохранение информации не одного вида документа, а целого комплекса взаимосвязанных массовых источников. Количество видов массовых источников в комплексе может быть достаточно велико, а их информационная структура - разнообразна [см. подробнее: 10]. Так, сведения о структуре, интенсивности и направленности миграционных потоков учащихся, призванных в учебные заведения трудовых резервов Свердловской области в 1940 -начале 1950-х гг., содержат более 10 видов массовых источников, представленных на четырех уровнях локализации объекта учета (СССР, Свердловской области, учебного заведения и персоны).
2. Проблемно-ориентированность, которая предполагает сложность структуры БД, ее отличие от формуляра каждого из типов документов-источников формирования базы и, в то же время, универсальность структуры данных, обеспечивающая возможность пополнения БД данными из новых источников, повторного использования информации, многопользовательской работы по решению нескольких исследовательских задач и т.д. Пример сложной структуры БД по истории профтехобразования приведен на Рис. 2.
3. Интеграция БД с инструментами анализа и представления данных (статистические запросы, диаграммы, графики, геоинформационные системы и т.д.), которые обеспечивают широкие возможности по систематизации, декомпозиции, группировке и визуализации данных из различных типов источников.
На текущем этапе исследования полнофункциональная ГИС не использовалась: для визуализации территориального распределения учебных заведений трудовых резервов на территории Свердловской области использовалась картооснова, созданная посредством программного пакета OCAD v. 11, преобразованная в растровый графический файл и интегрированная в БД, в соответствующие области которой средствами MS Acceess (с помощью вспомогательной таблицы, содержащей информацию о географической широте и долготе населенного пункта, в котором размещались училища и школы ФЗО) помещалась пиктограмма типа и номера учебных заведений, отобранных в запросе по указанным пользователям критериям (см. Рис 10).
Рис. 10. Пример визуализации информации БД о школах ФЗО и училищах на
географической карте
4. Наличие ссылок на источник информации, что обеспечивает связь каждого атомарного значения (показателя) данных с архивным документом-источником информации.
5. Использование БД для реконструкции недостающих данных, связанных с лакунами в сохранившихся архивных документах. На текущем этапе исследования возможна только ситуативная реконструкция, ориентированная на разработку формулы расчета отсутствующих данных для каждого конкретного случая. Так, на основе сохранившихся в источниках данных о контингенте учащихся, призванных в учебные заведения трудовых резервов Свердловской области из Башкирской АССР (по двум школам ФЗО из шести), а также о числе учеников, самовольно покинувших учебные заведения, средствами БД была реконструирована численность учащихся, мобилизованных в Башкирской АССР, по каждой из школ (восстановленные данные выделены курсивом).
Таблица 8. Результат применения БД для восстановления сведений о призыве молодежи из Башкирской АССР в школы ФЗО Свердловской области в 1945 г.
Название школы ФЗО Численность учащихся (на 01.11.1945), чел. Всего / из Башкирской АССР Самовольно оставили школу в период 11.1945 - 05.1946
чел. %
Богословская №81 124 / ~ 120 61 49,2
Березовская № 10 203 / 153 85 41,9
Гороблагодатская №18 181 / и180 97 53,6
Дегтярская №3 210 / 202 113 53,8
Каменск-Уральская №35 198 / и 195 90 45 5
Ново-Колинская №55 198 / * 120 45 22,7
1114 / 974 491
Таким образом, применение при создании базы данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области (1920-1950-е гг.)» указанных принципов и проблемно-ориентированной структуры на основе нескольких типов массовых источников позволяет получить эффективный инструмент изучения динамики демографических, экономических, социальных, миграционных и эвакуационных процессов, затрагивающих систему профессионально-технического образования, на уровне конкретного индустриального города или региона в целом.
Благодарности
Статья выполнена в рамках гранта «Адаптация региональной системы подготовки рабочих кадров к миграционным процессам (Свердловская область, 1920-1950-е гг.)» Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 19-09-00396.
Библиография
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-9057.
2. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 4372.
3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р-2033.
4. Центр документации общественных организаций (ЦДООСО). Ф. 4.
5. Бородкин Л. И. Digital History: применение цифровых медиа в сохранении историко-культурного наследия? // Историческая информатика. 2012. Т. 1. № 1. С. 14-21.
6. Дорн П. Я и моя база данных: движение к концу направления «История и компьютинг»? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 1995. №13. С. 48-77.
7. Мазур Л. Н. Методы исторического исследования : учеб. пособие. 2-е изд. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2010. 608 с.
8. Марка Д., МакГоуэн К. SADT. Методология структурного анализа и проектирования. М.: МетаТехнология, 1993. 240 с.
9. Могильницкий Б. Г. История исторической науки XX века: Курс лекций. Вып. III. Историографическая революция. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2008. 554 с.
10. Разинков С. Л., Захаровский Л. В. Массовые источники по изучению миграционных потоков в Свердловскую область в 1930-1950-е гг., воздействовавших на региональную систему подготовки рабочих кадров // Актуальные проблемы истории, политики и права. Сборник статей VII Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 50-57.
11. Разинков С. Л., Захаровский Л. В. Просопографические базы данных как инструмент изучения региональной системы профессионально-технического образования // Творческая лаборатория историка: горизонты возможного (к 90-летию со дня рождения Б.Г. Могильницкого): материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Томск, 3- 4 октября 2019 г.): в 2 ч. - Ч. 2. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2019. С. 159-165. - DOI: 10.17223/978-5-7511-2594-3/Т.2/26
12. Таллер М. Дискуссии вокруг Digital Humanities // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2012. №1. С. 5-13.
13. Kirwan L. Databases for Quantitative History // Proceedings of the Third Conference on
Digital Humanities in Luxembourg with a Special Focus on Reading Historical Sources in the Digital Age. Luxembourg, December 5-6, 2013. Режим доступа: http://ceur-ws.org/Vol-1681/Kirwan_Quantitative_History.pdf
14. Mathisen R. W. Where are all the PDBs?: The Creation of Prosopographical Databases for the Ancient and Medieval Worlds // Prosopography Approaches and Applications. A Handbook / Ed. by K.S.B. Keat-Rohan. Oxford: P & B, 2007. P. 95-126.
15. Thaller M. Digital Humanities als Wissenschaft // Digital Humanities: Eine Einführung / F. Jannidis, H. Kohle, M. Rehbein. Springer-Verlag, 2017. S. 13-18.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Эпоха Перестройки, когда по образному выражению бельгийского коммуниста в нашей стране «Все пришло в движение», привела к серьёзным переменам во всех сферах советского общества. Не могла она не затронуть и образование: в ходе развернувшихся дискуссии много говорилось и о западных методиках преподавания, и о излишней идеологизированности советской системы образования, и, разумеется, о переходе на европейские стандарты обучения. Однако сегодня мы все чаще не просто отдаём дань уважения многим достижениям советского образования, но и, как к примеру в случае с профессионально-техническим образованием, сожалением о практически ликвидированной системе, крайне нужной в условиях нехватки «синих воротничков». В этой связи изучение различных аспектов истории профессионально-технического образования СССР представляет заметный интерес и в настоящее время.Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой является база данных «Профессионально-техническое образование в Свердловской области». Автор ставит своими задачами раскрыть важность компьютерных технологий и методов количественного анализа исторических источников, обобщить и систематизировать важнейшие показатели «деятельности системы подготовки квалифицированных рабочих кадров в Свердловской области (организационных, социально-экономических, социально-демографических, ментально-поведенческих и т.д.) в их динамическом развитии и на основе различных массовых источников», сформулировать принципы создания и применения локально-исторической базы данных в контексте Digital Humanities. Работа основана на принципах историзма, системности, объективности, методологической базой исследования выступает предложенная автором база данных, реализованная в СУБД Microsoft Access 2003. Научная новизна исследования определяется самой постановкой темы: как отмечается автором, он стремится «обобщить собственный опыт цифровизации, систематизации, анализа и синтеза информации архивных документов по истории профтехобразования и сформулировать принципы создания и применения локально-исторической базы данных в контексте Digital Humanities». Научная новизна определяется также в привлечении архивных документов. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент следует отметить его масштабность и разносторонность: всего список литературы включает в себя 15 различных источников и исследований. Важнейшей источниковой базой рецензируемой статьи выступают документы из Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива экономики, Государственного архива Свердловской области, Центра документации общественных организаций. Из привлекаемых автором исследований отметим труды С.Л. Разинкова и
Л.В. Захаровского, Л.И. Бородкина, П. Дорна, в которых раскрываются различные аспекты применения цифровых технологий в исторической науке. Здесь хотелось бы отметить следующее: библиография обладает важностью не только с научной, но и с просветительской точки зрения, после прочтения текста читатели могут обратиться к другим материалам по ее теме. В целом, на наш взгляд, комплексное использование различных источников и исследований позволило автору должным образом раскрыть поставленную тему. Стиль написания статьи можно отнести к научному, вместе с тем доступному для понимания не только специалистам, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как использованием компьютерных технологий в исторической науке, так и историей образования в нашей стране. Аппеляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней можно выделить введение, основную часть и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что представленная «модель предметной области базы данных содержит три уровня обобщения информации, отражающей деятельность системы профессионально-технического образования: 1) уровень агрегированных статистических показателей в масштабе Свердловской области; 2) уровень показателей деятельности образовательной организации; 3) уровень сведений о конкретных учащихся, преподавателях и сотрудниках». После раскрытия концептуальной модели автор приводит примеры, иллюстрирующие возможности БД по систематизации, анализу и синтезу информации предметной области. В ходе проведённого исследования автор выделяет такие принципы используемой модели как комплексность («базы данных должна быть ориентирована на сохранение информации не одного вида документа, а целого комплекса взаимосвязанных массовых источников») и проблемно-ориентированность. Главным выводом статьи является то, что использование разработанной автором модели «позволяет получить эффективный инструмент изучения динамики демографических, экономических, социальных, миграционных и эвакуационных процессов, затрагивающих систему профессионально-технического образования, на уровне конкретного индустриального города или региона в целом». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет читательский интерес, снабжена 10 рисунками и 8 таблицами, что позволяет наглядно проиллюстрировать материал, а ее материалы и выводы могут быть использованы как в курсах лекций по истории России, так и в рамках применения компьютерных технологий в исторических исследованиях. К статье есть замечания (так, можно было дать обоснование избранным хронологическим рамкам, в тексте есть опечатки, есть незавершённые по смыслу предложения, например, «На рис. 5. представлен» и т.д.). Однако в целом, на наш взгляд, статья может быть рекомендована для публикации в журнале «Историческая информатика».